Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Бунтарь": философско-образовательный проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

"Религиозный либерал": наше творчество

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 18/2008-12-15

Дорогие друзья!

На нашем форуме произошёл небольшой диалог, содержание которого показалось мне достаточно важным для того, чтобы опубликовать его в рассылке. После выпусков нашей рассылки «Дух свободы», где я начала чтение глав из книги Вильяма Джонстона «Христианский дзен», некий человек под ником  Stack задал мне достаточно глобальные вопросы:

«Что вы взяли из христианства для себя, для своего мировоззрения? Что принимается, а что отбрасывается? Почему? Чего не хватило в христианстве, что заставило искать дальше?»

Привожу свои ответы:

Quote (Stack)

Что вы взяли из христианства для себя, для своего мировоззрения?

Ответ:  Учение о любви к ближнему, перво-наперво. Конечно, этому можно учиться не только в христианстве. Но со мной это произошло именно в христианстве.

Учение о снисхождении к ошибкам и грехам: "Не судите, да не судимы будете". Вглядывание внутрь себя, самоанализ. Это связано с традиционно-христианскими представлениями о борьбе со страстями, то есть не просто отказ от плохих поступков, но и стремление искоренить их корень в мыслях и чувствах.

Прощение как других, так и себя, ибо всех прощает Господь. Исповедь как обновление, как новое начало новой жизни, которое необходимо повторять каждый раз в случае падения. Для нецерковного человека это может происходить и без церковного таинства. Главное - не в том, как это происходит внешне, а как это происходит внутренне.

Наконец, установка на самопожертвование, ибо Иисус жертвует собою ради людей, и христианин призван подражать этому. То есть заботиться не только о себе, но и о других, и если необходимо, то отказываться от своих интересов ради другого.

Quote (Stack)

Что принимается, а что отбрасывается? Почему?

Ответ: Принимаю перечисленное выше. Отбрасываю идею вечного ада. Потому что бесконечное мучение лишено смысла, а Бог - не садист, а Любовь.

Отбрасываю так называемую юридическую трактовку искупления. Суть её в том, что, якобы, Бог требует, чтобы за грех было заплачено, требует жертвы за грех, и что Иисус заплатил за людей своими страданиями. Это так же лишено смысла, ибо в таком понимании - отрицание того, что Бог есть Любовь. В таком понимании Бог не любит, а осуждает, причём жестоко: человек грешит, а "платить" должен невинными жерствами животных, якобы, "угашая" этим гнев Бога, а затем - муками Христа. Это ужасающий образ Бога.

Однако уже в Ветхом Завете говорится: "Жертва Богу - дух сокрушенный. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит". То есть для прощения греха достаточно РАСКАЯНИЯ. Никакие жертвы Бог не требует. Никакие жертвы не "угашают" Его гнев, поскольку Он полон милосердия и готов прощать "до семижды семидесяти раз", как сказал Иисус. Иисус пришёл открыть любовь Бога к человечеству, а не "угашать" Его гнев.

Не принимаю так же утверждения, что для спасения души человек обязательно должен стать христианином. Причина - та же: Бог милосерден и способен прощать всех, а не одних лишь христиан.

Ну и многих моментов практической жизни церковных людей, их отношения к "миру": осуждение людей, которые не соответствуют их меркам, стремление всех "переделать" по-своему и прочее подобное. Не принимаю, потому что всё это не соответствует любви. Любовь всех принимает, всех объемлет.

Не принимаю непогрешимости церковных догматов. Потому что знаю историю их утверждения.

Quote (Stack)

Чего не хватило в христианстве, что заставило искать дальше?

Ответ: Прежде всего, не хватило терпимости к инаковерию, толерантности к инакомыслящим, безусловного принятия ближнего, безусловной любви.

Реплика Гостя: Путник, вы взяли в христианстве понимание о любви, а главное проявление любви Бога к человеку отбросили

Ответ: Когда я была моложе, то многое принимала на веру в прямом смысле этого слова, то есть, не задумываясь над смыслом, просто потому что так верить "положено". Однако со временем я стала более критична. Поэтому я принимаю лишь то, в чём вижу СМЫСЛ, и отбрасываю то, что этого СМЫСЛА ЛИШЕНО.

Stack: Ответы очень даже достаточные. Когда Христа спросили - какая первая заповедь Он сказал "Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем разумением своим", а вторая про любовь к ближнему. В том же Дзен отсутствует понятие Бога в привычном для христиан смысле. Как быть с этим? О Ком Христос говорил "возлюби Господа твоего"? (Это может даже скорее к Гостю вопрос).

О любви к ближнему и снисхождении - согласен. А вот про самоанализ надо бы несогласиться. Тупо посмотря по сторонам я нашел счастливыми только тех, кто не занимается самоанализом, но принимает описанное выше. Я ищу как выключить мозг и включить сердце. (Нужно обратиться к Богу для этого).

Прощение и исповедь - опять же согласен. Если испачкался - прощение и исповедь - это способ "постирать одежды". А вот самопожертвование ради других - не согласен. "Кто потеряет душу свою ради Меня..." - вот что хотел Иисус. Читай "откажитесь от вашей мирской судьбы, оставьте богатство, семью, мирское благополучие ради свободы от гордыни, зависти, ревности и тогда вам легко будет стать Моим учеником, исполнять заповедь любви". А вот ради других - это заблуждение. Господь всегда заберет у вас то что вы любите больше Него. Любить сына и пожертвовать собой ради сына это значит потерять сына. Любить Бога за то что он дал сына, дать сыну свободу, не мешая его развитию, не заменяя собой Бога для него - вот что (по моему мнению) хотел Иисус.

С вечным адом все просто - душа не умирает. Ад это когда твоя душа осознает все сделанное зло, но уже не может ничего изменить. Ад, к примеру, это смотреть в глаза родителям убитого тобой их ребенка. Смотреть вечно... Вечно "гореть со стыда".

И снова про искупление не соглашусь, написав "Бог - Отец". Разве ваш папа не наказывал вас за провинности? Разве вы не отругаете своего ребенка к примеру за ложь или воровство и не заставите его исправить ситуацию - сказать правду или вернуть украденное, да еще и прощения при этом просить? Конечно, придется "сотворить достойный плод покаяния" или пожалуйста - читай выше.

Зачем же Он велел проповедать Евангелие всем народам? Зачем же он говорил "никто не приходит к Отцу кроме как через Меня"?

Ответы:

Quote (Stack)

Когда Христа спросили - какая первая заповедь Он сказал "Возлюби Господа своего всем сердцем своим, всем разумением своим", а вторая про любовь к ближнему.
В том же Дзен отсутствует понятие Бога в привычном для христиан смысле. Как быть с этим? О Ком Христос говорил "возлюби Господа твоего"?

Ответ: Прежде всего, не надо бояться мысли, что в Библии что-то может быть несовершенно. Библейские книги писались в определённом культурном и историческом контексте. Библейский образ Бога: во-первых, антропоморфен, то есть подобен человеку, и, во-вторых, этот образ достаточно жесток, даже я бы сказала, варварский, если честно читать книги Ветхого Завета.

Неужели в Ветхом Завете был один Бог, а в Новом как-бы другой?
Нет, конечно. Бог один и тот же, но различно Его понимание, различен уровень людей, которые писали, и к которым обращались в свою эпоху библейские авторы.

Рассуждая далее, мы обнаружим, что несколько по-разному понимается Бог и многие другие вещи в разных религиях.

Атеисты нам говорят: раз Бог один и тот же, почему религии такие разные? И делают отсюда вывод, что Бога не существует, а религию выдумали глупые люди.
Религиозные фундаменталисты говорят: истинный Бог - только у нас, все другие понимания ложные. Но это вовсе смешно. Фундаменталистский Бог - это не Бог, а Его карикатура, которая уводит мыслящих людей от такой религии. Каждый понимает истину в меру своего духовного и интеллектуального уровня.

Иисус, как и другие, говорит на языке своей культуры и эпохи.

В буддизме нет дуальности, противопоставления "Я" и "не-Я". Поэтому понятие личности в буддизме относительно. То есть когда мы говорим о себе или о ком-то, мы, конечно, подразумеваем конкретное лицо. Но истина эта относительная, а не абсолютная.

Буддизм убирает все границы и перегородки между объектами и показывает, что всё едино, всё взаимозависимо и взаимообусловленно. Говоря языком научным, мир - это не разрозненные объекты, а единая и цельная система, в которой всё объединено со всем, нет чего-либо изолированного.

Поэтому если говорить о Боге, то буддизм отрицает не Бога, а идею бытия независимого существа, которое самодостаточно само по себе. Вот в чём суть. Для буддизма невозможно противопоставление Бога и мироздания, потому что всё едино.

Следующие вопросы.

Quote (Stack)

А вот про самоанализ надо бы несогласиться. Тупо посмотря по сторонам я нашел счастливыми только тех, кто не занимается самоанализом, но принимает описанное выше.

Ответ: Когда я писала о самоанализе, то подразумевала не вечное самокопание с недовольством собой: "какой я плохой и грешный". Речь шла о борьбе со страстями, которая имеется не в одном христианстве, но во всех развитых религиях, особенно в буддизме.

В евангелии говорится, что убийца - не только тот, кто убивает физически, но и тот, кто убивает морально - своим гневом. Прелюбодей - не только тот, кто физически изменяет, но и тот, кто лелеет в себе вожделение. И вообще: зло исходит "извнутрь, из сердца человеческого".

Поэтому праведник - это не фарисей, который благопристоен внешне, но внутренне "исполнен костей мёртвых и всякой нечистоты". Праведник - тот, кто очищает свою внутренность. Но чтобы её очищать, нужно замечать, что в ней эта нечистота имеется. Вот это я имела в виду под словом "самоанализ" - осознанное отношение к корню зол, который прячется внутри, но не всегда виден снаружи.

Иначе нам и каяться будет не в чем. В притче о фарисее и мытаре фарисей не кается, а чувствует себя вполне довольным собою. А ведь в евангелии Иисус обрушивается с обличениями не в адрес мытарей и блудниц. Напротив, с ними Он "ест и пьёт", то есть воспринимает их дружественно, невзирая на их грехи. А вот против фарисеев обрушивается постоянно, хотя это те, кого мы бы назвали "практикующими" или "воцерковлёнными" людьми.

Quote (Stack)

А вот самопожертвование ради других - не согласен. "Кто потеряет душу свою ради Меня..." - вот что хотел Иисус. Читай "откажитесь от вашей мирской судьбы, оставьте богатство, семью, мирское благополучие ради свободы от гордыни, зависти, ревности и тогда вам легко будет стать Моим учеником, исполнять заповедь любви". А вот ради других - это заблуждение. Господь всегда заберет у вас то что вы любите больше Него. Любить сына и пожертвовать собой ради сына это значит потерять сына. Любить Бога за то что он дал сына, дать сыну свободу, не мешая его развитию, не заменяя собой Бога для него - вот что (по моему мнению) хотел Иисус.

Ответ: Если бы слова Иисуса следовало понимать таким образом, то все христиане были бы должны жить без семьи и имущества. Но это совершенно необязательно. Можно быть, к примеру, богатым и постоянно делиться с теми, кто беден. Здесь суть в отказе от эгоистических привязанностей.

Можно любить другого человека ради него, принимая его таким, каков он есть, и можно любить его ради себя, стремясь его "переделывать" под себя. Второй вариант нередко бывает в семьях. Дать человеку свободу - в этом я совершенно согласна.

Но любовь к абстрактному Богу - это путь к фанатизму. Бог - во всём и во всех. Именно поэтому заповедь любить Бога неотделима от заповеди любить ближнего. Ты любишь Бога только тогда, когда любишь ближнего, и никак иначе.

Quote (Stack)

С вечным адом все просто - душа не умирает. Ад это когда твоя душа осознает все сделанное зло но уже не может ничего изменить. Ад к примеру это смотреть в глаза родителям убитого тобой их ребенка. Смотреть вечно... Вечно "гореть со стыда".

Ответ: А кому это надо - "вечное горения со стыда"? Если человек по-настоящему раскаивается, то этого довольно для прощения. Но христиане для того, чтобы оправдать некоторые отдельные фразы библейских авторов, ввели учение, будто бы раскаяние возможно только на земле.

Это извращённое отношение к образу Бога. Если Бог всемогущ и бесконечно милосерден, то Он всегда прощает. Поэтому в православии существует мысль о необходимости молиться даже и о находящихся в аду.

Вот если нет раскаяния, то человек найдёт наказание в самом себе - не Бог его будет специально мучать.

Сказанное, конечно, не означает, что можно жить беспечно. Нет, конечно, поскольку, чем более грешит человек, тем труднее ему покаяться: совесть умолкает. Вероятно, в этом контексте и нужно понимать все слова о мучениях в огне. Но никакое мучение не может быть бесконечным: это противоречит милосердию Бога.

Quote (Stack)

И снова про искупление не соглашусь написав "Бог - Отец". Разве ваш папа не наказывал вас за провинности? Разве вы не отругаете своего ребенка к примеру за ложь или воровство и не заставите его исправить ситуацию - сказать правду или вернуть украденное, да еще и прощения при этом просить?

Ответ: В том-то и дело, что Бог - не юрист. Все прегрешения мира - ничто в огне Божественной любви. Так говорят некоторые святые, и они правы.

Наказание - проблема спорная. Я не хочу сказать, что они вообще не нужны, но исправляет людей не наказание, а прощение. Наказание нередко лишь ожесточает.

А понятие юридического искупления вообще связано не с наказанием, а с "искупительной жертвой". То есть наказывается не виновный, а невинный: вначале в жертву приносятся животные, а потом Иисус. Но Богу не нужны кровавые жертвы. Ему не нужны чьи-то мучения и чья-то смерть, чтобы "угасить" гнев и "умилостивить".

Повторю: Бог - не изверг и не садист. Он прощает не за жертвы, а по изобилию Своего милосердия. Поэтому в ортодоксальном богословии страдания Иисуса не "угашают" гнев и не "умилостивляют". Они просто демонстрируют полную солидарность Бога со страдающим миром. Бог в лице Христа страдает и умирает ВМЕСТЕ с людьми. Бог демонстрирует не Свой гнев на кресте (якобы, обрушивающийся на Сына вместо грешников), а Своё СОСТРАДАНИЕ человеческому роду. Он как бы говорит этим: "Смотрите, я страдаю ВМЕСТЕ С ВАМИ".

Quote (Stack)

Зачем же Он велел проповедать Евангелие всем народам? Зачем же он говорил "никто не приходит к Отцу кроме как через Меня"?

Ответ: В том-то и дело, что слова Иисуса далеко не всеми поняты.
Придти через Него - не значит принять христианство. Иисус ВООБЩЕ НИГДЕ НЕ ПРОПОВЕДУЕТ ХРИСТИАНСТВО. Христианство складывается постепенно, медленно после смерти Иисуса. Иисус проповедует ЦАРСТВО БОЖИЕ, а не христианство. Царство Божие - это осознания Божественного присутствия повсюду, и в первую очередь - внутри себя. Царство Божие - это не царство догмы, а царство Любви. Поэтому прийти к Богу через Иисуса - значит придти к Богу через Любовь. Не через религиозную принадлежность. Не через крещение и исполнение обрядов. Не через читание молитв. Но через ЛЮБОВЬ.

Иного пути к Богу действительно не существует.

Проповедь Евангелия - это не проповедь догматов, не проповедь религии.
Проповедь Евангелия - это "научите людей СОБЛЮДАТЬ ТО, ЧТО Я ВАМ ЗАПОВЕДАЛ".

А как можно научить этому? Только живя соответственным образом.
Не словами, а делами. Слова, конечно, могут что-то объяснить. Но учит человека ЖИВОЙ ПРИМЕР, а не красивые фразы.

 

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное