Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Религия. Психология. ЗОЖ

  Все выпуски  

Человек и религия в современном мире


НАШИ ПРОЕКТЫ:

"Путь в бесконечность": религиозно-социальный проект

"Микрокосм": духовно-образовательный проект

"Тайны мироздания": научно-популярный проект

"Свободная мысль и милостивое сердце": религиозно-либеральный блог

"Религиозный либерал": наше творчество

"Внутри": творческий сайт Александра Грайцера

"Наука и религия": антифундаменталистский проект

"Мудрость": священные книги религий, этническая музыка

Рассылка Елены Преображенской и Александра Грайцера

ЧЕЛОВЕК И РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Выпуск 19/2008-12-22

Дорогие друзья!

Как я уже сообщала в прошлый раз, первая часть книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода» подошла к концу. Книга на этом не заканчивается, но далее следует повествование несколько другой тематики: Саша рассказывает свои впечатления от переезда в Израиль. Поэтому сейчас имеет смысл подвести итоги всего прочитанного и сделать некоторое заключение. В дальнейшем я размещу наши размышления на своих сайтах, чтобы их могли прочесть те, кто не был с нами всё это время.

Итак, мы размышляли на тему свободы, заостряя особенное внимание на свободе в религиозной жизни, проблеме, которая непроста для многих «практикующих» верующих, поскольку они привыкли черпать свою веру не из своего собственного духовного опыта, а из тех или иных авторитетов. Мы постарались в меру своих сил и способностей показать, что подлинная вера может быть лишь свободной и лишь собственной, а не чужой.

Духовный путь человека – это процесс глубоко личностный, интимный, не могущий сводиться к принятию исторически сложившихся религиозных догм и доктрин. Вера – это, прежде всего, личное отношение к бытию Бога, поиску смысла жизни, нравственных ценностей. Конечно, мы можем быть солидарны с теми или иными философами или богословами, и это совершенно нормально.  Но если наши представления сводятся только к повторению чужих слов, то это уже не наша личная вера: мы просто копируем чужие мысли, но они – не наши. Мы верим им, поскольку они принадлежат авторитетам, но они для нас – лишь мёртвые формулы.

Когда одни и те же формулы передаются от одних людей к другим, рождается традиция. Традиция хороша и полезна: она нас обогащает, она нас учит, но её не достаточно для собственной веры. Вера может стать собственной лишь через личный опыт, через личное переживание, через личный, а не чужой поиск. Но поскольку все люди очень разные как личности, имеют разное образование, принадлежат к разным культурам, это порождает бесчисленное множество различных субъективных восприятий как жизни вообще, так и веры в частности.

Это многообразие взглядов, позиций и точек зрения открывает перед нами замечательную картину сложности нашего бытия. Оно предстаёт перед нами в огромном спектре цветов разных гамм, а не в виде чёрно-белого изображения. Оно открывает перед нами множество различных граней и ракурсов, а не плоское двухмерное видение.

Самое большое искушение верующих и, не побоюсь слов, самое большое зло, порождённое религией, заключается в стремлении «приватизировать» истину той или иной религиозной группой, заклеймив все иные взгляды как «еретические». Подобное отношение к истине приводит к бесконечной вражде, религиозным войнам, инквизиционному насилию всех мастей. Оно запрещает людям вести личный духовный поиск, замораживая разум и совесть в мёртвом догматизме, что, в свою очередь, ведёт к формализации веры.

Когда вера перестаёт быть личной, когда человек живёт чужим умом и приучен лишь к подчинению, тогда его личностная индивидуальность растворяется в сплошной серой массе, и религиозная жизнь сводится к механическому исполнению традиций и обрядов, часто без всякого нравственного содержания.

Отсюда мы наблюдаем множество людей, называющих себя верующими, жизнь которых весьма далека от религиозных заповедей и морали. Отсюда рождается, в частности, яркий евангельский образ, многократно повторяющийся в истории, толпы, сегодня кричащей «Осанна!», а завтра кричащей «Распни Его!». Отсюда рождается и масса религиозных фанатиков, которые «распинают» своих ближних в полной уверенности, что тем служат Богу.

Понятие Бога не может сводиться к традиционным догмам и доктринам. Богословские подходы несовершенны хотя бы уже потому, что всегда являются частью культурно-исторической среды. К примеру, традиционное христианское богословие – это ничто иное, как попытка синтеза первоначального христианства, рождённого в иудаизме, и эллинистической ментальности, греческой философии.

Говоря современным языком, христианская догматика – это плод инкультурации, вхождения изначально еврейской религии в греческую культуру. Родоначальником этого процесса был апостол Павел, богословие которого резко отлично от учения самого Иисуса Христа. Результатом этого процесса стало широкое распространение христианства в среде языческих народов, но отторжение его со стороны иудеев, поскольку они видят в нём чуждую культуру. Ислам является попыткой совершить синтез иудаизма и христианства на иной культурно-исторической почве. Межрелигиозные конфликты рождаются, когда представители различных культур начинают отстаивать свои догмы и доктрины как «единственно истинную веру», а другие отрицают как «ложные», «еретические» и даже «сатанинские».

Не отвергая исторически сложившиеся формы религии, мы (я и Саша Грайцер) рассматриваем их как разные грани сложной, а не упрощённой картины бытия. Мы призываем к собственному свободному и творческому поиску истины, смысла жизни и веры. А в сердцевине подлинно религиозной или духовной жизни лежит преодолевание узких личных или групповых интересов, выход за их пределы, или, проще говоря, возрастание в неэгоистичной и ничем необусловленной любви к каждому человеку.

На днях один человек написал к нам на форум, что хотел бы отключить свой разум, так как он запутался в поисках ответов на вопросы. Я пожелала ему найти выход из этого состояния, поскольку Богу не нужны безголовые рабы, отказавшиеся мыслить. «Вера и разум (fides et ratio) – это как бы два крыла, на которых человеческий дух возносится к созерцанию истины», написал покойный Папа Иоанн Павел II в энциклике, носящей то же название – «Вера и разум» («Fides et ratio»).

Птица может летать лишь тогда, когда она имеет два крыла: если она потеряет одно из них, то упадёт на землю и разобьётся. Подобным образом и наш духовный поиск разобьётся вдребезги, если мы потеряем какое-либо из этих духовных крыльев – веру или разум. Опираясь на один лишь разум, возгордившийся человек утрачивает переживание тайны мироздания, которое, по мудрому высказыванию Альберта Эйнштейна, «лежит в основании религии и всех наиболее глубоких тенденций в искусстве и науке». «Тот, кто не испытал этого ощущения, – продолжает учёный, – кажется мне, если не мертвецом, то во всяком случае слепым». Речь идёт не о принятии доктрин, а о внутреннем переживании. Другая крайность – религия без разума, без личного размышления, без критического поиска смысла, – легко превращается в фанатизм и фундаментализм, в котором нет ни смысла, ни свободы, а есть лишь слепое рабство догм.

Метафора Папы Иоанна Павла про два крыла вспомнилась мне в тот момент, когда я обдумывала, что написать в заключение первой части книги Саши Грайцера. Но мне бы хотелось несколько переиначить этот образ, применив его к проблеме человеческой свободы. Мне бы хотелось сказать так: любовь и свобода – это те два крыла, которые необходимы, чтобы дух наш воспарил к истине.

Любовь без свободы утрачивает свою главную основу – добровольность и, по сути, перестаёт быть любовью, превращается в рабство. Любовь и рабство – две вещи несовместные.  Любовь может уступать в чём-то, искать компромисс вместо конфронтации, но она делает это свободно, а не по принуждению. Тоталитаризм, хоть идеологический, хоть религиозный, не совмещается с любовью, как и любовь не совмещается с тоталитаризмом.

Однако свобода без любви превращается в эгоизм и жестокость. В этом можно легко убедиться, побывав в каком-либо идеологизированном сообществе. Причём неважно религиозное оно или атеистическое или какое-либо иное. Мне приходилось наблюдать и массовое ожесточение верующих, и массовое ожесточение атеистов. С первым я сталкивалась в реальной жизни и в виртуальном мире (на религиозных форумах), со вторым я столкнулась в ЖЖ, просматривая антиклерикальные сообщества. Как одни, так и другие представляют собою сплошной поток злобы и невежества.

Один человек, сочувствующий антиклерикализму (я и сама разделяю антиклерикализм как форму протеста против навязывания определённой церковной идеологии обществу и миру), написал в антиклерикальном ЖЖ-сообществе: «Я когда вступал в это сообщество, думал оно на тему борьбы против вмешательства церкви в светскую жизнь, и о свободе совести. А оказалось, что в основной массе это сборище дурачков, которые считают, что свобода совести и антиклерикализм заключается в оскорблении верующих всех мастей. Пардон, это не для меня…»

Возмущению на этот постинг не было предела. Один из возмущённых сказал буквально так: «Свобода совести как раз и заключается в том, что можно оскорблять, кого угодно, на своё усмотрение, ну и получить в ответ, разумеется…»  И закончилась эта бурная дискуссия матерными словами, которыми доблестный антиклерикал в буквальном смысле «послал» автора постинга.

Мне при этом вспоминались похожие ситуации на христианских форумах, когда верующие изгоняли из своей среды инакомыслящих. Матерные выражения там тоже иной раз проскальзывают (из уст наиболее рьяных «борцов с ересями»). Правда, удаляются модераторами.  Но я сейчас имею в виду не форму, в которой человека «посылают» куда подальше, а её суть: дух нетерпимости и злобы, который может быть замаскирован под личиной благообразия.

Глядя на всё это, я в очередной раз подумала о том, насколько наш мир наполнен враждой и ненавистью, и пришла к простейшему выводу: только любовь, а не идеология, способна устанавливать мирные и добрые человеческие отношения. Любовь раздвигает любые идеологические границы, принимая человека таким, каков он есть, без навязывания ему каких-либо стереотипов и стандартов. Любовь позволяет человеку иметь иные мысли и следовать иным путём. Любовь способна к принятию инакомыслия и инаковерия.

Если искать любви, а не и  религиозной или иной идеологии, враждебность между людьми сможет утихать.  Тогда верующий сможет принять право атеиста на неверие без навязчивой и назойливой религиозной пропаганды, которая раздражает сейчас уже совершенно спокойных людей, не желающих, чтобы церковь учила их, как жить. Тогда атеист сможет принять право верующему поклоняться Богу без не менее навязчивой и назойливой атеистической истерии, которая, оказывается, и сейчас существует в определённых кругах. Тогда христианин сможет принять право иудея или мусульманина по-своему верить в Бога, отказавшись от «прозелитизма», который в церкви называется благозвучным словом «миссионерство», которое породило и продолжает порождать немало конфликтов, войн и вражды.

«Познаете истину, и истина сделает вас свободными» – сказал Иисус. Эта истина есть ни что иное, как любовь, а не догма или доктрина. Любовь, только любовь, но не лицемерная, не фарисейская, не личина любви, а подлинная, чистая, бескорыстная любовь, и только она одна, освобождает от рабства догм и вражды.

Елена Преображенская

А сейчас мы продолжим публикацию книги Александра Грайцера «Тебе принадлежит свобода». Начинается вторая её часть.

                  Опять я в дороге, опять в пути. И моя кляча не хочет идти никуда. Поскорее бы показались чужие сады, я бы свою клячу яблоками накормил. Я покачиваюсь в седле и мне совершенно не весело. Это только моя кляча смеется и ржет, оглядываясь на меня. Меня же уже ничто не сможет рассмешить в этом мире. Разве что, попадется какая-то лужица на дороге и я посмотрю на свое отражение.

За что я люблю дорогу, так это за думы. Вспоминается   и   такое,  что  хочу  вспомнить, и такое, что хочу забыть. Самое плохое воспоминание, когда я потерял кошелек. А вот самое хорошее, как я у дочки виноградаря крал виноград.   А она мне помогала!

Старая кляча! Хоть бы ты дотянула до города! Все-таки мне твою спину не так жалко, как свои ноги. А в том чужом саду, может быть, и я яблок поем. Вдруг, мне навстречу там выйдет уже старшая женщина, та - дочка виноградаря. Не так-то хорошо на свете быть одиноким.

Если бы я не был тогда так строптив! Наверное, сидел бы сейчас в тепле и внукам рассказывал про тот виноград. А моя жена пускай бы меня укоряла.

Ох, какая длинная-длинная дорога!

ВОСХОЖДЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМ

(Заметки путешественника по Святой Земле) 

      Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя(Псалом 121, б) 

 

Согласитесь, что большинству из нас не часто удается побывать в Изра­иле, на Святой земле (если, вообще когда-нибудь удается). Об этой земле рассказано в одной из самых популярных в мире книг - Библии, ведь Библия была написана на этой земле. Что касается меня, то возможность побывать там мне представилась впервые. Три недели я, как губка, впитывал в себя воздух, небо, море и землю Израиля и теперь хочу поделиться своими впечатлениями.

АЭРОПОРТ БЕН-ГУРИОН

ВРАТА В БИБЛЕЙСКИЙ МИР.

Когда наш самолет рейса Киев - Тель-Авив взлетел, я стал свидетелем интересного эпизода. Дело в том, что на международных авиалиниях стюардессы развозят на тележках не только соки и мин. воду, но и разнообразные спиртные напитки: пиво, водку, коньяк, несколько сортов вин, аж глаза разбегаются. Все это, разумеется, бесплатно, т.к. входит в стоимость билета. Так вот, один мой соотечественник, не выдержал искушения "свободой" и, как говорится, наклюкался и поднял дебош, который, правда, быстро и грамотно погасили стюардессы. Поскольку я отправился за границу в первый раз, этот эпизод стал для меня своеобразным эпиграфом к пу­тешествию. Это ведь раньше, в глубокой древности, путешествие из Египта в Землю Обетованную занимало сорок лет, в течение которых можно было из­бавится от всех вредных и недостойных привычек и войти в Землю Обетован­ную свободным и достойным человеком. А ныне, за три часа перелета, попро­буй освободиться от всех комплексов, приобретенных за целую жизнь в "стра­не народов вольных"?! Так что проблема остается актуальной.

После посадки в Бен-Гурионе первое впечатление было таким, что я попал именно на Восток, в восточную страну. Там все другое. Другая природа и другая погода. Из зимы в Киеве (дело было в ноябре), через три часа я ока­зался в лете. В Израиле вообще нет зимы в нашем привычном понимании. В "зимние" месяцы температура воздуха, как правило, не падает там ниже плюс пятнадцати градусов, но, говорят, в это время часто идут дожди. Однако, во время моего пребывания там, небо было безоблачным. Представьте себе: синее-синее бездонное глубокое небо, на котором ни облачка, да еще в обрам­лении экзотических пальм, да еще в течение трех недель кряду: прибавьте к этому три моря с неправдоподобно-чистой водой, в которых Вы купаетесь и еще много-много чего интересного, - и  у Вас отпадет всякое сомнение, что Вы попали именно в рай.

В Израиле другая архитектура. Спустившись с трапа самолета и ступив на Землю Обетованную, я, по привычке, стал искать глазами высотное здание аэропорта и, не находя его, даже растерялся, потеряв ориентацию в простран­стве. Само здание аэровокзала по своей вместимости огромное, особенно если ты находишься внутри него, включающее много различных залов. Однако оно невысокое, протяженное, сложной геометрической конструкции.  Вообще на Востоке дома и здания имеют человеческий размер и масштаб, в отличии от Запада, которому свойственна архитектурная гигантомания. Влияет ли это обстоятельство на жизнь человека, на его мироощущение и самоощуще­ние? Кстати, уже на обратном пути проезжая мимо огромного памятника Победы, что на берегу Днепра, я вновь почувствовал себя маленьким человечком, придавленным к земле величием этого монумента - Женщины-Победительницы. Не знаю, может быть женщины возле этого памятника чувствуют себя как-то иначе? Однако, думаю, что человек, постоянно чувствующий себя маленьким, ничего не способным сделать, ничего не значащим на фоне общественных идеологем и культов, - это уже болезнь. В Израиле, насколько мне известно, нет памят­ников в виде человеческих фигур. Это связано с Библейской заповедью, запрещающей делать такие изображения и поклоняться им. Памятники в Израиле - это произведения авангардного  искусства, и порой нужно хоро­шенько подумать, чтобы как-то понять и объяснить себе его значение.

Пока мы ехали на автобусе из Бен-Гуриона в Хайфу, я глазел в окно. Везде вдоль дороги и куда хватало глаз я практически не видел пустующих участков земли, а всё сады, плантации, земельные угодия, кибуцы. Судя по этому, отношение к труду в Израиле несколько иное, чем у нас. Не знаю, как Вы, уважаемый читатель, но я формировался в среде, в которой престижным считалось работать мало, а получать много. На человека, который думал иначе, смотрели как на глупца. И нет ничего удивительного в том, что при таком отношении к труду мы привыкли почи­тать ее величество Лень. У нас большой процент алкоголиков, не гово­ря уже о процветании такой "отрасли народного хозяйства", как криминаль­ный бизнес. К сожалению, у нас слишком много желающих "жить на халяву" и до власти дорываются именно те, кто стремится жить за счет других. Простите мне, если я не прав. Но в любом случае в Израиле психология потребителя не очень популярна, особенно, если учесть, что еще каких-то сто лет назад, вся эта земля, на которой сейчас сады, была пустыней. От экскурсоводов я слышал волнующие рассказы о том, как осваивалась эта земля, "истекающая молоком и медом". Как переселенцы в условиях безводья и малярии, постоянно защищая себя от вооруженных нападений арабов, осушали болота и озеленяли пустыню, создавая этот цветущий рай.

К слову сказать, мы сейчас на Украине  тоже поставлены в условия выживания, когда государство мало чем может помочь своим гражданам. Нам уже не на кого надеяться, кроме как на самих себя и на Бога, поэ­тому мы должны многому научится и многое понять, если хотим создать пригодное для нормальной жизни общество.

Это то, что относится к труду. Об отдыхе: национальным днем отдыха в Израиле является суббота, так называемый шабат. Согласно еврейской религиозной традиции шабат - это не просто день отдыха, а пра­здник, который соблюдается очень строго. Суббота по еврейскому календарю начинается в пятницу вечером, с заходом солнца, и в этот вечер улицы горо­дов, прежде многолюдные и веселые катастрофически пустеют. Магазины, кафе, рестораны закрываются: все встречают Царицу Субботу - предверие эры Мессианского Царства, когда вся земля войдет в период мира и процветания. Синагоги, куда собираются религиозные евреи для встречи Субботы и куда они приходят дважды - утром и вечером - каждый день для молитвы, расположены в каждом районе, примерно с той же частотой, как у нас ЖЭК’и. Может, потому и небо такое чистое, что в Израиле много мо­лятся?

ХАЙФА.  МОРЕ.   ВЕЧНОСТЬ.

Хайфа - город на берегу Средиземного моря. С побережья моря Хайфа яру­сами и каскадами поднимается на гору Кармель, что в переводе с Иврита означает "Виноградник Божий". Основной достопримечательностью Хайфы, на мой взгляд, являются прекрасные сады Бахаи, место паломничества Бахаистов со всего мира. Каждое деревце, кустик и даже каждая травинка выращены и ухожены в этих садах с необычайной любовью и заботой. Все это настолько красиво, что Вы начинаете сомневаться в реальности окружающего. Невольно думаешь о том, каких вершин совершенства может достичь сотрудничество человека и Бога. Бахаи - это новая мировая религия, которой "всего лишь" чуть более 150 лет. Она возникла в Азии, но после перенесения в Хайфу и в Акку (город недалеко от Хайфы) останков ее основателя и останков ее про­рока, Израиль является центром и этой религии. Рискую быть заподозренным в сионизме, но что ни говорите, есть в этой земле нечто такое, что делает ее центром религиозной жизни всего мира.

На склоне горы Кармель находится ныне "действующая" пещера пророка Илии. Вообще, в Израиле все - "ныне действующее". К концу 12 века боль­шое количество крестоносцев осело на западных склонах горы Кармель, желая подражать Илье-пророку и ведя отшельнический образ жизни в гротах горы. Так возник монастырь Кармелитов (одного из направлений католической церкви), существующий до сих пор. Однако пещера Илии-пророка не принадлежит монастырю. В ней находится шкаф с еврейскими Богослужебными книгами и специальной одеждой для молитвы. Библия повествует о том, что примерно 3000 лет назад израильский пророк Илия выступил против идолопоклонства и одержал убедительную победу. Сегодня идолопоклонства тоже вполне доста­точно, поэтому пещера остается действующей. В разряд идолопоклон­ства попадает все то, что человек ценит выше, чем Истину: это могут быть, например, деньги, работа, карьера, семья, государство, нация, язык, свои религиозные или нерелигиозные представления о мире и о своей роли в нем. На Святом месте у человека должно находится Святое. В  противном случае возникают всяческие искажения и извращения. Поэтому, если Вы окажетесь в Хайфе, то побывайте в этой пещере и помолитесь о том, чтобы последователей у Илии не уменьшалось и чтобы им всегда сопутствова­ла победа!

Каждый день по несколько раз я бегал на море, где совершал обряд купания. Говорю - обряд, потому что в иудаизме - религии евреев - существует обряд регулярного погружения в микву - водоем или бассейн с водой, который помимо омовения тела носит духовное значение очищения души. Из этого об­ряда, кстати, произошел христианский ритуал водного крещения. Так вот, каждый paз погружаясь в море, я испытывал не сразу заметное, но глубокое изменение моего внутреннего состояния. Словно бы море забирало из меня все нега­тивное, накопленное моей душой, и уносило в свои недра-глубины. И каждый раз море вновь и вновь  одаряло меня своей свежестью и силой. Помните, как у Пастернака:

Приедается все, лишь тебе не дано примелькаться.

Дни проходят, и годы проходят, и тысячи-тысячи лет.

В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций,

В белой рьяности волн, прячась в белую

Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.    

Вообще, одним из главных чувств, которые охватили меня на Святой Земле, было ощущение вечности. Казалось, она присутствует во всем: в море, в без­донном небе, в солнце, скалах и песке пустыни Негев, которую мы пол дня проезжали на автобусе, направляясь в Эйлат. Вы вплотную можете прикоснуть­ся к вечности, когда смотрите на безжизненный пейзаж пустыни и понимаете, что, если смотреть на нее еще сто лет, то не увидите в ней никакого измене­ния, кроме смены дня и ночи! В Израиле вечность присутствует в поведении людей. Вы можете мне не поверить, но я не видел там спешащих людей, за исключением разве что одной русской репатриантки, которая опаздывала на работу и с которой я пытался познакомиться. Я слушал вечность в звуках еврейского языка - иврита, - который я не понимал, но, все равно, он звучал для меня как молитва. Вероятно, это из-за древности самого языка, который сравнительно недавно был возрожден к жизни, как старое вино, найденное в подвалах. Возможно, что люди, живущие здесь, уже все давно для себя ре­шили и им незачем суетится и некуда спешить.

Вероятно, что так, постепенно, человек может подойти к осознанию бесконечности жизни, к смирению перед ее величием, к вере, к Богу...

Продолжение следует…

Обновления на наших сайтах

- В моём ЖЖ (будет так же размещено на сайте) Обращение ко всем, кому небезразлична экология!

 - Видео: о религиозных личностях Кароль. Человек, ставший Папой Римским

1939 год. Немецкие оккупанты заняли Польшу. Повсюду царят террор, насилие, смерть. После окончания войны Польша оказывается под властью другого врага – диктатуры социализма. Пройдя через многие испытания, Кароль принимает решение стать священником, чтобы облегчать страдания людей. Он ещё не может знать о том, что спустя 40 лет будет избран на папский престол и станет Иоанном Павлом II...  

- В поисках осмысление непознанного:

Исследования Раймонда Моуди :

Раймонд Моуди. Жизнь после жизни и Раймонд Моуди. Жизнь до жизни 

ФАЙЛЫ КНИГ

- По истории христианства:

Ирина Свенцицкая. Раннее христианство: страницы истории

А.В.Карташев. Вселенские Соборы

Адольф фон Гарнак. История догматов

Алистер МакГрат. Богословская мысль Реформации

В.Л.Задворный. А.Юдин. История Католической Церкви в России

И.С.Проханов. В котле России

И.А.Крывелев. Христос: миф или действительность?

- По исследованиям религиозного опыта:

Уильям Джеймс. Многообразие религиозного опыта

Дэниел Гоулмен. Многообразие медитативного опыта

Е.А.Тоpчинов. Религии мира: Опыт Запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния

Е.А.Тоpчинов. Пути философии Востока и Запада: познание Запредельного

- Различные христианские авторы:

Иоанн де Ла Крус. Восхождение на гору Кармель

Антонио Сикари. Портреты святых

Генри Клауд. Изменения, которые исцеляют

Джон Пауэлл. Почему я боюсь любить?

Джон Пауэлл. Как устоять в любви?

Александр Мень – 14 книг

-Другое:

Сент-Экзюпери. Маленький принц

Сент-Экзюпери. Цитадель

Пинхас Полонский. Евреи и христианство

Даниил Андреев. Роза мира

Библиотека будет пополняться далее. 

До следующих виртуальных встреч!

Будьте успешны и счастливы!

Вы можете оставлять свои комментарии или вопросы на Форум

Вы можете размещать свои собственные статьи, книги, стихи, прозу, фотографии любой тематики в разделе нашего сайта Творчество наших посетителей

Вы можете написать нам по ссылке:

Ведущие рассылки Елена Преображенская и Александр Грайцер

 

 


В избранное