Тель-Авив, 9 августа. Явка представителей ортодоксальной иудейской общины для службы в израильской армии оказалась значительно ниже ожидаемой. За два дня из 900 человек, получивших повестки, на призывной пункт явились лишь 48, сообщил начальник кадрового управления армии бригадный генерал Шай Тайеб на заседании комиссии Кнессета (парламент) по иностранным делам и обороне, передает ТАСС.
По его словам, военное руководство рассчитывало на гораздо более высокую явку ортодоксов. «У нас были прогнозы, что каждый день будут приходить более 200 человек», – заявил генерал, слова которого приводит газета The Times of Israel.
По его оценке, на низкие показатели могли повлиять протесты ортодоксов, которые с начала недели устраивали несанкционированные митинги перед военной базой Тель-ха-Шомер в пригороде Тель-Авива, где находится призывной пункт. В общей сложности армия планировала в ближайшие месяцы призвать на службу порядка 3 000 ортодоксов, отмечает газета.
Верховный суд Израиля в конце июня единогласно постановил, что учащиеся ешив (иудейские религиозные учебные заведения) должны наравне со всеми призываться в ряды вооруженных сил. Судьи указали, что в Израиле пока отсутствует правовая база для предоставления учащимся ешив отсрочки от военной службы и нет оснований делать различия между ними и обычными студентами, служить должны все. Кроме того, суд запретил финансировать ешивы, учащиеся которых уклоняются от военной службы.
До сих пор ультраортодоксальные иудеи были фактически освобождены от обязанности служить в армии. В условиях военного времени это исключение вызвало острые дебаты в обществе, за призыв ультраортодоксов в армию неоднократно выступали оппозиционные партии. В феврале эту меру поддержал и министр обороны Израиля Йоав Галант.
По информации The Times of Israel, в стране насчитывается около 67 тыс. мужчин-ортодоксов, подлежащих призыву в армию. После начала военной операции в секторе Газа незначительное число религиозных евреев пополнило ряды войск добровольно.
Ультрарелигиозные иудеи составляют около 13,5% населения Израиля (1,28 млн из 9,45 млн). После начала военных действий в секторе Газа армия объявила о начале набора ортодоксов на добровольной основе.
Село Образцово Щелковского района в старину было вотчиной суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Затем в XVIII столетии селом владели граф Платон Мусин-Пушкин и генерал-майор Алексей Волконский. При них была построена и освящена сохранившаяся каменная церковь Рождества Богородицы. В конце XVIII-начале XIX столетия в церкви был устроен уникальный для Подмосковья иконостас, который венчает скульптурная группа Распятия Христова с фигурами предстоящих и ангелов.
Церковный историк Сергей Белокуров, исследовавший в 1911 году древние надгробные плиты в селе Образцове, так охарактеризовал облик местного храма: «Внешний вид церкви (обычный XVIII в.) ничем не останавливает на себе внимание; внутренность ее более интересна: любопытен иконостас в главном храме с деревянными фигурами (статуями) наверху; ценны некоторые иконы, относящиеся к XVII веку». К счастью, церковь Рождества Богородицы в Образцове не закрывалась в советский период, поэтому сохранился и упоминавшийся иконостас со статуями, и старинные иконы.
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В 1980-е годы в храме велась реставрация, в ходе которой была выявлена самая ранняя местная икона – святого Евфимия Суздальского. На доске сохранилась надпись о том, что образ был подарен церкви села Образцова келарем Спасо-Евфимиева монастыря Иосифом Трусовым. Следовательно, эта икона была написана задолго до постройки каменной церкви Рождества Богородицы, когда село являлось вотчиной суздальской обители.
Во время той же реставрации был восстановлен четырехъярусный барочный иконостас XVIII века. Его венчает скульптурная группа «Распятие с предстоящими». Группа состоит из восьми раскрашенных фигур, вырезанных из дерева, причем высота некоторых превышает два метра. Сходная композиция групп деревянных статуй, венчающих иконостасы, встречается в знаменитой Пермской скульптуре XVIII века. Примером такого рода завершения иконостаса, только более сложным и многофигурным, можно назвать «Распятие с предстоящими» из села Язьвы Пермского края.
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Сложная композиция скульптурной группы церкви села Образцова распадается на две части: «предстоящих» и «ангелов». Обе связаны между собой сюжетом и смыслом, но выполнены на разных уровнях иконостаса и немного отличаются по масштабу. В центре первой и главной части расположен Спаситель на увитом золоченой виноградной лозой кресте. По сторонам креста стоят Божия Матерь и апостол Иоанн, а над верхней перекладиной помещена фигура Господа Саваофа.
Ниже главных четырех фигур расположены четыре ростовые скульптуры ангелов – по два с каждой стороны от Распятия. Ангелы несколько однообразны: они стоят в сходных позах, с отрешенным выражением лиц. Друг от друга они отличаются предметами, которые держат в руках – орудиями страданий Христовых. У ангелов с левой стороны от распятия это лестница и копье, а с правой – губка на трости и молоток. Серия ангелов развивает и дополняет основную тему верхней серии фигур. На фоне бесстрастных ангелов сильнее подчеркиваются переживания участников главной сцены Распятия. Интересны формы нимбов над головами, как предстоящих, так и ангелов – они выполнены в виде солнечных дисков с расходящимися в стороны лучами.
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Сохранившаяся до настоящего времени каменная церковь строилась с 1733 по 1736 годы владельцем села Образцова графом Платоном Мусиным-Пушкиным. Кроме главного престола Рождества Богородицы, в храме имеется два придела. Посвящение северного придела в честь редкой святой Марфы Антиохийской было связано с именем супруги храмоздателя графини Марфы Мусиной-Пушкиной. Южный придел в честь преподобного Евфимия Суздальского напоминал об исторической связи села со Спасо-Евфимиевой обителью. После постройки каменного храма старая деревянная церковь в Образцове стала лишней. В январе 1739 года она была разобрана и перевезена в село Михалево того же Богородского уезда. На новом месте церковь была освящена в честь Рождества Богородицы и простояла там до местного пожара 1839 года.
В 1736-1738 годы в церкви села Образцова были освящены два придела, а главный храм освятить так и не успели из-за неожиданного ареста графа Мусина-Пушкина и лишения его имения. На протяжении следующих тридцати с лишним лет службы совершались только в боковых приделах. В 1772 году при новом владельце села Образцова генерал-майоре Алексее Волконском состоялось, наконец, освящение главного престола Рождества Богородицы.
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В июне 1784 года в Образцове из-за бури покосился крест на куполе церкви Рождества Богородицы. Владелица села Маргарита Волконская решила воспользоваться случаем, чтобы не только поправить крест, но и заново вызолотить его, а заодно и обновить интерьер храма, заново расписать стены живописью. Впоследствии живопись в церкви обновлялась еще неоднократно.
Во второй половине XIX столетия в церкви Рождества Богородицы много лет был настоятелем о. Николай Ансеров. Он родился в семье священника села Пушкина, и после окончания семинарии в 1853 году был рукоположен и назначен в церковь села Образцова. Скромной пастве этого небольшого подмосковного села он отдал лучшие годы жизни. На протяжении более двадцати лет Николай Ансеров на личные средства содержал в Образцове бесплатную школу для крестьянских детей. Когда количество учеников возросло до тридцати, священнику стало трудно содержать и отапливать за свой счет здание школы. Тогдашний помещик фабрикант Мещанинов отказывался помогать в содержании училища. Сын священника Ансерова с горечью вспоминал: «Село было помещичье и потому все в нем определялось одной волей барина. Но помещик был не из тех, что увлекались тогда образованием народа. Нельзя было открыть школу и тогда, когда объявлена была воля… Единственное, что оставалось в распоряжении у радеющего о народном прос
вещении пастыря – это собственный безмездный труд по обучению крестьянских детей грамоте у себя в доме».
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Последними до революции владельцами села Образцово и окрестных земель были дворяне Кисель-Загорянские. На погосте церкви сохранился монументальный надгробный памятник в виде Голгофы над могилой майора Николая Петровича Кисель-Загорянского. В 1897 году он был утвержден в должности старосты церкви села Образцово и оставался в ней вплоть до своей кончины. При старосте Кисель-Загорянском храм был полностью отремонтирован: было устроено духовое отопление, сделан новый плиточный пол в алтарях и зале, заменены старые колоды и рамы, промыта живопись и окрашены внутри стены. 8 сентября 1899 года обновленный храм Рождества Богородицы был торжественно освящен при участии старосты майора Кисель-Загорянского и благотворителя А. Я. Полякова. После смерти Н. П. Кисель-Загорянского с 1905 года в должности церковного старосты его сменил сын Николай.
На церковном погосте, кроме интересного надгробия майора Кисель-Загорянского сохранились и другие старинные памятники, в том числе времен владения селом Мусиным-Пушкиным и Волконскими. Однако раньше погост при церкви Рождества Богородицы в Образцове был известен другими надгробными памятниками. Незадолго до революции внутри и вне церковной ограды храма были обнаружены четыре каменные плиты XVI века, причем самая старая имела точную датировку – 1578 год. Эти находки подробно описал в 1911 году упоминавшийся историк С. А. Белокуров, но, к сожалению, в настоящее время эти четыре древние плиты утеряны.
Москва, 9 августа. Два человека из числа братии монастыря продолжают оставаться в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре недалеко от города Суджа, связь с ними отсутствует. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на сайт Русской Православной Церкви.
«7 августа большей части братии монастыря удалось эвакуироваться. Выехали 17 человек. Во время эвакуации один <...> сотрудник погиб. Еще два человека из числа братии монастыря продолжают оставаться в обители, связь с ними отсутствует», – говорится в сообщении.
Отмечается, что ситуация вокруг монастыря остается неопределенной. «Получить дополнительные сведения об остающихся в Горнальском монастыре людях и состоянии построек обители не представляется возможным», – уточняется в сообщении.
София, 9 августа. Проект по сохранению христианских святынь в приграничных районах Болгарии запустила ассоциация «Шарена сол». Авторы проекта намерены изучить около 40 церквей и часовен в муниципалитетах Елхово и Болярово, граничащих с Турцией. Проект включает детальную видеосъёмку, оцифровку и каталогизацию фресок, икон, церковной утвари, архитектурных особенностей зданий и архивных данных, сообщает «Седмица» со ссылкой на gorthodox.com.
Руководитель проекта Стефан Каменов сообщил, что все существующие православные храмы в двух муниципалитетах уже исследованы и сфотографированы. В Елхово расположено 19 церквей и часовен, а в Болярово – 20. Следующий этап работы включает категоризацию и оцифровку отобранных объектов, которые войдут в художественную фотокнигу на 104 страницы.
«Наша цель – чтобы как можно больше людей узнали и прикоснулись к ценному культурному и историческому наследию через христианские святыни, сохранившиеся в этих районах», – отметил Каменов.
Путешествуя по отдалённым районам, команда ассоциации столкнулась с разнообразием состояния храмов: от старинных, ухоженных церквей до разрушенных и заброшенных. Состояние фресок, икон и церковной утвари также варьируется, от хорошо сохранившихся до примитивно восстановленных.
Ассоциация надеется популяризировать эти малоизвестные места как маршруты паломнического туризма и привлечь внимание местных властей и Церкви к сохранению этого культурного богатства. Храмы приграничного региона находятся на разных стадиях разрушения. По его мнению, состояние храмов отражает современное отношение к религии, особенно на фоне прошедших десятилетий атеизма и нынешнего возвращения к вере.
Резекне (Латвия), 9 августа, Благовест-инфо. В конце июля в Резекне (город в Латгалии) были открыты новые и очень необычные по дизайну апартаменты Old believers Apartment.
Как отмечает местное издание «Грани», апартаменты необычны тем, что находятся в одном из домов, принадлежащих Резекненской старообрядческой общине и выполнены в стиле старообрядческого дома. Деревянное здание находится рядом с Резекненской кладбищенской старообрядческой общиной и старообрядческой моленной cвятителя Николая.
В городе уверены, что эти апартаменты обязательно привлекут к городу еще больше внимания туристов.
По данным Booking.com, в отеле имеются терраса, бесплатная парковка и интернет. В апартаментах три спальни, гостиная, полностью оборудованная кухня и одна ванная комната. Ночлег в этих уникальных апартаментах за одну ночь стоит от 86 евро.
Рим, 9 августа. Ватиканский Департамент служения целостному развитию человека обнародовал тему, которую Папа Франциск выбрал для своего послания на предстоящий Всемирный день мира: «Прости нам долги наши и даруй нам Твой мир», передает Vatican News.
Тема послания на 58-й Всемирный день мира, который будет отмечаться 1 января 2025 года, «естественным образом созвучна библейскому и церковному смыслу Юбилейного года и вдохновлена, в частности, энцикликами Laudato Sí и Fratelli tutti, прежде всего концепциями надежды и прощения – сердца Юбилея: призывом к обращению, направленному не на осуждение, а на примирение и установление мира», отмечается в коммюнике ватиканского ведомства.
«Исходя из реальности конфликтов и социальных грехов, поражающих сегодня человечество, опираясь на надежду, присущую юбилейной традиции прощения грехов и списания долгов, а также в свете размышлений Отцов Церкви» можно выявить конкретные принципы, которые приведут к столь необходимым переменам в духовной, нравственной, социальной, экономической, экологической и культурной сферах, говорится в документе.
«Только в результате подлинного обращения на всех уровнях – личном, общинном и международном – сможет расцвести настоящий мир, который проявится не только в разрешении конфликтов, но и в виде новой реальности, исцеляющей раны и признающей достоинство каждого», – подчёркивается в сообщении Департамента служения целостному развитию человека.
Москва, 9 августа. Более 40 человек из Курской области обратились на горячую линию церковной помощи с просьбами о размещении, транспортировке и обеспечении продуктами. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Синодальный отдел по благотворительности Русской Православной Церкви.
«С 5 часов утра 8 августа на горячую линию обратились 43 человека с просьбами о размещении, транспортировке и обеспечении продуктами, средствами гигиены. Среди обратившихся – пожилые люди, многодетные семьи. Также обращаются родственники тяжелобольных людей, оставшихся в опасных районах», – говорится в сообщении.
Отмечается, что линия работает круглосуточно, за помощью можно обратиться по номеру 8-800-70-70-222. По этому же телефону можно предложить людям из приграничных районов свою помощь с жильем.
Красноярск, 9 августа. Строительство Богородице-Рождественского кафедрального собора планируют закончить к 400-летию Красноярска в 2028 году, сообщает ТАСС со ссылкой на митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.
«Для Богородице-Рождественского кафедрального собора было выбрано место на Стрелке в центре города. <…> Есть пожелание мое и его приняли [участники строительства] к 400-летию Красноярска, в 2028 году, собор построить. <…> Финансовый вопрос по строительству будет решать попечительский совет. Это уже не вопрос церкви. Но будет обязательное участие верующих людей, церкви. Это будут небольшие деньги, но они должны быть», – сообщил митрополит.
В декабре 2022 года главный архитектор Красноярского края Константин Шумов сообщил ТАСС, что стоимость строительства кафедрального собора обойдется примерно в 1,5 млрд рублей. Храм должен возводиться на средства меценатов, которых не называют.
Новый собор будет восстановлен взамен разрушенного в 1936 году. По данным красноярской епархии, он будет создан, опираясь на чертежи архитектора Константина Тона. «Высота его будет более 40 м. Цель была воссоздать собор таким, как он был», – рассказал митрополит.
Сейчас на площадке, где появится собор, достраивают малый деревянный храм. Его планируют открыть в 2025 году. «В малом храме будет проходить крещение. Возле него сделают детские игровые площадки», – пояснил митрополит Пантелеимон.
Богородице-Рождественский кафедральный собор строился в Красноярске 1845-1861 годах. Автор проекта – архитектор Константин Тон, который проектировал московский храм Христа Спасителя. Собор был взорван в 1936 году. На фундаменте этого старинного храма было возведено здание Дома Советов, ныне в нем размещается краевое правительство. В конце 1990-х годов было решено собор восстановить. Новое место под храм указал Патриарх Кирилл во время визита в Красноярский край в сентябре 2012 года. Им стала набережная Енисея.