Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рассылка агентства религиозной информации Благовест-Инфо Выпуск от 07/06/2008


АГЕНТСТВО РЕЛИГИОЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ "БЛАГОВЕСТ-ИНФО"
http://www.blagovest-info.ru/

Новости за 07/06/2008
============================================================
80-летие историка я.н.щапова отметили церковно-научной конференцией

07.06.2008 13:53 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=20991
------------------------------------------------------------
Москва, 7 июня, Благовест-инфо. Научная конференция "Церковь и русская правовая традиция", которая состоялась 6 июня в Паломническом центре Московского патриархата, была посвящена 80-летию со дня рождения Ярослава Николаевича Щапова, выдающегося российского историка и источниковеда, члена-корреспондента РАН. Юбиляра чествовали представители Русской Православной Церкви (РПЦ), РАН, Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), Паломнического центра МП.

Известного историка приветствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своем послании, которое зачитал в начале конференции секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Игорь Выжанов, предстоятель РПЦ высоко оценил научные заслуги Я.Н.Щапова, который начал изучать историю Русской Церкви в те годы, когда "целые области знания, связанные с религией и Церковью, относились к числу запретных или едва терпимых". "Научным подвигом следует считать, что Вы ... посвятили лучшие
годы жизни исследованию не просто церковной истории, но истории канонического права - того главного, что определяет жизнь и устройство Церкви, ее "нетленную структуру", -- говорится в послании. Являясь более полувека научным сотрудником Института российской истории РАН, Я.Н.Щапов инициировал и возглавил в 1988 г. Научный совет РАН "Роль религий в истории", а также основал в Академии Центр истории религии и Церкви, первый в светской академической науке. Этим не ограничивае
тся многогранная деятельность историка: Алексий II отметил роль юбиляра в возрождении Императорского Православного Палестинского Общества, а также "благородный пример", который подал Я.Н.Щапов, создав музейный и культурный центр в усадьбе Щапово.

Далее было зачитано приветствие президента ИППО Сергея Степашина, главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны, которая своим указом возвела Я.Н.Щапова в звание кавалера ордена св.Анны II степени. Юбиляра поздравила целая делегация Российского дворянского собрания, коллеги по Институту российской истории. Поздравление от ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Тихвинского Константина передал диакон Владимир Василик. Игумен Филипп (Симонов) приветствовал историка
от имени Синодального миссионерского отдела РПЦ, а также от кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ, которую он возглавляет. Все выступавшие отмечали особую научную и гражданскую смелость ученого, избравшего своим поприщем исследование Русской Церкви в советское время. В поздравительном адресе Дворянского собрания Я.Н.Щапов был назван "крестоносцем, благочестивым воином Христовым, совершающим паломничество в страну Востока".

По окончании поздравлений началась содержательная часть конференции, которую открыл заместитель председателя ИППО историк Николай Лисовой докладом "Русское присутствие в мире: империя и Церковь в пространстве канона". Говоря о "русском присутствии" как о многозначном явлении, выступавший акцентировал его духовную составляющую: "Случись, не было бы в мире России и Русской Церкви - и меньше было бы Бога в мире, и не так явственен был бы образ Божий в человеке". Обратившись к теме истории церковно-государственных
отношений, Н.Лисовой подчеркнул принципиальную ошибочность подхода, согласно которому слишком тесные связи государства и Церкви вредны для ее духовного состояния (начиная с императора Константина, который "задушил Церковь в государственных объятиях"). Напротив, на Востоке "самостоятельное, независимое от государства существование Церкви" неизвестно и, по мнению историка, невозможно. Тогда каноническое церковное право можно рассматривать как "часть правового пространства
православной империи". Соответственно, "русское присутствие" в мире, о расширении которого так активно сейчас радеет ИППО, сопрягается с идеей имперскости, которая только и может сделать это присутствие "плодотворным", убежден докладчик.

Тема церковно-государственных отношений получила развитие в докладе игумена Филиппа (Симонова), который считает необходимым создание правовой основы для социального партнерства власти и религиозных объединений. По его словам, современное российское законодательство "презрело саму возможность учесть каноническое право", а в общественное сознание все больше проникает "западная традиция" рассматривать Церковь как "сферу услуг". Альтернативу докладчик видит в принятии Федерального закона "О взаимодействии органов
государственной власти... с религиозными организациями", который, по его мнению, позволит устранить противоречие между каноническим правом и светским законодательством, установив "детальную регламентацию" социальной и благотворительной деятельности. О.Филипп, будучи одним из разработчиков законопроекта, подчеркнул, что в качестве партнеров государства могут выступать только религиозные организации, которые внесли "существенный позитивный вклад в создание российского гос
ударства". К таким можно отнести ислам, буддизм, иудаизм и православное христианство (причем не только "господствующую Церковь Московского патриархата", но и "старообрядчество разных толков", пояснил выступавший).

Далее на пленарном заседании выступили историки Л.Бургман (Институт европейской истории права, Германия), Павел Лукин и Леонид Кофанов (Институт всеобщей истории РАН). Во второй половине дня участники конференции работали в секциях "Церковное право в Древней Руси" и "Проблемы правового положения Русской Православной Церкви в XVIII-XXI вв.". Кроме того, в рамках конференции состоялся круглый стол "Кормчие книги: итоги и перспективы изучения".

Юлия Зайцева
============================================================


в москве прошли образовательные чтения "брак, семья и общество"

07.06.2008 13:13 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=20990
------------------------------------------------------------
Москва, 7 июня, Благовест-инфо. Четвертые образовательные чтения "Брак, семья и общество" открылись в Москве 6 июня. Организаторы мероприятия -- Фонд христианского просвещения и милосердия им. свт. Луки Войно-Ясенецкого, Московское отделение Всероссийского общества "Красный Крест" и Музей акционерного дела и финансовой истории. Открыл конференцию директор фонда Сергей Матвеев.

С докладом, посвященным таинству брака, а именно "открытости и закрытости в таинстве брака", выступил преподаватель Школы добровольцев милосердия, кандидат филол. наук Алексей Костромин. Отметив, что семья переживает кризис (больше 50 % браков распадается через год), докладчик попытался разобраться - в чем его причина? И что может в данном случае сделать общество? По его мнению, общество бессильно, когда речь идет о "ядре брака - межличностных отношениях". Сейчас, отметил он, исключено не только влияние общества
на брак, но и даже влияние семьи. Пример тому - заключение браков без родительского благословения, чего раньше "невозможно было представить". Отчасти это является следствием длительной борьбы "против принудительных браков". Даже в семье о. Алексея Мечева, рассказал докладчик, было отступление от благословения. Тем не менее, считает А. Костромин, воздействовать на формирование здравого отношения к браку можно. Во-первых, созданием особой атмосферы, стремлением донести
до человека духовное знание о происхождении брака. Также молодому человеку важно видеть образцы - в семье, в окружающей жизни, в культурной среде. Тем не менее, человек находится "под влиянием пропаганды". Кризис брака, убежден докладчик, связан с вопросом о происхождении человека. Внушение, что человек произошел от животного, предполагает поставить на первое место "удовлетворение физиологических потребностей", а брак - на второе. Другое ложное внушение молодому человеку - "ты только сам можешь сделать выбор"
- спекуляция "на самости человека, его независимости". Поэтому важно, считает А. Костромин, вместе со свободой предоставить и "просвещение", - например, предложить подборку материалов о таинстве брака, о том, "как это решалось в православной традиции". В этой связи А. Костромин выразил сожаление, что в православии "все силы были направлены в монашество, а тематика брака выпала, благодать Христова не преображала эту сферу". Брак рассматривался с ветхозаветной точки зрени
я. "Только во Христе можно не только вернуться к первозданному образу брака, но и к святости в браке", -- отметил докладчик. В качестве примера пути к святости в браке А. Костромин привел семью о. Алексея Мечева.

В защиту "принудительных браков" выступил священник Георгий Андриевский (Пермь). По его мнению, необходимость налаживать жизнь с чужим человеком, уступать друг другу, начинать жизнь с послушания, с жертвы, - все это приводило к тому, что "в дальнейшем Бог давал любовь этим людям и эти браки были крепкими".

Преподаватель духовных основ милосердия в Школе добровольцев милосердия В. Зима выступил с докладом "Образцы брака и семьи в христианском предании". Он подчеркнул, что говорить можно только о браке в христианском понимании, - в котором сами родители являют пример христианского отношения к браку. Вывод, сделанный В. Зимой, состоит в следующем: идеалом брака является не только деторождение, но и совместное отношение супругов друг к другу. Иначе говоря, в православном учении брак имеет две цели, не связанные друг
с другом: рождение и воспитание детей, и помощь супругов друг другу на пути в Царствие Небесное. Понимание брака как только деторождения является неправильным, отметил В. Зима. Брак без детей "не будет умаленным". Брак -- это единство супругов, стяжание образа и подобия Божия на пути в Царствие Небесное. "Брак - это школа любви", -- подчеркнул докладчик. Он привел примеры совместного исповеднического подвига (жития свв. Адриана и Наталии, Тимофея и Мавры); примеры иноче
ского подвига как завершения супружества (Андроник и Афанасия); примеры святости, связанные с воспитанием детей (св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии); подвига жены и матери (св. Нонна, мать св. Григория Богослова; св. Эмилия, мать св. Василия Великого). Из русских святых докладчик остановился на именах свв. Петра и Февронии, Кирилла и Марии (родителей преп. Сергия Радонежского), а также великой кн. Елизаветы Федоровны.

Сотрудник Школы добровольцев милосердия журналист Борис Колымагин, выступая в дискуссии, отметил, что приведенные в докладе примеры показывают либо иноческий путь, либо подготовку к нему - примеров же брака и семьи, т.е. жизни "малой церкви", в предании нет. Проблема брака, связанная с реальной тканью брачных отношений, с аскезой, - "не акцентируется никак". На сегодняшний день предание не дает нам твердой опоры, как можно строить брачную жизнь, считает журналист.

Борис Колымагин выступил с докладом, посвященным взаимоотношению отцов и детей, в котором указал на проблему "номинального отцовства", стоявшую особенно остро в советское время. Сейчас, по его мнению, ситуация начинает меняться: в "пространстве общей судьбы начинает работать общий фактор, традиция".

Конференция продолжила работу 7 июня. В программе запланированы выступления С. Матвеева, И. Заикановой, Е. Соколинской, о. Георгия Андриевского.

Елена Бажина
============================================================

В избранное