Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Продолжаем изучать Книгу Бытие: Смерть Авраама (гл 25:1-18) - духовная


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Изучаем Библию вместе Выпуск 78 от 2002-03-10 для 1399 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на vasily@biblestudy.ru - преподаватель Библии Василий
=================
5. ДУХОВНАЯ ЧАСТЬ
=================

5.1.1.13. Кончина патриарха (Быт 25:1-18)
-----------------------------------

"Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в
старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь,
твердыня моя, и нет неправды в Нем" (Пс 91:13-16).

Авраам, "отец множества народов", как и утверждает его имя, стал
родоначальником трех крупнейших мировых религий - иудаизма, христианства и
ислама. Исаак был сыном обетования, в котором исполнились все заветы Господа
с человеком. От него должен был произойти Спаситель мира, обещанный еще
Адаму в раю. Потому и оставил Авраам своему единственному сыну от Сарры,
законной жены своей, все наследство, отослав от себя остальных потомков.
Возможно, потому так недружны между собой потомки Авраама и в настоящее
время.

Нам сегодня сложно судить о всех поступках патриарха, насколько они были
праведны в очах Господних. Но в стосорокалетнем возрасте Авраам остается
один. Да, у него было множество прислуги. С ним жили те, кто в свое время
вышел из Харрана, согласившись на тяготы кочевой жизни ради того, чтобы
стать сонаследниками Божьего обетования, данного Аврааму. С ним жило немало
и тех, кто позже присоединился к кочевавшему племени, будучи привлечены
прекрасными отношениями среди племени этого необычного князя, и его
монотеистической религией. У этих людей, сопровождавших Авраама, рождались
дети, создавались семьи. Авраам же остался один после того, как Исаак,
женившись, отделился от него. Господь совершил немало чудес в жизни Своего
верного слуги. Чего только стоило рождение младенца в столетнем возрасте!
Да, его праотцы в такие годы считались еще отроками, и только к третьему, а
то и пятому веку своей жизни обзаводились семьями. Но после потопа
продолжительность жизни резко сократилась - мир настолько заполнился злом,
что Господь счел за благо для человека ограничить его жизнь. Интересно,
почему сегодня средняя продолжительность жизни людей подчас не превышает
тридцати пяти лет?! И вот, в середине второго века своей жизни овдовевший
Авраам собрался жениться повторно - не хорошо быть человеку одному (2:18).
Раньше Авраам и Сарра могли рассмеяться от одной только мысли, что у
столетнего может родиться сын. Теперь же это стало нормой жизни - за
тридцать пять лет Авраам имел шесть детей, и даже, вероятно, смог подержать
в руках и внуков от некоторых из них.

Исаак, женившись, отделился от своего отца и обосновался при колодце Живого
и Всевидящего Бога. Интересно, что это было то место, на котором однажды
Господь явился Агари, матери Измаила, и предсказал ей все то, что мы видим
сегодня все еще исполняющимся среди современных нам потомков Авраама
(16:10-16). Почему Исаак избрал именно это место? Было ли оно лучше
остальных мест в окресности? Или же что-то привлекало его к тому месту, где
Господь произнес благословение на его соперника? В любом случае, похоже, что
Исаак поддерживал неплохие взаимоотношения со своим старшим братом Измаилом.
Вместе они и похоронили своего отца, почившего в доброй старости, насыщенный
днями жизни. Похоронили его в фамильной гробнице - в той же пещере, которую
Авраам купил для погребения своей жены Сарры.

Так, Авраам стал отцом множества народов, о чем и говорило его имя. Его
потомки вскоре заполнили всю Палестину и Аравию. Однако, оставалась большая
проблема - все эти народы, за исключением Исаака и половины его потомков,
оставили веру отца своего Авраама, уклонившись вослед иных богов тех
народов, из которых избирали себе жен. Именно поэтому Авраам так клятвенно
требовал от своего верного слуги Елеазара взять жену Исааку непременно из
родства своего. Заботясь о воспитании своего основного наследника, о том,
чтобы он сохранял верность живому Богу, Авраам упустил возможность укрепить
в истине остальных своих детей. Сам он не выполнил поручения, данного ему
Богом: "благословятся в тебе все племена земные" (12:3). Вероятно он
надеялся, что потомство Исаака со временем выполнит эту миссию по спасению
языческих народов. Однако, потомки Авраама, Исаака и Иакова опять и опять
проваливали лежащую перед ними задачу возвещения истины о Боге окружающим их
народам. И только спустя две тысячи лет это произошло в Иисусе Христе,
который явился "светом к просвещению язычников" (Лк 2:32). "Но не то, чтобы
слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не
все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе
семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования
признаются за семя... Познайте же, что верующие суть сыны Авраама" (Рим
9:6-8; Гал 3:6).

Дорогой друг, если ты еще не присоединился к духовному потомству Авраама,
даже если ты можешь быть и прямым его потомком по плоти, то поспеши
последовать вместе с ним за Господом. Праведник может допустить множество
ошибок в своей жизни, но он всякий раз поднимается и следует за Господом,
куда бы Он его ни повел. В свою очередь Господь благословляет всякого,
поверившего ему, вменяя веру его в праведность ему, как Он сделал это
праотцу Аврааму (15:6; Гал 3:6). А праведник в доме Господнем цветет как
пальма...

Дорогой друг, если ты уже вступил в завет Бога с Авраамом, и уверен, что
Господь признает тебя полноправным сыном Авраама и причастником его
благословения (Гал 3:9), то я призываю тебя еще раз пересмотреть свои
взаимоотношения с Господом. Не упустил ли ты какую либо незначительную на
первый взгляд часть твоего завета с Богом? Все ли ты исполняешь так, как
Господь ожидает этого от тебя? Не получится ли у тебя так как у праотца
Авраама, что ты понадеешься на другого в исполнении той или иной
обязанности, принятой на себя при заключении завета с Господом? Оставайтесь
насажденными в доме Господнем и будьте благословенны.


-----------------------------------------
Для дальнейшего размышления и изучения
-----------------------------------------

Как проявляется характер Бога
- в допущении многих жен и наложниц у Авраама?
- в принятии Авраама несмотря на его многие грехи и слабости?
- в благословении Исаака?
- в благословении Измаила?

Как нам открывается путь ко спасению от греха
- в опыте жизни Авраама?
- в опыте жизни Исаака?
- в опыте жизни Измаила?

Какие положительные и отрицательные примеры для себя мы можем извлечь
- из взаимоотношения Авраама и его жен и наложниц?
- из отношения Авраама к своим детям?
- из распределения Авраамом своего наследства?
- из взаимоотношений между Исааком и Измаилом?

Как мы можем применить в своей личной и духовной жизни уроки
- по взаимоотношениям в семье между супругами?
- по взаимоотношениям между родителями и детьми?
- по взаимоотношениям между братьями и сестрами?


===================
3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.295. Paul Lebedev (pel@vinnitsa.com) пишет: "По поводу вопроса 3.49 Вы
привели цитату: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель -
Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо
один у вас Отец..." (Мф 23:8-12). А как Вы прокомментируете следующую
цитату: 1 Кор. 4, 15: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не
много ОТЦОВ; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием."

# Иисус Христос, говоря о том, чтобы Его последователи не называли себя
учителями, отцами и прочими титулами, говорил это не к тому, что такие слова
должны напрочь исчезнуть из христианского лексикона, а к тому, что все члены
Его Церкви и Его Тела являются абсолютно равноправными и равными в своем
положении. Я в этом вижу предупреждение против деления на клир и мир. Но в
самой Церкви или же в Теле Христовом есть дары Святого Духа (см 1Кор 12 гл),
которые подразделяют членов на апостолов, пророков, учителей и т.д. Но
взаимоотношения между всеми этими членами должны быть такими, как это
описано в словах: "члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и
которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем
попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а
благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о
менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все
члены одинаково заботились друг о друге" (1Кор 12:22-25).

То, что апостол Павел назвал себя отцом христиан из Коринфа, является сущей
правдой, так как он духовно родил их к новой жизни во Христе, воспитывал и
заботился о них, как отец о детях. Но при всем этом он ни разу не
претендовал на то, чтобы ему оказывали какие-либо почести, отличные от тех
знаков внимания, которые оказывались любому другому человеку.

---------

3.296. Mr.X X (men_x_x@???.ru) пишет: "Вопрос касается греха, совершенного
Онаном и вошедшего в наше понятие онанизма. Как христианин с точки зрения
Библии должен к этому относиться и имеют ли эта история и это понятие связь
?"

# Добрый день, Мистер Икс! Вообще-то библейский Онан вовсе не занимался
онанизмом. По крайней мере, об этом в Библии не говорится. То, что совершил
Онан, на современном языке называется прерванным половым актом. Грех Онана
заключался не в том тействии, которое он совершил, а в отношении к своему
долгу восстановить семя умершему брату. Родословные записи в древнем Израиле
были очены важны, и чтобы чья либо родовая линия не прервалась, существовал
закон, записанный во Второзаконии 25:5-10. На него ссылались и садуккеи,
задавая вопрос Иисусу Христу (Мф 22:24 и далее). Этот закон был у евреев еще
до Моисея, потому мы находим его в истории Онана, как это описано в Бытие
38:8-10. Таким образом, Онан отказал своему умершему брату в восстановлении
его рода - в этом и заключался его грех.

Сегодня трудно сказать, почему мастурбация называется онанизмом. Скорее
всего кто-то когда-то неправильно понял историю Онана. Но Вы задаете вопрос,
как должен относиться к этому христианин? Сегодня ученые и врачи спорят по
поводу того, вредна ли мастурбация для здоровья человека или нет. У меня
есть свое определенное мнение, что мастурбация оказывает разрушающее
действие на организм человека. Но я не имею желания и полномочий вступать в
какие бы то ни было споры на эту тему, в то время как многие светила науки,
медицины и богословия все еще спорят по этому вопросу. Библия также не
говорит об этом конкретно (разве что Иез 16:17). Но тем не менее, у нас есть
весьма важный текст, который удерживает нас от такого занятия: "Не знаете
ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы
от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте
Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1Кор 6:19,20). Из
этого текста следует, что христианин не может совершать со своим телом то,
что он не стал бы делать в Храме Божьем. Думаю, что этого текста достаточно
для того, чтобы исключить мастурбацию (или онанизм) из жизни христианина.

---------

3.297. Каланов Николай (EVS-RU@???.ru) пишет: "Я вегетарианец. И хотел бы
узнать отношение церкви к вегетарианству. Я читал книгу "Вегетарианство и
христианский пост". Это советская идеология и сплошное критиканство.Хотелось
бы знать современное представление церкви о вегетарианстве, а не старые
повторы, чьих скорее политических взглядов. Христос ел мясо или нет? Как и
когда, он разрешал это делать? И зачем разрешил, если действительно
разрешил? Почему есть мнение, что библия переписана именно из-за отношения
Христа к мясоедству? Может ли верующий быть вегетарианцем? Прошу вас
написать поподробнее? Вопрос очень важный. И современная молодежь
задумавется над этим?"

# Первоначально человек, равно как и все животные на земле, был создан
вегетарианцем (если здесь уместен этот термин): "И сказал Бог: вот, Я дал
вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у
которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям
земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в
котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу" (Быт 1:29,30). Но грех
прозвел колоссальные перемены не только вокруг человека, но и в самом
человеке. После потопа изменился климат на земле; растения после
грехопадения видоизменились, произвели тернии и волчцы, то есть, многие из
них стали несъедобными, а то и вовсе ядовитыми; животные одичали и многие из
них стали хищниками. Эти и другие причины привели к тому, что перед потопом
Бог повелел Ною взять в ковчег по семи пар чистых животных, и только по паре
нечистых. Заметьте, что уже тогда человек знал разницу между двумя типами
животных, которые позже были более детально описаны Моисеем. Сразу же после
потопа Бог говорит: "все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень
травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Быт
9:3,4). Сразу же обращаю внимание на то, что "движущееся" подразумевает "еще
живое и здоровое", а не просто любое животное (ср Исх 22:31; Лев 17:15; Деян
15:20). А речь шла именно о чистых животных, что видно из Быт 8:20.

От этого момента и далее до конца всей Библии мы нигде не находим и слова,
когда это равенство между растительной и мясной пищей пошатнулось бы в ту
или иную сторону или было полностью отменено. Более того, вся система
богослужения в Ветхом Завете основывалась на употреблении мяса жертвенных и
пасхальных животных. Естественно, что Иисус Христос также употреблял мясо
наравне со всеми евреями, и особенно во время Пасхи. Последней пищей Иисуса
перед Его арестом и распятием был Пасхальный агнец с горькими травами и
пресным хлебом Вечери Господней, а после Своего воскресения, и после того,
как Он "восходил к Отцу Своему" (Ин 20:17), Он ел рыбу и мед (Лк 24:42,43).
А еще Господь ел мясо, приготовленное Ему Авраамом (Быт 18:2-17). Я не
слышал о том, что Библия могла быть переписана из-за отношения Христа к
мясоедству. Переписана в какую сторону? В сторону вегетарианства или
мясоедства?

Далее апостол Павел обсуждает вопрос употребления в пищу идоложертвенного и
приходит к выводу: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса
вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1Кор 8:13). Но это не говорит, что
он на самом деле стал вегетарианцем. Напртив, в другом месте он говорит:
"Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что
можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест;
и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его" (Рим
14:1-3). Другими словами, апостол называет вегетарианцев немощными в вере.

Я не нахожу в Библии вегетарианства, хотя я нахожу в ней конкретные
ограничения в употреблении мясной пищи, которые уже были упомянуты выше. Но
при этом есть один важный момент: Библия обращает серьезное внимание на
здоровье человека: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в
вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а
этот храм - вы" (1Кор 3:16,17). А сегодня практически все животные больны и
здорового мяса или здоровой рыбы практически не найти. И только этот факт
заставляет меня серьезно задуматься над тем, что хорошо бы возвратиться к
той диете, которую дал Господь человеку при творении.


================================
4. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
================================

Золотое правило в вариациях (из наблюдений В.Ю.)
---------------------------

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы
с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф 7:12; см Лк 6:31).

Библейский комментарий АСД на этот текст говорит: "По тому, как христиане
относятся к своим ближним, судят об истинности их религии".

Люди, не весьма знакомые с христианством, зачастую заявляют: "Да что в нем
христианского? Это золотое правило неоднократно повторялось многими
мудрецами и религиями задолго до Христа..." Правы ли они? Давайте посмотрим.

 Раввин Гиллель: "Что вредно тебе, того не делай другому".

 Товит 4:15 - "Что ненавистно тебе самому, того не делай никому".

 Конфуций: "Чего не желаешь себе, того не делай и другим".

 Император Север: "Чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе, того не делай
никому другому".

 Раввин Елиезер: "Пусть честь твоего друга будет тебе так же дорога, как
твоя собственная".

Заметьте, какая существенная разница наблюдается между словами Иисуса Христа
и высказываниями всех этих мудрецов. Принцип людей сего мира - не делай
злого. Принцип христианства - делай добро. Между отрицательным и
положительным находится нуль. Между не деланием зла и деланием добра лежит
бездействие, равнодушие. А это, в свою очередь, является даже большим злом,
чем открытое зло.

Уильям Баркли в своих толкованиях говорит: "Не причинять вреда и ущерба
другим людям - это вовсе и не религиозный принцип. Это скорее правовой
принцип. Не делать чего-то не так уж и трудно. Всегда можно удержаться от
причинения ущерба... Можно соблюсти отрицательную форму, оставаясь в полном
бездействии".

Здесь заключается существенная разница между христианством и всеми ложными
религиозными системами, а также между истинным христианством и тем, что
составляет только форму религии, но отвергает жизненную силу Евангелия.

Отрицательная форма золотого правила основана на человеческом эгоизме:
потому что я не хочу страдать, я вынужден делать добро. Чтобы мне было
хорошо, я должен сделать хорошо другим. Христианство вывернуло наизнанку эту
человеческую мудрость. Вернее, христианство возвратило первозданное лицо
этой вывернутой наизнанку божественной мудрости: люби другого так, как ты
любишь себя, и не жди ничего взамен.

"Золотое правило выше эгоизма. Это - слава христианства. Это - жизнь Христа
в тех, кто следует за Ним и носит Его имя" (БК АСД).


 ... и кое-что о любви
---------------------

Некто определил четыре уровня совершенства любви:

1. Я люблю себя ради себя;
2. я люблю другого ради себя;
3. я люблю другого ради другого;
4. я люблю себя ради другого.

Эта классификация на первый взгляд несколько странная, но имеет смысл.

Первый уровень - "младенец". На этом этапе человек эгоистичен, подобен
ребенку, который все тянет себе, все считает своим, требует внимание только
к себе, и если ему неудобно или неприятно, то он никак с этим не может
смириться и всячески обращает внимание других на это обстоятельство, ожидая
от них сочувствия и помощи. Эта любовь может вполне соответствовать тому
типу любви, который определяется греческим словом "эрос".

Второй уровень - "дитя". Он уже научился любить свою маму и некоторых
близких людей, которые любят его. Он даже готов пойти на некоторые жертвы
ради того, чтобы тем самым заполучить себе еще большее их расположение, и
вместе с тем некоторые другие материальные или нематериальные блага. В любом
случае, его любовью к другим движет все тот же эгоизм, хотя он уже не лежит
на поверхности, как это было прежде. Это тот вид любви, о котором в свое
время говорил Господь: "если вы будете любить любящих вас, какая вам
награда?" (Мф 5:47). Эта любовь соответсвует другому виду любви,
обозначаемому греческим словом "филео".

Третий уровень - "подросток". Влюбляясь, молодые люди начинают испытывать
любовь к другому "просто так", из-за ничего. Они начинают любить другого за
то, кем он является, какой он. Им просто приятно любить, дарить добро,
проявлять заботу. Такая любовь совершенно не обязательно направлена на
особей противоположного пола с целью создания семьи. Эта любовь может
распространяться на любого человека, потому что в ее основе лежат не
чувства, а принцип. Это божественная любовь, которая, на мой взгляд,
наиболее полно определена в следующих словах: "Любовь, это постоянная забота
о временном и вечном благополучии другого". На греческом языке такая любовь
называется "агапэ".

Но есть еще один уровень любви - "взрослый". Этот вид любви может быть более
понятен влюбленным, хотя они только интуитивно поступают так. Но даже далеко
не каждый взрослый до конца понимает, что даря себя другому в
самопожертвенной любви, следовало бы вычистить свой подарок, отмыть от
всякой грязи и пыли, или просто завернуть его в красивую упаковку. Тому,
кого мы любим, должно быть приятно общаться с нами. Любя другого, любить
себя весьма важно еще и потому, что чем больше мы будем любить себя, тем
больше мы будем любить другого. Одна из двух наибольших заповедей Божьих
гласит: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мк 12:31). Могу ли я
любить ближнего больше чем себя? Иногда, да. Но это уже будет либо рабство,
либо идолопоклонство, но и то, и другое Господь осуждает.

***

Золотое правило показывает, что критерием наших отношений к ближним является
наше отношение к себе. Только эти отношения к ближним могут быть основаны на
разных уровнях любви. Чем выше уровень любви, на котором мы находимся, тем
более качественной будет наша забота о ближних, и тем более возвышеннми
станут наши взаимоотношения.

Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу vasily@biblestudy.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное