Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Богословие и жизнь

  Все выпуски  

Продолжаем отвечать на вопросы читателей: 291 - все о библейском посте;


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Изучаем Библию вместе Выпуск 77 от 2002-03-01 для 1392 подписчиков.
Посетите нас на http://www.biblestudy.ru и напишите нам на vasily@biblestudy.ru - преподаватель Библии Василий
Прошлый выпуск рассылки "Изучем Библию вместе" вышел дважды, а выпуск
рассылки "Утренние размышления о вере" от 27 февраля вышел на день позже.
Это было связано с аварией оборудования на Ростелеком. Служба рассылки
Subscribe.Ru принесла извинения авторам, ну а я приношу извинения всем вам,
кому довелось получить двойную порцию рассылки и сопутствующей рекламы. Да
благословит вас Господь!

===================
3. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
===================

3.291. Светлана (svetgerm@???.com) пишет: "Не могли бы вы подробно
рассказать, как правельно проводить пост. Нужно ли совсем отказываться от
пищи или ограничивать себя некоторыми продуктами питания. Сколько дней
обычно продолжается пост?"

# Должен сразу отметить, что в соблюдении поста во многих случаях больше
традиций, чем библейского основания. Потому каждая церковь устанавливает
свои правила поста. Но я представлю здесь только то, что говорит о посте
Библия.

Причиной для поста в основном служили либо какая нужда, о которой человек
просил Господа (2Цар 12:16,22), либо какое нибудь горе (2Цар 1:12), или
исповедание грехов (Неем 9:1). И только трижды мы находим в Библии
упоминание о календарном посте в предписанные дни, причем, ни в одном мы не
находим положительного оттенка, который подтвердил бы необходимость в
подобных постах (Зах 7:3-5; 8:19; Мф 9:14,15; Лк 18:12; Деян 27:9). Так что
Библия, можно сказать, не предписывает поститься в определенные дни.

В библейские времена постом считалось полное воздержание от пищи на
протяжении всего дня, по крайней мере, до захода солнца (1Цар 14:24; Деян
27:33). При этом люди часто разрывали свои одежды, надевали вретище - грубую
одежду из небеленной ткани, а по-нашему "мешковину", посыпали голову пеплом
и всяческим образом давали окружающим понять, что у них пост, горе или
что-либо подобное (1Цар 7:6; 2Цар 12:20; 3Цар 21:27; Неем 9:1; Есф 4:16).

В отличие от такого поведения, Иисус Христос рекомендует иное: "Также, когда
поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные
лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже
получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице
твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который
втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6:16-18).

Важно знать отношение Господа к посту. Помимо слов нашего Спасителя можно
привести также и слова пророка Исаии: "`Почему мы постимся, а Ты не видишь?
смиряем души свои, а Ты не знаешь?' - Вот, в день поста вашего вы исполняете
волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и
распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это
время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который
Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою,
как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и
днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды,
развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда
увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда
откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда
твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя" (Ис
58:3-8).

Пост всегда сопровождается молитвой. Без молитвы пост не будет иметь
никакого смысла, разве что будет хорошим разгрузочным днем для нашего
желудка, что также иногда не плохо. Точнее было бы сказать, молитва часто
сопровождается постом, потому что пост сам по себе не обращает внимание Бога
на наши нужды, а только настраивает нас на более ревностную молитву (Пс
108:24; Иер 36:6,7; Дан 9:3; Иоил 2:12,15-17; Мк 9:29; Деян 14:23).

Из всего этого мы можем сделать вывод: пост имеет огромное значение в жизни
христианина, но только тогда когда он соответствует Божьим принципам.
Первостепенная цель поста - поддержать молитвенный дух у верующего человека.
Пост совершается по нужде, а не по предписанию. Пост предполагает
воздержание от любой, а не только от мясной пищи (вегетарианцам ведь также
надо поститься). Пост без молитвы не имеет никакого смысла. Показной пост
производит осуждение, а не оправдание или благословение.

---------

3.292. Paul Lebedev (pel@vinnitsa.com) пишет: "По поводу ответа на вопрос
3.248 [выпуск 66 от 31 января 2002 г]. Вы сказали, что "...чистый
виноградный сок являются символами ... Крови нашего Спасителя" Почему именно
сок, ведь речь идет о вине? К тому же если Причастие - просто символ, то как
объяснить следующие слова: 1 Кор. 11, 27: Посему, кто будет есть хлеб сей
или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови
Господней."

# Почему сок, а не вино? Потому что древне-греческое слово "ойнос" может
означать как вино, так и неброженный виноградный сок, и все зависит от
контекста. Древние греки практически не имели отдельного слова для
виноградного сока. А контекст у нас весьма простой: на Пасху евреи удаляли
из своих домов все квасное и броженное. Иисус Христос просто не мог иметь
броженного вина во время совершения вечери, потому что во всей Иудее к этому
дню такового быть не должно (Исх 12:19). Более того, закваска является
символом греха: "Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак
очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны,
ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со
старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками
чистоты и истины" (1Кор 5:6-8). И это апостол Павел говорит в связи с
Пасхой - как вино, так и хлеб, согласно его словам, являются опресноками,
или же бесквасными, потому что Христос был безгрешен.

Что касается приведенного текста: "Посему, кто будет есть хлеб сей или пить
чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней", то
это никак не противоречит утверждению, что Причастие есть всего лишь символ.
Могу ли я быть виновен против куска хлеба или бокала вина? Нет, они не
одушевленны. Но что значит есть и пить недостойно? Недостойно чему? Христос
искупил нас, пролив Свою святую Кровь и отдав на растерзание Свое пречистое
Тело. И если я буду легкомысленно относиться к Его установлению, и буду
вкушать Вечерю Господню "не рассуждая о Теле Господнем" (1Кор 11:29), то я
становлюсь виновным не против чаши или тарелки с хлебом, а против Того, Кто
установил этот символ. Если бы речь шла не о символах, а о каком-то чудесном
превращении, то зачем необходимо было размышлять о Теле Господнем? И как бы
тогда понять слова "ест и пьет осуждение"? Библия нигде не говорит о каком
либо чудесном превращении элементов Вечери Господней в реальное Тело и Кровь
Господа. Но о символическом значении недвусмысленно говорят слова апостола:
"всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню
возвещаете, доколе Он придет" (1Кор 11:26). Также, о символизме говорят
слова Иисуса Христа: "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет
жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый,
сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам,
есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить
между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал
им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына
Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою
Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний
день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал
Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то
есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий
хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может
это слушать?" (Ин 6:47-60). Христос Госворил о Себе, что Он есть свет, соль,
дверь, хлеб и т.п. Но при всем этом никто не пытается говорить о чудесном
превращении всех этих предметов. А вот о хлебе и вине почему-то говорят...
Верящие в таинственное преобразование хлеба и вина в Тело и Кровь, полагают,
что это происходит при благословении. Что же случается, если благословенные
таким образом, а значит уже ставшие Телом и Кровью Спасителя элементы
Причастия принимаются недостойным грешником? Согласно слов Христа этот
грешник должен получить вечную жизнь, а согласно слов Павла - осуждение! И
только в случае, если мы рассматриваем дары причастия как символы, то
противоречие исчезает.

Вот такие тексты Библии и соответствующие размышления приводят меня и многие
миллионы других христиан  к тому, чтобы верить в пресное вино
(неперебродивший сок) и пресный хлеб Вечери Господней, преподающиеся как
символы смерти Христа во искупление грехов человека.

---------

3.293. Paul Lebedev (pel@vinnitsa.com) пишет: "По поводу вопроса 3.253
[выпуск 66 от 31 января 2002 г]. О вине: Ной был человек праведный и
непорочный (Быт. 6, 9). После Потопа он насадил виноградник и сделал вино.
Очевидно, он это делал и до Потопа - раз он сделал виноградик и знал как это
делать. И само по себе в этом ничего плохого не было, раз он делал это и был
праведный и непорочный. И выпил он вина... (Был. 9, 21). Наверное, и до
Потопа он пил вино, если и сейчас сделал это. Только вот по научным данным
земные условия после Потопа были другие, что и
привело к опьянению.
 Также Вы привели цитату: "И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких
напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания,
чтобы не умереть..." (Лев. 10, 8) - сказана ведь только о служении в скинии.
Получается, во время, когда священнослужитель не служит - нет полного
запрета вообще не пить вино. Получается, если внимательно и беспристрастно
прочесть вышеприведенную цитату, комментарий: "Но в ней все же есть запрет
на употребление их священниками и служащими при храме" не основан на этой
цитате.
 И в ответе на вопрос 3.50 (из номера 20) также не приводится серьезных
аргументов, основанных на Библии (к чему Вы постоянно призываете), а не на
своих мнениях, о запрете пить вино.
 В связи с этим слова "но оставим это на совести упомянутого владыки" (о
вине) воспринимается не иначе как "наезд" на православных по любому поводу."

# Начну с того, что речь о конкретном выступлении конкретного человека никак
не может рассматриваться "как "наезд" на православных по любому поводу." Все
мы знаем, что Русская Православная Церковь развернула настоящую борьбу со
всеми протестантскими Церквами, стремясь занять место государственной
религии в России. При этом всякие выступления протестантов против
православных больше видятся мне как попытки оправдаться, и вовсе не выглядят
на "наезд". Вот если бы протестанты имели такое же влияние на
государственных чиновников и такую же власть в поместных структурах власти,
как имеют православные, тогда можно было бы говорить о каких-то "наездах".
Но мне вообще странно слышать такое заявление в нашей рассылке, потому что я
очень даже редко упоминал какие-либо церкви по имени. Разве что пожелаете
обвинить меня за приведенные в предыдущем предложении слова в
анти-православии? А то, что Православная церковь имеет много небиблейских
доктрин, это никогда церковью не скрывалось, ведь основанием вероучения
Русской Православной Церкви является не только Священное Писание, но и
Священное Предание. Именно на преданиях отцов церкви утверждаются доктрины о
таинствах, об иконопочитании, о почитании святых, и другие доктрины, от
которых вынуждены были отказаться те христиане, которые избрали своим
основание Только Библию. Потому здесь не может быть и речи о каких либо
обвинениях или укорах. Мы ведь не обвиняем и не укоряем иудеев в том, что
они не признают Иисуса как Мессию. Мы не обвиняем мусульман, что признавая
Иисуса они не считают Его Богом. Эти религии имеют разное основание, хотя и
во многом сходное. Мы же рассматриваем вопросы на основании одной лишь
Библии, не принимая во внимание Талмуд, Коран или же творения отцов церкви.

Вернемся к Ною. Да, он пил вино до потопа. Верно и то, что по определенным
физическим причинам это вино не опьяняло - потому что оно не бродило! То
есть, до потопа был виноградный сок, а после потопа он стал бродить,
превращаясь в опьяняющий напиток. Так что Ваши слова, Брат Павел, только
подтверждают то, что я утверждал.

А теперь об Аароне и других священнослужителях. Верно, что библейский текст
говорит ТОЛЬКО о времени служения в скинии. Но как Вы понимаете, приведенный
текст запрещал священнику пить вино в момент входа в скинию, или накануне? А
если накануне, то за сколько часов до служения в скинии, по-вашему, пить
можно, а за сколько уже нельзя? А ведь священники должны были предстоять
пред Господом постоянно. Когда же они могли пить вино, не согрешая? Возьмем
того же православного священника - он также служит постоянно, и утром, и в
обед, и вечером, и так семь дней в неделю. Когда же он достаточное время "не
служит", чтобы мог спокойно пить вино, не боясь нарушить заповедь Господню?

Как видите, я не пытаюсь основываться на своих мнениях, а только пытаюсь
понять значение того или иного текста Священного Писания. Уверен, что
поразмыслив, любой человек может согласиться, что священник всегда должен
быть достаточно трезвым, когда он предстает пред Господом. А сегодня мы
прекрасно знаем, насколько долго сохраняется алкоголь в крови, как влияет на
разум человека даже малая доза алкоголя, как она замедляет реакцию человека
и способность различать доброе от худого. Если человеку, выпившему сто
граммов водки или стакан вина или даже пива не доверяют руль автомобиля, то
как можно говорить о доверии такому служения перед святым Господом! Библия
заповедует нам по этому поводу: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что
противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить"; "Итак,
не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие
спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да
трезвимся" (1Пет 5:8; 1Фес 5:6-8). Нетрезвый человек не способен
сопротивляться сатане, потому нам нельзя вводить себя в такое состояние,
когда сатана сможет без особых усилий завладеть нами. Мы должны быть святы
всегда, и не только на богослужениях, и не только священнослужители.

Что же касается убедительности аргументов в вопросе 50, то я не собираюсь
навязывать свое мнение кому либо. Я готов повторить слова Христа: "кто хочет
творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя
говорю" (Ин 7:17).

---------

3.294. Юлия (julia_@???.net) пишет: "мне очень бы хотелось Вас спросить.
Почему Вы верите В Бога...ведь основных доказательств просто нет.....нет
определённых фактов.....я например верю в разум..как присущее нас
всем....получается мы по свойму все Боги...."

# Сестра Юлия, а какие определенные факты нужны? Я уверен, что миллионы
христиан станут утверждать, что фактов более, чем достаточно, которые
доказывают существование Бога. Вот только то, что для одного является
неопровержимым фактом, для другого ровно ничего не значит. Так, для меня
человеческий разум является не самым высшим, а весьма даже глупым, потому
что в отличие от неразумных животных, человек сам себя уничтожает, разрушает
свое здоровье, изобретает оружие... то есть всячески показывает, что ему не
полоняться надо, а остерегаться его.

Но давайте рассмотрим Ваш вопрос более серьезно. Посмотрите чуть дальше
себя - в космос. В движении планет мы видим гармонию - ни один часовщик не
сможет создать столь точный часовой механизм, который на протяжении
миллионов лет двигался бы без сбоев, столкновений и нарушений. Скажите,
может ли человеческий разум создать вселенную? Может ли разумный человек,
знающий законы физики и химии, поверить, что все это произошло само по себе,
что из неживого произошло живое? Только неразумный может отрицать
существование вселенского Разума, превосходящего разум человеческий. Человек
верит в эволюцию. Но ведь в нее поверить гораздо труднее - вот там то как
раз и нет основных доказательств - нет переходных форм, нет соответствующих
законов, схемы измерения возраста ископаемых не работают за пределами
лабораторий... а люди верят в религию эволюции. Безбожие еще не сделало ни
одного человека моральным, а только развязало руки для аморальности, так что
атеисты "ни Бога не боятся, ни людей не стыдятся". А христианство обладает
реальной силой, способной преобразовать характер.

Да, мы привыкли верить в то, что нам сказали в детстве. Все мы воспитаны в
атеистическом обществе, где постоянно твердили, что нет никакого Бога. В то
же время люди в цивилизованных странах мира жили и продолжают жить с Богом в
душе. Не от того ли развалилось наше атеистическое государство, не прожив и
одного века, что "без Бога ни до порога"? И сегодня вчерашние идеологи
атеизма молятся в церквах по всей России. Это ли не доказательства? Это ли
не факты? Бог говорит: "испытайте Меня". Вот и Вы, попробуйте испытать Бога.
Обратитесь к Нему так, как Вам это проще и легче, и попросите Его, чтобы Он
предоставил Вам неопровержимые доказательства Своего существования. Если
Бога нет, то ничего не произойдет. Но если Бог есть, то Вы это узнаете. Но в
тот момент, когда Вы получите ответ от Бога, не ожесточитесь против
полученной истины. Потому что также, как есть Бог, так же есть и сатана,
противник Божий. Если Вы ожесточитесь и не примете Божий ответ, то сатана
овладеет Вами. Вот, что Библия пишет по этому поводу:

"Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо
невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав
Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в
умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя
мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный
тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал
их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо
Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным
страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола,
разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая
в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились
иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия,
злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы,
клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на
зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы,
немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны
смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим 1:19-32).

Я верю, что Господь поможет Вам найти истину и разобраться, насколько наш
разум может претендовать на положение Бога.

Вы можете искать интересующие Вас вопросы в нашей рассылке:

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Изучаем Библию вместе"


Если Вы не нашли, что искали, пишите нам по адресу vasily@biblestudy.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное