Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 107


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 107

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 28 июня  2005 г.

  ******************************

 Дорогие друзья, в связи с началом летнего затишья наш бюллетень будет выходить не чаще 2-3 раз в месяц

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

 ******************************

 Редакционный совет Свято-Троицкой Сергиевой Лавры готов принять к рассмотрению оригинальные исследовательские работы по теме "Троице-Сергиева Лавра в истории и культуре России" с целью дальнейшего размещения их на официальном сайте Лавры. Рассматриваются работы на всех языках любого объема (желательно в электронном виде). Просим присылать заявки по электронной почте mailbox@stsl.ru. Сохранение авторских прав гарантируется.

Официальный сайт Троице-Сергиевой Лавры. http://www.stsl.ru/

  ******************************

 27 июня 2005 года в Паломническом центре Московского Патриархата (Москва, Мичуринский проспект, 8/29, гостиница "Университетская") начал работу 3-й Практический съезд любителей знаменного пения. Съезд проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и организован Обществом любителей древнерусского церковного пения во имя святителя Иова при содействии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Съезд по традиции открылся общим молебном, который совершил епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Своим приветственным словом Владыка Марк, в качестве председателя президиума съезда, и открыл его заседания. Затем последовали выступления членов оргкомитета съезда - члена Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством И.И.Миролюбова и руководителя Общества святителя Иова Г.Б.Печёнкина.

Основными направлениями работы 3-го съезда объявлены "работа с письменными источниками" и "вопросы обучения и исполнения". Программой съезда предусмотрено прослушивание докладов теоретической, исторической, практической и методической направленности, проведение практических занятий (мастер-классов) по изучению знаменного пения, организация дискуссионных "круглых столов".

29 июня в 12.00 в рамках съезда состоится концерт знаменного пения, призванный продемонстрировать разные его традиции и направления, включая современные.

В завершение съезда 1 июля в храме Троицы Живоначальной в Хорошеве участники съезда примут будут петь при совершении Всенощного бдения, а 2 июля, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, - при совершении Божественной литургии в том же храме.  http://www.mospat.ru/text/week/id/9603.html Служба коммуникации ОВЦС МП

 =============================

 28 июня 2005 г. в 12.00 начнет работу VI Конгресс этнографов и антропологов России. Пленарное заседание проводится в Актовом зале СПБГУ. Конгресс является важным научным и общественно-политическим событием. Впервые с начала 1990х гг. Ассоциация этнографов и антропологов России проводит такой масштабный форум в Санкт-Петербурге. Организуют конгресс Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН при участии Санкт-Петербургского государственного университета, Российского этнографического музея и Европейского университета в Санкт-Петербурге. Последние результаты своих исследований представят более 800 российских и зарубежных ученых.

На открытии Конгресса ожидается выступление И.И.Клебанова (полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе), Смирновой С.К. (председателя подкомитета Государственной Думы, и.о. Председателя Ассамблеи народов России), Л.А.Вербицкой (академик РАО, д.ф.н., проф., ректор Санкт-Петербургского государственного университета), В.А.Тишкова (чл-корр. РАН, д.и.н., проф., заместитель академика-секретаря Отделения историко-филологических наук РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН), ведущих российских этнографов и антропологов.

Конгресс получил приветствия от Государственной Думы РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства регионального развития РФ, Российской академии наук, Санкт-Петербургского Научного центра РАН, Отделения историко-филологических наук РАН, Ассамблеи народов России  Главная тема Конгресса - "Этнокультурные взаимодействия в Евразии". Будут представлены итоги новейших исследований в области социально-культурной, юридической, политической городской, визуальной медицинской, физической антропологии, этнографического музееведения, прикладных неотложных исследований. Программу с 28 июня по 1 июля 2005 г. см. в: http://www.kunstkamera.ru/science/congr205_05.html

Контактный телефон МАЭ РАН: 328-07-12 (дирекция). факс 328-08-11; info@kunstkamera.ru

Источник: http://www.museum.ru/N22828

 =======================

  Государственный музей истории религии, Экспертный совет при уполномоченном по правам человека в РФ, Российское объединение исследователей религии, Научно-методический совет по религиоведению общества "Знание" проводят с 17 по 18 июня международный научно-практический семинар "Религиозные свободы в эпоху войн и мира", посвященный 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Предполагается участие около 100 человек. Среди них: ведущие российские историки, религиоведы, политологи, представители духовных учебных заведений и религиозных центров, правозащитных, научных и других общественных объединений. С основными докладами выступят сотрудники Института славяноведения РАН, Института всеобщей истории РАН, музея истории религии, светских и духовных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Тольятти, Ярославля, Москвы, а также ученые-религиоведы из Риги и Таллинна.

Кроме того, в ходе конференции будет организован "круглый стол" по теме: "Свобода совести в Российской Федерации: законодательное закрепление и практическое воплощение", для участия в котором приглашены представители Правительства РФ, органов государственной власти и муниципального управления Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ученые и правозащитники, руководители религиозных объединений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Дополнительная информация: Иванов Владимир Георгиевич - ученый секретарь ГМИР, тел.: (812) 315 29 30; Демьянова Наталия Сергеевна - пресс-секретарь ГМИР, e-mail: n.demyanova@gmir.ru, natalidem@mail.ru, тел.: (812) 314 58 38

http://www.museum.ru/

 ===================

 XIII Рождественские историко-краеведческие чтения

c 24 июня по 1 ноября

Владимирская область

Отдел культуры администрации г. Коврова Владимирской области, Ковровский историко-мемориальный музей приглашают принять участие в XIII Рождественских историко-краеведческих чтениях на тему: "История в лицах: интеллигенция и провинция", посвященных 80-летию со дня рождения известного писателя С.К.Никитина (1926-1973). Чтения состоятся в январе 2006 года в Ковровском историко-мемориальном музее (о конкретном времени проведения будет объявлено дополнительно).

Заявки на участие в Чтениях с текстом доклада просим высылать до 1 ноября 2005 года по адресу: 601900, Владимирская область, г. Ковров, ул. Абельмана, 20. Ковровский историко-мемориальный музей. Телефон для справок: /0932/ 2-27-51, 2-19-25; E-mail: museum@kovrov.ru По материалам Чтений планируется издание сборника.

Материалы следует представлять исключительно в электронном виде (на дискете, редактор Word) объемом не более 8 страниц (включая иллюстрации и примечания) 14 кеглем, интервал полуторный. Сноски и примечания располагаются в конце текста со сплошной нумерацией. Все сокращения и аббревиатуры в тексте статьи, примечаниях и библиографических ссылках должны быть расшифрованы в дополнительном списке (его объем не входит в объем публикации). Библиографические ссылки оформляются по схеме:

1.Монография: Автор. Название. - Место издания. - Год. - Том. - Страница.

2.Статья: Автор. Название статьи //Название сборника. - Место издания. - Год. - Страница.

3.Периодическое издание: Автор. Название статьи //Название издания. - Год. - Номер. - Страница.

Оргкомитет оставляет за собой право отклонить материалы, не соответствующие данной тематике и не отвечающие требованиям оформления.

http://www.museum.ru/

 ===========================================

 23-26 июня 2005 года епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви, принял участие в III международной конференции патрологов, состоявшейся в Люксембурге по инициативе католической организации "Pro Oriente" и при участии посольства Австрии в Люксембурге. Темой конференции, в которой приняли участие 27 православных и католических патрологов из стран Восточной и Западной Европы, было учение Отцов Церкви Востока и Запада о Боге как Отце и Творце вселенной. Предыдущие две конференции проводились в Вене в 2001 и 2003 годах и были посвящены соответственно святоотеческой христологии и учению о Святом Духе.

Среди православных докладчиков конференции были митрополит Западноевропейский Иосиф (Румынская Православная Церковь); архимандрит Василий Гролимунд (Сербская Православнай Церковь); профессор Даремского университета (Великобритания) священник Эндрю Лаут (Московский Патриархат); профессор Университета Брешиа (Италия) священник Владимир Зелинский (Константинопольский Патриархат); профессор Афинского университета (Греция) Г. Марцзелос; профессор Софийского университета (Болгария) Г. Каприев и профессор Киево-Могилянской академии (Украина) К. Сигов.

Среди докладчиков с католической стороны были почетный председатель конференции архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн; бывший аббат Шевтоньского монастыря (Бельгия) Мишель Ван Парэйс; научный редактор серии "Христианские источники" (Sources Chrétiennes) священник Доминик Гонне (Франция); профессор Франкфуртского университета Т. Хайнтхальтер, почетный профессор Парижского университета М. Александр (Франция) и сотрудник Национального центра научных исследований И. де Андиа (Франция).

В ходе конференции епископ Венский и Австрийский Иларион выступил с докладом на тему "Учение святителя Григория Богослова о Боге как Отце и Творце вселенной". Об этом сообщает Пресс-служба Представительства РПЦ при европейских международных организациях

http://www.religare.ru/news19063.htm

 *************************************************

 Научно-методический отдел и Методический кабинет ГИМа

Музей более 30 лет является научно-методическим центром Российской Федерации по оказанию научно-методической помощи в области истории России для исторических и краеведческих музеев Российской Федерации. Более 30 лет ГИМ является методическим центром исторических и краеведческих музеев Российской Федерации. Отдел выполняет роль информационно-координационного, консультативного и обучающего центра для музеев соответствующего профиля.  С 1977 г. организует и координирует работу Научных советов, деятельность которых основывается на интеграции академической, вузовской и музейной науки. В 1997 г. начал осуществляться долгосрочный проект "Современные концепции истории России. Проблемы интерпретации памятников в музейных экспозициях". В рамках данного проекта в ГИМе были проведены следующие Советы: в 2001 г. - "Позднее средневековье в истории России к. ХY1- ХYП вв.", в 2002 г. - "ХYШ в. в истории России", в 2003 г. - международный симпозиум "Исследуем ХХ век. Историческая антропология в музейных экспозициях и выставках". Научный совет имеет два региональных филиала: с 1985 г. - Сибирский - проект "Этнокультурная история Сибири и роль музеев в ее интерпретации и популяризации" и с 1997 г. - Южный - долгосрочный проект - "Музейные технологии в области воспитания толерантности и согласия в полиэтнических регионах".

В ноябре 2004 г. на базе Тюменского областного краеведческого музея проведено заседание Научного совета по теме: "Роль и место исторических экспозиций и выставок в адаптации российского общества в современных условиях".  На базе методического кабинета созданы и ведутся информационные банки данных:  - сведения о 2 тыс. краеведческих музеях России (включая и музеи-заповедники);  - нормативные и правовые акты по музейном  делу и охране памятников (по имеющимся материалам издано 3 сборника);  - информационно-поисковая система "Историко-культурное наследие и исследовательская деятельность историко-краеведческих музеев России".  Одновременно на базе коллекций и экспозиций ГИМ Отдел организует и проводит стажировки, семинары, разрабатывает программы по повышению квалификации сотрудников региональных музеев по научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, научно-просветительской, научно-реставрационной деятельности, а также музейный маркетинг и менеджмент, работа музея в условиях реконструкции и др. В апреле 2004 г. в Москве проведен семинар "Практика внедрения современного хранительского оборудования".  Кроме того, в последнее время осваивается и новая форма повышения квалификации сотрудников краеведческих музеев - чтение лекций по научно-фондовой работе с выездом на места.  Заведующая Отделом - Скрипкина Любовь Ивановна, Заведующая Методическим кабинетом - Мылтыгашева Людмила Петровна. т. 928-84-52. E-mail: metod@shm.ru

http://www.museum.ru/N22763

  ******************************

 РЕЦЕНЗИИ

 Филимонов С.Б. Хранители исторической памяти Kрыма: О наследии Таврической ученой архивной комиссии и Таврического общества истории, археологии и этнографии (1887-1931 гг.). - 2-е изд., перераб. и доп. Симферополь: Издательский дом "ЧерноморПресс", 2004. - 316 с. - 1000 экз.

 Опубликовано в журнале "Отечественные архивы" № 3 (2005 г.)

 Среди множества опубликованных в последние годы работ по региональной истории видное место занимает литература о деятельности краеведческих обществ и музеев, в том числе возникших в 1880-е гг. губернских ученых архивных комиссий (ГУАK), ставших к началу XX в. авторитетными центрами изучения местной истории и культуры, собирателями и хранителями разнообразных памятников старины и исторических документов.

Среди четырех десятков ГУАK дореволюционной России одной из самых деятельных была Таврическая, созданная в Симферополе в 1887 г. и объединившая многих известных историков, археологов, филологов, преподавателей гимназий. Ее труды, по выражению академика И.Ю. Kрачковского, "представляют своеобразную энциклопедию по истории и культуре Kрыма, которая еще долго будет служить путеводной нитью для всех исследователей края" (С. 30). После установления советской власти ТУАK продолжила свою деятельность как Таврическое общество истории, археологии и этнографии (ТОИАЭ). Заслушанные на заседаниях ТУАK - ТОИАЭ доклады и сообщения в форме статей и заметок публиковались в основном в издаваемых ими "Известиях". Любой из 61 тома трудов ТУАK и ТОИАЭ, выпущенных за 44 года, давно уже стал библиографической редкостью, и на весь Kрым ныне имеется лишь несколько полных комплектов.

Нелегкую и очень трудоемкую работу по систематизации обширной научной и организационной деятельности ТУАK - ТОИАЭ взял на себя д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой российской истории Таврического национального университета им. В.И. Вернадского С.Б. Филимонов, имевший уже подобный опыт. В 1989 г. в Москве им изданы под редакцией и с предисловием С.О. Шмидта "Историко-краеведческие материалы архива обществ по изучению Москвы и Московского края". Результатом тщательного изучения всех содержащихся в "Известиях" 341 протокола и архива ТОИАЭ стал справочник "Хранители исторической памяти Kрыма" (Симферополь, 1996). Однако эта ценная для историков и краеведов книга в силу малого тиража почти неизвестна за пределами республики.

Новое издание более чем в два раза превышает объем первой книги и ее тираж. Первый раздел представляет собой самостоятельный очерк о возникновении в России губернских ученых архивных комиссий, организации ТУАK, преобразовании ее в 1923 г. в ТОИАЭ. Самоотверженная деятельность членов общества показана в контексте драматической судьбы российского краеведения, разгромленного в 1929-1930 гг. Очерк снабжен подробной библиографией по истории крымоведения и отечественного краеведения в целом.

Основу справочника составляют пять указателей к протоколам заседаний ТУАK и ТОИАЭ. Изучив и систематизировав материалы всех заседаний, автор составил список докладчиков и сделанных ими сообщений - 1048 (!) за 1887-1931 гг. Здесь были заслушаны работы по разнообразной тематике: об античных городах-государствах Kрыма и их раскопках, средневековой истории периода Kрымского ханства до событий и памятников русского периода полуострова и даже советской истории. Объектами пристального внимания были не только памятники старины (христианские храмы и монастыри, мусульманские мечети, кладбища, оборонительные сооружения, скульптурные монументы и предметы быта), но и история изучения Kрыма, создание музеев, сохранение историко-культурного наследия.

Среди выступивших немало известных в России историков, археологов, этнографов, филологов, литературоведов, общественных деятелей: академики и член.-корр. Академии наук Д.В. Айналов, Д.И. Багалей, В.В. Бартольд, С.Н. Бибиков, В.И. Вернадский, Б.Д. Греков, Н.K. Гудзий, И.Ю. Kрачковский, А.И. Маркевич, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, С.Ф. Платонов, М.И. Ростовцев, А.Н. Самойлович, А.А. Спицын, Б.В. Фармаковский, А.А. Шахматов и др. По значимости имен докладчиков и широте тематики выступлений ТУАK - ТОИАЭ можно поставить едва ли не рядом с самыми известными столичными краеведческими обществами. На заседаниях обсуждались не только региональные, но и общероссийские проблемы истории: творчество известных историков В.С. Иконникова, Д.И. Иловайского, В.О. Kлючевского, А.С. Лаппо-Данилевского, С.Ф. Платонова, П.С. Уваровой и других, писателей и поэтов Ф.М. Достоевского, А.Мицкевича, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др.

Но главная заслуга ТУАK - ТОИАЭ заключается в изучении самого Kрыма, различных аспектов его истории. По 10-30 докладов и сообщений было сделано на заседаниях известными крымоведами: историками, востоковедами, археологами А.О. Kашпаром (археологические раскопки), Л.П. Kолли (памятники Феодосии, Судака, Старого Kрыма), Ф.Ф. Лашковым (история Kрыма, использование и сохранение древних документов), П.В. Никольским (экскурсионное и школьное крымоведение), А.Х. Стевеном (археология и охрана памятников), В.И. Филоненко (этнография и литература народов Kрыма), Н.Л. Эрнстом (спасение архивов, охрана и изучение памятников археологии и архитектуры), Х.П. Ящуржинским (археологические исследования античных городов) и др. Особо следует отметить выступления О.А. Акчокраклы, У.А. Боданинского, И.М. Гаспринского, А.Рефатова и других известных деятелей культуры крымско-татарского народа.

По плодотворности же работы, частоте и разнообразию тематики выступлений никто не мог сравниться с председателем ТУАK - ТОИАЭ А.И. Маркевичем, выдающимся крымоведом и патриотом России, - 302 доклада и сообщения! Недаром академик И.Ю. Kрачковский писал, что ни одна из губернских архивных комиссий не поднялась до высоты Таврической благодаря самоотверженной и в большинстве случаев единоличной деятельности А.И. Маркевича (С. 11). В силу его энергии и человеческих качеств в тяжелейшие годы Гражданской войны и разрухи было спасено множество крымских памятников.

Помимо списков докладчиков и их сообщений (некоторые из них атрибутированы) С.Б. Филимонов разработал именной, географический и предметно-тематический указатели, позволяющие исследователям истории исторической науки и культуры, археологии и этнографии Kрыма легко ориентироваться в бесценном наследии главного краеведческого общества Kрыма.

Более половины объема книги занимает приложение - впервые публикуемые протоколы заседаний ТУАK - ТОИАЭ за 1920-1931 гг. (До 1920 г. протоколы печатались в "Известиях" ТУАK.) Фактически вводятся в научный оборот 130 протоколов, содержащих ценную информацию по истории и культуре, о судьбе памятников во врангелевском и советском Kрыму. Историки, музейные работники, этнографы, краеведы получили в свое распоряжение уникальные источники не только по истории крымоведения, но и о развитии краеведения в Советской России.

В последующем издании книги хотелось бы пожелать составителю особо обозначить в указателе сообщения или доклады, помещенные в "Известиях" ТУАK и ТОИАЭ, ведь большинство из указанных С.Б. Филимоновым 1048 докладов и сообщений в свое время так и не были опубликованы. Список докладчиков (Указатель № 1) украсили бы краткие сведения о выступавших на заседаниях (имя, отчество, годы жизни). Издание неплохо оформлено, огорчает лишь расположенная перед титульным листом (!) реклама - благодарность спонсорам книги. Здесь хотелось бы увидеть портрет А.И. Маркевича - бессменного председателя ТУАK - ТОИАЭ, а организации, финансировавшие издание, указать на обороте титула. Но все эти замечания носят частный характер. Kнига очень нужна и историкам-профессионалам, и краеведам-любителям, а принцип и методику ее составления можно рекомендовать в качестве примера для подготовки подобных изданий.

    ******************************

 ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ

 На сайте нашего центра размещены статьи:

  Киселева М.С. «Человек мал мир» и его тело в культуре русского барокко //Человек. 2004, N 6.

http://drevn.narod.ru/kiseleva.doc (в заголовек статьи на сайте приведено неверное, написанное с ошибкой название, «Человек малого мира», под которым статья опубликована в журнале «Человек» (прим. редактора бюллетеня Т. Чумаковой)

  Чумакова Т.В. Рецепции Аристотеля в древнерусской культуре // Человек. 2005, N 2.

http://drevn.narod.ru/chumakova_aristotle.htm

 ===========================

  http://acm.org.ru/Situation/Sign/document.2005-06-09.3365965077

Академик РАН Валентин Янин - «Я не знаю, что такое национальная идея...»

Наступившее лето – не для всех время отпусков и каникул. Выдающийся российский историк, автор археологической сенсации ХХ века – находки новгородских берестяных грамот, Валентин Лаврентьевич ЯНИН отправляется на днях в Великий Новгород, чтобы открыть 57-й (!) сезон своей знаменитой экспедиции. Перед отъездом академик встретился с обозревателем «НИ».
– Валентин Лаврентьевич, с новым сезоном вас! Какими «премьерами» порадуете, если проводить параллели с театром?
– Про театр вы мне лучше не говорите! Меня включил Швыдкой в коллегию по культуре и кинематографии. Приезжаю туда, справа от меня сидит Запашный, рассказывает, что у них в цирке будет, слева Табаков. Ближайшее заседание посвящено театру, и я с ужасом думаю, что мне там тоже придется говорить... А у нас в Новгороде будет не шоу, а рутинная работа. Мы в прошлом году вошли в слои XII века – самые «грамотные» слои на Троицком раскопе, там больше всего берестяных грамот. В 98-м около ста нашли за сезон. А в прошлом году нас так заливали дожди, что мы только на 20 сантиметров углубились и всего три грамоты нашли. В июле приехал Путин, пожертвовал полмиллиона денег, Академия добавила, и мы в этом году сможем соорудить передвижной навес, чтобы не зависеть от погоды. Надеемся за сезон углубиться на метр, войти в XI век – а это уже нечто.

 – Многие ли берестяные грамоты, найденные вами, дают представление не только о времени, но и о людях, живших 800–900 лет назад?
– Абсолютно все! В России всегда главным источником были летописи. Но летопись – это рассказ о сильных мира сего: князьях, полководцах, епископах. Народа там никакого нет. А что происходило с простыми людьми? В общем, то же, что и теперь: умирал человек, о нем какое-то время дети помнили, внуки, а правнуки в лучшем случае по отчеству деда знали, как звали прадеда. И вот мы в 51-м году находим берестяную грамоту. Человека, ее написавшего, восемьсот лет как забыли. А ведь он любил, страдал, трудился в поте лица. И мы обо всем этом узнаем от него самого... Одна из найденных в прошлом году грамот рассказывает о том, как три новгородских купца-«складника» (мы бы сказали – компаньона) пошли торговать в другие города. По дороге одного из них убили. В городе N оставшимся двум угрожал арест за вину некоего Фомы, задолжавшего купцам этого города громадную сумму в 400 гривен. В те времена при отсутствии должника арестовывали имущество его земляков. Так вот, автор нашей грамоты Радко сообщал отцу о нависших над ним угрозах: «Заплатите четыреста гривен или зовите сюда Фому. Если же нет, посадим вас в погреб». Такая вот «повесть о новгородских олигархах»... Или девушка пишет своему парню: я за неделю трижды к тебе писала, а ты не пришел – что ж я тебе, не угодна, что ли?.. В общем, любая грамота – сюжет если не для романа, то для небольшого рассказа. А грамот найдено уже около тысячи. Почему так много? Две причины. Первая – сохранность бересты в культурном слое. В Киеве, матери городов русских, этот слой много тоньше, в нем выгнила вся органика, а у нас что? Воды от паводков, дождей, таяния снегов не могли вертикально уходить вглубь, а насыщали глинозем. И там не было воздуха, значит, и микробов, которые вызывают процессы гниения.
Но есть и другая причина. Долгое время считалось, что Новгород процветал исключительно благодаря торговле. Но это не так. Каждый из новгородских бояр был крупным землевладельцем. И, имея земельные угодья за 500–600 верст от Новгорода, где-нибудь на Северной Двине или на Печоре, он должен был постоянно поддерживать переписку со старостами своих деревень. Он и с крестьянами переписывался, которые ему на старост жаловались. Уровень грамотности в Новгороде был уникальным – сколько бы и где мы ни копали, такого урожая грамот не соберем.

 – Десять лет назад я делал интервью с вашим однокашником и другом поэтом Валентином Берестовым. Публикацию он попросил озаглавить: «Вернемся в Новгород!» Он был убежден, что тогда, в середине бурных 90-х, мы очень многому у новгородцев могли поучиться. Исторические аллюзии вещь опасная, но как, по-вашему, насколько в данном случае археология может быть и футурологией?
– К сожалению, не только аллюзии водят сегодня и пером журналиста, и языком политика, но и полное непонимание процессов, происходящих в истории. Мы привыкли говорить, что история нас ничему не учит. Это бред. Зачем она тогда и нужна, если не затем, чтобы у нее учиться. Несколько лет назад все бросились искать национальную идею. До сих пор ищут. А я не знаю, что такое сегодня национальная идея. Знаю, что она была в царской России – Уваровская триада «Самодержавие – Православие – Народность». Я испытываю доверие к идее Великой французской революции: «Свобода – Равенство – Братство» и даже к заменившей ее в годы коллаборационистского правительства Виши триаде «Работа – Семья – Отечество». Но скажите, какая национальная идея может быть в многонациональной России? Нет, не учимся у истории. Ничем иным не могу объяснить легкость, с какой Дума проголосовала за новый праздник 4 ноября – День национального единства, якобы тот самый день, когда закончилось Смутное время. Да не закончилось оно в 1612 году, длилось еще шесть лет, пока Новгород и Смоленск не были освобождены от шведов! И 4 ноября 1612-го ничего существенного в России не произошло – обратитесь к историческим источникам, а не церковному календарю, согласно которому в этот день празднуется икона Казанской Божией матери. Патриарху вдруг захотелось, чтобы этот день стал государственным праздником, у его идеи нашлись лоббисты, и Дума послушно проголосовала «за» при странном попустительстве лидеров других конфессий. Хотя их логика мне понятна: они держатся за свои места...
Был ли Новгород моделью демократии? Само понятие «демократия» возникло в античной Греции, где основная масса населения была рабами. Демократия никогда и нигде не предоставляла равные права и возможности всем – ни в Древней Греции, ни в XVIII веке в Америке, ни у нас сейчас. Одна демократия для депутатов, другая – для олигархов, третья – для крестьян, в администрации президента – четвертая. Свое представление о демократии есть и у президента. Я, кстати, приветствую его недавнюю идею насчет партийной основы выборов в Думу и другие властные органы. Потому что идея перекликается с тем, как это выглядело в Новгороде, пережившем в XIV веке расцвет своей демократии – не случайно как раз тогда город начал именоваться «господином» и «государем». Вечевое собрание, являвшееся главным в Новгороде, – орган избранников, элиты. В него входили только богатейшие бояре и крупнейшие усадьбовладельцы. Их сначала было 300, потом стало 500, и они по существу решали на вече свои дела. Но вот что важно: перед тем как они делались вечниками, собирались «кончанские» вечевые собрания – пять общих собраний разных концов города...

 – Что-то вроде партийных съездов?
– В отличие от современных партий, там не было программ. Каждый боролся за власть своего боярского рода, своего конца, поэтому они друг с другом пребывали в постоянном столкновении. Но оно порождало равновесие. На протяжении двухсот лет система была стабильна. Когда она стала рушиться? Когда выросло число претендентов на власть. В середине XIV века их было шесть человек – от самого крупного из концов избирали двоих. Из этих шестерых избирали каждый год посадника. Не смог за год успеть сделать что-то, удовлетворявшее всех, – освободи место.

  Жесткие сроки!
– Жесткие, но разумные. Но уже в XV столетии выборы стали проводиться дважды в год. Потому что к пирогу потянулись другие боярские семьи. И уже не шесть, а сначала двадцать четыре, а потом и тридцать шесть кандидатов стали избирать в степенные посадники. К чему это привело? К тому, что простое население уже не могло предъявлять претензии к какому-то концу, боярство которого занимало в данный момент высшие позиции. Народ почувствовал, что ему противостоят не конкретные люди, но вся городская олигархия, сидящая вкруг пирога. И в летописи появляются формулировки под стать сегодняшним: «У нас суд неправдивый... бояре нами неправедно правят...», становятся, как бы мы сказали, бестселлерами «Повесть о посаднике Добрыне», который за взятку уступил немцам участок Иоанновской церкви, или «Повесть о посаднике Щиле», которого, когда он умер, земля не хотела принимать за его сребролюбие. Когда Иван III в 1478 году пошел на Новгород (кстати, не собираясь его присоединять к Москве, но только чтобы овладеть Двинскими землями) – город упал ему в руки, как созревший плод. В простой, но эффективной демократической модели был нарушен баланс. Народ перестал участвовать в политической жизни...

 – Вы признались в одном из интервью, что, всякий раз приезжая в Новгород, живете там в другом времени, в «параллельной истории».
– Абсолютно так. Я как-то стоял на раскопе, и мне в голову пришла мысль, в общем, лежавшая на поверхности: вот у нас под ногами только что расчищенная деревянная мостовая XIII века. По ней проезжал Александр Невский. Может, отпечатки копыт его коня где-то остались. А теперь посмотрим, что над нами – белый след от самолета в небе. Мы стоим в XIII веке, а над нами ХХI век гудит! И как это осознать?.

 – Валентин Лаврентьевич, то, что вы постоянно чувствуете под ногами XIII век, помогает вам лучше понимать век ХХI?
– Одним из моих учителей был Александр Александрович Сиверс. Он до революции был камергером двора его величества, потом побывал в ссылке. Его семья была дружна с семьей Горчаковых, и Саша не раз подавал свою детскую ручку Александру Михайловичу Горчакову – светлейшему князю, канцлеру и министру иностранных дел России, вместе с Пушкиным учившемуся в Царскосельском лицее. Я задумался: Сиверс вот этой рукой, как со мной, здоровался с Горчаковым, а тот – с Пушкиным. От меня два рукопожатия до Пушкина, три – до Державина, четыре – до Александра I, пять – до Наполеона...

 – Мистика. Ведь и я с вами, когда пришел, за руку поздоровался...
– Никакой мистики. В истории все на расстоянии вытянутой руки. А в Новгороде время вообще сплющилось. Когда мы поднимаем из земли письмо, написанное человеку, с которым уже познакомились в другой берестяной грамоте – где оно, время-то? Его нет. Новгород начался для меня, знаете, с чего? В конце 40-х там всю черную работу делали военнопленные. Кроме немцев, были венгры. И один из них как-то мне сказал: «Вчера найден дров горшок» – то есть деревянная мисочка. «Сегодня найден дров ложка» – деревянная ложка. «Товарищ кушАл и оставИл». Эта картина с такой наглядностью возникла передо мной – что действительно товарищ поел и разбросал посуду, как сегодня в лесу бросают одноразовую посуду...

 – В прошлом году у вас был какой-то конфликт с новгородским губернатором Михаилом Прусаком...
– Я написал Прусаку, что впервые приехал в Новгород, когда среди руин сохранились три деревянных дома. На моих глазах один за другим они разрушались. Я считаю это продолжением войны, которую вели фашисты. Поводом для такого резкого письма послужила печальная участь дома краеведа Передольского, где был первый археологический музей. Прусак его передал местному владыке, архиепископу Льву. Вместо того чтобы дом отреставрировать, его раскатали по бревнышку, перевезли в Варлаамо-Хутынский монастырь, там половина бревен сгнила, а другую половину в печках истопили. А на этом месте решили под воскресную школу строить кирпичный дом, обшитый деревом, создавая видимость сохраненного памятника. Больше того: нам туда дорога была заказана. Было сказано, что воскресную школу нужно открыть как можно скорее, а Янин со своими землекопами срок отодвинут на несколько лет. Хотя по существующему положению власти сначала должны дать нам произвести раскопки, а потом уже что-то строить. Ситуация дошла, как говорится, до белого каления...

 – То есть в Новгороде, о котором как об археологическом заповеднике весь мир знает, происходит то же, что в центре Москвы?
– То же, что везде! Построить ценой разрушения... Но скандал в Новгороде имел неожиданное продолжение, когда летом туда приехал Путин – причем не к Прусаку, а ко мне. Прусак присутствовал при разговоре. Я перед президентом поставил вопрос о том, что мы находимся в постоянном конфликте с градостроителями. Ими был даже лозунг такой выдвинут, что надо отвести археологам резервацию, чтобы они – мы – там ковырялись и не мешали строить особняки для «новых русских»... Древний Новгород, сказал я президенту, занимает по отношению к современному такую же площадь, как Москва внутри Бульварного кольца. Так почему бы, говорю, не превратить в резервацию для «новых русских» новые районы, а в Окольном городе, в границах средневекового Новгорода, вернуть к жизни древнюю архитектуру, создать атмосферу, притягательную для туристов? Прусак поспешил заверить, что все так и будет, и полностью реорганизовал систему охраны памятников, поставил во главе ее моего ученика Сергея Трояновского, которому теперь и карты в руки. далее   http://acm.org.ru/Situation/Sign/document.2005-06-09.3365965077     

  ******************************

    НОВОСТИ

 Македонско-сербские отношения в свете церковного кризиса 27.06.2005Илья Горячев

 Ситуация в отношениях Македонии и Сербии зеркально отображает ситуацию сложившуюся между Украиной и Россией. При этом конфессиональный вопрос стоит одинаково остро   конфликт между раскольниками в новообразованных государствах и каноничной Церковью в бывших метрополиях носит не столько религиозный, сколько политический характер. далее http://www.religare.ru/article19084.htm

 =============================

 Бывший патриарх Ириней, которого низвергли за "патологическое состояние ума", создает собственный "синод"

Израильское правительство пока воздерживается от реакции на действия бывшего Патриарха Иерусалимского Иринея, который в прошлый четверг 23 июня направил на утверждение в Минюст список членов своего нового "cинода". Как сообщила греческая газета "Катимерини", в список входят 21 священнослужитель, причем многие из них в настоящее время являются членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата, который в прошлом месяце сместил своего Патриарха, а 16 июня лишил его архиерейского сана и низвел в звание простого монаха.

Неизвестно, были ли произведенные Иринеем "назначения" в какой-либо форме согласованы с кандидатами. Низложение Патриарха Иринея было признано главами и представителями Поместных Православных Церквей, собравшимися на экстренный Собор в Стамбуле 24 мая. В числе участников Собора была и делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

После того, как Ириней совершил богослужение в качестве Патриарха Иерусалимского в одном из храмов в окрестностях Рамаллы, Синод Иерусалимского Патриархата лишил священного сана как самого Иринея, так и четверых сослуживших ему священников. Решение было принято заочно (после троекратного приглашения Иринея на суд) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петрского Корнилия, избранного на эту должность вскоре после стамбульского Собора.

Низложение Иринея и избрание Местоблюстителя было признано правительством Иордании, что требуется законом 1957 года, на основании которого управляется Иерусалимский Патриархат. Однако правительство Израиля, три года отказывавшее в признании Патриарху Иринею и сделавшее этот шаг лишь в прошлом году, не выразило своего официального отношения к свершившимся событиям. Палестинская национальная администрация признала низложение Иринея решением своего Совета министров, однако утверждение этого решения главой ПНА Махмудом Аббасом до сих пор не было опубликовано. Причинами отрешения Иринея от Патриаршей должности были названы систематическое игнорирование мнения членов Синода и единоличное безответственное управление делами Патриархата, включая распоряжение недвижимостью, а также "постоянную лживость" и "патологическое состояние ума" Патриарха, создание им "атмосферы террора" в Иерусалимской Церкви и присущую Иринею манию преследования.

Однако на прошлой неделе получено новое подтверждение того, что сделка действительно состоялась. Как сообщило агентство "Associated Press", иерусалимский юрист Йозеф Рихтер направил Валиду Дайани, палестинскому арендатору отеля "Империал", являвшемуся собственностью Патриархата, уведомление о том, что право распоряжения имуществом теперь принадлежит израильской корпорации "Ричардс маркетинг", с которой в дальнейшем и надлежит решать все вопросы управления гостиницей. Об этом сообщает "Седмица" Источник http://www.religare.ru/

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное