Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия #101


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 101

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 5 июня  2005 г.

  ******************************

 Уважаемые коллеги, сообщаем , что сроки проведения конференции «Человек верующий в культуре Древней Руси» изменены в связи с переносом других конференций, и конференция будет проходить не 1-2, а 5-6 декабря 2005 г.

 Оргкомитет

 ===========================

 РOССИЙСКАЯ   АКАДЕМИЯ   ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при   ПРЕЗИДЕНТЕ   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

 Информационное письмо

 Уважаемые коллеги!

 Российская  академия государственной службы при Президенте Российской Федерации приглашает Вас принять участие в работе круглого стола «Патриарх Никон: симфония разделенных властей в истории и культуре», посвященного  400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона, который состоится 07 июня 2005 г.

 В ходе работы круглого стола предполагается обсудить широкий круг проблем, связанных с ролью и значением Патриарха Никона (1605-1681) в истории государства Российского, Православной Церкви и духовной жизни общества.

           

Заявки на участие в работе круглого стола и темы сообщений просим направить по адресу оргкомитета.

В заявке-анкете просим указать:

- фамилию, имя, отчество; ученую степень, звание, должность, название организации-места работы; домашний адрес, служебный и домашний телефоны, адрес электронной почты; необходимость в гостинице РАГС, количество дней (командировочные расходы за свой счет); тему сообщения;

- объем сообщения - до 3 стр. машинописного текста (оформление: текстовый редактор Word 6.0; шрифт Times New Roman, 14 кегль, 1,5 междустрочный интервал; поля: верхнее - 1,5 см., нижнее - 1,5 см., левое - 2,5 см., правое - 1,5 см. В правом верхнем углу первой страницы тезисов перед названием просим указать информацию об авторе: Фамилия И.О., ученая степень, название учреждения, город.

 Место и время проведения круглого стола:

РАГС при Президенте РФ (м. Юго-Западная, последний вагон из центра, выход по левой стороне), 2 учебный корпус, к. 3027.

Регистрация участников с 9:30. Время работы с 10:00 до 14:00.

 Адрес оргкомитета:         117606, г. Москва, пр. Вернадского, д. 84

Российская  академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Кафедра религиоведения (каб. 2244 )

 Телефон для справок:   (095) 436-9987 (с 10:00 до 18:00), 436-9780 ( с 10:00 до 17:00);

  436-9689 (после 20:00)

Факс:     (095) 436-9780

е-mаi1:     religion@ur.rags.ru, william@list.ru

  Оргкомитет

 ============================

  6 июня 2005 года в 15.00 часов в гостинице "Россия", зал "Север-17" (м. Китай-город, вход со стороны ул. Варварка) состоится ежемесячная встреча IIFWP на тему "Религия и наука: Поиск единого знания".

 

Этот круглый стол посвящен обсуждению проблемы создания единой картины мира, включающей религиозный и естественнонаучный взгляд на мироздание. На программе выступят: д-р Эрнест Григорян (д.ф.н., ректор Института социальных наук), д-р Виталий Куликов (д.б., Ректор Семинарии Евангельских христиан) и д-р Андрей Волков (д.ф.м.н., профессор Московского института радиотехники и электроники), д-р Александр Ромашов (д.т.н., научный сотрудник Института динамики геосфер РАН).

 

В ходе встречи так же состоится презентация 12-го выпуска журнала "Мир нравственности" под темой "Движение послов мира". Заголовки номера: "Когда цветет сакура", "Что такое Пасха", "Духовная миссия интеллигенции", "Грузия открывает двери", "Протестантизм в Казахстане", "Этика конфуцианства", и др. ...

 

Просим Вас подтвердить участие в программе электронной почтой или звонком в Секретариат IIFWP.

 

Джек Корли

Генеральный секретарь Евразийского отделения IIFWP

www.iifwp.ru iifwp@iifwp.ru

т. (095) 231-2284, ф. (095) 350-0761

 ============================

   14 ИЮНЯ: Круглый стол на тему: "Христианство и СМИ", посвященный 10-летию Православного обозрения "Радонеж". Москва

  Круглый стол на тему: "Христианство и СМИ", посвященный 10-летию Православного обозрения "Радонеж", издающегося по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, состоится 14 июня в 12 часов в конференц-зале гостиницы "Даниловская" (Большой Староданиловский пер., дом 5).

К разговору приглашены: протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС; священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской Патриархии; диакон Андрей Кураев, , Максим Соколов, Рената Гальцева, Александр Привалов, Александр Архангельский, Алексей Пушков, Михаил Леонтьев и др.

Ваше согласие просьба подтвердить по  тел: 237-28-47; 772-79-61; факс: 237-45-95; e-mail: info@radonezh.ru

============================

 Русская усадьба. Мир семьи

 c 19 по 20 октября

Москва

С 19 по 20 октября 2005 года Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва и Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ) приглашают принять участие в аучной конференции "Русская усадьба. Мир семьи".

Программа конференции предусматривает работу по следующим основным направлениям

- Родовая усадьба как модель идеального устроения мира;

- Усадьба как Дом одной семьи;

- "Дворяне все родня друг другу";

- История отдельных усадебных памятников и их хозяев;

- Мир усадьбы в культурном контексте: его отражение в изобразительном искусстве и литературе;

- Новые исследования русской усадьбы и усадебной культуры.

Приглашаем принять участие специалистов самых разных областей науки: историков, искусствоведов, филологов, музейных работников, краеведов и других исследователей и любителей русской усадьбы.

Регламент выступлений - 20 минут. Материалы конференции планируется опубликовать. Для публикации принимается отредактированный текст на электронном носителе в редакторах Word или RTF, вместе с распечаткой (сноски в конце текста). Фотографии и иллюстрации должны быть пронумерованы и описаны в отдельном файле.

Заявки на участие в конференции принимаются до 25 сентября 2005 г. Для этого необходимо передать заполненную заявку лично или прислать в адрес Оргкомитета конференции.

Организационный комитет конференции:

1. Веденин Юрий Александрович, директор РНИИ культурного и природного наследия им.Д.С.Лихачева, Председатель Правления ОИРУ, докт.географ.наук.

2. Нащокина Мария Владимировна, НИИТАГ, зам.Председателя Правления ОИРУ, докт.архитектуры.

3. Чекмарев Андрей Викторович, НИИТАГ, член Правления ОИРУ.

4. Заварюхина Дина, секретарь ОИРУ. Тел.: (095) 403-0225 (вечером). E-mail: usadba@archeologia.ru с пометкой "Конференция ОИРУ".

5. Ром Наталия, секретарь ОИРУ.

Тел.: (095) 686-1323/26, добавочный 229 (понедельник, четверг). Факс: (095) 686-1324, с пометкой "Конференция ОИРУ". Адрес: 129366, г.Москва, ул.Космонавтов, дом 2. РНИИ культурного и природного наследия им.Д.С.Лихачева. ОИРУ.

www.museum.ru/N22420

============================

 ИНФОРМАЦИОННОЕ   ПИСЬМО

21–25 сентября 2005 года

Киевское Религиозно-философское общество,

созданное по благословению Блаженнейшего Владимира,

Митрополита Киевского и всея Украины

проводит международную научно-теоретическую конференцию

БОГОСЛОВСКОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ИСИХАСТСКОЙ ТРАДИЦИИ

 

Предлагается обсуждение следующих вопросов:

 

I.БОГОСЛОВСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСИХАЗМА

 

1) Св.  Отцы–каппадокийцы о непознаваемой Божественной сущности и приобщаемых Божественных энергиях.

 

2) Проблемы размежевания православного богословия и неоплатонической мистики. Ареопагитики и преп. Максим Исповедник. Основоположения исихастского богословия в творениях преп. Максима: учение о двух волях, учение об обожении человека.

 

3) Преп. Симеон Новый Богослов о Божественном Свете и обожении человека.

 

4) Рецепция исихазма в поздневизантийском (паламитском) богословии. Догмат 1351 г. и его значение. Богословие Божественных энергий как итог соединения патристического Предания и исихастского опыта. Открытие новых горизонтов для православной мысли: выход к проблемам обожения цельного человеческого существа, антропологии, роли аскетической традиции в христианском обществе.

 

II. БОГОСЛОВСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСИХАЗМА В ХХ в.

 

Новый этап изучения исихазма и творчества св. Григория Паламы в трудах ученых русской диаспоры: архиеп. Василий (Кривошеин), В.Н. Лосский, архим. Киприан (Керн), прот. Иоанн Мейендорф, архим. Софроний (Сахаров) и др. Православное богословие культуры и концепция «христианского эллинизма»  прот. Георгия Флоровского. Исихастские и паламитские штудии в современном греческом, сербском, румынском богословии.

 

III. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСИХАЗМА

 

1) Изучение и понимание православной аскетики в русской  религиозно-философской антропологии 19–20 вв.

 

2) Имяславие и место его в истории исихастской традиции. Попытки философского обоснования имяславия: о. Павел Флоренский, В.Ф. Эрн,  о. Сергий Булгаков, А.Ф.Лосев.

 

3) Современные проблемы и перспективы философского изучения исихазма:

а) методологические и герменевтические проблемы философской дескрипции исихастского опыта;

б) проблемы философской трактовки дискурса энергии в Православии (в частности, в исихазме);

в) философские проблемы исихастской антропологии; значение антропологии исихазма в ситуации современного антропологического кризиса; возможности новой постановки проблемы человека на базе мистико-аскетического опыта.

 

В рамках конференции планируется проведение «круглого стола» на тему

« Исихазм на Руси»

а) Анахоретское монашество в Киевской Руси (11 в.). Преподобные Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

б) Рецепция  византийского исихастского возрождения в эпоху Московской Руси (14–15 вв.) (препп. Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублев). Преп. Нил Сорский и заволжское («нестяжательское») монашество.

в) Южнорусское монашество (св. Иов Почаевский, Иов Княгиницкий (16–17в.)).

г) Исихастское возрождение 18–20 вв. Создание русского «Добротолюбия». Странничество и старчество. Возникновение новых центров исихазма (Оптина Пустынь, Валаам, Саров). Свв. Паисий Величковский,  Серафим Саровский, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, оптинские старцы, Иоанн Кронштадский, Силуан Афонский.

 

Заявки на участие в конференции просим высылать до 30 июня 2005 года. В заявке необходимо указать тему выступления, аннотацию (3-4 предложения), фамилию, имя, отчество, место работы, должность, ученую степень, ученое звание, домашний и служебный адрес, телефоны, e-mail.

В Вестнике КРФО  «Христианская мысль» будут опубликованы тексты выступлений, не противоречащие п.2.3.3 Устава КРФО: «Содействие развитию религиозной философии, основанной на вероучении Православной Церкви».

Текст  в объеме от 6 до 12 страниц подается в распечатанном и электронном варианте на дискете (MS WORD, RTF, шрифт – Тimes New Roman, размер 14,   интервал 1,5). В верхнем правом углу – ФИО автора,  через 2 интервала по центру – название статьи большими буквами, через 2 интервала – текст. Список цитируемых источников – в конце текста в зависимости от очередности их цитирования в тексте; ссылки – в тексте, в квадратных скобках [1; c.5].

Заявки на участие в конференции просим высылать по  адресу: 01011 г. Киев, ул. Немировича-Данченко, 5/41. Филиппенко Наталии Григорьевне (тел. 285-22-18; тел/факс 254-39-58).

E-mail: krfo@rambler.ru

 ==========================

 New College Madison, The Society of Christian Philosophers Midwest Region,

University of Wisconsin: Philosophy Department, and Department of Liberal

Studies and the Arts

Present:

 The Christian Worldview

Analysis, Assessment, and Development

A Conference in Honor of Keith E. Yandell

September 15-17, 2005, Memorial Union, Madison Wisconsin

 Keynote Speakers

Paul J.Griffiths, University of Illinois at Chicago

Paul K. Moser, Loyola University

Harold Netland, Trinity Evangelical Divinity School

Charles Taliaferro, St. Olaf College

David Yandell, Loyola University

Keith E. Yandell, University of Wisconsin

 Professor Keith E. Yandell has emphasized the importance of evaluating

religions, theistic and non-theistic, as conceptual systems. In doing so he

has compared and contrasted Jewish and Christian Monotheism with Theravada

and Mahayana Buddhism, Advaita Vedanta Hinduism, and Jainism, emphasizing the

relevance of cross-cultural comparisons. In keeping with his criteria for the

assessment of conceptual systems he has considered monotheism in light of the

problem of evil, religious pluralism, and Hume's account of religious belief.

Furthermore, Dr. Yandell has argued for the evidential value of numinous

experience and analyzed accounts of the incarnation and Trinity, as well as

Buddhist and Jain accounts of personal identity.

 Call for Abstracts:

In honor of Keith E. Yandell's contributions to the philosophy of religion we

welcome papers on Christianity as a conceptual system, cross-cultural

philosophy of religion, religious epistemology, the problem of evil, and

Christian accounts of God, as well as other topics of interest to

philosophers of religion. We are especially interested in papers that discuss

and develop Professor Yandell's work.

 1-2 page abstracts (double spaced; 300-500 words) welcome. Email submissions

accepted in MS Word or RTF format. Submission Deadline: July 18, 2005.

 Queries and abstract submissions should be directed to:

David Werther

Liberal Studies and the Arts

614 Lowell Center

610 Langdon Street

Madison, WI. 53703

608 262 3151

dwerther@dcs.wisc.edu

 ===========================

 Mapping Space(s): Memory, Place, Locality

15-17 September, 2005

Ustron, Poland

An interdisciplinary conference organised by the

Institute of British and American Culture and Literature

University of Silesia, Poland

 

In light of contemporary political, social and cultural transformations the

issues of space, place, locality and memory pertain more than ever to the

ongoing discussion about personal/regional/national identities. The worlds

of private archives of memory often exist independently of political and

administrative divisions, while dominant ideologies are often capable of

re-defining national archives of memory through selective representation of

the past. The way we remember our past and our heritage inscribes the space

we live in: places we remember and those we wish to forget, monuments we

pull down and erect and museums we build are only some of the signposts on

the landscape our cultural memory.

 

We invite contributors from various areas (literature, visual arts, film,

sociology, philosophy, cultural studies, urban studies) to explore

dimensions of space(s), places, locality and memory in their respective

disciplines.

 

We wish to address the following topics:

 

* relations of time and space

* (up)rootedness and home(less)ness,

* space and power/ideology

* spatial practices and imagery

* explorations of new spaces

* travels, journey, borders, homes

* space as a prop

* space as an archive of memory

* historical tourism

 

Organising committee:

Chair:                  Professor Wojciech Kalaga

Organisers:             dr Marzena Kubisz, dr Jacek Mydla

Assistant organisers:   Anna Zielenkiewicz, Katarzyna Stanisz, Wojciech

Majka

 

The conference will be held in English. Please, send proposals of papers

with brief abstracts (up to 200 words) to the organizers by June 30, 2005

to:

 

       Marzena Kubisz at marzenakubisz@interia.pl

       Jacek Mydla at jacekmydla@idea.net.pl

 

Or by post (diskette, Word 6.0/7.0 + hard copy) to:

 

       Marzena Kubisz / Jacek Mydla

       Institute of British and American Culture and Literature

       ul. Zytnia 10

       41-205 Sosnowiec, Poland

       (tel/fax (32) 291-74-17)

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ

  На сайте "Самарское староверие" достаточно много интересных материалов (старославянский тексты, литература и проч.) Характерной особенностью этого сайта является обзор обновлений староверческих сайтов:

http://www.samstar.ru/news.xphp

 02.06.2005  Обновления на староверческих сайтах

  Пару недель назад наш сайт уже рассказывал об обновлениях на староверческих сайтах, но наши коллеги  размещают все новые и новые материалы, поэтому мы посчитали нужным рассказать вам  об этих новинках - вдруг наши посетители не успевают следить за обновлениями?

Во-первых, мы должны поздравить официальный сайт Русской Православной Старообрядческой Церкви: 1 июня сайту исполнился год и, видимо,  по этому случаю его  дизайн  существенно обновился.  Обновился и список новостей -  недавно размещена информация о прошедшем в мае Совете Митрополии, а также назначении даты проведения нового Совета.

"Ожил" и преобразился сайт Митрополия. Его авторы подчеркивают, что он не является официальным сайтом РПСЦ. На сайте имеется небольшая библиотека богослужебных текстов, фоторепортаж о праздновании юбилея распечатания алтарей на Рогожском,   ссылки на старообрядческие ресурсы Интернета, а также размещены два выпуска  возобновленного интернет-издания  "Церковные вести".

 Сайт  наших соседей - Волгоградское старообрядчество - разместил замечательный фоторепортаж о праздновании 100-летия распечатания Рогожских алтарей. Такой интересной и полной фотохроники прошедшего юбилея нет ни на одном из сайтов. Еще одно интересное обновление волгоградцев - статьи епископа Донского и Кавказского Зосимы (Еремеева), опубликованные в Календарях Кишиневской и Молдавской епархии за прошлые годы.

Пополнилась библиотека на сайте Староверие в документах. Неделю назад там появилась Повесть Симеона Дионисьевича о сибирских страдальцех, а буквально несколько дней назад -  Слово о житии Иоанна Выгорецкого (Семенова).

На днях обновили свое собрание и создатели сайта Бегуны-странники. В разделе "Произведения страннических авторов" помещен Исторический рассказ инокини Раисы о древнем старце Никите Семенове (1957г.), а в разделе "Научные статьи" -  статья Андрея Щеглова "Антихристов дух власти. Учение старца Евфимия".

 На сайте Семейские - староверы Забайкалья появилась новая статья  сотрудницы Забайкальского отделения  Древлеправославного Иркутско-Амурского архива Русской Православной Старообрядческой Церкви. (г. Улан-Удэ) А.В.Курикаловой "О почитании старообрядцами Забайкалья местночтимых святых, на примере священномученика Сергия Селенгинского".

  ******************************

    НОВОСТИ

 19 мая в 13.00 из Петрозаводска в свой первый рейс отправился на остров Кижи теплоход "Комета-6". Теперь с открытием навигации у туристов появилась возможность попасть на остров кратчайшим путем через Онего.

Говорят, что дождик в дорогу - к удачному путешествию… Первым двадцати пяти пассажирам, отправившимся на о. Кижи в этом смысле определенно повезло: зарядивший с утра дождь провожал их в дорогу.

http://www.Museum.ru/N22386

 =========================

 http://portal-credo.ru/site/?act=anons&id=1571

"Мировое православие" и македонский тупик. Беспрецедентное решение Сербской Православной Церкви не приведет к новому переделу в "мировом православии"?

 

Решение Синода Сербской Православной Церкви относительно Македонии едва ли имеет прецеденты в течение последних ста лет. Целую поместную Церковь, существующую внутри независимого государства и поэтому объявившую и о своей церковной независимости, объявили расколом, а таинства ее - совершенно безблагодатными.

В последний раз подобное решение принимал Константинопольский собор 1872 года относительно болгар, однако, тогда речь шла не об анафематствовании Церкви в Болгарии, а о недопустимости в рамках одного и того же государства - тогда это была Османская империя - создавать разные православные Церкви для разных народов. Тогда, в 1872 году, в качестве ереси был осужден филетизм - создание церковной организации по племенному, а не по территориальному признаку. Действительно, это запрещено канонами.

Сегодня сербские иерархи обвиняют Македонскую Церковь в филетизме. Но филетизмом там и не пахнет: Македонская Церковь не претендует на юрисдикцию над православными македонцами, живущими в Сербии или где-то еще. Но она претендует на юрисдикцию над православными - причем, не только македонцами - в пределах Македонии. Теоретически это вполне допустимо, и никакой ереси в этом нет.

Есть другое: проблема получения автокефалии Церковью, существующей внутри независимого государства. Это становится проблемой либо тогда, когда независимое государство образовалось на руинах прежней империи (именно таков случай Македонии, образовавшейся в качестве государства после распада Югославии), либо тогда, когда прежняя миссионерская епархия становится де-факто вполне устойчивой и самостоятельной поместной Церковью (так было в Московской Руси в XV-XVIвеках). Едва ли в церковной истории найдется случай по-настоящему добровольного дарования какой-либо Церкви автокефалии (самостоятельности). Зато много найдется церковных разделений, сопровождающихся отлучениями, наподобие нынешней истории с Македонией. Московская митрополия - поместная Церковь Московской Руси - была под официальным отлучением от Константинопольского патриархата с 1467 по 1589 год точно по таким же причинам.

В новейшей церковной истории все вопросы о новых автокефалиях - это вопросы распределения власти внутри "мирового православия", так называемых официальных православных Церквей. Поэтому, коротко говоря, это вопросы соперничества Константинопольской и Московской патриархий за гегемонию в "мировом православии".

В середине ХХ века Москва еще была вполне конкурентоспособной. В 1972 году она "даровала автокефалию" так называемой "Православной Церкви в Америке". Пикантность ситуации состояла в том, что Американская "Митрополия" до того в Московскую патриархию не входила, а имела с ней весьма напряженные отношения. Отношения с Константинополем у нее были ближе. Но Константинополь автокефалию давать не хотел, а Москва согласилась разыграть спектакль, чтобы ослабить Константинополь и получить в свой пул просоветских Церквей еще одного члена. Нынешний статус "Митрополии", которую никто, кроме промосковских Церквей так и не стал называть "Православной Церковью в Америке", компромиссный: Константинополь признает ее благодатность, но не признает каноническим ее статуса, то есть автокефалии. Это во всем похоже, хотя и зеркально, на непризнанную республику Северного Кипра, которая официально признается только Турцией, но фактически все страны считаются с ее самостоятельностью.

Начиная с 1990-х годов, возникновение новых - признанных и непризнанных - государств в историческом ареале распространения православия повлекло новые межъюрисдикционные проблемы, связанные с автокефалиями. В России самые известные из них - те, что связаны со статусом Православной Церкви на Украине; не менее известно, что Украина стала сейчас главной ареной соперничества между Патриархами Московским и Константинопольским. Аналогичная ситуация в Эстонии еще раньше привела к решению эстонских властей, склоняющемуся в пользу Константинополя.

Нынешнее обострение в Македонии - это еще один, и немаловажный этап в установлении полной гегемонии Константинополя.

Само собой разумеется, что решение Синода Сербской церкви было заранее с Константинополем согласовано. В самой Македонской Церкви говорят, что оно было не просто согласовано, а проплачено: сербы, не самая богатая нация в Европе, якобы, отправили в Стамбул подать в размере 25 миллионов долларов США, наподобие того, как они сделали это в 1920 году, когда купили у Константинопольского патриархата Охридскую архиепископию (то есть юрисдикцию над Македонией) за 1,5 миллиона франков. Не будем ручаться за точность цифр, но и не будем сомневаться, что Константинопольский патриархат руководствуется, в целом, капиталистической экономикой, и поэтому все его важные решения как-то синхронизируются с соответствующей суммой "добровольных пожертвований".

Было бы упрощением думать, будто Константинополь - это марионетка США, такая же, какой была Московская патриархия для коммунистического правительства СССР. Константинопольский патриархат действует в своих собственных интересах, и весьма эффективно, и, скорее, поэтому он приобретает интерес в качестве заодно и орудия американской политики.

В Москве при советской власти все было иначе: церковная политика существовала только как оформление политики государственной, и поэтому Патриархия как организация могла не заботиться о хлебе насущном. В постсоветской период она уже и не могла о себе позаботиться: баснословные богатства некоторых церковных деятелей, о которых приходится читать в прессе, принадлежат вовсе не патриархии, а лично им, и они не торопятся спонсировать структуру Патриархии в целом, которая не является их личным хозяйством.

Поэтому нынешняя Московская патриархия вынуждена перед Константинополем отступать, отступать и отступать. В случае Македонской Церкви она и вообще вряд ли осмелится высказаться. Декларации лояльности в этом вопросе Сербской патриархии со стороны Москвы даны уже несколько лет назад.

Как отступление нужно охарактеризовать позицию Московской патриархии и в отношении к недавним событиям в Святой Земле - низложению Иерусалимского Патриарха Иринея. Помимо отступления, в этой истории произошло и ритуальное унижение Москвы: ее высокая делегация во главе с митрополитом Кириллом (Гундяевым), вторым лицом после Патриарха, была вынуждена прибыть в Стамбул побыть статистами при Патриархе Константинопольском.

Медленно, но верно отступает Москва перед Стамбулом и на Украине, а также и в Молдавии (там наступает Румынская патриархия, создавшая свою епархию на территории бывшей советской республики, но за спиной у Румынии тот же самый Стамбул).

Даже в Абхазии, где позиции для контрнаступления Москвы против Стамбула наиболее благоприятны (Стамбул поддерживает Грузинскую патриархию, но в Абхазии ничего и слышать не хотят о подчинении грузинам и взывают за помощью к Москве), Москва не может сделать ничего решительного. Руки у нее связаны - из-за Эстонии, Молдавии и, особенно, из-за Украины.

Тем более Москва не может сейчас ударить по наиболее слабому месту Константинопольского патриархата - поддержать идею об автокефалии Архиепископии этого патриархата в Америке. Эта Архиепископия давно уже при всякой возможности ставит вопрос о своей автокефалии, но добровольно Стамбул ее никогда не даст, так как именно от этой своей епархии он имеет наибольшую часть своих финансовых средств и связей с американскими политическими кругами.

Итак, наш обзор приводит к такому выводу, о котором было несложно догадаться заранее: нынешняя Московская патриархия, в отличие от советских времен, перестала быть эффективным инструментом российской государственной политики.

Этот вывод, разумеется, тривиален. Но вот нетривиальный вопрос: а есть ли такая уж необходимость для Российского государства вести внешнюю церковную политику силами Московской патриархии?

Да, государственным структурам не хватает экспертов, обладающих специфическими знаниями. Но это дело поправимое. А вот другой вопрос - насколько в нынешней политической ситуации для проведения церковной политики важен церковный антураж?

Не буду сейчас говорить о том, что государство почти всегда может дать, в той или иной форме, указание обеспечить соответствующий антураж иерархам РПЦ МП, и это указание, если оно будет отдано четко и технично, они выполнят. Но поставим вопрос по существу: насколько нам - не РПЦ МП, а Российскому государству - важно сейчас собственно церковное оформление церковно-политических актов? И не бывает ли случаев, когда, даже, наоборот, без церковного оформления легче, чем с ним?

Вот пример: Македонская Православная Церковь, признаваемая правительством Македонии, но не признаваемая "мировым Православием", не исключая РПЦ МП, которое находится целиком в фарватере Константинополя.

Если российский дипломатический корпус в Македонии будет относиться к этой Церкви с таким же уважением, как к официальным структурам Сербской Церкви в Сербии или мусульманской уммы в Саудовской Аравии, то это ведь будет только справедливо.

Да, вопросы признания Македонской Церкви это не решит. Но так ли обязательно их решать быстро? Опыт Северного Кипра и более молодых "непризнанных республик" - уж не говоря о более чем столетнем опыте Московской Руси - говорит, скорее, о том, что проявлять поспешность и нервничать в вопросах международного признания, будь то светского или церковного, вредно.

В отличие от РПЦ МП, российское правительство может хотя и не прямо, но косвенно и гораздо более эффективно, чем если бы прямо, поддержать новые церковные образования в Македонии (а возможно, еще и в других республиках бывшей Югославии) и в Абхазии, давая тем возможность устраивать свою церковную жизнь так, как они хотят. Можно подумать даже и о том, чтобы эффективно поддержать автокефалию Американской Архиепископии Константинополя. На интересы РПЦ МП можно при этом особенно не ориентироваться: главное - не забывать о национальных интересах России и о том, что, "в случае чего", у Российского государства всегда найдутся способы обратиться к РПЦ МП за оказанием помощи в представительских вопросах.

Если сейчас попытаться назвать главные вопросы церковной политики, где Россия может и должна защищать свои национальные интересы, не обращаясь всерьез за помощью к РПЦ МП, то я бы назвал три пункта:

1)поддержка автокефалии Македонской Церкви,

2) поддержка автокефалии Абхазской Церкви,

3) начало работы по провозглашению автокефалии Американской Архиепископии Константинопольского патриархата (в идеале - при дальнейшем слиянии с "Православной Церковью в Америке").

Иеромонах Гргорий,

для "Портала-Credo.Ru

http://portal-credo.ru/

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное