← Июнь 2005 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
9
|
10
|
12
|
||
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
||
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 106
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 106
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
21 июня 2005 г.
******************************
22 июня – день памяти преподобного Кирилла Белозерского
Кирилл Белозерский, игумен (1338-9.06.1427), в миру Косма, принял постриг в Московском Симонове монастыре. Но он хотел лишь монашеского уединения и подвижничества, поэтому и ушел в далекий Белозерский край (на северо-востоке Руси). У горы Мауры, недалеко от Сиверского оз., преподобный выкопал себе землянку и поставил крест, начав подвижническую жизнь.
Часовня во имя преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских (на горе Мауре) http://www.sobory.ru/obj/00560/00572.htm икона http://nesusvet.narod.ru/ico/icons/l_0147.jpg
Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем московского Симонова монастыря преподобным Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни, вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. далее http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1694
ДУХОВНАЯ ГРАМОТА КИРИЛЛА БЕЛОЗЕРСКОГО
Во имя Святой и Живоначальной Троицы.
Я, грешный и смиренный игумен Кирилл, увидел, что постигла меня старость, ибо впал я в частые и различные болезни, которым и ныне подвержен, человеколюбиво Богом наказываемый за мои грехи, ибо болезни мои умножились ныне, как до сих пор никогда, ничего мне не предвещая, кроме смерти и страшного Спасова суда в будущем веке. И во мне смутилось сердце мое перед исходом, и страх смертный напал на меня. Боязнь и трепет перед Страшным судищем пришли ко мне, и покрыла меня тьма недоумения. Что сделать, не знаю, но возложу печаль на Господа, пусть Он сделает, как хочет, ибо Он хочет. чтобы все люди спаслись.
Это я, игумен Кирилл, чернечище грешный, пишу эту грамоту при своей жизни и в своем разуме.
Передаю монастырь, труд свой и своей братии, Богу и Пречистой Богородице, Матери Божией, Царице небесной, и господину князю великому, сыну своему, Андрею Дмитриевичу. далее http://old-rus.narod.ru/06-22.html
************************************
КОНФЕРЕНЦИИ
Уважаемые коллеги,
Кафедра теологии Шуменского университета им. Епископа Константина Преславского организует 22 октября 2005 г. в Шумене международную научную конференцию "Христианство в Египте и Синае". Нет ограничений в хронологическом и тематическом выборе темы из церковной истории, догматики, агиографии, истории монашества, ересей, церковного исскуства, палеославистики и пр. Материалы в объеме 10-15 страниц будут опубликованы в виде сборника, а возможно и в Интернете. Организационного взноса нет. Будет коктейл и, при желании участников, безплатная поездка 23 октября в древние болгарские столицы Плиска и Преслав (ІХ-Х в.). Участники заплачивают стоимость путевки и ночлега.
До 1 августа 2005 года просим посылать резюме докладов до 200 слов и небольшую автобиографию (CV) бумажной или електронной почтой по адрессу:
Архимандрит доц. Павел Стефанов
кафедра теологии, к. 301
Шуменский университет
ул. Университетска 115
9712 Шумен
Болгария
тел.: ++359 54 830495
факс: ++359 54 830371
ел. почта: vladimir@shu-bg.net
Организатор:
(арх. доц. П. Стефанов)
=======================
Religion und Frцmmigkeit als Ausstellungsthema
17. Tagung der Arbeitsgruppe "Sachkulturforschung und Museum" der Deutschen Gesellschaft fьr Volkskunde (DGV) Museum Heimathaus Mьnsterland und Krippenmuseum, Telgte
4. - 7. Oktober 2006
In den letzten Jahren hat in der Цffentlichkeit ein intensiverer Diskurs ьber die Bedeutung und Funktion von Religion und Frцmmigkeit eingesetzt. Ein Grund mag darin liegen, dass das Nebeneinander von unterschiedlichen Konfessionen in einer multureligiцsen Gesellschaft zur stдrkeren Reflexion ьber die eigene Konfession, zur Abgrenzung oder zum Dialog mit anderen
Konfessionen anregt. Obwohl die Distanz zu den etablierten Kirchen wдchst und das konfessionsspezifische Wissen gering ist, nimmt das individuelle Bedьrfnis nach neuen Formen des spirituellen Erlebens und auch nach "Dingbedeutsamkeiten" zu. Dies haben volkskundliche Studien zur Frцmmigkeitsforschung bestдtigt. Mit den Mцglichkeiten und Schwierigkeiten der Prдsentation religionswissenschaftlicher Realien im Museum hat sich die Volkskunde eher selten beschдftigt. Diese Lьcke mцchte die angekьndigte Tagung schlieЯen. Wie lassen sich im Museum die Themen Religion und Frцmmigkeit publikumswirksam und mit gesellschaftlicher Relevanz auszustellen? Wie (und ob?) lassen sich Glaube und Spiritualitдt angemessen visualisieren (Mцglichkeiten und Grenzen von Inszenierungen)? Welchen Beitrag kцnnen Museen zur religiцsen Erziehung und zum interkonfessionellen Dialog leisten? Solchen und дhnlichen Fragen mцchte die Tagung nachgehen. Denkbar wдren auch themenspezifische Beitrдge zur Museumspдdagogik. Das Museum Heimathaus Mьnsterland in Telgte wurde 1934 als Wallfahrts- und Heimatmuseum gegrьndet, hat sich in den folgenden 70 Jahren zu einem volkskundlichen Regionalmuseum mit starker religiцser Thematik entwickelt und plant nun die stдrkere Profilierung zu einem "Museum fьr religiцse Kultur".
Wir erbitten kurze Abstracts und wьnschen uns einen interdisziplinдren, praxisorientierten Austausch zu den oben genannten Fragestellungen. Meldungen sind erbeten bis zum 30. Januar 2006.
Anschrift:
Dr. Anja Schцne
Museum Heimathaus Mьnsterland
Herrenstr. 1-2
48291 Telgte
Mail: museum@telgte.de
www.museum-telgte.de
======================
ОБЪЯВЛЕНИЕ
ПРОГРАММА
13-й Международной историко-философской конференции
«УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ. ПЛАТОНОВСКАЯ И АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ ТРАДИЦИЯ В АНТИЧНОСТИ И В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ»
23 июня 2005 г.
С.-Петербургский государственный университет,
Главное здание, Петровский зал
Начало 11.00.
Руководители мероприятия
докт. филос. наук, проф. кафедры истории философии философского факультета СПбГУ, директор Издательского Дома «С.-Петербургский университет» Роман Викторович Светлов
канд. филос. наук, зав. научно-методическим отделом по работе с молодыми учеными и специалистами СПбГУ Алексей Васильевич Цыб
Тема конференции избрана с учетом первостепенной важности для истории европейской классической философии проблем взаимодействия платонизма и аристотелизма, которое, в значительной мере, прочертило горизонты интеллектуальной культуры Европы. Противопоставление аристотелизма и платонизма является общеизвестным фактом. В течение долгого времени эти философские учения выступают достаточно удобными примерами для того, чтобы прояснить некоторые оппозиции в истории европейской философии: объективный идеализм (платонизм) — эмпиризм (аристотелизм); религиозная философия (платонизм) — научная философия (аристотелизм); реализм (платонизм) — номинализм (аристотелизм); диалектика (платонизм) — логика и методология науки (аристотелизм). При несомненной педагогической ценности подобных абстрактных противопоставлений, очевидно, что все они требуют серьезного уточнения. Это касается и вопроса о номинализме и реализме: едва ли мы можем говорить о проблеме универсалий раньше возникновения теоцентрического сознания, и о противопоставлении идеализма эмпиризму, и о других моментах. Основной задачей конференции является определение сущностных и генетических связей платонизма и аристотелизма с средневековыми и новоевропейскими философскими традициями.
ДОКЛАДЫ:
СВЕТЛОВ Роман Викторович – докт. филос. наук, проф., директор Издательского Дома «С.-Петербургский университет». Полемика о двух началах души в гностицизме и неоплатонизме.
БАРГЕЛИОТЕС Леонидас – докт. философии, почетный проф. Афинского университета (Греция). Plato's Influence on Aristotle: Continuity through Corrections, Criticisms and Modifications. (Влияние Платона на Аристотеля: преемственность в уточнениях, критике и модификациях Платона).
ФЁДОРОВ Александр Александрович - докт.филос.наук, проф., декан философско-теологического факультета Нижегородского государственного педагогического университета. «Ипотека традиций: “платонизм” и
“аристотелизм” в вымороченных владениях европейской философской
мистики XVIII – XX вв.».
ВОЛЬФ Марина Николаевна – канд. филос. наук, нс Института философии и
права СО РАН (Новосибирск). Проблема «явного и неявного» Гераклита и ее трансформация в учении Платона.
ДЕМИН Ростислав Николаевич – преподаватель СПб гимназии «Петершуле». «Платонизм» Гунсунь Луна и трактат об идеях из Ай-Ханум.
САМОЙЛОВ Вадим Андреевич - аспирант кафедры истории философии философского факультета СПбГУ. К проблематике времени в античности.
КОСЫХ Михаил Петрович – канд. филос. наук, доцент кафедры этики и эстетики философского факультета СПбГУ. О достижимости блага.
ПАНТЕЛЕЕВ Алексей Дмитриевич – канд. ист. наук, ст.преподаватель кафедры истории Др.Греции и Рима исторического факультета СПбГУ. Дуализм платонический и гностический.
АЛЫМОВА Елена Валентиновна – канд. филос. наук, ассистент кафедры истории философии философского факультета СПбГУ; КАМАКИН Максим Иванович аспирант кафедры философии науки и техники философского факультета СПбГУ. Тотальность мимесиса.
ТИХОНОВ Андрей Владимирович – канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры истории философии и философской антропологии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета. Диалог «Пир»: гипотеза об онтологической характеристике философии
ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Кира Владиславовна - канд.филос.наук, ассистент кафедры философской и психологической антропологии РГПУ им. А.И. Герцена. Платон, Аристотель и античная традиция в целом как источник антропологической парадигмы в западно-европейской мысли.
CМАГИН Юрий Евгеньевич – канд. филос. наук, доцент кафедры истории философии философского факультета СПбГУ. Идея формализации в историко-философском контексте.
ПЕЧУРЧИК Юзеф Юзефович - канд. филос. наук, доцент Балтийского технического университета (Военмех). Телеология Аристотеля
КУРГАНСКАЯ Валентина Дмитриевна, канд. филос. наук, внс Института философии и политологии МОН РК Республики Казахстан (г. Алматы). Метафизика всеединства в неоплатонизме.
ХАЗИНА Анна Васильевна - канд. ист. наук., доцент кафедры всеобщей истории Нижегородского педагогического университета. Сфера аффективного у Посидония Апамейского: место встречи платоновской и аристотелевской традиции.
ЩУКИН Тимур Аркадьевич - бакалавр богословия. Византийская рецепция платонизма в XI в. на примере трактата Иоанна Итала "Что такое роды, виды и бестелесное"
ДУШИН Олег Эрнестович – канд. филос. наук, доцент кафедры истории философии философского факультета СПбГУ. Фома Аквинский о благоразумии.
БОБРОВА Мария Сергеевна – магистрант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ. Взаимосвязь натурфилософии и этики в магическом мировоззрении Дж. Бруно
СОФРОНОВА Лидия Владимировна - канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой всеобщей истории Нижегородского педагогического университета, кандидат.
Джон Колет и поворот к платоновской традиции в философской мысли Северного Возрождения.
БУСКИНА Александра Валерьевна - аспирантка кафедры философии, ассистент кафедры теологии факультета политических наук Алтайского государственного университета (Барнаул). Конструирование утопического образа реальности в контексте интеллектуальных «экспериментов» Платона и Томаса Мора
МАХОТИН Сергей Александрович – аспирант кафедры истории философии философского факультета СПбГУ. «Конструктивизм» Картезия и логицизм Стагирита.
БЕРЕСТОВ Игорь Владимирович - канд.филос.наук., мнс Института Философии и Права СО РАН (Новосибирск). Использование Шеллингом проблем онтологии Плотина*
БУТОРИНА Мария Игоревна - аспирантка кафедры истории философии философского факультета СПбГУ. Бытие как φúσις и бытие как ιδέα (М.Хайдеггер) и Строматы Климента Александрийского.
РАХМАНИН Алексей Юрьевич - аспирант Русской Христианской Гуманитарной Академии (СПб.). Идея в структуре речения: к
интерпретации модальности категорий.
БАЧИНИН Владислав Аркадьевич – докт. социол. наук, проф., внс Социологического института РАН (СПб.). Аристотелевское учение о формальных причинах – источник современной метафизики права.
******************************
ВЫСТАВКИ
Сокровища Базилики Св. Николая в Барии
С 22 июня по 28 августа 2005 года Государственный Исторический музей приглашает на выставку "Сокровища Базилики Св. Николая в Бари".
Выставка посвящена Святому Николаю, покровителю мореплавателей, чужестранцев и детей, мощи которого были перенесены в Базилику трудами 62 моряков города Бари из европейского паломничества.
На выставке экспонируются дары Святому Николаю от могущественных благочестивых людей XI - XX вв.: пергамент с именами 62 моряков 1175 года, пластина "Святой Николай коронует Рожера П." (ручная работа, Апулия, XII в.), икона с изображением Святого Николая и дароносцев (Сербия, XIV в.), Покровец с изображением святого Николая благословляющего (Сицилия, втор. пол. XVII в.), Епископский посох (Неаполь, XVIII в.), статуя "Святитель Николай" (Бари, к. XIX в.), акварель "Крипта Базилики" (Турин, 1909 - 1919 гг.)
******************************
НОВЫЕ КНИГИ
Издательство «Лепта-пресс» выпустило сборник, посвященный описанию величайших христианских святынь, находящихся в Египте, современной общественно-политической жизни коптов - прямых потомков древних египтян и истории Коптской Церкви. Немаловажно, что авторы в своих работах опираются не только на научные труды предшественников, но и на свои личные впечатления и наблюдения.
Со страниц сборника с читателем говорят живые наследники исчезнувшей тысячи лет великой цивилизации: торговцы, монахи, рыбаки. Большое количество содержащихся в книге малоизвестных научных фактов о коптах дополнено наблюдениями о современном непростом политическом положении в стране.
Первая книга сборника – «Христианский Египет» обзорная работа, в которой с православной точки зрения популярно рассказывается о памятных местах, связанных с бегством Святого Семейства в Египет, о первых христианских монастырях и храмах, возникших на территории современного Египта еще в начале первых веков христианства. Подробно автор описывает особенности христианской Коптской Церкви, рассказывая о ее богослужении, обрядах, календаре и иконографии.
Вторая книга – «Неизвестный Египет, или Крест над пирамидами» - написана живым языком в жанре путевых заметок. В ее основу положены личные впечатления автора от посещения монастыря Антония Великого древнейшей христианской обители в мире, расположенной в сердце Аравийской пустыни. Подробно рассказывается о жизни простых коптов-христиан, главной особенностью которых является то, что уже полторы тысячи лет наследники исчезнувшей цивилизации являются меньшинством в собственной стране и, несмотря на преследования мусульман, открыто исповедуют христианство.
Сборник «Христианский Египет» предназначен для всех интересующихся современным состоянием христианства на Ближнем Востоке и судьбой величайших христианских святынь. Книга может быть полезна для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, а также для историков, религиоведов и культурологов. Книга дополнена оригинальными цветными фотографиями из личных архивов авторов и имеет удобный "карманный" формат, благодаря чему ее можно брать в путешествие.
http://pravoslavie.ru/news/050620222129
=============================
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ:
Сборник в честь Юрика Вартановича Арутюняна
/ Отв. ред. М.Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии
им. Н.Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2005. — 406 с.
ISBN 5-02-010280-6 (в пер.)
В статьях раскрывается проблематика междисциплинарных исследований, основные проблемы межэтнических отношений, концептуально-терминологическое оснащение этнологических исследований. Рассматривается гибридизация научных направлений как процесс научного познания. Исследуются вопросы методологии и теории этносоциологии, этнической социолингвистики, этнодемографии, этноэкологии, этноистории, а также развитие этносоциологии в некоторых республиках Российской Федерации. Освещается вклад Ю.В. Арутюняна в формирование этнической социологии. Для всех интересующихся историей, этнологией, социологией и другими отраслями гуманитарного знания.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДВЕСТНИК СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН (о вкладе Ю.В. Арутюняна в развитие социологии села и этносоциологии). Губогло М.Н.
АРУТЮНЯН ЮРИИ ВАРТАНОВИЧ (краткая энциклопедическая справка). Дробижева Л.М.
РАЗДЕЛI
ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ И СМЕЖНО-ОТРАСЛЕВЫЕ НАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Л.М. Дробижева. Этносоциология сегодня. Проблемы методологии междисциплинарных исследований
В.А. Тишков. Новая политическая антропология и российская этнология
М.Н. Губогло. Контуры этнополитической
социолингвистики
В.Н. Иванов. Федерализм и безопасность государства
Н.М. Лебедева. Этнология и психология о личности
Г.А. Комарова. Этнический аспект экологизации гуманитарного знания
В.К. Малькова. Исследование этнической проблематики в СМИ (Предметообразующие контуры этнополитической журналистики)
Н.Р. Маликова. Этносоциологическая интерпретация предмета социологии международных отношений
РАЗДЕЛ II
СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (проблемы, ситуации, процессы, подходы)
В.В.
Пименов. Урало-Поволжская историко-этнографическая область (к проблематике этносоциологического и этнографического
изучения)
Р.Р. Галлямов. Этносоциальная стратификация общества: теоретические подходы и концептуальная модель
Л.В. Остапенко. Этнические аспекты социальной стратификации
А.В. Браков. Этносоциологический аспект доверительности
Т.С. Гузенкова. Этносоциологическое изучение истории и этнического "возрождения" (по материалам художественной литературы народов России, 1990-е годы)
П.М.
Алексеев. Этносоциологическое изучение этнополитических представлений (по материалам Хакасии)
И.А. Снежкова. Этносоциологическое исследование диаспоральности (армяне в Калуге)
Г.Р. Столярова. Этносоциологические исследования межэтнической брачности в Республике Татарстан
Г.П. Лежава. По примеру московских этносоциологов
РАЗДЕЛ III
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Ф.Г. Сафин. Этносоциология в Башкортостане
Е.И. Хлементьев. Этносоциологические исследования в Карелии
Ю.П.
Шабаев. Коми-пермяки в меняющемся мире: этносоциологический очерк
Л.С. Христолюбова. Этносоциологические и этнокультурные исследования в Удмуртии
З.В. Анайбан. Социальная адаптация горожан к условиям трансформирующегося общества (по материалам этносоциологического исследования в Хакасии)
АА. Асанканов. Развитие этносоциологической науки в Кыргызстане
С.С. Савоскул. Динамика этнической идентичности населения постсоветской Украины
С.И. Аккиева. Развитие этносоциологии и этнополитологии в Кабардино-Балкарской
Республике
В.В. Козин, Н.В. Шилов. Этносоциологические исследования в Мордовии
============================
Дорогие друзья!
В издательстве ББИ вышла новая книга:
Бломберг К. Интерпретация притчей / Пер. с англ. (Серия \"Современная библеистика\") - М.
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. - 380 с.
ISBN 5-89647-110-6
В последние десятилетия ХХ века направление подавляющему большинству исследовательских работ по
евангельским притчам задавали классические работы Чарлза Додда и Иоахима Иеремиаса. И Додд, и
Иеремиас исходили из двух предположений: притчи имеют только одно значение и рассматривать их надо в
историческом и эсхатологическом контексте, а не как аллегорическое изложение учения церкви.
Исследование Крейга Бломберга – это большой шаг вперед в новозаветной науке. Оно отражает намерение
современных ученых рассматривать притчи как аллегорические рассказы в их культурном контексте.
Бломберг утверждает, что притчи Иисуса, как и раввинистические рассказы, представляют собой
аллегории и, как правило, содержат несколько вариантов интерпретации.
При обосновании своего тезиса Бломберг не только выдвигает теоретические положения, но и
рассматривает поочередно все основные притчи, сопровождая каждую кратким истолкованием. В
заключительном разделе анализируется значение притчей для христологии и для нашего понимания Царства
Божьего.
Эта новаторская работа будет интересна не только студентам, но и священнослужителям и всем
внимательным читателям Библии. Для многих российских читателей эта книга может стать первым
знакомством с академическими исследованиями евангельских притчей – этой интереснейшей областью
новозаветной науки.
Крейг Л. Бломберг (доктор философии, Абердин) – профессор Нового Завета в Денверской семинарии. Его
перу принадлежит также труд «Историческая достоверность Евангелия».
Это и другие издания ББИ вы можете приобрести в книжном киоске института или через интернет-магазин
www.standrews.ru. При издательстве ББИ открыт книжный клуб, члены которого приобретают наши издания
по специальным ценам.
Адрес института:
Ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316,
Тел./факс (095) 670-2200, 670-7644
E-mail: standrews@standrews.ru
Web-site: www.standrews.ru
******************************
ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ
http://www.ethnonet.ru/lib/1106-05.html
М.В. Пулькин
Языковеды в рясах: православные священники в роли исследователей языков коренных народов Европейского Севера России (XIX-начало ХХ в.)
Исследование посвящено взаимоотношениям между православным духовенством и прихожанами — представителями финно-угорских народов («инородцами») в XIX-начале ХХ века. При этом основное внимание уделено практике перевода Священного Писания на языки народов Европейского Севера, подготовке церковников из числа представителей коренных народов, совершению треб и богослужения на карельском, «зырянском» (коми) и других языках. Выявлены основные способы приобщения духовенства к «языковедческой» деятельности: административный нажим со стороны епархиального начальства и энтузиазм отдельных представителей клира. В качестве отдельного предмета исследования в статье рассматривается борьба за паству, развернувшаяся в XIX-начале ХХ в.: усилия православного духовенства, направленные на противостояние старообрядческому влиянию и распространению лютеранства на Европейском Севере России.
Одним из существенных препятствий в деятельности губернской и заводской администрации, а также на пути распространения православия на значительной части территории России и, в частности, на Европейском Севере оставался языковой барьер, разделяющий, с одной стороны, местных администраторов и церковников, а с другой — значительную часть неславянского, или, по терминологии XIX-начала ХХ в., «инородческого» населения. Для духовенства проблема языкового барьера оставалась наиболее актуальной: священник должен был контактировать со всеми своими прихожанами, а не только с верхушкой крестьянского мира. Это обстоятельство накладывало заметный отпечаток на приходскую жизнь на Европейском Севере России, способствуя поддержанию многочисленных дохристианских переживаний. Влияние духовенства распространялось окольными путями: через контакты «инородцев» с русским населением. На этом особенно настаивал известный публицист начала ХХ в. В.П. Крохин: «Православие, перенятое карелами у русских, внесло собою в жизнь карела обряды и обычаи русского народа»[1] .
С другой стороны, длительное сохранение традиционной обрядности и, с конца XVII в., — стремительное распространение влияния старообрядчества не в последнюю очередь связано с климатическими факторами, обусловившими низкую плотность населения и, соответственно, огромные размеры приходов. Почти повсеместно на Европейском Севере России духовенство лишалось возможности контактировать с паствой на протяжении длительных периодов весеннего бездорожья, осенних бурь и зимних морозов. Все это приводило к формированию такого своеобразного явления в религиозной жизни как «стихийная беспоповская практика» (Н.Н. Покровский), т.е. исполнению религиозных обрядов мирянами. В свою очередь, установившиеся в карельских деревнях формы совершения таинств ощутимым образом способствовали как существованию язычества, так и распространению старообрядческих (беспоповских) религиозных воззрений[2] . Кроме того, «стихийная беспоповская практика» стала, по сути дела, первым окном в мир православия для большинства карелов.
Итак, в «инородческой» культуре на Европейском Севере России сочетались поверхностно усвоенное православие, в значительной степени окрашенное старообрядческим воздействием, и, зачастую в преобладающей форме, дохристианские верования. Миссионерская деятельность православной церкви в XIX-начале ХХ в., направленная на постепенное привлечение «инородцев» к полноценной религиозной жизни, как правило, не приносила сколько-нибудь значительного успеха. Так, в Архангельской губернии в 1820-е гг. православная миссия встретила неожиданное препятствие со стороны русских и зырян, которые, «имея у себя в услужении оленьих пастухов, — самоедов и опасаясь, что самоеды, приняв крещение, служить им не будут, старались удержать их от принятия христианства» [3].
В Олонецкой губернии, где массовое крещение местных жителей свершилось значительно раньше, ситуация также оставалась сложной. В церковной публицистике в этой связи отмечалось: «карел шаток в православии, но крепок в расколе»[4] . Роль природно-климатических факторов в формировании религиозности карелов также признавалась весьма существенной. Так, в отчете епархиального архиерея о прихожанах Олонецкой епархии со-хранилось следующее свидетельство: «<…> в церкви по отдаленности бывают редко, а особенно где и язык употребляют карельский, знание истин веры недостаточно»[5] . Впрочем, и влияние старообрядчества оставалось поверхностным. Часто, особенно в Архангельской губернии, карелы считали, что старообрядческое вероучение заключается в том, чтобы «не есть с мирскими (православными) и не молиться вместе». О других аспектах «они не имеют ни малейшего понятия, в особенности в тех обществах, где не знают русского языка»[6] . Далее http://www.ethnonet.ru/lib/1106-05.html
******************************
НОВОСТИ
http://www.religare.ru/article18863.htm
С 14 по 20 июня 2005 года в городе Агиос Николаос (Крит, Греция) проходило заседание Постоянного комитета Комиссии "Вера и церковное устройство" Всемирного Совета Церквей. Комитет состоит из 30 человек – представителей Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, а также различных протестантских деноминаций. Московский Патриархат в Постоянном комитете представляет епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях. Среди других православных членов комитета – митрополит Сасимский Геннадий (Константинопольский Патриархат), епископ Тримифунтский Василий (Кипрская Православная Церковь), священник Михаил Тица (Румынская Православная Церковь) и профессор Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке П. Мейендорф (Православная Церковь в Америке).
В ходе заседания Постоянный комитет обсудил ряд документов, которые комиссия готовила на протяжении нескольких последних лет. В частности, были рассмотрены документы, посвященные экклезиологии, таинству Крещения, богословской антропологии, экуменической герменевтике и миротворчеству. Комитет обсудил сделанное епископом Иларионом на пленарном заседании комиссии "Вера и церковное устройство" в Куала-Лумпуре (Малайзия, июль 2004 года) предложение начать в рамках комиссии систематическое исследование патристического наследия. Было рекомендовано провести в рамках комиссии специальную консультацию с целью определения формата, в котором должно изучаться наследие Отцов Церкви.
Постоянный комитет комиссии "Вера и церковное устройство" сделал предложения по кандидатурам новых членов комитета, которые будут предложены на утверждение Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Потру-Алегре (Бразилия) в феврале 2006 года. Модератором комиссии избран митрополит Сасимский Геннадий.
18 июня, в канун праздника Пятидесятницы, православные члены Постоянного комитета комиссии "Вера и церковное устройство" молились за вечерним богослужением в Свято-Троицком соборе города Агиос Николаос, где их приветствовал местный архиерей – митрополит Патрский и Хиронисский Нектарий.
19 июня, в праздник Пятидесятницы, в Свято-Николаевском соборе города Неаполис была совершена Божественная литургия и вечерня с чтением коленопреклонных молитв. Богослужение совершали митрополит Сасимский Геннадий, епископ Венский и Австрийский Иларион и епископ Тримифунтский Василий в сослужении священника Михаила Тицы и клириков собора. За богослужением молился митрополит Патрский и Хиронисский Нектарий, который по окончании вечерни тепло приветствовал православных иерархов-членов Постоянного комитета комиссии "Вера и церковное устройство". Об этом сообщает "Служба коммуникации ОВЦС МП"
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||