← Апрель 2005 → | ||||||
2
|
3
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
10
|
||
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
||
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 92
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 92
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
30 апреля2005 г.
******************************
Поздравляем всех со светлым праздником Пасхи.
Пасха – это главный христианский праздник, установленный в апостольские времена, и посвященный воскрешению Иисуса Христа. Согласно правилам, утвержденным на Никейском и Антиохийском соборах, христиане должны праздновать Пасху после еврейской Пасхи, в первый воскресный день после того полнолуния, которое случится в день весеннего равноденствия или непосредственно после него. Даты празднования Пасхи по юлианскому и грегорианскому календарю не совпадают, более того, в последнем не всегда соблюдается правило, по которому христианская Пасха празднуется позже иудейской. Порядок церковных служб (чинопоследование) цикла подвижных праздников содержится в двух книгах: Триоди постной (она описывает «постные», предпасхальные службы) и Триоди цветной, которая, как это следует уже из ее праздничного названия, рассказывает о службах, начинающихся в первый день Пасхи и заканчивающихся неделей всех святых.
Слово "Пасха" в переводе с древнееврейского обозначает «прехождение, избавление». Иудеи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении от египетского рабства.. Тема избавления и перехода – из рабства к свободе, из языческого плена в Богом обетованную землю, обрела новый смысл в истолковании христианской Пасхи: «от смерти к жизни и от земли к небу Христос Бог нас перевел»
Праздник Пасхи в своей церковно-догматической сущности был определен еще во II в. Очевидно уже тогда этому празднику предшествовал пасхальный пост, получивший впоследствии название Quadragesima, Четыредесятница, продолжительность которого в различных церквях была разной: от трех до семи недель.
Пасхальное богослужение начинается с заутрени, перед которой служится полунощница. Во время этой службы лежавшая в храме Плащаница торжественно подъемлется и относится в алтарь, на святой престол, где она остается до конца пасхальных торжеств. После чего и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе». Пасхальная утреня и следующая за ней Божественная литургия празднуется христианами как радостный праздник, рефреном которого являются возгласы священнослужителей «Христос воскресе!», которым отвечают все собравшиеся: «Воистину воскресе!». Пасхальное празднество продолжается целую неделю, которая получила название Светлой седмицы. Всю эту неделю совершается крестный ход (после литургии) и двери в алтарь не закрываются, что символизирует единение Бога и человека.
Редактор бюллетеня Т. Чумакова
============================
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=32969&cf=
СПРАВКА: Дата Пасхи. Почему она различается в разных авраамических традициях и христианских Церквах? Для вычисления даты ветхозаветной Пасхи не требовалось особой премудрости. Песах наступает в ночь с 14 на 15 число месяца нисана/авива, первого из месяцев иудейского лунно-солнечного календаря. Всего в году было то 12, то 13 лунных месяцев, периодически вставлялся эпагомен, чтобы авив оставался весенним месяцем, а не переходил бы в лето. Собственно говоря, дата Песаха вычислялась на основе лунно-солнечного календаря каждого конкретного года. После Воскресения Христова, когда смысл Пасхи для христиан кардинально изменился и связался с днем Воскресения Христова, зависимость от лунного течения все же сохранилась. В Новом Завете, как известно, нет указаний на дату Воскресения Христова по солнечному (юлианскому) календарю. Уже в древней Церкви именно для целей пасхалии бытовали лунно-солнечные календари. К IV веку в христианском мире употреблялись три вида пасхалии. Первая из них, александрийская, основывалась на 19-летнем александрийском лунном цикле и была наиболее распространена. Вторая, основанная на 84-летнем лунном цикле, применялась Римской Церковью. Наконец, третья, основанная н 19-летнем сирийском лунном цикле, применялась христианами Сирии, Киликии и Месопотамии. Эта пасхалия сильно отличалась от остальных двух тем, что в Сирии лунно-солнечный календарь был общенародным. Он сохранил свое значение и после введения юлианского солнечного календаря. В этом лунном сирийском календаре был месяц нисан, и поэтому для сирийских христиан совершенно естественно было праздновать Пасху в первый воскресный день после 14 нисана своего календаря. По сирийскому календарю, Пасха дважды в течение 19 лет праздновалась гораздо раньше, чем по александрийскому. Оказалось также, что сирийский лунный цикл совпадает с тем, который стали использовать для расчета своей Пасхи иудеи. Причину этого совпадения известный церковный историк В.В. Болотов (1853-1900) видел в следующем: "Когда разрушен был иудейский храм, для иудеев сделались практически безразличны некоторые подробности их древней календарной практики, и они усвоили ту систему интеркаляции месяцев (вставки месяцев), которой держались сирские селения, где они жили". С ним согласен и американский историк хронологии Э. Бикерман: "Современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями". Случайное совпадение сирийского и иудейского календарей привело к тому, что сирийские протопасхиты (т.е. "празднующие Пасху раньше") совершали Пасху в одно время с иудеями, а не с прочими христианами. По этой причине Первый Вселенский Собор в Никее (325 г.) осудил сирийскую пасхалию. Текст постановления Никейского Собора до нас не дошел, однако представление о нем у нас складывается из 1-го правила состоявшегося немного позднее Антиохийского Поместного Собора. Текст этого правила гласит: "Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самого себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству". Какой смысл имело постановление Собора не праздновать Пасху "вместе с иудеями"? Обычно его понимают в смысле толкования канониста Зонары на 7-е Апостольское правило: "Надо, чтобы их непраздничный праздник совершался сначала, и затем уже праздновалась наша Пасха", иными словами, — как запрет праздновать Пасху вместе с иудеями или раньше их. С ним согласен и другой авторитетный византийский канонист -Феодор Вальсамон. Таким образом, после I Никейского Собора Александрийская пасхалия стала пасхалией Вселенской Церкви. Знаменитый отец Церкви Епифаний Кипрский писал, что в определении дня празднования Пасхи следует руководствоваться тремя принципами: полнолуние, равноденствие, воскресение. Эволюции и революции Пасхалии Однако после исламских завоеваний Востока лунно-солнечный календарь вышел из бытового употребления сирийских христиан, и буквальный смысл решения Никейского Собора перестал соответствовать догматике. Запрет пользоваться лунным циклом для расчета Пасхи потерял всякий смысл – желающих нарушить этот запрет больше не было. Кроме того, христианская Пасха стала по календарно-астрономическим причинам праздноваться всегда после иудейской. Если в начале IV в. для "разведения" христианской и иудейской Пасх требовалось несовпадение лунных циклов, то с конца VIII в. возобладало именно антииудейское прочтение: иудейских Песах – не есть праздник для христиан, поэтому пусть иудеи его празднуют до Пасхи христианской. В VI в. после долгого времени колебаний Римская Церковь приняла александрийскую пасхалию, и весь христианский мир стал праздновать Пасху в один день. Эта ситуация сохранялось до 1582 г., когда реформатор календаря Папа Григорий XIII ввел в Католической Церкви григорианский календарь и новую пасхалию. Реформа эта была прежде всего реформой пасхалии, изменение же календаря – лишь следствие, хотя именно оно стало основным смыслом впоследствии. Папская комиссия решила восстановить те астрономические реалии, которые лежали в основе александрийской пасхалии - 21 марта в качестве даты весеннего равноденствия и пасхальные границы 22 марта - 25 апреля. Однако для этого были предприняты изменения, разрушившие структуру 532-летней александрийской пасхалии: введение дополнительной системы эпакт, увеличение календарного цикла до 400 лет и т.д. Все это привело к тому, что период западной пасхалии в настоящее время настолько велик (ок. 5 700 000 лет), что она является не цикличной, а скорее линейной. Точность достигается в результате потери простоты. Как известно, Православная Церковь предала этот календарь анафеме в 1583 г. После этой реформы оказалось, что католикам иногда пришлось праздновать Пасху в один день с иудеями, причем с течением времени эти совпадения будут учащаться - григорианский год в среднем несколько короче иудейского. Папа Григорий закрыл глаза на канонические правила о непраздновании Пасхи с иудеями, но взамен достиг довольно точного следования фазам луны. Каноническое сознание католиков XVI в. не совпало по фазе с византийским пониманием: непразднование с иудеями осталось главным только для православных. Для западных христиан экклесиологическое обоснование Пасхи перестало быть актуальным, а на первый план вышла астрономия. При этом неизбежно пострадала и вся эсхатология и историософия христианства. В православном мире вслед за католическим произошла своя реформа, новоюлианская: на константинопольском совещании православных Церквей в 1923 г. из соображений экуменизма вычисление Пасхи по какому-либо циклу отменялось. Пасху положено стало совершать в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Последнее должно было определяться не расчётным, а астрономическим способом для Иерусалимского меридиана. "По этому принципу, - писал, например, проф. А.И. Георгиевский, - Пасха, например, в 1924 году определялась на 10/23 марта, то есть на четыре недели раньше григорианской (7/20 апреля) и на пять недель раньше александрийской (14/27 апреля)". Эта реформа вызвала большой раскол в православном мире. Однако, как считают специалисты, "применение пасхалии по этому исправленному календарю оказалось до сих пор неосуществимым". Все автокефальные Церкви, принявшие "новоюлианский" календарь для неподвижных праздников, Пасху справляют все же по "старому" стилю, то есть как прежде, игнорируя реформу Мелетия Метаксакиса 1924 г. Практическое вычисление В Средние века пасхалия обычно помещалась в богослужебных книгах, на Руси, например, в Псалтыре со возследованием, который был в доме у каждого христианина. B этих книгах церковный календарь-пасхалия представлен в виде набора таблиц, дающих дату празднования православной Пасхи для любого наперед заданного года. Таким образом, Пасхалия - это последовательность таблиц, определяющих взаимную зависимость ряда календарных величин, многие из которых имеют астрономический смысл, связанный со сменой лунных фаз. Вот некоторые из них: индикт, круг Солнцу, круг Луне, эпакта, основание, ключ альфа, ключ границ, вруцелето и т.д. Одна из этих таблиц дает дату Пасхи. Входом этой таблицы является т.н. "ключ границ" данного года, который необходимо предварительно определить, пользуясь другими таблицами пасхалии. Составители пасхалии считали, что совокупность всех календарных величин, используемых в пасхалии, повторяется с периодом 532 года. Этот период называется "великим индиктионом". Полные пасхальные таблицы включают в себя обширный перечень календарных параметров на весь текущий 532-лeтний "великий индиктион". Начало "первого" великого индиктиона совмещено (конечно, не случайно) с началом византийской эры "от Адама", или, как ее еще называют, "эры от сотворения мира". Таким образом, пасхалия имела еще и эсхатологический смысл – мирового цикла. Для практического вычисления даты Пасхи русскими православными применялась т.н. "Дамаскинова рука" - особый способ быстрого вычисления даты Пасхи. Сейчас подсчитать пасхалию на любой год можно на сайте "Православный месяцеслов". Алексей Муравьев, Андрей Езеров, для "Портала-Credo.Ru
*******************************
КОНФЕРЕНЦИИ
The Eighth Annual Building Bridges Conference will be held at Southern Illinois University Carbondale on Friday and Saturday, November 4 – 5, 2005. This year's theme is "East and West" and we are pleased to have Philip J. Ivanhoe as the keynote speaker. Although we prefer papers of philosophical or religious interest, we welcome comparative papers from any discipline that address some relation between the East and the West. Topics may includebut are not limited to: (1) A particular theme, issue, problem, etc. explored by both a Western and an Eastern thinker. (2) Historical or philosophical influence of an Eastern thinker on a Western thinker, or vice versa. (3) Placing an Eastern thinker in dialogue with a Western thinker. (4) An Eastern response/approach to a particular Western problem/issue, or vice versa. Submission Guidelines:
Papers should not exceed 3000 words. On the first page of your paper, include the following items: Word count (3000 words maximum) Author’s name Institutional affiliation (if any) Email address Telephone number The paper’s title
An abstract (150 word maximum)
Email a copy of your paper, as an attachment, in Microsoft Word format (.doc) to buildingbridges.eastwest@gmail.com If necessary, you may also send it, as an attachment, in Adobe Portable Document Format (PDF). Please title your paper as follows: YourLastName_YourFirst Name. For example: Smith_John. Papers must be received by September 18th. Papers will be reviewed by a committee, and notification of acceptance will be made via email by October 1st. Please direct any questions to Travis Smith at: buildingbridges.eastwest@gmail.com
===============================
С 23 по 24 ноября 2005 года на базе Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве будут проводиться Вторые музейно-краеведческие "Прозрителевские чтения", посвященные 100-летию Ставропольского государственного краеведческого музея, одним из основателей которого является Г.Н.Прозрителев.
Приоритетной темой Чтений является: "История музеев и музейного дела Северного Кавказа", "Научный потенциал музейных коллекций"
Приглашаем Вас принять участие в данной конференции. Вы имеете возможность выступить на ней с докладом, сообщением или поучаствовать в заседаниях Круглого стола и в дискуссиях. По итогам работы планируется издание сборника материалов и тезисов выступлений. Для участия в конференции необходимо до 20.09.2005 года направить в оргкомитет заявку с указанием темы сообщения и сведений об авторе, а к 25.10.2005 г. представить тезисы Ваших выступлений объемом до 5-х печатных страниц, соответствующих следующим условиям: формат листа А-4; левое поле - 2,5 см, верхнее и нижнее поле 2 см, правое - 1 см; шрифт Times New Roman, размер 14; интервал - 1,5 Ставропольский государственный краеведческий музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве Ставропольский край г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135 (площадь Ленина) (8652) 26-4223 Музеи России" www.museum.ru
==============================
11-12 мая 2005 года Научные чтения, посвященные памяти архитектора реставратора Л.А. Давида. Москва Проект программы Научных чтений, посвященных памяти архитектора реставратора Л.А. Давида.
11 мая Утреннее заседание. Начало в 11.00. Каменева Т.Е. (ЦНРПМ). Концепция сохранения и развития исторического центра г. Смоленска. Ульянов О.Г. (Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). Вопросы реконструкции Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в свете археологических данных. Яковлев Д.Е. (ЦНРПМ). О некоторых особенностях устройства фундаментов храмов XIV века в Коломне. Куликов С.Б. (ЦНРПМ). Церковь Введения Кирилло-Белозерского монастыря. Исследования и реставрация. Рузаева Е.И. (ЦНРПМ), Торшин Е.Н. (Государственный Эрмитаж), Яганов А.В. (НПП Реставрационный центр). К вопросу о строительной истории Спасского собора Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Романов Н.С. (ЦНРПМ). Реставрация северных ворот Новодевичьего монастыря в Москве. Одинец Е.Г. (ЦНРПМ). Новые данные о Христорождественском соборе Рязанского кремля. Демидов С.В. (ЦНРПМ). Церковь Успения в Вешняках середины XVII в. Результаты исследования и реставрации. Вечернее заседание. Начало в 15.00. Дмитриев В.В. (МГГРУ, Свято-Троицкая Сергиева лавра). Метод инженерного укрепления фундаментов и оснований исторических зданий и сооружений Шитова Л.А. (МАРХИ). О типологическом разнообразии гражданской архитектуры Москвы XVII - 1-й половины XVIII вв. Можаев А.В. (НИИТАГ). Палаты середины XVII в. в Шубине (Тверская ул., д. 6/2). Белова О.Г., Волкова Е.А. (ЦНРПМ). О покраске фасадов церкви Троицы в Никитниках. Предварительные заметки. Тарабарина Ю.В. (ГИИ). К вопросу о становлении композиции многошатровых храмов XVII в.
Круглый стол. Обсуждение. 12 мая
Утреннее заседание. Начало в 11.00. Колесников А.И. (ЦНРПМ). Клейма на кирпичах из Преображенской церкви в селе Спас-Каменка Дмитровского района Московской области.
Денисов А.М. (ЦНРПМ). К вопросу реставрации фасадов Странноприимного дома графа П. Шереметева. Якубени В.И. (ЦНРПМ). Усадьба Шахматово. Воссоздание. Воронцова Е.А. (ЦНРПМ). Усадьба Кузьминки. Восстановление мостиков Верхнего и Щучьего прудов. Путятин
И.Е. (МАРХИ). К вопросу о происхождении двухколоколенной композиции храмов русского классицизма. Скопин В.В. (ЦНРПМ). К истории усадьбы Никольское-Урюпино. Калугина И.В. (ЦНРПМ). Усадьба Братцево. Главный дом. Проблемы атрибуции. Колесников А.И. (ЦНРПМ). Предварительное обследование "корпуса для
машины Берта суконной фабрики И.П. Кожевникова в Свиблове. Вечернее заседание. Начало в 15.00. Баранова С.И. (ГМЗ
Коломенское), Горячева М.И. (Русская реставрация). Клейма на керамических материалах XIX -- начала XX вв. Боровикова Е.А. (ЦНРПМ). Исследования и проект реставрации Дома культуры фабрики Свобода архитектора К. Мельникова. Куликов А.С. (ЦНРПМ) Разработка электронных баз данных по объектам культурного наследия Кирилло-Белозерского и Соловецкого музеев-заповедников.
******************************
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Итоги пресс-конференции "Возрождение наследия Рязанского кремля" 28 апреля
Музей-заповедник принял участие в пресс-конференции "Возрождение историко-культурного наследия Рязанского кремля". Пресс-конференция была организована РИА "7 новостей". Информационное агентство предложило музею обсудить вопросы, интересующие общественность Рязани: - Концепция развития музея-заповедника, - Окончательно ли решена судьба Дворца Олега, - Что означает тишина на площадке у Солодежни.
Представленная директором Л.Д.Максимовой информация по первым двум пунктам вызвала только один вопрос: насколько правомочна работа музея по восстановлению в Кремле памятника гражданской архитектуры - корпуса Солодежни XVII века. На данный вопрос отвечали федеральный архитектор по Рязанской области Е.Г.Одинец, ведущий руководитель проекта по восстановлению Солодежни, архитектор государственного учреждения "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" В.А.Рябов, главный архитектор проекта названных мастерских И.Д.Любимова. Мнение ведущих архитекторов было однозначным: утраченный памятник архитектуры можно и нужно воссоздать, тем более что заключение о необходимости этой работы было дано Министерством культуры еще в 2002 году. Восстановленный корпус Солодежни не только не исказит кремлевский ансамбль, но и придаст ему определенную организованность и завершенность. Реконструкция памятника позволит также сохранить разрушающиеся фундаменты XVII века, оставшиеся от прежней постройки. На пресс-конференции Е.Г.Одинец высказала в свою очередь претензии столь обеспокоенной состоянием памятников епархии, которая в 1996 году получила в Кремле в безвозмездное пользование памятник федерального значения Гостиницу Знати и, в нарушение законов и Положения о государственном историко-культурном музее-заповеднике, не ведет положенные по реставрационному проекту работы. Но состояние этого памятника, в отличие от Солодежни, журналистов не заинтересовало. В целом, благодаря предельно активной и наступательной позиции церковнослужителей, пресс-конференция вылилась в довольно сумбурный диалог музея и епархии, большая часть которого свелась к разъяснениям представителям епархии соответствия между архивными планами и начатым строительством, а всем присутствующим - соответствия действий администрации музея законам РФ. Вместе с тем, музей выражает искреннюю признательность РИА "7 новостей" и особенно ТРК "Эхо" за привлечение общественного внимания к музею-заповеднику и его проблемам. Заинтересованные и небезразличные к истории родного края рязанцы потянулись в Кремль собственными глазами увидеть ставшую в одночасье знаменитой Солодежню, а заодно и посмотреть новые выставки и экспозиции. Подведем итоги. - Музей-заповедник считает необоснованными и носящими формальный характер претензии по документации на разрешение реставрационных работ по Солодежне, и, следовательно, воссоздание Солодежни является вполне законным. - Реконструкция здания, по мнению архитекторов, украсит территорию Кремля, а также позволит музею решить проблему размещения постоянно пополняемых коллекций. В корпусе разместится фондохранилище, оснащенное современным оборудованием. В одном из помещений, с остатками белокаменных солодовенных ванн, будет представлена экспозиция по хозяйственной деятельности архиерейского двора в XVII веке. - В отсутствие прописанного механизма реализации ст. 47 Закона о культурном наследии, обвинения в адрес музея нельзя признать состоятельными. С точки зрения музея, общественность была заблаговременно проинформирована о планируемых восстановительных работах. И в заключение. Музей-заповедник открыт для обсуждения волнующих широкую общественность вопросов и готов и далее предоставлять всю интересующую информацию. Более полная информация по данному вопросу: www.ryazankreml.ru Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник Рязанская область г. Рязань, Кремль, 15 (0912) 27-6066 root@riamz.ryazan.ru Музеи России" www.museum.ru
****************************
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
Вышел в свет апрельский номер журнала "Мир музея". В рамках акции "Лучшие экспонаты музеев России" журнал продолжает публиковать произведения из собрания Иркутского государственного музея. В этом месяце появился также новый участник проекта - Псковский музей-заповедник, представивший на страницах журнала иконы мастеров знаменитой Псковской школы. Одна из публикаций повествует о том, как известный архитектор-реставратор В.В.Кавельмахер раскрыл и реставрировал белокаменный портал 16 века домового ... далее http://www.museum.ru/N21942
******************************
ИНТЕРНЕТ
На странице http://www.artemotore.com/santi.html#Russian%20Saints I Santi nell'arte - Saint in art можно найти довольно большую коллекцию изображений святых, и не только католических, но и православных. Помимо широко представленных в Интернете репродукций «Троицы» Андрея Рублева там можно найти иконы из афинского музея. Язык – английский
На сайте иконописной мастерской http://www.iconaantica.spb.ru/ l располагается неплохая коллекция репродукций икон, фресок и мозаик: ГАЛЕРЕЯ ДРЕВНИХ ОБРАЗОВ. Они находятся в следующих разделах Галерея 1. Образы Христа Галерея 3. Образы Богоматери Галерея 4. Образы Богоматери Галерея 5. Образы святых Галерея 6. Образы святых Галерея 7. Силы Небесные Галерея 8. Силы Небесные Галерея 9. Христ. праздники
=============================
http://www.religare.ru/article17224.htm
Экономика и этика Почему в России вязнут экономические реформы
28.04.2005 Олег Садов
Не вызывает сомнения тот факт, что основой экономики является капитал.Поэтому тип капитала определяет и тип экономики. При этом вся история экономического развития показывает, что для каждой исторической эпохи характерен свой особый тип капитала, который в определенной степени зависит от какой-то одной культурно-религиозной традиции.
============================
На сайте «Археология и этнографияАбхазии» помещена статья
Якобсон А.Л. О дате большого храма в Пицунде (Абхазия) // КСИИМК, Вып. 132, М, 1972, с. 38-45 Древний Питиунт (совр. Бичвинта в Абхазии) возник, вероятно, в эллинистическую эпоху, а во II или III в. являлся римским укреплением и входил в систему других римских крепостей восточного Причерноморья; некоторое время, вплоть до середины VI в., он продолжа служить наряду с Севастополем (совр. Сухуми) византийским форпостом в этом районе 3. Раскопки выявили крепость Питиунта, созданную в римское время, но перестраивавшуюся и дожившую до эпохи Юстиниана I, и несколько монументальных построек внутри нее. Открыта прямоугольная часть крепости (castella), где размещался гарнизон, и примыкающая к ней с восточной стороны полукруглая часть, - вероятно, гражданское поселение (canabae); одна из башен этой части Питиунта сложена из чередующихся слоев камня и кирпича (opus mixtum), что указывает на восстановительные работы в крепости в IV-V вв.6 В прямоугольной крепости раскопки открыли большое здание претория, а в полукруглой части (посаде) - большую, длиной 27 м, базилику эллинистического типа конца V-начала VI в.; базилика трехнефная, с нартексом; нефы разделялись столбами (а не колоннами), поддерживавшими, вероятно, деревянное строительное перекрытие. К базилике примыкал мартирий, а с юго-восточной стороны храма находилась крещальня с мозаичным полом, рисунок которого характерен для раннесредневекового искусства византийского Востока - Сирии и Палестины, с которыми Восточное Причерноморье было тогда тесно связано. К югу от крепости, на берегу моря, была раскопана редкая по типу двойная двухапсидная церковь, относящаяся к концу V или к VI столетию. Возведение обширной базилики и других храмов, мартирия и крещальни следует поставить в связь с тем, что район Питиунта в IV- V вв. являлся средоточием церковной жизни края; еще в начале IV в. епископ Питиунта участвовал в Никейском соборе (325 г.), а в 541 г. неподалеку - в Севастополе (совр. Сухуми)-была основана архиепископская кафедра Далее http://www.kolhida.ru/index.php3?path=_аrcheology&source=yakobson
============================
На сайте нашего центра размещен доклад Н. Векшиной Православная архитектура как часть миссионерской политики России в Китае. Адрес страницы http://drevn.narod.ru/Vekshina_china.htm
Редактор Т.Чумакова
=============================
Архим. Роберт Ф. Тафт. Было ли традиционно для ранней Церкви чтение вслух литургических молитв? [история Церкви, литургика]
Вопрос: О. Роберт, было ли традиционно для ранней Церкви чтение вслух евхаристических молитв, таких, как Евхаристическая Анафора? Если да, то что случилось с древней традицией? И что нам следует делать сейчас?
Ответ: Так совпало, что мне пришлось готовить статью на эту самую тему для Конгресса Армянской Литургии, посвящённого 1700-летию Крещения Армении, который должен состояться в Нью-Йорке в сентябре 2002 года. Я дам ответ на три части вопроса, как они
были заданы, в исторической последовательности.
1. Ранняя традиция. Эволюция литургической молитвы в ранней Церкви, как она описывается Алленом Боули, OSB, в его фундаментальной работе, озаглавленной "От свободы к формуле. Эволюция евхаристической молитвы от словесной импровизации к записанному тексту" (Catholic University of America Studies in Christian Antiquity 21, Washington DC 1981), может быть разделена на три стадии: 1) Первые два века христианской истории представляли собой период творчества и спонтанности, когда ещё не было фиксированных литургических текстов. 2) В течение II—IV вв. записанные тексты начали появляться, существуя параллельно с текстами, произносимыми экспромтом. 3) Наконец, к концу IV века мы видим постепенное распространение письменных, фиксированных формул, которые со временем становятся для всех обязательными к использованию. Эти три периода накладываются друг на друга, и указанные даты являются достаточно приблизительными. Далее... http://portal-credo.ru/site?act=lib&id=1125
******************************
ВЫСТАВКИ
Совсем скоро откроется новая экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Дмитриевском соборе. Храм был закрыт для посетителей 30 лет. После серьезных реставрационных работ мы сможем не только полюбоваться неповторимой каменной резьбой на фасадах всемирно известного памятника белокаменного зодчества XII века, но и, войдя внутрь храма, увидеть уникальные фрески древнерусских мастеров, восстановленное надгробие Р. И. Воронцова, похороненного в соборе в знак особого уважения к первому
владимирскому губернатору. Экспозиция, развернутая в храме, необычна. Это гимн шедевру древнерусского зодчества. Это рассказ о храме-реликварии святого Дмитрия Солунского, небесного покровителя владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, строителя собора. Огромное эмоциональное воздействие на зрителя окажет аудиовизуальная программа, повествующая об истории собора. Автор экспозиции - заведующая сектором исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского
музея-заповедника Т. П. Тимофеева. www.museum.vladimir.ru
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
====================
"Святая Русь" c 27 апреля по 9 мая
Выставка знакомит посетителей с замечательными произведениями художественной культуры Владимиро-Суздальской земли. 115 экспонатов XII-XX вв. из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника отражают непреходящее историко-культурное значение православия для нашей страны, раскрывают могучий творческий потенциал православной Руси. Образцы искусства несут идеалы высокой духовности, эстетического совершенства, патриотизма и державности. В ХII-XIII вв. Владимиро-Суздальское княжество унаследовало роль политического и религиозного центра Руси от Киева, здесь, на северо-восточной Руси зарождались основы русской государственности. Одним из символов того времени стала Владимирская икона Божьей Матери - православная святыня Руси. Чудотворный образ в ХII веке привез во Владимир из Вышгорода князь Андрей Боголюбский. Список с иконы делал Рублев (на выставке представлена фотокопия с оригинала). Восхищают белокаменные храмы Владимиро-Суздальской земли, их аристократическая изысканность. С давних времен они были неисчерпаемым кладезем духовных и культурных ценностей. Во всем мире знают имена гениальных русских "изографов": Андрея Рублева, Даниила Черного, Гурия Никитина, Марка Матвеева… Фрески этих мастеров украшают храмы Владимиро-Суздальской земли. Экспонаты выставки свидетельствуют о необычайно высоком уровне мастерства владимирских ремесленников, внесших свою лепту в развитие русского декоративно-прикладного искусства домонгольской Руси. Примером тому клад, скрытый владимирцами накануне захвата города монголо-татарскими полчищами в 1238 году. В монастырских библиотеках бережно хранились рукописные и старопечатные Евангелия, другие богослужебные книги. Все они - ценнейшие памятники культуры. Вкладные книги, иконы, потиры, чаши, дробницы и другие предметы культового назначения были сосредоточены в Успенском соборе Владимира, Рождественском соборе Суздаля, а также в крупнейших монастырях - Рождественском, Покровском, Спасо-Евфимиевом, Космине на Яхрени, Флорищевой пустыни. Их вкладчиками являлись великие князья, представители царских фамилий. Так, в XVII в. в Спасо-Евфимиев монастырь попали дары известного полководца - уроженца Суздаля - Д.М.Пожарского. Особо почитались исторические реликвии и мемориальные вещи, связанные с именами прославленных русских святых: Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Евфимия и Евфросинии Суздальских. На выставке можно увидеть образы из иконостасов и ризниц соборов и монастырей Владимира и Суздаля, выполненные московскими и местными живописцами. Традиции иконописания в XVIII - начале XX в. получили свое продолжение в старинных селах Владимирской губернии: Палехе, Мстере и Холуе. Иконописный промысел развивается и сегодня, благодаря усилиям современных художников Мстеры. усские православные святыни - храмы, иконы, древние книги… В них - наше спасение и отрада. В них - правда и красота. Они являют духовную мощь наших предков и несут благую весть о новом величии России.
www.museum.vladimir.ruГосударственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
================================
НОВОСТИ
20.04.05 МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ПРОТИВ КРЕСТНОГО ХОДА НА МОСКВУ
В феврале 2005 года появились сообщения о том, что православные общественные организации России, Украины и Белоруссии собираются начать покаянный крестный ход, который пройдет по городам трех стран и завершится в Москве 17 июля – в день убийства последнего российского императора Николая II и членов его семьи. Позднее стало известно, что некий благотворительный фонд "Шумаки" распространяет листовки "Грядите на Москву". Согласно планам крестоходцев 700 тысяч верующих должны были символически окольцевать Москву и, выбрав 70 тысяч православных делегатов, направить их в Кремль. Как пояснил заведующий Службой коммуникации МП Виктор Молохин, на проведение крестного хода должно быть благословение правящего архиерея. Если крестный ход общецерковный - Патриарха или Священного Синода. Такого благословения организаторы пока не получили.
На прошение "Шумаков" архиепископ Курский и Рыльский Герман наложил резолюцию: Не благословляется. От этих самочинных крестных ходов могут быть смуты и недоразумения. В этой затее не чувствуется ни церковности, ни смирения, ни послушания". В свою очередь, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов заявил, что Союз, собиравшийся проводить такой ход, выберет другие формы выражения единства православных народов России, Украины и Белоруссии, поскольку идея оказалась дискредитирована группами, пропагандирующими причисление к лику святых Распутина и Ивана Грозного. Виктор Молохин отметил, что эти группы обладают серьезными финансовыми ресурсами для пропаганды, тоннами повсюду рассылают свою литературу, и это вызывает тревогу. Он также напомнил, что утверждения об "искупительной жертве императора" являются ересью, такую жертву принес только Христос. Вопрос проведения "покаянного крестного хода" в Москву был рассмотрен на заседании Священного Синода РПЦ, который прошел в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Члены Священного Синода постановили:
1. Подтвердить, что Священноначалие Русской Православной Церкви приветствует инициативы проведения паломничеств и молитвенных шествий как свидетельство веры и проявление народного благочестия. Благословение может быть дано и на упомянутое шествие, если оно будет совершено в послушании Священноначалию и в соответствии с нижеследующими суждениями Священного Синода.
2. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи получает прощение от священника и разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Это Таинство примиряет и воссоединяет человека с Церковью, восстанавливает его в благодатной жизни во Христе и устраняет средостение между Богом и человеком, возникающее по причине греховных деяний, совершенных конкретной личностью. Священный Синод напоминает, что в Церкви существуют вполне определенные формы совершения Таинства Покаяния, укорененные в Священном Предании и освященные многовековой традицией. Отступление от этих форм представляется неоправданным и излишним.
3. История Церкви знает примеры всенародного молитвенно-покаянного подвига, подъемлемого ради нравственного очищения народа во времена смут и нестроений. В частности, церковное Священноначалие неоднократно призывало к осмыслению и нравственной оценке греховных деяний, совершенных в минувшем столетии, когда, по слову святителя Тихона, "грех помрачил народный разум.., разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу", что стало причиной гонений на Церковь, поругания святынь, братоубийства, в том числе убиения святого страстотерпца Императора Николая Александровича и его семьи.
Патриарх и Священный Синод дважды, в связи с 75-летием и 80-летием страдальческой гибели Царской семьи, призывали ко всенародному покаянию в этом грехе. Верим, что многие чада нашей Церкви принесли Богу такое покаяние, которое выражалось в стремлении изгнать из своей жизни греховное помрачение и равнодушие к судьбам Церкви и Отечества, сделавшее некогда возможными гонения на Церковь, погружение страны в пучину братоубийственной ненависти и кровопролития.
Истинным плодом принесенного покаяния стало совершающееся возвращение народа на стези веры, благочестия и жизни во Христе, а видимым его свидетельством -причисление Русской Православной Церковью Царской семьи и новомучеников и исповедников к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.
4. Покаянное осмысление исторической трагедии, постигшей наш народ, не должно сопровождаться утверждениями о неизменной и уникальной приемлемости для православных христиан того или иного государственного строя. Священный Синод напоминает, что учение Церкви о государственном устройстве было ясно выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.
5. Признавая право священнослужителей индивидуально высказывать частное мнение по различным вопросам, Священный Синод с прискорбием отмечает, что в последнее время некоторые пастыри и, к сожалению, в редких случаях даже архиереи, позволили себе участвовать в коллективном подписании текстов, расходящихся по содержанию с Соборными определениями. Это фактически приводит к созданию групп, предпочитающих соборному рассуждению, которое происходит в канонически установленных формах, организованное выражение односторонних мнений, не разделяемых всей Церковью. Священный Синод определяет, что такие действия противоречат каноническому соборному строю Церкви, и указывает на их недопустимость для священнослужителей.
Радонеж
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.2004bulleten |
Отписаться |
В избранное | ||