Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 89


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 89

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 17 апреля  2005 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ

 

18–20 апреля 2005 г. в Москве состоится международная конференция "Государственные, религиозные и общественные организации в решении проблем ВИЧ/СПИДа – перспективы взаимодействия".

Конференция подготовлена и проводится межконфессиональным организационным комитетом, в который вошли Российский союз евангельских христиан-баптистов - организация "На Руси", Евангелическо-лютеранская Церковь, Российский объединенный союз христиан веры евангельской, Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии, Союз христиан веры евангельской пятидесятников России, Каритас Европейской части России, Церковь христиан – Адвентистов Седьмого Дня. К участию в конференции приглашены Русская Православная Церковь, Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман, Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России, Федерация еврейских общин России и другие религиозные конфессии. В конференции будут участвовать более 150 человек – представители законодательной и исполнительной власти, религиозных и общественных организаций. Конференция станет первым уникальным опытом взаимодействия государственных, общественных и религиозных организаций России в решении проблем ВИЧ/СПИДа.

распространением и последствиями этого заболевания.

На пленарных заседаниях и дискуссиях конференции будут обсуждены такие темы как "Проблема СПИДа и общественная нравственность: вызов обществу, государству, религиозным общинам", рассмотрены перспективы взаимодействия государственных, общественных и религиозных организаций в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа в России.

На четырех круглых столах будут организованы дискуссии по темам:

∙ "Взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций, международное сотрудничество, в решении проблемы ВИЧ/СПИДа"

∙ "Задачи, стоящие перед религиозными организациями в решении проблемы ВИЧ/СПИДа. Формы и методы работы"

∙ "Профилактика ВИЧ и наркомании среди детей и молодежи – сотрудничество религиозных и светских организаций"

∙ "СМИ в профилактике ВИЧ/СПИДа и освещении ВИЧ-проблематики (реклама, ТВ и радиопередачи)".

По итогам конференции будут приняты совместные соглашения и проведен ряд семинаров, лекций и выступлений в СМИ ведущих организаций и специалистов в области профилактики и лечения ВИЧ/СПИДа.

Заседания будут проходить в Центре международной торговли по адресу: Москва, Краснопресненская набережная, д.12 (18 апреля – в "Конференц-зале", подъезд 4; 19 апреля – Круглые столы в залах "Ангара", "Нева", "Селенга", подъезд 7, а также в "Конференц-зале", подъезд 4; 20 апреля – Пресс-конференция (Этот день исключительно предоставлен для общения оргкомитета конференции и официальных представителей конфессийс журналистами).

Организационный комитет

тел./факс: (095) 924 7616; 923 8120
e-mail: info@russiainland.org

http://portal-credo.ru/

 =====================

 24 апреля

Корсунская епархия Московского Патриархата проводит в Париже конференцию "Старец Сергий (Шевич) и духовная жизнь в миру".

Конференцию возглавит архиепископ Корсунский Иннокентий. Она проводится по случаю выхода книги известного православного богословаЖан-Клода Ларше "Старец Сергий" на французском языке.

  ******************************

 ЖУРНАЛ

 

 Reconstruction: Studies in Contemporary Culture

http://www.reconstruction.ws

  is calling for papers for a special issue

on the resources and discourses of water. The editors will be particularly interested in: interdisciplinary studies, especially works that combine physical science with social and/or conceptual analysis; multi-media projects; hybrid formulations of creative/theoretical/scholarly writing; and essays that strike a middle ground between academic, private, and public sectors.

 

Abstracts (500 words) due by July 1, 2005 to: Justin M. Scott Coe <jscottcoe@earthlink.net> and W. Scott Howard <showard@du.edu>. Completed papers (5,000-10,000 words) due by December 1, 2005; publication expected, August, 2006.

 

About the journal: Reconstruction: Studies in Contemporary Culture (ISSN: 1547-4348) is an innovative cultural studies journal dedicated to fostering an intellectual community composed of scholars and their audience, granting them all the ability to share thoughts and opinions on the most important and influential work in contemporary interdisciplinary studies. Reconstruction is published quarterly-in the third week of February, May, August, November-and is indexed in the MLA International Bibliography.

  ******************************

     СТИПЕНДИИ

 14.04.2005 Стипендии Карнеги в Смольном Коллегиуме

Смольный Коллегиум (Санкт-Петербургский Государственный Университет, Россия) объявляет о приеме заявок на участие в очередном открытом конкурсе на получение стипендий Фонда Карнеги в области истории понятий, истории идей, социологии, антропологии, политических наук, прав человека и лингвистики. Стипендии Фонда Карнеги предоставляются на проведение исследований в течении 4 месяцев осеннего семестра 2005/06 года в Санкт Петербурге.     

подробно см. http://www.rinti.ru/grants/fulldoc_sr.dws?dui=29052

  ******************************

 ЛЕКЦИИ

 

 Библейско-богословский институт св. апостола Андрея приглашает вас посетить публичную лекцию «Жанровые характеристики писаний Нового Завета», которую прочтет архим. Ианнуарий (Ивлиев), кандидат богословия, доцент СпбДА, зав. кафедрой Нового Завета ББИ.

Лекция состоится 21 апреля 2005 г. в Доме-музее Марины Цветаевой по адресу: Борисоглебский пер., д. 6 (проезд м. Арбатская, далее по ул. Новый Арбат до ост. «Кинотеатр “Октябрь”»).  Начало в 18.00. Вход свободный.

 Приходите и позовите своих друзей. Мы будем рады встрече с вами!

 Телефоны для справок: 670-22-00, 670-76-44 E-mail: standrews@standrews.ru

Адрес в Интернете: www.standrews.ru

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

 

 19 апреля издательство "Русский путь"  и Библиотека-фонд "Русское Зарубежье" проводят презентацию трехтомника Сергея Иосифовича Фуделя, русского религиозного писателя, подвергавшегося гонениям в годы Советской власти/ Презентация состоится в 18-00 по адресу: Библиотека-фонд "Русское зарубежье" Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд до ст. м. Таганская – кольцевая Тел.: 915-10-30 Контактное лицо - Татьяна Боровинская

 =============================

Из рассылки Книжные новости в Русском Журнале / Экспертиза

полностью см http://www.russ.ru/publishers/examination/20050413_ga.html

 

Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен: С прил. / Подгот.

изд. и предисл. Ф.Б. Успенского. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 1032

с. - (История русской культуры: Исследования и источники).  Этот выдающийся том, знакомый каждому, кто занимается историей русского Средневековья, и давно уже сделавшийся библиографической редкостью, появился немногим более ста лет назад, уже после смерти автора - Николая Михайловича Тупикова (http://www.rulex.ru/01190408.htm (1869-1900). Фундаментальный труд по русскому нехристианскому именословию "Языки славянской культуры" выпустили репринтом, сопроводив издание предисловием Ф.Б.Успенского и послесловиями - К.Ф.Карского и Д.К.Зеленина, появившимися в печати вскоре после выхода Словаря (и последний плюс - репринтная монография В.К.Чичагова, выпущенная на полстолетия позже).

Уму непостижимо, как без всякого научно-исследовательского института, без подручной своры младших, старших и иных научных сотрудников, без компьютера и интернета, корпя в одиночку по архивам с грудой карточек, - изваять такое чудо роботехники, которое и посейчас не удалось переплюнуть никому! И все это оказалось по плечу болезненному юноше, который распрощался с жизнью к тридцати годам...

Тупиков по сути первый, кто по-настоящему возвел имя в ранг словаря. Как правило, имена не включаются в словари, потому что личные имена не нуждаются в истолковании. Они в нашем представлении лишены значения в собственном смысле этого слова - достаточно указать, что то или иное имя является собственным наименованием лица, как потребность в интерпретации отпадает. После Тупикова оказалось, что имена представляют собой довольно сложные символические образования и могут быть источниками самых разных сведений о их носителях.  Далее http://www.russ.ru/publishers/examination/20050413_ga.html

 =============================

 http://www.religare.ru/article16671.htm  Скоро появится энциклопедический иллюстрированный словарь "Старообрядчество в России"

 Столичные власти приняли решение об издании энциклопедического иллюстрированного словаря "Старообрядчество в России". Как сообщил накануне агентству "Интерфакс" источник в городской администрации, соответствующее распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков.

"Помимо словаря будет организована историко-краеведческая выставка "Москва старообрядческая", а также создан видеофильм, посвященный 100-летию дарования свободы совести и распечатанию алтарей старообрядческих храмов на Рогожском кладбище", – рассказал собеседник агентства.

По его словам, все это приурочено к празднованию 100-летнего юбилея возрождения духовного центра старообрядцев в Москве – Рогожского кладбища, которое начнут отмечать 14 мая.

"Руководство города приняло предложение главы Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) Митрополита Московского и всея Руси Андриана о проведении юбилейных мероприятий и решило выделить на эти празднества около 3 млн. рублей", отметил собеседник агентства. Он рассказал, что на организацию проведения выставки будет выделено около 600 тыс. рублей, более 1,5 млн. рублей уйдет на издание словаря видеофильма. Об этом сообщает"Newsru.com"

  ******************************

 ВЫСТАВКА

 

 http://www.museum.ru/N21762

Карельский государственный краеведческий музей представил избранные страницы истории Карелии на международной выставке "Россия-Норвегия. Сквозь века и границы", которая открылась 6 апреля в Санкт-Петербурге.

Выставка "Россия-Норвегия. Сквозь века и границы" (к 100-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами) представляет собой уникальный проект, охватывающий многовековую историю отношений двух северных государств. Выставочный проект проходит под патронажем Президента Российской Федерации Владимира Путина и Его Величества Короля Норвегии Харальда V.

Основными организаторами проекта стали Российский этнографический музей (Санкт-Петербург) и Норвежский Народный музей (Осло). Вместе с этими музеями в проекте приняли участие многие культурные, научные учреждения и частные лица, которые предоставили для выставки около тысячи экспонатов.

В 2004 году выставка экспонировалась в Осло, в этом году ее принимает Санкт-Петербург.

Основные разделы выставки включают археологические памятники от каменного века до эпохи средних веков, памятники саамской и поморской культуры, свидетельства российско-норвежских отношений в контексте "большой европейской политики", материалы и документы полярных экспедиций, периода Второй мировой войны и послевоенных отношений.

Карельский государственный краеведческий музей предоставил для выставки фотографии петроглифов Онежского озера и Белого моря, предметы поморской культуры XIX - начала ХХ веков, среди которых бутылка с моделью трехмачтового парусника внутри (Шижня, Беломорский район); шаблоны для изготовления чертежей судовых деталей (Шуерецкое, Кемский район) и рубанки, принадлежавшие известному корабелу и краснодеревщику Ф.З.Прохорову (Подужемье, Кемский район); мореходная книжка "для внесения последовательных плаваний воспитанника Сумского мореходного класса" Василия Воронина (Сумский посад, Беломорский район).

Особое место на выставке занимают фуражка и форменный китель знаменитого полярного капитана В.И.Воронина.

Экспозиция будет работать в Российском Этнографическом музее, (ул. Инженерная 4) до 30 июня.

Денис Кузнецов

  ******************************

    НОВОСТИ

 

 http://portal-credo.ru/site/?act=comment&id=707

Суета с кремлевским звоном. Зачем московским властям Рогожское кладбище?

После того, как мэр Москвы Ю.М. Лужков сначала встретился в мэрии с главой Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополитом Андрианом, а потом и посетил Рогожское кладбище, у многих наблюдателей возникли вопросы. Почему раньше мэр не проявлял к Рогожке большого внимания, а тут вдруг проявил? Почему только к Рогожке? И что значат эти инициативы? Самые прозорливые стали даже задаваться вопросом: а нет ли тут какой особой хитрости?

При нынешнем, в целом сложном, отношении народа к власти конспирологическое сознание подсказывает, казалось бы, очевидный ответ: что–то тут нечисто. Видно, нужно мэру зачем-то Рогожское. Что особенного собой представляет Рогожский поселок, чтобы у мэра был к нему какой-то особый коммерческий интерес? Довольно сильно захламленная и запакощенная территория с торчащими там и сям коробками безликих брежневских многоэтажек прилегает к небольшому участку земли с Юбилейной колокольней, храмом Рождества Христова и Покровским собором, зданием Митрополии и зданием Училища. Плюс еще кое-какая мелочь. Все это – в самом грустном виде, нуждается в самом срочном подновлении, а то и ремонте.

Понятно, что нынешние времена – далеко не начало ХХ в., когда среди купцов-староверов попадались толстосумы, охотно финансировавшие церковные строительные мероприятия. Те времена давно прошли. Среди верующих богачей уже нет. Тем, кто занимался накоплением капитала после падения СССР, недосуг было отбивать земные поклоны в церкви. Когда же эпоха первоначального накопления капитала прошла, то и тут выяснилось, что некому особенно финансировать масштабные проекты.

Остается староверам только и рассчитывать, что на власть. Но власть все эти годы не спешила обращать свои взоры на далекое кладбище, где располагается центр Старообрядческой Церкви. Сначала не до того было, а потом другие заботы по восстановлению объектов городского хозяйства одолели…

Посетив центр РПСЦ, Ю.М. Лужков объявил, что отреставрирует Рогожскую слободу. Как сообщают источники, планы по преустройству Рогожского весьма радикальные: снесут заброшенный стадион, выкопают пруд, построят часовню на водах… В качестве бонуса градоначальник даже пообещал переименовать улицу Войтовича в "Старообрядческую". Последнее изменение должно увенчать символически все мероприятие. Интересно, что администрация Москвы давно уже наложила вето на все переименования улиц, но тут, видимо, решили сделать небольшую поблажку. Так сказать, реабилитироваться за долгое бездействие. Иначе говоря, мэр Москвы просто-напросто хочет облагородить весьма замечательный уголок Москвы.

Другое дело, какие неожиданные ассоциации будут возникать по ходу появления этого Ново-Кремля на Рогожском. Ведь, как известно, юбилейная колокольня строилась как "наш ответ" на кремлевскую колокольню Ивана Великого. И вообще, Покровский собор замыслили как "Духовный Иеросалим", о чем говорит иконографическая программа росписи собора. Среди исторических центров староверия Рогожское кладбище – безусловно, самый выразительный символ события, которое будет праздновать вся Россия в этом году – издание указа о введении начал веротерпимости. Как выразился недавно епископ Аполлинарий (Дубинин), до настоящей веротерпимости нам еще далеко. Но жест московских властей можно расценивать как шаг в этом направлении. Немало трудов положили и Митрополит, и его помощники, чтобы отношения с властями стали хотя бы "нормальными", то есть наладилась бы коммуникация, обмен. Ведь в течение 200 лет власти были враждебно настроены по отношению к сторонникам древлего благочестия. Затем последовал знаменитый указ, и наступил краткий "Золотой Век". При советской власти начались гонения, и пелена забвения опустилась на Рогожское…

Как явствует из официальных источников, из городского бюджета на восстановление церковно-архитектурного ансамбля уже выделено 7,5 миллиона рублей. А это ведь немалые деньги. И пойдут они совсем не на поддержку РПСЦ, как думают некоторые комментаторы, а просто-напросто на архитектурный план и строительные работы.

Вот тут и заложен второй резон – строительные фирмы, которые будут реструктурировать Рогожское кладбище, разумеется, получат этот подряд в нелегкой конкурентной борьбе. А ситуация со строительными подрядами во всем мире одинакова - это сверхприбыли. Так что строительство выгодно городу, и объемы прибылей как от строительных тендеров, так и от туристической эксплуатации Рогожского, могут превысить затраты в несколько раз.

Рогожский проект – весьма амбициозный. Здесь хотят сделать второй Кремль, место паломничества туристов. Включат подсветку храмов, которые будут красиво смотреться с Третьего транспортного кольца. Так что, с точки зрения мэра – это обычный строительно-туристический проект. Как гостиница "Россия", как Коломенское или Покровское-Стрешнево.

На прошедших переговорах мэрия и руководство РПСЦ, вероятно, обсуждали разграничения полномочий. Можно представить, что "рогожцы" возьмут на себя разработку художественного плана и определение тех областей, где староверы будут иметь безусловный приоритет. Можно предположить, что мэрия будет согласовывать все шаги с руководством РПСЦ.

Одновременно с восстановлением Рогожского поселка мэрия приняла другой амбициозный план – издание энциклопедического иллюстрированного словаря "Старообрядчество в России". По всей вероятности, речь идет о подарочном "роскошном" издании новой версии словаря, изданного в 1996 г. С.Г. Вургафтом. Но и этого мало: к юбилею указа мэрия финансирует в размере 600 000 рублей выставку и видеофильм.

В чем причина столь явного потепления в отношениях властей к староверам? Может быть, стремительное развитие бизнес-структур РПЦ МП, потеснивших даже структуры, подконтрольные мэру, заставляют его искать некоего уравновешивающего проекта?

Вторая возможность состоит в том, что идеологи власти совместно с РПЦ МП решили отблагодарить РПСЦ за новую политику открытости и шаги навстречу диалогу с РПЦ МП. Однако в этом случае пришлось бы признать исключительно техническую роль мэрии, что само по себе маловероятно.Есть и третий вариант: староверы наконец-то нашли возможность пролоббировать свой проект в мэрии, ведь не секрет, что священноначалие РПСЦ давно намеревалось приступить к этим планам.

Что же получит московская мэрия и город в целом от этой реконструкции? Новый благоустроенный район Москвы, доходы от тендера, собственно даже не от тендера, а от различных чиновных договоренностей, массу доходов Москомзема и других организаций, доверие народа и федеральных властей. Что получат от этого староверы, ясно: новый ремонт в подарок, привлечение людей и потенциальных покупателей в иконные и ремесленные лавки и многое другое. Так что в накладе никто не останется. И звон, которым встречали мэра на Рогожском, совершенно оправдан. Если власть дарует веротерпимость или предлагает взаимовыгодное сотрудничество – звон вполне уместен. Хорошо бы еще РПЦ МП вернуло главный колокол Рогожской колокольни – он теперь украшает звонницу Казанского собора на Красной площади

Игнатий Алексеев,
для "Портала-Credo.Ru

 =========================

 КАМЧАТСКИЙ ЮБИЛЕЙ

Недавно Православная Церковь отметила особый юбилей — 300 лет со дня утверждения Православия на Камчатке, которая была присоединена к России в конце XVII века. История становления Православия на полуострове складывалась непросто. Двадцатый век внес смятение и разруху руками безбожной власти. «В годы, последовавшие за революцией, казалось, что духовная жизнь здесь прекратилась. Уже в 1923 году было уничтожено около 50 храмов, богослужебная и приходская жизнь была почти полностью прекращена», — напомнил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на состоявшейся в Москве 12 апреля научно-богословской конференции, посвященной памятному событию. Камчатка была объявлена первым антирелигиозным оплотом страны Советов.

 Началом церковного возрождения на северной земле следует считать 1984 год, когда в Петропавловске-Камчатске особым постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР была зарегистрирована Православная община. «Сегодня на Камчатке возрождается духовная жизнь, — сказал Патриарх, — с 1994 году существуют Петропавловская и Камчатские Епархии, действуют 42 прихода, мужской и женский монастырь, а также один скит». Сегодня на территории региона в школах-интернатах и детских садах в рамках программы проводятся уроки «Основы Православной культуры», открыт филиал Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного Университета, создаются православно-просветительские центры и активно развивается миссионерское служение. Так, например, созданное некоторое время назад сестричество, под предводительством о. Олега (Андреева), проводит миссионерскую деятельность в больницах.

Однако и сегодня Православие на Камчатке испытывает немалые трудности. Хотя возрождено более 40 приходов, храмов не хватает, их всего лишь пять. Большинство общин служат либо в перестроенных помещениях, либо на квартирах, либо в государственных учреждениях. Основная причина такой ситуации, по словам епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия, трудное материальное положение. Камчатка всегда была дотационным регионом, куда вкладывались большие средства. «Теперь же поступлений практически нет. Вследствие этого нашу землю покидают многие деятели культуры, науки, образования. А все это сказывается на общем уровне нашего населения», — пояснил епископ.

Зато на полуострове верующие активно развивают православно-просветительскую деятельность и готовят учителей общеобразовательных школ к новому предмету, который будет внедряться в рамках программы, — «Основы духовной культуры». По сути, это то же самое, что и «Основы Православной культуры», то же приобщение детей к духовности и нравственности.

Одновременно с этим на Камчатке постепенно отказываются от опыта воскресных школ. По мнению епископа Игнатия, подобный вид преподавания малоэффективен. Одна из причин — невоцерковленность самих родителей. «Взрослые мечтают получить мгновенный результат, однако работать над собой, приобщаться к нравственности, вере, родители при этом не хотят. И что получается: ребенок посещает воскресную школу один раз в неделю, а все остальное время находится под влиянием семьи, улицы и средней школы, которые не дают ему должного воспитания», — рассказывает епископ. Кроме того, по словам владыки Игнатия, многие родители, хоть и являются прихожанами, но чего-то главного, основного постичь не могут. Болезненно относясь к точному соблюдению всех предписаний Церкви, многие занимаются не внутренней работой, а увлекаются лишь внешним исполнением. Дети, чувствуя фальшь и лицемерие такой «веры», испытывают отторжение, что проявляется в негативной реакции на любые явления, относящееся к Церковной жизни.

Случается также, что в воскресные школы обращаются неверующие родители, стремящиеся научить ребенка основам нравственности, духовности, не пытаясь при этом его воцерковить. Однако воскресная школа — это, прежде всего, приобщение к вере.

«Необходимо также учитывать преподавательский фактор. Наш опыт показывает, что учителя, — это, как правило, неофиты. И нередко вместо того, чтобы медленно, внимательно, доброжелательно, с любовью открывать перед детьми богатство Православия, они навязывают ритуалы, внешние формы религиозности, которые сами усвоили без внутреннего убеждения. А это на детей ложится тяжким грузом», — пояснил епископ Игнатий.

Выход из сложившееся ситуации владыка видит в воспитании детей вместе с их семьями — опыт, пока только зарождающийся.

Вообще, тема воспитания была одной из ключевых на круглом столе. По этому поводу высказался также и ректор Свято-Тихоновского Богословского Гуманитарного Университета протоиерей Владимир (Воробьев), который поделился собственным необычным опытом воспитания молодого поколения и отметил, что детям нужно прививать идеи борьбы за добро. Это требуется для того, чтобы подростки и молодежь направляли свою неуемную «революционную» энергию в нужное русло, а не становились жертвами современной массовой культуры. Одним из таких методов, по утверждению о. Владимира, могут стать миссионерские поездки в далекие уголки нашей Родины, и, особенно, в Сибирь и на Дальний Восток. Как ректор вуза, о. Владимир на себе убедился, что результат от этих поездок колоссальный, так как молодые люди ощущают себя на «передовой».

До революции миссионерству в России уделяли особое внимание. И сегодня Церковь призывает всех верующих к миссионерскому служению, и, прежде всего, духовных лиц и студентов семинарий.

Сегодняшнее миссионерство, по словам о. Владимира, внутреннее. Сто — двести лет назад проповедники вели к Богу так или иначе верующих людей. «Эти люди могли быть язычниками или иметь какую-то иную веру. Но все-таки они верили в существование высшего начала. Теперь же миссионеры проповедают среди людей, которые разуверились в основах духовной жизни. Они не знают, что такое смысл жизни или добро. Но все же интуитивно они чувствуют красоту, чистоту и любовь. И увидев свет, пытаются прикоснуться к нему», — рассказал о. Владимир. Задача современного миссионера — привить нашему народу ту подлинную христианскую церковную жизнь, которую он потерял.

По мнению отца Владимира всем приходам и тем более семинариям следует направлять молодежь в миссионерские поездки, поскольку от этого будет польза не только внешняя, но и внутренняя. И тогда многие сомневающиеся молодые люди найдут свое местно в Церкви и поймут, что должны служить Богу.

О миссионерстве на конференции говорили многие выступавшие, подчеркивая, что это направления церковной деятельности следует особенно активно развивать. Кроме того, на заседании был представлен проект Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви на 2005 — 2010 гг., разработанный Миссионерским отделом Московского Патриархата. В проекте Концепции намечены ключевые направления миссионерского служения, среди которых организация миссионерских учебных заведений и миссия в молодежной среде.

Миссионерская деятельность может стать одним из сильнейших средств возрождения России, воцерковления народа, укрепления Православия по всей стране.

И, как сказал Епископ Игнатий, необходимо помнить, что Русская Православная Церковь — одна из немногих религиозных организаций, которая трудится для сплочения России, для единения народа. И это должно понять государство. Ведь, в конце концов, не только государство поддерживает Церковь, но и Церковь государство.

Кристина Сандалова
http://www.pravoslavie.ru/arhiv/050414111042

 *************************

 АНАЛИТИКА

 

 Максим Гусев Особенности старообрядческого приходского издания

 С возрождением в России старообрядческих приходов налицо появление у старообрядцев собственной приходской прессы. Пресса эта, имеющая в журналистике интегральное название "корпоративная", развивается в сложных условиях. Главные сложности – отсутствие финансов на создание издания и оставляющая желать лучшего профессиональная подготовка редакционного коллектива. Однако, тернии для староверов уже давно не являются преградой. Старообрядец научился преодолевать трудности не отчаявшись, а духовно окрепнув. Цель текущего исследования – попытка проследить тенденции развития приходских изданий на основе издания Уральской епархии "Остров веры". В работе предприняты попытки проследить условия развития конфессионального издания сквозь призму ряда никонианских изданий, в сравнении с которыми становятся понятны особенности выхода и содержания "Острова веры".

 ВВЕДЕНИЕ

…"Информировать, развлекать и просвещать", – таковы "три кита", на которых априори базируется журналистика. В последние годы, когда, по мнению уже отнюдь не только религиозных деятелей, но и людей, весьма далеких от религии, в российском обществе наблюдается упадок нравственности и духовности, когда подрастающее поколение "воспитывается" на западной культуре, когда многие ранее уважаемые СМИ "прогибаются" под запросы нынешней молодежи, под требования и суровые реалии времени, отчего на газетных полосах и телеэкранах появляются разного рода reality-шоу, когда, наконец, пропагандируется "свободная любовь", а человеческие чувства уступают место животным инстинктам, – самое время задаться вопросом: а ставит ли современная журналистика своей целью "просвещать" общественность и, если позволите, ориентировать человека в "море житейских проблем"? С телевизионных экранов нас призывают стать "последним героем", выявить "самое слабое звено", словом, жить по законам джунглей – "кто сильней, тот и прав". Или, как писал в свое время известный русский писатель Александр Солженицын, "умри ты сегодня, а я – завтра". Все это позволяет "поставить ребром" насущный, на мой взгляд, вопрос: не происходит ли переориентация журналистики на обыденное развлечение и пропаганду отнюдь не "здорового образа жизни"?.. В последние десять лет в человеческой психологии довольно прочно закрепились термины "информационные войны" и "желтая пресса".

Сегодня, на мой взгляд, набирает обороты еще вчера незаметная "отрасль" журналистики – "корпоративная пресса". В определенном смысле она – уникальна: многие законы, работающие в "большой журналистике", в локальных условиях либо видоизменяются, либо становятся бессильны. У такой прессы – свои особенности, своя стихия, подчас свой язык, стиль, характер и направление изданий. В рамках этой темы подробнее хочется остановиться на конфессиональной прессе. Что это такое? Что мы знаем сегодня о ней? Каково ей приходится в жестких условиях рынка, в условиях, когда даже верующий читатель искушен "светской обыденностью"? И так ли она далека от мирских войн?

На восьмых Рождественских образовательных чтениях, проходивших в Москве в январе 2000 г., заместитель декана факультета церковной журналистики Российского православного университета св.Апостола Иоанна Богослова о. Владимир Вигилянский заявил, что РПЦ "проигрывает почти все информационные войны". По его мнению, церковная пресса рассчитана в основном на узкую прослойку "воцерковленных". Это объясняется тем, что по уровню профессионализма церковная печать не может конкурировать со светской журналистикой.

Да, конфессиональные издания не имеют широкого распространения в обществе, и вследствие этого издаются относительно небольшими тиражами. Причина видится не только в недостатке финансов и невысоком профессионализме журналистов. По мнению специалистов, основная проблема состоит в том, что пока не сформирована потребность религиозно ориентированного человека в конфессиональной прессе. В работе я постараюсь рассмотреть не только функции и особенности конфессиональной прессы, но и проанализировать несколько приходских изданий, чтобы на практике увидеть особенности функционирования корпоративной церковной прессы, информирующей и просвещающей "своих" читателей.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ

В современной системе российских средств массовой информации наблюдается развитие новых СМИ, отражающих жизнь в особо важных для трансформирующегося общества сферах. К таким СМИ принадлежит и конфессиональная пресса, процесс становления и развития которой является предметом научного интереса специалистов в области массовых коммуникаций. Этот интерес вызван несколькими причинами. Во-первых, самим характером формирования типологически самодостаточного сектора системы средств массовой информации. Во-вторых, формированием целевой аудитории такой прессы и активизацией информационного запроса на темы религиозной жизни не только у целевых групп конфессиональных СМИ, но и аудитории светских газетных и журнальных изданий. В условиях мультикультурного общества, тем более общества, переживающего смену социально-политического строя, особую остроту приобретает вопрос социальной интеграции, самоидентификации. В этом контексте межконфессиональный диалог, организованный и поддерживаемый конфессиональными СМИ и светской прессой, ориентированной на освещение религиозной жизни, становится эффективным средством достижения взаимопонимания и взаимодействия разных социальных групп. Однако модель духовно-мировоззренческого взаимодействия через широкий информационный обмен с участием конфессиональных СМИ и светской прессы пока остается в большей степени идеальной моделью общения. Переход от идеальной модели к реальной нуждается в развернутом представлении о целевых задачах, формах и методах деятельности конфессиональных средств массовой информации и светских СМИ, информационных интересах и предпочтениях их аудиторий. Очевидно, что получить надежные данные по указанным направлениям возможно в результате комплексного исследования функционирования СМИ разных типов, обеспечивающих решение задачи межконфессионального диалога в многоконфессиональном государстве. Увы, при детальном изучении проблемы мы сталкиваемся с:отсутствием полных данных о средствах массовой информации, реально выполняющих роль общерелигиозных коммуникаций (о количестве, тиражах, типологических особенностях печатных периодических изданий); отсутствием объективных данных о специфике аудитории таких СМИ и об отношении к ним читателей; отсутствием описательных и аналитических работ в области функционирования таких корпоративных СМИ; неразработанностью концептуальных подходов к анализу деятельности СМИ профильного плана, специализирующихся на освещении религиозной сферы "изнутри"; отсутствием методических и методологических исследований содержания средств массовой информации, являющихся структурными элементами системы религиозной прессы. Названные причины позволяют вплотную заняться изучением особенностей конфессиональных изданий, занимающих в последнее время свое место в системе средств массовой информации, наравне с корпоративной прессой в целом. Отметим, что работа будет основана, в том числе, и на собственных наблюдениях автора. Конфессиональное издание – суть корпоративное издание конкретного церковного прихода, имеющего возможности выпускать для своих прихожан газету. В чем особенности таких СМИ, а также какие проблемы стоят перед редакцией. Попробуем разобраться Любая корпоративная пресса – зависимая пресса… Соответственно, журналисты (подчас такие же сотрудники (уставщики, клирошане, чтецы, дьяконы, иереи или простые верующие), занятые в таких изданиях, находятся в изначально зависимых условиях: проводить в массы (сотрудников, членов конфессии) те и только те установки, которые одобрены "свыше". Из этого и будем исходить в дальнейшем. Слово "объективность" выпадает за невозможностью использования.

…Сегодня конфессиональная пресса не является феноменом, однако любопытным становится тот факт, что такая пресса ныне видоизменяется, адаптируется под требования современного общества; в ней по-прежнему остается жесткая позиция по отношению к инакомыслию, но параллельно происходят подчас разительные перемены. Конфессиональные издания ориентируются на широкий круг чтения: от малых детей, до взрослых. Как следствие, приходится "прогибаться под изменчивый мир". Впрочем, не выходя за рамки веры. Все освещаемые события рассматриваются сквозь призму постулата о том, что Церковь – явление, прежде всего, мистически-духовное. Вместе с тем, конфессиональная пресса в некоторых своих крайних проявлениях ничем не лучше бульварной… Конфессиональные издания все чаще публикуют материалы, не имеющие прямого отношения к религии, снабжая их либо комментарием, либо просто подавая под определенным (и, все-таки "своим", – это к слову об "объективности") углом зрения.  Далее http://www.religare.ru/analytics16552.htm

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Отписаться

В избранное