Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 85


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 85

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 1 апреля  2005 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ

  

 ОБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ИМЕНИ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО ПРИ РГГУ  ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ЧТЕНИЯ

 Тема чтений:«В. В. Зеньковский — философ, историк философии и литературы, психолог, педагог. «История русской философии» В. В. Зеньковского и современные проблемы историографии русской мысли»

 7 апреля 2005 г. в 14 ч.

 Библиотека-Фонд «Русское Зарубежье», Большой конференц-зал  (Москва, ул. Верхнерадищевская, 2, метро «Таганская», напротив театра на Таганке)

 В программе:

 I. Презентация книг В. В. Зеньковского, переданных в дар БФ «Русское Зарубежье», из личного архива почетного члена Общества историков русской философии Джорджа Клайна (США). Выступающие: О. Д. Волкогонова, В. А. Москвин

 II. Доклады:

 В. И. Куликов (Центр национальной славы России, Международный форум «Диалог цивилизаций»). Русская философия и вопросы мирового развития.

 М. А. Маслин (МГУ). В. В. Зеньковский как историк русской философии и культуры

 В. М. Летцев (Институт психологии, Киев). Киевский период в творчестве В. В. Зеньковского

 В. В. Сербиненко (РГГУ).  Философская психология В. В. Зеньковского: спор с З. Фрейдом

 А. П. Козырев (МГУ). Дневниковая проза В. В. Зеньковского

 И. В. Кондаков (РГГУ). В. В. Зеньковский как литературовед

М. В. Максимов (ИГЭУ). Эсхатологическая тема в философии В. В. Зеньковского

 М. Н. Громов (ИФ РАН). Русская средневековая мысль в интерпретации В. В. Зеньковского

 О. Т. Ермишин (БФ «Русское Зарубежье»). Диссертация В. В. Зеньковского о причинности

 В. В. Ванчугов (РУДН). О парадоксах современной историографии русской философии.

 О. В. Марченко (РГГУ). Об истоках замысла «Истории русской философии» В. В. Зеньковского

 В. В. Лазарев (ИФ РАН). К осмыслению духовной целостности (религиозно-этические идеи В. В. Зеньковского)

С. А. Нижников (РУДН). Проблема веры в философии В. В. Зеньковского

 А. В. Мартынов. Русский мыслитель и Европа

 А. Н. Лазарева (ИФ РАН). В. В. Зеньковский и проблема зла в русской религиозной философии

 Ю. Б. Тихеев (МФТИ). Научные и идеологические аспекты в историко-философской позиции В. В. Зеньковского

 III. Презентация сборника историко-философских работ Александра Ивановича Абрамова (1945–2002).

 ============================

 Национальные культуры Урала: самобытность, история и перспективы взаимодействия

 23 - 25 мая 2005 года г. Екатеринбург

 Регион Среднего Урала является уникальным по своей этнической истории и состоянию: здесь компактно проживают, сохраняя традиции национальной культуры, представители финно-угорской, тюркской и славянской семей, около 20 этносов, субэтнических и субконфессиональных групп. Их социокультурное взаимодействие насчитывает более 500 лет.  

 Свердловский областной Дом фольклора приглашает принять участие в региональной научно-практической конференции Национальные культуры Урала: самобытность, история и перспективы взаимодействия? 24 – 26 мая 2005 года в Екатеринбурге.

На конференции предполагается обсудить опыт изучения, освоения и сохранения традиционной культуры народов Среднего Урала, а также будут представлены в различных формах национальные традиции, верования, художественные достижения.  В программе:

 - Доклады и выступления учёных - этнографов, искусствоведов, культурологов, педагогов;

 - Презентации издательских и мультимедийных проектов;

 - Просмотр этнографических фильмов;

 - Выставки народного искусства и ремёсел, фотоэкспозиции;

 - Выступления фольклорно-этнографических ансамблей;

 - Экскурсии в места компактного проживания различных этнических групп.

 К участию в конференции приглашаются этнографы, фольклористы, историки, искусствоведы, лингвисты, представители других социальных и гуманитарных наук, заинтересованных в представлении подлинной и достоверной информации об этнокультурных традициях народов Среднего Урала; а также специалисты учреждений культуры и образования, государственных и муниципальных органов управления.

  В рамках конференции планируется:

 - публикация сборника докладов (1 а.л.) и тезисов (до ?  а.л.) к началу конференции - 500 экз., до 250 стр.;

 - по итогам издание иллюстрированных ?Материалов конференции? (формат А-4, 500 - 1000 экз.);

 - проведение конкурса этнографических фильмов с призовым фондом;

- презентация изданий, проектов и мультимедийных программ участников конференции.

 Предполагаются следующие условия участия в работе конференции

 - доклады на секциях, мультимедиа и видеопрезентации, публикация докладов;

 - проживание и в некоторых случаях оплата проезда до Екатеринбурга и обратно - за счет организаторов;

 - экскурсии, этнографические концерты, поездки в села Свердловской области.

 Заявка должна включать тему, текст (или тезисы) доклада, его краткую аннотацию (200 слов) и сведения об авторе. Или: название фильма или мультимедийной программы, аннотация, сведения об авторах, технические и системные требования к демонстрации.  Заявка может быть подана на русском, марийском, татарском языках. Рабочий язык конференции - русский. Заявка на участие и текст доклада могут быть отправлены до 30 марта 2005 года по адресам:

 620075, Екатеринбург, ул. Горького, д. 33. Свердловский областной Дом фольклора. Факс: (343)  371-53-63. E- mail: uralfolk@etel.ru

 ==================================

 21 апреля

Государственный музей истории религии и Отдел по связям с религиозными объединениями при Правительстве

Санкт-Петербурга проводят 21 апреля 2005 года круглый стол: "Государство. Религия. Стабильность общества". (К 100 - летию императорского указа от 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости")". Организаторы круглого стола рассматривают его как форму научно-общественного диалога в области государственно-конфессиональных отношений.

 Тематические направления:

1. Роль государственно-конфессиональных отношений в стабильности общества.

2. Предпосылки, обстоятельства и последствия появления указа.

3. Развитие законoдательства в сфере вероисповеданий в России (1905 - 1917).

4. Вопрос свободы вероисповедания в деятельности российских политических партий, религиозных и национальных сообществ до 1917 года и в революционный период.

5. Проблемы строительства государственно-конфессиональных отношений в советское и постсоветское время.

 Для участия в круглом столе приглашаются представители научных и образовательных учреждений, религиозных и общественно-политических организаций, органов государственной власти и средств массовой информации. Для участия в круглом столе необходимо до 5 апреля 2005 г. прислать заявку, в которой указать:

1. Фамилию, имя отчество

2. Место работы и должность или представляемую организацию

3. Тему выступления

4. Контактные данные (почтовый адрес, телефон, факс, адрес элетронной почты и др.)

 Заявку просим присылать по адресу: 190000, Россия, Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 14. Государственный музей истории религии. Оргкомитет круглого стола "Государство. Религия. Стабильность общества".  

Тел. 315-29-30, Факс 571-45-49 Е-mail:orgkomitet@gmir.ru

Государственный музей истории религии

г. Санкт-Петербург Почтамтская ул., д.14/5 (напротив Главпочтамта)

(812) 571-0495

Источник: Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru

 ==================================

 В МДА прошла конференция «Московская Духовная Академия в эпоху гонений ХХ века»

  По благословению Святейшего Патриарха Алексия в Московской Духовной Академии 29 марта 2005 г. под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялась конференция на тему: «Московская Духовная Академия в эпоху гонений ХХ века». Она была приурочена к отмечаемому в этом году 320-летию со дня основания Славяно-греко-латинской академии – предшественницы Московской Духовной Академии.

Перед началом участники конференции пропели тропарь новомученикам и исповедникам

Российским. Митрополит Ювеналий, председатель Синодальной Комиссии по канонизации

святых, огласил Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором Его Святейшество в частности указал: «...Считаю изучение жизни, подвига и духовного наследия профессоров и преподавателей МДА в годы революционных гонений одной из насущнейших задач, стоящих сегодня перед Московской Духовной Академией и Семинарией».К собравшимся со словом приветствия обратился ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин.

 Доклад на тему «Изучение и осмысление подвига новомучеников и исповедников Российских в деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых» был прочитан митрополитом Ювеналием. О судьбах Московской Духовной Академии в эпоху безбожных гонений были прочитаны три  доклада. Первый – ректора Московской Духовной Академии, профессора архиепископа Верейского  Евгения – «Протоиерей Анатолий Орлов – последний ректор Московской духовной академии и его  судьба в годы революционных гонений». Докладчик отметил, что общецерковный процесс изучения  жизни и подвига новомучеников и исповедников Российских стал одним из наиболее значимых  событий в церковной жизни последних пятнадцати лет. «Профессорам, преподавателям и студентам  Московской Духовной Академии отрадно осознавать, – свидетельствовал архиепископ Евгений, –  что с реди сонма новопрославленных святых есть и представители нашей академии, в лице которых  она получила своих небесных заступников и покровителей». Затем выступили два преподавателя истории Русской Православной Церкви: Дмитрием Владимировичем Сафоновым был прочитан доклад «Священномученик Иларион (Троицкий): проректор и профессор Московской духовной академии», а доцентом Алексеем Константиновичем Светозарским – «Закрытие Академии и попытки ее возрождения в 20-х годах».В прозвучавших на конференции докладах были обозначены судьбы представителей корпорации «старой» Академии. Перед слушателями была открыта и живо обрисована одна из трагических

страниц в истории Русской Православной Церкви и Московской Духовной Академии в тяжелейшие годы гонений. Данная конференция, по мнению ее организаторов, сегодня особенно актуальна для Академии, поскольку обращение к опыту святых предшественников – преподавателей и питомцев Академии – имеет высокое назидательное и воспитательное значение.Закрывая конференцию, митрополит Ювеналий ответил на многочисленные вопросы студентов, связанные с практикой прославления и почитания святых, рассказал как обстоят вопросы о прославлении тех или иных подвижников, какие встречаются трудности в изучении вопросов подвига новомучеников. В дар академической библиотеке были преподнесены издания Московской епархии: журнал «Реутов Православный», седьмой номер которого посвящен жизни и подвигу святого мученика профессора Иоанна Попова; «Новодевичий монастырь», это красочное и самое

полное на сегодняшний день издание об известной московской обители посвящено 10-летию со дня возрождения в ней монашеской жизни, а также книга «Монастыри и храмы Московской епархии».Перед прощанием Владыка митрополит призвал собравшихся вознести молитвы о упокоении всех учивших и учившихся в Московской Духовной Академии, кто для блага Церкви Христовой потрудился в годы гонений, и пропеть им «Вечную память».Но на этом закончилась лишь официал ьная часть программы. В зале профессорской столовой состоялась встреча митрополита Ювеналия с преподавателями Московской духовной школы. Владыка ответил на их многочисленные вопросы и выразил надежду, что проведенная конференция послужит импульсом для оживления сотрудничества Московской Духовной Академии и Синодальной Комиссии по канонизации святых в исследованиях новейшего периода истории Русской Православной Церкви и по выявлению подвигов новомучеников и исповедников Российских.

 Источник: Новости сайта Московской Епархии (www.meparh.ru)

 *********************************

  ACTA SLAVICA ANTIQUA

  Dear Colleagues!

The St.-Petersburg State University announces a new publication project devoted to Slavic studies:

ACTA SLAVICA ANTIQUA

We invite contributions on the problems of the origins of the Slavs, the formation of the Slavicstates, political, social and cultural contacts between the Slavic peoples and states, including Ancient Rus, the Great Duchy of Lithuania, the East Slavic principalities in the Middle Age, etc. The project covers the period from late antiquity and the great resettlement of peoples up to the end of the 15th century. Please send your applications for contributions before July, 1, 2005. We ask you to send your topic,estimated length of your work, brief summary (up to 200 words), and information about the author (surname, name, degrees and positions, place of work, postal address, telephone, e-mail). Please send your application to: actslavant@rambler.ru

  ******************************

 НОВЫЕ КНИГИ

 Владимиро-Суздальский музей-заповедник

К публикации готовится сборник материалов краеведческой конференции, прошедшей в апреле 2004 года и посвященной 100-летнему юбилею Николая Воронина. В докладе заведующей сектором исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника Т. П. Тимофеевой "К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире" прозвучала интереснейшая гипотеза, заставляющая по-новому взглянуть на историю всемирно известного памятника архитектуры XII века, внесенного в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. С тезисами доклада нас знакомит автор. Вопрос о количестве глав Успенского собора 1158-1160 гг. во Владимире нельзя считать закрытым. Принятое в науке мнение об одноглавии собора так же требует доказательств, как и мнение о пятиглавии, которое высказывалось еще в начале XX века Е.Е. Голубинским, Д.Н. Бережковым, Н.А. Артлебеном и др. Считаю возможным привести в доказательство первоначального пятиглавия Успенского собора следующие аргументы. 1. Источниковедческий материал. Свидетельства ряда летописей (Лаврентьевской, Троицкой, Летописца Переславля Суздальского, Владимирского летописца) о закладке собора под 6666 (1158) годом не упоминают ни о каком "верхе", что естественно. В тех летописях, где в сообщениях о закладке церковь названа одноглавой - "об едином версе" (в Тверской, Воскресенской, Никоновской, летописи Авраамки), эта подробность явно появилась позже, после сообщений об окончании строительства. В сообщениях же об окончании строительства в 6668 (1158) все летописи проявляют интерес к "верху" собора и все, за исключением Рогожского летописца, называют один "верх": "и верхъ ея позлати". Единственная летопись - Рогожский летописец - называет верхи во множественном числе: "и врьхи ея позлати". Что же произошло? Очевидно, при переписке текста, лежащего в основе всех летописей, включая Лаврентьевскую, произошла ошибка, и литера "Ы" превратилась в "Ъ", что вполне вероятно. Не случилось этого только в Рогожском летописце, где "Ы" не изменилась. В особом положении оказывается здесь Ипатьевская летопись. В ней Успенский собор Андрея Боголюбского трижды назван пятиглавым. Записи о закладке и окончании собора соединились под одним годом - 6666, то есть последняя - задним числом.: "Сверши церковь 5 верхов и все верхы золотом украси…" Эта запись об окончании могла лечь в основу двух других сообщений - под 1175 годом в Похвале Андрею Боголюбскому: "и пять верховъ ея позолоти" и под 1183 годом в рассказе о пожаре: "и вся пять верхов златая сгоре"). Н.Н. Воронин все три чтения Ипатьевской летописи назвал "ошибкой летописца". На самом деле "ошибкой летописца" представляется мне порча первоначального текста во многих летописях, когда из "верхы" получился "верхъ". 2. Политические амбиции Андрея Боголюбского. Пятиглавие Успенского собора, соперничавшего с 13-главой Киевской Софией и многоглавой Десятинной церковью, даже в XII веке, когда преобладали одноглавые храмы, вполне допустимо и оправданно. Сравнение с Десятинной церковью очевидно: это выделение десятой доли княжеского дохода, внесенное в летопись. Десятинная церковь, по мнению некоторых исследователей, была

Успенской. Софийский собор тоже, по существу, посвящался Успению. Высота Успенского собора (33 м против 29 м Киевской Софии) и пропорции высоты (как в церкви Покрова - самом стройном из белокаменных храмов) выражают стремление выделить его перед другими главными храмами, а Владимир - перед Киевом, "городом Владимира" и "городом Ярослава". Известно желание "самовластца" Андрея Боголюбского "сей град обновити

митропольею". 3. Конструктивный риск. Центральная глава Успенского собора своими размерами - 6,5 в диаметре - превосходит предел возможного в белом камне (6 м). По сравнению с плинфой белый камень гораздо тяжелее, а строительство сопряжено с риском. Белокаменные храмы и с гораздо меньшим барабаном - около 5 м в диаметре - обрушивались (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, собор в Боголюбове). Белокаменный собор, да еще пятиглавый - это был самый яркий "манифест" (выражение Н.Н. Воронина) власти и могущества, но отличался технической ненадежностью.

4. Сравнительный материал. Технические возможности шестистолпного храма, каким является собор Андрея Боголюбского, не исключают пятиглавия. Напротив. Таковы все известные пятиглавые храмы домонгольского времени: Новгородская София, черниговский Спасо-Преображенский собор, Никольский собор на Ярославовом дворище в Новгороде. Над шестистолпным объемом расположено пять глав и в Софийском соборе Киева. Отличие этих зданий от Успенского собора - плинфа. Тем более дерзким был замысел Андрея Боголюбского, построившего пятиглавый храм из белого камня.

5. Неестественность пятиглавия перестроенного собора. Именно тяжелый, слишком тяжелый верх и стал причиной разрушения собора при пожаре 1185 (1183) года. Простояв чуть более 20 лет, он потребовал серьезной перестройки. Сам по себе пожар, даже такой опустошительный ("все огнь взя без утеча"), не мог разрушить белокаменный храм. Вероятно, собор уже успел прийти в аварийное состояние, пожар только ускорил катастрофу. Перестройка Успенского собора стала первой работой строительной дружины Всеволода Большое Гнездо. При этом Всеволод явно не имел в виду никакой новой "концепции" собора, что сказалось и в отсутствии новой программы резной декорации. То обстоятельство, что пришлось заново ставить четыре малые главы, не может считаться аргументом за их отсутствие у первоначального храма. Наоборот, их наличие обязало Всеволода восстановить количество "верхов", а не менять радикально первоначальный замысел. Оставить собор одноглавым князь не мог по политическим мотивам, а поставить покосившиеся или даже упавшие главы на прежние места тоже не мог - по техническим причинам. Поэтому и появились пристройки-галереи. Их принято интерпретировать как усыпальницу. Однако для собственно усыпальницы хватило бы одного яруса, верхний в данном случае бесполезен. Главная цель этих пристроек - поддерживать новые главы. При этом новый верх с "разбежавшимися" главами и двумя ярусами закомар явно имеет неестественный, вынужденный, "компенсаторный" характер, который слабо вяжется с аристократическим "эстетством" Всеволодова зодчего и в целом белокаменного зодчества. Пятиглавие древнерусских храмов, по крайней мере до XVII века, обычно выглядит компактной, слаженной группой, без растянутых интервалов между средней и боковыми главами. 6. Особенности боковых глав. Постановка боковых глав несимметрична: восточные ближе к центру и меньше по диаметру. Для восточной пары глав пришлось выполнить специальные подпружныке арки. Западную пару поставили над хорами, через неф от средней главы (чего нет в других пятиглавых храмах), а хоры в галереях опираются на крестовые своды. Этот прием следует расценивать как дополнительную меру надежности конструкции. 7. "Инженерные" соображения. (Предложены С.В. Заграевским после знакомства с идеей пятиглавия и моими аргументами). Обнаружен наклон центральной главы к востоку примерно на 2,5 о. Очевидно, еще до пожара главы Андреевского собора опасно наклонились к востоку. Это объясняет, почему при Всеволоде отказались от восточных алтарных компартиментов галерей, а вместо них поставили две смежные стены. При устройстве новых апсид, которые подвинули на восток, появились восточные боковые стены, более высокие, чем две смежные. Все это придает особую жесткость угловым конструкциям, на которые опираются восточные главы.

P.S. К сожалению, осмотр верха собора ничего не дал, поскольку кровля покрыта по сводам, без чердака, а белый камень глав перелицован во время реставрации 1888-1891 гг. Археологические материалы также отсутствуют.

Заведующая сектором исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника Т. П. Тимофеева

www.museum.vladimir.ru

 =======================

 Владимиро-Суздальский музей-заповедник Отдел книжных фондов, сохраняющий и изучающий богатую книжную коллекцию, собранную в музее, является одним из ведущих научных отделов ВСМЗ. Формирование книжной коллекции музея прошло несколько этапов. Основание музейной библиотеки относится ко времени создания губернского музея - к середине XIX века. Наиболее заметную роль в жизни библиотеки в дореволюционную эпоху сыграла деятельность Владимирской ученой архивной комиссии на рубеже XIX-XX веков. В послереволюционные годы в музейную библиотеку поступили национализированные книжные собрания ряда частных лиц и упраздненных организаций (книги из древлехранилища Братства Александра Невского, ризниц Флорищевой пустыни, некоторых других монастырей и храмов). В середине ХХ века музейная библиотека послужила основой для выделения из ее состава фонда редкой книги (около 1000 томов). Фонд значительно увеличился после объединения в 1958 г. Владимирского и Суздальского музеев. В дальнейшем многие редкие издания были приобретены в результате планомерной собирательской работы, особенно интенсивной в 60-80 годы ХХ века. В настоящее время фонд редкой книги содержит более 6300 ед. хр. Он подразделяется на три основные коллекции: рукописи, книги старой печати и книги гражданского шрифта. Фонд рукописной книги содержит около 1000 ед. хр. XV-XX веков. [Одна из наиболее ранних рукописей - Иерусалимский Патерик (1420-е гг.).] Фонд включает памятники древнерусской письменности и литературы, сборники песен, альбомы, дневники и многое другое. Фонд старопечатной книги в основном включает памятники кирилловской печати XVI - н. ХХ веков и содержит более 1300 ед. хр. [Наиболее ранее издание - Библия (Пятокнижие Моисеево) печатника Ф.Скорины (Прага, 1519).] Наиболее значительно в фонде представлена старая московская печать (до половины всех изданий), отчасти - украинская. Фонд гражданской книги в силу особенностей профиля музея-заповедника включает как памятники старой печати гражданского шрифта XVIII века, так и книги мемориальных комплексов выдающихся людей XIX-XX веков, связанных с Владимирским краем, а также многое другое. Фонд содержит около 4000 ед. хр. [Самая ранняя книга - Э.Боргсдорф "Поверенные воинские правила..." (М., 1709).] Главным направлением деятельности отдела книжных фондов является работа над каталогом собрания рукописных и редких книг, важность которого определяется как значительным объемом фонда, так и его репрезентативностью, а также необходимостью закрепления накопленного опыта датировок и атрибуций дефектных экземпляров, фиксации состояния памятников. В силу трудоемкости работы каталог готовится отдельными выпусками, которые в своей совокупности должны составить генеральный каталог всего фонда, призванный стать фундаментом для использования памятников в музейно-выставочной работе и в научных исследованиях.  К настоящему времени увидели свет семь выпусков Каталога фонда редкой книги:

 Выпуск 1. Книги, изданные М.П.Пономаревым в типографии Владимирского Губернского Правления (1798-1802 гг.). Владимир, 1998. 38 стр., илл. Составитель: ст.н.с. Глазков М.Ю. Данный выпуск посвящен 200-летию владимирского книгопечатания и содержит описания небольшой музейной коллекции (15 ед.) первых книг, напечатанных во Владимире - художественная, научная литература, детский журнал; в виде дополнения публикуется список всех книг изданных во Владимире в это время.

 Выпуск 2. Книги кирилловской печати первой четверти XVII века. Владимир, 1999. 48 стр., илл. Составитель: ст.н.с. Глазков М.Ю. Выпуск содержит подробные описания 56 экземпляров: в основном московские и украинские издания. Среди прочих книг своим оформлением выделяются Евангелие (1606) и Устав (1610) печатника Анисима Радишевского. Представляют интерес Стрятинские издания Гедеона Балабана (1604-1606), Рохмановское издание Учительного Евангелия (1619) Кирилла Транквиллиона и др. Детально раскрываются все записи на книгах (что сделано и во всех последующих выпусках).

 Выпуск 3. Книги кирилловской печати XVI века. Владимир, 1999. 32 стр., илл. Составитель: зав.отделом Гордеев С.П. Выпуск содержит описания 30 экземпляров книг; в том числе Библии, изданной Франциском Скориной в Праге в 1519 г., издания Ивана Федорова: первопечатный московский Апостол (1564) первопечатный украинский Апостол (Львов, 1574), иные федоровские издания и мн.др.

 Выпуск 4. Книги кирилловской печати второй четверти XVII века. Владимир, 2000. 108 стр., илл. (в 2-х частях). Составитель: ст.н.с. Глазков М.Ю. Выпуск содержит подробные описания 164 экземпляров. Большую часть книг составляют московские издания, в т.ч. книги печатника Василия Бурцова. В коллекции представлены многие памятники русской истории и культуры (напр., Уложение 1649 г., "Грамматика" Мелетия Смотрицкого 1648 г. и др.). Среди украинских книг интересны такие издания, как первый восточнославянский толковый словарь "Лексикон славеноросский..." Памвы Берынды (К., 1627) и Большой требник Петра Могилы (К., 1646). Редчайшим изданием является книга Фомы Кемпийского

"О подражании Христу" (Дельский монастырь [Дялул, Румыния], 1647).

 Выпуск 5. Книги кирилловской печати третьей четверти XVII века. Владимир, 2001. 112 стр., илл. Составитель: зав.отделом Гордеев С.П. Данный выпуск описывает 169 экземпляров книг. Среди множества изданий выделяются Скрижаль (1655-56), сочинения Симеона Полоцкого, Лазаря Барановича, Иннокентия Гизеля ("Синопсис"), Иоанникия Галятовского. Среди многих редких книг впервые описано издание Часовника (М., ок. 1652), не известное библиографии.

 Выпуск 6. Книги гражданской печати первой четверти XVIII века. Владимир, 2002. 36 стр., илл. Составитель: зав.отделом Гордеев С.П. В данном выпуске - описания 9 книг петровского времени из музейного собрания, среди которых одно из первых изданий, осуществленных новым шрифтом - Э.Ф.Боргсдорф "Поверенные воинские правила..." (М., 1709).

 Выпуск 7. Коллекция рукописных псалтирей XVI-XIX веков. Владимир, 2004. 47 стр., илл. Составитель: зав.отделом Гордеев  С.П. Описание рукописной части коллекции редкой книги открывает выпуск, посвященный Псалтирям. В выпуске рассказывается о 15 рукописях различного времени, состава и оформления, дающих весьма полное представление о развитии рукописной традиции в отношении книг данного жанра.

В настоящее время готовятся к печати еще несколько выпусков Каталога:  Выпуск 8. Первый научный ежемесячный журнал Петербургской Академии Наук "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" (1755 - 1764). Выпуск описывает первое периодическое научное издание России, полным комплектом которого располагает ВСМЗ (в 20 ед.хр.). Над выпуском работает Гордеев С.П.  Выпуск 9.  Книги кирилловской печати последней четверти XVII века. В выпуске будет содержаться развернутое описание 209 экземпляров данного периода, включая описание издания  Часослова, напечатанного в Москве между 1682 и 1685 годами, не известное библиографии. Выпуск завершает  описание одной из самых важных частей коллекции, которую составляют русские печатные издания XVI-XVII веков. Над выпуском работает Глазков М.Ю.  Отдел книжных фондов планирует продолжать работу по каталогизации книжной коллекции ВСМЗ. С. Гордеев, зав. отделом книжных и рукописных фондов М. Глазков, научный сотрудник отдела книжных и рукописных фондов  www.museum.vladimir.ru

  ******************************

 ИНТЕРНЕТ ПРОЕКТЫ

    http://www.eu.spb.ru/anthropology/  Добро пожаловать! «Антропологический форум» - журнал не только для антропологов. Это место обмена идеями между антропологами, этнографами, историками, лингвистами, фольклористами, специалистами в области истории и теории культуры. Журнал открыт «спору факультетов» (если воспользоваться названием известной кантовской работы). Журнал является международным. В числе приоритетных задач – сближение отечественной и зарубежных научных традиций. Статьи западных коллег не являются перепечатками уже опубликованных исследований. Это новые работы, написанные специально для нашего журнала. Журнал выходит на двух языках – русском и английском.

Основные рубрики журнала – «Форум» (дискуссии об актуальном состоянии исследований в области антропологии и смежных дисциплинах), «Исследования», «Материалы полевых исследований», «Архив», «Музей», «Рецензии», «Personalia».

Основателями журнала являются ведущие научные учреждения Санкт-Петербурга – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и Европейский университет. Самое непосредственное участие в создании журнала принял Центр европейских гуманитарных исследований Оксфордского университета (European Humanities Research Centre). Главный редактор – Альберт Байбурин.

  ******************************

    НОВОСТИ     ЧЬЕЙ БУДЕТ УКРАИНА?  Со сменой политического курса Украины активизировался  старый спор между Вселенским и Московским патриархатами о церковной юрисдикции над этой территорией...[ Архив сюжетов ] http://portal-credo.ru/site/?act=topic&id=336

 ============================

 В МОСКВЕ ВЫРАЗИЛИ НЕДОУМЕНИЕ В СВЯЗИ КАНОНИЧЕСКИМИ ПРИТЯЗАНИЯМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ НА ТЕРРИТОРИЮ УКРАИНЫ 24 марта на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко проживающий в Чикаго архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представитель Украинской Православной Церкви в США (Константинопольский Патриархат), заявил о канонических притязаниях Константинополя на территорию Украины. Текст заявления был распространен Религиозно-информационной службой Украины и затем опубликован на официальном интернет-сайте Украинской Православной Церкви в США. В Русской Православной Церкви выразили серьезное недоумение в связи с этим заявлением. "Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, - говорится в заявлении, - считает, что ее дочь - Московский Патриархат - имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой".Комментируя сообщения СМИ, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил в интервью "Церковному вестнику", что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода."Архиепископ Скопелосский Всеволод не раз участвовал в переговорах по украинскому вопросу и никогда не ставил под вопрос законность и каноничность Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Московского Патриархата, - подчеркнул отец Николай. - Мне также известно, что во время нынешнего посещения Украины архиепископ Всеволод счел своей первой обязанностью нанести визит Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Однако официальная публикация Украинской Православной Церкви в США, к сожалению, уже не оставляет места для сомнений. Кроме того, из вышедшего в Америке пресс-релиза мы узнали, что архиепископ Всеволод имел официальные встречи с отлученным от Православной Церкви бывшим митрополитом Киевским Филаретом и представителем так называемой "Украинской автокефальной православной церкви". При этом Предстоятель канонической и всеми признанной Украинской Православной Церкви, член неканонической схизматической группы и анафематствованное лицо перечислены в одном ряду. По-видимому, это означает, что для архиепископа Всеволода между ними нет существенных различий. Создается впечатление, что Владыка теперь руководствуется новым подходом, не соответствующим той концепции, которая при его же участии была выработана в ходе прежних консультаций представителей Константинопольского и Московского Патриархатов по урегулированию украинского церковного вопроса. Далее http://tserkov.info

 *******************************

 ОБЪЯВЛЕНИЯ

 В РГГУ состоится лекция: Проф. Филипп Вальтер (Гренобль) "Вещий Боян, Велесов внук: вклад кельтского досье в обсуждение вопроса". Резюме Лекция состоится 6 апреля 2005 года (в среду), в 15.00 в зале Ученого совета РГГУ (ул. Чаянова, 15, этаж 6; проезд: станция метро Новослободская / Менделеевска Российский государственный гуманитарный университет Институт высших гуманитарных исследований Центр типологии и семиотики фольклора

Резюме:  http://www.ruthenia.ru/folklore/walter.htm

Проф. Филипп Вальтер (Гренобль)

Вещий Боян, Велесов внук:вклад кельтского досье в обсуждение вопроса

Памяти Александра Бородина

 Резюме: «Слово о полку Игореве» воскрешает в памяти миф о барде по имени Боян, который назван внуком бога Велеса. Велеса следует рассматривать в контексте индоевропейских мифов о вдохновенном прорицателе, функциональным эквивалентом которого является пара Мерлин / Блэз у кельтов и фигура Долона у древних греков. Боян, певец подвигов Игоря, получил свою колдовскую власть от славянского бога, аналога Аполлона, покровителя скота и властителя сакрального слова. Анализ жизнеописаний Святого Блэза (bleizh по-бретонски "волк") в совокупности с изучением фигуры Мэтра Блэза в повествованиях о Мерлине XII и XIII веков, – по-новому освещают животные эпитеты Бояна. "Серый волк" оказывается точным аналогом того серого волка, который сопровождал Мерлина в лесу (VitaMerlini, v. 102) или же серого волка – спутника бурятских шаманов. Сравнительный подход может дать дополнительные критерии верификации мифологической подлинности древнерусского памятника. Сомнительным окажется предположение, что «Слово» было сфабриковано в XVIII веке, если грамматика его символических мотивов свидетельствует об аналогиях с мотивами удаленных от него и абсолютно неизвестных в ту эпоху традиций, как, например, кельтская.

Лекция состоится 6 апреля 2005 года (в среду), в 15.00 в зале Ученого совета

(ул. Чаянова, 15, этаж 6; проезд: станция метро Новослободская / Менделеевская)

Филипп Вальтер, доктор филологических и гуманитарных наук, профессор Гренобльского университета (Франция) . медиевист, специалист по сравнительной мифологии.

Филипп Вальтер родился в 1952 году в Меце (департамент Мозель). Закончил филологический факультет Сорбонны, в 22 года получил звание преподавателя высшей школы (agrйgй) по литературе. В 1979 году защитил кандидатскую диссертацию по французской лингвистике. В 1987 получил степень доктора филологических и гуманитарных наук Сорбонны, темой его диссертации было восприятие времени в средневековой литературе. С 1982 по 1990 годы преподавал литературу в Сорбонне. С 1990 года – штатный профессор в университете им. Стендаля (Гренобль III). С 1999 года руководит гренобльским Центром исследований по сравнительной мифологии (Centre de Recherche sur l’Imaginaire). C.R.I. – один из самых активных исследовательских центров университета: за последние шесть лет здесь защищены 27 диссертаций.

Филипп Вальтер – автор и научный редактор 26 книг, его перу принадлежат более 150 статей. Его работы переведены на итальянский, румынский, сербо-хорватский и японский языки. Вместе с Даниэлем Пуарьоном был инициатором издания в 1994 году произведений Кретьена де Труа в престижной серии «Плеяда» издательства «Галлимар». В настоящее время руководит изданием в этой серии полного прозаического цикла романов о Граале. Основал и возглавляет серии «Европейское средневековье» гренобльского издательства ELLUG и Библиотека по сравнительной мифологии в Издательстве гренобльского университета. В настоящее время Филипп Вальтер руководит с французской стороны франко-японским проектом ЕВРАЗИЯ, целью которого являются мифологические исследования культурного наследия Японии и Европы.

Выступал с лекциями во многих странах мира, в том числе США, Канаде, Исландии, Финляндии и Германии. Филипп Вальтер – кавалер Академической пальмы и член-корреспондент Национальной академии города Мец. Он почетный член брюссельского Общества изучения кeльтской культуры. Далее см. http://www.ruthenia.ru/folklore/walter.htm

 ================================

 В воскресенье 3 апреля в 11.00 состоится торжественное открытие библиотеки Библейского Богословского института  в новом помещении – в башне англиканского собора св. Андрея. Приглашаем вас принять участие в этом событии!  Адрес библиотеки ББИ: Вознесенский переулок, д. 8 (St. Andrew’s Church). Схему проезда можно найти на нашем сайте www.standrews.ru в разделе «Библиотека». Просим вас также обратить внимание на то, что расписание работы нашей библиотеки изменилось – теперь она будет открыта четыре дня в неделю: Пн 10 – 18  Вт 13 – 21  Ср 10 – 13  Чт 13 - 21

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Отписаться

В избранное