← Апрель 2005 → | ||||||
2
|
3
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
6
|
8
|
10
|
||
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
||
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://drevnerus.philosophy.spbu.ru/
Открыта:
09-10-2004
Адрес
автора: religion.2004bulleten-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Информационный бюллетень Центра изучения православия # 91
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 91
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
29 апреля 2005 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ
C 17 по 19 апреля в Афинах (Греция) под эгидой Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) в сотрудничестве с Европейским Парламентом и Европейской Комиссией состоялась Международная политическая конференция "Нация, религии – православие и новые европейские реалии". Президент Греческой Республики Каролос Папульяс, открывая высокое собрание отметил, что православие имеет особое место в современном мире. Вместе с тем греческий президент назвал глобализацию "эволюцией истории" и подчеркнул, что она не должна рождать страхов.
В работе конференции приняли участие заместитель министра иностранных дел Греции, Представитель греческого Правительства г-н Панайотис Скандалакис, первый заместитель председателя Греческого Парламента г-н Сотирьос Хадзигакис, заместитель президента Европейского Парламента профессор Андониос Тракателлис, представитель Европейской Комиссии Джулия Амадуччи, Генеральный секретарь Парламентского Союза стран-членов Организации Исламской Конференции посол г-н Ибрагим Ахмед Ауф, Архиепископ Афинский и всея Греции Христодул, Модератор Всемирного Совета Церквей Католикос Киликийский Арам Первый, депутаты Европейского Парламента и депутаты национальных парламентов, представители науки и религиозные деятели.
Приветственное послание Патриарха Константинопольского Варфоломея I зачитал его представитель Митрополит Эфесский Хризостом, в котором отмечалось, что православие играет особую роль в истории, культуре и традиции многих европейских государств и несет даже неверующим всё необходимое для улучшения человеческих отношений и мирного сосуществования народов.
Приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к участникам конференции зачитал Президент Фонда единства православных народов проф. В.А.Алексеев.
Президент МАП С.А.Попов зачитал Приветственное послание Председателя Государственной Думы РФ Б.В.Грызлова и передал от его имени памятный подарок Президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу. В своем дальнейшем выступлении Президент МАП рассказал о деятельности Межпарламентской ассамблеи православия, подчеркнув, что цель нынешней конференции – внести вклад в изучение и решение проблем, с которыми после своего расширения столкнулся Евросоюз, и, прежде всего, обратить его внимание на сохранение и защиту различных культур и религий.
В работе конференции также приняла участие министр образования и религии Греческой Республики Мариетта Яннаку с которой было достигнуто принципиальное согласие о проведении встречи-конференции министров образования стран, парламенты которых участвуют в деятельности МАП, посвященной теме: "Общая ориентация образования, вызовы глобализации и роль религиозного воспитания".
В ходе дальнейших заседаний в рамках состоявшихся дискуссий выступили известные отечественные ученые-религиоведы проф. И.Н.Яблоков и проф. В.А.Алексеев, депутат Государственной Думы – член МАП К.Ф.Затулин, секретарь по взаимоотношениям церкви и общества Московского Патриархата о. Михаил Дудко, представитель Архиепископа Афинского и всея Греции, митрополит Димитриатский Игнатий, другие представители православных церквей и парламентов восточно-европейских государств. В докладах участников форума получили обсуждение проблемы учета национальных и религиозных особенностей разных стран Европейского союза, возникшие после принятия новой Европейской конституции, другие вопросы, связанные с проблемами глобализации.
По итогам конференции были подготовлены выводы и будут изданы материалы по совершенствованию национально-религиозной политики в рамках единой Европы, которые представляют большой интерес для европейских организаций.
По завершении конференции состоялось заседание Секретариата МАП, на котором с отчетным докладом по мероприятиям МАП выступил Генеральный секретарь организации, депутат Греческого парламента Стилианос-Ангелос Папатемелис, высоко отметивший диалог с Парламентским союзом Организации Исламская Конференция, были обсуждены другие вопросы деятельности МАП.
На Секретариате было определено, что 12-я Генеральная Ассамблея МАП состоится 24-26 июня 2005 г. в Женеве (Швейцария). http://www.religare.ru/article17225.htm
===========================
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭТНОГРАФИИ И АНТРОПОЛОГИИ ЦЕНТР ЭТНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ
199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5. E-mail: ethnodepartment@mail.ru ethnocenter@mail.ru Тел. (812)328-94-48
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Кафедра этнографии и антропологии исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета и Центр этнологических исследований Северо-Запада России приглашает Вас принять участие 1-3 декабря 2005 г. во Второй Международной Конференции "Полевая этнография".
Заявки на участие в конференции необходимо направлять в срок до 1 августа 2005 года по электронной почте ethnodepartment@mail.ru, ethnocenter@mail.ru (в теме письма указать "Полевая этнография 2005"). К заявке необходимо приложить тезисы и аннотацию на английском языке. Общий объем текста 2000 знаков.
ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ:
Председатель: к.и.н., доцент Козьмин Валериан Александрович
Члены: к.и.н., доцент Чистяков Антон Юрьевич
ассистент, Киселев Станислав Борисович
ассистент, Семенов Игорь Владимирович
В рамках конференции планируется организация следующих секций:
№ 1 Название секции Теория и полевые исследования в современной этнологии
Руководитель Винер Борис Ефимович, кандидат социологических наук, Социологический Институт РАН Аннотация Связь методов полевой этнографии с теоретическими ориентациями, типы интервью, выборки, интерпретация интервью. Проблема идентичности межкультурная коммуникация и динамика современных этнических процессов в свете полевых этнографических исследований. Предметная сфера полевых этнологических исследований в условиях глобализации.
№ 2 Название секции Методика полевых этнографических исследований Руководитель Ушаков Никита Вадимович, кандидат исторических наук, Музей Антропологии и Этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН Аннотация Методическое обеспечение этнографических экспедиций (опросники, анкеты, наблюдения). Методические приемы фиксации этнографического факта. Камеральная обработка и проблема формирования архивов полевых материалов. Использование полевых материалов в образовательных программах. Методики междисциплинарных полевых исследований (фольклор, лингвистика и т.д.).
№ 3 Название секции Визуальная антропология Руководитель Резван Ефим Анатольевич, доктор исторических наук, Музей Антропологии и Этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН Александров Евгений Васильевич, кандидат искусствоведения, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Аннотация Аудио, фото, видео технологии в полевых исследованиях. Проблема создания этнографических фильмов и отображения с помощью современных средств информации реального состояния многообразных культур. Проблема разработки универсальной видеокомпьютерной системы, обеспечивающей на современном техническом уровне хранение, обмен и разнообразное использование оцифрованной видеоинформации
№ 4 Название секции Информационные технологии в этнологических исследованиях Руководитель Верняев Игорь Иванович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация Информационные технологии в полевых исследованиях и архивации полевых материалов.Электронные базы данных, цифровые архивы и библиотеки. Мультимедийные презентации полевых материалов. Интернет технологии и полевые исследования.
№ 5 Название секции Циркумбалтийский регион: народы и культуры Руководитель Егоров Сергей Борисович, Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация Славянские, германские, прибалтийско-финнские, балтийские народы: традиции и инновации в культуре. Культурные контакты и взаимопроникновение культур. Региональные и этнические идентичности. Современные миграционные процессы в регионе, изменение этнического состава. Хозяйственный уклад и социальные институты в современной деревне. Динамика традиционной духовной культуры в регионе. Фольклор, этномузыковедение и народное искусство.
№ 6 Название секции Проблемы этнографии народов Сибири Руководитель Козьмин Валериан Александрович, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация Полевые исследования традиционной культуры и современные этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. Экологические аспекты функционирования этнических культур. Динамика и современное состояние духовной культуры народов Сибири. Трансформация социальных отношений у коренных народов Сибири и Севера. Полевые исследования фольклора и традиционных представлений.
№ 7 Название секции Полевые исследования в Центральной и Восточной Европе Руководитель Новожилов Алексей Геннадьевич, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация Этнические и региональные культурные императивы. Культурная, языковая и этническая идентичность: проблема межгрупповых взаимовлияний и их территориальные особенности. Культурные границы, переходные зоны, этнокультурные центры и периферии. Полевые исследования локальных групп.
№ 8 Название секции Устная история Руководитель Чистяков Антон Юрьевич, кандидат исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация Методы изучения устной истории. Проблема исторической памяти как социокультурного феномена. Отражение ключевых событий XX века в устной истории. Вторая Мировая война: устные свидетельства и письменные источники. Структура повседневности в общественном сознании. История семьи. История поселений. Образ власти в народной памяти.
№ 9 Название секции Полевые исследования в Кавказском регионе Руководитель Дмитриев Владимир Александрович, кандидат исторический наук, Российский этнографический музей Карпов Юрий Юрьевич, доктор исторических наук, Музей Антропологии и Этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН Аннотация Культура народов Кавказа в полевых исследованиях: прошлое и будущее. Этнополитические аспекты регионального развития. Межэтнические отношения и проблемы идентичности. Традиционные социальные институты и их трансформации в современности. Традиционные знания и экология современной культуры народов Кавказа. Этническая история и археологические исследования на Кавказе.
Заявка на участие в научной конференции "Полевая этнография 2005"
Ф.И.О.
Тема выступления Научная степень Учёное звание Место работы (учёбы) Должность
Телефон E-mail Необходимость бронирования общежития или гостиницы в Санкт-Петербурге Заполненные заявки принимаются в электронном виде по адресам указанным в приглашении. Оргкомитет оставляет за собой право на отбор заявок и осуществление редакционной правки текстов.
===============================
Государственный Исторический музей Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова Институт Археологии РАН
в ноябре 2006 года проводят Третью Международную научную конференцию, посвященную 75-летию со дня рождения профессора Г.А. Федорова-Давыдова "Город и степь в контактной евро-азиатской зоне"
Уважаемые коллеги!
Конференция является продолжением серии научных чтений (первая конференция - Нижний Новгород, октябрь 2001 г.; вторая - Казань и Яльчик, сентябрь 2003 г.), посвященных памяти выдающегося ученого - историка, археолога и нумизмата Г.А. Федорова-Давыдова. Сфера научных интересов Г.А. Федорова-Давыдова была обширна и охватывала большой круг вопросов истории и археологии Евразии. Он был инициатором систематических, широкомасштабных исследований археологических памятников Золотой Орды и создателем научной школы этого направления. В соответствии с кругом интересов Г.А. Федорова-Давыдова на конференции планируется обсудить следующие вопросы: Золотая Орда и окружающий мир; Нумизматика Золотой Орды; Волжская Болгария и кочевой мир Евразии накануне монгольского нашествия; Ключевые проблемы этнической истории населения Поволжья в гуннскую и постгуннскую эпохи; Поволжье и Приуралье в скифо-сарматскую эпоху; Естественно-научные методы в археологических исследованиях. Заявки на участие в конференции просим направлять по адресу: 109012, г. Москва, Красная площадь, д.1/2, Государственный Исторический музей, отдел археологических памятников, оргкомитет конференции "Город и степь в контактной евро-азиатской зоне", Мурашевой Веронике Владиславовне и в электронном варианте. E-mail: fed_dav75@mail.ru Тел.: (095) 924-39-05; (095) 292-38-83; (095) 925-20-37. Заявки на участие принимаются до 15 мая 2005 г. Тезисы докладов принимаются до 1 октября 2005 г. В связи с широкой проблематикой конференции оргкомитет оставляет за собой право отбора материалов для выступлений, перевода части докладов в стендовую форму и распределения по секциям и заседаниям. При отборе докладов предпочтение будет отдано работам проблемного характера. редседатель оргкомитета В.Л. Егоров Ответственный секретарь В.В. Мурашева
Требования к оформлению тезисов докладов В начале - название доклада, автор или авторы (фамилия, инициалы), город, учреждение;
Текст в редакторе Microsoft RTF, через 1,5 интервала, 14-м кеглем; Общий объем - не более 4 страниц; Поля: верхнее и нижнее - 25 мм, левое - 25 мм, правое - 15 мм; Ссылки на литературу и источники - в соответствии с требованиями журнала "Российская археология"; Представить список сокращений с расшифровкой аббревиатур; Иллюстрации (не более 2-х) предоставлять отдельным файлом в формате JPG (общий объем - не более 1 Мб). Сборник тезисов докладов предполагается издать к началу конференции
***************************
Первый Летний институт по богословию и науке
29 августа – 10 сентября 2005
Предыстория Первый Летний институт по богословию и науке, который пройдет с 29 августа по 10 сентября 2005 г. в Москве, продолжает уже прочно установившуюся в ББИ традицию регулярного проведения Летних богословских институтов (ЛБИ), в ходе которых студенты и выпускники богословских учебных заведений, преподаватели религиозных дисциплин, журналисты и многие другие получают уникальную возможность познакомиться с результатами современных исследований в области богословия, библеистики, церковной истории и других богословских дисциплин. Начиная с 1999 г., ЛБИ проводился 11 раз в Белоруссии, наУкраине и в России и оказался чрезвычайно эффективной формой повышения уровня богословских знаний участников. Принимая во внимание богатый опыт проведения ЛБИ, в этом году ББИ впервые проводит специализированный Летний институт, целиком посвященный проблемам диалога богословия и науки. Концептуальные основы диалога Летний институт по богословию и науке (ЛИБН) проводится в рамках образовательной части проекта «Развитие диалога религии и науки в России и СНГ на академическом, образовательном и информационном уровнях». В данном проекте диалог между богословием и наукой рассматривается как многостороннее взаимодействие двух сфер единой интеллектуально-духовной деятельности человека (что следует основному направлению в русской богословско-философской традиции, заданному Владимиром Соловьевым и другими мыслителями Серебряного века). Такое понимание предполагает в то же время четкое осознание специфики как научной, так и богословской деятельности, что позволяет исключить всякую попытку навязывания одной из сторон присущих ей принципов другой стороне. Именно поэтому ключевым в данном случае является слово диалог, подразумевающее атмосферу открытости и уважения к мнению оппонента. При этом стремление избежать упрощенных решений и поспешных выводов диктует необходимость поддержания высокого научного уровня дискуссии, что может быть достигнуто посредством привлечения ведущих богословов, философов и ученых, заинтересованных в установлении активного и плодотворного диалога. Однако не менее важным является вовлечение в диалог начинающих исследователей, педагогов, представителей СМИ и просто интересующихся данными вопросами, поскольку проблема отношений между религиозным и научным мировоззрениями в той или иной мере затрагивает сегодня практически каждого. При этом значительная часть конфликтов в этой области связана с укоренившимися в сознании многих людей представлениями о неизменном противостоянии религиозной и научной сфер, а также с недостатком информации о современном состоянии диалога между богословием и наукой. Именно в преодолении упомянутых выше шаблонов, а такжев ознакомлении с результатами активно ведущихся на Западе исследований в сфере диалога богословия и науки и заключается основная цель ЛИБН. Цели и аудитория ЛИБН ориентирован на две основные категории слушателей: 1) тех, кто имеет базовое богословские образование и желает познакомиться с достижениями современной науки и влиянием последней на различные аспекты современного богословия; 2) тех, кто имеет естественнонаучное или небогословское гуманитарное образование и желает познакомиться с современной богословской мыслью и теми возможностями, которые она предоставляет ученому при осмыслении своей деятельности в общемировоззренческом контексте. Программа института рассчитана на студентов старших курсов и выпускников вузов, семинарий и академий, преподавателей естественнонаучных, гуманитарных и богословских дисциплин, врачей, журналистов, а также всех, кто заинтересован в установлении серьезного диалога между богословием и наукой. Описание Продолжительность и тематика. ЛИБН представляет собой двухнедельную программу интенсивных курсов по ключевым темам, связанным с проблемами диалога между богословием и наукой. Тематика курсов включает вопросы взаимодействия богословия как с естественнонаучными, так и с гуманитарными дисциплинами. Предполагаются следующие темы курсов: - основные концепции современного естествознания и их богословское осмысление; - христианские основания европейской науки; - прикладная наука и христианская этика: экология, биоэтика и др. проблемы; - богословие культуры; - философия как посредник в диалоге богословия и науки; - личность как научная и богословская проблема; - богословие истории. В течение двух недель участникам ЛИБН предстоит прослушать 6-7 лекционных курсов (по 6-8 академических часов в день), а также принять активное участие в ряде семинаров и круглых столов,посвященных обсуждаемым в лекциях проблемам. Лекции. Для чтения лекций приглашены ведущие российские и зарубежные специалисты по вопросам диалога богословия и науки. Ограниченное количество отведенных на лекционные курсы часов предполагает высокую информативную насыщенность преподаваемого материала, в связи с чем от участников требуется обязательное посещение всех лекций. Дополнительную информацию о проблемах диалога богословия и науки участники ЛИБН смогут почерпнуть в изданиях ББИ серии «Богословие и наука», которые можно будет приобрести со значительными скидками (см. ниже). Дискуссии. Дискуссионному аспекту ЛИБН придается особое значение, поскольку диалог богословия и науки находится на этапе становления и от участников ЛИБН ожидается не столько пассивное усвоение «наработанного» материала, сколько активное личное участие в обсуждении «горячих» проблем диалога. Дискуссии будут проходить под руководством преподавателей, читающих лекционные курсы, либо других специалистов по вопросам диалога богословия и науки. Участники ЛИБН должны уметь вести научную дискуссию, т.е. грамотно излагать и аргументировать свою точку зрения. Недопустимы неуважительные выпады в адрес оппонента. Итоги. По прослушанным курсам участники ЛИБН сдают зачеты (с оценкой или без таковой, в зависимости от курса). Работа участников ЛИБН оценивается также на основании их активности в ходе семинарских занятий и круглых столов. По результатам итоговой аттестации выдается сертификат; лицам с высшим образованием выдается свидетельство о повышении квалификации государственноо образца. Участие, оплата, проезд, регистрация Желающие пройти обучение в ЛИБН должны заполнить анкету участника и прислать ее в ББИ (по электронной почте, по обычной почте или по факсу) не позднее 1 июля 2005 года (в теме электронного письма необходимо сделать пометку «ЛИБН»). Из подавших анкеты на конкурсной основе отбираются участники ЛИБН. Количество мест ограничено; приславшие анкеты раньше пользуются преимуществом. Подробное расписание занятий будет выслано участникам дополнительно, после получения анкет и проведения конкурса на участие в ЛИБН. Результаты конкурса будут известны после 15 июля 2005 года и сообщены всем приславшим анкету. Проезд слушателей к месту занятий (поездом, плацкартный вагон), проживание в подмосковном пансионате, трехразовое питание и культурная программа могут быть оплачены организаторами ЛИБН (подробности в анкете участника). Каждый слушатель должен будет при регистрации оплатить оргвзнос в размере 1050 рублей (для студентов дневных отделений вузов с государственной аккредитацией, семинарий и академий – 550 руб., по предоставлении справки из учебного заведения). Обратите внимание: лица, ранее участвовавшие в проводимых ББИ Летних богословских институтах (ЛБИ), также могут принять участие в ЛИБН. Тем участникам ЛИБН из числа студентов вузов и семинарий, у которых могут возникнуть сложности в связи с вынужденным пропуском занятий в своем вузе/семинарии в первую декаду сентября, ББИ может предоставить справку для учебной части, подтверждающую участие в ЛИБН. Участники ЛИБН имеют возможность приобрести книги издательства ББИ за 50 % стоимости.
Заполненные анкеты следует присылать по адресу:
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея,
ул. Иерусалимская, 3, Москва, 109316, Россия
Тел./факс: (095) 670-7644, 670-2200
Email: info@standrews.ru
******************************
НОВЫЕ КНИГИ
http://www.portal-credo.ru/site/?act=tv_reviews&id=131 БИБЛИОГРАФИЯ: Антон Алябьев. «Религия и глобализация на просторах Евразии». Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: Неостром, 2005. 343 с.
Вышедший сборник статей стал результатом целой серии семинаров, состоявшихся в Центре Карнеги в 2003-04 гг. в рамках программы "Межэтнические отношения и нациестроительство" (руководители программы – Марта Брил Олкотт и Алексей Малашенко). В книге были опубликованы статьи о проблемах религиозной жизни в Евразии в целом (С. Филатова и заключение А. Малашенко), а также статьи о реакции на глобализацию со стороны православия (А. Красикова), протестантизма (Р. Лункина), католицизма (А. Юдина), ислама (А. Игнатенко), буддизма (А. Агаджаняна), индуизма (Б. Кнорре) и неоязычества (А. Коскелло). Разные религии предлагают свои варианты сосуществования с глобализацией, от которой невозможно спрятаться в современном мире. Будучи аналогом светской религии, провозглашением системы общечеловеческих ценностей, в основе которой стоит отдельный индивид, глобализация будит неожиданный творческий потенциал в существующих многовековых традициях, показывая архаичность одних и жизнеспособность других. Авторы сборника попытались выявить и объяснить появление новых неожиданных интерпретаций мировоззрения основных мировых религий в современном обществе. Глобализация отнюдь не несет вместе с собой исключительно секуляризацию и бездуховность, разрушая религиозные ценности. Прежде всего, процессы глобализации обеспечивают добровольный характер религиозной жизни и господство демократических форм государственной и общественной жизни. А это, в свою очередь, способствует демократизации церковной жизни, что совсем необязательно связано с ее "обмирщением". Принципы демократии, свободной конкуренции и прав человека постепенно превращаются в религиозные принципы, и уже, исходя из них, представители религий определяют свое отношение к ценностям секулярной культуры. По сути, в посттоталитарном традиционном обществе, затронутом глобализацией, духовенство и светские идеологи разных вероисповеданий начинают отстаивать и проповедовать гражданские свободы. Те же, кто отказываются следовать основному призыву глобализации – стать членом демократического сообщества, идут против своего времени, устаревают и движутся к закату. Однако в религиозном мире не бывает однозначных ответов на вопросы, которые ставит перед Церковью исторический процесс. Католицизм предложил свой, альтернативный, вариант глобализации, который отвергает модернистские тенденциив богословии и настороженно относится к либеральным ценностям. По мнению члена Папского совета по делам мирян Алексея Юдина, реализацию католического миссионерского проекта во всемирном масштабе можно назвать "универсализацией". Единственное, что объединяет проект идеологов Святого Престола и современную глобализацию – это стремление к "созданию некоего универсального коммуникативного пространства". Мировая политика и экономика подвергаются резкой критике католическими мыслителями, исходя из представления о "солидарности". Секулярной глобализации необходимо, с точки зрения Католической Церкви, противопоставить "глобализацию солидарности", которая поможет сгладить "господство слабых над сильными, особенно в экономической сфере, утрату ценностей локальных культур", то есть все то, что принято называть социально-экономической и культурной "маргинализацией". Как более простым языком отметил в одной из своих речей папа Иоанн Павел II, Церковь критикует тот род глобализации, который "ожесточает положение нуждающихся". В отличие от католиков протестантские церкви являются активными участниками процессов глобализации. Баптисты, евангелисты различных направлений, методисты и пятидесятники ощущают себя единым всемирным евангельским движением, христианским сообществом, которое готово проникнуть в самый отдаленный уголок земли и обратить в свою веру любой народ. По мнению Романа Лункина, внутренняя мобильность евангельского движения позволяет протестантам использовать для миссии те изменения, которые происходят в тоталитарных и посттоталитарных обществах. В Китае, Средней Азии или в Индии протестанты являются не только носителями демократических ценностей и западной культуры, но и проводниками идей экономического благополучия. В наиболее радикальной форме стремление вписать члена традиционного общества в глобальную экономику выражено в богословской доктрине пятидесятников - "теологии процветания". В зависимости от трактовок того или иного проповедника "процветание" объявляется главной задачей христианина. В азиатских государствах протестантские церкви религиозно оправдывают необходимость карьерного роста, получения максимальной прибыли как "духовного дара Бога" за веру и "честный упорный труд". Помимо этого, в противовес глобализации евангельские лидеры стремятся сохранять культурные ценности (национальные обычаи, музыку, танцы, одежду и т.д.) обращенного ими народа. Гражданская активность протестантов вызывает раздражение как со стороны официальных, так и традиционалистов во многих странах. Как подчеркивает Р. Лункин, "враждебность по отношению к "деструктивным сектам", под которыми подразумеваются и новые религиозные движения и вполне респектабельные протестантские церкви, сближает Россию с азиатскими государствами". В то же время в отличие от Китая или Индии в российском обществе существует слой, который был исторически воспитан на уважении к европейской культуре, а поэтому протестантская глобализация в России уже пустила свои корни. Отсутствие четкого ответа на вызовы современности вполне может бытьфактором привлекательности для религиозного движения. Традиционный архаичный буддизм в силу своей неструктурированности и глубокой укорененности в этнических диаспорах скорее нейтрален по отношению к глобализации. Другое дело – миссионерский буддизм западных неофитов. Александр Агаджанян считает зримым примером "социальной и политической ангажированности и встраивания буддизма в либеральный и социально-активный дискурс" Далай-Ламу, который, по сути, играет роль "всебуддийского папы". С западным либерализмом буддизм сближает проповедь "ненасилия" и "терпимости". Помимо этого, "права человека" в буддийской философии имеют вполне духовную основу, так как исходят из вечного стремления к индивидуальной самореализации. В условиях глобализации интерес к буддизму объясняется не только увлечением Востоком. К примеру, по мнению А. Агаджаняна, буддийские неофиты в России – это "люди очевидно не авторитарного сознания, которым ближе сравнительно мягкие, локальные и частные формы сознания и религиозных практик, чем, например, господствующие в России православные формы с их более жесткими институциональными структурами и национально-государственническим этосом". Для других плохо структурированных религиозных систем глобализация стала определенным водоразделом. К примеру, "универсалистский индуизм" превратился в международное неоиндуистское движение, который проповедует характерные для эпохи глобализма общечеловеческие ценности – идеи равенства, паритета личного и общественного начала, свободы как суверенного права человека и т.п. Однако в Индии распространение неоиндуистских объединений вызвало резкую антиглобалистскую реакцию. Для индусов неприемлема демонстрация светского, нетрадиционного для Индии образа жизни, перечеркивание кастовой системы и реклама продуктов питания, противоречащих принципу ахимсы (ненасилия). Как отмечает Борис Кнорре, положительным ответом на глобализацию следует считать успешную миссионерскую деятельность модернизированных форм индуизма, таких как "Общество Сознания Кришны", "Трансцендентальную медитацию", организации Сатьи Саи Бабы, Шри Чинмоя, Бабаджи, Ошо Шии Раджниша и т.д. Критикуя европейцев и азиатов за потребительское отношение к природе, неоиндуисты готовы принять в свою веру любого, кто признает в них вестников давно забытой "родной ведической религии". То, что для традиционалистов в Индии является "заговором с целью разложить древнюю культуру", для членов индуистских сект по всему миру – восстановление преемственности с далекими индоариями. Столь же противоречивые процессы, связанные с глобализацией, происходят и в языческом мире. По словам Анастасии Коскелло, язычники всегда выбирают крайнее решение. Одни отвергают общечеловеческие ценности, опираясь на национал-социализм и фашизм, а другие становятся радикальными демократами и либералами. Причем, либеральный глобалистский проект язычества только зарождается, а поэтому еще не сформировался окончательно. Если Западная Европа и Япония уже выбрали демократическое язычество, то Центральная и Восточная Европа, включая и Россию, находятся в состоянии поиска своего пути, постепенно изживая национализм. Идейные трансформации происходят как в отдельных странах, так и в чревычайно разрозненных языческих группах. Понятие "Род", к примеру, получает либеральное толкование – не как сообщество кровных родственников, а как община "верных", то есть тех, кто сохранил преданность "вере предков" (фактически признающих ту или иную неоязыческую доктрину). Современные язычники активно используют технику и информационные технологии, близость к природе становится проповедью "здорового образа жизни" и экологизма, в противовес мужчинам-жрецам растет роль женщины в общинах, толерантность становится неотъемлемым компонентом языческого сознания. Несмотря на свою открытость, в масштабе Евразии язычники только начинают налаживать свои отношения с гражданским обществом. Только в Исландии язычество было признано государственной религией. В России совсем недавно в 2002 г. славянские язычники-родноверы, поволжские язычники-марийцы, чуваши и тенгриане создали совет этнических, природных и языческих верований. Осуждая негативные черты "падшей" американизированной цивилизации, незарегистрированные разрозненные языческие общины мечтают о максимальной "естественной" свободе.
Отрицание ценностей глобализации и, в частности, американизма содержится в исламском мировоззрении. Разрозненность мусульманства помогает ему противостоять глобализации в целом, ее секулярному варианту и ее христианским проектам, а не только американским образам глобализации. По мнению Александра Игнатенко, "сектантство – это естественный способ бытования ислама". Религиозно-политические течения в современном исламе, такие как ваххабизм или усамизм (последователи Усамы Бен Ладена), демонстрируют болезненную реакцию на глобализационные процессы. Подчеркивая наличие серьезной проблемы, редакторы сборника делают следующий вывод: в существе мусульманского сознания и мусульманской религиозности есть нечто принципиально противоречащее глобализации. В отличие от различных христианских вероисповеданий, буддизма, индуизма ислам требует следования определенному образу жизни, несовместимому (или, может быть, с большим трудом совместимому) с глобалистскими представлениями о демократии, правах человека и терпимости к инакомыслию. Уникальное явление представляет собой позиция Русской Православной Церкви. С точки зрения Сергея Филатова, Русская церковь веками существовала в полном подчинении у государства, и 15 лет для того, чтобы осознать себя выразителем интересов народа, а не власти, - слишком малый срок. Церковное сознание РПЦ до сих пор не пошло по пути эволюции под давлением демократических и глобализационных процессов. Антидемократическая идеология РПЦ стала одним из факторов провала строительства правового государства в современной России. Более подробно православный проект глобализации описал в свом очерке руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Анатолий Красиков. Единых взглядов на глобализацию, по словам Красикова, в православной среде не существует. Однако самым амбициозным неоимперским проектом является идеология "православной цивилизации", выразителем которой стал митрополит Кирилл. Подмена понятий, по мнению Красикова, позволяет митр. Кириллу представить себя полномочным представителем "русского мира". Направление главного удара этой православной идеологии – права человека и свобода выбора всякого мировоззрения вообще. В обоснование своей позиции, как подчеркнул Красиков, Кирилл и его сторонники постоянно ссылаются на греховную природу человека, как будто сами они обладают иной природой. Парадокс заключается в том, что проповедники "православной цивилизации" стараются воссоздать раскол мира на отдельные группировки, переименовав их в "цивилизации". Однако неоимперский проект митр. Кирилла – это попытка реанимировать уже давно провалившийся проект византийского православного мира, а также проект "русского" православного мира, который в советские годы создавала Московская Патриархия в пределах стран социалистического лагеря. Православный мир митр. Кирилла заканчивается на европейских рубежах средневековой Московии. Далее начинается враждебное "православной цивилизации" Кирилла западное плюралистическое общество. Авторы книги о глобализации поставили важную проблему: восприятия ценностей глобализации в государствах Европы и Азии и реальных мировоззренческих принципов православного, католического, протестантского или же мусульманского духовенства, буддистов, индуистов и язычников. Размышления о глобализации – это попытка оценить, чьи взгляды помогают строить гражданское общество, а чьи амбиции и грандиозные геостратегические проекты не под силу не только отдельной церкви, но и целой стране.
============================
"Город Владимир конца XIX - начала XX века в фотографиях и почтовых открытках из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника". Серия каталогов
Изображения г. Владимира рубежа XIX и XX веков - материал, пользующийся неизменной популярностью среди посетителей музея, читателей, в самой музейной работе. Музей располагает большой коллекцией фотографий и почтовых открыток с видами Владимира этого времени. Ее дополняет некоторое количество негативов на стекле. Каталоги по иконографии г. Владимира задуманы как единый блок, содержащий, помимо изображений, обширный научно-информационный материал. Каждый каталог содержит введение с анализом состава материала, изображения и комментарии к ним с наименованием, описанием, датой и автором всех значимых объектов - памятников архитектуры, зданий, строений и т.д. Приводятся также сведения о фотографах - авторах снимков, издательские данные о почтовых открытках. Вся серия будет состоять из 12 выпусков. Сейчас готовы 10 каталогов:
Негативы на стекле. 28 ед. 1997 г. (год выпуска).
Панорамы. Фотографии. 39 ед. 1999 г.
Панорамы. Открытки. 85 ед. 1999 г.
Улицы. Фотографии. 36 ед. 1999 г.
Улицы. Открытки. 71 ед. 1999 г.
Монастыри. Фотографии и открытки. 26 ед. 2000 г.
Дмитриевский собор XII в. Фотографии и открытки. 54 ед. 2000 г.
Церкви. Фотографии и открытки. 17 ед. 2002 г.
Золотые ворота XII в. Фотографии и открытки. 16 ед. 2002 г.
Успенский собор XII в. Фотографии и открытки. 120 ед.
В качестве примера привожу описание редкого изображения Воскресенской церкви из каталога "Церкви":
9. Воскресенская церковь. Фотография. Буякович Н.В. 1891-1892 гг.
В-15218/7 ФТ-1902 10,8х16,7 15х22,4
Вид с юга, мелким планом, с панорамой окрестностей. Каменная приходская церковь трапезного типа (1789, перестроена 1959): здание с тремя ярусами окон, двухъярусной апсидой, выпуклой кровлей, восьмигранным барабаном и главкой (в нижнем этаже Казанская церковь с приделом Рождества Иоанна Предтечи, освящена 1793,
в верхнем - Обновления храма Воскресения Христова, освящена 1810). Слева пристроено помещение двухэтажной трапезной и колокольня в виде четырехгранного столпа с пофронтонным завершением, барабаном и главкой. Здание светлое, кровля более темная. Вокруг церкви жилая застройка Воскресенской улицы и окрестностей, по преимуществу деревянная, кроны деревьев. На переднем плане обширный огород Муравкиных с тепличными рамами. Фото овальной формы.
Надписи. Тиснение: "Г. Буякович"; на паспарту: "Cabinet portrait".
В ближайшем будущем к 10-ти каталогам прибавится еще два выпуска, посвященные гражданской архитектуре в открытках и фотографиях.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Владимирская область г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
(0922) экскурсии 32-4263, пресс-секр. 42-1184 www.museum.vladimir.ru
******************************
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: religion.2004bulleten |
Отписаться |
В избранное | ||