Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационный бюллетень Центра изучения православия # 87


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 85

 ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ

 http://www.drevnerus.narod.ru

 Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru

 Мы будем рады любой информации

 Страница в каталоге http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten  

 Архив рассылки http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/

 Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

  ******************************

 9 апреля  2005 г.

  ******************************

 КОНФЕРЕНЦИИ

 

 Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" проводит семинар "Позднесредневековый город: археология и история", который состоится в Туле 17-19 ноября 2005 г.  На семинаре планируется заслушать и обсудить проблемы и материалы археологических и исторических  исследований городских памятников XVI-XVIII вв. Важное место в научной проблематике семинара будут  занимать итоги многолетних археологических исследований на территории г. Тулы.

 По итогам докладов, обсужденных на семинаре, планируется издание сборника статей, объем статьи до 20 страниц (текст - шрифт Times New Roman, 12 кегль, интервал - 1,5; иллюстрации - в формате TIFF или JPEG), ссылки вида:  [1, С. 23]. Предполагается бесплатное обеспечение проживания иногородних участников семинара на период его  проведения, представительских материалов и культурной программы с посещением "парадных ворот" Куликова  поля - города Епифани, возникновение которого относится к периоду позднего средневековья. Организационный  взнос для одного участника семинара - 150 рублей.

Предварительные заявки и краткая аннотация доклада (до 1 страницы) принимаются от исследователей с указанием фамилии, имени, отчества участника (полностью), организации и должности, ученой степени и звания, служебного адреса, контактного телефона, факса, адреса электронной почты для отправки официальных приглашений и предварительной программы.

Свои заявки для участия в конференции просим направлять до 1 сентября 2005 г. на имя заведующего отделом археологических исследований Государственного музея-заповедника "Куликово поле" Воронцова Алексея  Михайловича по адресу: 300041 Тула, пр. Ленина, 47. Контактный тел. (0872) 36-16-63, факс (0872) 36-28-34, 36-43-06, адрес электронной почты: arch@kulpole.tula.net

Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле"Тульская область г. Тула, пр. Ленина, 47 (0872) 36-1840, 36-4306, 36-1663, (08735) 2-2965 Источник: Информационная служба "Музеи России" www.museum.ru

 ============================

 29 ноября по 2 декабря 2005 г. Государственный музей истории религии проводит XII-е Санкт-Петербургские религиоведческие чтения. XII-е чтения продолжают сложившуюся в ГМИР традицию комплексного многоаспектного изучения религии и ее музейного представления.

 XII-е религиоведческие чтения предполагают рассмотреть на широком историческом и современном материале проблемы, связанные с изучением вещественных и изобразительных источников как носителей информации о верованиях, вероучениях, ритуальной практике, символике различных религий.

 На чтениях могут быть освещены следующие темы:

1. Итоги изучения и атрибуции культовых предметов.

2. Символика культовой утвари, облачений, зданий и сооружений.

3. Видимое и невидимое: изображение и его религиозный смысл

4. Предметный мир религий как вторичная знаковая система.

5. Предметный мир религий в музейной экспозиции.

 На чтения приглашаются историки, философы, этнографы, археологи, социологи, психологи, филологи,  культурологи, искусствоведы, музееведы, представители духовенства и религиозных организаций. 

Проезд, проживание в гостинице и командировочные оплачивает направляющая сторона.

Материалы докладов предполагается опубликовать к началу чтений. Для подготовки издания необходимо до 31 мая 2005 года прислать тезисы выступления объемом до 6000 знаков в распечатке и электронной форме в редакторе Word в формате .rtf. Оргкомитет оставляет за собой право отбора и редактуры текстов.

Заявку и тезисы необходимо прислать по адресу: 190 000 Россия, Санкт-Петербург, Почтамтская ул. 14

 

Российская Академия Наук,

Русская Православная Церковь

Институт всеобщей истории РАН

Научный совет РАН "Роль религии в истории"

Церковно-научный центр "Православная энциклопедия"

Московская Духовная Академия

Институт славяноведения РАН, Институт Европы РАН

Папский комитет исторических наук (Ватикан)

Папский Григорианский университет (Рим)

Российский гуманитарный научный фонд

      Международная научная конференция  "Государство, Церковь, общество:исторический опыт и современные проблемы"

 11-13 апреля 2005 г. Москва

 Содержание

 11 апреля 2005 г.

 Открытие конференции ………………………………………………..

 Пленарное заседание …………………………………………………..

 12 апреля 2005 г.

 Секция 1. "Церковь, общество, формы государства: модели взаи-модействия".

 Секция 2. "Национальные церкви, традиционные культурные цен-ности и проблемы национальной идентичности" …………………...

Секция 3. "Концепции человеческой личности в богословии и ре-лигиозном сознании Нового и Новейшего времени"

 Круглый стол. Религия и образование …..

  13 апреля 2005 г.

 Секция 1. "Церковь, общество, формы государства: модели взаи-модействия".

 Секция 2. "Национальные церкви, традиционные культурные цен-ности и проблемы национальной идентичности"

 Подведение итогов. Закрытие конференции

 Конференция проводится при финансовой поддержке РГНФ (№ )

 Примечание: Курсивом в программе отмечены стендовые доклады.   

 11 апреля 2005 г.  Пленарное заседание. 10.30-18.00 Президентский зал

 10.30-11.00 - Открытие конференции 

 Директор Института всеобщей истории РАН академик А. О. Чубарьян

 Приветствия:

1.      Приветствие участникам конференции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

2.      Приветствие участникам конференции Президента Российской Академии наук Ю. С. Осипова

3.      Приветствие Полномочного представителя Президента РФ в Центральном Федеральном округе Г. С.

Полтавченко

4.      Приветствие Ректора Московской Духовной Академии архи-епископа Верейского Евгения

 11.00-14.00 - Пленарное заседание

Председатели: академик А. О. Чубарьян, директор ИВИ РАН

к. филос. н. С. Л. Кравец, руководитель ЦНЦ "Православная эн-циклопедия"

 Доклады:

 Протоиерей Владислав Цыпин (проф. Московской Духовной Академии, Председатель историко-правовой комиссии РПЦ, Москва)     

Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в ХХ веке (1917-1990 гг.)

Попов Сергей Александрович (председатель Комитета по делам обществен-ных объединений и религиозных организаций Государственной Думы ФС РФ, Москва) Законодательные аспекты регулирования госу-дарственно-конфессиональных отношений

11.45-12.00 - Кофе-брейк

 Доклады:

 Назаренко Александр Васильевич (д.и.н., в.н.с. ИВИ РАН, председатель Науч-ного совета РАН "Роль религии в истории", Москва)    Церковь и государство в Древней Руси (соотно-шение церковных и политических структур)

 Лисовой Николай Николаевич (к.филос.н., с.н.с. ИРИ РАН, вице-председатель Императорского Право-славного Палестинского общества, Москва) Модель отношений Церкви и государства на Православном Востоке и на Латинском Западе

 Гирланда Джанфранко Ghirlanda Gianfranco(ректор Pontificia Universita Gregoriana, Roma) Богословское понимание Церкви как юридически автономного института в ее взаимоотношениях с гражданским обществом. Историческое развитие Il senso teologico della Chiesa come societa giuridicamente autonoma nel suo rapportarsi alla societa civile. Sviluppo storico

 Покровский Николай Николаевич (акад. РАН, Институт истории СО РАН, Но-восибрск)       Концепция "симфонии" Государства и Церкви в первом курсе отечественной истории - Степен-ной книге (XVI век)

Протоиерей Владимир Шмалий (Проректор по научной работе Московской Духовной Академии, Москва)      Концепция человеческой личности в православ-ном богословии ХХ века

 13.10-14.00 - Общая дискуссия

 14.00-15.00 - Обед

 15.00-18.00 - Пленарное заседание

Председатели: д.и.н. А. В. Назаренко, председатель Научного со-вета РАН "Роль религии в истории", Гирланда Джанфранко, ректор Папского Григорианского универ-ситета (Рим).

 Доклады:

 Белогубова Марина Николаевна (д.социол.н., зам. начальника Департамента по работе с политическими партиями и иными общественными организациями аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, Москва)      Взаимодействие органов государственной власти и Русской Православной Церкви в субъектах Центрального федерального округа

Мирабелли ЧезареMirabelli Cesare  (prof. Universita degli Studi "Tor Vergata", Roma)      Отношения государства и Церкви в процессе пе-рехода от авторитарного к демократическому го-сударству I rapporti Stato-Chiesa nella transizione da Stato autoritario a Stato democratico

 Алексеев Валерий Аркадьевич (д.филос.н., проф. МГУ, президент Междуна-родного Фонда "Единство православных на-родов", Москва)   Церковно-государственные отношения и нацио-нальный аспект: история и современность

 Васильева Ольга Юрьевна(д.и.н., проф., зав. каф. религиоведения РАГС, Москва)  Государственная политика в области взаимодей-ствия с религиозными объединениями: проблемы концептуальных подходов

 Далла Торре Джузеппе Dalla Torre Giuseppe  (prof., Rettore Magnifico della Libera Universita Maria Ss. Assunta - LUMSA, Roma)      Светский характер государства La laicita dello Stato

 16.15-16.30 - Кофе-брейк

 Доклады:

 Красиков Анатолий Андреевич (д.и.н., гл.н.с., Институт Европы РАН,  Москва) Проблемы войны и мира в социальных концепци-ях христиан России

Шкаровский Михаил Витальевич (д.и.н., в.н.с., Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, СПб)       Политика нацистской Германии по отношению к Православным Церквам Восточной Европы в 1939-1945 гг.

Чапнин Сергей Валерьевич (Отв. редактор газеты "Церковный вестник", Издательский Совет РПЦ, Москва)      Православие в информационном обществе: бого-словские и коммуникативные проблемы

17.15-18.00 - Общая дискуссия

 12 апреля 2005 г.

10.00-18.00 - Заседания по секциям

 Секция 1 "Церковь, общество, формы государства: модели взаимодействия" Красный зал

 10.00-14.00 - Председатели: д.и.н. Е. С. Токарева, д. филос. н. А. Ю. Григоренко.

Доклады:

 Григоренко Андрей Юрьевич

(д. филос. н., проф., Российский Государст-венный университет им. А.И. Герцена, СПб)   Государственно-церковные отношения в совре-менной России в свете компаративистского под-хода

 Шульгин Владимир Николаевич  (к.и.н., КГУ, Калининград)      Апология христианской государственности в рус-ской консервативной мысли XIX-XX вв.

 Костюк Константин Николаевич (к. полит. н., директор издательства "Директ-медиа", Москва)    Социальное учение или общественный договор? Формы теоретического осмысления государст-венно-церковных отношений в обществе

 Белякова Надежда Алексеевна (асп. Исто-рического факультета МГУ, Москва)        Направления конфессиональной политики Российской им-перии по отчетам обер-прокурора Святейшего Синода

 Белякова Елена Владимировна  (к.и.н., с.н.с., ИРИ РАН, Москва)       "Симфония властей" или "Свободная церковь в правовом государстве": о дискуссиях в Русской Православной Церкви начала ХХ века

 Одинцов Михаил Иванович (д.и.н., Начальник отдела сотрудничества с общественными объединениями аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Москва)        1905 год - начало вероисповедных реформ в Рос-сии

 Шершнева-Цитульская Ирина Алексан-дровна  (асп. Юридического факультета МГУ, Москва)    Русская Православная Церковь в системе органов власти и управления Российской империи (начало ХХ века)

12.00-12.15 - Кофе-брейк

 Доклады:

 Петров Станислав Геннадьевич (к.и.н., с.н.с., Институт истории СО РАН, Новосибирск)    Попытка установления советским руководством контроля над Русской Православной

Церковью в первой половине 1920-х гг.

Беглов Алексей Львович (к.и.н., н.с., ИВИ РАН, Москва) Политика власти в отношении Русской Право-славной Церкви в контексте советской модерни-зации

Токарева Евгения Сергеевна  (д.и.н., уч. сек. ИВИ РАН, Москва)      Коминтерн и религия

Ерин Михаил Егорович (д.и.н., проф., декан Исторического факульте-та Ярославского государственного универси-тета им. П.Г.Демидова, Ярославль)       Католическая церковь Германии в период Третье-го рейха

Общая дискуссия

14.00-15.00 - Обед

15.00-18.00 - Председатели: д.и.н. А. А. Красиков, проф. Чезаре Мирабелли.

Доклады:

 Бурега Владимир Викторович  (к. богосл., преп. МДА, Москва) Православная Церковь и государство в первой Чехословацкой республике (1918-1938)

Гаврилин Александр Валентинович (д.и.н., проф., Латвийский Университет, Рига, Латвия)   Отношение к ведущим религиозным конфессиям в Латвийской Республике  в 1918-1934 годах

Волокитина Татьяна Викторовна (д.и.н., в.н.с., Ин-т славяноведения РАН,  Москва) Государство и Православная Церковь в Восточной Европе в период формирования советского блока: замыслы и реальность

Носкова Альбина Федоровна (д.и.н., в.н.с, Ин-т славяноведения РАН, Москва) Власть - Римско-католическая церковь - Ватикан в Восточной Европе. К проблеме советского

влияния (середина 40-х - начало 50-х гг. ХХ века)

Мурашко Галина Павловна (д.и.н., в.н.с., Ин-т славяноведения РАН, Москва) Католическая Церковь стран Восточной Европы в условиях становления политических режимов со-ветского типа

16.30-16.45 - Кофе-брейк

Доклады:

Рашкова Раиса Тимофеевна (к.и.н., в.н.с., Государственный музей истории религии, СПб)    Секуляризм и традиционные христианские цен-ности в концепции Новой Европы Иоанна-Павла II

Аранеда Карлос Салинас Araneda Carlos Salinas  (Prof. Universidad Catolica de Valparaiso Membro del Pontificio Comitato di Scienze Storiche, Вальпараисо, Чили)        Отношения Церкви и государства в Латинской Америке XIX-XX вв. I rapporti Stato-Chiesa in america Latina nel XIX-XX secolo

Чернышева Ольга Васильевна  (д.и.н., в.н.с., ИВИ РАН, Москва)       Шведская Церковь после отделения от государст-ва. 2000-2005 гг.

Полякова Елена Юрьевна  (к.и.н., зав. сект., ИВИ РАН, Москва)   Церковь и общество в современной Ирландии

Зудов Юрий Валерьевич (асп. ИВИ РАН, Москва)    Церковь и общество в современной Дании

Общая дискуссия

  Секция 2 "Национальные церкви, традиционные культурные ценности и проблемы национальной идентичности" Голубой зал

10.00-14.00 - Председатели: к.и.н. А. В. Журавский, проф. Манфред Шпикер.

Доклады:

Журавский  Александр Владимирович(к.и.н., зам. директора Департамента межна-циональных отношений Министерства регио-нального развития РФ, Москва)        Россия и мир перед проблемой "столкновения идентичностей"

Шпикер Манфред Spieker Manfred (проф., Universitat Osnabruck, Оснабрюк. Германия)      Нация и религия Nation und Religion

Ивонин Юрий Евгеньевич (д.и.н., зав.каф., Смоленский государствен-ный университет, Смоленск)   Концепция конфессионализации и путь к веротерпимости в Европе Нового времени

Опарина Татьяна Анатольевна (к.и.н., доц., Новосибирский Государствен-ный Педагогический Университет,  Новосибирск)    Эсхатология и формирование национальных церквей в Восточной Европе в Раннее Новое вре-мя

Диксон Саймон Марк Dixon Simon Mark (Prof. The University of Leeds, Leeds, England) Церковь, нация и государство в поздней импера-торской России: случай иеромонаха Илиодора (Труфанова) Church, Nation and State in Late Imperial Russia: the Case of Ieromonakh Iliodor (Trufanov)

12.00-12.15 - Кофе-брейк

 Доклады:

 Белов Михаил Валерьевич  (к.и.н., доц., Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород)     Косовская легенда: от церковного культа до на-ционального мифа

Лещиловская Инна Ивановна (д.и.н., в.н.с., Институт славяноведения РАН, Москва)   Сербская Православная Церковь и ее критика на-циональными деятелями Просвещения в XVIII в.

Карасев Александр Викторович (к.и.н., уч. сек. Ин-та славяноведения РАН, Москва)     Сербская Православная Церковь и проблема ста-новления национальной государственности в XIX веке

Романенко Сергей Александрович (к.и.н., с.н.с., Ин-т международных экономи-ческих и политических исследований РАН, Москва)      Православие в формировании сербской и католи-цизм в формировании хорватской наций (конец XIX - начала XX века)

Филимонова Анна Игоревна  (к.и.н., м.н.с., Ин-т славяноведения РАН, Москва) Влияние римско-католической Церкви на форми-рование национального сознания хорватского

на-рода (1900-1941 гг.)

Максимова Инна Юрьевна (МГУ)    Народная вера рутенов в сочинении Яна Сакрана из Освенцима "Зерцало ошибок веры рутенов" (Elucidarius errorum ritus Ruthenici)

Общая дискуссия

14.00-15.00 - Обед

15.00-18.00 - Председатели: проф. Джузеппе Далла Торе, к.и.н. А. В. Карасев.

Доклады:

Феличиани ДжорджиоFeliciani Giorgio  (Prof. Universita Cattolica del Sacro Cuore, Milano)    Возникновение епископских конференций в на-циональных государствах

L'origine delle Conferenze Epicsopali negli Stati nazionali

Бровко Людмила Николаевна  (к.и.н., с.н.с., ИВИ РАН, Москва)       Религиозное движение "Немецкие христиане" в годы нацистской диктатуры

Маслов Евгений Александрович (к.и.н., ст. преп., КГУ, Калининград)   Религиозно-политические факторы в процессе социокультурной адаптации переселенцев Кали-нинградской области (вторая половина 1940-х - середина 1950-х годов)

Чуркина Искра Васильевна  (д.и.н., в.н.с., Ин-т славяноведения РАН,  Москва) Роль национальной Церкви в воссоздании госу-дарственности у южных славян. (Попытка созда-ния национальной Церкви у словенцев и хорватов в XIX - начале XX века)

16.30-16.45 - Кофе-брейк

Доклады:

Мезенцев Сергей Дмитриевич (д.филос.н., доц., Государственный строи-тельный университет, Москва)    Русская национальная идея и христианские цен-ности

Митрофанова  Анастасия Владимировна (к. полит. н., с.н.с., Дипломатическая Акаде-мия МИД России, Москва)    Гражданская религия и национальная идентич-ность в современной России

Четверикова Ольга Николаевна (к.и.н, ст. преп., МГИМО, Москва)       Секты и новые религиозные движения в Европе в свете проблемы национальной идентичности

Остапенко Галина Сергеевна (д.и.н., в.н.с., ИВИ РАН, Москва)       Церковь Англии и проблема национального единства. (Роль архиепископа Кентерберийского Уильяма Темпла в общественно-политической жизни Великобритании 40-х гг. ХХ века)

Орлова М. Е. (ИСП РАН, Москва)  Религия в самоотождествлении ирландцев

Величко Ольга Ивановна (д.и.н., в.н.с., ИСП РАН, Москва)       Католическая компонента в национальном само-сознании австрийцев

Общая дискуссия

Секция 3 "Концепции человеческой личности в богословии и религиозном сознании Нового и Новейшего времени" Аудитория 1427, 14 этаж

 12.00-12.15 - Кофе-брейк

12.15-14.00 - Председатели: протоиерей Владимир Шмалий, д. физ.-мат. н. С. С. Хоружий

Доклады:

Хоружий Сергей Сергеевич  (д.физ.-мат.н., гл.н.с. Института философии РАН, директор Института синергийной ан-тропологии, Москва)  Современное православное богословие личности в перспективе опыта исихазма и старчества

Кырлежев Александр Иванович (ст. преп. каф. религиоведения РАГС, Москва) Проблемы богословского определения личности

Шустров Андрей Григорьевич (к. филос. н., доц., Ярославский государст-венный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль)      Раскрытие понятия личности в восточно-христианском богословии

Андреева Ольга Валентиновна (к. и. н., доц., Российского университета дружбы народов, Москва)       Феномен человека в догматическом и нравствен-ном богословии Русской Православной Церкви

Бражникова Яна Геннадиевна (к. филос. н., ст. преп., РГГУ, Москва) "Мистическое соучастие" или "божественное со-циальное": проблема религиозного основания со-циального опыта

 Энеева Наталья Тимуровна  (к. иск., н.с. ИВИ РАН, Москва) Топология духовного пространства личности в концепции отца Павла Флоренского

Общая дискуссия

14.00-15.00 - Обед

15.00-16.30 - Председатели: протоиерей Владимир Шмалий, д. физ.-мат. н. С. С. Хоружий

Доклады:

Синицына Нина Васильевна (д.и.н., в.н.с., ИРИ РАН, Москва)       Совершенный человек в этической концепции Максима Грека

Сукина Людмила Борисовна (к. культурол., зав. каф., Институт программ-ных систем, Переславль)    Вера - государство – человек в Стоглаве 1551 г.

Воробьева Наталия Владимировна  (к. и. н., доц., Омский институт предпринима-тельства и права, Омск)    К вопросу о концепции пастырства Святейшего Патриарха Никона

Керов Всеволод Львович  (д.и.н., проф., Российский университет друж-бы народов, Москва) Споры по вопросу о соотношении Божьей мило-сти и личного волеизъявления в за падноевропей-ской схоластике и теологии XIII-XVII вв. (фран-цисканец-спиритуал Петр Иоанн Оливи, его взгляды на эту проблему и их влияние на теоло-гию и философию последующих столетий)

Кауркин Радислав Вячеславович (к. и. н., доц., Нижегородский государствен-ный педагогический университет, Нижний Новгород)    Образ идеального правителя в религиозной и общественной мысли России XVIII в.

Лупандин Иван Владимирович (к. филос.н., зав. отделом истории науки Ин-ститута европейской цивилизации, Москва)    Проблемы свободы воли в нравственном бого-словии иезуита Иеронима Нольдина (1838-1922)

Коленеко Вадим Александрович (д.и.н., н.с., ИВИ РАН, Москва)    Парадигма "нового ощущения" истории, или возврат к традиционным католическим ценностям в современной франкоязычной историографии Квебека

Поташинская Наталья Николаевна

(к. и. н., в. н. с., Институт сравнительной по-литологии, Москва)       Современное учение Католической Церкви о гу-манизме в эпоху глобализации

Общая дискуссия

 13 апреля 2005 г.

10.00-18.00 - Заседания по секциям

Секция 1 "Церковь, общество, формы государства: модели взаимодействия"

Красный зал 10.00-13.00 - Председатели: д.и.н. А. Ф. Носкова, проф. Марек Инглот.

Доклады:

Амосова Елена Валентиновна  (к. и. н., доц., НовГУ им. Ярослава Мудрого,

Великий Новгород)       Раннее христианство и языческое общество: по-иск модели взаимодействия (по актам христиан-ских мучеников II - начала III вв.)

Лощакова Ольга Владимировна  (к. и. н., доц., Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль)  Влияние Церкви на трансформацию культурных ценностей болгарского общества (вторая полови-на IX – первая половина X вв.)

Гладков Александр Константинович (асп. ИВИ РАН, Москва) Церковь и королевская власть в Англии во второй половине XII в.

Чиполлоне Орландино Джулио Cipollone Orlandino Giulio (prof. Pontificia Universita Gregoriana, Roma)  Эпоха Четвертого Крестового похода между Вос-током и Западом: слабость власти и признаки но-вой культуры в меняющемся обществе Il tempo della quarta crociata tra Occidente e Oriente. Debolezza di potere e sintomi di nuova cultura per una societа in trasformazione

Ульянов Олег Германович  (зав. сект., Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва) Donatio Constantini Magni и Повесть о белом кло-буке: мифы или образы священства и царства?

12.00-12.15 - Кофе-брейк

Доклады:

Григорьев Дмитрий Валерьевич

(к.и.н., доцент, Башкирский государственный университет, Уфа)   Религиозная ситуация в белорусских землях Речи Посполитой во второй половине XVI - начале XVII вв.

Лукашова Светлана Станиславовна (к.и.н., н.с., Ин-т славяноведения РАН,  Москва) Церковь и украинская государственность в XVII-XVIII вв.

Инглот Марек Inglot Marek (prof., decano, Pontificia Universita Gregoriana, Roma) Папские представительства в России XVIII-XIX .Le rappresentanze pontificie in Russia fra Settecento e Ottocento

Джордано Сильвано Giordano Silvano  (prof. Pontificia Universita Gregoriana, Roma)  Конкордат 1801 г. между Францией и Святым Престолом Il Concordato del 1801 tra la Francia e la Santa Sede

Якубовская Ирина Владиславовна  (к. и. н., доц., НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород)  Церковь и государство в Англии: конфессиональ-ный аспект либеральных реформ 1860-х - 1870-х гг. и эволюция либеральной политической куль-туры

Стецюра Татьяна Дмитриевна (асп. ИВИ РАН, Москва)       Фома Аквинский о наилучшем распределении имуще-ства

Трофимова Ольга Владимировна (к. и. н., доц., Ярославский государственный уни-верситет им. П.Г.Демидова, Ярославль)     Государство и гугеноты

Общая дискуссия

13.00-14.00 - Подведение итогов. Закрытие конференции

14.00-15.00 - Обед

 Секция 2 "Церковь, власть, традиционные культурные ценности и проблемы на-циональной идентичности" Голубой зал

 10.00-14.00 - Председатели: д.и.н. Н. Д. Зольникова, проф. Саймон Марк Диксон.

 Доклады:

Гурьянова Наталья Сергеевна (д.и.н., гл.н.с., Ин-т истории СО РАН, Новосибирск)    Русская Православная Церковь в XVIII веке и творческое наследие Киевской митрополии

Михутина Ирина Васильевна (д.и.н., в.н.с., Ин-т славяноведения РАН, Москва) Украинское национальное движение и проблема формирования гражданского общества (вторая половина XIX - начало ХХ вв.)

Цюрюмов Александр Викторович (к.и.н., доц., Калмыцкий ГУ, Элиста)       Христианизация калмыков и проблемы импер-ской национальной политики России XVII-XVIII вв.

Зольникова Наталья Дмитриевна (д.и.н., гл.н.с., Ин-т истории СО РАН,  Новосибирск)    Народное богословие староверов в ХХ веке: про-блемы адаптации к современной

цивилизации

Мороз Андрей Борисович  (к.ф.н., доц., РГГУ, Москва)    "Народная агиография": к постановке вопроса

Филичева Оксана Николаевна (асп., Фа-культет этнологии Европейского универси-тета в СПб, СПб)   Проблемы взаимодействия церкви, как институции, и раз-личных групп верующих (на примере почитания святынь в городе и в деревне)

Тельменко Елена Павловна

(к.и.н., ст. преп., Ставропольский государст-венный университет, Ставрополь)    Проповедник, культурные ценности города-государства и проблемы коллективной идентичности (на примере Флоренции кон. XV в.)

Общая дискуссия

13.00-14.00 - Подведение итогов. Закрытие конференции

  ******************************

 РЕЦЕНЗИИ

 

 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь: Булат, 1992 - 2002. Кн. 1. - 237 с.; Кн. 2. - 527 с.; Кн. 3. - 623 с.; Кн. 4. - 479 с.; Кн. 5. - 479 с.; Кн. 6. - 479 с.; Кн. 7. - 542 с. - 10 000 экз.

Современное научное знание обогатилось уникальным агиографическим трудом игумена Дамаскина (Орловского), который получает все более широкое признание научной общественности как знак нового времени в истории России на ее пути к истокам традиционной культуры в общественно-религиозной жизни. В 1997 г. первые вышедшие в свет книги были удостоены премии Памяти митрополита Макария, а в 2002 г. - литературной премии Союза писателей России.

Далее  http://www.rusarchives.ru/publication/martyrs.shtml

 ******************************

 ИНТЕРНЕТ

 

 http://magazines.russ.ru/zvezda/1997/9/prosh.html

= ИЗ НЕДАВНЕГО ПРОШЛОГО В. А. КРИВОШЕИН

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ И ИЗБРАНИЕ ПАТРИАРХА ПИМЕНА (МАЙ-ИЮНЬ 1971 ГОДА)

По личным впечатлениям и документам

Вcеволод Александрович Кривошеин, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий, был ярким, незаурядным человеком, необычайно много сделавшим для русского православия. Он родился в Петербурге в 1900 г. в семье А. В. Кривошеина, министра земледелия и землеустройства при Николае II, главы Крымского правительства Врангеля в 1920 г. Февральская революция застала Всеволода студентом филологического факультета Петроградского университета. … http://magazines.russ.ru/zvezda/1997/9/prosh.html

<...>  27 мая

На следующее утро, праздник Вознесения Господня, я служил в церкви Св. Николая на Кузнецах у о. Всеволода Шпиллера. Проповедовал на тему праздника, не касаясь Собора. <...> Вообще же Отделом был выработан такой порядок: архиереям, живущим в России и приехавшим в Москву, в эти предсоборные дни, когда не начались еще официальные торжества с их богослужениями, предписано было ходить в патриарший Елоховский собор. Служили ли они там или просто молились, не знаю точно. Думаю, что частично служили. А приезжим из-за границы архиереям предоставлялось служить в других московских церквах, дабы они там, каждый в отдельности, могли возглавлять церковные службы. Впрочем, некоторые объясняли это желанием изолировать заграничных архиереев от местных. В конце службы о. Всеволод сказал мне, что, к его сожалению, он не сможет, как он это всегда делал при прежних моих приездах в Москву, пригласить меня после литургии пить у него чай на его "колокольне" (там у него была устроена небольшая квартира, где он раньше жил), так как есть предписание от Отдела никаких приемов после богослужения не устраивать и сразу отправлять архиерея в гостиницу. Тоже для изоляции, по мнению о. Всеволода, чтобы не встречаться с людьми. После завтрака я отправился на машине к брату. <...> Какое-то странное состояние не то начинающегося гриппа, не то отравления, мысли в голове путались и вертелись вихрем. При этом крайне нервное состояние, звук машины и уличный шум превращались в какую-то назойливую дикую музыку, в полусне какие-то видения, сливающиеся с реальностью, почти галлюцинации. Несомненно, это был результат большого нервного напряжения,- одни разговоры накануне с митр. Никодимом много стоили, соединенного с физическою усталостью от длинных праздничных богослужений, недосыпания и т. д. А тут еще резко переменилась погода- подул сильный ветер, похолодало, пошел дождь, загремел гром. Это тоже действует на нервы. Я все это сознавал и тогда, но одновременно навязчиво лезла в голову мысль, что меня отравили. Дело в том, что в храме Св. Николая, где я служил, староста прихода, Нина Георгиевна, поднесла мне, как это обычно в России бывает, когда гости служат в церкви, букет цветов. Он был у меня в машине, когда я уезжал из церкви, я его понюхал и вскоре почувствовал себя нехорошо. И сразу пришла мысль: меня отравили, чтобы вывести из строя на Соборе. Чтобы сделать такую странную мысль более понятной, я должен объяснить, кто такая староста прихода о. Всеволода Шпиллера и какова ее репутация. У нее французская фамилия, она потомок французских эмигрантов. <...> Она служила в Министерстве внешней торговли, была арестована и пробыла три года на Лубянке. Была выпущена и через некоторое время поступила в "иностранный" Отдел патриархии. Все это показалось подозрительным: никого не держат три года на Лубянке, там только ведется следствие, а потом заключенных или переводят в другие тюрьмы, или освобождают. Значит, ее держали на Лубянке неспроста, а чтобы она следила и доносила на других. Еще более подозрительным показалось, что после Лубянки, если она действительно обвинялась в какой-нибудь контрреволюции, ей разрешили поступить в "иностранный" Отдел. А если она была агенткой, то это вполне понятно. Словом, у Нины Георгиевны твердо сложилась репутация агентки КГБ. В это время у о. Всеволода происходили конфликты с его старостами. <...> Прихожане поддерживали о. Всеволода, жаловались уполномоченному и в Совет по делам религий. Все это стало известно на Западе, где об этом много писали газеты. Помощник Куроедова Председатель Комитета по делам религии при Совете Министров СССР Макарцев, недовольный поднятым шумом на Западе, решил найти компромиссный выход из положения: сговорившись с митр. Никодимом, "послал" Нину Георгиевну старостой о. Всеволоду, несмотря на противодействие секретаря местного райкома, который хотел провести своего кандидата, явного безбожника. Конечно, все это было оформлено, собралась двадцатка и выбрала Нину Георгиевну старостой. О. Всеволод, хотя и знал о репутации Нины Георгиевны и считал ее обоснованной, принял новую старостиху и в общем остался ею доволен. Конфликты прекратились, Нина Георгиевна держалась корректно, лояльно сотрудничала с ним, <...> держала себя как верующая, крестилась, брала благословение, архиереям делала глубокий поклон, касаясь рукой до земли. Была ли она верующая, это был вопрос для самого о. Всеволода, не говорю уже для меня. Во всяком случае о.Всеволод ей не доверял и избегал при ней говорить о церковных делах. И нас предупреждал об этом. Можно думать, что она имела миссию следить за о. Всеволодом, но ей было указано ни в чем не препятствовать его работе. А может быть, она и сама не хотела вредить церкви. Как бы то ни было, когда, после цветов Нины Георгиевны, я почувствовал себя плохо, я не мог освободиться от мысли, что она меня отравила, хотя я и сознавал всю невероятность, даже чудовищность такого подозрения. У брата я провел весь день до вечера, меня лечили углем от отравления. К вечеру все прошло, и на следующий день я уже был спокоен, вполне владел собою, и в последующие дни, чем дальше, тем более я был спокоен. А тут, видимо, не выдержали нервы- и от пережитого, и от ожидания Архиерейского Совещания на следующий день. У брата виделся с К. П. Трубецкой, она говорила, что на собраниях для выбора представителей на Собор в Владимирской области много говорили пpо постановления о приходах 1961 года, все на них жалуются и надеются и просят, чтобы Собор их изменил. далее http://magazines.russ.ru/zvezda/1997/9/prosh.html

  ******************************

 При перепечатке ссылка на рассылку  Центра изучения православия и древнерусской  культуры обязательна  Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.2004bulleten
Отписаться

В избранное