Пресс-релизы. Семинары, конференции, выставки Закончилась 2-я Московская биеннале. А зачем государству арт-форум, и есть ли у Москвы шанс стать ценром современного искусства?
Заголовок: Закончилась 2-я Московская биеннале. А зачем государству арт-форум, и есть ли у Москвы шанс стать ценром современного искусства?
Компания: Журнал The New Times
Закончилась 2-я Московская биеннале. Администрация президента выделила на это беспрецедентные средства. Вступительное слово к каталогу написал Сурков. Сегодняшний номер журнала The New Times разбирается, зачем государству арт-форум, и есть ли у Москвы шанс стать ценром современного искусства?
"Источник магии -- это деньги. Больше денег -- больше магии. Самое магическое существо в мире -- Билл Гейтс, а у нас -- Рома Абрамович. Всё".
Комиссар Второй Московской биеннале
Иосиф Бакштейн -- Софье Широковой
Перед открытием Второй Московской биеннале Вы сказали, что это госзаказ. Что имелось в виду?
Это проект, который инициирован государством и на львиную долю им финансируется. Так что это госзаказ.
Мне всегда казалось, что государству ближе такие художники, как Шилов, Церетели...
Это неправда. Насколько я знаю, они -- креатуры Юрия Михайловича Лужкова, и, скорее всего, их творчество соответствует его вкусу. Я имею дело с федеральными органами власти, у которых гораздо более сложное отношение к процессу. Они, судя по высказываниям Михаила Ефимовича Швыдкого, курируют разные направления и знают, что нужно поддерживать современное искусство в его интернациональном понимании. Инициатива создания биеннале исходила от меня и моих коллег, просто она была осознана как необходимая. У меня есть
своя концепция общественного блага, и в какой-то момент она совпала с мнениями политиков российского государства. В меру этого совпадения я и стал все это делать. Исключительно из чувства долга.
И в чем же эта концепция состоит?
Я считаю, что подобные проекты повышают уровень цивилизованности, демократичности. Wall Street Journal напечатал статью, которая называлась "Искусство ради Путина", где пишут, что мало работ критических и вообще биеннале поддерживает режим. Я говорю: ну хорошо, и что же теперь -- повеситься, что ли? Да, многое из того, что происходит, оценивается неоднозначно. Но каждый делает свое дело. Я считаю, что то, что делаю я, способствует повышению уровня цивилизованности, толерантности и демократичности безотносительно
макрополитических целей и результатов.
Каким образом?
Потому что современное искусство -- это область свободы. Все, что в нем происходит, -- происходит с максимальным количеством степеней свободы на данном историческом отрезке. В отличие от театра, кино и литературы. В разные исторические времена разные виды искусства становятся такими зонами свободы. В 60-е годы, которые я помню, это были записи Окуджавы, Театр на Таганке Любимова, а в 70-е все читали стихи Бродского. В какой-то момент такой зоной свободы стало современное искусство, и оно ею сейчас является.
То есть свободный человек должен ходить на биеннале?
Нет, модальность другая: он ходит. Свободные люди, в основном молодежь, ходят на биеннале современного изобразительного искусства, и оно отражает их картину мира на порядок точнее, чем все прочие виды искусства. Поскольку изобразительное искусство сейчас существует в привилегированном положении.
А разве может быть зона свободы на государственные деньги? Нет ли в этом противоречия?
Нет. Я не имею дела с государством, я имею дело с конкретными людьми, например с Михаилом Швыдким и Майей Кобахидзе. Они нормальные интеллигентные люди, которые понимают, что цензуры никакой нет. У меня очень сильная интернациональная команда кураторов, все они люди достаточно статусные. Ханса-Ульриха Обриста цензури-ровать никому в голову не приходит.
Кто у нас теперь звезда -- художник или куратор, который этого художника зажигает?
Звезда, в отличие от великого художника, -- это тот, кого сделали. Вот я взял своего студента Илью Трушевского. У него была работа -- карта американских военных баз с мухами. Ее купили. И он сделал карьеру. Выражение "фабрика звезд" очень характерно -- звезды делаются, а великие художники рождаются.
И как звезде стать великим?
Никак. Эпоха закончилась.
Что пришло на смену -- эпоха великих кураторов?
Нет, они интересные, влиятельные, но великим уже стать нельзя. Окончательная победа капитализма привела к торжеству соответствующих ценностей. Все основано на деньгах, поэтому источник магии -- это деньги, больше денег -- больше магии. Самое магическое существо в мире -- Билл Гейтс, а у нас -- Рома Абрамович. Всё.
Что для Вас было критерием отбора художников, работы которых вы выставили на биеннале?
Интересное художественное содержание и соответствие концепции. В основном это молодые художники. Как правильно сказал Николя Буррио, мы стараемся выбрать художников, которые с нашей точки зрения определяют состояние интернациональной художественной сцены на ближайшие 7--10 лет. Поэтому все биеннале имеют дело на большую долю с одними и теми же художниками. Вообще биеннале могут в мире делать только 12--15 человек.