Народная мудрость гласит, что дороги – одна из главных проблем России. Москва особо остро страдает от несовершенства дорожной сети, существующих дорог явно недостаточно, чтобы справляться с возрастающей транспортной нагрузкой. Путь из центра города на окраину может порой занимать несколько часов. В регионах тоже не все гладко: большинство существующих дорог не отвечают стандартам качества.
На 40% территории России ограничена транспортная доступность, пять регионов вообще лишены автотранспортного сообщения. Как будет развиваться эта сфера в ближайшее время? Первый зампред правительства Дмитрий Медведев на выступлении в Красноярске предложил создать некое акционерное общество. Это принадлежащее государству АО, по мысли Медведева, призвано будет заменить существующую бюрократическую структуру – Росавтодор. Его деятельность будет регулироваться специально созданным законом. Проект подготовят
к этому лету. Госкомпания будет выполнять функции госзаказчика и координатора, ежегодно получая бюджетные средства; привлекать «длинные деньги» на рынки, реализовывать крупные инвестпроекты. Эта дорожная корпорация сможет изыскивать средства за счет создания дочерних обществ и продажи их акций, но заниматься хозяйственной проблематикой она не станет. «Основной функцией такой компании должна быть координация строительства и эксплуатация дорог», - подчеркнул Медведев. Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов также
считает, что в этой сфере могла бы быть создана государственная управляющая компания. Дороги могут быть переданы госкомпании в доверительное управление. Строить и эксплуатировать госкомпания будет в первую очередь федеральные дороги, но возможно осуществление финансирования через нее и региональных автотрасс.
Сколько дорог придется построить дорожной корпорации?
За последние 10 лет рост числа автомобилей впятеро превысил темп роста дорожной сети. Росавтодор прогнозирует, что к 2015 г. парк машин в стране вырастет с 34 млн до 48,4 млн. Половина объема автоперевозок приходится на федеральные дороги (47 000 км), причем из них только 37% отвечают стандартам качества. До 2015 года в России должно быть построены и отремонтированы порядка 64 тыс. км дорог. Об этом заявил первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая недавно на коллегии Минтранса РФ. Он отметил, что проект Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматривает значительный объем работ по развитию дорожной сети. В результате реализации этой программы протяженность дорог общего пользования федерального значения должна увеличиться почти на 11 тыс. км, а плотность
дорожной сети с 0,37 км на тысячу человек населения в 2010 году возрастет до 0,48 км в 2015 году. Прирост автодорог федерального значения составит 17,5 тыс. км. Более 8 тыс. сельских населенных пунктов будут обеспечены постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог общего пользования. Для достижения этих целей федеральный бюджет выделяет на строительство и ремонт дорог
251 млрд руб. в этом году, а на 2009 г. запланировано на 10 млрд руб. больше. Продлена еще на год областная программа «Дороги Подмосковья на 2004-2007 годы». На ее реализацию в 2008 году выделено свыше 32 млрд рублей. Областная администрация собирается потратить эти средства на ремонт и строительство дорог, протяженность которых в регионе составляет свыше 15 тыс. км, а также на установку новых и замену испорченных светофоров и на другие мероприятия
по обеспечению безопасности дорожного движения. 1,2 млрд рублей из этих средств пойдут на погашение задолженности за работу, выполненную в 2007 году. Платные трассы скоро станут реальностью
В этом году 85 млрд руб. из бюджета получат семь автодорожных проектов – правительство одобрило их финансирование за счет инвестфонда. Эти трассы будут платными.