Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Реорганизация правительства может замедлить оформление сделок купли-продажи жилья и земли //


Реорганизация правительства может замедлить оформление сделок купли-продажи жилья и земли [Время новостей]
Новое правительство попытается опробовать новую систему регулирования оборота недвижимости и прав на нее. В состав Министерства экономики войдут "Роснедвижимость" и "Росрегистрация". "Росрегистрация" -- в усеченном виде, так как регистрация партий осталась в ведении Министерства юстиции. "Роснедвижимость" через полгода полностью вольется в министерство, передав ему все свои функции по ведению кадастра, так как, скорее всего, с 1 октября 2008 года эта структура будет полностью упразднена. Помимо этих двух ведомств в ведение Министерства экономического развития включено Федеральное агентство по управлению госимуществом (ФАУГИ), к которому, в частности, перейдут функции упраздненного Российского фонда федерального имущества по реализации имущества, обращенного в собственность государства. По мнению экспертов, оформление сделок с недвижимостью в результате этих изменений может еще более замедлиться.
С конца 90-х над ведомствами, ведущими учет недвижимости и регистрирующими права на нее, проводятся бесконечные административные эксперименты. Новый Земельный кодекс и постоянно меняющееся законодательство вынуждали земельные комитеты и бюро технической инвентаризации менять правила учета земли и квартир. Учет фактически осуществлялся по методикам, сложившимся еще с советского времени, когда частной собственности на землю не было вовсе. Также не было и единой базы данных о том, сколько вообще земли в стране и кому она принадлежит. Более того, не было даже точных картографических сведений о многих землях.
Упорядочить данные о недвижимости сначала поручили "Ростехинвентаризации". Была задача сформировать инвентаризационные данные в один реестр. Но все это привело к тому, что в инвентаризационной сфере возникло два параллельно существующих ведомства, которые так и не смогли наладить взаимодействие. Но тут возникла новая задача -- не просто провести инвентаризацию недвижимости, но и привязать к земельному участку строения, стоящие на нем.
Сведением воедино информации о земле и всех строениях с 2004 года занялось Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ("Роснедвижимость"). Каждому участку присваивали уникальный номер, по которому его можно идентифицировать в кадастре объектов недвижимости, проводили обмер, если это было необходимо, и оценивали. Сведения в кадастре нужно периодически обновлять и переоценивать земли. От кадастровой стоимости земли зависит, в частности, ее налоговый статус. До сих пор обработка данных, которые передаются из БТИ в "Роснедвижимость", не завершена, и конца этому не видно. Как говорили в "Роснедвижимости", культуры работы с данными по недвижимости в стране никогда не было, а "грязные" данные, которые приходится обрабатывать, очень часто не позволяют совместить участки недвижимости с адресами строений.
Подразумевалось, что в отдаленной перспективе два ведомства, "Росрегистрация" и "Роснедвижимость", объединят систему учета и регистрации прав на недвижимость, создав так называемую систему "одного окна", где человек смог бы провести сделку по недвижимости целиком, не нося вручную документы из БТИ в регистрационную палату и обратно. Теоретически если вся недвижимость корректно оформлена в кадастре, графически нанесена на цифровые карты и всем участкам в кадастре присвоены адреса, совпадающие с адресами по базам "Росрегистрации", препятствий для мгновенного проведения любой сделки по недвижимости для граждан нет. Будь то купля-продажа квартиры или оформление в собственность садового участка в рамках дачной амнистии.
Однако если в 2004 году о слиянии двух ведомств "через несколько лет" говорили как о вполне возможном, то уже с 2005 года прогнозы по введению "единого окна" стали относить не ранее чем на 2010--2012 годы. По мере того как становилось ясно, насколько серьезная неразбериха с документами на самом деле досталась в наследство обоим ведомствам, об "одном окне" стали говорить все реже и реже. Отказ от этой идеи мотивировали тем, что для объединения пока нет оснований: землеустроители меряют, инвентаризаторы считают, регистраторы принимают документы, но дейст вия этих органов друг с другом никак не увязаны.
Министерству экономического развития с его новой структурой даже пока не ставится сверхзадача скоординировать в единое целое работу ведомств, регулирующих сферу недвижимости. Формальная передача двух структур по недвижимости в ведение одного министерства решение задачи, конечно, не отдалит, но и не приблизит. Новая передача архивов и данных может вызвать сбои в работе и без того не слишком справляющихся со своими обязанностями чиновников. Недаром два последних года и в "Росрегистрации", и в "Роскадастре" признавали, что объединение, если оно состоится, требует колоссальной подготовительной работы.
Многие эксперты сомневаются в том, что в результате объединения качество работы двух ведомств по недвижимости улучшится. "Вероятно, объединение информационных баз потребует большой технической работы. И возможно, первое время в связи с переходом к новой системе возникнут трудности с регистрацией прав на недвижимость", -- полагает консультант по праву ООО "Финэкспертиза" Елена Антонова. Переформатирование структур двух ведомств, возможно, вызвано не столько заботой об удобстве граждан при оформлении недвижимости, сколько чисто политическими расчетами, полагают другие. "Расчленение "Росрегистрации" скорее реверанс Западу и демонстрация "либерального подхода", который призван теперь демонстрировать при регистрации общественных объединений Минюст, возглавляемый Александром Коноваловым, человеком президента Медведева", -- считает Павел Салин из Центра политической конъюнктуры.
Судьба "Росрегистрации" в новой структуре правительства более понятна, чем планы правительства касательно "Роснедвижимости". Функция по регистрации партий и общественных объединений осталась в Минюсте, вся регистрация недвижимости перешла в Минэкономразвития. "Роснедвижимость" неоднократно перебрасывали из одного ведомства в другое. Совсем недавно она была передана из ведения Минэкономразвития в подчинение Минюста. Теперь передается обратно и, судя по всему, полностью сливается с ми нистерством. Как следует из указа президента о структуре правительства, Министерству экономического развития передаются не только функции по нормативно-правовому регулированию ведения кадастра недвижимости, но также и полномочия для "осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии". То есть вся текущая техническая работа с кадастром. До 1 октября 2008 года премьер должен представить президенту положения о реорганизации "Роснедвижимости".
14.05.2008 08:06:00 GMT

Завтра вступают в силу новые федеральные стандарты по ипотеке [Урал-пресс]
С завтрашнего дня, 15 мая 2008 года, вступают в силу новые федеральные стандарты процедур выдачи, рефинансирования и сопровождения ипотечных кредитов.
Как пояснил на состоявшейся сегодня, 14 мая, пресс-конференции генеральный директор Южно-Уральской Корпорации жилищного строительства и ипотеки (ЮУ КЖСИ) Александр Кондрашов, в новых стандартах сохранены основные принципы работы и, что важно для заемщиков, сохранены сроки кредитовании и процентные ставки по ипотечным кредитам - они на сегодня колеблются от 10,75 до 14 процентов в зависимости от первоначального взноса и срока кредитования. Кредит под 1,75 процента годовых можно взять на срок от трех до десяти лет при условии выплаты первоначального взноса не менее 50-ти процентов от стоимости жилья. Самый дорогой кредит – самый длинный, он выдается на срок до 30 лет при первоначальном взносе 10 процентов, процентная ставка – 14 процентов годовых. Ужесточились требования к заемщикам. Заемщиком и залогодателем может быть только гражданин Российской Федерации, официально зарегистрированный по месту жительства или пребывания. Минимальный возраст заемщика должен составлять не менее 18 лет и не должен превышать 65 лет к истечению срока ипотечного кредита (ранее было 75 лет). Количество заемщиков по одному кредитному договору не может превышать трех (ранее допускалось пятеро). Супруги заемщиков должны быть участниками ипотечной сделки, несовершеннолетние дети - только с согласия органов опеки и попечительства. Лица, подлежащие призыву на срочную воинскую службу, могут стать заемщиками при наличии документа, подтверждающего отсрочку от прохождения воинской службы до 27 лет или увольнение в запас, а также при наличии созаемщика - лица, не подлежащего призыву на срочную воинскую службу. Кроме того, по словам Александра Кондрашова, АИЖК будет требовать подтверждения платежеспособности заемщика справкой по форме 2-НДФЛ или по специальной форме АИЖК, федеральное агентство теперь не будет теперь рефинансировать кредиты, которые выданы по справке свободной формы. Из объектов рефинансирования агентством исключены кредиты, выданные на приобретение комнат и индивидуальных жилых домов, расположенных на земельных участках, предоставленных в аренду. Кроме того, изменены требования к параметрам ипотечных кредитов на дату рефинансирования. Агентство до 31 декабря 2008 года продолжит рефинансирование кредитов (займов), ранее выданных партнерами в соответствии со стандартами, действующими на момент выдачи таких кредитов. Как заверил Александр Кондрашов, новые правила не отразятся на заемщиках, а также на банках, которые работали по стандартам АИЖК. Могут пострадать лишь мелкие банки.
14.05.2008 09:47:00 GMT

Москвичи, нуждающиеся в жилье, могут его не получить [Век]
Амбициозные планы команды Юрия Лужкова по сокращению в столице очереди на жилье в 2 раза к 2010 году могут не реализоваться. О срыве планов строительства на заседании московского правительства заявил руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда (ДЖП и ЖФ) Петр Сапрыкин.
По словам московского чиновника, в 2007 году вместо намеченных 2,2 млн. кв. метров жилья было построено только 1,8 млн. кв. метров. Часть введенных в строй квартир за счет бюджетных субсидий приобрели 100 тыс. москвичей.
По данным заместителя председателя комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Валерия Скобинова, по программе "Молодой семье - доступное жилье" в прошлом году квартиры получили 1,2 тыс. семей, а не 6 тыс., как было намечено. Что касается социальной ипотеки, то ею воспользовались только 2,5 тыс. семей, что на 900 семей меньше, чем планировали московские власти.
Кроме того, Сапрыкин заявил, что в ближайшем будущем ситуация с обеспечением жильем льготных категорий москвичей только ухудшится. По его словам, сейчас в департаменте на очереди находятся 164 тыс. семей, нуждающихся в улучшении условий проживания, а за последние 5 лет департаменту удалось лишь относительно разобраться с очередниками 1982 -1986 годов. В этом году новыми квартирами по социальному найму удастся обеспечить лишь очередников 1987 года.
По словам выступавших столичных чиновников, далеко не все очередники могут воспользоваться положенными льготами. В связи с удорожанием жилищного строительства идет сокращение числа тех граждан, которые могут воспользоваться ипотекой или бюджетной субсидией, поскольку не могут платить даже в рассрочку.
Чтобы сократить к 2010 году очередь нуждающихся на 50%, необходимо ежегодно строить и передавать в пользование москвичей квартиры для 27 тыс. семей. Однако в городской жи лищной программе говорится, что в ближайшие три года объемы строительства будут только сокращаться с 260 тыс. кв. метров в 2008 году до 220 тыс. кв метров в 2010 году.
Еще более сократятся бюджетные субсидии. Если в нынешнем году правительство Москвы может выделить на субсидии 7,5 млрд. рублей, то в следующем году - 2,5 млрд. рублей. На эти средства в будущем году можно будет получить 96 тыс. кв метров жилья, а в 2010 году - только 40 тыс. кв метров.
К тому же стопорится выполнение программы выселения москвичей из 5-этажек, отслуживших свой век. Для выселения жителей из 499 таких домов необходимо строить ежегодно по 1 млн. 700 тыс. кв метров нового жилья. Однако, по словам Петра Сапрыкина, это значительно превышает объемы, заложенные в программе городского строительства. Если в нынешнем году удастся выделить 1,5 млн. кв метров нового жилья, то в следующем - только 1,2 млн. кв метров, а в 2010 году - менее 500 тыс. кв. метров. Причем, если сейчас доля муниципального строительства в Москве составляет 50% от общего объема, то через 4 года она составит только 26%, сообщил Сапрыкин.
Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что названные показатели никуда не годятся и программу следует срочно пересмотреть. "Снижение темпов муниципального строительства для нас недопустимо", - грозно воскликнул столичный градоначальник, после чего обсудил с чиновниками из правительства Москвы некоторые меры по исправлению ситуации.
14.05.2008 11:17:00 GMT

Спонсор выпуска рассылки: www.strana.kz

В избранное