Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

трансперсональная психология


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Станислав Гроф  предложил  систему  описания и систематизации результатов прохождения
психоделических и холотропных сеансов.  Его система универсальна для любых эмпирических
техник, связанных с вхождением в измененное состояние сознания.  При прохождении
сеанса  возникает одновременное восприятие ряда материала символического характера.
Попытка описать холографическую информацию,  поднятую в процессе, языком  линейной
 терминологии  содержит некую долю профанации.  Можно различать четыре основные
группы переживаний: абстрактные и эстетические, психодинамические, перинатальные,
трансперсональные. Все эти группы переживаний связаны в той или иной. степени
с эстетическим  контекстом.
Самые легкодоступные переживания для среднего человека это абстрактные и эстетические
переживания. В них нет особого символического содержания, связанного с личностью.
Их можно объяснить на уровне(языке) анатомии и физиологии органов чувств. C.Гроф
не обнаружил ничего, что отрицало бы их интерпретацию на ньютоно-картезианском
языке.


Абстрактные  и эстетические переживания характерны для начала сеанса и длятся
до его кульминации;  реже длятся на протяжении всего  процесса. Они представляют
как бы внешнюю сторону переживаний и содержат минимум психологических прозрений
и не выявляют глубоких уровней  подсознания. Эстетические  переживания характеризуются
резким изменением восприятия при минимуме психодинамического эффекта. Трансформации
восприятия формы и цвета любых объектов, столь яркие и сильные, что часто определяются,
как "оргии зрения" или "феерия цветов" (С.Гроф и Д.Хэлифакс).  Изменение в восприятии
мира происходит за счет расширения сенсорного барьера и интерпретации чувствами.
 Внешний мир и проявления внутреннего  мира могут казаться невероятно прекрасными,
целостно ощутимыми, чувственными,  комичными и т.д. Часто мир представляется
мифологическим, сказочным или магическим.  Эстетические переживания производят
на самоисследователей большое впечатление, иногда выражающиеся в виде благодарности
ситуации и позитивного психотерапевтического эффекта.


Следует рассмотреть явления, которые возникают у испытуемых в психотехниках с
открытыми  и  закрытыми глазами.  Если глаза закрыты,  то начало процесса погружения
в глубокое измененное состояние сознания зачастую сопровождается ощущением "оживления"
визуального поля и усиления внутриглазных (энтоптических) явлений.  Эти явления
включают в себя динамические видения цветовых пятен. Цветовые образы возникают
и исчезают, преобразуются в различные объекты, изменяющие контрастность и яркость.
Наиболее яркая динамика зрительных образов наблюдается, когда человек открывает
глаза и какое-то время наблюдает объекты вокруг себя. Когда глаза закрываются,
 оставшиеся на сетчатке послеобразы (через эмоциональную окраску,  результат
расширения сенсорного барьера и прочие физиологические реакции организма) начинают
формировать динамический процессформи-рования цветовых и образных эффектов. 
Часто насыщенная цветом мозаика энтоптического  поля  может  видеться  как изменяющиеся
фантастические пейзажи, экзотические ландшафты, подводные скопления водорослей
и т.д. Иногда в визуальном поле преобладают абстрактные геометрические объекты
и строения.  Образы могут восприниматься как интерьеры дворцов, фейерверки, 
калейдоскопические громадные дисплеи, фантастические искрящиеся цветами причудливые
фонтаны,  постоянно перетекающие один в другой образы виртуальных пространств.
 Как правило люди бывают поглощены и очарованы данными переживаниями.  Бывают
случаи,  когда они пытаются усилить визуальные явления путем надавливания пальцами
на глаза, через задержку или усиление дыхания.


При работе в и.с.с.  с открытыми глазами цвета воспринимаются более ярко, световые
контрасты усиливаются и контуры воспринимаемых объектов становятся расплыватыми
и могут изменяться. Может возникнуть изменение видения окружающего мира, когда
неодушевленные объекты воспринимаются,  как живые.  Характерны изменения в видении
лиц,  животных и объектов в виде переплетения с орнаментом или другими образами.
Многие испытуемые описывали сходство переживаний с восприятием картин Ван Гога,
 Жорж Сера.  Во время психотропного процесса интересно  изменяется видение тела.
 Возникают ощущения нарушения пропорций,  какие-то части растянуты, какие-то
уменьшены и т.д. Эти же изменения в восприятии могут происходить и по отношению
к неодушевленным предметам.  Восприятие объектов напоминает картины Пабло Пикассо.
Фактура предметов, орнамент пола  или  ковра,  аморфные  поверхности могут приобретать
причудливые формы,  образы странных животных или сказочные  ландшафты.  Оптическая
сторона переживаний и.с.с.  может быть настолько богатой, что ее можно назвать
"оргией видения".  Кроме изменений  восприятия  на  визуальном уровне  происходит
 изменение  и в акустическом восприятии.  Возникают акустические иллюзии, появляется
сверхчувствительность к звуку, одновременно  нарушаете  способность  явно различать
звуки,  что приводит к восприятию шумов,  как музыки и прочим звуковым трансформациям.
Сенсорные  сигналы  могут  вызывать  реакцию  в несоответствующих им органах
чувств, и человек может "ощутить вкус цвета" или "увидеть цвет  музыки. Психотехники
предусматривают использование музыки,  которая инициирует подъем определенных
переживаний в и.с.с.  Часто испытуемые (холонавты) обнаруживали, что открывают
в музыке такие сферы, которые были закрыты для них раньше.  Оказывалось возможным
слушать музыку всем  своим  существом,  возникало ощущение, что музыка "резонирует"
в различных частях тела и включает эмоции. Одно из общих  мнений  холонавтов,
 что  во время сеанса они "слышали музыку по-настоящему".
Динамика переживаний,  проводящая в негативную зону,  относится к психодинамическому
уровню,  также имеющему эстетическую окраску. Переживания воспринимаются как
отвратительные,  соблазнительные, агрессивные, отталкивающие и т.д. Переход от
абстрактно-эстетического к психодинамическому уровню происходит за счет модуляции
аудиовизуальных  видений  поднятым  биографическим  материалом.  Часто в этом
случае абстрактные образы выстраиваются в "картинки из жизни",  имеющие реальные
или стилизованные очертания и проявления.


Психодинамические переживания представляются  в  виде  повторного проживания
в и.с.с. позитивного или травматического опыта. Переживания часто интенсивные
и драматичные. Они представляют собой «смесь материала»  поднятого из бессознательного,
и сфер личности, часто переплетенную с мечтами, фантазиями и реальностью. Материал
обычно представлен в виде символов, защитных искажений и метафор.


Переживание опыта от зачатия до рождения - перинатапьный уровень. Его  картография
 представлена С.Грофом в виде гипотетических базовых перинатальных матриц (БПМ).
БПМ1 - соответствует периоду от зачатия до первых схваток, что по Библии соответствует
нахождению Адама в Раю. Это переживания реалистичных ощущений "хорошей матки",
 таких как  океанический экстаз,  ощущение природы в наилучшем своем проявлении
и единение с ней, опыт космического единства и гармонии, переживания приобщения
к предметам искусства высокой эстетической ценности,  воспоминания о счастливых
днях младенчества, заботе матери, путешествиях в красивой местности и т.д.
БПМ2 - соответствует переживаниям состояния жертвы,  порожденного периодом  начала
родовых схваток,  что соответствует изгнанию из Рая. Это ощущения космического
поглощения, душевные и телесные муки, безвыходность положения, апокалиптическое
видение мира. Человек видит образы в зловещих темных цветах и испытывает телесные
ощущения гнета. Проходят  в сознании воспоминания ситуаций,  угрожающих жизни
и здоровью, иногда переплетенных с  абстрактными  видениями  и  искаженной  реальностью.


БПМЗ - прохождение родового канала, модель возврата к Богу и проход  через  опыт
страданий.  Холонавт переживает усиление страданий до космического уровня, видит
яркие взрывы и фейерверки, садомазохистские оргии,  проходит  опыт переживания
уровня смерти и возрождения.  Перед мысленным взором проходят воспоминания о
драках, катастрофах, увеселениях в ночных клубах, опыт извращений, изнасилования
и родов.


БПМ4 - переживания, связанные с памятью о рождении, они соответствуют  религиозному
 пониманию  идеи  возврата  к Богу на новом уровне осознания бытия. БПМ4 характеризуется
ощущениями расширения пространства, видением гигантских помещений, яркого света
и прекрасных радужных цветов,  окрашивающих причудливую комбинацию виртуальных
миров бессознательного и реальности.  БПМ4 иногда называют осознанной БПМ1. 
Также как и в БПМ1 в БПМ4 присутствуют переживания единства с  природой,  но
они имеют другой контекст,  связанный с прекращением "тягот пути", избавлением
от опасности,  концом борьбы,  переживаются ощущения и образы начала весны, прекращения
шторма, восход солнца.


Переживания, лежащие  за  пределами  личного  опыта,   называются трансперсональными
(заличностными). Также как и остальные типы переживаний они имеют эстетическую
окраску,  обусловленную сложившейся эстетической системой мировосприятия индивида.
Например, переживание отождествления индивида с кучей навоза для одного - омерзительная
картина, вызывающая целую гамму отрицательных ощущений и воспоминаний, для другого
- часть мира,  дающая жизнь различным насекомым и прочим  существам.  Это микрокосмос,
живущий в гармонии со всей вселенной, это конец чего-то старого и начало нового.


Трансперсональные переживания в пределах "объективной реальности" могут представляться
в виде временного расширения сознания до  уровней эмбриональных, наследственных,
коллективных, эволюционных и реинкарнационных переживаний. Пространственное расширение
сознания характеризуется отождествлением с любыми объектами , единением со вселенной,
вне-телесными переживаниями,  связанными с  ясновидением,  путешествием  в пространствах,
 телепатией.  Расширение переживаний за пределы "объективной реальности" представляется
в виде спиритических и медиумических переживаний,  ощущениями  встреч  с духовными
сущностями и божествами. Это переживания встреч с обитателями других миров, интуитивное
понимание  универсальных символов и расширенное понимание связанного текста.
Часто возникает ощущение сознания вселенского Ума и Пустоты,  возможна активизация
чакр и подъем Кундалини.
Чтобы понять ценность эстетической стороны всех  типов  переживаний,  необходимо
понимание идеи моделирования реальности в расширенном состоянии сознания.  Это
в свою очередь ведет к составлению "картографии"  внутреннего пространства и
целостному видению результата эмпирического самоисследования,  который должен
быть интегрирован с  частями внутреннего мира индивида.  Техники работы в и.с.с.,
применяемые в экзистенционально-трансперсональной психологии дают возможность
 человеку увидеть мир и себя в этом мире с другой стороны, изменить "точку сборки"
восприятия.  Человек получает возможность поднять  бессознательный материал 
и пересмотреть взгляды на поступающую извне информацию.  Это происходит за счет
биохимических процессов в организме и собственно  в мозге,  вследствие  использования
формата психотренинга.  Мир остается тот же,  но воспринятие его меняется (трансовые,
дыхательные психотехники и психоделическая терапия).  Человек входит в холотропное
состояние сознания, он проживает актуальный для него материал в психотропном
процессе. Еще Ницше и Бхагован Шри Раджниш говорили о том, что ценится опыт проживания.
Именно холотропное состояние, дает возможность ощутить на всех уровнях переживаний
и осознания,  что человек - микрокосм, отражающий тотальность бытия.  Только
проживание холотропного  состояния может  дать целостное ощущение мира,  где
часть отражает целое и любой процесс может стать моделью другого процесса.  В
хилотропном - обыденном состоянии сознания мы можем только строить "ментальные
умозаключения",  использовать только знания и интеллект,  размышлять о чем либо.
Периодически работая в и.с.с., человек может составить осознанную картографию
внутреннего пространства путем сопоставления поднимаемых  образов и переживаний
с аналогичными по внутренней причинно-следственной и смысловой связи проявлениями
бытия. В и.с.с. материал представляется в символическом виде, и эта символика
может быть архитипична и индивидуальна. Анализ абстрактного и эстетического материала,
поднимаемого в и.с.с.,  с  позиции общепринятых на данный момент эстетических
ценностей,  дает возможность диагностировать холонавта и выделять спектр его
личностных проблем. Случайность появления абстрактных эстетических переживаний
можно считать неосознанной закономерностью,  которой Гроф не предавал  особого
психотерапевтического и исследовательского значения. Результаты работы с другими
психотехниками,  отличными от холотропного дыхания и LSD терапии, дают основание
считать, что эти переживания несут массу информации о динамике формирования личности
индивида. Каждый образ - идентификатор мыслеформы, имеющей значение в жизни,
и это значение и связь с другими проявлениями внутреннего мира можно установить
эмпирическим путем накопления и интеграции материала.
">

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное