Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

трансперсональная психология


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Шейх Насафи пишет так:

«Знай, что говорят о том, что Совершенный Человек есть тот, кто доводит до совершенства
четыре вещи:  добрые слова, добрые дела, добронравие и познание. А свободный
Совершенный Человек есть тот, кто доводит до совершенства восемь вещей: добрые
слова, добрые дела, добронравие, познание и отречение от Мира, отшельничество,
довольство малым и неизвестность».



Преп. Максим Исповедник:
«У человека два крыла, чтобы взлетать к Богу: свобода и благодать».




Традиционная  христианская терминология, идущая от аввы Исаака Сирина, именует
три базовых типа энергийного образа человека соответственно сверхестественным,
естественным и противоестественным  состояниями души. (Последний тип чаще называют
ещё страстным состоянием, а доминанту этого состояния называют страстью.)
Исаак Сирин характеризует их так: «Естественное состояние души есть видение Божиих
тварей, чувственных и мысленных. Сверхестественное состояние есть возбуждение
к созерцанию пресущественного Божества. Противоестественное же состояние есть
движение души в мятущихся страстях».
        Таким образом в этой модели, прежде всего, очевидно, необходимо устранить появление
противоестественных энергийных образов (страстей), заведомо несовместимых со
сверхестественным строем Богоустремлённости. Это – первая большая задача на духовном
пути: борьба со страстями и их искоренение, знаменитая «невидимая брань». Схема
трёх типов может вызвать предположение, что целью и итогом «невидимой брани»
является возврат человека к естественному энергийному образу, - дабы затем переходить
от него к совершенному строю. Однако это не так: естественный тип является предельно
изменчивым, он легко поддаётся любым воздействиям, - а среди них в здешней жизни
всегда преизобилуют толкающие и уклоняющие к страстным состояниям. Возврат к
естественному, или рассеянному, типу, лишённому всякой собранности, единства,
структуры, сулит не столько продвижение в восхождении, сколько повтор того же,
бесплодный цикл впадений в страсть – оставлений страсти – и новых впаданий в
ту же или иную страсть. Такой тип динамики отличает отнюдь не духовный путь,
но подчинённость эмпирическому порядку и, тем самым, отсутствие онтологически
значимого пути, выражаемое такими понятиями, как «суета», «марево», или восточное
«Майя». Суть же духовного восхождения составляет образование принципиально новых
энергийных структур, отличных от трёх базовых типов и последовательно приближающих
энергийный образ человека к строю Богоустремлённости. Залог и средство дальнейшего
продвижение – контроль (наблюдение, самоотчёт) человека за своим внутренним устроением,
затем развивающийся в способность управления этим устроением. Умные энергии значительно
трансформируются при этом, так что, в частности, происходит «отсечение воображения»,
отказ от созерцания внутренних образов. «Вот признаки, занятия и приметы проходящих
безмолвие разумно: ум неволненный, мысль непорочная, ...неодолимая стража над
собою, умерщвление блуда, незнание пристрастия, смерть для мира, отвращение от
чревоугодия, начало богословия, источник рассудительности, обретные слёзы, утрата
многоглаголания и всё тому подобное, к чему обычно не расположены люди» (Св.
Иоанн Лествичник. Лествица.)

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное