ПРОДОЛЖЕНИЕ «Методология интеграции или статья о правильном действии»
Татьяна Гинзбург
Рассмотрев подробно процесс интеграции можно сделать выводы о том, как сделать
дыхательный процесс эффективным и наиболее целительным для участников.
1. Для активации прежде всего необходимо - Эффективная техника, которая будет
рождать сильные переживания участвующих. Это значит, что дыхательная техника
должна быть такой, чтобы хорошо активировать паттерны участников. Т.е. тренер
должен владеть большим спектром техник и быть способен подбирать технику под
клиента, так чтобы создавать активирующие условия именно для него. Чаще всего
с новичками проблем в этом смысле не бывает. Многие вспоминают свою первую дыхательную
сессию, как самую сильную. Но для тех людей, которые уже освоили некоторые дыхательные
техники, часто бывает проблематично добраться до новых зон сознания с помощью
освоенных подходов, это означает, что необходимо либо сменить подход, либо добавить
к нему что-то новое. Например, добавление или убавление музыки может включить
новые слои, также как разрешение или запрет на движение тела, или жесткий формат
на позу тела. Однажды на дыхательном клубе я дала формат дыхания - дышать в
один ритм, взявшись за руки, - и именно это пробудило в участниках паттерны детского
взаимодействия, так что некоторые из них вспомнили свои проблемы детского общения
в группе и нашли позитивное в этом.
2. Для стимулирования осознания необходим хорошо заданный и удерживаемый на протяжении
всей сессии контекст. В котором во-первых большая роль отводится максимально
полному осознанию всех внутренних процессов, включая ощущения, эмоции, мысли,
действия и связи между ними, а во-вторых дается карта сознания, так чтобы человек
мог по ходу процесса найти себя на этой карте, сориентироваться и легко найти
правильное действие.
Например – типичное явление, которое происходит с начинающими -тетания, т.е.
сжимание рук – может быть подано ведущим как ненужный фактор, и тогда дышащему
будет очень сложно пройти эту фазу и отдаться процессу, может быть подано как
конкретная проблема с руками, а может быть подано как знак, смысл которого может
найти только сам дышащий. В последнем варианте он будет максимально внимателен
к своим рукам и заинтересован в том, чтобы наблюдать за ними.
Еще один пример: наркоман, который ест грибочки для кайфа, кроме внешнего изменения
восприятия, как правило, ничего неполучает. Мой опыт грибных процессов говорит
о том, что если подходить к ИСС из определенного контекста, например, модели
сознания Грофа, то можно достигнуть интеграции и через грибной опыт. Т.е. каждое
изменение восприятия будет рассматриваться не как просто кайфовое, а как некое
СКО, идя по которому вглубь, можно достигнуть ядра и интеграции. Несколько раз
мне удавалось это сделать.
3. Для стадии правильного действия необходимо:
Удержание широкого пространства безопасности и свободы для максимально большого
спектра действий. Так, чтобы участники чувствовали себя свободно делать практически
все что угодно. Например, на моих тренингах были ситуации когда дышащие посылали
меня на х.. (т.е. очень далеко), вопили, ругались, ласкали друг друга, пели песни,
стояли на голове….. чем больше возможный спектр – тем больше вероятностей совершить
именно правильное действие.
А также, необходимо удерживать ценности совершения правильного действия для интеграции.
Т.е. не сужение – как часто бывает – ваша задача только дышать и наблюдать за
ощущениями в теле, не двигаясь, не издавая звуков, не предпринимая никаких действий,
а наоборот – ищите то действие, которое разрешит проблему. Это не всегда необходимо
произносить вслух, иногда достаточно просто осознавать ценность правильного действия,
как закрепителя интеграции.
Исходя из сказанного выше, очевидно, что кроме создания безопасного пространства
для дышащего, становятся важными еще – точный подбор практики, хорошо развернутый
и удерживаемый контекст, стимулирующий осознание, и либеральность, позволяющая
найти правильное действие в очень широком спектре. Кроме всего этого необходимо,
чтобы тренер мог сам отслеживать состояние дышащих, и стимулировать каждую стадию.
А не просто заставлял людей копировать форму, или наоборот пассивно наблюдал
за процессом.
Пока, к сожалению, известные мне школы дыхания не используют подобной методологии.
Таким образом, потенциал западных дыхательных психотехник далеко не исчерпан.
Использование подобной методологии в различных терапевтических группах может
дать большой рост эффективности тренингов.
Исходя из приведенной выше методологии семинар, в котором используется максимально
широкий спектр техник, создаваемых специально для участвующих людей, в котором
задается и удерживается определенная картина мира и стимулируется творчество
и свобода выбора участников будет максимально эффективным для достижения целостности.
Именно такими являются трансформационные семинары Школы Игратехников: Трансзональная
Адаптация, Охота за Силой, Фундамент.
…
P.S.
Эта статья не планировалась как рекламная, а скорее создавалась из желания поделиться
накопленным опытом и знаниями. Надеюсь , что профессионалы свободного дыхания
найдут в ней полезное для себя. Буду очень благодарна за отзывы, комментарии
и конструктивную критику.
Татьяна Гинзбург
Литература:
С.Гроф, К.Уилбер,А.Веховски, Ч.Тарт «Практика холотропного дыхания»,
Джим Ленард, Фил Лаут «Ребефинг»,
Leonard Orr “Rebirthing in the New Age”,
Gunnel Minett “Breath and Spirit”,
Deike Begg “Rebirthing. Freedom from the past”
Для контакта
Мой телефон в Москве: 391-28-43, 716-58-28, 8-902-654-61-55,
В Санкт-Петербурге: 273-38-27
e-mail: holos@infopro.spb.su