Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск четвёртой недели августа.
Продолжаем разговор о нормальном и патологическом видах зависимости.
Мне важно, чтобы вы понимали, что мы будем измерять с помощью шкалы, которую изучаем на этой неделе.
Потребность в зависимости - одна из глубинных характеристик психики человека. Все люди зависимы, каждый испытывает тягу быть близким к кому-либо или быть частью чего-либо. Леопольд Сонди выделил это влечение в отдельный фактор Р, которое диагностируется методом портретного выбора.
Цитируем по книге:
Собчик Л.Н. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сонди. – СПб: Речь, 2003. – 128 с.
С. 54-58.
Фактор Р.
Этот фактор всегда проявляет себя как побуждение к диастоле, к расширению пространства бытия… В виде расширения власти над окружением (проекция) и в виде раздвижения рамок собственного Я (Эго-диастола, инфляция). Данный фактор является (как считает Сонди) «поистине человеческим фактором влечения»… он является творцом Я, прародителем сознания и посредником между душой и Духом.
Побуждение каждого человека быть в своём существовании единым с матерью, вскармливающей его грудью и ухаживающей за ним, быть с матерью в этом объединённом Я-мире, стремление переносить на мать всякую побуждающую к бытию силу и участвовать в этом всесильном дуальном существовании – это первопобуждение, которое влечёт к единению с себе подобными, с кругом животных и растений, а культурного человека – и к единению с Богом (мистическая партиципация). Это чувство снижает страх одиночества и беспомощности.
Согласно допущению Сонди, с самого начала бытия Я проецирует свою экзистенциальную силу на мать. Так формируется «дуальное существование» матери и ребёнка. Первоначальное Я ребёнка существует только в бытии матери. Позднее Я проецирует силу бытия на иные объекты окружающего мира, тогда возникают вторичные проекции. Тем самым власть Я расширяется...
Отвержение портретов по Р-фактору Сонди сравнивает с первичной мистической партиципацией (присоединением), впервые описанной Леви-Брюлем. Это как бы единобытие с тотемным животным, растением, и в особенности с тотемным предком. Тотемному объекту (то есть объекту поклонения) приписывается всемогущая сила, а единение с ним в дуальном существовании даёт возможность ощутить укрепление собственной позиции тому, кто находится в дуаль-юнионе (двойственном союзе). Так в результате партиципаци возникает Я-идентичность
и первичное доверие. Сонди не считает необходимым разделять мистическое и реалистическое начало в формировании данного типа реагирования. … Современная культура не может дать человеку такой защищённости посредством партиципации, как это позволяют ритуалы и культы первобытных народов. Это подтверждается наличием эрзац-партиципации с техникой (сотовый телефон, автомобиль и т.д.) Культурный человек обречён подпадать под действие обманчивых партиципаций, стремясь уйти от одиночества.
Негативные Р-реакции могут иметь много значений, в их числе первичная партиципация (описана выше), вторичная, часто болезненная проекция (см. далее), и побуждение искать в окружении соответствующий объект для реализации бессознательных влечений (Примечание: Похоже на случай душечки Ольги Семёновны).
Болезненная проекция (отвержение всех портретов Р) порождает проективные психозы, галлюцинации, приписывание своих представляемых переживаний другим лицам и бредовые построения.
Патологическое расширение Я (выбор всех портретов Р) даёт бисексуальную эротоманию, бред величия, сутяжно-кверулянтский бред и теоманию (религиозный бред, когда человек считает себя Богом).
Такое «одержимое Я» «полагает», что оно синхронно может быть матерью и ребёнком, мужем и женой, животным и человеком, богом и рабом, ангелом и сатаной. Инфляция Я – это такое состояние, когда Я разрешает непереносимые для него противоречия тем, что просто их не воспринимает. Проявления Я-инфляции у ребёнка может реализоваться в одномоментном сосании и мастурбации, когда он как бы удваивается в своём Я.
Сонди считает, что нет такой душевной болезни, при которой в начале заболевания не играл бы решающей роли фактор Р. При этом данный фактор обусловливает также счастье слияния с близкими и родными людьми и единства с Духом.
Зависимость от кумира, от отца, от матери, от бабушка, от сына, от дочери, от работы, от еды – зависимость присутствует в каждом из нас. Патологическая зависимость наступает тогда, когда человек не просто испытывает удовольствие от единения с предметом своей зависимости, а вне контакта с кумиром, отцом, матерью, бабушкой, сыном, дочерью, работой, едой испытывает выраженный дискомфорт, неудовольствие.
Влечение, тяга к зависимости являются врождёнными и действуют в нас всегда. Как показал Сонди, это может быть разряженное влечение (ноль выборов портретов по фактору Р), амбивалентное (уравновешенное, соответствует интегрированному Я) влечение или напряжённое влечение (отвержение всех портретов или выбор всех портретов). НАПРЯЖЁННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ РАЗРЕШИТЬСЯ В БОЛЕЗНЬ ИЛИ СУБЛИМИРОВАТЬСЯ В ПРОФЕССИИ.
О том, в каких профессиях сублимируется тяга к зависимости, вы, конечно, уже догадались – священник, учитель, психолог, психиатр. Может, поэтому Сонди так неохотно преподают в университетах? Если влечение на сублимировано, человек может заболеть (бред и психоз это психические заболевания) или сотворить себе кумира из кого-либо или чего-либо. Зависимый человек перестаёт испытывать потребность в утверждении себя как личности, ценной сама по себе.
Наркотики, алкоголь, азартные игры – это разрушительные виды зависимостей. Другие избирают нейтральные зависимости, например, обильную пищу. Третьи избирают такую форму зависимости, которая обычно рассматривается как позитивную, – работу.
Когда психотерапевт принимается за лечение от патологической зависимости, он даёт возможность пациенту выбрать себе вместо патологической другую зависимость, менее деструктивную.
Так, известно, что страдающие алкогольной зависимостью в ремиссии становятся страстными накопителями, коллекционерами. Они могут накапливать материальные ценности или стать последователями одного из множества направлений постижения здорового образа жизни, заниматься укреплением собственного здоровья и здоровья окружающих людей (сублимирует влечение к партиципации).
Почему люди становятся не просто зависимыми, а патологически зависимыми? Что мешает им разрядить своё влечение или сублимировать его? Мы не знаем ответа на эти вопросы. Наиболее распространены следующие объяснения:
1) Общей чертой подверженных зависимости людей выступает то, что все они пытаются облегчить боль, причиняемую им жизнью, которая, по-видимому, не имеет никакой цены, смысла и не доставляет радости. Возможно, это происходит потому, что они не пережили счастливого единения с матерью, полного слияния, в критически важный первый год жизни. Это позиция экзистенциальной психологии.
2) Потенциальный зависимый - это человек с психологической инфантильностью, живущий с внутренней установкой "Пусть кто-то или что-то решит за меня мои проблемы". Он попадает в рабство из-за своей лени, хотя поначалу ему приятно, что рядом с этим самым кем-то или чем-то у него нет никаких прежних проблем :) Это скорее когнитивно-поведенческий подход.
3) Абсолютное большинство людей, страдающих зависимостью, никогда не имели в детстве возможности сказать "нет" своим родителям. Под этим имеется в виду не истерически-аффективное поведение избалованного ребенка, а нормальное человеческое "нет". "Нет" человека, имеющего право на собственное мнение и убежденного в том, что мнение это небезразлично его близким. Иными словами, в его личном опыте отсутствует этап проб и ошибок, установления автономности и независимости от самой важной фигуы в в жизни ребёнка, от
его матери. Он не научился регулировать отношения, поддерживать баланс между «своим собственным», секретным, и «общим с мамой» миром. Прорыв к независимости это, как ни парадоксально, первая сознательная ложь ребёнка матери. С этого часа у него есть своя тайна, куда маме нет доступа. Это психоаналитическая доктрина объектных отношений.
4) Зависимому человеку, точнее, его внутреннему Ребенку, также может не хватать просто элементарного "шума и помпезности" вокруг того, что он делает. Понятно, что жажда подобного "восхищения извне" вытекает из необходимости, чтобы ему постоянно доказывали, что он хороший «и выигрывает в казино много денег» или ругали, что он плохой и «пропивает всё на свете». В обоих случаях Родитель или, если угодно, Супер Эго, не внутри, а вовне, в Преследователе или Спасителе, которым являются члены семьи. Это доктрина транзактного
анализа.
О какой именно зависимости пойдёт речь в шкале оценки ответов Роршах-теста, которую мы будем разбирать? НЕ О ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ по принципу делегированного со-зависимому партнёру Супер-Эго. Речь будет идти о потребности партиципации (принадлежности), о тяге найти свой всемогущий тотем, кумира. Иными словами, шкала ROD диагностирует потребность поклоняться кому-либо.
Подводя итог вышесказанному простыми словами, шкала ROD «вычисляет» сосунков и обожателей. О том, как устроена шкала и как она работает – в завтрашнем выпуске рассылки.
С уважением,
д-р Ольга Полякова