Здравствуйте, .
По просьбе уважаемого модератора Матроскина публикую свой доклад на одной из
конференций. Доклад посвящён проблемам незрячих людей с нарушениями слуха. Просто
любопытно, что народ думает о проблемах, поднятых в этой работе. Всё, что написано
в докладе почти 2 года назад, абсолютно не утратило своей актуальности на сегодняшний
день.
Проблема реабилитации слепых с нарушением слуха.
В мире живут множество людей, подпадающие под понятие "инвалид". В общественном
мнении всех их объединяет одно фундаментальное определение - неполноценные. Их
воспринимают как людей, чего-то лишившихся, или никогда не имевших, чего-то важного,
без чего невозможна нормальная жизнь среди людей ("нормальных"). Неполноценность
сама по себе предполагает компенсацию и коррекцию утраченного и нарушенного,
что лежит в основе их абилитации и реабилитации. Разнообразие соматических, функциональных
и психологических нарушений влечёт за собой множество совершенно отличных друг
от друга проблем, подходов к их решению, форм организации приспособления инвалида
к окружающей социальной среде. в контексте моего доклада все категории инвалидов
целесообразно разделить на две группы: основные и побочные, или, по-другому,
Люди с одним каким-нибудь нарушением (незрячие, глухие, люди с нарушением опорно-двигательной
системы и т.д.) и люди с комплексом нарушений. К последним относятся слепоглухие,
глухонемые и т.д. Каждая категория инвалидов нуждается в совершенно особом подходе
к своей интеграции в общество. Что касается основных категорий, то здесь мы видим
достаточно развитую инфраструктуру обеспечения их нормальной жизни в социальном
окружении. Люди, относящиеся к каждой из этих категорий объединены в общественные
организации (ВОС, ВОГ...), имеют базы для специального обучения, отдыха, разработанную
методологическую систему включения их в общество. В другом положении оказываются
люди из побочных категорий. Оставим здесь проблемы глубоких инвалидов, я хотел
бы привлечь внимание прежде всего к тем, кто, имея те или иные нарушения в лёгкой
форме, вынужден вести жизнь человека, нормального в этом отношении. Так, слабовидящий
не ощущает себя слепым, он ведёт себя как зрячий, испытывая при этом уникальные
проблемы, отличающиеся от проблем собственно слепого человека. То же можно сказать
и про слабослышащего. В качестве примера я возьму свой собственный случай. Я
полностью слепой человек, кроме того у меня снижен слух. Я пользуюсь слуховым
аппаратом, что позволяет мне более или менее сносно общаться с окружающими людьми.
Позволю себе небольшое отступление. Возникает вопрос, почему на научной конференции
мне приходится опираться на личный опыт? Здесь чётко выделяются два обстоятельства.
Во-первых., крайняя скудость имеющихся теоретических материалов по данному вопросу,
а во-вторых, недоступность для меня даже того, что всё таки есть. Основной источник
информации для меня сейчас - это интернет, но и там я не нашёл ничего, что могло
бы лечь в основу теоретической части моего доклада.
Поразмышляем о значении зрения и слуха для человека. Это два основных органа
чувств, через которые человек получает львиную долю информации об окружающем
мире. Приэтом зрение в основном отвечает за ориентировку в пространстве и восприятие
письменной речи. Слух и речь же - главный инструмент общения людей. Утрата какого
чувства для человека тяжелее - вопрос сложный и, по-видимому, неразрешимый, но
насколько тяжело тем, кто лишён обоих чувств! Однако практика показывает, что
труд и наука позволяют так или иначе интегрировать и таких людей. Я же остановлюсь
на проблемах тех, кто вроде бы слышит, но слышит плохо. Если проблемами слепоглухих
очень серьёзно занимались, то мой случай практически неисследован. Нигде в литературе
я не встречал даже намёка на постановку такой проблематики, а она существует.
Перейду теперь непосредственно к изложению своего опыта. Я студент, учусь на
философском факультете. Специфика выбранной специальности заключается в том,
что для успешного усвоения материала, а потом для работы необходимо прежде всего
чтение огромного количества литературы, а также активное участие в различных
публичных мероприятиях (конференциях, заседаниях, советах...); Нужно ли говорить,
что зрение и слух - важнейшие инструменты в данной работе. Парадокс в том, что
здесь как нигде больше слух мог бы скомпенсировать отсутствие зрения.
Мне не удалось найти материалов по видам и характеристикам различных разновидностей
тугоухости. Поэтому просто расскажу об особенностях своего слуха и возникающих
проблемах, как я их воспринимаю. Я практически нормально слышу в спокойной обстановке,
где мало народа (небольше 3 - 5 человек). Очень важно, чтобы компания состояла
из хорошо знакомых мне людей, знающих, как со мной нужно общаться, в частности,
когда я с кем-то сижу разговариваю рядом, я всегда сажусь так, чтобы собеседник
сидел от меня слева, где у меня слуховой аппарат, то же правило и с сопровождающим
- меня всегда берут за левую руку. Однако в шумной компании, особенно если она
состоит из малознакомых людей, возможность полноценного общения для меня резко
уменьшается, практически сводится к нулю. Если в помещении идёт более одного
разговора, то для меня речь сливается в нечленораздельный шум, из которого вырываются
отдельные слова и фразы. Поэтому я, как правило, молчу за столом во время праздника,
а также на переменах в университете. Правда, если обращаются непосредственно
ко мне, тогда я услышу, по-видимому потому, что приэтом человек поворачивается
ко мне лицом.
Общение затрудняет также и то, что я с трудом узнаю людей по голосу. Конечно,
близких я узнаю, но чтобы научиться узнавать человека по голосу, я должен с ним
несколько раз поговорить, и то это не гарантия. В своей группе из полутора десятка
сокурсников я узнаю в лучшем случае половину, хотя и проучился с ними уже 4 года.
Это обстоятельство, хотя и не мешает мне в повседневной жизни, имеет очень большое
негативное значение в глобальном масштабе. невозможность (или неумение) вести
себя в малознакомой компании, сходиться с малознакомыми людьми, полностью лишает
меня возможности знакомиться с нужными (или просто приятными людьми), резко ограничивая
круг общения. С одной стороны я не могу участвовать в общем разговоре, а с другой
- даже если такой разговор состоялся, вероятнее всего я в последствии не узнаю
своих собеседников и не смогу продолжить знакомство.
Достаточно слабая общая реабилитированность пока не даёт заметить весь объём
потенциальных проблем, которые возникнут после начала самостоятельной жизни,
однако и без того ясно, что слабослышащий незрячий - человек, нуждающийся в дополнительной
реабилитации даже по сравнению с только слепым. Данная конференция станет в очередной
раз пробой сил, поиском решений обрисованных проблем.
Поразмышляем теперь о том, что можно сделать. Конечно, это будет только набросок.
На одном из сайтов в интернете я нашёл такие рекомендации по общению со слабослышащими:
* Слегка прикоснитесь к руке человека, чтобы обратить на себя внимание перед
разговором.
* Если Вы стараетесь поддержать разговор, то, насколько возможно, устраните посторонние
звуки, например, телевизор или радио, так как они будут только мешать.
* Разговаривая с человеком, стойте лицом к лицу, чтобы он мог видеть движения
Ваших губ и выражение лица. (в нашем случае это требование тоже очень важно;
см. выше).
* Говорите медленно, ясно и немного громче, чем обычно. Не произносите слова
неестественно, намеренно по слогам и не кричите. Манера вести разговор чётко
и спокойно помогает человеку, который читает по Вашим губам, легче Вас понять.
* Не повторяйте одно и то же слово несколько раз.
* Старайтесь произносить предложения монотонно - не понижайте голос в середине
или в конце фразы.
* При разговоре расстояние между Вами и больным не должно быть более 2 м.
* Если Вы видите, что человек не понял Вас, измените слова, а не громкость Вашего
голоса. Крик иногда только ещё больше огорчает человека, и он всё равно не может
понять, о чём Вы говорите. Высокие тоны также трудно воспринимаются человеком,
имеющим проблемы со слухом (что интересно, лично я высокие звуки, например женский
голос, слышу лучше низких).
* В экстренной ситуации будьте уверены, что Вы сможете помочь людям со сниженным
слухом, потому что они могут не услышать сигнал или указания к действию.
Привёл я столь большую цитату потому, что сам, прочитав этот текст, поразился,
как всё таки мало нужно, чтобы решить все мои проблемы! Человек, хотя бы раз
в жизни прочитавший этот текст, при встрече со слабослышащим бессознательно будет
знать как себя вести, чтобы сделать общение обоюдно комфортным. Следование этим
правилам не сопряжено с какими-либо непривычными для здорового человека действиями,
в конце концов, это требования к общей культуре общения. Вместе с тем, составители
этих правил ориентировались на тех, кто компенсирует нарушение слуха при помощи
зрения. Я даже исключил ряд правил, которые для незрячего не имеют никакого смысла
(вроде правил для облегчения распознавания речи по движению губ и пр.).
Итак, из вышесказанного вытекают два совершенно чётких требования к современной
научной и просто творческой общественности, а также к государству. Во-первых,
необходима организация комплексных научных исследований в специфики проблем слепых
с частичной утратой слуха, и разработка на их основе методик реабилитации таких
инвалидов; во-вторых же, необходима организация граммотной информационной компании
в СМИ, направленной на то, чтобы проинформировать население хотя бы о таких простых
и выполнимых правилах, которые я привёл.
В заключение Хотелось бы пожелать всем нам, чтобы поскорее закончилась эта полоса
бесконечных кризисов в нашей многострадальной стране, чтобы наши граждане наконец-то
вышли из нищеты, отнимающей всякую возможность думать о чём-нибудь, кроме куска
хлеба. Только общий подъём культуры может сделать наиболее эффективными любые
реабилитационные мероприятия, любые попытки включить человека с ограниченными
возможностями в нормальную человеческую жизнь.