[Гласность] чипизация мозга
Мы за Восстановление работоспособности Всероссийского общества слепых!
Татьяна Морозова
Форсайт-проект <Детство 2030> пугает родителей чипизацией мозга детей
<Геноцид!> - так на XVII Всекубанских Кирилло-Мефодиевских чтениях и Всероссийском
родительском форуме в Москве в конце 2011 года клеймили Форсайт-проект
<Детство 2030>. Проект, предложенный к обсуждению Общественной палатой РФ взрывает
все традиционные представления о семье и образовании.
Форсайт-проект <Детство 2030> пугает родителей чипизацией мозга детей
Его идеи изложены в так называемой Дорожной карте - схеме развития детства в
России до 2030 года на сайте проекта www.detstvo2030.ru.
Кураторы проекта - Благотворительный фонд <Мое Поколение>, созданный в 2005 году
президентской администрацией и некая Международная Методологическая Ассоциация.
Руководитель проекта - Алина Радченко, руководитель Аппарата Общественной палаты
Российской Федерации, а сама палата - главный партнер проекта.
Дорожная карта (этапы в разное время существования проекта менялись, но <МР>
собрал все, что были указаны авторами проекта)
2018 - виртуальная имитация жизни, устройство для загрузки информации на кору
головного мозга
2020 - возможность полной роботизации и автоматизации, -многообразие форм совместной
жизни, дети растут в воспитательных сообществах, -дети в разных вопросах
и в разное время становятся самостоятельными (12-30 лет) -дети смогут зарабатывать
деньги в Интернете, а любую профессию можно будет освоить в виртуальной
реальности
2023 - появление робота-ребенка и робота-няни
2025 - дети могут рождаться с заданными характеристиками, дети смогут участвовать
в создании вещей, устройств и интерфейсов
-Воспитанием и уходом за детьми смогут заниматься роботы
-Способности ребенка можно увеличивать за счет технологических новаций
-Признание родительства профессией, запуск образовательных программ для родителей
-2030 - чипизация человека, генная модификация человека.
<Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими
сетями. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами
и обеспечивать непрерывный контроль за поддержанием их жизнедеятельности, улучшением
качества жизни, и таким образом сокращать социальные расходы государства.>
(Эту фразу из реальной <<Стратегии развития электронной промышленности России
на период до 2025 года>> можно было прочитать на сайте еще несколько месяцев
назад.)
Помимо этих этапов, идеологи проекта предлагают
в образовании:
-Отменить классно-урочную систему, систему оценок, стандарты программ и школы
в их сегодняшнем понимании. У детей должны быть индивидуальные траектории
получения знаний
-В градостроительстве и среде обитания Превращение города в <порталы взаимодействия>
детей и взрослых. Квартиры, учреждения, дворы, улицы должны быть перепроектированы
для активного включения детей в жизнь.
В семье
Введение института компетентного родительства как системы специальной подготовки
родителей.
Материальная поддержка со стороны государства будет увязано с добросовестным
выполнением родителями своих обязанностей.
Разработка <Электронного паспорта семьи> для <работы> с семьями.
Создание <воспитательных сообществ>. Идеологи в одних местах допускают формулировки
о том, что дети в них <растут>, в других - получают дополнительные
возможности.
Презентация форсайт-проекта <Детство 2030> произошла на IX Всероссийской выставке
научно-технической молодёжи 24-27 июня 2009 года. Он также был представлен
от имени России на всемирной выставке научных достижений <ЭКСПО-2010> в Шанхае.
Что будет дальше
Общественная программа <Детство> пока не предполагает прямой реализации в виде
каких-то законопроектов. Как пишут идеологи, пока цель - конструктивный
диалог между экспертами, политиками, представителями органов государственной
власти, родителями.
<Основная задача - встряхнуть общество, донести, что детские проблемы заслуживают
более серьезного внимания, системной проработки и принятия решений уже
сегодня>.
Мнения экспертов
Павел Правосудов, главный редактор журнала <Технологии в электронной промышленности>
-Как я понял речь идет о коммуникационном чипе, позволяющем стыковаться с сетью.
Мне кажется, авторы программы пересмотрели анимэ. Чипы уже вовсю вживляют
животным, например, собакам или коровам. В чипах содержится различная информация
о них, например, на случай, если собака потеряется.
Перспектива вживить такой чип человеку на первый взгляд кажется ахинеей, но трудно
представить, что будет в головах у чиновников к 2030 году. Во всяком
случае, теоретически вживить чип под кожу с биометрическими и любыми данными
можно человеку уже сейчас.
<Выключить> чип при этом довольно сложно, скорее всего, его можно только убрать.
Что же касается чипизации мозга и влияния через чип на саму личность человека
- это фантастика.
Возможностей соединения нервной ткани с электронными системами нет, и вряд ли
они появятся, так что говорить о влиянии на способности нельзя. Есть потенциальные
технологии вживления электроники для сокращения мускулов, но не более того.
Олег Тиходеев, кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики и селекции
СПбГУ
-На сегодняшний день любые работы по получению генетически модифицированных людей
официально запрещены на международном уровне. Изменится ли отношение
к этому вопросу в ближайшие 20 лет, я не знаю. Пока что серьезных оснований для
этого нет.
С сугубо технической точки зрения, генетическая модификация человека вполне возможна,
но только на уровне одноклеточного зародыша. Взрослого человека или
хотя бы новорожденного ребенка модифицировать уже поздно: он состоит из многих
миллиардов клеток, а изменить нужно каждую (иначе останутся исходные наследственные
задатки).
В настоящее время работы по выявлению генов, контролирующих психику человека,
находятся еще в самом начале. Уже выявлено около 15 генов, принимающих участие
в контроле таких аспектов поведения как внимание, память, способность быстро
переключаться на новые задачи, алкоголизм, склонность к перееданию.
Но влияние каждого из этих генов совсем невелико, поскольку любая черта человеческой
психики совместно контролируется многими десятками генов. Поэтому
вопрос о рождении детей с заданными психическими свойствами - еще очень далекая
фантазия.
Но, несмотря на обывательские страхи перед генетикой поведения человека, исследования
в этой области нужно всячески развивать. Без детального изучения
молекулярно-генетических основ поведения человека мы никогда не научимся лечить
или хотя бы временно замедлять такие печально известные и широко распространенные
заболевания как болезнь Альцгеймера и многие другие ей подобные.
Мое личное мнение: поскольку проект был запущен в 2008 году, его общая идеология
очень похожа на тогдашние попытки реформировать все школьное образование.
Исходная идея, по-видимому, заключалась в следующем: провозгласить некие супер-глобальные
задачи, чтобы на них выделили побольше денег, а что с ними дальше
будет. А конкретные результаты, как обычно, никого не интересовали.
Михаил Эпштейн, директор образовательного центра <Участие>, кандидат педагогических
наук
С рядом положений-предположений <Детство 2030> я согласен. Например, с неэффективностью
классно-урочной системы и системы оценок, поддерживаю переход от
стандартизированного образования к индивидуальным траекториям. Согласен, что
надо менять архитектуру школ.
Многие исследователи, просветители и прочие деятели про это давно говорят. Некоторые
даже в локальных "опытах" реализуют. Но когда это случиться системно
- не знаю. Может быть и к 2030-му году:.
Про семью и родительство - тенденции, по-моему, отмечены верно. Про это уже многие
говорят, а государство проблемы не замечает, ну такое у нас государство.
А вот что такое <компетентное родительство> - не очень понимаю. Как в традиционных
российских условиях может оцениваться <добросовестность выполнения родителями
своих обязанностей> - не понимаю, и опасаюсь.
Про то что "К 2020 году дети смогут зарабатывать деньги в Интернете" верю, да
это уже и сегодня происходит. Что касается всяких чипов и роботов... С одной
стороны, это научная фантастика, с другой - мы же видим: что раньше было фантастикой,
начинает на наших глазах становиться реальностью. Все эти <чипы>
и всякая <виртулаьность> и правда становятся реальностью, хотя конечно до полной
<чипизации> еще далеко...
Думаю, что проект - это анализ тенденций, а не план конкретных действий. Поэтому,
я не склонен раздувать проблему. Помните, у Жванецкого : безопасно делать
прогнозы про 2050 год - вряд ли кто-то из тех, кто сегодня слушает, доживет..
Что касается борьбы <общественности> с проектом... Ну, что поделаешь , к сожалению
народ настолько <зачипован>, что не в состоянии обсуждать сутевые, реальные
проблемы и задачи (поднятые в том числе в этом проекте) , зато с радостью начинает
бороться с очередными <ведьмами>.
20 января 2012, 11:26 | Татьяна Морозова, "Мой район"
Контакты
Интернет - портал "За достойное образование наших детей" www.spbobrazovanie.ru
*
Пожалуйста, поделитесь со знакомыми адресом для подписки на Гласность:
psychology.oglaska-sub@subscribe.ru
*
Данное сообщение отправлено 258 подписчикам.