Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Работа с травлей и межнациональные конфликты -2


 Добрый день, друзья и коллеги.
По поводу медиации межкультурных конфликтов
Мне кажется, что надо определиться  с тем, что именно медиатор может отнести к межнациональным (межкультурным) конфликтам и как это повлияет на его работу.
 
На мой взгляд, конфликтную ситуацию можно трактовать как межкультурную (межнациональную), когда  у участников  доминирует восприятие себя как части национальной (культурной) общности (а не как людей, самостоятельно принимающих в конфликте решения).   
В результате получается, что принятие индивидуальной ответственности и поиск выхода затруднены, поскольку человек постоянно ориентируется на мнение «своей» общности. Также  он  ссылается на  историю прошлых отношений этой общности с другими, в которые он лично включен не был, но которые  влияют на его восприятие ситуации и  ее возможное решение.
 
То есть,  медиатор сталкивается с ситуацией, когда человек выступает не от своего имени, а от имени своей  общности (при этом зачастую достаточно смутно  представляя, что именно важно для этой общности), «говорит ее языком»,  использует  принятые в ней дискурсы и представления.
 
Впрочем, в каком-то смысле, любой человек  относит себя к какой-либо группе (семье, классу, национальности) и воспринимает ситуацию через призму представлений, принятых в этой группе.  Сложность у медиатора может возникнуть, если влияние групповых представлений слишком сильно, сильнее собственного мнения человека.
 
Я пока вижу две возможные  стратегии  работы медиатора с подобной ситуацией.
 
1. Медиатор старается вывести человека из-под влияния значимой  для него общности и ее представлений, сконцентрироваться на  ситуации  самого человека и его личной ответственности. Например, разговаривать с  участниками группировки по отдельности, больше обсуждая их жизнь вне группировки и личное отношение к произошедшему событию (насколько я помню, о подобной работе рассказывала Светлана Гладких на семинаре по обсуждению кейсов).
 
2. Медиатор поддерживает идентификацию человека со значимой для него  общностью, но обращается к ее положительному опыту, традициям примирения, которые есть в этой общности.  Например, обсуждая, как поступили бы  в подобной ситуации уважаемые им люди, какие есть ненасильственные способы решения конфликтов у его народа и т.п.
 

Поэтому медиатору важны представления о различных традициях примирения, существующих у разных народов и возможность включения элементов этих практик в  процесс медиации (например, участие в медиации авторитетного для участников человека и т.д.).

Антон Коновалов

 http://konovalov-a.narod2.ru/


В избранное