Разрешение конфликтов Работа с травлей и межнациональные конфликты -2
Добрый день, друзья и коллеги.
По поводу медиации межкультурных конфликтов
Мне
кажется, что надо определиться с тем, что именно медиатор может
отнести к межнациональным (межкультурным) конфликтам и как это повлияет
на его работу.
На мой взгляд, конфликтную ситуацию
можно трактовать как межкультурную (межнациональную), когда у
участников доминирует восприятие себя как части национальной
(культурной) общности (а не как людей, самостоятельно принимающих в
конфликте решения).
В результате получается, что принятие
индивидуальной ответственности и поиск выхода затруднены, поскольку
человек постоянно ориентируется на мнение «своей» общности. Также он
ссылается на историю прошлых отношений этой общности с другими, в
которые он лично включен не был, но которые влияют на его восприятие
ситуации и ее возможное решение.
То есть,
медиатор сталкивается с ситуацией, когда человек выступает не от своего
имени, а от имени своей общности (при этом зачастую достаточно смутно
представляя, что именно важно для этой общности), «говорит ее языком»,
использует принятые в ней дискурсы и представления.
Впрочем,
в каком-то смысле, любой человек относит себя к какой-либо группе
(семье, классу, национальности) и воспринимает ситуацию через призму
представлений, принятых в этой группе. Сложность у медиатора может
возникнуть, если влияние групповых представлений слишком сильно, сильнее
собственного мнения человека.
Я пока вижу две возможные стратегии работы медиатора с подобной ситуацией.
1.
Медиатор старается вывести человека из-под влияния значимой для него
общности и ее представлений, сконцентрироваться на ситуации самого
человека и его личной ответственности. Например, разговаривать с
участниками группировки по отдельности, больше обсуждая их жизнь вне
группировки и личное отношение к произошедшему событию (насколько я
помню, о подобной работе рассказывала Светлана Гладких на семинаре по
обсуждению кейсов).
2. Медиатор поддерживает
идентификацию человека со значимой для него общностью, но обращается к
ее положительному опыту, традициям примирения, которые есть в этой
общности. Например, обсуждая, как поступили бы в подобной ситуации
уважаемые им люди, какие есть ненасильственные способы решения
конфликтов у его народа и т.п.
Поэтому медиатору
важны представления о различных традициях примирения, существующих у
разных народов и возможность включения элементов этих практик в процесс
медиации (например, участие в медиации авторитетного для участников
человека и т.д.).