Разрешение конфликтов Работа с травлей и межнациональные конфликты -1
Сытый голодного не разумеет.
Я хочу обратить внимание на интересный взгляд,высказываемый Арнольдом Минделлом в книге «Сидя в огне» (она есть в интернете).
Минделл говорит, чтоу каждого человека есть определенный ранг, то есть «сумма привилегий личности», и ону разных людей разный.Обычно
у начальника ранг выше, чем у подчиненного, у коренного жителя выше,
чем у приезжего, у учителя выше, чем у ученика и т.д.
«Ранг
- сознательная или бессознательная, общественная или личностная
способность или власть, проистекающая из культуры, общественной
поддержки, личной психологии и/или духовной силы. Ранг, независимо от
того, заработали вы его или унаследовали, в значительной степени
организует ваше поведение.»
Когда возникает спор, например,между образованным и
обеспеченным жителем Москвы, и приехавшим на заработки
«гастрабайтером», то надо помнить, что их мироощущение разное. Первый
чувствует, что его интересы защищаются властью, образование позволяет
емуболее аргументировано преподносить свои взгляды. В конце концов,страх голода его не тревожит, он на «своей территории», «дома и стены защищают» и т. д.
Приехавший
чувствует себя «чужим» в «стане врага», у него периодически проверяют
паспорт, ему постоянно надо продлевать регистрацию, и что-то доказывать,
соглашаться на меньшую оплату и так далее.
Еще
пример: у учителя больший ранг и власть: он может перенести (вольно или
невольно) свое негативное состояние на учебный процесс («завалить»
ученика) и ученик это понимает. Взрослые (учителя, родители и
администрация) изначально выше подростка ростом, говорят громче, могут
его перебить, прекратить разговор по своему желанию, начать разговор не
спрашивая желания ученика, разглашать полученные сведения или обсуждать
их в своем кругу или с другими учениками, использовать
уменьшительно-ласкательные имена без разрешения[1],
их речь четче выстроена и звучит убедительней, они могут использовать
по отношению к ребенку такие слова и выражения, которые будучи
возвращены им подростком будут восприняты ими как оскорбление и хамство и
так далее. Взрослые (учителя, родители и администрация) почти никогда
не замечают свой ранг, поскольку привыкли к нему.
Подросток почти никогда не может «на равных» донести свое видение случившегося. А если он свою позицию считает вернойто,
(в том числе для самосохранения себя как личности) ему приходится
прибегать к деструктивным способам: кричать, придумывать возражения,
высказывать свое критическое мнение среди других учеников, винтернете или на стенах туалета (раз больше негде). Или ВЫРАЖАТЬ свое несогласие через вандализм, агрессиюк ученикам и учителям, демонстративное поведение и пр.
Конечно, взрослые могут сказать: «да какое это мнение, это же толькоребенок,
что его слушать». Но если один человек не слушает другого, почему он
ожидает, что будут искренне и внимательно слушать его? А если его
устраивает формальное выслушивание, но тогдабессмысленно
ждать изменений. Один формально высказался, другой формально выслушал,
никто никому ничего не должен. (В традиционных общинных культурах иначе -там сохранилось некритическое уважение и почтение к старшим, но в современной разобщенной культуре больших городовуважениев основном ограничено родными и близкими)
В завершение - еще цитата из книги А. Минделла:
«Ранг — это наркотик. Чем выше он у вас есть, тем меньше вы осознаете силу
его негативного воздействия на вас.
Вспомните
строгого преподавателя, вселявшего в вас ужас, когда вы были ребенком.
Некоторые учителя осознают свой ранг и правильно используют власть над
детьми. Другие его совсем не чувствуют. Прививая детям дисциплину, они
лишь запугивают их, ничему по сути не обучая. Их использование ранга
делает их отталкивающими и недоступными.
У
каждого из нас есть какая-нибудь форма ранга. Наше поведение
показывает, насколько мы его осознаем. Когда мы относимся к рангу
невнимательно, общение становится запутанным, во взаимоотношениях
возникают хронические проблемы.
В
мире бизнеса начальники редко понимают, почему жалуются их подчиненные.
Должностные лица забывают свою власть, полагая, что в трудностях,
переживаемых компаниями, виноваты люди, стоящие ниже их на корпоративной
лестнице.
Образованные
люди часто считают тех, у кого меньше образования и опыта, глупыми и
незрелыми. В психологических и духовных кругах ветераны считают новичков
недоразвитыми, невежественными, глупыми и менее ценными. Ранг ослепляет
нас, и мы начинаем недооценивать других.
Нечувствительность
к рангу раздражает вас, доводя порой до белого каления. Тем не менее
ждать, что обладающие рангом признают свою неосознанность, означает, что
вы рассчитываете, что они окажутся людьми более зрелыми, чем остальные.
Хотя поначалу такое ожидание кажется порой оправданным, в процессе
работы оно наталкивается на сопротивление, так как обладатели ранга
начинают чувствовать себя дискриминируемыми как другими участниками,
подвергающими их критике, так и фасилитаторами.
Ранг
наблюдается не в зеркале. Он складывается в тонких состояниях ума.
Принадлежа к самой престижной группе в вашей культуре, вы воображаете
себя нормальным, а тех, кто на вас не похож, считаете маргиналами.
Психологический
ранг — это наркотик, который подавляет наше осознавание чужой боли и
учит нас смотреть на других свысока. Мы видим в них всего лишь «жертвы
обстоятельств». Ранг позволяет нам воображать, что мы поднялись выше
чужих проблем, и на заботы тех, кто находится в неблагополучной
ситуации, мы смотрим отчужденно. Наше эго изолирует нас. Даже если мы
сами в прошлом терпели угнетение, сегодня мы не проявляем никакого
желания способствовать уменьшению угнетения в мире. Вместо того чтобы
расшириться настолько, чтобы понять чужую ситуацию, мы настаиваем на
том, чтобы другие были такими же, как мы.
Как
я уже сказал, ранг — это наркотик, благодаря которому мы хорошо себя
чувствуем. Мы забываем, что подсели на него. Как и в случае с героином,
для того чтобы продолжать хорошо себя чувствовать, нам нужно его все
больше и больше. Чтобы питать эту свою привычку, мы крадем его из чужого
благополучия и из окружающей среды. В конечном счете, другие люди не
могут больше этого выносить и восстают.
Те,
кто не осознает ранга, не ведают, что творят. Другие же не понимают,
почему испытывают к ним неприязнь. Ни одна сторона не знает, о чем на
самом деле они спорят, и ситуация легко может обостриться до
столкновения.»
[1] Например, обращение: «Скажи мне, Катенька…» от учителя по отношению к 15-летней школьнице звучит, мягко говоря, некорректно.