Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Разрешение конфликтов

  Все выпуски  

Разрешение конфликтов Работа с Жертвами (пострадавшими) - 1


В связи с развитием в России служб примирения и распространения медиации возобновляются выпуски рассылки. Кроме того, принято постановление о создании в Москве до 2013 года служб примирения во всех образовательных учреждениях города. Поэтому я буду размещать материалы по особенностям работы медиатора с разными конфликтами в образовательных учреждениях (школах, социально-психологических Центрах), а также по делам из комиссий по делам несовершеннолетних. 


Когда медиатор встречается с жертвой преступления или школьной травли, ему важно понимать состояние, в котором находится жертва. 

Мартин Салигман в 1965 году провел такой эксперимент (если кратко): в два закрытых ящика были помещено по собаке, которых раздражали электрическим током. Но в первом ящике был рычаг, дернув за который собака могла отключить болевое раздражение, а у собаки во втором ящике этот рычаг не действовал. Число раздражающих импульсов было одинаково, но первая собака могла «управлять» процессом, а от второй собаки ничего не зависело, чтобы она не делала. Во второй части эксперимента собак посадили в открытые (!) ящики и опять подвели раздражающий ток. Собака из первого ящика выскочила, собака из второго легла вниз и скулила, хотя препятствия уже не было. Этот феномен был назван «выученной беспомощностью».

Позже в 1976 году Лангером [Langer] и Родином [Rodin] были проведены исследования в домах престарелых, которые показали, что если пациенты могут выбирать распорядок, меню и пр. и пр. и в целом больше несут ответственность за свое здоровье, они чувствуют себя лучше, настроение у них лучше, здоровье и активность выше.

Еще одно исследование в тюрьмах показало, что хотя бы разрешение заключенным двигать мебель и дать возможность управлять телевизором позволило удержать их от нанесения себе каких-либо увечий и проведения восстаний. В приютах для бездомных, где люди не могут выбрать свои собственные кровати или выбрать, какую еду есть, менее вероятно, что их обитатели попробуют устроиться на работу или найти жилье. Эксперименты, проведённые Мартином Салигманом и последователями показывают, что состояние «выученной беспомощности» (когда действия человека не влияют на изменение его ситуации) может надолго «оставаться на человеке» и влиять на его дальнейшую жизнь. Выходом из этого является возвращение себе контроля надо происходящим, понимание связи собственных действий с происходящими изменениями.

Эти эксперименты еще раз подчеркивают, как важно жертве правонарушения быть информированной о происходящем, как важно возвращение в свои руки контроля (но надо отделить контроль над обидчиком от контроля над процессом выхода из виктимного состояния). На первый план помощи жертве может выходить поддержка ее понимания произошедшего: какие у нее есть возможности для изменения ситуации, какие ее дальнейшие действия к чему приведут. Восстановление логичных связей между действиями и событиями может показаться не очень значимым, но дело в том, что пострадавший (если прошло не много времени) часто находиться в состоянии шока. Поэтому его способность к пониманию "заблокирована". Его попытки избавиться от тягостного состояния могут иметь хаотичный и деструктивный характер. Но речь идет не только о работе с переживаниями, а и об осмыслении случившегося и определении новых смыслов в теперешней жизни (после трагического события).

Пониманию медиатором ситуации может помочь знание медиатором определённых стадий, которые переживает человек в трагической ситуации. Например, стадия «поиска виноватого». При незнании желание жертвы наказать обидчика может интерпретироваться медиатором как отказ от медиации и стремление к мести, в то время как это естественная фаза, пережив которую пострадавший может согласиться на участие в медиации.


 
www.konovalov-a.narod2.ru
Konovalov-A@yandex.


 


В избранное