Разрешение конфликтов Работа с Жертвами (пострадавшими) - 2
В продолжение рассылки о работе с
жертвами криминальных ситуаций и школьной травли:
Состояние
жертвы хорошо описано у Ховарда Зера, и я хочу остановиться на следующем
моменте: жертва часто оказывается в изоляции со своей бедой. У окружающих нет
такого опыта, который обрела она; они не знают, надо ли обсуждать сложившееся и
в каком языке об этом можно говорить. Частая реакция: «Все забудь, не
придавай значения и успокойся!» не помогает пониманию. Разговор с
медиатором о случившемся может помочь человеку понять свое отношение к
случившемуся и начать планировать выход из ситуации. Тут я хочу добавить
следующее: разговор с медиатором важен, но он не заменяет обсуждение
случившегося в кругу близких (известно например, что супруги, пережившие смерть
ребенка, часто разводятся, поскольку по разному переживают произошедшее ее и не
могут понять друг друга). Поэтому с одной стороны медиатор способствует тому,
чтобы жертва могла достаточно свободно рассказывать о случившемся, а с другой
он может помочь созданию поддерживающей группы из близких вокруг жертвы, помочь
им понять ситуацию жертвы, наладить между ними коммуникацию, организовать
встречи (например, в форме Круга поддержки).
Человека
волнуют вопросы: был ли смысл в его беде и в чем он, есть ли в этом его вина, и
какой урок он может вынести из случившегося. Возможные вопросы для осмысления
произошедшего: «какое место в вашей жизни занимает эта ситуация и какое
вы хотели, чтобы она занимала?», «Спорите ли вы с кем-то внутри
себя когда остаетесь одни и можно ли этот диалог превратить в разговор с
другими людьми, чтобы вы могли высказаться и вместе поискать ответы?».