Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Повышение эффективности жизни. Технологии риск-менеджмента Урок второй. Установление целей.


Мое новое предложение: бесплатная ознакомительная сессия коучинга. Подробности на http://olegshen.ru/programms

Добрый день.

Рассмотрим второй элемент концепции  комплексного управления рисками - «Установление целей», так же как в прошлом уроке: вначале цели предприятия, затем цели человека.

 1. Установление целей является обязательным условием эффективного выявления и оценки рисков и воздействия на них. Почему? Потому, что логично вытекает из классического определения риска: «Риск – вероятность не достижения цели». Если цели не установлены, то и риска нет и, соответственно выявлять и оценивать нечего.

Цели должны ставиться с учетом допустимого, с точки зрения совета директоров и менеджмента предприятия, уровня риска.

Стратегические цели предприятия устанавливают задачи высокого уровня, которые соответствуют и поддерживаются миссией предприятия. Например, стратегические цели или цели высшего уровня могут отражать нацеленность менеджмента на повышение стоимости компании для акционеров. В отличие от стратегических, операционные цели всегда конкретны и измеримы. Примером конкретных целей являются показатели годового плана – валовый доход, выручка и т.д.

В процессе установления целей менеджмент устанавливает связанные цели на каждом уровне предприятия.  Все связанные цели соответствуют и находятся в рамках принятой стратегии и планов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Каждый уровень целей связан с более конкретными целями (целями подразделений, департаментов, отделов), которые каскадом проходят через все предприятие.

 Установленные цели должны обладать определенными характеристиками, например, быть конкретными, измеримыми, достижимыми и т.д. Если нет, возникает интересная ситуация - опять из моей практики. В плане департамента на год была записана цель «повысить квалификацию сотрудников бухгалтерии». Как думаете, можно ее достичь? Правильно, нет. Потому, что достигать нечего: неясно какую квалификацию повысить, какого числа сотрудников, каким образом, в каком квартале года?

 Для оценки правильности установления целей используется анализ целей по критериям SMART (рассмотрим ниже).

 2.  По моему глубокому убеждению, правильно сформулированная и поставленная цель – это уже 50% успеха. Почти все, кого я спрашиваю: «У вас есть цели в жизни?», уверенно отвечают мне: «Да, конечно есть».

«Прекрасно, - говорю я, - а какие цели, можете сформулировать?»

И тут, я слышу общие слова – лозунги прямо, и часто наблюдаю «зависание»: «жить правильно», «все детям, для них живем». «м-м», «ну-у..», глаза к небу в поисках ответа, иногда агрессия – «пристал со своими вопросами».

С целями, как выясняется – беда. Вместо целей – что-то неопределенное, туманное, но красивое. Одним словом, мечта.

И становиться понятно, почему у большого количества людей неустроенность в жизни, проблемы, неудачи.А как иначе: «Когда не знаешь куда плыть, не один ветер не будет попутным».

Надеюсь, убедил вас в чрезвычайной важности иметь четкие и ясные цели.

Теперь о том, как убедиться, что установленные цели ясны и четко, сформулированы правильно.

Сделать это достаточно просто – проверить цель по критериям SMART. SMART – аббревиатура английских слов: specific, measurable, achievable, relevant, timed.

Что это значит?

  •  Specific – цель должна быть конкретна. Из формулировки цели должно быть четко и однозначно понятно, что именно необходимо достичь.
  • Measurable - цель должна быть измерима. Должны быть определены конкретные количественные и/или качественные параметры цели, которые поддаются измерению. Например, достичь не просто богатства, а 1.000.000 долл. США, а лучше евро. То есть, должен быть формализованный показатель того, что цель достигнута. То есть образ того порта, куда плывет наш корабль.
  • Achievable - цель должна быть достижима именно для того, кто ее ставит. Достижимость также означает, что в наличии имеются или потенциально имеются, доступные ресурсы. Например, ставить цель 20-летнему человеку к 25 годам стать топ-менеджером крупной компании, мягко говоря, не умно. Ресурсов не хватит – знаний (не книжных), опыта, мудрости житейской. Вероятность не достижения цели высока. Другое дело – к 30 и выше. Хотя, бывают исключения.
  • Relevant - цель должна быть релевантна. Релевантность означает, что достижение данной цели способствует достижению других целей человека, релевантность также означает, что цель должно иметь непосредственное отношение к реализации стратегии и цели существования человека. Все цели должны быть связаны между собой и не противоречить друг другу.
  •  Timed - должен быть определен период или момент времени, когда цель должна быть достигнута, например, к 31 декабря текущего года выйти замуж.

 От себя добавлю еще два критерия:

  • Цель должна быть позитивна. Есть движение «от» - например, избавиться от бедности, от болезни и т.д., и есть движение «к» - стать богатым, здоровым, получить то-то и то-то.  Движение «от» - это пример негативной цели. Прошлое тянет, не хочет отпустить, как будто канаты резиновые к спине привязаны. Движение "к" - пример позитивной цели.  Будущее - притягивает.
  • Экологичность. После того, как цели установлены, проведена проверка по всем критериям, спросите себя: «Отлично, предположим, цель уже реализовалась – кому из моего окружения принесла трудности, проблемы, беды реализация моей цели?» Проверяя цель на экологичность полезно помнить: «Моя свобода заканчивается там, где начинается несвобода другого».

 Если по одному или двум критериям Ваша цель не прошла проверку, у Вас есть повод задуматься. Если цель не прошла проверку более чем по трем критериям – подумайте о другой цели.

SMART в объединении с проверкой на позитивной и экологичность – прекрасный инструмент. Работает на 100% как для предприятий, так и для людей.

 Но… Надо помнить, что для того, чтобы цели действительно «работали»,  их надо формулировать и устанавливать во взаимосвязи с ценностями (говоря просто, ценности это то, что важно для человека в жизни). Устанавливая цели, всегда следует исходить из ценностей, как уровня сознания более высокого.

Цели - это только результаты реализации (проявления) ценностей во времени и пространстве.

Простой пример, если есть цель – жениться (выйти замуж), а в системе ценностей человека семья в конце списка и первые 10 мест – карьера, богатство, духовный рост, здоровье и т.д. – любые действия по созданию семьи не принесут хорошего результата.

Когда цели человека взаимосвязаны с основными его ценностями, это порождает большую осознанность действия, и как следствие, большую результативность. И большую наполненность энергией.

В коучинге я предлагаю клиенту сначала разобраться с его ценностями и только потом идти дальше. Например, мы можем начать работу с выяснения ценностей, определения их иерархии…. Но это уже совсем другая история. 

С радостью услышу от Вас обратную связь – отзыв, добавление, критическое замечание.

 

До встречи

Олег Шен

www.olegshen.ru

 


В избранное