Рассмотрим второй элемент
концепциикомплексного управления
рисками - «Установление целей», так же как в прошлом уроке: вначале цели
предприятия, затем цели человека.
1. Установление целей является
обязательным условием эффективного выявления и оценки рисков и воздействия на
них. Почему? Потому, что логично вытекает из классического определения риска:
«Риск – вероятность не достижения цели». Если цели не установлены, то и риска
нет и, соответственно выявлять и оценивать нечего.
Цели должны ставиться с учетом
допустимого, с точки зрения совета директоров и менеджмента предприятия, уровня
риска.
Стратегические цели предприятия
устанавливают задачи высокого уровня, которые соответствуют и поддерживаются
миссией предприятия. Например, стратегические цели или цели высшего уровня
могут отражать нацеленность менеджмента на повышение стоимости компании для
акционеров. В отличие от стратегических, операционные цели всегда конкретны и
измеримы. Примером конкретных целей являются показатели годового плана –
валовый доход, выручка и т.д.
В процессе установления целей менеджмент
устанавливает связанные цели на каждом уровне предприятия.Все связанные цели соответствуют и находятся
в рамках принятой стратегии и планов: долгосрочных, среднесрочных и
краткосрочных. Каждый уровень целей связан с более конкретными целями (целями
подразделений, департаментов, отделов), которые каскадом проходят через все
предприятие.
Установленные цели должны
обладать определенными характеристиками, например, быть конкретными,
измеримыми, достижимыми и т.д. Если нет, возникает интересная
ситуация - опять из моей практики. В плане департамента на год была записана
цель «повысить квалификацию сотрудников бухгалтерии». Как думаете, можно ее
достичь? Правильно, нет. Потому, что достигать нечего: неясно какую
квалификацию повысить, какого числа сотрудников, каким образом, в каком квартале
года?
Для оценки правильности установления целей
используется анализ целей по критериям SMART (рассмотрим ниже).
2.По моему глубокому убеждению, правильно
сформулированная и поставленная цель – это уже 50% успеха. Почти все, кого я
спрашиваю: «У вас есть цели в жизни?», уверенно отвечают мне: «Да, конечно
есть».
«Прекрасно, - говорю я, - а какие
цели, можете сформулировать?»
И тут, я слышу общие слова –
лозунги прямо, и часто наблюдаю «зависание»: «жить правильно», «все детям, для
них живем». «м-м», «ну-у..», глаза к небу в поисках ответа, иногда агрессия –
«пристал со своими вопросами».
С целями, как выясняется – беда. Вместо
целей – что-то неопределенное, туманное, но красивое. Одним словом, мечта.
И становиться понятно, почему у
большого количества людей неустроенность в жизни, проблемы, неудачи.А как иначе: «Когда не знаешь
куда плыть, не один ветер не будет попутным».
Надеюсь, убедил вас в
чрезвычайной важности иметь четкие и ясные цели.
Теперь о том, как убедиться, что
установленные цели ясны и четко, сформулированы правильно.
Сделать это достаточно просто –
проверить цель по критериям SMART. SMART – аббревиатура английских слов:
specific, measurable, achievable, relevant, timed.
Что это значит?
Specific – цель должна быть
конкретна. Из формулировки цели должно быть четко и однозначно понятно, что
именно необходимо достичь.
Measurable - цель должна быть
измерима. Должны быть определены конкретные количественные и/или качественные
параметры цели, которые поддаются измерению. Например, достичь не просто
богатства, а 1.000.000 долл. США, а лучше евро. То есть, должен быть
формализованный показатель того, что цель достигнута. То есть образ того порта,
куда плывет наш корабль.
Achievable - цель должна быть
достижима именно для того, кто ее ставит. Достижимость также означает, что в
наличии имеются или потенциально имеются, доступные ресурсы. Например, ставить
цель 20-летнему человеку к 25 годам стать топ-менеджером крупной компании,
мягко говоря, не умно. Ресурсов не хватит – знаний (не книжных), опыта,
мудрости житейской. Вероятность не достижения цели высока. Другое дело – к 30 и
выше. Хотя, бывают исключения.
Relevant - цель должна быть
релевантна. Релевантность означает, что достижение данной цели способствует
достижению других целей человека, релевантность также означает, что цель должно
иметь непосредственное отношение к реализации стратегии и цели существования человека.
Все цели должны быть связаны между собой и не противоречить друг другу.
Timed - должен быть определен
период или момент времени, когда цель должна быть достигнута, например, к 31
декабря текущего года выйти замуж.
От себя добавлю еще два критерия:
Цель должна быть позитивна. Есть
движение «от» - например, избавиться от бедности, от болезни и т.д., и есть
движение «к» - стать богатым, здоровым, получить то-то и то-то. Движение «от» - это пример негативной цели.
Прошлое тянет, не хочет отпустить, как будто канаты резиновые к спине привязаны. Движение "к" - пример позитивной цели. Будущее - притягивает.
Экологичность. После того, как
цели установлены, проведена проверка по всем критериям, спросите себя: «Отлично,
предположим, цель уже реализовалась – кому из моего окружения принесла
трудности, проблемы, беды реализация моей цели?» Проверяя цель на экологичность
полезно помнить: «Моя свобода заканчивается там, где начинается несвобода
другого».
Если по одному или двум критериям
Ваша цель не прошла проверку, у Вас есть повод задуматься. Если цель не прошла
проверку более чем по трем критериям – подумайте о другой цели.
SMART в объединении с проверкой
на позитивной и экологичность – прекрасный инструмент. Работает на 100% как для
предприятий, так и для людей.
Но… Надо помнить, что для того,
чтобы цели действительно «работали»,их
надо формулировать и устанавливать во взаимосвязи с ценностями (говоря просто,
ценности это то, что важно для человека в жизни). Устанавливая цели, всегда следует
исходить из ценностей, как уровня сознания более высокого.
Цели - это только результаты
реализации (проявления) ценностей во времени и пространстве.
Простой пример, если есть цель –
жениться (выйти замуж), а в системе ценностей человека семья в конце списка и
первые 10 мест – карьера, богатство, духовный рост, здоровье и т.д. – любые
действия по созданию семьи не принесут хорошего результата.
Когда цели человека взаимосвязаны
с основными его ценностями, это порождает большую осознанность действия, и как
следствие, большую результативность. И большую наполненность энергией.
В коучинге я предлагаю клиенту
сначала разобраться с его ценностями и только потом идти дальше. Например, мы
можем начать работу с выяснения ценностей, определения их иерархии…. Но это уже
совсем другая история.
С радостью услышу от Вас обратную
связь – отзыв, добавление, критическое замечание.