Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Киргизы на Таймыре: Дружная община, родной язык и барашек с материка



Киргизы на Таймыре: Дружная община, родной язык и барашек с материка
2017-02-14 16:12 ferghana@ferghana.ru (Записала Екатерина Иващенко)

На фото - Динара Батырбек кызы с супругом Иманканом. Фото из личного архива

В 1977 году Аширмамат Сатиев по комсомольской путевке прилетел из киргизского поселка Жийде работать в самый северный порт СССР - Дудинка, что расположен на полуострове Таймыр на берегу Енисея. Он был, пожалуй, первым киргизом, поселившимся в Дудинке. Благодаря ему в небольшом, но важном северном городке сегодня живёт сплочённая киргизская община, которая отмечает национальные праздники, хранит свой язык и помогает попавшим в беду кыргызстанцам.

* * *

Динара Батырбек кызы родилась в совхозе Ленинское Сузакского района. Родом она из многодетной семьи: у неё было две сестры и четыре брата. Отец, Батырбек Пирматов, прошёл Великую Отечественную войну, остался жив и вернулся на родину. Вместе с супругой Октом работал в Винсовхозе, где производили вино, шампанское и соки. Умер в 54 года, и 42-летняя мать Динары осталась одна с семью детьми. Работая день и ночь, она вырастила достойных людей.

Динара после окончания школы устроилась в сельсовет, где отработала четыре года, а потом её жизнь круто изменилась.

«У моей мамы есть брат - Аширмамат Сатиев, он жил в нашем колхозе, отслужил в армии, вернулся, женился. Он всегда о нас заботился, особенно когда умер наш отец, - рассказывает Динара «Фергане». - В 1977 году он получил комсомольскую путевку (документ, по которому районный комитет ВЛКСМ направлял комсомольца на временную или постоянную работу на ударных стройках. - Прим. «Ферганы») в порт Дудинка на Енисее, что в часе езды от Норильска. Через полгода вызвал к себе супругу Раису с полугодовалым ребенком. Спустя год по такой же путевке туда прилетел ещё один киргиз. Они подружились, и мой дядя решил взять этого человека себе в зятья, женив на мне. Он решил, что другу надо создавать семью, а мне нужна хорошая партия.


Дудинка – самый северный порт России, расположена на Таймыре. За маяком – замёрзший Енисей. Фото Екатерины Иващенко

Все четыре года, пока работала в сельсовете, я часто созванивалась с дядей и плакалась ему, что хочу уехать учиться в большой город. И однажды дядя отправил мне вызов в Дудинку. Тогда я ещё не знала, что это за город, и, конечно, не подозревала, какую большую роль сыграет дядя в моей жизни. Когда летела в Норильск, представляла себе, как сойду с трапа в огромном городе и поступлю в лучший университет.

Прилетела в марте 1984 года. В Киргизии было уже тепло, а на Таймыре стояли морозы. «Ну ладно, зато буду учиться», - подумала я. Где, спрашиваю у дяди, тут самый лучший институт, мне надо идти на подготовительные курсы. «Какие институты, - отмахнулся дядя. - Тут только зооветеринарный техникум». Я ответила, что раз тут даже учиться негде, то уеду. Твёрдо решила. А пока гостила у дяди, он познакомил меня со своим другом. Сказал, что парень очень хороший и без вредных привычек. Пока мы присматривались друг к другу, прошёл год, я привыкла к Северу, устроилась на работу в дудинский порт. Друг дяди мне понравился, да и время тогда было такое, что мы всегда прислушивались к старшим. Свадьбу сыграли у дяди. Я 1965 года рождения, в Дудинку приехала в 19 лет, в 20 вышла замуж. Супруг был старше меня на десять лет.


Дудинка. Фото Екатерины Иващенко

Судьба Иманкана

Однако даже замужество не отбило мою мечту учиться и супруг пообещал, что у меня будет образование. Благодаря ему я окончила Томский государственный институт систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Пока летала на сессии, он вел хозяйство и смотрел за детьми. Так, благодаря дяде я нашла свою счастье, а благодаря мужу стала той, кто я есть.

Мой супруг, Иманкан Баялиев, тоже из многодетной семьи, их в семье было восемь детей. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его мама умерла, а спустя ещё шесть лет скончался папа. Иманкана, самого младшего, воспитывали братья и сёстры. Школу он окончил в селе Шамшы Кочкорского района, потом отучился в училище на плотника и устроился работать на завод в Токмаке. Вскоре его забрали в армию, после службы вернулся в город Рыбачье (ныне Балыкчы), где жили его братья и сестры, устроился на мукомольный завод. Спустя некоторое время ему стало тесно в Киргизии, и он поехал во Фрунзе узнавать про комсомольские путевки.


Иманкан Баялиев читает молитву во время инсценировки бешик-тоя. Фото из личного архива

Это были 1978-1979 годы. Строился БАМ – Байкало-Амурская магистраль, - и Иманкан очень хотел попасть туда. У мужа даже есть фото, сделанное на съезде комсомольцев, после которого его вместе с другими ребятами отправили в Красноярский край, в Норильск: его распределили в Дудинку. Дядя рассказывал про первый приезд Иманакана - в одном костюме, легких туфлях, никого из знакомых нет, трудовая книжка ещё не дошла, то есть он не мог устроиться на работу. Ему было очень тяжело, и дядя взял его под свою опеку. А потом жизнь начала налаживаться: Иманкан устроился на работу, познакомился со мной, мы получили квартиру и начали создавать свою семью.

Как появилось киргизское сообщество

Нам, южным людям, конечно, было очень тяжело в суровом климате, и мы хотели уехать, но потом привыкли. Тем более что в Кыргызстане мы бываем каждый год, нам (муж работает в «Норильском никеле», а я - в Заполярном транспортном филиале) оплачивают отпуска.


Дудинка. Фото Екатерины Иващенко

Сейчас здесь проживает около 150 семей киргизов. С 1984 по 1989 годы мы делали приглашения нашим родственникам - сейчас в Дудинке живет и работает мой старший брат Момунбек Пирматов со своей семьей. Я его вызвала сюда в 1985 году - после того, как он отслужил в армии. Женился тоже здесь, на адыгейке Фатиме. Тридцать один год он отработал в Дудинском морском порту, вышел на пенсию. Вырастил двух сыновей: старший, Азиз, работает в полиции, Алмаз пошел по стопам отца и работает в порту.

С 1991 по 2001 годы, пока город был открыт для иностранцев, сюда приехало много киргизов. Здесь всегда есть работа, а из-за тяжёлых условий труда рабочим платят высокую зарплату. Это основной момент, который привлекает людей. Мы в Киргизии наблюдали, что если хоть один член семьи находится на заработках в России, то его семья считается зажиточной. А тут можно получить не только работу, но и квартиру. Так сработало «сарафанное радио» и киргизы потянулись сюда, устроились на работу, получили гражданство...


На одном из национальных праздников. Динара Батырбек кызы в центре. Фото из личного архива

Мой супруг - религиозный человек, он совершил паломничество в Мекку и его всегда заботили проблемы народа. Мы постоянно собирались у кого-то дома не только для проведения торжеств, но и для обсуждения проблем нашего сообщества. Когда поняли, что перестали помещаться в трехкомнатной квартире, муж решил провести учёт киргизов Дудинки. Разделил их на шесть жааматов (групп взаимопомощи). Каждая из этих групп по очереди устраивает праздники. А ещё при наличии списков удобно собирать пожертвования на Орозо Айт (религиозный праздник) и отчитываться перед людьми. Когда сюда приезжает новый человек, муж на правах старосты представляет его общине, новенький сразу вовлекается в наше сообщество и не чувствует себя одиноким.

Мы бережём нашу культуру и наш язык. На большие праздники заказываем барашка с материка, берем в аренду кафе и готовим блюда киргизской кухни. В Кыргызстане мы заказали национальные платья и костюмы. Вы только представьте, как это красиво, когда накрыты столы, приглашены горожане, и тут открываются двери, появляются молодые люди в киргизских национальных одеждах и начинают петь и танцевать. Мы ставим наш гимн, у нас есть флаг, также привезенный с родины».


На одном из национальных праздников. Фото из личного архива

Сохранение своих традиций

За годы жизни в России Динара не забыла родной язык, а её коллеги перестали удивляться, когда во время звонков из Бишкека она разговаривает по телефону на киргизском.

«А как можно забыть свой язык? Его не только я знаю, но и мои дети и внуки. У меня три дочери. Две старшие вначале так же, как и я, поступили в томские вузы, но муж начал переживать: мол, Динара, забудут родину, совсем русскими станут. Нет, мы любим Россию, но нам важно сохранить корни. И мы перевели их учиться в Бишкек. Они получили там образование - медицинское и юридическое, - нашли мужей и вернулись. Сейчас старшая работает медсестрой в Талнахе (район Норильска, имевший статус города с 1982 по 2005 годы. – Прим. «Ферганы»), родила нам внука. Вторая дочь живет с нами в Дудинке, у неё уже двое детей. Младшая дочь сейчас учится в Бишкеке на психолога. У нас в Кыргызстане нет своего жилья, девочки всегда жили самостоятельно. Младшая снимает квартиру с другой девушкой, пока возвращаться не хочет.


На одном из национальных праздников. Фото из личного архива

А что касается семьи моего дяди, то Аширмамат и Раиса отработали на Севере, вырастили четверых замечательных детей. После выхода на пенсию уехали на материк. Живут в Красноярском крае и воспитывают шестерых внуков.

Знаете, что главное? Главное, что здесь все наши земляки работают, к чему-то стремятся, помогают родным в Кыргызстане, обучают детей. Неработающих нет. Нет проблемы «юг-север», разделения на «свой и чужой», безработицы и алкоголизма. Мы действительно очень дружная община. Вначале мы помогали тут, в Дудинке, тем, кому было тяжело на новом месте не только морально, но и финансово, а теперь стали помогать нуждающимся в Кыргызстане. Мы передавали деньги в Киргизию после трагических событий 2010 года, после крушения самолета в этом году. Мы же видим, что в Киргизии нестабильно, что там нет работы.


На одном из праздников. Фото из личного архива

Что касается притока новых людей, то он прекратился, как только Норильску вернули статус закрытого города. Зато население Дудинки стабильно получает новую кровь благодаря киргизам: ежегодно рожают не меньше трёх наших женщин. Семьи у всех нас большие – до пятерых детей. Работают люди на заводах, в порту, в системе образования, в медицине, в органах внутренних дел.

У нас есть своя библиотека. Все, кто бывает на родине, привозит оттуда книги на киргизском языке, и мы их читаем, и наши дети, внуки. Когда в Норильске и Дудинке проводят праздники проживающих на Таймыре народов, наша община также устраивает представление, мы знакомим население с нашими традициями: бешик-той - когда ребенка укладывают в люльку, тушоо той - праздник перерезания пут, когда ребенок начинает ходить и так далее. Печем боорсоки и лепешки, готовим национальные блюда и угощаем гостей.

Какие у нас планы? Мы с супругом хотим вернуться на родину. Здесь нам хорошо и Енисей не чужой. Но родная земля зовет. Мне 51 год, супругу - 61, всю сознательную жизнь мы прожили вдали от родины. В скором будущем вернемся в Киргизию, в Рыбачье, и будем жить в своем домике на берегу горячего Иссык-Куля».

Записала Екатерина Иващенко



Будущее без прошлого? Жители Душанбе: Строить новое, не разрушая старое
2017-02-14 17:41 ferghana@ferghana.ru (Улфат Масум)

За последние годы столица Таджикистана заметно преобразилась — стали появляться высотки, каких в Душанбе раньше не было, помпезные административные здания, новые гостиницы, бизнес-центры. Высотки «вклиниваются» хаотично — то тут, то там, нарушая стройность и гармонию малоэтажной столицы, и жители Душанбе никак не могут понять, по какому принципу строится город. Больше всего изменений происходит в историческом центре Душанбе, где под снос уже попали многие милые сердцам коренных душанбинцев здания, в том числе Русского драмтеатра имени Маяковского, а другие, не менее дорогие горожанам, такие как чайхона «Рохат», ждут исполнения «приговора».

Как утверждают городские власти, изменение облика столицы происходит в рамках Генерального плана по застройке Душанбе, который был принят еще в 1983 году, но недавно он был пересмотрен и откорректирован. Большинство зданий в центральной части города, ранее признанных объектами архитектурного наследия, были исключены из этого списка и попали под снос. Согласно Генплану, вслед за малоэтажными постройками сталинской эпохи, расположенными вдоль главной магистрали столицы — проспекта Рудаки, будут снесены малоэтажки второй линии — на прилегающих к проспекту улицах. Ожидается, что в недалеком будущем территория города Душанбе увеличится с нынешних 12,7 до 22,2 тысячи гектаров, в ее состав сойдут земли прилегающих к столице районов. По словам председателя Комитета по архитектуре и строительству Таджикистана Джамшеда Ахмадзода, власти столицы отошли от практики точечной застройки и перешли к планированию больших участков территории города с возведением не только жилых, но и инфраструктурных объектов — школ, больниц, магазинов.

«Фергана» узнала у душанбинцев, что они думают по этому поводу и как оценивают преображение облика города.

Мархабо Шарипова, врач:

- Зачем надо было разрушать старый Душанбе и вместо старых классических зданий строить безликие и помпезные здания. А коренных душанбинцев переселяют на окраины города. Но вот в чем вопрос. В центре города есть очень много частных одноэтажных домов. Посмотрите за чайханой «Рохат», по улице Турсунзаде, по проспекту Айни. Но их почему-то не трогают, а дорогую всем душанбинцам чайхону «Рохан» в историческом центре города собираются сносить.


Одноэтажные жилые массивы, прилегающие к проспекту Айни. Фото © «Фергана»

Рано Саидова, пенсионерка:

- Такое впечатление, что хотят стереть у людей историческую память. Город теряет свой вид. Срубаются деревья. Если посмотреть на фотографии старого Душанбе, он был просторный и широкий, а теперь город сужается. Если посмотреть центр города, в него входит и Захматабад, и Нагорная, где очень много домов барачного типа и кибиток. Но они стоят из года в год, их не сносят. И если там раньше был канал, который во время дождей скапливал воду и не давал ей идти в город, то теперь этот канал разрушен, и там построили низкие частные дома. А вода в сезон дождей и вся грязь идет в центр города. Все это очень сильно удручает.


Вид на Душанбе с 12 этажа отеля «Шератон». На дальнем плане массивы Нагорной и Захматабада. Фото © «Фергана»

Нагзибек Боронов, дизайнер:

- Вообще, Душанбе — красивый город. Но архитектура последних лет, конечно же, оставляет желать лучшего. Многоэтажные дома вперемешку с архаичными мини-зданиями — нет планового строительства, нет городского дизайна. Все хаотично и вразброс. Но все же среди этого появились новые шедевры архитектуры — здание сотой компании Тcell, новая чайхана, отель «Хайят», Исмаилитский культурный центр, максимально приближенный к архитектуре древнего Востока. Надо отметить удобное расположение новой чайханы, отеля «Хайят» и Исмаилитского центра. Достаточно широким стал проспект Исмоила Сомони. Но по ландшафтному дизайну у нас слабо. Кроме тех деревьев, которые посадили еще наши деды, ничего нет. Но и их пилят, рубят. Закрывают железными решетками многие здания и портят вид города. Например, Президентский дворец. А посмотрите, какой открытый и красивый парламент — без всяких железных решеток и заборов.


Здание сотовой компании Тcell. Фото © «Фергана»

Марина Платонова, служащая:

- К самому строительству отношусь хорошо, но мне не нравится, как к этому подходят с точки зрения территориального брендинга. По сути, в Душанбе строится много зданий, целые микрорайоны, которые не отвечают современным требованиям к социальным пространствам, и они остаются пустыми, не становятся популярными среди населения и туристов. Туристы как раз любят исторические постройки, такие как здание театра оперы и балета, старое здание библиотеки Фирдоуси и другие постройки той эпохи. По архитектуре они «шедевральные». А вот новые здания, может, и замечательные, но помимо хорошего плана, красивого фасада, общественное пространство должно отвечать ряду критериев: доступность, безопасность, и созданные условия для разных категорий граждан. Например, нет условий, как в других странах, для инвалидов — слепых и на колясках, которые не могут попасть в здание из-за отсутствия перил, пандусов. Поэтому новые здания и пустуют. И все застройщики строят в центре. Конечно же, развивать окраинные районы сложнее, но надо начинать когда-нибудь. За счет развития новых микрорайонов город будет расширяться.


Здание бывшей библиотеки Фирдоуси, сейчас в нем находится Счетная палата Таджикистана. Фото © «Фергана»

Наби Шарипов, бизнесмен:

- Я уверен, что все это неправильно — снос хороших, добротных зданий в центре. Дело в том, что у нас немало районов в городе, которые больше смахивают на кишлак, нежели на столицу. Есть такие дома и в центре, например, в районах Захматабад и Нагорная. Эти районы криминализированы. Вот, где нужно заниматься сносом и строить современные здания, а людей оттуда переселять в благоустроенные квартиры. Но мы видим воочию это так называемое благоустройство города. Мне кажется, речь идет не о благоустройстве, а о бизнесе. В центре земля дорогая, вот и строят высокоэтажные, чтобы навар был больше. Иначе как можно объяснить тот факт, что снесли театр Маяковского, скоро снесут театр Лахути, но в тоже самое время за $100 млн хотят построить буквально на том же месте новый театр. Можно было построить новые дома где-нибудь в другом месте столицы и облагородить его, например, в том же Захматабаде. Но вот почему-то убрали театр Маяковского, который представляет собой не только памятник истории, но и центр русской культуры. Теперь очередь 3-этажных зданий по улице Сомони. Говорят, что и здание парламента тоже уберут и будут строить большой объект. Чем больше объект, тем выше левый «навар». У меня такое впечатление, что у власти нет представления о градостроительстве.


Здание таджикского парламента. Фото © «Фергана»

Александр Савин, бывший житель Душанбе, проживающий в Москве:

- Мне нравится, что появляются новые высотки, я вообще люблю небоскребы. Но меня расстраивает то, что сносятся старые дома. Душанбе — мой родной город, но я сейчас живу в Москве, и мне больше нравится смотреть на двухсотлетние дома, которые здесь сохранили, чем на высотки. В таких домах чувствуется душа. Проспект Рудаки я бы больше не менял, пусть оставят хотя бы то, что осталось. А городу есть, куда расти, куда развиваться за счет окраин. Мне в изменении центра видится намеренное уничтожение советской культуры и истории — по крайней мере, создается такое впечатление. Мне кажется, что власти хотят начать новый отсчет времени со своего правления. Вот зачем-то и стелу с датой рождения города в центре Душанбе уничтожили. Я не удивлюсь, если и город переименуют.


Установленный в 2011 году флагшток высотой 165 метров. Снято с места, где раньше стояла снесенная в 2016 году советская стела с гербом Таджикской ССР. Фото © «Фергана»

Лола Закирова, домохозяйка:

- В Душанбе в последние годы построено много гостиниц мирового уровня — «Шератон», «Хайят», «Серена». А ведь есть еще и старые — «Таджикистан», «Пойтахт». Много появилось частных гостиниц. Эти отели даже в летнее время, когда поток туристов нарастает, не испытывают аншлага клиентов. Туристы не любят останавливаться в жарком, пыльном городе. Они рвутся в горы Памира, на озеро Искандаркуль, в древний Пенджикент. Вот, где нужно строить гостиницы, создавать туристическую инфраструктуру. Но почему-то отели продолжают строить только в столице. А эти дорогие бизнес-центры? Город у нас в общем-то не очень большой — всего от 800 тысяч до миллиона жителей. И среди них огромное количество живет в домах безо всяких удобств и коммуникаций, поэтому надо строить домаэконом-класса для малообеспеченных жителей города. Но я не вижу, чтобы строились такие дома, и ни разу не слышала за нашу независимость, чтобы малоимущим или тем же ветеранам подарили новую квартиру. Но бизнес-центров много, как и элитных домов, в которых квартиры очень дорогие, и людям не по карману. Поэтому они в большинстве своем незаселенные. Такие квартиры позволяют себе покупать только правительственная элита и чиновники. Но их не так уж много. Вот и пустуют эти дорогие хоромы.


В центра Душанбе старые и новые дома рядом. Фото © «Фергана»

Мирсаид Каримов, рабочий:

- Естественно, город должен развиваться. Но он должен развиваться и за счет пригородов, а их не так уж и мало. Но почему-то все застройщики стараются центр города облагородить. И зачем эта мешанина из бетона и пластика? Она, наоборот, город обедняет. Нашему городу, конечно, не тысячи лет, поэтому хотя бы советскую эпоху надо оставить. И потом давно не менялись трубы для подачи воды в дома, канализационные трубы. К старым, уже почти вышедшим из употребления трубам привязываются новые для построенных новых зданий. Скоро все эти изношенные трубы дадут о себе знать. Система старая, проржавевшая, не выдержит. И тогда будет сложно что-то чинить. Душанбе — город сравнительно молодой, но у этого города есть уже прошлое, и его надо сохранить. Без него нет ни настоящего, ни будущего.


Исмаилитский культурный центр. Фото © «Фергана»

Исмат Каримов, 80-летний пенсионер:

- Было время, когда даже в центре города росли фруктовые деревья, абрикосы, яблоки. Они падали на землю, и мы их ели. По городу текли арыки, и я помню, как мы пускали кораблики по ним. Я люблю свой город. Советский Душанбе был милым уютным и очень зеленым городом. Сюда приезжали со всего Советского Союза. Гостям здесь нравилось все. А нашу воду они считали самой вкусной в СССР. Душанбе строился постепенно. В городе были ярко обозначены эпохи. Сталинская эпоха выражена в центре города. Это 3-этажные здания европейского типа. Их так и называют «сталинскими». Эпоха Хрущева выражена 4-этажными домами с маленькими квартирами. Их называют «хрущевками». Сейчас, конечно, они смешные и маленькие. Но в 1960-е годы такие квартиры были нужны. Выполнялась программа по переселению людей из бараков и коммунальных квартир. Я жил с родителями в коммуналке. «Хрущевки» — это уже как бы следующее кольцо города. А брежневская эпоха – это уже и кинотеатр «Джами» и многоэтажки. И все как бы круг за кругом. У Душанбе, конечно же, нет такой богатой истории как у Самарканда или Бухары. Но то, что было построено в 1940-е годы, — это уже история, и ее надо было сохранять. Но уже нет ни здания кинотеатра «Джами», ни здание Главпочтамта.

Вместо того чтобы сохранить историю в зданиях и в строении улиц, город за последние десятилетия стремительно теряет свое лицо. Особенно перекраивается центр, уничтожаются здания. Умирает история. Душанбе всегда был особенный. Здесь мирно и дружно жили люди разных национальностей — таджики, русские, узбеки, татары, немцы, евреи. Он был многонациональным городом. Здесь сформировался особенный душанбинский менталитет. Моя внучка говорит, что в интернете есть группы, где душанбинцы разных поколений, которые уехали отсюда, пишут о своей любви к нашему городу. Они тоскуют по нему, по той, другой, жизни. Но того города, который они знали, уже нет. Обидно, что не сохранили.


Академический театр оперы и балета имени Айни, построен в 1942 году. Фото © «Фергана»

Улфат Масум



В избранное