Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Узбекские пансионаты станут киргизскими по документам 1992 года



Кыргызстан: Узбекские пансионаты станут киргизскими по документам 1992 года
2016-04-05 10:13 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Не три, как сообщалось накануне, а четыре пансионата, находившихся на балансе юридических лиц Узбекистана, перейдут в собственность Кыргызстана - в соответствии с документами, принятыми в 1992 году.


Пансионат «Рохат-НБУ»

Как сообщают киргизские СМИ со ссылкой на пресс-службу своего правительства, распоряжение о переводе пансионатов «Рохат», «Золотые пески», «Бустон» и «Дилором» в Иссык-Кульской области на баланс Киргизии подписал премьер-министр этой республики Темир Сариев, опираясь на два документа:

- Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года, ратифицированного постановлением Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики от 12 января 1994 года № 1404-XII;

- Постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан «О принятии в собственность Республики Кыргызстан объектов курортно-рекреационного хозяйства, находящихся в пользовании юридических лиц других государств СНГ» от 16 декабря 1992 года №1080.

Как передает «Тазабек», пансионат «Золотые пески» расположен в селе Бостери Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области, общая площадь - 28,35 гектара. По данным Министерства юстиции Кыргызстана, руководителем пансионата является Шамамат Паянов, учредителем - Государственное акционерное общество «Ташкентское авиационное производственное объединение имени В.П.Чкалова» (ТАПОиЧ).

«Дилором» и «Рохат-НБУ» находятся в селе Кара-Ой Иссык-Кульского района Иссык-Кульской области, площадь первого - 21,77 гектара, площадь второго - 19,05 гектара. Руководителем пансионата «Дилором» является Саидумархон Маматов, учредителем - Государственно-акционерный коммерческий банк «Асака». «Рохат-НБУ» возглавляет Бахруль Бурханов, учредитель - Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана. Пансионат «Бустон» общей площадью 10,65 гектара расположен в Тонском районе Иссык-Кульской области, его руководителем указан Джиенбек Тагаев, учредителем - акционерный коммерческий банк «Узбекский промышленно-строительный банк» («Узпромстройбанк»).

Приемом пансионатов в государственную собственность займется Фонд по управлению госимуществом при правительстве Киргизии при поддержке министерства внутренних дел.

Реакция узбекской стороны пока неизвестна. Напомним, в марте 2008 года Ташкент предпринял попытку добиться признания его права собственности на четыре иссык-кульских пансионата. В декабре 2009-го киргизская сторона, договариваясь о поставках узбекского газа, в качестве дополнительных уступок Узбекистану согласилась создать специальную комиссию по этому вопросу, но итоговое решение по нему так и не было принято.



Узбекистанский правозащитник Дмитрий Тихонов ищет политическое убежище в Германии
2016-04-05 10:40 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Правозащитник и журналист из узбекского города Ангрена Дмитрий Тихонов, покинувший Узбекистан в феврале этого года из-за преследования властей, попросил политическое убежище в Германии, сообщает ««Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода).


Дмитрий Тихонов

«Я не собирался никуда уезжать из Узбекистана, но обстоятельства вынудили меня выехать за пределы республики. Меня прямо объявили пятой колонной, которая разваливает страну. За два месяца были сфабрикованы три административных дела в отношении меня. Два из них – за мелкое хулиганство, по одному делу меня осудили. И дали понять, что может быть и четвертое», - сказал в интервью Радио «Озодлик» Тихонов. В воскресенье, 3 апреля, правозащитник прилетел в Берлин, откуда направился в Швецию для участия в конференции по правам человека.

Напомним, 42-летний Дмитрий Тихонов с 2008 года занимается защитой прав человека, специализируется на проблеме детского и принудительного труда в Узбекистане, в связи с чем многократно задерживался милицией. В частности, прошлой весной во время мониторинга прополки хлопка только за один день был задержан три раза. В 2010-2011 годах ему в течение одиннадцати месяцев не давали выездную визу для поездки за границу. С требованием выдать ее Тихонов вышел в декабре 2010 года на площадь «Мустакиллик» в Ташкенте на акцию протеста. В итоге с формулировкой «за участие в незаконной акции протеста против правительства и должностных лиц Республики Узбекистан» административный суд приговорил его к штрафу в почти 3.500.000 сумов (примерно $1500). Но правозащитник не сдался: с требованием выдачи выездной визы он подал иск в суд против МВД Узбекистана и в марте 2011 года получил ее. В январе 2015 года Тихонов снова обратился за получением выездной визы для выезда за границу, но не получил.

В марте 2015 года Тихонов публично выступил против уничтожения в городе Ангрене обелиска Великой Отечественной войны «Ангренцам, погибшим в боях за независимость нашей Родины», а также собирал подписи за его восстановление. После разрушения обелиска Тихонова стали преследовать за «национализм»; в апреле на него напали хулиганы, а в сентябре избили милиционеры. В ночь на 20 октября 2015 года в доме Тихонова в Янгиабаде произошел пожар, сгорели компьютеры, фото и видеоаппаратура и документы, при этом исчезли два внешних жестких диска, на которых правозащитник хранил весь свой архив. 17 декабря Тихонов был задержан сотрудниками милиции и доставлен в ангренский суд по уголовным делам, который признал его «хулиганом» и приговорил к штрафу в размере пяти минимальных размеров оплаты труда - 651.200 сумов ($234 по официальному курсу или $118 по курсу «черного рынка»). Тем временем против Тихонова возбудили другое административное дело – по заявлению женщины, которую он якобы фотографировал без разрешения. Тихонов считает возбужденные против него дела сфабрикованными, политически мотивированными и расценивает как преследование за свою журналистскую и правозащитную деятельность.



Россия: В Москве обсудят реформу СНГ - по инициативе Казахстана
2016-04-05 10:53 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Москве 8 апреля на заседании Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СНГ) будет обсуждаться вопрос реформирования этой организации, сообщает «Коммерсант».



Инициативу по изменению структуры и принципов работы СНГ осенью 2015 года выдвинул Казахстан. По словам дипломатического источника «Коммерсанта», Астана считает необходимым сделать СНГ «компактной организацией, которая не дублировала бы функции более продвинутых интеграционных структур, таких как ЕАЭС и ОДКБ, но использовалась бы 11 входящими в нее странами в качестве площадки для обсуждения острых региональных проблем, таких как кризисы вокруг Украины и Карабаха».

«Сейчас в рамках СНГ такие проблемные темы не обсуждаются, чтобы не было ссор. Астану это не устраивает, ведь Содружество остается единственной структурой на постсоветском пространстве, в которую входят и Украина, и Россия, и где представители Азербайджана и Армении сидят рядом друг с другом», - пояснил источник. Кроме того, в Казахстане считают необходимым отказаться от ряда отраслевых органов СНГ (всего их около 70), что позволило бы сделать организацию «менее громоздкой и более эффективной».

За реформирование СНГ выступает и Кыргызстан, ныне председательствующий в Содружестве. В киргизском МИДе пояснили, что Бишкек «поддерживает предложения об оптимизации и реформировании отраслевых органов СНГ, сокращении излишних рабочих структур и секретариатов, снижении затрат на проведение мероприятий и содержание аппаратов». Власти Киргизии считают необходимым передать основной массив документов на уровень правительств и внешнеполитических ведомств, оставив на рассмотрение глав государств только «концептуальные вопросы глобальной и региональной политики». В целях снижения затрат Бишкек предлагает проводить заседания Советов глав государств, правительств, министров иностранных дел один раз в год - вместо нынешних двух.

При этом МИД Киргизии подчеркивает, что речь идет не о массовом упразднении отраслевых органов СНГ, а об их «оптимизации и реформировании, исходя из оценки эффективности и практической пользы их деятельности, устранении дублирования выполняемых функций».

Киргизская сторона предлагает произвести группировку отраслевых органов по четырем блокам: безопасность и оборона, экономика и финансы, транспорт и связь, гуманитарные вопросы. Шесть ключевых органов (Межгосударственный статистический комитет, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками, Экономический суд, секретариат Совета министров обороны, секретариат Координационного совета генпрокуроров, Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств СНГ) Кыргызстан предлагает сохранить в качестве отдельных институтов «при условии оптимизации численности и структур».

В киргизском МИДе заявили, что Бишкек «считает СНГ основной диалоговой площадкой для взаимодействия стран на постсоветском пространстве», выступает за сохранение Содружества как региональной межгосударственной организации и не будет «выступать в роли ее могильщика».

Россия относится к инициативе Казахстана положительно, хотя и с оговорками. По мнению директора первого департамента стран СНГ МИДа России Михаила Евдокимова, СНГ не нуждается в кардинальном переформатировании: «Вряд ли целесообразно говорить о полном упразднении каких-либо структур организации, скорее необходимо сделать упор на их объединении и укрупнении, оптимизации работы их аппаратов, сокращении финансовых расходов на их содержание». Он подчеркнул, что «любые возможные шаги по усовершенствованию деятельности СНГ нужно делать поэтапно, взвешенно, дабы не растерять накопленный нами успешный опыт сотрудничества. Важно, чтобы СНГ оставалось региональной международной организацией с присущими такой структуре атрибутами: уставом, институтом председательства, постоянно действующим исполнительным органом».

СНГ было основано главами РСФСР, Белорусской и Украинской ССР путем подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). До августа 2009 года членами СНГ считались 12 постсоветских республик - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ. Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не являлась государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. В декабре 2014 депутаты Верховной Рады начали обсуждать вопрос о выходе Украины из СНГ, но решение вынесено не было. («Википедия»).

Бюджет СНГ формируется за счет взносов государств-участников в зависимости от объема их ВВП. Взнос России составляет более 70 процентов бюджета. В исполкоме СНГ «Коммерсанту» сообщили, что «с учетом финансово-экономических трудностей в странах Содружества бюджет организации не был индексирован и увеличен в 2016 году. При формировании бюджета на 2017 год мы исходим из того, что он останется в прежних размерах — около 800 млн рублей».



Central Asian Analytical Network. Элен Тибо: О хиджабах и неудачах секуляризма в Центральной Азии
2016-04-05 13:51 ferghana@ferghana.ru (CAAN)

Вопрос о женском одеянии по исламским предписаниям обернулся большими политическими баталиями в Центральной Азии, где уже кажется лишним напоминать, что абсолютное большинство жителей являются мусульманами. О хиджабе и причинах пристального внимания политиков к нему в интервью порталу Central Asian Analytical Network (CAAN) рассказала исследователь религии, национальной идентичности и советского наследия в Центральной Азии, сотрудник Центра международных отношений Университета Монреаля в Канаде, доктор политических наук Элен Тибо.

- Что такое хиджаб в Исламе и является ли обязательным для мусульманок надевать его? Как звучит это правило конкретно – о том, что нужно скрывать волосы на голове?

- Несколько аятов в Коране посвящены этой теме. В основном, Коран говорит, что женщины должны одеваться скромно и прикрывать свою грудь химаром, который понимается как материал, используемый для покрытия головы. Однако у мусульманских богословов разные мнения на этот счет, и не все интерпретируют этот аят как обязательство для женщин покрывать свои головы и волосы, некоторые даже менее склонны утверждать, что закрывать лицо полностью это необходимость. Сегодня это правило везде по-разному соблюдается. Есть несколько мусульманских стран, где все женщины обязаны носить платок, такие как Иран и Саудовская Аравия, например. И во многих мусульманских и не мусульманских странах мусульманки предпочитают не носить хиджаб.

- А Вы можете назвать имена тех ученых, по мнению которых, носить хиджаб необязательно в Исламе? По крайней мере, в Центральной Азии я никогда не слышал ни об одном мусульманском богослове, который бы говорил об этом, и все богословы в этом регионе единогласно указывают на обязательность покрытия головы.

- Я не являюсь специалистом в исламском юриспруденции, и мне трудно ответить на тот вопрос, но в целом, большинство мусульманских богословов рекомендуют женщинам покрывать свои головы. Интересно, что Совет улемов, официальный мусульманский орган Таджикистана, порекомендовал женщинам носить исламскую одежду в соответствии с национальной культурой, а не иранской, турецкой и арабской.

- Почему женщины в Центральной Азии носят хиджаб? Кто они, какой возрастной категории, живут ли в городах или за городом, надевают хиджаб по воле своих мужчин или потому что это модно, потому что это социальный тренд, прессинг со стороны общества, по своей воле…?

Элен Тибо
- После окончания Советского Союза и отмены запрета на ношение хиджаба женщины стали носить его стремительно чаще. Хиджаб стал частью обширного религиозного возрождения, которое происходит в Центральной Азии, хотя больше всего превалирует в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. Все больше религиозных женщин чувствуют себя обязанными надеть хиджаб как символ своей религиозности. Хотя в некоторых случаях это является частью и модного тренда, ассоциированного с восточной исламской модой, и некоторые женщины выглядят «по-исламски гламурно» с цветными платками и эффектным макияжем.

Женщины всех возрастов надевают хиджаб и их можно увидеть как и в городах, так и в сельской местности. В некоторых более консервативных районах Таджикистана, таких как Чоркух и Рашт, женщины чаще носят хиджаб, а в более либеральных городах, такие как Худжанд, хиджаб хотя и можно встретить, но не всегда и не везде. В целом, в республиках Центральной Азии женщины в хиджабе все еще являются меньшинством. В целом, я бы не сказала, что женщин заставляют носить хиджаб, так как, например, часто можно увидеть, что внутри одной семьи не все женщины, например, сестры носят его. По отношению к маленьким девочкам здесь можно сказать, что есть влияние родителей, хотя и здесь это можно интерпретировать как часть религиозного воспитания, а не попрание свободной воли девочек.

- Многие обычные люди в Центральной Азии, власти и даже исследователи Ислама под словом «хиджаб» понимают турецкий стиль ношения платка. И поэтому, они говорят, что хиджаб набирает популярность в регионе только недавно. Но хиджаб это не та новая мода ношения платка, не так ли? И большинство женщин Центральной Азии, которые живут за пределами больших городов, покрывались согласно исламским традициям? Только стиль и мода были другими.

- До прихода Советов домохозяйки в землях нынешних Таджикистана и Узбекистана носили фаранджу (другое название: паранджа), одежду, покрывающую все тело. Ее дополнял чавчан, закрывающий все лицо. Сейчас женщины в Афганистане носят примерно то же самое и называют такую одежду«бурка». Женщины в сельской местности не всегда носили ее, так как им необходимо было работать на землях. В конце тридцатых годов Советы начали кампанию против фаранджи под название «худжум» (атака). Пропагандистская и агрессивная кампания была направлена на практику ношения фаранджи, и женщинам стало нелегко надевать ее без того, чтобы не иметь проблемы с властями. В конце восьмидесятых, перед распадом Советского Союза немногие женщины покрывали свои головы, и они большей частью проживали в сельской местности или были женщинами в возрасте. После независимости и определенной свободы на идеологическом фронте религия стала возвращать себе поле, как и платок.

В Таджикистане очень мало женщин носят сейчас бурку, и хиджаб, который покрывает голову и шею, является самым распространенным убором головы. Его надевают по-разному, исходя из степени религиозности. В большинстве случаев, его надевают с «традиционными» таджикскими платьями, то есть образуется разноцветный ансамбль из двух частей, а в некоторых случаев надевают над темными длинными одеждами. В конце концов, когда власти призывают женщин надевать «традиционные» таджикские наряды, понимаемые как разноцветный ансамбль из двух частей (просторные брюки и платья с короткими или длинными рукавами), это де-факто советское изобретение. Удобная интерпретация истории.


Афганская бурка

- В некоторых республиках Центральной Азии женщины в хиджабе (имею в виду по современной турецкой моде) испытывают проблемы на работе и в учебных заведениях, не могут войти в здания и даже не могут свободно передвигаться по базарам или улицам. Почему хиджаб превратился в большую политическую проблему в Центральной Азии?

- Потому что это символ (некоторые называют это симптомом) религиозного возрождения во многих местах Центральной Азии. Светские власти Центральной Азии все еще следуют агрессивной антирелигиозной политике советской власти и боятся всего то, в чем они видят радикализацию общества. Более того, большинство властей республик Центральной Азии не терпят политическую оппозицию, и ислам им видится как мобилизационная сила, которая может бросить вызов их секуляризму.

- Религиозные люди в Центральной Азии, включая женщин в хиджабе, политически более активны?

- Не обязательно. Многие религиозные люди, включая женщин в хиджабе, только заинтересованы в религии и не вовлечены в политику. Однако ислам стал таким существенным политическим вопросом, что женщины в хиджабе и бородатые мужчины, сами того не желая, делают политические заявки одним своим видом. Правительства Центральной Азии запретили все религиозные партии, и стало невозможно политически мобилизовать и защищать религиозные вопросы на политическом уровне. Религиозные люди не обязательно вовлечены в политику, но их жизненный выбор определенно показывает провал секулярной идеологии государства.

- Говоря о традициях и национальных ценностях, особенно в связи с одеждой, почему государства обращают внимание только на женщин, а не требуют, например, от мужчин носить джома и чапан, а наоборот, даже заставляют бриться, хотя борода также является частью многовековой традиции в регионе (сто лет назад мы с трудом могли бы найти бритого мужчину в Центральной Азии).

- Опять мы должны посмотреть назад во времена советской политики, чтобы найти ответ на этот вопрос. Либерализация женщин в первые дни советской власти имела две цели: первое, это освобождение женщин от патриархального доминирования мужчин. Второе, подрыв и делегимитация религии и религиозной власти. Эмансипация женщин виделась как символ прогресса и успеха социализма. То же самое можно сказать и про сегодня. В растущем количестве женщин в хиджабах власти видят возвращение мракобесных традиций. Соответственно, одежда женщин стала целью для властей, а поведение и нравственность женщин должны воплотить прогрессивность и секулярный характер нации.


Киргизские женщины в хиджабах

- Есть ли какое-нибудь исследование или статистика о том, какие женщины больше подвергаются домашнему насилию, имеют меньше позиционной власти в доме, меньше доступа к образованию и к работе – те, кто надевает хиджаб, или те, кто его не носят? Если действительно имеется разница, то зависит ли это от степени религиозности или нет? Я имею в виду, можем ли мы сказать, например, что чем больше ты религиозен или чем меньше ты религиозен, тем у тебя больше или меньше возможностей делать карьеру и иметь свободу. Если ты носишь или не носишь хиджаб, что меняется в твоей жизни?

- К сожалению, домашнее насилие является проблемой, которой подвержены многие женщины в Центральной Азии, и эта проблема не имеет ничего общего с Исламом, так как касается женщин с разным социально-экономическим и религиозным положением. Несмотря на религиозные верования, в Таджикистане существует определенная степень консерватизма и патернализма, не позволяющая женщинам быть в действительности свободными. Хотя они активны на рынке труда, присутствие женщин в политике и в государственных делах в последние годы уменьшилось.

Что касается образования, то вопрос осложняется. В целом, наиболее религиозные люди поддерживают образование женщин. «Образованная женщина ценится в исламе» – я часто слышала это, когда находилась в Таджикистане. Однако в некоторых случаях нужно подчеркнуть, что не всегда образованность связывалась с предоставлением больших возможностей для женщин, а больше с тем, что она им необходима, чтобы стать «лучшими матерями».

Интересный парадокс можно наблюдать из-за запрета на ношение хиджаба внутри образовательных учреждений. Девушки и женщины, которые носят платок, не могут посещать школы. Это означает, что не религия ставит барьеры в образовании женщин, а секулярная политика. Многие семьи принимают компромисс и соблюдают закон. В большинстве случаев девушки снимают платок и надевают его у ворот школы, но некоторые просто бросают школы и не получают высшее образование. Также для женщин в хиджабе труднее найти работу. У них де-юре нет доступа к работе в госсекторе, а де-факто и в частном секторе. Наконец, в целом плохая экономическая ситуация и отсутствие перспектив создает барьеры и для женщин.

- Часть населения, особенно городская, поддерживает государственные инициативы против женщин в хиджабах. В то же время эти люди называют себя мусульманами. Если у этих людей нет политической мотивации, то почему они выступают против такого важного исламского правила?

- Есть много путей выражения религиозности. Есть значительная часть населения, которая идентифицирует себя как мусульмане, но придерживается секулярных взглядов и принимает возрождение религии как исламский радикализм. Безусловно, это борьба ценностей. В Таджикистане ситуация осложнена тем, что во время гражданской войны противоборствующие стороны были существенно разделены, как светская нынешняя власть против исламистов, в большинстве представленных Партией исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Хотя тот конфликт являлся больше борьбой разных региональных кланов, некоторые идентифицируют ислам с насилием. Однако некоторые секулярно-ориентированные люди также не доверяют религиозности людей и называют их лицемерами. Они думают, что те, кто демонстрирует свои религиозные знаки или совершает обряд паломничества, на самом деле не имеют религиозных чувств и делают это только для того, чтобы добиться уважения в глазах других. Существует огромное недоверие и отсутствие понимания между этими группами людей.

- Борьба против хиджаба началась в Таджикистане, затем в Узбекистане, где она приняла более жесткие виды, а теперь в Казахстане и в Кыргызстане начали выступать против хиджаба. У меня нет информации насчет Туркменистана, но судя по тому, как выглядят туркменские женщины по телевидению, они одеваются одинаково в национальные советские туркменские платья. Принимая во внимание то, как сложно правительства этих республик находят язык и понимание между собой по политическим и экономическим вопросам, не является ли странным их единый фронт против хиджаба?

- Еще раз смотрим в советское прошлое, чтобы объяснить эту одинаковость в Центральной Азии. Хотя после распада идеология коммунизма была отброшена, религия продолжала оставаться не в почете у политической элиты этих стран. Она ассоциируется как противоположность прогрессу и современной жизни. Еще раз, принимая во внимание, что власти в Центральной Азии не такие уж и демократичные, религиозное возрождение рассматривается как угроза, так как имеет потенциал развития в политическое оппозиционное движение.



Страсти на Хаимштрассе. Полвека назад в Ташкенте погибло еврейское местечко
2016-04-05 15:13 ferghana@ferghana.ru ( Александр Меламед)

Как это было

...Я проснулся от скрипа и скрежета. Звуки шли из угла комнаты. На моих глазах приподнялась крыша. Щель выросла, и я увидел звезду. Будто кто-то подрезал крышу ударом темно-синего клинка.

Я подумал, что еще сплю, но мама затеребила: «Быстрей на улицу!» Ничего не понимаю. Зачем? На всем протяжении моего Солнечного тупика уже стояли соседи, сбившиеся к центру, подальше от строений, босиком в дорожной пыли. Женщины укрыты платками и одеялами. Мужчины и дети рядом. Выскочили так, как спали, - майки, трусы.

Все смотрели почему-то на небо и говорили странные слова. Самым пугающим было: «Это война». Мой ровесник Вовка-Бычок чуть не клялся, что слышал гул - то ли самолетов, то ли орудий.

- Шо вы такое говорите? - спорила Рива-ишачница (ее благоверный Иуда держал в сарае ишака и промышлял извозом). - Я вам говорю: гудело снизу. Може, испытывали атомное оружие?

- Ну пусть даже так, это ж не Хиросима. А коли так, чего народ будоражить? - сказал папа хромого Володьки, директор вечерней школы Макаров.

Профессор Муминов нервно теребил тюбетейку: «Давайте подождем с выводами. Нам все объяснят. Надо слушать радио».

Было 5.23 утра 26 апреля 1966 года. Согнало сон. До занятий в школе три часа. Что делать? Возвращаться в дома, которые в считанные мгновенья покрылись паутинкой трещин, но устояли, или оставаться здесь, на улице, сыпля догадками, озвучивание которых строго отслеживал коммунист Макаров...

Радио все прояснило. Землетрясение. Позже узнали: его мощи хватало, чтобы полностью снести город. Если бы толчки были не только вертикальные, но и горизонтальные. Повезло.

Кашгарка надолго не задержит

Зона максимальных разрушений была большая - десять квадратных километров в центре Ташкента. Это был Кировский район. Знаменитая Кашгарка.

Ютившиеся на кривых улочках левобережного Анхора и прилепленные друг к другу дома с крохотными двориками - они, казалось бы, изначально были собраны в стаю, чтобы противостоять напастям. Почувствовав их сплоченность, сюда в начале войны устремились потоки беженцев из России и Украины. Особенно много было евреев.

Кашгарка, - район, имя которому дали в средние века в связи с пришествием купцов с запада Китая, - становилась подобием еврейского местечка. На улицах, которые, как руки к хлебу, тянулись к Алайскому базару, звучала смесь идиша с русско-украинской мовой и вкраплениями узбекской матерщины, которые приперчивали языковой Вавилон.


Старый Ташкент. Фото с сайта Uzcapital.uz

Запахи из кухонек Кашгарки военного образца шли сдержанные. Если жарили в казане лук, это обещало пиршество, и в калитку без приглашения ломился окрестный люд, находя благовидный повод из серии «не найдется ли соли?». До кисло-сладкого жаркого тогда, в 1941-м, когда в Ташкенте нарастало еврейское население, составившее к завершению эвакуационного потока 200 тысяч человек, было далековато. Но случались дни, когда добросердечные узбеки приглашали к себе, и можно было отведать плов. Сытный и вкусный. Если очень подфартит - из баранины: овец держали там же, на Кашгарке, в сараях. В сараях, собственно, жили первые недели и только что прибывшие эвакуированные. Но чаще плов был из конины.

- Едим как первые поселенцы, - объясняли узбеки, намекая на то, что кашгарские купцы некогда использовали для перевозки товаров конную тягу. Первым делом построили здесь всё, что надобно для сносного временного обитания: базар и караван-сарай. За ними потянулись домовладельцы, понастроившие нехитрое жилье для обладателей тощего кошелька.

Каждый воспринимал Кашгарку как временное обитание. У всех был стимул поскорее убраться из райка, где господствовали нужда и вши.

- Так что ешьте и знайте, что беда ваша недолгая, - говорили аксакалы. - Кашгарка надолго никого не задерживает.

Задерживала. Молодые влюблялись, заводили семьи, рожали детей. Хаимштрассе, как в условиях войны с немцами окрестили Кашгарку ее еврейские обитатели, училась, работала, боролась с нуждой и верила в будущее. Такой и встретило ее землетрясение.

На добрую память

Оно ударило Кашгарку чувствительно: в этом районе две трети из 34.267 семей оказались совершенно лишенными крова. Всего к 15 ноября 1966 года, по данным фонда 2515 Госархива Узбекской ССР, стены домов и квартир были покрыты угрожающими трещинами, представляя опасность для 78.583 семей.

Кашгарка забелела палатками. Всего их в городе было установлено десять тысяч, половина - на левобережье Анхора. Помощь пришла со всех сторон. Страна помнила добросердечность Ташкента в первые годы войны. Теперь, через четверть века, пришел черед Союза благодарить Ташкент.

«Принять неотложные меры по подготовке площадок для строительных организаций Москвы, Ленинграда и союзных республик, организовать работу в 2-3 смены», - значилось в правительственных документах. Всего через два месяца после землетрясения из Москвы прибыли первые четыре поезда, и 990 человек из четырех строительных управлений (СУ) практически с колес начали работу. В мае-июне 1966-го развернулись 16 военно-строительных отрядов, установившие первые сотни сборных домов. Их хватило для расселения 21 тысячи ташкентцев.

Кто-то воспринял подземный гул, который 26 апреля так встревожил Ташкент, как призыв к исходу. К новой надежде. Может, где-то спокойней. Благо, объявили о квотах на прописку и жилье, выделенных соседними республиками для пострадавших ташкентцев. Из протокола 33 от 18 июля 1967 года: «С 15 мая 1966 года по 1 июля 1967 года переселено из Ташкента 14.733 семьи. В связи с прекращением поступления заявлений от граждан о переселении их из Ташкента в другие города и завершением мероприятий работу республиканской комиссии по переселению считать исчерпанной».


Ташкент палаточный. Фото с сайта Ria.Ru

Кашгарку разносило не только по стране, но и по Ташкенту. Обитатели Хаимштрассе стали завсегдатаями домов, магазинов и кафе с надписями на фронтоне «Башкирия», «Донецк», «Москва», «Киевлянка». «К 12 сентября 1966 года из Кировского района, где находится эпицентр землетрясения, было переселено 2500 семей», - говорится в протоколе заседания правительственной комиссии от 15 ноября 1966 года.

Встреча времен, культур, запахов

Кашгарке не привыкать менять лицо. Некогда обитель китайских купцов, в 1940-50-е она превращалась в криминальное гнездо. Одного из его представителей именовали Фима Боднер. «Не было дома на улицах Лугина, Шахрисябзской и Энгельса, из которого кто-нибудь не сидел бы в тюрьмах за воровство, бандитизм, грабеж, изнасилование, - читаем в романе Эли Люксембурга «Звезда Мордехая». - Сверстники наших детей уже смолоду были жульем, блатарями. Опасность, что дети окажутся в одной из таких шаек, была очень велика».

Блатарям и местным, что через забор, что пришлым, которые приходили с правого берега Анхора, из знаменитой Молочки можно было противостоять только одним путем: сразу бей в пятак. Так наставлял знаменитый американский боксер, еврей-эмигрант Сидней Джексон, который создал во Дворце пионеров - в полукилометре от Кашгарки - школу бокса. Ее прошли Иосиф Будман, Володя Огоронов, два Додика - Бурман и Цвайман и другие парни, ставшие гордостью узбекистанского спорта. Возможно, не случайно одна из улиц Кашгарки называлась Чемпион.

Не обошла ее и художественная слава. Имен, которые сообщает писатель Рауль Мир-Хайдаров, вполне довольно: «На Кашгарке вырос актер театра сатиры Роман Ткачук, отсюда и кинорежиссер Юнгвальд Хилькевич, и ленинградский поэт и актер Владимир Рецептер, и певица Роксана Бабаян. И даже «Мюллер» Леонид Броневой тоже родом отсюда».

26 апреля 1966 года та Кашгарка ушла в прошлое. Лишь немногие ее прежние обитатели получили жилье здесь же, на массивах Ц4 и Ц5. Бывшая обитель китайских купцов, скопище порока и безнадежности в начале двадцатого столетия, еврейская махалля (квартал, община) в сороковых-шестидесятых, мультикультурный ареал в многоэтажках типовой архитектуры семидесятых... Кашгарка как многослойный пирог, впитавший вкус столетий и культур.

Говорят, что сейсмологи имеют свои объяснения ташкентскому землетрясению. Согласно одному из них, под городом на глубине, исчисляемой километрами, встретились под острым углом разломы, идущие от поднимающегося на северо-востоке Ташкентского хребта. Кашгарка - их модель. Здесь, на крохотном пятачке азиатского пространства, под острым углом встретились столетия и культуры, которые и поныне обеспечивают сакральный характер бывшему Хаимштрассе.


Ташкент, вид с телебашни, 2011 год. Фото с сайта Е1.ru

По весне к потемневшим балконам образца 60-х тянут распахнутые розовые ладошки цветы урючин. Аромат их перебивает знаменитая высокогорная приправа зира, исходящая от пловных гор в необъятных казанах, которые по традиции установлены во дворах постоянно: каждую неделю в махалле - семейные праздники, а вкуснее и сытнее плова угощения не бывает. И только самый приметливый и любознательный нос сможет уловить исходящий из редкого окна на бывшей Хаимштрассе знакомый запах маминого кисло-сладкого жаркого.

Александр Меламед



The Panama Papers: Внук президента и сын вице-премьера Казахстана Нурали Алиев оказался владельцем двух офшорных компаний
2016-04-05 15:25 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Международное журналистское расследование «Панамские документы» (The Panama Papers), проведенное организацией Organized Crime and Corruption Reporting Project (OCCRP), выявило, что у внука президента и сына вице-премьера Казахстана Нурали Алиева есть две офшорные компании, зарегистрированные на Британских Виргинских Островах (БВО), которые он использовал для проведения банковских операций и покупки яхты люкс-класса.

Правящая семья – об офшорах

2013 год, выступление президента Нурсултана Назарбаева: «Там, где родился, там и пригодился. Это, действительно, так. Поэтому не надо искать счастья в других краях. И не надо прятать деньги за бугром. Здесь держи. А кто за бугром… Смотрите: все офшоры открываются, сейчас позорить будут всех, кошмарить будут всех. Поэтому заработал – вкладывай в Казахстане. Не бойся. Живи здесь, строй будущее своих детей здесь, и поэтому заботься о благополучии и развитии собственной страны».

Борьба с офшорами – давняя и многолетняя тема президента Казахстана. Так, в марте этого года на съезде правящей партии «Нур Отан» он снова призвал отказаться от офшорных компаний и счетов: «Всякие офшоры — все это чепуха. Сегодня нет офшоров. Поэтому сейчас объявили легализацию — привези деньги сюда, простим тебя. Первичная приватизация, первичное накопление средств никогда не было абсолютно чистым, прозрачным, белым и пушистым. Всякое было. Так было во всем мире. Поэтому мы прощаем, привезите деньги. Идет приватизация более 800 объектов страны. Примите участие, получите эти объекты».

Легализация имущества в Казахстане продлена до 31 декабря 2016 года: в послании народу Казахстана президент объявил: «Не хочется заводить уголовные дела на наших соотечественников, делать из них беженцев, которые прячутся где-то там за бугром. В Лондоне где-то бегают все. Все было за эти годы, всякое было. Первичные накопления не всегда бывают честными, да. Мы молодое государство, даем возможность вам принести сюда деньги, ваши деньги, участвовать в приватизации, и сделать ваши активы казахстанскими, и за то, что сделано за эти годы страной, вернуть сюда и спокойно жить, спокойно спать. Вот чего хочется».

Тема спокойного сна была продолжена и дочерью президента, матерью Нурали Алиева Даригой Назарбаевой – вице-премьером Казахстана. В феврале 2016 года она заявила: «Если мы хотим, чтобы социальная сфера была представлена на высоком уровне, если мы хотим, чтобы у нас были хорошие дороги, чтобы дети наши получали хорошее образование и чтобы каждый из нас мог рассчитывать на достойную жизнь в старости, мы должны платить налоги, нравится нам это или нет. У нас очень либеральная налоговая политика, поэтому хочу сказать, что надо иметь совесть, надо не жадничать, надо делиться, платить налоги и спать спокойно, как говорит наш Президент».

Офшоры Нурали Алиева, сына и внука

По данным The Panama Papers, 15 сентября 2014 года компания Alba International Holdings, зарегистрированная на Британских Виргинских Островах (БВО), обрела нового владельца. Alba International была формальной компанией, не ведущей никакой деятельности, «сидящей на полке» до востребования. «Полочные компании» используются, в том числе, для экономии времени, когда клиентам надо быстро перевести средства между несколькими компаниями.

Международная документация компании Alba International содержит информацию о владельце: исходя из имени, даты рождения и фотографии, прикрепленной к файлу, OCCRP делает вывод, что это Нурали Алиев, внук Назарбаева.


Нурали Алиев

Документация описывает деятельность компании Alba International как просто «имеющей банковский счет на Кипре», т.е. еще в одном офшоре. Возглавляет компанию 33-летний Аскар Тарабаев, уроженец Казахстана, проживающий (согласно документам) в Дубае, где является юридическим представителем компании KZ Capital General Trading.

Связь Тарабаева и Алиева прослеживается и в 2013 году, когда Тарабаев был директором компании Finesse Executive Ltd. одновременно с Мухамедом-Али Курманбаевым, руководящим сотрудником многочисленных компаний на БВО и в Британии, контролируемых Алиевым.

Интересно, что Тарабаев — сын Балташа Тарабаева, бывшего заместителя председателя госкорпорации «Аграрный кредит», который был осужден в 2011 году на пять лет (условно) с конфискацией имущества: он был признан виновным «в мошенничестве, приобретение права на чужое имущество путем обмана и злоупотребления доверием, в крупном размере, совершенное лицом, приравненным к лицу уполномоченным на выполнение государственных функций, с использованием служебного положения». Тарабаев-старший способствовал получению одной фирмой кредита в 850 тыс долларов, за что получил от этой фирмы квартиру стоимостью 120 тыс. долларов, которую переоформил на своих близких. По данным ОССRP, Тарабаев вернул деньги фирме и с ноября 2012 года он числится доцентом в одном из местных сельскохозяйственных университетов.

9 апреля 2008 года Baltimore Alliance Inc. трехмесячная офшорная компания (БВО) приобрела 23-метровую яхту Astondoa A-76 через заем. Яхта была, по всей видимости, новой, потому что была построена Astilleros Astondoa S.A. в Испании в 2008 году. Цена в документах указана не была, но такая же, но не новая яхта продается примерно за 1,8 млн долларов. Яхта была зарегистрирована в корабельной регистратуре БВО 11 июня 2008 года. В тот же день фамилия Алиева была внесена в реестр акционеров по заявке Курманбаева, часто появляющегося в офшорных компаниях, связанных с Алиевым. Документация The Mossack Fonseca указывает на то, что Алиев сам выбрал название яхты: «Номад».

С яхтой произошло неожиданное несчастье: 20 ноября 2008 года компания OPTI Thermal из Валенсии наняла Worldwide Shipping Ltd. для транспортировки «Номада» из итальянского порта Генуя в Джебел-Али в ОАЭ грузовым кораблем Emilie K, зарегистрированным в маленьком карибском государстве Антигуа и Барбуда.

Из-за плохой погоды подвесная платформа обрушилась, разорвалась швартовка, и «Номад» соскользнул, упав на правый борт. Это сильно повредило судно. Капитан корабля Emilie K был вынужден остановиться в итальянском порту Цивитавекия вблизи Рима. Он попытался обратиться в транспортную компанию за дальнейшими инструкциями, но не получал ответа в течение 17 дней, после чего выгрузил яхту в итальянском порту.

Компания Worldwide Shipping оценила ущерб в 355 тысяч долларов плюс дополнительная посуточная плата за хранение — и подала заявление на задержку «Номада» до тех пор, пока Baltimore Alliance не выплатит задолженность. Согласно заявлению, «Номад» был застрахован на 2 млн евро (2,26 млн долларов). Задержание было поддержано судом, но позднее отменено в связи с апелляцией, которую подала компания Baltimore Alliance.

В ходе судебного процесса Нурали Алиев решил избавиться от своих акций в Baltimore Alliance и 11 февраля 2009 года перевел 1000 акций в другую зарегистрированную на БВО компанию — Schneider System Ltd. В тот же день остальные 10.111 акций были переведены в Greatex Trade&Invest Corp. — еще одну компанию с БВО, которая контролирует и управляет компаниями с общим оборотом в 147 млн британских фунтов стерлингов (212 млн долларов). Лондонская империя недвижимости связана с Нурали Алиевым через Курманбаева, который фигурирует с Алиевым и в других компаниях, включая Baltimore Alliance Inc.

Возможно, продажа акций была вызвана тем, что внук Назарбаева в этот момент заместителем председателя Банка развития Казахстана, и он не хотел, чтобы его имя возникало в судебном разбирательстве. В 2011 году Алиев решил продать яхту.

Нурали Алиев (1985 года рождения) – с 2006 года – заместитель главы АО «Нурбанк», с 2007 по 2008 год – председатель совета директоров «Нурбанка», с 2008 по 2013 год – управляющий директор Банка развития Казахстана. В 2012 году Нурали Алиев попадает в список Forbes как «самый молодой миллиардер в стране», через год его состояние оценивалось журналом в 200 миллионов долларов. В декабре 2014 года Алиев был назначен заместителем мэра Астаны.

28 марта ему позвонили из OCCRP с просьбой о комментарии. После этого профиль Алиева исчез с той страницы сайта мэрии, где перечислялись чиновники городского управления. На совместную просьбу OCCRP и ICIJ дать комментарий Нурали Алиев не ответил.



Кыргызстан: Правозащитники из «Бир Дуйно» ищут справедливости у Генпрокурора
2016-04-05 16:19 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Правозащитное движение «Бир Дуйно-Кыргызстан» обратилось с открытым заявлением к Генеральному прокурору страны Индиры Джолдубаевой, в котором потребовало привлечь к ответственности за незаконные действия судей Ошского городского суда и следователей управления Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) по городу Ош и Ошской области.

Как отмечается в заявлении, прошел год, как 27 марта 2015 года следователями ГКНБ по городу Ош и Ошской области Алманбетом Дженбаевым и Артуром Шадыбековым был проведен обыск в офисе «Бир-Дуйно Кыргызстан» в городе Ош, а также по месту жительства сотрудников офиса, адвокатов Валерьяна Вахитова и Хусанбая Салиева. Обыски были произведены на основании постановлений судей Ошского городского суда. Позднее указанные судебные акты были обжалованы адвокатами и отменены Ошским областным судом как незаконные. Законность отмены судебных актов Ошского городского суда была подтверждена постановлениями Верховного суда (ВС) Киргизии от 22 и 24 июня 2015 года.

Верховный суд Киргизии безапелляционно признал действия следователей Дженбаева и Шадыбекова и постановления судей Ошского городского суда К.Матисакова и Б.Сатыбалдиева незаконными. Постановление ВС окончательно и обжалованию не подлежит. Однако Дженбаев и Шадыбеков, а также судьи Матисаков и Сатыбалдиев за свои незаконные действия не только не понесли должной ответственности, но и по-прежнему занимают должности в правоохранительных и судебных органах республики.

Правозащитники указывают, что их неоднократные жалобы в Генеральную прокуратуру Кыргызстана и прокуратуру Ошской области оказались тщетными. В связи с этим они просят Генпрокурора страны провести тщательную проверку по их делу и возбудить уголовные дела в отношении указанных следователей и судей по фактам превышения должностных полномочий и вынесения заведомо неправосудных судебных актов соответственно.

Напомним, обыски в офисе «Бир Дуйно-Кыргызстан» и в домах адвокатов Валерьяна Вахитова и Хусанбая Салиева были проведены в конце марта прошлого года, после задержания американского журналиста Умара Фарука, которого киргизские власти обвинили в призывах к насильственному изменению конституционного строя с использованием СМИ и хранении экстремистских материалов. У журналиста нашли визитные карточки Вахитова и Салиева. В ходе обысков были изъяты более сотни адвокатских материалов.



В Таджикистане заведены уголовные дела на имам-хатибов нескольких мечетей
2016-04-05 16:58 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Прокуратура Согдийской области Таджикистана возбудила уголовные дела в отношении шести имам-хатибов соборных мечетей. Все они находятся под арестом, сообщает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода) со ссылкой на пресс-службу областной прокуратуры. Арестованные имам-хатибы обвиняются в членстве в запрещенных в стране партиях и движениях. Расследованием их дел занимается отдел по борьбе с организованной преступностью прокуратуры. В прокуратуре не поясняют, о каких именно запрещенных партиях и движениях идет речь, и не раскрывают подробности дела, чтобы «не помешать ходу следствия».


Соборная мечеть в Худжанде. Фото © Равшан Абдуллаев

Источник радиостанции в правоохранительных органах сообщил, что двое имам-хатибов – из областного центра – города Худжанда, еще двое – из Канибадама, один – из Бободжонгафуровского района и другой – из города Гулистон (бывший Кайраккум). Имам-хатибы были задержаны сотрудниками правоохранительных органов около месяца назад. Если их вина будет доказана, то им может грозить штраф или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Следует отметить, что в Таджикистане имам-хатибы соборных мечетей назначаются исключительно Комитетом по делам религии при правительстве страны и считаются официальными духовными лицами. На места арестованных имам-хатибов соборных мечетей уже подобраны новые кандидаты, имена которых отправлены на согласование в Комитет по делам религии, пишет «Авеста».



Узбекистан: Список запрещенных наркотических средств серьезно расширен
2016-04-05 17:27 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Государственная комиссия по контролю за наркотиками Узбекистана расширила список запрещенных или ограниченных в обороте наркотических средств и немного изменила список психотропных веществ, оборот которых ограничен, сообщает 5 апреля «Норма.Uz»

Согласно постановлению комиссии от 29 марта 2016 года, в списке наркотических средств, оборот которых запрещен или ограничен, теперь 289 наименований, ранее таковых было 220. Ограниченных в обороте психотропных веществ оказалось 81, при этом по сравнению с предыдущим списком произошли следующие изменения: в список добавлены золпидем (INN) и GНB (гамма-гидрокимасляная кислота), мефобарбитал объединен с метилфенобарбиталом, пентобарбитал перенесен в список ограниченных в обороте наркотических средств и объединен с этаминал-натрием.

В списках указаны размеры наркотических средств и психотропных веществ, считающихся незаконными - для определения объема уголовной ответственности за незаконный оборот. В случае их незаконного оборота в размере меньше указанных виновный привлекается к административной ответственности. Например, при незаконном изготовлении морфина в размере 0,01 грамма и больше к виновному лицу применяется уголовная санкция, а при размере меньше 0,01 грамма – административная.

Если наркотические средства находятся в виде пропитывающего средства (в тампонах, марле, бинтах и тому подобном), то осуществляется их экстракция, после чего, исходя из сухого остатка, определяется вес. Вес плодовых тел грибов определяется после их высушивания до постоянной массы.

С полными списками и размерами можно ознакомиться, пройдя по этой ссылке (на узбекском языке).

«Фергана» обращает внимание на этот документ потому, что ранее в Узбекистане произошло несколько случаев задержания туристов, которые имели при себе то или иное лекарственное психотропное средство. Ранее мы рассказывали об инцидентах, произошедших с россиянкой Тамарой Талашмановой, узбекистанкой Татьяной Джураевой, итальянцем Норбертом Пескоста, литовцем Пятрасом Чюжасом и россиянкой Фаиной Нестеровой. Талашманова и Нестерова были задержаны в аэропорту при личном досмотре багажа из-за феназепама. Джураевой сестра прислала четыре упаковки таблеток клофелина (клонидина), причем до адресата посылка так и не дошла - осталась у узбекских таможенников. Пескоста был задержан за ввоз делоразепама, который использует в качестве успокоительного лекарства, чтобы справиться со страхом перед полетами. Пятрас Чюжас вез в Термез восемь снотворных таблеток бромазепама, которые и стали причиной его осуждения.



В избранное