Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Порядок выезда за рубеж не изменен, правила учета приезжих в Ташкенте остались прежними



Узбекистан: Порядок выезда за рубеж не изменен, правила учета приезжих в Ташкенте остались прежними
2016-04-01 09:21 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Сразу два сообщения, касающиеся законодательства Узбекистана, будоражат последние два дня узбекскую общественность, особенно тех, кто живет за рубежом. Вопросом, правда ли это, задались и читатели «Ферганы». Отвечаем: оба сообщения не являются новостями.


Ташкент. Фото с сайта Uz-obshina.ru

30 марта сайт бесплатных объявлений Узбекской иммиграции США Uz-rek.com внезапно перепечатал сообщение, предположительно, сайта Аnons.uz о том, что «в Узбекистане изменили порядок выезда за рубеж», и несколько зарубежных СМИ почему-то подхватили тему и тоже перепечатали, не перепроверив информацию. Иначе заметили бы, что эта «новость» была опубликована 26 октября 2015 года, да и тогда была не совсем свежей: «Фергана» рассказывала об этом в декабре 2014 года. Однако заголовок типа «В Узбекистане изменили порядок выезда за рубеж» - очень выигрышный и всегда привлекает внимание множества читателей. Видимо, поэтому ряд СМИ даже не стал вникать в суть нововведений и устанавливать степень свежести замеченной ими информации.

Вторая громкая «новость» касается пребывания иногородних граждан в Ташкенте. 30 марта появилось сообщение о том, что в соответствии с постановлением №54 Кабинета министров Узбекистана с 1 апреля 2016 года «жители областей Узбекистана, приезжающие в Ташкент или Ташкентскую область к родственникам, могут погостить не более 5 дней. Остающиеся на срок более 5 дней обязаны зарегистрироваться в отделениях милиции» (перевод с узбекского языка на русский выполнен сайтом «Биржевой лидер»). «Обязательной регистрации подлежат теперь и приезжающие отдыхать в санатории Ташкента. Нарушившие данный порядок могут быть привлечены к штрафу и принудительному выдворению из Ташкента». В сообщении приводятся еще несколько правил, которым должны следовать приехавшие в Ташкент узбекистанцы, однако практически все это новостью не является: такое положение утверждено постановлением правительства Узбекистана №41 еще 16 февраля 2012 года. С тех пор и действует. Штраф от одного до трех минимальных размеров заработной платы за проживание без временной или постоянной прописки либо без учета по месту пребывания предусмотрен статьей 223 «Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности», как минимум, с декабря 2012 года.

Напомним, что постановление №54 издано 26 февраля 2016 года, оно ужесточает правила трудоустройства приезжих в узбекской столице. Об утвержденных этим документом новых требованиях средства массовой информации, к примеру, «Фергана», проинформировали читателей 9 марта. В частности, сообщалось, что граждане, ищущие временную разовую работу в Ташкенте и Ташкентской области, теперь должны получать соответствующее свидетельство, а для этого обязаны иметь временную или постоянную прописку либо учет по месту пребывания. Прежний пакет документов, необходимых для получения вкладыша об учете по месту пребывания, дополнен «копией нотариально удостоверенного договора аренды (найма) жилого помещения либо его части или договора безвозмездного пользования жилым помещением либо его частью». Если на учет встает близкий родственник собственника жилья, договор аренды не требуется, но придется доказывать родство, предъявив другие документы.

По данным «Озодлика» (узбекской службы Радио Свобода), постановление №54 вступает в силу 1 апреля, а пока прописку, как до сих пор в Узбекистане называют временный учет граждан, оформляют только тем, кто устроился на постоянную работу.



Преступность среди мигрантов: Позиция власти, данные статистики и мнения экспертов
2016-04-01 09:46 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В четверг, 31 марта, президент России Владимир Путин провел заседание Совета Безопасности страны, на котором, в частности, коснулся вопросов миграции. Открывая заседание, В.Путин отметил, что Россия остается привлекательной страной для переезда. В связи с этим «за последние годы упрощены многие процедуры, дающие иностранцам право на пребывание в нашей стране и ведение трудовой деятельности, - сказал лидер России. - Все это направлено на то, чтобы добропорядочные люди, добропорядочные мигранты могли лучше адаптироваться».

С другой стороны, Владимир Путин озабочен ростом преступности среди мигрантов. По крайней мере, о таком росте ему докладывают чиновники. «Серьезное беспокойство вызывает не снижающийся уровень преступности среди иностранных граждан, - сказал президент России. - Эта проблема поднималась на недавних коллегиях МВД и Генеральной прокуратуры. Подобные преступления носят резонансный, как правило, характер, зачастую они вызывают всплеск ксенофобских, националистических настроений, дают повод для разного рода информационных пропагандистских атак на Россию. Прошу наши ведомства серьезно усилить оперативную и профилактическую работу по борьбе с преступностью в миграционной среде».

Данные о количестве совершаемых иностранцами преступлений озвучил на заседании секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. По его словам (цитата по Первому каналу), «в 2015-м году было 58 тысяч совершено нарушений иностранцами. При этом идет рост примерно до 5-6% в год».

СТАТИСТИКА БЫВАЕТ РАЗНАЯ

Давайте сначала проверим и уточним данные, приведенные господином Патрушевым. Нам доподлинно не известно, откуда у него именно такая статистика. Но в Сети регулярно публикуются отчеты Министерства внутренних дел России, согласно которым вырисовывается следующая картина.

Отчет МВД «Состояние преступности за январь-декабрь 2015 года» гласит, что иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2015 году было совершено 46,4 тыс. преступлений (а не 58 тысяч, как утверждает Патрушев). Рост количества правонарушений составил 4,4%, а не «5-6%», как у секретаря совбеза.

Следует отметить, что количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло в 2015 году на 17,5%. А общее количество зарегистрированных в России преступлений выросло на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То есть, нетрудно заметить, что рост преступлений, совершенных иностранцами, почти в два раза отстает от общего роста криминала по стране. А в первые месяцы 2016 года количество «мигрантских» преступлений сократилось на четыре процента.

Надеемся, что разница в статистике наверняка обусловлена не ошибками Патрушева или не просчетами в МВД. Такие расхождения могут быть, особенно - в условиях такого большого государства. Но надо подчеркнуть, что количество преступлений, совершаемых иностранцами в России за последние годы, составляет в среднем всего 2 процента от общего количества по стране. Могут ли эти два процента в самом деле представлять угрозу безопасности великой державы?

ЧТО ДУМАЮТ ЭКСПЕРТЫ

Мы попросили специалистов прокомментировать слова президента России. И вот что они ответили.

Сергей Абашин
Доктор исторических наук, именной профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, антрополог, специалист по миграции и Средней Азии Сергей Абашин:

- Я хочу обратить внимание, что тема миграции сегодня обсуждалась в Кремле в контексте проблематики «безопасности». Это создало негативный тон дискуссии. В опубликованной информации мы видим опять слова о «неснижающейся преступности», «нелегальной миграции» и «террористах». Замечу при этом, что в январе-феврале 2016 года статистика фиксирует снижение преступности среди иностранных граждан. В 2015 году был небольшой рост, но этот рост был меньше, чем в целом по стране. О террористах из числа иностранных граждан тоже пока не было слышно. Что касается «нелегальности», то это чаще проблема не иностранных граждан, которые якобы проникают через границы, а проблема законов, которая не даёт возможность вполне «добропорядочным людям» легализоваться.

Иными словами, мы слышим сегодня в Кремле исключительно политическую популистскую риторику, возможно связанную с проблемами во внешних делах, либо с грядущими выборами.

* * *

Председатель профсоюза трудящихся-мигрантов России Ренат Каримов:

Ренат Каримов
- Президент сказал, что жизнь мигрантов в России в последнее время облегчилась, упрощены некоторые процедуры получения различных миграционных статусов, в частности, регистрации, миграционного учета. Хотелось бы выразить сожаление, что президента, по всей видимости, неверно информируют, потому что, наоборот, жизнь мигрантов и переселенцев усложнилась. Например, что касается разрешения на временное проживание, получения статуса беженца, временного переселенца – это связано с колоссальными очередями, многодневными хождениями, нервотрепкой. А отправленное по почте уведомление о прибытии иностранного гражданина в место временного пребывания, то есть так называемую регистрацию, при сдаче документов на патент во многих местах, в частности в Московской области не принимают, людей заставляют перерегистрироваться, даже штрафуют, хотя закон позволяет становиться на миграционный учет по почте. Поэтому жалко, что президенту кладут на стол документы, которые не совсем объективно характеризуют положение с трудовыми мигрантами в частности.

Что касается преступности среди мигрантов, если посмотреть статистику, то станет очевидно, что уровень преступности в мигрантской среде примерно в три раза ниже, чем среди россиян. Конечно, любое преступление ужасно, независимо от того, кто его совершил. Говоря о резонансных преступлениях, Путин, конечно же, имел в виду недавнюю страшную историю с невменяемой няней. Мы разделяем озабоченность Совбеза по поводу преступности среди мигрантов, но также нужно говорить и о преступлениях в отношении мигрантов. Смерть в Петербурге маленького Умарали так же ужасна, как смерть девочки от рук няни.

Поэтому некорректно говорить, что мигранты совершают ужасные резонансные преступления и замалчивать то, что отношении самих мигрантов совершаются ужасные преступления, которые зачастую плохо расследуются правоохранителями. Что делать? Во всяком случае – не делить людей на хороших коренных и плохих мигрантов и не считать, что преступления приезжих страшнее, чем преступления, совершаемые гражданами России. Но если каждый день по телевизору показывать преступления и правонарушения, совершаемые именно мигрантами, то сложится впечатление, что все они поголовно – насильники, убийцы и террористы.

Президент сказал, что нужно усилить профилактику преступности среди мигрантов. Это тоже неоднозначный вопрос. Как усилить профилактику? Карательные меры здесь не помогут. Профилактика преступности среди мигрантов – это обеспечение его занятости: чтобы он имел легальную работу и получал вовремя за нее зарплату. Ведь часто на преступления мигрант идет, потому что его обманывают, не платят зарплату.

* * *

Президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин:

Вячеслав Поставнин
- Президент, конечно, говорит правильные слова – надо бороться с плохими мигрантами и принимать хороших. Это естественно. Но что остается за кадром: как и кто это будет делать? Прямо скажем, что миграция у нас не очень контролируется. Она достаточно стихийна и вся наша миграционная политика достаточно ситуативна. Люди едут из наших бывших братских республик, когда хотят, куда хотят – никто ими не управляет. По моим оценкам, меньшинство работает легально, а большинство нелегально. Это подтверждает статистика. И что с этим делать никто не знает, потому что, с одной стороны, мигранты нам нужны, но их нужно как-то контролировать. И главное – нет ведомства, с которого за это можно было бы спросить. Надо навести порядок в сфере регулирования миграции – нет четкого разграничения функционала, поэтому все службы работают без координации и неэффективно. Поэтому, когда происходят резонансные преступления, как с известной гражданкой Узбекистана, спросить не с кого. Кто занимается адаптацией – никто. У семи нянек дитя без глаза – вроде все занимаются миграцией, но никто конкретно ни за что не отвечает.

Я понимаю обеспокоенность президента, что связана еще и с тем, что сейчас идет поток в Европу. А если Европа прекратит принимать мигрантов? Ближний Восток взорвется, это может перекинуться на Северный Кавказ, в Центральную Азию. Наши миграционные чиновники любят говорить, что, мол, в Европе миграционный кризис, столкновения мигрантов с местным населением, а у нас – тишь да гладь, мы решаем миграционные вопросы лучше. И ФМС любит приписывать себе эту заслугу. На самом деле парадигмы у нас разные. Парадигма нашей миграционной политики строится на основе выяснения законности пребывания иностранца на территории России. А тут такое поле деятельности для наших правоохранительных органов – или у человека миграционный учет просрочен, или не там зарегистрирован, или у него патента нет, или патент не тот, или он не туда и не тогда въехал – придраться могут к чему угодно. У нас ни один мигрант – легальный или нелегальный – мимо полицейского или ППСника не проскочит. И как мигрант решает эти проблемы – легче деньгами. Практически каждая встреча с полицией заканчивается откупом. Это называется миграционная политика? Это стыдоба, честно говоря. Скажу больше: репрессивные действия в отношении мигрантов – это такая питательная почва для всяких эмиссаров экстремистских движений, о которых говорил президент. Если человек обижен, унижен, он может проникнуться любыми идеями, пойти на преступление. Президент это чувствует.

Преступность растет тогда, когда люди маргинализуются, не находят работу, попадают в тяжелую ситуацию. Человек без работы и без денег, униженный, обиженный, ему не дали зарплату, обобрали – вот потенциальный преступник. В первую очередь нельзя допускать такие ситуации. Во-вторых, миграция должна по максимуму быть контролируемой. Даже нелегальная миграция в таких странах, как США, тоже находится под контролем, и там есть механизмы легализации нелегальных мигрантов. Это достаточно гибкая и сложная работа. У нас же к миграции относятся так, как относились в Советском Союзе: человек оказался в нашей стране незаконно – давайте его ловить и выдворять. Система, которая бы способствовала вхождению мигранта на рынок труда, его легализации, адаптации, у нас до сих пор не выстроена.

* * *

Уважаемые читатели! А что вы думаете по данному вопросу? Оставить свое мнение можно на странице «Ферганы» в Фейсбуке или в комментариях на сайте.



Узбекистан: В Ташкенте подорожал проезд в автобусах, маршрутных такси и метро
2016-04-01 10:12 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Первого апреля на сайте компании «Тошшахартрансхизмат» появилось объявление о повышении стоимости проезда в городских автобусах, трамваях и метрополитене до 1200 сумов ($0,41 по официальному курсу или $0,18 по курсу «черного рынка»).


Автобус в Ташкенте. Фото с сайта Uz24.uz

Рост тарифов компания объясняет увеличением затрат на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и запасные части. До 1 апреля стоимость проезда в общественном транспорте составляла 1000 сумов, рост составил 20 процентов.

Что касается маршрутных такси, то стоимость проезда в них будет зависеть от протяженности маршрута, но примерно в пределах 20 процентов. К примеру, если цена проезда в «маршрутках» составляла от 1200 до 2500 сумов, она вырастет примерно до 1500-3000 тысяч сумов, информирует «Podrobno.Uz».

«Просьба, своевременно оплачивать за проезд», - такими словами (пунктуация сохранена) завершает «Тошшахартрансхизмат» свое объявление.

«Фергана» уверена, что в эти минуты многие жители Ташкента с раздражением высказывают к этой компании встречную просьбу: сообщать о повышении цен заблаговременно, а не обескураживать уже севших в автобус или «маршрутку» людей, рассчитывающих свой бюджет вплоть до тийина, и детей, которым родители ежедневно выдают строго фиксированную сумму.

Напомним, что с 1 апреля в Узбекистане подорожали также газ, электроэнергия, холодная и горячая вода, отопление. Последнее повышение зарплат, пенсий и пособий было произведено согласно указу президента Ислама Каримова с 1 сентября 2015 года, рост составил 10 процентов. В настоящее время минимальный размер заработной платы составляет 130.240 сумов в месяц ($45 по официальному курсу и $20 – по реальному), пенсии по возрасту и пособия инвалидам с детства – 254.730 сумов, пособия престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим необходимого стажа работы, - 156.310 сумов в месяц. Средняя зарплата в Узбекистане колеблется, по неофициальным данным, в районе $200. Согласно обнародованному в мае 2015 года «Глобальному индексу продовольственной безопасности», 85,2 процента населения этой страны живут за чертой бедности - на $2 или меньше в день на человека.



В избранное