Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Госдепартамент США намерен в 2017 году вложить $952 млн в демократизацию стран СНГ



Госдепартамент США намерен в 2017 году вложить $952 млн в демократизацию стран СНГ
2016-02-10 10:15 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Государственный департамент США запросил на свою деятельность в 2017 году $34 млрд, из которых $952 млн намерен вложить в «противодействие российской агрессии», заключающееся в проведении демократических реформ и развитии экономики в ряде стран СНГ: на Украине, в Грузии, Молдове и странах Центральной Азии. Об этом было заявлено на брифинге 9 февраля, передает сайт Госдепартамента.

Среди задач, на которые будет потрачена указанная выше сумма, - расширение доступа к независимой, беспристрастной информации; ликвидация коррупции и поддержка правопорядка; укрепление гражданского общества; повышение энергетической безопасности; поддержка финансовых реформ, торговли и диверсификации экономики; увеличение оборонного потенциала.

Сумма, которая будет выделена конкретно на страны Центральной Азии, не указывается.

Напомним, в январе 2016 года был обнародован доклад, подготовленный научными сотрудниками Фонда Карнеги за международный мир (ФКММ), согласно которому правительству США следует признать, в частности, что его политика в отношении стран Центральной Азии должна сосредоточиться на социально-экономических реформах, а не на продвижении демократии. Во внутренней эволюции стран региона есть пять взаимосвязанных факторов, которые будут определять их развитие: смена лидерства, экономические проблемы, коррупция и плохое управление, политические репрессии и угроза исламского экстремизма. Во внешней среде геополитическая ориентация Центральной Азии будет сдвигаться ближе к Азии и дальше от Европы и США. В течение следующего десятилетия пять тенденций будут иметь далеко идущие последствия для Центральной Азии: фактор Китая, сокращение присутствия России, возвращение Ирана, афганская проблема и снижение участия Запада. Учитывая все эти факторы, эксперты рекомендуют правительству США выделить приоритетом региональное взаимодействие США с Казахстаном и Узбекистаном, а также признать, что Вашингтон имеет некоторые общие интересы с Москвой и Пекином и может использовать российские и китайские действия для продвижения американских интересов.



Голландия: Журналистка Галима Бухарбаева подала в суд иск против сайта «Замондош»
2016-02-10 11:38 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Галима Бухарбаева и Ризо Обидов
Районный суд в голландском городе Арнеме 10 февраля рассмотрит иск бывшего редактора сайта Uznews.net Галимы Бухарбаевой против базирующегося в Голландии узбекского сайта «Замондош»: журналистка из Узбекистана обвиняет его в клевете и нанесении ущерба деловой репутации и требует публикации опровержения и выплаты материальной компенсации.

Иск подан 14 декабря 2015 года против главного редактора и владельца сайта «Замондош» Ризо Обидова, проживающего в голландском городе Кулемборге. Обидову и его адвокату было дано время для представления суду свидетельств и доказательств обоснованности публиковавшихся против Бухарбаевой материалов. Этот срок истекает 10 февраля 2016 года. Ранее на предложение журналистки о досудебном урегулировании конфликта Обидов ответил молчанием.

Бухарбаева намерена привлечь его к ответственности за следующие утверждения в статьях, опубликованных в 2014 году:

- якобы журналистка получала взятки или денежные вознаграждения от старшей дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой через ее сына Ислама Каримова и других людей;

- она не обладала журналистской и редакционной независимостью, подчиняясь выдвинутым ей условиям со стороны бывшего донора сайта Uznews.net Шведского Агентства по международному сотрудничеству и развитию (SIDA);

- журналистка воровала донорские средства, предназначенные для работы Uznews.net и так далее.

К примеру, в опубликованном 28 сентября 2014 года материале «А в зоопарке тигру мясо не докладывают» утверждалось, что Бухарбаева регулярно получает деньги от Гульнары Каримовой через ее сына Ислама: «Когда у Галимы Бухарбаевой кончаются деньги, она начинает плохо писать про Гульнару. Это такой звоночек-сигнальчик, что пора платить ежемесячный гонорар. Если она опять хвалит Гульнару, значит Исламчик деньги передал».

«Помимо лживых измышлений «Замондош» опубликовал конфиденциальные документы, относившиеся к работе Uznews.net, которые были получены после взлома электронной почты Бухарбаевой. Огласка поставила под угрозу работу независимых журналистов в Узбекистане, и во имя их безопасности было принято решение о закрытии сайта Uznews.net в декабре 2014 года», - говорится в полученном «Ферганой» пресс-релизе по поводу рассмотрения иска в голландском суде.

По словам Галимы Бухарбаевой, целью сайта «Замондош» было опорочить ее репутацию и подорвать журналистскую деятельность. Обидов не ответил на ее письмо в феврале 2014 года, когда травля на его сайте только набирала обороты, но зато не забывал отправлять ей язвительные оповещения после размещения очередной порции клеветы, отмечает бывший главред Uznews.net.

«Ризо Обидов ответит за грязь и клевету, публиковавшуюся против меня, - заявляет Бухарбаева. - Он глубоко ошибался, думая, что это сойдет ему с рук. Но более всего я хочу, чтобы история Обидова стала уроком для узбекского общества: возможно в это трудно поверить, но правда и справедливость существуют, как и страны, где законы работают, и честные люди, которые не воруют».



Напомним, Uznews.net был одним из немногих новостных агентств, которые специализируются на предоставлении альтернативной информации о событиях в Узбекистане. Сайт создали в 2005 году журналисты Галима Бухарбаева и Кудрат Бабаджанов. На протяжении своего существования Uznews.net неоднократно подвергался хакерским атакам, а 10 ноября 2014 года в интернете были опубликованы добытые, как утверждалось, из электронной почты Бухарбаевой финансовые отчеты, ее переписка с грантодателями и редакторами. После этого работа Uznews.net была приостановлена, а 19 декабря 2014 года его редакция объявила о полном прекращении своей деятельности.



Юлия Вербицкая: «Мне доставляет удовольствие показывать таджикское искусство и рушить некрасивые стереотипы»
2016-02-10 12:44 ferghana@ferghana.ru (Нигора Бухари-заде)

В двадцатых-тридцатых годах прошлого века в Среднюю Азию приехала плеяда русских художников – последователей авангардных направлений в живописи. Большинство из них обосновались в Узбекистане и Таджикистане. Одно из самых крупных собраний полотен художников-авангардистов находится в известном Нукусском музее имени Игоря Савицкого в Узбекистане, о котором «Фергана» писала не раз. Однако если об узбекском авангарде мы знаем довольно много, то об этом же явлении в Таджикистане практически ничего неизвестно. Юлия Вербицкая – российский меценат, в частной коллекции которой более 400 картин живописцев Таджикистана ХХ века – взялась исправить это досадное положение вещей и сделать шедевры представителей таджикского авангарда достоянием широкой публики в России и за ее пределами. Юлия Владимировна, которая к тому же является председателем Московского Третейского суда строительных организаций, объяснила «Фергане», чем привлекает ее таджикская живопись, рассказала о наиболее ярких художниках и показала некоторые картины из своей коллекции.

- Почему именно таджикская живопись попала в сферу вашего внимания, как возник интерес к таджикским художникам ХХ столетия?

- Увлечение мое началось несколько лет назад, и я не могу сказать, что оно возникло случайно. Таджикистан имеет древнейшую и интереснейшую историю. Об этом сейчас мало кто знает, но история Таджикистана насчитывает более трех тысячелетий. Еще до завоеваний Александра Македонского таджики имели собственную культуру, язык, религию. Современный Таджикистан является прямым наследником культуры Персидской империи, государств Бактрии и Согдианы. Эта древняя культура формировалась под влиянием зороастризма и даже эллинизма, а позже – ислама. В период средневековья таджикско-персидская культура подарила миру плеяду великих ученых-мыслителей, поэтов, музыкантов и лекарей. Абуали ибн Сина (Авиценна), Омар Хайям, Фирдоуси, Саади Шерази – эти имена известны всему миру. И наша европейская культура всегда получала и продолжает получать подпитку от персидской культуры. Это не помешало бы знать тем, кто высмеивает Таджикистан и его народ в глупых комедиях и телесериалах.

Таджикистан, как некая птица-феникс, несмотря на значительные трудности развития, войны и природные бедствия, включая землетрясения, постоянно обновляется и возрождается. Культура народа сидит глубоко в его генетике и расцветает, когда появляется такая возможность. Я считаю, что народ Таджикистана сейчас несправедливо унижен, недооценен. Это происходит от незнания его культуры и, в общем, от безграмотности многих моих русских соотечественников. Видимо, у меня, как у профессионального юриста, обостренное чувство справедливости. Мне доставляет удовольствие разрушать сложившиеся стереотипы.

Третейский судья Юлия Вербицкая – коллекционер таджикской станковой живописи
А художественная культура Таджикистана – это просто неисчерпаемая кладовая. Изумительный расцвет таджикской или, как ее еще называют, душанбинской школы живописи в 1930-1990 годы принес талантливейших авторов, которые были известны на всей территории СССР. Владимир Боборыкин и Алексей Бесперстов, Зухур Хабибуллаев и Сабзали Шарипов – это титаны живописи ХХ века. Их работы находятся в коллекции крупнейших русских музеев, таких как Третьяковская галерея и Государственный музей искусств народов Востока. Но, к сожалению, сейчас на государственном уровне культура Таджикистана не имеет ни информационной, ни финансовой поддержки.

- Особое место в вашем собрании занимают творившие в Таджикистане русские художники-авангардисты и их преемники. Чем примечательно их творчество?

- Сначала надо сказать несколько слов о тех событиях, которые предшествовали появлению русского авангарда в Азии. К русским художникам-авангардистам начала ХХ века мы относим последователей различных направлений живописи, далеких от реализма: импрессионизма, фовизма, кубизма, экспрессионизма и других. История русского авангарда была яркой, но короткой. Возникнув в последней четверти XIX века, авангардные течения способствовали формированию революционных процессов, поскольку они отвергали существующие устои и уклады общества, и в первые послереволюционные годы получили широкое развитие.

Однако уже в начале 1930-х годов молодой и агрессивной советской власти бунт, условности, недосказанности стали не нужны. Необходимость в авангарде отпала, и очень быстро авангардные направления живописи и художники-авангардисты попали в немилость. Пришел новый стиль – социалистический реализм. Нам показывали пышущих здоровьем молодых колхозниц, доярок, отважных летчиков. Все, что не соответствовало этому стилю, фактически объявлялось не искусством, а художники-авангардисты – не художниками. И те живописцы, которые обращались к душе, внутреннему миру, вынуждены были либо сломать себя, либо эмигрировать. Многие уехали из России в США и Европу: Марк Шагал, Хаим Сутин, Василий Кандинский. Их работы сейчас бьют топы аукционов, стоят миллионы.

Но те, которые не успели, не смогли или не захотели покинуть Россию, перебрались в Туркестан – республики Средней Азии, в частности, Узбекистан и Таджикистан. Здесь политический климат был намного мягче, и художники получили возможность творить. Работая в Средней Азии, они не только создавали полотна, но, что важнее, создавали живописные школы, художественные мастерские, союзы, а в последующем стали основателями художественных музеев.

Их ученики воплотили идеи русского авангарда – революционность, беспредметность, экспрессию, буйство цвета, символизм и условность изображения – в сочетании с традициями средневековой таджикской миниатюры, выразившимися в экспериментах с цветом и светом. Результатом такого синтеза стало совершенно уникальное и самобытное явление – школа таджикской станковой живописи ХХ века. Один из ее мэтров – выдающийся Зухур Хабибуллаев, легенда советской художественной жизни. Его работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи Москвы. Он, кстати, как и его учителя, был обвинен в формализме и находился в опале у советской номенклатуры, хотя никто не мог отрицать его потрясающего яркого таланта. Монументалист Сабзали Шарипов, романтики Муриват Бекназаров и Рахим Сафаров, символист Александр Акилов – все они питались от традиций русского авангарда.


Зухур Хабибуллаев. «Гиджак». Холст, масло. Эта работа должна была демонстрироваться на Всесоюзной выставке 1961 года, но министр культуры того времени Екатерина Фурцева сочла стиль автора формалистским, назвав его «сезанизмом», возмутилась, почему мужчина на картине «сидит с голыми ногами», и распорядилась снять полотно с показа. Сейчас мы видим его авторскую копию, которую Хабибуллаев написал уже в 1990 году

Но так получилось, что художественные школы двух находящихся рядом республик – Узбекистана и Таджикистана – представлены широкой публике удивительно несоразмерно: об узбекском авангарде мы знаем много, об этом же явлении в Таджикистане мы не знаем практически ничего. Многие мои знакомые в юридической среде были весьма удивлены, когда узнали, что я начала собирать картины таджикских мастеров. И это очень странно, потому что таджикская художественная школа прекрасна и многогранна и по своей ценности не уступает никакой другой.


Александр Акилов. «Земля». Холст, масло, одна из ранних работ художника

- Вас интересуют работы уже признанных мастеров или нового поколения художников тоже? Можно ли говорить о новом авангарде в современной таджикской станковой живописи, если ли яркие живописцы, создающие свой неповторимый стиль?

- В первую очередь меня интересуют работы мастеров, работавших в тридцатые-девяностые годы ХХ века. Но многие новые имена также интересны, среди них – Акмал Миршакар, Эрадж Олимов, Комил Ёдгоров, Носирбек Нарзибеков, Фаррух Негмат-заде. Их работы самобытны, и я пополнила ими свою коллекцию. Но, к сожалению, искусство Таджикистана пока не получило широкого признания. Это требует долгой и планомерной работы. Мне неизвестно о мировом спросе на произведения таджикской живописи, что, повторюсь, несправедливо по отношению к феерически талантливым авторам. Есть таланты, но о них почти никто не знает за пределами республики.

Отчасти это связано с тем, что само существование художников и художественной жизни в республике сегодня можно назвать чудом. Из-за тяжелого экономического положения в Таджикистане и отсутствия спроса на произведения искусства многие художники уехали. Те, кто остался в стране, практически вынуждены выживать.

- По каким критериям вы отбираете картины для своего собрания, как определяете их художественную ценность?

- Основной критерий ценности в искусстве – сила воздействия на человека. Именно так определяется талант автора. Я видела, как, например, перед работой Сабзали Шарипова в музее в Душанбе плакала простая женщина. Работа была военного периода. Называлась, кажется, «Кони». От работ Зухура Хабибуллаева исходит потрясающая энергетика. Ну, а работы Владимира Боборыкина и Алексея Бесперстова – просто шедевры, от них так и веет мощью. Они жили в спокойный период в сильном государстве – это чувствуется в их творчестве.

- На создание своей коллекции вы потратили достаточно много сил, средств и времени. И сейчас охотно предоставляете свое собрание для показа на выставках в разных городах России, причем совершенно безвозмездно. Вами движет какое-то особое теплое чувство к Таджикистану?

- Я надеюсь, что такие выставки будут организованы не только в России. Мне доставляет удовольствие показывать это высокое искусство и рушить некрасивые стереотипы. Да, я люблю Таджикистан, бывала там не раз и восхищаюсь его историей, людьми, тонким чувством красоты, уникальной деликатностью и терпеливостью, которая есть в этих людях. Персонажи восточной культуры – это персонажи из моего детства, найденные в книгах. Например, Ходжа Насреддин из «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева.

Я дорожу своей дружбой со многими представителями таджикского народа. Как и мои друзья-таджики, потомки зороастрийцев, я верю в добро и красоту. А она, согласно классику, меняет мир. Искусство всегда несет добро, воспитывает душу, утончает восприятие, меняет плохое на хорошее. Я верю, что если то, что я делаю, поможет кому-то из моих соотечественников лучше узнать и понять тот народ, представители которого сегодня волею судьбы вынуждены убирать наши улицы, значит – все не напрасно.

По следам таджикских авангардистов

Вместе с Юлией Вербицкой мы предлагаем посмотреть некоторые картины из ее коллекции, авторы которых являются наиболее яркими представителями таджикского авангарда.

Муриват Дамбураевич Бекназаров. Пик творчества художника пришелся на 1970-1980-е годы, когда он создал ряд монументальных работ в технике мозаики и стенной росписи, украсивших здания госучреждений в Таджикистане и Узбекистане. Параллельно занимался живописью, был участником всесоюзных и республиканских выставок. Преподавал живопись в Республиканском художественном училище и Таджикском техническом университете. Заслуженный деятель искусств Таджикистана. Работы художника находятся в Национальном музее Таджикистана в Душанбе, коллекциях Союза художников СССР, частных коллекциях стран Европы, Латинской Америки и США. Работам мастера присущи плавность линий, гармония и сочность красок, солнечность и динамизм.


Муриват Бекназаров. «Шахи Зинда». Холст, масло, 1998 год

Владимир Михайлович Боборыкин. Приехал в Таджикистан после Второй мировой войны уже в зрелом возрасте. Глядя на пропитанные национальным духом картины художника, трудно представить себе, что он родился и вырос не в Таджикистане. Боборыкин – великолепный мастер портрета и пейзажа. Человеческие образы на его полотнах монументальны, обладают ярко выраженным характером. Многие годы этот замечательный живописец преподавал в Душанбинском художественном училище, взрастил целую плеяду талантливых художников. Член Союза художников СССР, Народный художник Таджикской ССР. Его работы находятся в Национальном музее имени Бехзода в Душанбе и в частных коллекциях за пределами Таджикистана. С 2000 года живет в России.


Владимир Боборыкин. «Комсомолки Памира». Холст, масло, 1960-е годы

Юрий Прокопьевич Вайс. Один из ярких представителей таджикских художников-немцев. Участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок с 1977 года. Член Союза художников СССР с 1982 года. Его работам присуща игра цвета, условность, повествовательность. Сквозь образы современников вдруг становятся слышны древнееврейские, древнеассирийские мотивы. «Для меня один из самых важных и трудных этапов создания картины – момент ее зарождения. Первую мысль о будущей картине, первый неясный и какой-то плывущий кадр, только возникший в изображении, бесполезно фиксировать на бумаге… Будущую картину видишь сначала вспышками: то пульсирующее, нечеткое общее решение, то вдруг – мельчайшие подробности, детали», - говорил мастер. В настоящее время Юрий Вайс живет в Москве.


Юрий Вайс. «Геологи». Холст, масло, 1980-е годы

Эрвин Адольфович Гофман. Точные годы жизни художника неизвестны, предположительно, родился в 1920-е годы. После переезда в Среднюю Азию с семьей обосновался в Ленинабаде (ныне – Худжанд, административный центр Согдийской области Таджикистана). Был крайне нелюдим и очень талантлив. Будучи человеком духа, все страдания, выпавшие на долю народа, «переплавил» в своих картинах, в которых прослеживается трансформация образов и направлений – от «счастливого» лучизма в стиле Михаила Ларионова до реализма со всеми ужасами войны.


Эрвин Гофман. «Горный хлеб». Холст, масло, 1956 год

Владимир Иванович Глухов. Закончил Душанбинское художественное училище, а затем Государственный художественный институт имени Сурикова в Москве. Участник многочисленных выставок. Работы живописца хранятся в музеях Душанбе, Москвы, Тюмени, а также находятся в частных коллекциях в Таджикистане, России, Франции, Англии, Бельгии, Испании. В настоящее время художник живет в России, однако часто бывает в Таджикистане, который для него по-прежнему является источником вдохновения. Работы Глухова можно отнести к направлениям экспрессионизма и мистического реализма. Творчество автора отчетливо делится на два блока: яркие, сочные, оптимистичные – картины, написанные в Таджикистане или по таджикским мотивам, тяжелые, темные, депрессивные – работы, созданные в посттаджикский период.


Владимир Глухов. «Тени былого». Холст, масло, 1995 год

Ион Волынский. Родился на Украине в семье обрусевших немцев. Закончил Харьковское художественное училище. В июне 1941 года ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну. В 1950 году переехал в Таджикистан, город Ленинабад, где работал в артели художников до своей кончины в 1980 году. Новая родина стала для него своей, и это нашло свое отражение в картинах художника. Работы Волынского – светлые, легкие, воздушные, импрессионистичные. В них – душевный покой и умиротворение. Хотя жизнь художника отнюдь не была безоблачной.


Ион Волынский. «Голубое утро» (другое название - «Долина»). Холст, масло, 1977 год

Рахим Сафаров. Наш современник. Он пережил гражданскую войну в Таджикистане и выстрадал ее еще раз в серии своих драматичных полотен. Но он еще и фантаст, и добрый сказочник, и философ, размышляющий о течении жизни и ее ценностях. Член Союза художников Таджикистана. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее искусств народов Востока в Москве, коллекции Союза художников России, Национальном музее Таджикистана и в частных собраниях в США, Канаде, Германии, Франции, Норвегии и Англии.


Рахим Сафаров. «Танец с саламандрами». Холст, масло, 2012 год

Сабзали Шарипов. Один из самых маститых живописцев Таджикистана, художник-легенда. Член Союза художников СССР с 1977 года, Народный художник Таджикистана. Участник многочисленных всесоюзных и зарубежных выставок. В настоящее время преподает в Государственном институте изобразительного искусства и дизайна. Его работы – монументальные, драматичные, эпичные, тяжелые, с них словно срывается вихрь воздуха. От его полотен веет мощью, седой мудростью, исходящая от них экспрессия заполняет собой все пространство, не оставляя равнодушным ни одного человека.


Сабзали Шарипов. «Памяти Фирдоуси». Холст, масло

Любовь Васильевна Фроликова. Преподавала в Государственном художественном колледже имени Олимова в Душанбе. Участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок с 1972 года. В художественных кругах ее называют «русским Гогеном». Приехав в Таджикистан совсем юной девушкой, она посвятила свою жизнь и творчество этой республике. Сама художница говорила, что «прикипела всем сердцем к солнечному краю, его своеобразной красоте, к обычаям, укладу жизни, характерным народным типам, ярким базарам, манящим горам, речкам, ущельям, водопадам». Судьба Фроликовой сложилась трагично. В начале 1990-х годов она сошла с ума, не пережив социально-политических потрясений. К сожалению, сохранилось очень мало ее работ.


Любовь Фроликова. «Лето в Такобе». Холст, масло, 1980-е годы

Зухур Нурджанович Хабибуллаев. Закончил Ленинградское высшее художественное училище имени Мухиной, после чего вернулся в Душанбе, где преподавал в Республиканском художественном училище. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР. Его творчество во многом определило стилистические особенности таджикской советской живописи 1960-х годов. Мастер пейзажа и жанровых картин. Полотна Хабибуллаева наполнены особой энергетикой, темпераментом, динамичностью, цветовой контрастностью, фигуры на них будто бы светятся.


Зухур Хабибуллаев. «Хирман. Мираж». Холст, масло, 1970-е годы

Подготовила Нигора Бухари-заде



CATV: Программа «Эксперты». Эксклюзивное интервью лидера ПИВТ Мухиддина Кабири (части I и II)
2016-02-10 13:04 ferghana@ferghana.ru (CATV News)

Гость программы «Эксперты» (запись сделана в январе этого года) - лидер запрещенной в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ) Мухиддин Кабири, проживающий в настоящее время в изгнании. Кабири покинул Таджикистан в марте 2015 года после парламентских выборов, на которых ПИВТ не получила ни одного мандата. В июне он заявил об угрозе уголовного преследования на родине. В августе министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ и, в частности, Кабири было обвинено в попытке вооруженного переворота, партия объявлена террористической организацией. Все члены политсовета ПИВТ в настоящее время находятся под следствием. Кабири, проживая в одной из западных стран, своими выступлениями в СМИ и на международных форумах пытается привлечь внимание к создавшейся в Таджикистане ситуации.

Интервью с Кабири, часть I

Интервью с Кабири, часть II

Источник - Новости Центральной Азии на видеопортале YouTube.



CATV: Новости Центральной Азии от 09.02.2016
2016-02-10 13:10 ferghana@ferghana.ru (CATV News)

В России арестована банда ИГИЛовцев – выходцев из России и Центральной Азии, - готовивших теракты в Москве и Санкт-Петербурге. Новая серия кровавых терактов в Афганистане на фоне очередного раунда переговоров с талибами о мире. В Таджикистане все больше женщин топятся вместе с детьми. Как предотвратить семейные трагедии? В Узбекистане арестован крупный банкир за незаконный оборот долларов в автомобильной промышленности. Всенародный «одобрям-с»: в Таджикистане назвали дату референдума по Конституции. Об этих и других новостях – в очередном выпуске программы.

Источник - Новости Центральной Азии на видеопортале YouTube.



Казахстан: МВД открыло сайт для поиска информации о жертвах массовых политических репрессий
2016-02-10 15:00 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Стена памяти жертв политических репрессий в Петропавловске, Северный Казахстан
Министерство внутренних дел Казахстана открыло на своем сайте сервис «Мемориал», который позволяет найти данные о репрессированных и жертвах массовых политических репрессий.

«Самый важный из не отданных нами долгов – это память о жертвах массовых политических репрессий. Задача эта и сегодня далека от исполнения, - говорится на сайте МВД. - В нашу базу данных включались сведения о людях, пострадавших в период 1930–1953 годов, в первую очередь касающихся жертв именно сталинского террора, и прежде всего – жертв террора 1937-1938 годов, это люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (НКВД–НКГБ) и приговоренные судебными («тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к различным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке.

В публикуемые списки включены сведения, взятые из уголовных дел на лиц, осужденных и приговоренных к различным срокам наказания по ст. 58 и 59 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик (за государственные преступления и контрреволюционную деятельность в действии), находящихся на архивном хранении в специальном государственном архиве МВД Республики Казахстан и его территориальных подразделениях.

Эти сведения нужны сотням тысячам людей и в нашей стране, и в других странах мира, где живут наши соотечественники, для того, чтоб найти хоть какие-то сведения о судьбах родственников. Они нужны ученым, историкам, краеведам, журналистам, чтобы восстановить в полном объеме память о политическом терроре, подробности которого десятилетиями скрывались и замалчивались. И, в частности, – увековечение памяти жертв.

К сожалению, в уголовных делах отсутствуют сведения о месте захоронения репрессированных лиц, тысячи кладбищ возле бывших лагерей и трудпоселков остались утраченными безвозвратно: они превратились в пустыри, распаханы, заросли лесом, на их месте выстроены новые жилые массивы или промышленные комплексы. До сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и прадеды».

Как сообщает Tengri.news, в 2014 году органы внутренних дел приняли от органов национальной безопасности уголовные дела в отношении лиц, не подлежащих реабилитации, и в отношении репрессированных граждан, оправданных судебными органами, а также фильтрационные и трофейные материалы на советских солдат, попавших в плен во время Великой Отечественной войны и репатриированных из Германии граждан бывшего СССР. Так, были приняты уголовные дела, заведенные в отношении репрессированных деятелей казахской интеллигенции Ахмета Байтурсынова, Ораза Жандосова, Ильяса Джансугурова, Сакена Сейфуллина. В открытый электронный архив также включены сведения из уголовных дел лиц, осужденных и приговоренных к различным срокам наказания по статье «За государственные преступления и контрреволюционную деятельность в действии».

Теперь всю эту информацию можно найти на открытом сервисе «Мемориал», где дела распределены по областям Казахстана и по алфавиту. Всего в «Мемориал» внесена информация на 109 тысяч 186 репрессированных лиц.

По данным МВД, в 2015 году в Министерство поступило 555 обращений и запросов от родственников репрессированных, ученых-исследователей, общественных организаций, музеев и государственных органов, в том числе 442 обращения казахстанцев, 105 обращений из республик СНГ и восемь - из стран дальнего зарубежья.



В Таджикистане смягчили наказание коррупционерам
2016-02-10 15:36 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Депутаты нижней палаты (Маджлиси намояндагон) парламента Таджикистана сегодня приняли предложенный правительством проект поправок в Уголовный кодекс (УК), предусматривающих замену штрафом уголовного преследования за преступления, связанные с дачей и получением взяток, сообщает «Азия-плюс». Впредь лица, осужденные за дачу и получение взятки, смогут выйти на свободу, заплатив государству штраф в размере 200 сомони (порядка $26,5) за каждый день пребывания в местах лишения свободы. Выступая перед депутатами, замглавы антикоррупционного агентства Таджикистана Илёс Идрисзода назвал внесенные изменения «гуманным актом».

Согласно статье 319 Уголовного кодекса Таджикистана, за преступления, связанные с получением взятки, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет, в некоторых случаях – с конфискацией имущества. Статья 320 предусматривает наказание за дачу взятки в виде лишения свободы на срок до 10 лет с конфискацией имущества.

Депутаты также одобрили изменения в статью 140 УК «Понуждение к действиям сексуального характера», которая предусматривает наказание за такое преступление в виде лишения свободы сроком до двух лет. Теперь в случае выплаты штрафа в размере 200 сомони за каждый день заключения могут быть освобождены и лица, осужденные за сексуальное домогательство.



Казахстан: Осужденный активист Ермек Нарымбаев 24-й день держит голодовку в знак протеста против суда и приговора
2016-02-10 16:01 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Ермек Нарымбаев. Фото со страницы в «Фейсбуке»
Казахстанский гражданский активист Ермек Нарымбаев, приговоренный к трем годам лишения свободы, продолжает голодовку, начатую 18 января. Алмалинский суд Алма-Аты признал Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина виновными в «возбуждении социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», ст. 174 Уголовного кодекса. Оба активиста обвинялись в перепосте на своих страницах в «Фейсбуке» фрагмента из книги «Ветер с улицы», принадлежащей Мурату Телибекову. Сам Телибеков в суде уверял, что в его книге этого фрагмента не было.

Вскоре после приговора Мамбеталин написал покаянное письмо, и его в обход Уголовно-процессуального кодекса выпустили из СИЗО под подписку о невыезде до рассмотрения апелляционной жалобы. Многие журналисты и активисты предлагали Нарымбаеву последовать примеру Мамбеталина и покаяться. Но Нарымбаев даже отказывается прекращать голодовку.

Брат Нарымбаева, Арман, написал сегодня в «Фейсбуке»: «Был у Ермека, разговаривал о прекращении голодовки, не удалось убедить. Он сказал, что с произволом судебной системы надо бороться. Сам передвигаться не может, со мной разговаривал лежа».

Арман Нарымбаев рассказывает о тяжелых условиях, в которых находится его брат

А сегодня стало известно, что 22-страничная апелляционная жалоба, которую Ермек Нарымбаев писал на ноутбуке, предоставленном ему для ознакомления с материалами дела, стерта из компьютера – по его мнению, судьей и ее секретарем. Исчезло также приложение к жалобе на 48 страницах, которое Ермек Нарымбаев готовил к апелляционному суду. Об этом он написал в заявлении, которое мы публикуем.


Заявление Ермека Нарымбаева об уничтожении его жалобы

Заметим, что только сегодня МВД Казахстана презентовало сайт о жертвах массовых политических репрессий и сопроводило это правильными словами о памяти и долге. Ермек Нарымбаев включен правозащитниками в список современных политзаключенных Казахстана.



Казахстан: В Павлодаре начался апелляционный процесс по «делу об изнасиловании»
2016-02-10 16:29 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В Павлодаре 8 февраля начался апелляционный процесс по нашумевшему делу о вымогательстве у акима (главы администрации) Павлодарской области Казахстана Каната Бозумбаева $500 тысяч за неразглашение сведений об участии его сына в групповом изнасиловании.

Первое заседание апелляционной коллегии прошло в закрытом режиме. Представитель областного суда разъяснил журналистам, что если судом первой инстанции дело рассматривалось в закрытом режиме, то так же будет проходить и апелляция.

Формальным поводом для «закрытия» слушаний тогда называлось «обеспечение безопасности» задержанного с поличным организатора вымогательства - «бизнесмена» Нуржана Сулейменова. В действительности «засекречивание» было вызвано стремлением избежать утечек об участии сына Бозумбаева в преступлении и о тесных связях Сулейменова с руководством областного Комитета национальной безопасности (КНБ).

Осужденных Ярослава Голышкина и Аскара Бахралинова на заседание суда не привезли: апелляционная коллегия будет рассматривать дело без их участия.

Во время заседания сторона защиты и прокурор попросили судью Лилию Клименко отложить рассмотрение дела, чтобы подробнее ознакомиться с протоколом суда первой инстанции. В итоге начало слушаний перенесли на 16 февраля.

Следует отметить, что состав адвокатов претерпел некоторые изменения по сравнению с судом первой инстанции. Теперь Ярослава Голышкина, у которого было два адвоката, будет защищать только один - Анатолий Утбанов, а павлодарского защитника Аскара Бахралинова заменила Хамида Айткалиева, один из самых известных адвокатов Казахстана. На ее странице в Фейсбуке можно прочитать про беспредел по поводу того, как адвокатам не давали знакомиться с материалами суда первой инстанции. Кроме того, у Бахралинова по-прежнему остается в адвокатах правозащитница Светлана Ковлягина.

Апелляционный процесс не начинался более трех месяцев, поскольку осужденные и их адвокаты знакомились с протоколами завершившегося суда.

Между тем, на пресс-конференции 9 февраля Канат Бозумбаев заявил, что его сын Даурен, который проходил свидетелем по уголовному делу об изнасиловании, «ни в чем плохом не замешан». «Что касается моего сына или каких-то дел, задавайте вопросы правоохранительным и судебным органам. Сейчас там какие-то апелляции происходят, я бы не хотел это комментировать (…) Я уважаю своего сына за его мужские поступки, и считаю, что он ни в чем плохом не замешан», — цитирует павлодарского акима агентство «Новости-Кыргызстан»

Напомним, 30 октября специализированный межрайонный суд Павлодара под руководством судьи Кабиболлы Байгоншекова признал редактора газеты «Версия» Ярослава Голышкина виновным в вымогательстве и приговорил его к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима с конфискацией имущества. Бывший депутат павлодарского горсовета Аскар Бахралинов получил 10 лет колонии строгого режима с конфискацией имущества. Предприниматель Нуржан Сулейменов, пойманный при передаче денег, был «по блату» освобожден из зала суда, отделавшись наказанием в виде 7-летнего ограничения свободы. Экс-полицейский Фархат Алиясов получил 3,5 года лишения свободы с конфискацией имущества и был разжалован из майоров полиции.

Павлодарская прокуратура подтвердила факт изнасилования, однако вопреки первоначальным показаниям потерпевшей объявила, что сын главы региона был только свидетелем преступления. Затем представители прокуратуры заявили, что преступление произошло не в резиденции, а где-то неподалёку от нее. Но на предварительном слушании адвокат Голышкина Анатолий Утбанов, опираясь на материалы дела, рассказал, что изнасилование всё-таки произошло на территории охраняемого объекта.

Подробно об этом деле можно прочитать в материалах:

«Казахстан: Журналист, власть и видео»

«История с изнасилованием. Как сын главы Павлодарской области стал «свидетелем», а журналист – «организатором преступления»;

«Казахстан: новые подробности дела о вымогательстве и изнасиловании»;

«Беспредел в Павлодаре: свидетелей по «делу об изнасиловании» запугивают, арестовывают и заставляют менять показания»;

«Страсти по Анфисе. Как менялись версии изнасилования в резиденции главы Павлодарской области»;

«Павлодарское дело»: история громкого вымогательства», «Павлодарское дело»: следственные материалы опровергают утверждение прокурора»;

«Казахстан: Павлодарский процесс по делу о вымогательстве сделали закрытым»;

«Процесс в Павлодаре: К вымогательству причастны руководители областного КНБ?»

Соб. инф.



В избранное