Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Израиль и Греция обвинили Турцию в финансировании боевиков ИГ



Израиль и Греция обвинили Турцию в финансировании боевиков ИГ
2016-01-27 10:12 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Моше Яалон и Панос Камменос
Израиль и Греция обвинили Турцию в покупке нефти у так называемого «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), сообщает Reuters. Заявления об этом сделали министры обороны двух стран 26 января на пресс-конференции по итогам переговоров в Афинах.

«Как вы знаете, ИГ пользуется турецкими деньгами в обмен на нефть в течение уже очень-очень долгого периода времени. Я надеюсь, что этому будет положен конец. Турецкому правительству пора решить, намерено ли оно, наконец, стать частью сотрудничества по борьбе с терроризмом. Это не тот случай, чтобы раздумывать», - заявил глава Минобороны Израиля Моше Яалон. Он также сказал, что Турция «позволяет джихадистам перемещаться из Европы в Сирию и Ирак и обратно», и этот процесс должен быть также остановлен.

В свою очередь, его греческий коллега Панос Камменос обвинил Анкару в финансировании террористов, поскольку Турция покупает большую часть нефти, производимой в зоне контроля ИГ. «Правда в том, что большая часть нефти, которой торгуют террористы ИГ, проходит через Турцию, покупается Турцией, финансирующей тем самым террористов. Было бы желательно, чтобы Турция решила изменить свое отношение и не сотрудничала с терроризмом, не совершала действий, которые вызывают проблемы в регионе, а воспользовалась финансированием ЕС и для своей же экономической выгоды остановила потоки беженцев на побережье Малой Азии, конечно, с учетом, что международное сообщество предоставит такое финансирование. Тогда мы могли бы превратить Средиземное море в море мира, сотрудничества и стабильности», - цитирует Камменоса ТАСС.

Напомним, 2 декабря 2015 года Минобороны России обнародовало материалы, подтверждающие поставки нефти в Турцию с территорий, подконтрольных ИГ. Представители российского оборонного ведомства продемонстрировали журналистам многочисленные фотографии, спутниковые и иные снимки, сделанные с самолетов, на которых видно большое количество автотранспорта, пересекающего сирийско-турецкую границу в обоих направлениях. По данным российской стороны, ежесуточно не менее 8,5 тысяч автомашин перевозят через Турцию до 200 тысяч баррелей нефти.

За пару дней до этого президент России Владимир Путин заявил, что российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецкими ВВС для защиты поставок нефти из ИГ, напоминает Lenta.ru. В ответ на эти обвинения президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что готов уйти в отставку, если подтвердится информация о закупках его страной нефти у ИГ.



Таджикистан: Эмомали Рахмон назначил собственную дочь Озоду руководителем своей администрации
2016-01-27 11:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Озода Рахмон
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон назначил старшую дочь Озоду Рахмон руководителем своей администрации (исполнительного аппарата президента). Указ об этом подписан 27 января, сообщает официальный сайт главы государства. Озода Рахмон, занимавшая до сих пор должность первого заместителя министра иностранных дел Таджикистана, сменила Бахтиёра Худоёрзода, кандидатура которого, в свою очередь, выдвинута на пост председателя Центральной комиссии по выборам и референдумам.

Озода Рахмон родилась 3 января 1978 года в Таджикистане, кандидат юридических наук. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посланника второго класса. В 2000 году окончила Таджикский национальный университет, в 2004-2006 годах изучала языки в Джорджтаунском и Мэрилендском университетах. В 2005-2007 годах занимала должность атташе по культуре и образованию посольства Таджикистана в Вашингтоне, в 2007-2009 годах была начальником Консульского управления МИД республики. С 2009 по 2014 год работала в должности замминистра иностранных дел Таджикистана, затем была назначена первым заместителем главы МИД, передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода). Владеет таджикским, русским и английским языками. Замужем, имеет пятерых детей. Ее супруг – Джамолиддин Нуралиев – занимает пост первого заместителя председателя Нацбанка Таджикистана.

Напомним, что всего у Эмомали Рахмона, бессменно правящего Таджикистаном с 1992 года, 9 детей – семь дочерей и два сына. Старший из сыновей – 27-летний Рустам Эмомали – возглавляет антикоррупционное агентство. На минувшей неделе депутаты нижней палаты парламента Таджикистана одобрили проект поправок в Конституцию, ключевые из которых дают право Эмомали Рахмону выставлять свою кандидатуру на выборах неограниченное количество раз, а его сыну принять участие в следующих президентских выборах в 2020 году.

В декабре 2015 года в Таджикистане вступил в силу закон «Об основоположнике мира и согласия – Лидере нации», который наделил Эмомали Рахмона особым статусом и привилегиями. Согласно закону, Лидеру нации гарантируется неприкосновенность – его запрещено задерживать, арестовывать и обыскивать. Также подлежат неприкосновенности имущество, недвижимость, принадлежащие Лидеру нации и его близким. Эмомали Рахмон и все члены его семьи пожизненно будут находиться под охраной органов госбезопасности. По окончании срока президентства Лидер нации будет обеспечен служебным автомобилем и водителем. За ним останутся его собственный дом и дача, рабочие резиденции, пожизненное бесплатное медицинское обслуживание.



Transparency International: Ситуация с коррупцией в странах Центральной Азии практически не улучшается
2016-01-27 11:49 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Несмотря на то, что ситуация с коррупцией в нескольких странах Европы и Центральной Азии улучшилась, общую картину по всей этой огромной территории можно охарактеризовать как застой, заявила Анна Кох - региональный директор всемирной организации гражданского общества Transparency International, опубликовавшей 27 января «Индекс восприятия коррупции-2015» (The Corruption Perceptions Index 2015).



Порядок мест, которые страны Центральной Азии занимают в ежегодном рейтинге Transparency International, немного изменился: в этом году Кыргызстан, набрав 28 баллов из ста, встал на один уровень с Казахстаном и разделил с ним 123 место наряду с такими странами, как Гамбия, Гватемала, Ливан, Мадагаскар и Тимор-Лешти. При этом по сравнению с прошлогодним рейтингом, ситуация в Казахстане ухудшилась на один балл, а в Киргизии улучшилась на два.

Таджикистану «удалось» набрать на три балла больше, чем в прошлый раз: с результатом 26 баллов он разделил 136 место с Нигерией и Коморскими островами.

Узбекистан в этом году набрал 19 баллов – плюс один к прошлогоднему результату, и занимает 153-ю строчку рейтинга.

Туркменистан отстает от него всего на один балл и делит 154 место с Эритреей, Сирией и Йеменом.

Отметим, что в прошлом году Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан занимали в рейтинге Transparency International 126-132, 136-141, 152-153, 166-168 и 169 места соответственно. Но следует учесть, что в 2014 году антикоррупционная организация включила в свой индекс 175 стран, а в 2015-м – всего 168.

Лидером рейтинга уже второй год подряд остается Дания (91 балл), а последнее место разделили Северная Корея и Сомали, набрав всего лишь по 8 баллов. Россия набрала на один балл больше, чем Казахстан и Киргизия, и с 29 баллами оказалась на 119 месте наряду с Азербайджаном, Сьерра-Леоне и Гайаной.

В мире нет страны, абсолютно свободной от коррупции, делает вывод Transparency International: сто баллов не удалось набрать никому. В странах, где есть серьезные проблемы с коррупцией, живут более шести миллиардов человек.

Примечательно, что, говоря о Швеции, которая заняла третье место с 89 баллами, организация упоминает коррупционный скандал в Узбекистане, в котором замешана шведско-финская компания TeliaSonera: «ее обвиняют в выплате миллионов долларов в виде взяток, чтобы вести бизнес в Узбекистане». Подробнее об этом можно прочитать в специальных рубриках «Ферганы» - «TeliaSonera» и «Гульнара Каримова».

В целом, две трети из 168 стран в Индексе за 2015 год получили менее 50 баллов по шкале от 0 (крайне высокий уровень коррупции согласно восприятию) до 100 (крайне низкий уровень коррупции согласно восприятию) баллов.

Рейтинг Transparency International основан на экспертных оценках уровня коррупции в государственном секторе. Страны с наилучшими показателями отличаются наличием общих ключевых характеристик: высоким уровнем свободы прессы; доступом к информации о бюджете, чтобы общественности было известно, откуда берутся и на что тратятся деньги; высоким уровнем благонадежности и неподкупности власть имущих; судебными органами, не делающими различий между богатыми и бедными людьми и функционирующими независимо от других частей государственной системы.

Страны с наихудшими показателями, помимо наличия конфликтов и войн, характеризуются недобросовестным управлением, неблагонадёжными государственным институтами, такими как полиция и судебные органы, а также недостаточным уровнем независимости средств массовой информации.

Улучшить показатели страны возможно с помощью системы открытого правительства, благодаря которой общественность может привлекать лидеров страны к ответственности; в то время как низкие показатели – признак господствующего взяточничества, недостаточности наказания за коррупцию и наличия государственных институтов, которые не реагируют на нужды граждан, подчеркивает Transparency International.

«Индекс восприятия коррупции за 2015 год четко показывает, что коррупция остается глобальным недугом. Но 2015-й также стал годом, когда люди вновь вышли на улицы с протестами против коррупции. Люди со всего мира решительно дали понять власть имущим: пришла пора борьбы с коррупцией на высшем уровне… Коррупцию можно победить, если мы объединим усилия. Чтобы искоренить злоупотребление властью, взяточничество и пролить свет на тайные сделки, граждане должны все вместе заявить своим правительствам, что у них закончилось терпение», – заявил председатель движения Transparency International Хосе Угас.

Элитная коррупция, или коррупция на высшем уровне – это злоупотребление властью в высших эшелонах государственной системы, которое приносит выгоду немногочисленной элите за счет большинства, нанося серьезный и обширный ущерб отдельным гражданам и всему обществу. Зачастую такая коррупция остается безнаказанной.

В этом году Transparency International призывает всех людей принять меры против коррупции, проголосовав на сайте кампании по разоблачению коррупционеров unmaskthecorrupt.org: организация хочет узнать, какие из дел о коррупции, по мнению общественности, заслуживают безотлагательного внимания.



Freedom House: В рейтинге свободы Узбекистан набрал всего три балла из ста возможных
2016-01-27 14:25 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Узбекистан с общим показателем всего в три балла из ста и Туркменистан с четырьмя баллами оказались в числе 12 «худших из худших» лидеров по отсутствию политических прав и гражданских свобод - в компании с Сирией, Тибетом, Сомали, Северной Кореей, Эритреей, Западной Сахарой, Центрально-Африканской Республикой, Суданом, Экваториальной Гвинеей и Саудовской Аравией. Причем в этом списке, составленном, начиная с указания самых несвободных стран, Узбекистан и Туркменистан стоят слева и справа от Эритреи, - согласно опубликованному 27 января докладу «Свобода в мире-2016» неправительственной организации Freedom House.


Зеленым цветом обозначены свободные страны, охрой – частично свободные, фиолетовым - несвободные

Состояние свобод оценивается по шкале от 1 до 7 пунктов, где один пункт — самый высокий показатель, семь - самый низкий. Страны, получившие от 1 до 2,5 пункта, считаются «свободными», от 3 до 5 пунктов — «частично свободными», от 5,5 до 7 пунктов — «несвободными».

Из 195 изученных стран свободными признаны 86 (44 процента), частично свободными - 59 (30 процентов) и несвободными - 50 (26 процентов). Из постсоветских стран Центральной Азии лишь Кыргызстан пока еще находится в статусе частично свободной страны, остальные, как и Россия, признаны несвободными.

Рейтинг свободы Кыргызстана составил 5 пунктов (общий показатель - 38 баллов), Казахстана - 5,5 (24 балла), Таджикистана - 6,5 (16 баллов), Туркменистана – 7 (4 балла), Узбекистана – 7 (3 балла), России – 6 (22 балла).

Особое внимание Freedom House уделяет Таджикистану, рейтинг свободы которого снизился с 6 до 7 пунктов. Он включен в список 15 стран, в которых наметилась тенденция к ухудшению ситуации со свободами. Причиной стало усиление давления правительства на оппозицию до и после парламентских выборов 2015 года, ликвидация Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), аресты ее лидеров, нарушение гарантий политического плюрализма, установленных мирным соглашением, которое завершило гражданскую войну в 1997 году.

В докладе также отмечается, что президенты Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, много лет занимающие высшие посты, постарались упрочить свои позиции и избавиться от оппозиционеров и инакомыслящих во власти через нечестные выборы. Даже в Кыргызстане парламентские выборы подтвердили неблагополучие в политической системе в плане плюрализма.

Выводы авторов доклада Freedom House созвучны мнению правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), которая 27 января опубликовала ежегодный «Всемирный доклад 2016» (World Report 2016). В нем отмечается, что в 2015 году правительства стран Центральной Азии усилили давление на неправительственные группы и гражданских активистов. Власти Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана арестовывали и отправляли за решетку критиков правительства, закрывали независимые группы и оппозиционные партии и принимали законы, ограничивающие права неправительственных организаций.

«Центральноазиатские правительства проявляют все большую нетерпимость к инакомыслию, критике и правозащитному надзору, и эта тенденция вызывает тревогу, - говорит Хью Уильямсон, директор HRW по Европе и Центральной Азии. – Во всем регионе власти должны прекратить бесконечные гонения на своих критиков, освободить несправедливо осужденных активистов и наладить сотрудничество с правозащитными и другими независимыми группами вместо того, чтобы изолировать их».

В докладе HRW также отмечается, что правительства, которым есть чего опасаться, пытаются душить гражданские группы законами, ограничивающими их деятельность и отсекающими их от зарубежного финансирования, хотя для многих это является вопросом выживания. В числе лидеров этого тренда - Россия и Китай. HRW отмечает, что «такого мощного прессинга на независимые гражданские группы в России и таких арестов адвокатов-правозащитников и активистов в Китае не было несколько десятилетий». Массированные гонения на оппозиционных активистов и СМИ развернула также правящая партия в Турции.

Полный текст доклада HRW доступен по этой ссылке.



Художник Юра Усеинов: «Сепия неупомянутости» как отпечаток ушедшей эпохи
2016-01-27 14:38 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Автор множества ярких арт-проектов, обладатель Гран-при VII Ташкентской Биеннале современного искусства, художник Юра (Вячеслав) Усеинов выступил с новой художественной акцией. В конце 2015 года в Ферганском областном краеведческом музее прошла его совместная с поэтом Шамшадом Абдуллаевым выставка «Сепия неупомянутости». В экспозиции были представлены 24 изображения, выполненные на холсте в технике шелкографии. Работы изготовлены по фотографиям из семейных альбомов ферганских и ташкентских друзей авторов проекта и снабжены текстами Шамшада Абдуллаева. Своеобразным продолжением этой акции стало создание документального фильма «О Сепии неупомянутости» с участием ферганского культуролога и искусствоведа Александра Куприна.

Об осуществлении проекта рассказывает его автор Юра Усеинов - ташкентский художник, родившийся и выросший в Фергане.

«Реализация идеи стала возможной благодаря Швейцарскому бюро по сотрудничеству в Узбекистане, которое поддержало наш совместный проект с Шамшадом Абдуллаевым - основателем и безусловным лидером Ферганской школы поэзии, известной сегодня далеко за пределами страны. Я предложил Шамшаду написать тексты к изображениям, охватывающим период 1905-1970 годов. Этому предшествовало наше общение, общие вкусы и взгляды на фотографию. И здесь совпали удивительные вещи: и тексты к работам, тоже ставшие изображениями на холсте, и сами работы обрели некую мистическую значимость, когда на изломе эпох нам удалось ощутить атмосферу постсоветского пространства.


Это важный момент в понимании времени, когда в процессе формирования независимого Узбекистана происходит превращение бывшего социалистического государства в национальное со своей национальной идеологией, становление новой государственности.

При этом в старой фотографии есть вещи, которые уравнивают исторические идеологемы. Когда мы «убираем» атрибутику – социальную, идеологическую – такие понятия, как «рабочий», «интеллигент», «комиссар», «басмач», «коммунист» и так далее, мы видим другие категории – эстетические, нравственные и, возможно, мистические. И тогда фотография напрямую связывает нас с нашим прошлым, с прошлым наших родителей, их отцов, матерей...

Безусловно, возникшая «нейтральность восприятия» определяет этическую меру восприятия существующей реальности. И очевидность этого восприятия фиксируется в технике шелкографии: когда человек видит на холсте большие фактурные изображения старых фотографий, появляется некий мост, соединяющий настоящий мир с тем потусторонним миром, который присутствует в зрителе на уровне духа, эмоций.

В том, что я делаю, меня волнует изобразительный элемент, поскольку авторство фотографий не соотносится с моим авторством. И эта некая безымянность авторства для меня очень важна», - подчеркнул Юра Усеинов.

Техника шелкографии была выбрана потому, что она, на взгляд Усеинова, «является наиболее адекватным отображением изобразительного ряда», превращая изображение в «факт искусства», как выразился Александр Куприн.

«Выбирая технику шелкографии, я руководствовался тем, что само изображение начинает изменяться от фотографического в сторону черно-белой живописи, – продолжает художник. - Именно живописи, а не графики, как обычно трактуется черно-белое изображение. Это очень существенный момент, поскольку черно-белая живопись обладает внутренней структурностью, проявляющейся на холсте, на котором печатается изображение. Если вы посмотрите на квадрат Малевича, то это тоже живопись - «черная» живопись, можно сказать. А в данном случае черно-белая живопись является еще и документом времени.

Название «шелкография» этот способ трафаретной печати получил благодаря патенту, выданному в 1907 году под названием Silk screen printing (англ.) - «печать шелковым ситом». Считается, что этот способ печати возник в глубокой древности, но современный вид трафаретная печать приобрела в середине прошлого века. Благодаря особенностям технологии шелкография позволяет печатать как на плоских, так и на цилиндрических поверхностях. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности (Википедия).
При том, что техника шелкографии получила широкое распространение в мире и используется, в основном, для печати изображений утилитарного характера, в этой технике работали такие известные художники, как Энди Уорхол, Фернан Леже и другие. Я понял, что посредством этой техники могу привнести новую иконографию в современное искусство. Это очень важный момент в моем творчестве. И если говорить, к примеру, об Уорхоле, то, что он делал в технике шелкографии, было связано с определенным «клиповым сознанием» такого американского характера. Я же делаю вещи, которые соотносятся с анонимностью времени. Отсюда и название «Сепия неупомянутости», которое органично вписывается в саму структуру изображения, в саму идею этой художественной акции».

В Узбекистане шелкография в искусстве на таком уровне используется, по словам Усеинова, впервые. Какие-то работы небольшого размера создавались и раньше, но они, по характеристике автора проекта, «соотносились с некими фантазмами самих художников – были более декоративными, обслуживающими интерьер».

«Работы, представленные в данном проекте, по сути, являются частью современного искусства, в котором присутствует и концептуальное видение, где, повторюсь, нет моего личного авторства, поскольку фотографии были сделаны неизвестными фотографами, - подчеркивает художник. - Я бы обозначил это как отпечаток ушедшей эпохи двадцатого столетия. При этом я брал не фото каких-то «звезд», знаковых личностей, а бытовые фотографии простых людей. И поскольку выставка посвящена родителям и родственникам моих друзей, ценно то, что они сами выбрали дорогие и важные для них фотографии».


Фрагмент работы «Мирмидоняне во Фтии». Согласно Энциклопедии Кольера, мирмидоняне или мирмидоны - в греческой мифологии ахейское племя, обитавшее во Фтии в Фессалии, под Троей ими предводительствовал Ахилл. Согласно одному варианту мифа, название племени связано с тем, что, когда жители острова Эгины вымерли от чумы, Зевс пожелал вознаградить благочестие царя Эгины Эака и превратил муравьев (греч. «мирмекс») в людей.

Говоря о технической стороне проекта, Усеинов отметил, что шелкография - это трудоемкий, отнимающий не один день, дорогостоящий, порой непредсказуемый процесс. На осуществление своей идеи у художника ушло восемь месяцев не всегда удачных экспериментов. Несмотря на наличие апробированной технологии, многое пришлось придумывать самому - из-за крупного размера изготавливаемых изображений. Самое большое из них - «Мирмидоняне во Фтии», где изображены 82 человека, - три метра в длину и почти два метра в высоту. Фотография же, с которой была сделана эта работа, была размером всего 15х7 сантиметров. В Узбекистане работы такого размера в технике шелкографии до Усеинова, по его словам, еще никто не делал.

«Проект дался тяжело, - рассказывает автор. - Было много брака, поскольку техническая база находилась на низком уровне, что сдерживало производство. Иногда приходилось использовать брак как некую составляющую проекта, как достоинство самих работ. И поскольку для самого большого полотна проекта было невозможно вывести одну огромную матрицу, пришлось изготовить шесть максимально больших матриц, и уже потом вручную дорисовывать на холсте стыки отпечатанного изображения».


Фотографии сканировались, обрабатывались на компьютере с последующим выводом изображения на пленку с максимально возможным размером 98х112 сантиметров. Через пленку изображение экспонировалось с помощью ультрафиолетового облучения на матрицу – деревянную раму с натянутым ситом, покрытым фотоэмульсией. При этом облученные участки эмульсии, закрытые изображением позитива, полимеризуются, а не подвергшиеся облучению - смываются водой.

«В результате в матрице образуются печатные элементы – отверстия определенной величины, подобные пикселям в цифровой фотографии, - поясняет Усеинов. - Но в сравнении с матрицами фотокамер наши «пиксели» огромны, а изображения, получаемые посредством продавливания густой краски сквозь сетку трафарета, - рельефны, осязаемы.


Отличие трансформированной в цифровую старой бумажной фотографии от нанесенного на холст изображения в том, что я вручную регулирую полутона, иногда довожу их до полной черноты с выявлением фактуры краски, что придает изображению еще больший драматизм. При этом непредсказуемость результата зависит от толщины слоев краски, давления ракелем (планкой для нанесения краски), температуры воздуха и других факторов.

Но в этом и заключается магия самого изображения, поскольку ты не можешь задать точные параметры, подкорректировать их, как в цифровой печати. И когда изображение выходит из-под матрицы, ты или соглашаешься с тем, что получилось, или уничтожаешь. Результат же, который приобрел свою форму, становится материалом в современном искусстве, который нужно осмысливать, проговаривать и обсуждать на нашей арт-сцене».

«Я не считаю проект завершенным, и модернизирую его, чтобы показать в другом контексте, в иной концептуальной наполненности. Думаю, что значимость этой работы будет оценена со временем, когда проект, возможно, увидит еще большее количество людей в Узбекистане и за его пределами», - заключил Усеинов.


Павел Кравец, Фергана-Ташкент. Видео автора



В избранное