← Июнь 2015 → | ||||||
7
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
13
|
14
|
|||||
21
|
||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Парламентские выборы в Турции: Правительство меньшинства и возможный кризис
Парламентские выборы в Турции: Правительство меньшинства и возможный кризис 2015-06-08 11:20 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Парламентские выборы в Турции завершились ожидаемой сенсацией. Дело не столько в том, что правящая Партия справедливости и развития (фактический лидер – президент страны Реджеп Тайип Эрдоган) получает даже меньше мест в будущем составе Меджлиса, чем ожидалось еще вчера, а в том, что ДПН Селяхаттина Демирташа будут иметь практически одинаковое с ПНД Кемаля Кылычдароглу количество мандатов. Итак, по данным оппозиционного информагентства «Джихан» и правительственного «Анадолу Ажанс», что подтвердил и избирком страны (оговорившись, что официальные результаты станут известны лишь через 10-11 дней), мандаты в Великом национальном собрании Турции уже практически распределены следующим образом: Партия справедливости и развития (ПСР) – 256 голосов; Народная республиканская партия (НРП) – 132; Партия националистического действия (ПНД) – 82; Демократическая партия народов (ДПН) – 80. «Уже поздно ночью лидер ПНД Девлет Бахчели заявил о невозможности коалиции с ПСР в будущем парламенте, - сообщает московский тюрколог Ильшат Саетов из Турции по телефону. – А это был единственный возможный вариант, поскольку ни с НРП Кылычдароглу, ни с ДПН Демирташа, по моему мнению, коалиция невозможна. Складывается такая ситуация, что ПСР сформирует «правительство меньшинства», если у нее получится (напомним, правительство в Турции формирует победившая на выборах парламентская партия), и, скорее всего, дело идет к кризису. Вполне возможен вариант, когда придется проводить повторные выборы – либо в этом, но, скорее всего, в будущем году». Кыргызстан: Правительственную газету «Кыргыз туусу» возглавил редактор националистической газеты 2015-06-08 12:08 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Главным редактором правительственной газеты «Кыргыз туусу» назначен Эрнис Балбаков, возглавлявший киргизскоязычную газету «Фабула». Как передает 5 июня «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода), указ о его назначении подписал премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев.
«Фабула» - частная газета, выходит тиражом 4000-4500 экземпляров, известна своими нередкими пронацистскими публикациями, в которых явно или завуалированно проводится мысль о том, что представители нетитульной национальности уступают в полноценности киргизам. В частности, газета призывает «жестко относиться к тем, кто не знает государственного языка - к русским, кыргызам, корейцам», сетует, что «в свое время проливавший кровь наш Каганат растоптал многие народы! А сегодня все иначе, мы находимся под ногами кого попало», заявляет властям, что «интересы кыргызского народа должны быть приоритетными. У нас живут представители 80 народов. Никто из них не живет плохо, все живут в достатке, в мире. Такие условия для них создал великодушный кыргызский народ!». После публикации в газете «МК-Азия» и на сайте информагентства «Фергана» статьи «Главный госканал в Кыргызстане пропагандирует нацизм», в которой рассказывалось о выпуске программы киргизского государственного телеканала КТРК «Тоолуктардын ток-шоусу» («Ток-шоу горцев»), где ведущий и гость студии сравнили представителей титульной нации со львами, а остальных (узбеков, уйгуров, дунган) – с шакалами, газета «Фабула» заявила, что автор статьи - главный редактор газеты «МК-Азия» Улугбек Бабакулов - очерняет киргизов: «В этой статье он прилично потрепал репутацию великодушных кыргызов. Он так поступил, хотя пил воду кыргызов, ел наш хлеб, пользовался уважением. Сделал это, потому что понимал, что мы ни на что не способны. Не нужно церемониться с такими невежами, следует выгнать их из страны, сославшись на определенную статью Уголовного кодекса, или посадить их в тюрьму. Наверное, это мягкое наказание для презренных, которые пренебрегают нашей толерантностью и говорят, что в голову взбредет». В другой своей публикации «Фабула» попыталась оправдать гостя программы: «[Гость] Алымбек мырза говорил, что кыргызы издавна были воинственным народом, учили детей воевать, а узбеки с самого начала были близки к торговле, поэтому делились с детьми секретами торговли. В той передаче еще было сравнение львов и шакалов, были озвучены различия в характере львов и шакалов. По его словам, дети львов останутся львами, а дети шакалов останутся шакалами. А от смешения крови льва и шакала не родится львенок. Короче говоря, были изложены подобные примеры. Судя по размещенному на сайте выпуску передачи «Тоолуктардын ток шоусу», никто не называл там кыргызов львами, а узбеков шакалами. Никто не заявлял, что кыргызы - львы, узбеки – шакалы». Газета попеняла Государственному комитету национальной безопасности Кыргызстана (ГКНБ), что он «пребывает в глубокой спячке», хотя мог бы «найти способ, чтобы заткнуть Бабакулова». Отметим, что после публикации «Главный госканал в Кыргызстане пропагандирует нацизм» ГКНБ занялся проверкой прозвучавших в телепрограмме националистических высказываний, а на телеканале КТРК проведено собственное расследование, по итогам которого ведущий «Ток-шоу горцев» был уволен. И вот теперь главный редактор газеты «Фабула» получил повышение. Улугбек Бабакулов прокомментировал его назначение следующим образом: «Проблема многих пронацистского толка журналистов (как в Кыргызстане, так и Узбекистане) в том, что они не могут абстрагироваться от своей национальной идентичности. У них во главу угла ставится идея своей исключительности по национальному признаку, и лишь потом во внимание берутся понятия об этике, объективности и прочем. Нацисту из журналистской среды вылезти легче: у него подвешен язык, есть средство для распространения своих идей (газета, ТВ, радио и так далее). В качестве примера можно привести печально известного политика Адахана Мадумарова, автора известного высказывания о том, что «Кыргызстан - родина для кыргызов, а остальные этносы - квартиранты». Цепочку таких нациков из журналистики в КР продолжать можно долго. И что удивительно, истории эти похожи одна на другую, как под копирку повторяются еще со времен небезызвестного основателя фашизма Бенито Муссолини. Как известно, дуче в молодости бродяжничал, но быстро выделился из массы итальянских эмигрантов, так как умел читать, писать, складно говорить и сносно изъясняться по-французски. Ещё в годы учёбы Муссолини пристрастился к публичным выступлениям, полюбил аплодисменты и внимание толпы. Он пробовал себя в роли оратора уже с 18 лет, выступая перед небольшими аудиториями. Позже Муссолини стал редактором социалистического еженедельника La Lima. Он прекрасно понимал, что журналистика может быть политическим инструментом. В декабре 1912 года Муссолини назначили главным редактором «Аванти!» («Avanti!») — официального органа социалистической партии Италии. Согласитесь, некоторая аналогия с назначением издателя нацистского боевого листка под названием «Фабула» главным редактором правительственной газеты явно прослеживается. Появление в Кыргызстане своего «Дуче» - вопрос времени». «Узбеккино»: Для кого снят «Соткин» 2015-06-08 13:21 ferghana@ferghana.ru (Соб. инф.) Десятую годовщину трагедии Андижана власти Узбекистана отметили своеобразно – выпустили на экраны страны картину «Соткин». «Предатель», если по-русски. Посмотрев фильм, нетрудно представить всю гордость продюсеров фильма, сумевших дать столь достойный ответ на многочисленные призывы и заявления правозащитных организаций и независимых СМИ, все десять лет не оставляющих в покое правительство Узбекистана. Причем, отпор «недоброжелателям» дала сама власть, поскольку продюсировали фильм и выступали главными консультантами не кто-нибудь, а Служба национальной безопасности (СНБ) Узбекистана, ее региональное управление по Андижану, управление МВД по Андижанской области и хокимият (администрация) означенного региона. Фильм сделан национальным агентством «Узбеккино» и режиссером Рустамом Сагдиевым по сценарию Рихсивоя Мухаммаджанова. Съемки фильма начались в марте 2013 года, завершились в декабре 2014-го. В апреле нынешнего года фильм представили широкой публике. Очень скоро «Соткин» был выложен в открытый доступ на YouTube и других интернет-площадках, где набрал в общей сложности более миллиона (!) просмотров, вызвав достаточно оживленную дискуссию в сети. Сегодня этот фильм обязателен к просмотру во всех уголках Узбекистана - его возят по областям, показывают студентам и школьникам. Мы не удержались и решили посмотреть, чем же привлек «Соткин» миллионную аудиторию. Первое впечатление: сценарист, видимо, мало знаком с реалиями современного Узбекистана, а диалоги словно скроены из передовиц узбекской правительственной газеты «Халқ сўзи». Для понимания нашей реакции воспроизведем практически дословно разговор главного героя Сарвара с отцом, дабы читатель мог сам оценить «красоту» диалогов. Отец: Как ты относишься к окружающей действительности? Сарвар: О чем вы? Отец: О несправедливости. Сарвар: О какой такой несправедливости? Конечно, есть недостатки, но ведь там, где идет работа, бывают и ошибки. Но ведь их можно исправить. Сколько лет нашей Независимости? Немного, но ведь какие прогрессивные изменения вокруг, разве вы не видите? Отец: Не отрицаю, что есть изменения, но как живет простой народ? Какое у него настроение? Сарвар: Неплохое у него настроение, неплохо живет. Отец: Вон - кто-то богатый, а кто-то бедный. Мы работаем по 20 часов в сутки, но даже дом отстроить не можем. А есть казнокрады… Сарвар: Это же рыночная экономика. Кто-то более удачливый, кто-то менее. У нас расцвет экономики, все вокруг развивается. А если кто ворует, так их сажают, Посмотрите телевидение, почитайте газеты. Наш Президент дал большие полномочия парламенту. Государственные служащие все силы отдают на наше благо! Положительные герои не только говорят идеологически выдержанными фразами, они так думают. С первых же кадров на зрителя обрушивается целая проповедь по типу «религиозный экстремизм, затянув в свои сети, лишает вас близких и Родины». Это – внутренний монолог главного героя сразу после выхода из тюрьмы (кадрами закрывающихся за спиной Сарвара тюремных ворот и начинается повествование), в которой он провел пять лет - за религиозный экстремизм. По меркам узбекского правосудия, пять лет по этой статье – не срок. С нами согласен и сам Сарвар: «Я хоть и мало посидел, но все про жизнь понял». А вот что сказал радиостанции «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) режиссер Рустам Сагдиев: «Этот фильм – вовсе не пропагандистский плакат, а художественное произведение, призывающее молодежь к бдительности против религиозного экстремизма, который превращает жизнь узбекских семей в ад». Ляпы сценариста. Много Вот, например, такой. Сарвару, студенту ташкентского журфака, прямо на факультет приносят срочную телеграмму. На дворе стоит 2005 год, и молодому зрителю, должно быть, невдомек – а зачем, по мобильнику же проще! А школьник, может быть, и вовсе не знает, что такое телеграмма и почему ее приносит какая-то крикливая тетка. Поехали дальше. Телеграмма анонимная и велит Сарвару не звонить домой, а срочно выезжать в Андижан, потому что мать в тяжелом состоянии. Сарвар беспрекословно подчиняется этому требованию и едет на такси в Андижан, не сделав ни единого звонка домой за всю дорогу. Представить себе такую ситуацию в реальности абсолютно невозможно: как, узнав о тяжелой болезни матери, не поинтересоваться, что с ней, какие нужны лекарства! Сюжет закручивается. Мать здорова, подметает двор в тот момент, когда Сарвар входит в калитку родного дома. Оказалось, телеграмму прислал отец, который давно не видел сына. Соскучился. Тут узбекский зритель вновь недоумевает: как можно долго не видеться, когда расстояние между Андижаном и Ташкентом преодолевается за три часа на автомобиле или за сорок минут на самолете?! Особенно удивителен этот авторский выверт с учетом того, что Сарвар по сценарию – положительный герой и заботливый сын. Далее. К Сарвару в Андижан неожиданно прилетает Сажида, ташкентская студентка в брючках, с банданой на голове - безо всякого приглашения и намека на сватовство со стороны Сарвара. После некоторого замешательства Сажиду приводят к родителям Сарвара, что ну совершенно противоречит узбекскому менталитету, тем более в таком традиционалистском регионе, как Ферганская долина. Однако глубоко верующих родителей Сарвара такое появление невесты почему-то совсем не пугает. Они всего лишь просят ее надеть хиджаб (мусульманский платок).
Странности продолжаются, когда на экране появляются автомобили с госномерами типа: 50 A 210 AA. Как известно, подобный набор цифр и букв на государственных регистрационных номерах был введен только в 2008 году, в 2005-м же частные автомобили были оснащены такими, к примеру, номерами: 10 F 4429. Надо полагать, что многочисленные продюсеры, они же – консультанты из СНБ и МВД, просто не обратили внимания на такую «мелочь». Добро и зло по-болливудски В фильме все предельно просто, грань между добром и злом можно чуть ли не потрогать руками. Отрицательные герои – чрезвычайно неприятны внешне и морально уродливы изнутри. А вот с положительными несколько сложнее - они делятся на два типа: в высшей степени положительные и просто положительные. Первые вообще никогда не ошибаются, а вот вторые иногда попадают впросак по собственной наивности или недосмотру общественности, но потом обязательно исправляются. В «Соткине» положительными героями первого типа (безгрешными) выступают сотрудники СНБ, а также городской прокурор, погибающий от рук экстремистов в день мятежа, да и вообще любой промелькнувший в кадре сотрудник силовых структур. Все они как на подбор - сильны и ловки физически, красивы лицом, глубоко проницательны и цельны характером. Вот, например, эпическая сцена с прокурором. Экстремисты, захватив здание хокимията, требуют от прокурора выйти к толпе и объявить о том, что все заключенные по статьям за религиозный экстремизм были осуждены несправедливо. На что прокурор тихо и с достоинством отвечает: «Я служил народу, который меня вырастил. Можешь меня убить, но я не выйду и не скажу народу, что осудил невинных людей как экстремистов. Я всегда опирался на закон. Взяток не брал». Типичный узбекский прокурор, что и говорить! Другой «резко» положительный герой - майор СНБ (в исполнении Улугбека Кадырова), одноклассник Сарвара. Помимо всевозможных положительных качеств, майор нежно предан детской дружбе, даже несмотря на то, что его друг вступает в группу религиозных экстремистов, участвует в мятеже, затем попадает в тюрьму, а по выходу из нее подвергается нападению со стороны своих бывших сподвижников. В Узбекистане даже ребенку известно, насколько опасно иметь дружественные отношения с человеком, осужденным за терроризм. Но наш майор – настоящий офицер спецслужб, настолько идеальный, что никакая тень не может упасть на его репутацию! Да и учителя у него – ого-го какие благородные руководители силовых ведомств. Вот, к примеру, на экране появляется мудрый генерал, убеленный благородной сединой. Вместе с нашим майором он просматривает на большом экране видеоматериалы о тех, кто у них «под колпаком». «Надо брать с поличным, - советует мудрый генерал. - Не торопитесь арестовывать, иначе нас будут критиковать организации по правам человека». Даже таможенник, который берет взятки за пропуск товара через границу и носит конфискованную обувь, - и тот в конце фильма исправляется и, несмотря на то, что его дочь взяли в заложницы, арестовывает машину, в которой экстремисты везут наркотики.
Центральный герой Сарвар (артист Фаррух Соипов) относится ко второй категории положительных героев - слабых людей, которые по доброте душевной и доверчивости, а также в силу искренней привязанности к своей семье попадают в лапы религиозных экстремистов. Но благодаря стараниям своего друга-майора СНБ (первая категория) и узбекской тюрьме, он исправляется. К слабоположительным образам можно отнести и мать Сарвара (Сайёра Юнусова) с Сажидой (Юлдуз Раджабова). Они добры и покорны. Сажида поначалу сопротивляется необходимости носить хиджаб. «Это арабская одежда! – Объясняет она Сарвару. - Лицемерие - заставлять надевать хиджаб, и при этом пользоваться компьютерами, телевидением». Но потом, из уважения к родителям мужа, все-таки уступает. Однако, как только женщины слышат выстрелы в тот самый день, 13 мая 2005 года, обе тут же срывают с себя хиджабы. Мать повязывает платок уже согласно узбекской традиции, а Сажида рвет книжку «Иймонга йул» («Путь к истине», реальная книга Акрома Юлдашева). Обрывки страниц, подброшенные вверх, затем красиво и очень символично падают. Вообще, заметим, в узбекских фильмах женщины вечно что-то кидают, рассыпают, подбрасывают, словно не им самим затем все это убирать. Отрицательные герои в фильме - это предприниматели, они же мусульмане, а также журналисты-враги отечественного и иностранного «разлива». Воплощением абсолютного Зла выступает брат Сарвара Гуломжон, сыгранный популярным в республике певцом Жавохиром Зокировым, выходцем из известной династии. Гуломжон жесток, нагл и неразборчив в средствах. Разговаривает сквозь зубы, как типичный уличный пацан: «Крутой-ми сан, э!» («Ты че, крутой, что ли?»). Даже суры из Корана у него получаются как уложения какого-то блатного кодекса, тем более что ими он сопровождает всякие свои пакости. Гуломжон владеет рестораном, который он «отжал» по всем законам рейдерского искусства, а сцена «стрелки» (так и звучит это слово в узбекском контексте) с бывшим хозяином ресторана проходит на мосту, как в лучших детективно-шпионских фильмах. Тут же и граната с выдернутой чекой – все, как положено. Окружают Гуломжона люди, похожие на братков: мускулистые, коротко стриженые, речь рваная, слова цедят сквозь зубы, и даже пытают в подвале своих противников. Таможенника, обутого в конфискованную обувь, разувают и отправляют босиком через весь город до его конторы. Зрителю определенно дают понять, что предприниматели и вершители «справедливости» – по сути, обычные бандиты.
Совсем «непрост» и простой мясник - отец Сарвара (Матёкуб Матчонов). Он человек верующий, читает намаз, посещает мечеть, при случае покрикивает на свою покорную жену, запрещая ей вмешиваться в мужской разговор, то бишь - в разговор отца с сыновьями. Гуломжон и его отец входят в некую группировку, которую по фильму возглавляет Хафизулла (Убайдулло Омон) - благообразный и интеллигентный мужчина, знаток Корана. Мягким проникновенным голосом говорит Хафизулла, и ему удается свернуть Сарвара с пути истинного и вовлечь в свою группу. Сарвар читает книжку «Иймонга йул», молится, отказывается ходить на гапы с одноклассниками (традиционные узбекские мужские посиделки. – Прим. ред.) и не пьет алкоголя, чем сильно озадачивает своего друга детства – майора госбезопасности. На самом деле, Хафизулла - иностранный разведчик, специализирующийся на организации всяких переворотов. В Узбекистан он въехал по поддельным документам как бизнесмен - якобы с целью инвестиций в легкую промышленность. За маской благообразного верующего и святого скрывается похотливый старик, жадный как до женского полу, так и до денег. Зрителю опять намекают, что не стоит верить всяким иностранным инвесторам, они наверняка хотят нас лишить мирного неба над головой. Враги второго плана, но от того не менее опасные, – журналисты, как отечественные, так и иностранные. Сарвар, который еще только учится на журфаке, как-то приносит статью о ситуации в городе в редакцию газеты «Андижанская правда». Редактор (Абдураим Абдуваххобов), от страха глотая сердечные таблетки, отказывается печатать острый материал. Сарвар возмущен: «Если газета не печатает о проблемах, волнующих народ, кто о них будет говорить?» «Ты сначала поработай журналистом, посиди в этом кресле, потом посмотрю, как запоешь. Ты молод, смени профессию», - советует трусливый редактор.
И вот наступает «момент истины» - в город прибывает большая группа иностранных журналистов для освещения надвигающихся событий, о чем Сарвару сообщает Хафизулла. Тут мы приободрились, принялись гадать, покажут ли нам эти лица «врагов» в оригинале или подберут похожих артистов. Но, видимо, не нашлось таких, способных сыграть Алексея Волосевича, Галиму Бухарбаеву, Шамиля Байгина и остальных, действительно освещавших в тот трагический день в Андижане кровавые события расстрела мирного населения. 13 мая 2005. Трактовка СНБ А вот как видят те события «художники», направляемые твердой рукой продюсеров-силовиков. Группировка Хафизуллы готовится к захвату власти. План предполагает следующую последовательность действий: вначале тщательно разрабатывается и проводится в жизнь финансовая операция, а параллельно начинается подготовка общественного мнения. Организации нужны деньги. Денег в байтулмола (фонд взаимопомощи. – Прим. ред.) недостаточно, и тогда Хафизулла поручает отцу Сарвара отвезти в Россию партию афганского героина. На вопрос, а как же перевозка наркотиков согласуется с исламом, Хафизулла Омон заявляет, что это весьма благое дело, так как таким образом уничтожаются неверные. Удовлетворенный ответом отец отправляется в дорогу. Параллельно с проведением финансовой операции экстремисты приступают к подготовке общественного мнения, цель которой - вызвать недовольство народа и направить его на захват власти. Люди Гуломжона, переодетые в милицейскую форму, заходят в дома мирных граждан и уводят их с собой. Потом на пустыре расстреливают. По городу ползут нехорошие слухи. «За границей весь народ уже вышел бы на улицу. А у нас тихо. В телевизоре - только песни-пляски, ни о чем серьезном не говорят», - громко возмущается Гуломжон. А когда его отца, который сопровождает машину с героином, арестовывает СНБ, по городу распространяются слухи, что святому человеку подкинули наркотики… Вот банда Гуломжона врывается на грузовике в тюрьму, убивает охранников и освобождает узников. А Сарвар идет к Хафизулле. В комнате работает телевизор, на экране – события в прямом эфире. Хафизулла, стоя спиной к дверям, говорит по-английски со своими заграничными шефами: «Я выполнил ваше задание, в городе бунт, вы обещали мне семь миллионов долларов, а перевели только пять. Давайте остальное и предоставьте коридор через Кыргызстан, я не должен тут погибать из-за диких узбеков». На экране - дым, толпа бегущих женщин, мужчин, детей. Сам митинг не показывают вообще, хотя герои фильма говорят о нем. Все действие разворачивается в здании хокимията, где орудует Гуломжон, одетый уже в полевую американскую форму. Его люди убивают милиционеров, допрашивают городского прокурора и совершают прочие акты насилия, свойственные террористам.
Но доблестные силовики не дремлют - разрабатывают план окружения. Обилие технических средств, снайперы лезут на крышу хокимията, люди-пауки карабкаются по стене здания... Террористов, кричащих «Аллах Акбар», убивают точечно. Операцией руководят строго по рации. Никакого массового расстрела… Картина. Удручающая Итак, народу предлагается «перезагрузить» память новой трактовкой событий 13 мая 2005 года в Андижане: мятеж был организован иностранными спецслужбами и местными предпринимателями-мусульманами с целью захвата власти. Пособниками выступали иностранные журналисты. Митинга мирных граждан не было, БТРов – тоже, следовательно, никто толпу не расстреливал. А спецслужбы убивали только террористов, скрывавшихся в здании хокимията. Молодежи внушается мысль, что между семьей и государством выбирать надо последнее. При любых сомнениях надо бежать в СНБ, даже если родные вас при этом назовут «соткин» («предатель»), что и произошло с главным героем. Финальные титры сопровождает пронзительная песня Юлдуз Усмановой: «Не қилсанг қил, тек Ватанни сотма, болам» («Сынок, что хочешь делай, только родину не предавай /не продавай»). Фильм тугади. Узбекистан получит от Евросоюза миллионы евро на поддержку регионов и центр по борьбе с опасными материалами 2015-06-08 13:57 ferghana@ferghana.ru (Фергана) Юрий Штерк Как рассказал посол Евросоюза в Узбекистане Юрий Штерк агентству Podrobno.uz, «программа стоимостью 168 млн евро будет осуществляться поэтапно до 2020 года отдельными ежегодными блоками». Первые 20 млн евро будут направлены на улучшение системы управления водным хозяйством, «этот блок практически полностью согласован», теперь идет подготовка следующего блока, он проходит внутреннее согласование со службами Европейской комиссии. «Мы рассчитываем в ближайшее время завершить все согласования и по нему. Он будет ориентирован на поддержку среднего, малого и семейного бизнеса в регионах. Пока рано говорить об объеме средств по этому направлению. Однако могу сказать, что в планах ежегодно тратить по 20-25 млн евро на один из блоков. Следующими на очереди будут блоки, направленные на развитие профессионального образования и экологических форм сельского хозяйства», – сообщил Юрий Штерк. По его словам, в настоящее время до конца июля 2015 года представительство Евросоюза в Узбекистане готовится к открытию в Ташкенте Регионального секретариата центров передового опыта по химическим, биологическим, радиологическим и ядерным материалам для Центральной Азии. Создание центра инициировано и будет финансироваться Евросоюзом. Соглашение по нему было подписано 18 мая в Брюсселе во время заседания Совета сотрудничества «Узбекистан – Европейский союз». На открытие центра в Ташкент из Брюсселя приедет официальная делегация. Ташкентский центр станет головным, а в каждой из стран Центральной Азии будут созданы свои центры. Их задача - обмен передовой практикой, рассмотрение законов и регулирующих положений, наращивание технического потенциала в сфере борьбы с распространением химических, биологических, радиологических и ядерных материалов. Напомним, делегация Европейского Союза была официально аккредитована в Узбекистане 31 мая 2011 года. В настоящее время послом ЕС в Узбекистане является Юрий Штерк, который родился в Болгарии, учился в Москве, Париже и Стэнфорде, работал в Болгарии директором Управления по правам человека и международным организациям, а также директором Управления по вопросам безопасности и НАТО, представлял свою родину в Совете Европы в Страсбурге, а до своего назначения в Ташкент был послом Болгарии в Израиле. Афганистан и Туркменистан спорят из-за острова на Амударье 2015-06-08 15:52 ferghana@ferghana.ru (Фергана) В русле реки Амударья, отделяющей Афганистан от Туркменистана, есть остров, вызывающий споры между жителями приграничных селений обеих стран. Как сообщили 5 июня Альтернативные новости Туркменистана (АНТ), распоряжением президента Афганистана Ашрафа Гани создана специальная комиссия, которая на днях прибыла в провинцию Джаузджан по просьбе жителей районов Каркин и Хамьяб - для уточнения линии прохождения государственной границы с Туркменией и урегулирования спора о принадлежности острова.
«Жители считают острова на реке своей землей, ведь они образовались в результате изменения течения и поглощения Амударьей земель с афганской стороны, - пояснил руководитель комиссии, полковник Гулам Наби. - Мы будем изучать этот вопрос, встречаться со старейшинами и местными чиновниками. Река лишает людей домов и земель. Это гораздо опаснее, чем терроризм. Поэтому правительство Афганистана уделяет данному вопросу особое внимание. Результаты проверки будут доложены руководству страны; проблема, волнующая жителей приграничных с Туркменистаном районов, будет решена». По словам Наби, в результате подмыва и обрушения берега реки с афганской стороны жители Каркина и Хамьяба потеряли тысячи гектаров пахотных и пастбищных угодий. До недавнего времени жители Каркина выпасали на спорном острове скот, собирали дрова и хворост, сообщил временно исполняющий обязанности главы этого района Мухаммадсахи Ыхсан, но потом туркменские пограничники заняли всю территорию острова и изгнали оттуда всех каркинцев, тем самым лишив их доступа к пастбищам. «Река забирает наши земли на туркменскую сторону границы, народ Каркина лишается всего, это приводит к обнищанию людей. Туркменистан незаконно занимает остров, который образовался за счет наших земель», — считает Мухаммадсахи Ыхсан. Между тем, по словам бывшего каркинского губернатора Файзмухаммада Хана, правительственная комиссия до Каркина и Хамьяба так и не добралась, - вероятно, предположил он, из опасений за свою безопасность. Хан заявил, что обстановка в Каркине нормальная, членам комиссии здесь ничего не угрожает, местное население жаждет встречи с правительственными чиновниками, чтобы рассказать им о своих территориальных проблемах с Туркменией. Он подтвердил «Азатлыку», что «на спорном острове Туркменистан разместил свои вооруженные силы и занял всю эту территорию». Отметим, что в районах Каркин и Хамьяб проживает немало этнических туркмен, здесь из их числа были созданы отряды самообороны, которые взяли на себя миссию охранять границу от боевиков движения «Талибан». Осенью 2014 года власти Туркменистана возвели на этом участке границы с Афганистаном заграждения из колючей проволоки в несколько рядов. Казахстан: Журналист, власть и видео 2015-06-08 16:08 ferghana@ferghana.ru (Мария Яновская) На фото – журналист, редактор павлодарской газеты «Версия» Ярослав Голышкин В Павлодаре (Казахстан) до 16 июля продлен арест редактору газеты «Версия» Ярославу Голышкину. Он проходит как подозреваемый в деле о вымогательстве у акима (главы администрации) области Каната Бозумбаева 500 тысяч долларов: якобы деньги требовали в обмен на видео, на котором одна девушка обвиняет сына акима в изнасиловании. Из публикаций в местных СМИ можно составить картину произошедшего в Павлодаре. В феврале 2015 года по городу поползли слухи, что в резиденции акима изнасиловали девушку-сироту и что в этом принимал участие сын Бозумбаева Даурен. Журналисты заинтересовались, начали писать запросы в прокуратуру, в полицию, но никто им не отвечал. Тогда городская газета «Версия» занялась собственным расследованием. Ярослав Голышкин каким-то образом разыскал пострадавшую и записал на видео ее признание, что да, мол, изнасиловали, и да, сын акима принимал участие. Материал в газете «Версия» так и не вышел. О судьбе видеозаписи в открытых источниках больше информации нет. Однако через некоторое время Ярослава Голышкина стали вызывать в КНБ (Комитет национальной безопасности) на допросы. А в мае ему было предъявлено обвинение в соучастии в вымогательстве, и Голышкин был арестован на два месяца. Также по обвинению в вымогательстве был арестован предприниматель Нуржан Сулейменов – как сообщалось, «во время получения второго транша». В СМИ писали, что вымогательством занимались люди, которые и вывели Голышкина на пострадавшую. В петиции, опубликованной на Change.org в защиту журналиста, косвенно подтверждается версия использования вымогателями видеозаписи, сделанной Голышкиным: «Ярослав Голышкин в ходе журналистского расследования получал информацию не запрещенным законом способом. Поскольку он не мог получить официального подтверждения полученной им информации, то не мог ее опубликовать в своем издании, поэтому распорядился ею по своему усмотрению. За дальнейшее использование этой информации он ответственности нести не может». Одновременно с раскручиванием дела о вымогательстве прокуратура прервала молчание по поводу самого изнасилования. Журналистам было заявлено, что дело об изнасиловании в госрезиденции, действительно, существовало, но было закрыто в апреле по примирению сторон: виновный, некий гражданин Г., «загладил причиненный вред». Сын акима Даурен Бозумбаев, как заявил прокурор Павлодарской области в ответ на запрос Informburo.kz, «к преступлению не причастен, о чём свидетельствуют показания участников уголовного процесса, а также заключения ряда экспертиз». В прессе также появились сообщения, что пострадавшую девушку держат под охраной КНБ где-то на тайной квартире и с ней нельзя поговорить. Коллеги Ярослава Голышкина убеждены: он не мог участвовать в вымогательстве. Кроме того, подозрительным кажется все, что связано с закрытием дела об изнасиловании на территории охраняемой госрезиденции и выведением из него сына акима. Ярослав Голышкин известен своими журналистскими расследованиями; в 2006 году он был жестоко избит в собственном подъезде; и сам Ярослав, и его отец, основатель газеты «Версия» Василий Голышкин, настаивали, что нападение было местью за статью о квартирной мафии и похищении сотрудника финансовой полиции, который занимался этим расследованием. «Фергана» дозвонилась до адвоката Ярослава Голышкина Дмитрия Куряченко. - В чем суть обвинений, которые сегодня предъявлены Ярославу? - Участие в вымогательстве. - Дело о вымогательстве было открыто после того, как закрыли дело об изнасиловании? - Дело о вымогательстве возбуждено 31 марта. А дело об изнасиловании закрыто 16 апреля. - Я читала, что вы намерены добиваться пересмотра дела об изнасиловании. Это так? - Конкретных действий я еще не предпринимал, но средством преступления, которое вменяют в вину моему подзащитному, выступает именно видео, на котором, судя по сообщениям в СМИ, говорится об участии в изнасиловании сына акима, пусть даже и в качестве свидетеля, хотя есть и другие мнения… И учитывая это, необходимо средство преступления, видео, досконально исследовать, провести экспертизу. А значит, нужно поднимать материалы дела об изнасиловании. - В петиции в защиту Ярослава Голышкина говорится, что видео, которое он снял, попало в чужие руки, и он не несет за это ответственность. Вы можете это прокомментировать? - Он, действительно, не может нести ответственность за вымогательство, если какие-то посторонние лица, к которым видео попало, этим воспользовались. - Писали, что Ярослава свели с пострадавшей именно те люди, которых сегодня обвиняют в вымогательстве. - Это один человек, он оказывал Ярославу помощь в журналистском расследовании. Ярослав обратился к нему как к источнику, тот вызвался помочь. Он ему постоянно помогал в журналистских расследованиях. - Речь идет о бизнесмене, чью фамилию называли в прессе? - Совершенно верно. - Сначала Ярослав проходил по этому делу в качестве свидетеля, а потом его статус переквалифицировали на обвиняемого. У следствия появились доказательства его вины? - Детально с материалами дела я не знаком (разговор записан вечером 4 июня. – Прим. ред.), но из тех ограниченных материалов, которые были мне предоставлены, например, из постановления о привлечении Ярослава в качестве обвиняемого, я не увидел, на каком основании это было сделано. Так, в постановлении нет четкого определения, в чем конкретно он принимал участие, в каких конкретных действиях, что позволило следствию ввести его в статус подозреваемого. - Ярослав объяснял, как он сам хотел использовать это видео? Собирался ли он и дальше раскручивать это дело? - Собирался. Слух [об изнасиловании в резиденции] пошел, и его, как журналиста, это дело заинтересовало. Начали расследование, стали собирать информацию. Ярослав принес в редакцию это интервью, но его отец – учредитель газеты «Версия» - категорически запретил его публиковать, опасаясь, что газета будет закрыта. - Когда было снято видео? - Кажется, в начале марта. - Вы его видели? - Нет. Хотя я дважды ходатайствовал, настаивал на просмотре и проведении экспертиз. Предполагается, что видео имеется в деле. В обращении на имя президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, генпрокурора Асхата Даулбаева, председателя КНБ Нуртая Абыкаева говорится: в этом деле «налицо факты увода от ответственности сына высокопоставленного государственного чиновника и попытка заставить замолчать журналиста, который обнаружил факты, подтверждающие виновность сына Каната Бозумбаева. Вызывает недоумение проведение следствия по уголовному делу о вымогательстве и шантаже спецгруппой КНБ РК. Вымогательство и шантаж так же, как и изнасилование, являются уголовными преступлениями. При этом даже такие уголовные преступления не могут представлять угрозу для национальной безопасности. Журналистское сообщество просит Вас обеспечить соблюдение норм Конституции Республики Казахстан, гарантировать справедливое разбирательство по всем упомянутым уголовным делам, как об изнасиловании, так и о вымогательстве и шантаже, а также защитить право журналиста на профессиональную деятельность, невзирая на лица». Подписать обращение к первым лицам государства в защиту Ярослава Голышкина можно здесь. Ярослав Голышкин останется под арестом до 16 июля. «Фергана» будет следить за развитием событий. Мария Яновская |
В избранное | ||