Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Туркменский ковер абстракциониста Валерия Сахатова



Туркменский ковер абстракциониста Валерия Сахатова
2015-05-10 20:46 ferghana@ferghana.ru (Тигран Мкртычев)

В конце апреля - начале мая 2015 года в московской галерее «Ковчег» прошла выставка работ художника Валерия Сахатова. Так получилось, что этнический туркмен Валерий Сахатов вырос за пределами своей исторической родины. Как художник, творчество которого отличает яркая индивидуальность и глубокая интуиция, он сформировался в России. Вполне возможно, что именно интуиция, а также то, что называется «генетической памятью», заставили Валерия Сахатова провести смелый эксперимент, в котором художник попытался соединить две, казалось бы, противоположные вещи: традицию народного творчества и современные тенденции изобразительного искусства – туркменский ковёр и живописный абстракционизм.

В чём же глубинный смысл этого эксперимента?

Ковер – одна из визитных карточек Туркмении. Словосочетание «туркменский ковёр» сразу же вызывает перед глазами образ темно-красного шерстяного полотна с четким чёрным графическим узором, который завораживает своим ритмом. Несмотря на то, что традиция ворсового ткачества в Средней Азии имеет глубокую историю, нам точно неизвестно, когда в Туркмении соединились вместе глубокий красный цвет, получающийся из природных красителей, и чёткий графический орнамент, в основе которого лежат пять основных узорных элементов, которые называются в Туркмении гёли.

Туркменский ковёр издревле был частью интерьера жилища кочевника. Ковровые изделия украшали пол, выделяли вход в юрту, служили попонами для ездовых животных – коней и верблюдов. Своим ярким багрово-красным цветом ковёр маркировал жилое пространство, был своеобразным оберегом, вносил мажорный лад в жизнь человека, контрастируя с пастельными красками окружающей природы Туркмении.

Бытует мнение, что восточные ковры пришли в Европу с крестносцами, где сразу же стали предметами роскоши – ни у кого не возникало и мысли бросить на пол драгоценную вещь, чтобы по ней ходили в грязной обуви. Конечно, восточные ковры, на которых разворачивался богатейший мир орнамента, не смогли вытеснить со стен европейских замков и дворцов гобелены с их образами и сюжетами, более понятными и знакомыми европейской ментальности. Но восточным коврам в Европе придумали новое назначение, и они надолго заняли место на столах знати, выполняя функцию богатых скатертей.

Шло время - Европа активно вторгалась на Восток, демонстрируя своё экономическое преимущество, не замечая, как богатейшая культура Востока оказывала огромное влияние на формирование культуры Старой Европы, которая, как выяснилось, была очень юной перед лицом тысячелетней восточной мудрости. В XIX веке туркменские ковры стали широко известны во всём мире под названием «бухарских» - именно купцы благословенной Бухары сделали произведения неизвестных туркменских ковровщиц мировым брендом. И в начале XX века «бухарские» туркменские ковры заняли достойное место в интерьерах знатоков и ценителей восточного искусства Европы и Америки, незаметно перейдя со столов гостиных на стены в интерьерах кабинетов и курительных салонов. И так туркменские ковры стали своего рода восточными картинами – узнаваемыми, дорогими. Не случайно, по цветовому решению их нередко сравнивали с полотнами Рембрандта.

Между тем, начало XX века ознаменовалось новым этапом в развитии изобразительного искусства. Изобразительность, предметность мира, которая раньше казалось основой искусства, стала разваливаться на куски вместе с кризисом европейской идеологии. Сейчас понятно, что человеческому сознанию, разорванному войнами, разрушением традиционных ценностей, больше соответствует искусство, где господствует беспредметность, в которой заключен коллективный индивидуализм. Новое время породило новое искусство, в котором появилось множество течений – «измов», в том числе и абстракционизм.

Когда абстракционизм, как направление в искусстве, набрал в середине XX века жизненную силу, искусствоведы смогли увидеть, что это не единый поток, а множество рек, в каждой из которых заключён свой смысл. Свое неповторимое русло в этой многоводной дельте беспредметного искусства проложил и Валерий Сахатов.

Оказавшись в своём живописном творчестве на пути изобразительного абстракционизма, Валерий обратил внимание на живописную сторону туркменских ковров. Пытаясь найти свой подход к культурному богатству своего народа, художник решил извлечь из ковров чисто живописное начало. Именно с этой целью вполне осознанно он отошел от традиционного орнамента туркменских ковров, семантика которого имеет архаические корни. Художник не просто отказался от традиционного орнамента ковра и его смыслового значения, он попытался сохранить ту характерную игру орнамента и цвета, которая создаёт особое настроение туркменских ковров. И сделал это на языке абстрактной живописи.

Этот эксперимент сопровождался огромными технологическими сложностями: необходимо было перевести язык живописи на язык ковроткачества, сохранив самое главное – дух туркменского ковра. Людям, не знакомым с секретами художественного творчества, трудно понять, какие проблемы влечёт за собой переделка произведения из одного материала в другой. Подготовив живописные эскизы будущих ковров, художник с большим трудом художник нашёл две группы мастериц, которые согласились взяться за столь необычный заказ. Авторское мнение о том, как должен выглядеть ковер по его эскизу, постоянно корректировалось эмпирическим опытом ковровщиц, выполнявших неожиданную для них задачу. При этом у Валерия не было возможности наблюдать за этим процессом воочию. Поэтому работа над коврами проходила под непонятным для туркменских мастериц дистанционным контролем. Под напором художника ковроделы вынуждены были отступить от своих вековых ремесленных приёмов. Однако и первоначальные замыслы художника не могли быть буквально воплощены из-за технологических особенностей коврового плетения. В результате место едва уловимых валеров, тональных градаций в пределах одного цвета, заняли более отрывистые, почти «пиксельные» переливы.

Вместе с тем конечный результат превзошёл все ожидания.

Ковры Валерия Сахатова представляют собой сложный синтез традиционного ремесла и современного искусства. При этом, сотканные по его эскизам произведения с максимальной полнотой передают только одну грань знаменитых туркменских ковров – их живописность. Перед нами чистая живописная абстракция, сделанная на традиционном материале. От того традиционного орнамента, который составляет вторую грань туркменских ковров, по меткому замечанию искусствоведов, освещающих выставку художника, остались только блики. Но орнамент не уничтожен, он просто растворён в цвете. И традиционный ковёр приобретает как когда-то функцию картины, но уже в новом качестве – произведения абстрактного искусства.

Когда пройдут годы, в учебниках по истории искусства появится параграф, посвященный смелым экспериментам XXI века. Уверен, что ковры Валерия Сахатова займут там своё достойное место, как пример сложнейшего синтеза традиционного ремесла и новейших живописных «измов». Гениально сделанный эксперимент и потому трудноповторимый.

Тигран Мкртычев, доктор искусствоведения, заместитель директора Российского Государственного музея народов Востока



Кыргызстан: «Предчувствие революции» и массовые облавы на иностранцев на юге страны
2015-05-11 02:22 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Последние две недели в городе Ош на юге Кыргызстана не прекращают ходить слухи о готовящейся «революции» или «межнациональном конфликте». О том, кто их распространяет и какие цели могут преследовать инициаторы этой кампании, никому не известно.

Кто рассылает эсэмэски?..

Вечером 8 мая журналистам пришла рассылка из Отдела информационного обеспечения Аппарата правительства Кыргызстана, в которой со ссылкой на МВД республики сообщалось, что «распространяемая в соцсетях, в том числе через WhatsApp, информация о готовившихся акциях экстремистов и противоправных действиях не соответствует действительности».

«Неизвестные лица в преддверии праздников специально распространяют различные слухи, которые не имеют под собой никакой почвы. МВД проводит оперативно-розыскные работы. Недавно были задержаны женщины, которые распространяли слухи на рынках города Ош. Проводятся разъяснительная работа среди населения Ошской, Жалал Абадской и Баткенской областей Не соответствует действительности также слухи о готовящихся противоправных акциях. Сегодня сотрудниками 10 Главного управления МВД Кыргызской Республики были задержаны двое молодых парней и девушка в возрасте 17-25 лет, которые распространяли разные слухи через WhatsApp и соцсетях. С ними сотрудники милиции проводят профилактические беседы, оформляются соответствующие документы и материалы будут переданы в следственные органы для дачи юридической оценки. В целях обеспечения безопасности граждан и недопущения различных противоправных акций органы внутренних дел Кыргызской Республики с 30 апреля переведены на усиленный вариант несения службы в период майских праздников», - говорилось в сообщении.

Отметим, массовые рассылки смс с «предупреждениями» об усилении деятельности приверженцев создания халифата и о том, чтобы местное население «не посещало общественные места в целях собственной безопасности» действительно имели место. При этом угроза со стороны исламских экстремистов соседствовала в этих сообщениях с выпадами против США.


«Уважаемые друзья. У меня есть срочная новость. Есть информация, что 7-8-9 мая, возможно, начнется война. Америка скрыто раздает оружие членам партии «Хизб ут-Тахрира». Будьте готовы к любым случаям. Просьба, передайте это сообщение друзьям тоже, чтобы они тоже были готовы. Пока не посещайте общественные места», - говорится в одном сообщении.

Распространение таких слухов вызвало среди жителей города Ош состояние, близкое к панике. По словам жителя города Ош, автомастера Ильхома Разикова, многие бизнесмены уже перевезли свои товары с базара, в том числе, с авторынка, домой. «Я слышал, что из авторынка многие привезли свои автомашины домой с целью безопасности. В городе очень много слухов о повторении межнационального конфликта. Поэтому люди боятся», - говорит «Фергане» Ильхом Разиков.

Кто раздает автоматы?..

По словам местных жителей, параллельно ошская милиция провела тотальные проверки иностранных граждан и транспорта с зарубежными номерами. Примечательно, что облавы на приезжих прошли в самом начале летнего туристического сезона.

Приехавшая на майские праздники в Ош с друзьями из России и Украины москвичка Мария рассказала редакции «Ферганы», что накануне они втроем гуляли по Сулейман-горе (знаменитой туристической достопримечательности Оша), где купили себе национальные головные уборы. Как только они спустились с горы, к ним подошли вышедшие из стоявшей рядом машины люди в гражданском и, представившись сотрудниками какого-то отдела по борьбе с терроризмом, попросили предъявить документы.

«Затем нас очень грубо посадили в машину, документы нам не отдавали. Нас привезли, судя по всему в милицейский участок (вывески мы не видели, но запомнили улицу, она была имени Мамырова) и начали нас допрашивать. В течение более четырех часов, с 6 вечера до 12 ночи нам по кругу задавали странные вопросы: откуда мы, зачем сюда приехали, на какие деньги, зачем прибыли в такое неспокойное время, что собираемся делать. Мы отвечали, что мы обычные туристы, которые приехали в Азию на майские праздники и знать не знаем про какое-то «неспокойное время». Допрос проходил в грубой форме: у моих друзей помимо загранпаспортов также забрали и внутренние паспорта. Потом нас начали запугивать, мол, сейчас нас закроют здесь, потому что у нас нет регистрации. На это я ответила, что гражданам стран, которым не нужна виза для въезда в Кыргызстан, не нужна и регистрация, однако нас продолжали запугивать. Досмотрели все вещи, правда, смотреть содержимое наших камер и ноутбуков не стали. Кроме нас в участке было двое британцев, которые вообще не понимали, что происходит. Ближе к полуночи тон начальников сменился, они стали вести себя более сдержанно, а затем, когда за нами приехал представитель нашего туроператора, так и не объяснив причины задержания, нас отпустили», - рассказала Мария.

Вызволять гостей южной столицы из «плена» приехал владелец одной из туристических фирм Оша - Андрей (имя изменено). Он рассказал, что после звонка друзей милиционеры сами приехали к нему и, проверив все документы постояльцев, повезли его самого в участок, где кроме своих гостей он видел и других иностранцев. Всего около десяти человек: кто-то приехал из стран СНГ, другие из Европы.

«Как они сами рассказывали, их вытаскивали из гостиниц и даже точек общепита. С конца апреля в городе ходят постоянные слухи о готовящейся революции, в центре, на базаре все говорят об этом. Акцент делался на то, что беспорядки случатся 9 мая, однако вот уже и парад прошел, пока все спокойно. Возможно, что именно по этой причине в Оше стало много милиционеров, которые проверяют всех, кто хоть чем-то отличается от местных», - сообщил Андрей.

«Сегодня же (8 мая 2015 года. - прим. редакции) я встречал одну туристку из России, которая приехала через Узбекистан. Она рассказала, что когда проходила границу, пограничники Узбекистана отметили, что у нее просрочена регистрация, вернули ее обратно на территорию республики и сутки держали в милицейском участке. Потом депортировали, но не в Россию, а ...в Кыргызстан. Она также рассказала, что во время досмотра пограничники Узбекистана даже требовали, чтобы она сняла нижнее белье. За последние пять лет это первый раз в моей практике, чтобы туристов так досматривали», - рассказал Андрей.

Если слухи о дестабилизации ошские спецслужбы уже опровергли, то никаких объяснений массовых задержаний иностранных гостей пока не последовало.

Заметим, такое отношение силовиков к ни в чем неповинным приезжим может отрицательно сказаться на проведении туристического сезона. Ведь Ош и юг Кыргызстана вообще является популярным местом для любителей активного отдыха - альпинистов, горных туристов. Здесь есть маршруты для конных прогулок, для сплава по горным речкам, а также благоустроенные объекты «этнического туризма».



В избранное