Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Голландская компания инвестирует в строительство текстильного предприятия в Узбекистане



Голландская компания инвестирует в строительство текстильного предприятия в Узбекистане
2014-11-26 13:56 ИА Фергана.Ру

Голландская текстильная компания LT Textile Cooperatief UA заявила о намерении инвестировать в Узбекистан $55 миллионов долларов в 2015-16 годах, чтобы построить современное текстильное производство в Каршинском районе Кашкадарьинской области, сообщает портал Fibre2fashion.com.

Правительство Узбекистана одобрило инвестиционное соглашение между Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли и LT Textile Cooperatief UA, согласно которому иностранный инвестор получает около 30 гектаров в Карши.

Эти 55 миллионов долларов инвестиций складываются из 17 миллионов долларов собственных денег голландской компании, а 38 миллионов будут привлечены из иностранных банков - без гарантий правительства Узбекистана.

Голландская компания обязуется организовать текстильное производство, оснастить его современным высокотехнологичным и энергосберегающим оборудованием. Также планируется построить сервисный центр, который бы занимался обслуживанием текстильного оборудования.

Компания, созданная LT Textile Cooperatief UA, получит освобождение от налогов и сборов до 1 января 2022 года. Согласно соглашению, продукцию начнут выпускать в ноябре 2016 года, и примерно 80% ее пойдет на экспорт. Проект создаст около 700 новых рабочих мест. Предполагается, что в первом квартале 2017 года новый текстильный завод будет перерабатывать 20.000 тонн хлопковолокна и произведет 15.000 тонн хлопчатобумажной и смешанной ткани.

Напомним, что в мире идет кампания по бойкоту узбекского хлопка, поскольку при его выращивании в Узбекистане широко используется подневольный труд, в том числе несовершеннолетних детей. Призывы к международному бойкоту узбекского хлопка звучат с 2007 года. Этот призыв поддержали международные компании: в 2011 году к списку бойкотирующих организаций присоединились еще 60 мировых брендов, в том числе Burberry, Levi, H&M, Adidas, Puma. К 1 ноября 2012 года в акции по бойкоту узбекского хлопка участвовали 108 компаний, в том числе Fruit of the Loom, Gap и Levi Strauss & Co. Одними из первых к бойкоту узбекского хлопка присоединились американский ритейлер American Apparel и Ассоциация обуви, которая представляет более 800 компаний. В 2013 году в бойкоте приняли участие еще 136 международных брендов и компаний с общим товарооборотом, превышающим $1 миллиард, в список вошли такие гиганты, как IKEA, Marks&Spencer, Lululemon Athletica.

Международное информационное агентство «Фергана»



Дахи, саки, массагеты, или Кто основал Шымкент?
2014-11-26 21:29 Алексей Гончаров

На прошедшей недавно в Южно-Казахстанском государственном университете научной конференции «Шымкент: 2200-летняя история», призванной поставить точку в вопросе о возрасте третьего города Казахстана, особенно поразил доклад Рустама Сулейманова, доктора исторических наук из Узбекистана: он впервые озвучил, кто основал город и как это могло произойти.

«В III веке до нашей эры произошло очень важное событие в геологическом строении региона. Кызылкумы изменили свой профиль, а, соответственно, изменилось и русло Сырдарьи. Живший в тех местах сильный союз сакских племен, известный как дахи, был вынужден покинуть родину. Племена разбрелись в поисках новых мест для жизни. Часть ушла на юг, другая добралась даже до Европы и дала свое название фракийскому союзу племен даков, на территории современной Румынии, с которыми долго воевали римляне. А большая часть осела в среднем течении Сырдарьи, где впоследствии возникли Туркестан, Сауран и другие города. Думаю, что именно группа дахов, наткнувшаяся на обильное водой место с плодородной почвой, и основала первое поселение на месте Шымкента», - считает Сулейманов.

Итак, по мнению авторитетного археолога, дахи основали как минимум один город. Какими они были и как сложилась их судьба? Все это имеет непосредственное отношение к древней истории Казахстана, а потому попробуем разобраться.

Первые упоминания

Те, кто изучал историю Казахстана в рамках школьной программы, наверняка запомнили звучные имена отдельных сакских племен: саки тиграхауда, саки парадарайа, саки хаомоварга, массагеты. Но названия «дахи» здесь будто бы нет.

Обратимся к трудам корифеев истории. Сергей Кляшторный и Турсун Султанов в своей великолепной работе «Казахстан: летопись трех тысячелетий» пишут: «Берос – вавилонский жрец, историк и астроном, писавший по-гречески в III веке до нашей эры и знавший как эллинистическую, так и персидскую традицию, именует племя, сражавшееся с Киром, даями (дахами)».

Кир, основатель Персидской империи, правил в 559-530 годы до нашей эры. Воевал он, как известно из элементарного курса истории, с массагетами. Значит, они и есть дахи…

В первом томе академической пятитомной истории Казахстана, изданной в 2010 году, указывается: «С саками определенно связано и имя Даха, впервые упомянутое в персидских анналах в «надписи о дэвах» Ксеркса, но еще раньше известное в «Авесте» ((собрание священных текстов зороастрийцев).

Персидский царь Ксеркс правил в 486-465 годах до нашей эры. Истоки священной книги огнепоклонников-зороастрийцев лежат, ориентировочно, в 1000 году до нашей эры. Так что за пять веков до появления Кира дахи уже были.

А жили они «за Согдом», значит - к северу от современного Таджикистана. В междуречье Амударьи и Сырдарьи. Климат расположенной там пустыни Кызылкумы был тогда более влажным и мягким.


Развалины древних городов разбросаны по всей Центральной Азии

Дахистан изначальный

Какой была страна дахов в самый ранний период, когда этот народ был упомянут в «Авесте»? Крупнейшим знатоком этой темы был маститый археолог, исследователь древностей Средней Азии Вадим Масон: в 1954 году он защитил кандидатскую диссертацию «Древняя культура Дахистана».

В «авестийское» время дахи жили на территории нынешнего Туркменистана и строили свои укрепленные поселения. Они знали металл. Делали из бронзы наконечники стрел - разнообразные по форме: двухперые, пирамидолевидные, трехперые, а следовательно - и по боевому назначению. В качестве оружия применялись также мечи и пращи с каменными ядрами. Из кремня изготавливали вкладыши для серпов. Пользовались каменными зернотерками. Керамику делали на гончарном круге. Наиболее характерными сосудами были чаши на трех ножках. Посуда древних дахов поразила археологов своим высоким качеством и изысканным декоративным убранством.

Любопытно, что при раскопках были найдены железные шлаки, но ни одного предмета из железа не обнаружено.

Самые крупные поселения этого периода занимали площадь до 50 гектаров. Их жители строили оросительные каналы до 50 километров длиной.

Итак, перед нами высокоразвитое общество. Классического образа саков как воинов-скотоводов вроде как не получается. Судя по ирригационным сооружениям, требовавшим высокой организации труда, здесь были какие-то зачатки государственности. Но в середине первого тысячелетия до нашей эры в силу каких-то причин дахи, они же массагеты, уходят на север. Часть из них поселяется на территории современных Каракумов, а часть переправляется через Амударью.

Заменившие массагетов

Саки не раз побеждали персов, но, в конце концов, были покорены ими и вошли в состав одной из сатрапий. В составе персидской армии они сражались с Александром Македонским.

В I веке до нашей эры о саках пишет римский автор Страбон. И здесь историки сталкиваются с загадкой: перечисляя сакские племена, Страбон не упоминает о массагетах - одном из сильнейших среди них. Нет упоминаний о массагетах и в других источниках. В связи с этим предполагается, что этот этноним был вытеснен другим: массагеты окончательно стали называться дахами.

Авторы того времени отмечают, что «сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Они бились с македонянами и после гибели Дария, но затем стали их союзниками и участвовали в походе Александра на Индию в качестве конных лучников. Таким образом, именно дахи стали первыми катафрактариями - тяжеловооруженными всадниками. Своего рода рыцарями древности. Доспехи катафрактариев были обнаружены при раскопках столицы дахов - городища Чирик-рабат, расположенного на территории нынешней Кызылординской области. Его изучал в пятидесятых годах прошлого века знаменитый археолог Сергей Толстов.

Столица в Кызылкумах

Чирик-рабат был открыт в Кызылкумах в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды экспедицией Толстова в 1948 году. Сейчас в тех местах нет воды, но в древности там было одно из русел Сырдарьи Жанадарья. Она-то и давала городу жизнь.


Наконечник древней стрелы, Чирик-рабат

«Развалины Чирик-Рабата — огромная крепость, восходящая к середине первого тысячелетия до новой эры, окруженная системой концентрических валов и рвов, внутри которой видна прямоугольная планировка более поздней античной крепости первых веков нашей эры», - писал Толстов.

Самая древняя часть городища занимала площадь 42 гектара и была окружена двумя рядами крепостных стен высотой десять-двенадцать метров. В центре располагалась хорошо укрепленная цитадель площадью двенадцать гектаров. Крепость окружал ров, имевший 40 метров в ширину и 4,5 метра в глубину, он заполнялся водой из Жанадарьи. Стены усилены башнями, внутри них располагались стрелковые галереи. Свою фортификационную систему дахи строили по хорезмийским образцам античной эпохи. Жители города владели гончарным, кузнечным, литейным ремеслом. В округе было развито земледелие.

Первоначальный город существовал в V-II веках до нашей эры, что полностью совпадает с версией профессора Сулейманова.

Аналоги находок из здешних курганов обнаруживались на западе Казахстана и на юге России, что тоже говорит в пользу большой миграции жителей этого городского центра.

Кстати, Чирик-Рабат был не единственным поселением дахов в этом районе. Известны и другие, среди которых наиболее крупное - Бабиш-мулла. Но ушла вода, и жители некогда цветущих поселений покинули родные края, отправившись на поиски лучшей доли.

Ушедшие на юг

Исход дахов из родных земель изменил ситуацию на огромных территориях.

В 238 году до нашей эры одно из их племен - даи или парны - во главе с родом Аршакидов двинулось на юг, и на территории современных Туркменистана и Ирана они создали могучую Парфянскую империю, сменившую здесь эллинистическое государство Селевкидов, разгромленное римлянами. Парфяне воевали с Римом долго и с переменным успехом.

Еще одним из владений дахов на какое-то время стал Тохаристан, область на стыке современных Афганистана, Узбекистана и Таджикистана. Китайский путешественник и дипломат Чжан Цянь, посетивший Среднюю Азию во втором веке до нашей эры, называет его Дахя и указывает на сходство в ведении хозяйства и культуре жителей этого края с Ферганой. Единого государства дахи-мигранты здесь не создали. Чжан Цянь сообщает: «Дахя не имеет верховного главы, каждый город управляется своим князем. В Дахя имеется пять княжеских домов». Население этой области китайский путешественник оценивает в миллион человек, что, конечно, является сильным преувеличением. Особо Чжан Цянь указывает на то, что жители Дахя «искусны в торговле», а в их городах есть постоянные базары.

Видимо, вчерашние жители Кызылкумов быстро научились извлекать выгоду от жизни на складывавшемся в ту пору Великом Шелковом пути. Изделия их ремесленников обнаружены в погребениях на территории северной Монголии.

Свою самостоятельность Дахя сохраняла вплоть до первого века до нашей эры, когда была покорена Кушанами.

Вероятно, дахи, ушедшие на юг, и основали поселение, ставшее через 2200 лет третьим мегаполисом Казахстана.

Алексей Гончаров
ОБ АВТОРЕ: Алексей Гончаров - член Союза журналистов Республики Казахстан, член Казахского Географического общества. Живет в Шымкенте.
Ушедшие на север

Другая часть дахов в силу не известных нам соображений решила двинуться не на юг, а на север. Специалист по ранним кочевникам профессор Сергей Кляшторный указывает, что дахи пришли в степи Западного Казахстана и Приуралья и заставили «уйти в Причерноморскую Скифию племена сарматов, потомков савроматов Геродота, близких сакам по языку, образу жизни и культуре». Поселились дахи и в прикаспийских степях. Впоследствии они растворились среди других племен, пришедших на эти земли.

Но, возможно, какая-то часть дахов добралась до Европы и стала жить на территории современной Румынии. Профессор Рустам Сулейманов прямо отождествляет дахов с даками, знаменитыми противниками Римской империи.

Правда, большая часть историков считает даков сугубо местным фракийским племенем. Но есть четкая гипотеза о том, что в северное Причерноморье, а потом и в Трансильванию проникла часть представителей племенного союза дахов. Сторонники этой версии считают, что «в таком случае механизм возникновения этноса «даки» оказывается сходным с тем, по которому в эпоху раннего средневековья сформировался этнос болгар». Вспомним, что пришедшие в современную Болгарию тюрки растворились среди местных славян, но оставили им свое имя.

Как бы то ни было, несомненно одно: кровь дахов ныне течет в жилах представителей множества этносов Евразии - от Афганистана до Румынии.

Алексей Гончаров

Международное информационное агентство «Фергана»



В список культурного наследия ЮНЕСКО включены казахский кюй и киргизская юрта
2014-11-27 11:18 ИА Фергана.Ру

Киргизская юрта
В Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО 26 ноября были включены десять новых элементов, в том числе «искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя» (Казахстан) и «традиционные знания и навыки изготовления киргизской и казахской юрт (тюркских кочевых народов)» (Казахстан, Кыргызстан).

Как поясняет пресс-релиз ЮНЕСКО, в список включаются «элементы, свидетельствующие о разнообразии нематериального наследия и способствующие осознанию его важности для всего человечества».

Казахский кюй - сольная инструментальная пьеса, исполняемая на традиционном двухструнном щипковом музыкальном инструменте домбре. Кюй исполняют на семейных или общинных мероприятиях и, как правило, его исполнение сопровождается сказаниями и легендами.

Юрта представляет собой жилище кочевых народов. В основе юрты – круглый деревянный каркас, который скрепляется веревками и покрывается войлоком. Юрта легко собирается и разбирается. Деревянные решетки изготавливают мужчины, а женщины занимаются внутренним и внешним оформлением жилища.


Кюй исполняется на семейных или общинных мероприятиях. Фото с сайта ЮНЕСКО

Кроме кюя и юрты, в список включены корейская народная песня «Ариран» (КНДР), гвока (музыка, песня, танец и самобытная культурная традиция Гваделупы (Франция), традиционная баня по-черному в уезде Вырумаа (Эстония), знания и умения, связанные с культивированием мастикового дерева на острове Хиос (Греция), традиционное производство кухонной утвари из латуни и меди касты тхатхера в городе Джандиала Гуру штата Пенджаб (Индия), головчатая формировка кустов винограда (остров Пантеллерия, Италия), танец чино (Чили), техника изготовления васи, традиционной японской бумаги ручной работы (Япония).

Казахские элементы включены в список ЮНЕСКО впервые. Что касается Кыргызстана, ранее в список были внесены искусство акынов и эпос «Манас», а также праздник Нооруз (Навруз), включению которого в реестр нематериального культурного наследия человечества способствовали еще несколько стран - Азербайджан, Индия, Иран, Узбекистан, Пакистан, Турция.

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: В Москве совершено нападение на лидера организации «Возрождение Таджикистана»
2014-11-27 11:57 ИА Фергана.Ру

В Москве поздним вечером 26 ноября неизвестные люди совершили нападение на лидера молодежной организации «Возрождение Таджикистана» Максуда Ибрагимова, сообщает «Азия-плюс»со ссылкой на пресс-службу московской полиции.

Инцидент произошел в 22.50. Ибрагимов находился на улице Севанской, когда неизвестные выстрелили в него, затем ранили ножом и скрылись.

Ибрагимов в тяжелом состоянии доставлен в больницу. В настоящее время устанавливаются все обстоятельства произошедшего, ведутся поиски преступников.

Максуд Ибрагимов известен как председатель российской молодежной общественной организации «Возрождение Таджикистана» и член совета коалиции оппозиционных сил «Новый Таджикистан». Он упоминается и как руководитель региональной общественной организации «Молодежь Таджикистана за возрождение Таджикистана». По данным «Азии-плюс», Ибрагимов участвовал в организации в нескольких российских городах митингов и шествий таджикских мигрантов, на которых звучали призывы об отставке действующего руководства Таджикистана. Поэтому Ибрагимов находится в «черном списке» таджикских властей.

Коалиция оппозиционных сил «Новый Таджикистан» заявила, что в адрес Ибрагимова неоднократно «сыпались угрозы и были акты запугивания, даже было давление на членов его семьи в Таджикистане со стороны таджикских спецслужб. Он был объявлен в международный розыск властями Таджикистана».

Коалиция возмущена тем, что «спецслужбы Таджикистана похищают и убивают оппонентов диктатора Эмомали Рахмона на территории Российской Федерации. И зачастую с помощью некоторых своих коррумпированных российских коллег. Мы требуем от высшего руководства Российской Федерации прекратить похищения и убийства таджикских оппозиционеров, найти и наказать организаторов и исполнителей этих террористических актов», - говорится в заявлении коалиции.

Напомним, в 2012 году в Москве было совершено нападение на таджикского журналиста и оппозиционера Дододжона Атовуллоева, в 2013-м с ножевыми ранениями был госпитализирован бывший пресс-секретарь представительства Миграционной службы Таджикистана в России, ныне независимый политолог и активист Бахтиер Саттори.

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: В Москве совершено нападение на лидера организации «Возрождение Таджикистана», ему грозит арест (обновлено)
2014-11-27 11:57 ИА Фергана.Ру

В Москве поздним вечером 26 ноября неизвестные люди совершили нападение на лидера молодежной организации «Возрождение Таджикистана» Максуда Ибрагимова, сообщает «Азия-плюс»со ссылкой на пресс-службу московской полиции.

Инцидент произошел в 22.50. Ибрагимов находился на улице Севанской, когда неизвестные выстрелили в него, затем ранили ножом и скрылись.

Ибрагимов в тяжелом состоянии доставлен в больницу. В настоящее время устанавливаются все обстоятельства произошедшего, ведутся поиски преступников.

Максуд Ибрагимов известен как председатель российской молодежной общественной организации «Возрождение Таджикистана» и член совета коалиции оппозиционных сил «Новый Таджикистан». Он упоминается и как руководитель региональной общественной организации «Молодежь Таджикистана за возрождение Таджикистана». По данным «Азии-плюс», Ибрагимов участвовал в организации в нескольких российских городах митингов и шествий таджикских мигрантов, на которых звучали призывы об отставке действующего руководства Таджикистана. Поэтому Ибрагимов находится в «черном списке» таджикских властей.

Между тем, источник в правоохранительных органах Москвы сообщил изданию Балтинфо, что 7 октября 2014 года Ибрагимов был объявлен таджикскими властями в международный розыск за экстремизм.

«При осмотре места происшествия сотрудники полиции обнаружили пистолет Макарова с глушителем, который, скорее всего, принадлежит раненому. Основная версию произошедшего – месть. По словам свидетелей, нападавшие, забежав за угол дома, сели в поджидавшую их иномарку и скрылись по Севанской улице. У потерпевшего ничего не пропало, именно поэтому оперативники считают, что преступление совершено не из корыстных мотивов и, скорее всего, является местью», – рассказал источник.

По его словам, в больнице, где находится Ибрагимов, установлен пост полиции. Как только состояние здоровья раненого позволит, он будет взят под стражу. «Балтинфо» добавляет, что в управлении полиции по Москве факт обнаружения раненого подтвердили, но от других комментариев воздержались.

Тем временем Коалиция оппозиционных сил «Новый Таджикистан» заявила, что в адрес Ибрагимова неоднократно «сыпались угрозы и были акты запугивания, даже было давление на членов его семьи в Таджикистане со стороны таджикских спецслужб. Он был объявлен в международный розыск властями Таджикистана».

Коалиция возмущена тем, что «спецслужбы Таджикистана похищают и убивают оппонентов диктатора Эмомали Рахмона на территории Российской Федерации. И зачастую с помощью некоторых своих коррумпированных российских коллег. Мы требуем от высшего руководства Российской Федерации прекратить похищения и убийства таджикских оппозиционеров, найти и наказать организаторов и исполнителей этих террористических актов», - говорится в заявлении коалиции.

Напомним, в 2012 году в Москве было совершено нападение на таджикского журналиста и оппозиционера Дододжона Атовуллоева, в 2013-м с ножевыми ранениями был госпитализирован бывший пресс-секретарь представительства Миграционной службы Таджикистана в России, ныне независимый политолог и активист Бахтиер Саттори.

Международное информационное агентство «Фергана»



ОБСЕ предупреждает Казахстан об угрозе свободе слова в стране
2014-11-27 13:17 ИА Фергана.Ру

Дунья Миятович
Запрет на выпуск независимого журнала «ADAM bol» ставит под угрозу плюрализм в средствах массовой информации Казахстана, заявила 26 ноября представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович.

Напомним, 20 ноября Медеуский районный суд Алма-Аты вынес определение о запрете выпуска и распространения журнала «ADAM bol» - по иску алма-атинского Управления внутренней политики (УВП), которое утверждает, что в опубликованной в журнале 28 августа статье «Наши на чужой войне» есть признаки «пропаганды и агитации войны».

«Эти жестокие и непропорциональные меры несоразмерны изложенным в иске претензиям. Они ставят под угрозу плюрализм в Казахстане и способствуют созданию атмосферы страха среди представителей средств массовой информации», - считает Миятович.

Она сообщила, что посвященные теме закрытия журнала «ADAM bol» материалы, опубликованные на сайтах adilsoz.kz, azattyk.org и vlast.kz, оказались недоступными для казахстанских интернет-пользователей.

«Жизненная функция СМИ в демократическом обществе - содействие плюрализму мнений и стимулирование дискуссий. Принятые меры [по приостановлению выпуска и распространения «ADAM bol»] противодействуют этой функции и обязательствам ОБСЕ по свободе СМИ», - подчеркнула Миятович.

По данным ОБСЕ, с конца 2013 года властями Казахстана были закрыты более 30 средств массовой информации - по обвинению в административных правонарушениях или публикации экстремистских взглядов.

Тем временем, как сообщает Интерфакс-религия, кассационная коллегия городского суда Алма-Аты в десять раз увеличила сумму возмещения морального вреда, которую собственник издания «ADAM bol» должен выплатить имаму Ерсыну Амре, - до 5 млн тенге ($27,6 тысячи). По мнению международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», увеличение суммы ставит под угрозу существование журнала.

Ранее бывший имам мечети Имангали в Атырау, ныне занимающий аналогичную должность в центральной мечети Алма-Аты, подал иск на журнал «ADAM bol» о защите чести, достоинства и деловой репутации и признании порочащими сведений, изложенных в статье «Казахстанский фронт сирийской войны». В статье, в частности, говорилось, что Амре является одним из ставленников исламского нетрадиционного течения и получает «ценные указания» из-за рубежа. В ней также были размещены без разрешения имама фотографии и оскорбительные, по его мнению, подписи к ним.

Амре изначально рассчитывал на компенсацию в размере 5 млн тенге, но, по информации «Азаттыка» (казахской службы Радио Свобода), в сентябре Медеуский суд постановил взыскать с ответчика 2,5 миллиона тенге, а в октябре апелляционная коллегия Алма-атинского городского суда уменьшила сумму компенсации с 2,5 миллиона тенге до 500 тысяч тенге (около $2,7 тысячи).

Международное информационное агентство «Фергана»



ОБСЕ предупреждает Казахстан об угрозе свободе слова в стране
2014-11-27 13:17 ИА Фергана.Ру

Дунья Миятович
Запрет на выпуск независимого журнала «ADAM bol» ставит под угрозу плюрализм в средствах массовой информации Казахстана, заявила 26 ноября представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович.

Напомним, 20 ноября Медеуский районный суд Алма-Аты вынес определение о запрете выпуска и распространения журнала «ADAM bol» - по иску алма-атинского Управления внутренней политики (УВП), которое утверждает, что в опубликованной в журнале 28 августа статье «Наши на чужой войне» есть признаки «пропаганды и агитации войны».

«Эти жестокие и непропорциональные меры несоразмерны изложенным в иске претензиям. Они ставят под угрозу плюрализм в Казахстане и способствуют созданию атмосферы страха среди представителей средств массовой информации», - считает Миятович.

Она сообщила, что посвященные теме закрытия журнала «ADAM bol» материалы, опубликованные на сайтах adilsoz.kz, azattyk.org и vlast.kz, оказались недоступными для казахстанских интернет-пользователей.

«Жизненная функция СМИ в демократическом обществе - содействие плюрализму мнений и стимулирование дискуссий. Принятые меры [по приостановлению выпуска и распространения «ADAM bol»] противодействуют этой функции и обязательствам ОБСЕ по свободе СМИ», - подчеркнула Миятович.

По данным ОБСЕ, с конца 2013 года властями Казахстана были закрыты более 30 средств массовой информации - по обвинению в административных правонарушениях или публикации экстремистских взглядов.

Тем временем, как сообщает Интерфакс-религия, кассационная коллегия городского суда Алма-Аты в десять раз увеличила сумму возмещения морального вреда, которую собственник издания «ADAM bol» должен выплатить имаму Ерсыну Амре, - до 5 млн тенге ($27,6 тысячи). По мнению международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», увеличение суммы ставит под угрозу существование журнала.

Ранее бывший имам мечети Имангали в Атырау, ныне занимающий аналогичную должность в центральной мечети Алма-Аты, подал иск на журнал «ADAM bol» о защите чести, достоинства и деловой репутации и признании порочащими сведений, изложенных в статье «Казахстанский фронт сирийской войны». В статье, в частности, говорилось, что Амре является одним из ставленников исламского нетрадиционного течения и получает «ценные указания» из-за рубежа. В ней также были размещены без разрешения имама фотографии и оскорбительные, по его мнению, подписи к ним.

Амре изначально рассчитывал на компенсацию в размере 5 млн тенге, но, по информации «Азаттыка» (казахской службы Радио Свобода), в сентябре Медеуский суд постановил взыскать с ответчика 2,5 млн тенге, а в октябре апелляционная коллегия Алма-атинского городского суда уменьшила сумму компенсации до 500 тысяч тенге (около $2,7 тысячи).

Международное информационное агентство «Фергана»



На границе Афганистана и Таджикистана похищены 12 человек
2014-11-27 13:42 ИА Фергана.Ру

В ночь на 27 ноября 2014 года были похищены 12 сотрудников пограничного пункта «Шерхон-Бандар» на границе Афганистана и Таджикистана, сообщает Радио Озоди. Пресс-секретарь полиции Кундуза Саидсарвар Хусайни сообщил, что «к похищению причастны талибы, большая часть из которых - граждане Таджикистана». «Все заложники - простые работники «Шерхон-Бандара». Их похитили ночью, когда они хотели вернуться домой», - сказал Хусайни. По его словам, в настоящее время в распоряжении органов безопасности Афганистана имеется полная информация о похитителях, в ближайшее время начнется активная фаза освобождения заложников.

Движение «Талибан» пока не выступил с заявлением по этому вопросу.

Пост Шерхон-Бандар расположен напротив пограничного поста Нижний Пяндж в Таджикистане. Оба поста соединены большим мостом, который был построен в 2007 году при поддержке США. Стоимость проекта превысила 30 миллионов долларов.

По последним данным, боевики «Талибан» в последнее время стали более активными в этой северной провинции Афганистана, которая непосредственно граничит с Таджикистаном. Ранее также поступали сообщения об активизации боевиков в афганской провинции Бадахшан, которая граничит с Таджикистаном.

Международное информационное агентство «Фергана»



Спецслужбы Кыргызстана: «Хизб ут-Тахрир» действует «под прикрытием религии и прав человека»
2014-11-27 15:35 ИА Фергана.Ру

Дилёр Джумабаев, задержанный ГКНБ на юге Кыргызстана. Подробнее о нем можно узнать, прочитав статью «Легкая добыча. Кто такой «хизбутчик» Дилёр Джумабаев, который голодал из-за отключения электричества»
Политическая организация «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Хизбут-Тахрир»), которая в Кыргызстане считается религиозно-экстремистской, ведет в этой стране подрывную деятельность, используя потенциал ангажированных неправительственных и правозащитных организаций, заявляет Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Киргизии.

В распространенном 27 ноября пресс-релизе ГКНБ отмечает, что международная сеть «Хизб ут-Тахрир» переориентировалась на идеологическую поддержку джихадистского движения в Сирии и Ираке, составной конструкцией которой является призыв к подчинению идеологии «Халифата», и на участие в боевых действиях на стороне международно-террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ).

По информации ГКНБ, в Кыргызстане «Хизб ут-Тахрир» пользуется поддержкой НПО и правозащитников, которые, якобы, сковывают действия правоохранительных органов и спецслужб республики и оказывают давление на судебную систему, местную власть и органы самоуправления путем организации митингов и других антиобщественных акций, защищая подпольные ячейки «Хизб ут-Тахрир» от адекватного уголовного преследования и мешая принимать необходимые решения в отношении находящихся под следствием членов этой организации.

Одним из важнейших аспектов стратегических планов «Хизб ут-Тахрир» остается реализация в Киргизии подрывных задач, предусматривающая проникновение в среду просвещенной молодежи и создание в учебных заведениях экстремистской сети, откуда в последующем должны выходить наиболее убежденные последователи «Хизб ут-Тахрир», способные в перспективе «осваивать» государственные органы и быть проводниками экстремистской идеологии, имеющей ярко выраженную религиозную окраску, сущность которой также заключается в антиконституционной идее свержения государственной власти и построения «Халифата», говорится в пресс-релизе.

Под прикрытием религии и прав человека в стране ведется целенаправленная деятельность по искусственному созданию конфликтной ситуации между Министерством образования и науки Кыргызстана и мусульманским сообществом по вопросам ношения хиджаба, периодически освещаемая в СМИ с целью дискредитации органов власти и их противопоставления верующей части населения страны, заявляет спецслужба, которая ведет работу по нейтрализации подпольной экстремистской сети.

В качестве примера приводится прекращение подрывной деятельности выявленной в южных областях республики региональной платформы РЭО «Хизб ут-Тахрир» и задержание одного из региональных руководителей этой экстремистской организации, который координировал работу подпольной типографии, распространял экстремистскую идеологию и одновременно являлся сотрудником местной правозащитной организации (имя не приводится). Органы национальной безопасности продолжают принимать превентивные меры по противодействию экстремистским организациям, заключает пресс-служба ГКНБ.

Правозащитники, в свою очередь, заявляют, что никаких доказательств причастности «хизбутчиков» к экстремистской или террористической деятельности в Кыргызстане нет.

«Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» существует с 1953 года и представляет собой международную политическую организацию. Своей целью партия считает создание всемирного исламского халифата, официально отвергая западную демократию, терроризм и вооруженную борьбу. В Центральной Азии членов «Хизб ут-Тахрир» традиционно обвиняют в экстремистской деятельности. В России организация была признана вне закона решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное