Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Видеолекторий <<Ферганы>>: Литературный мир Ташкента



Видеолекторий «Ферганы»: Литературный мир Ташкента
2014-10-21 23:44 Фергана

Имена Явдата Ильясова, Айбека, Василия Янчевецкого (Яна), Абдуллы Кадыри и других писателей навечно вписаны в историю «литературного Ташкента». Именно этой теме посвящена очередная лекция краеведа и журналиста Бориса Голендера.

Рассказ Бориса Голендера продолжает объемный цикл видеолекций «Культура и история Центральной Азии», в рамках которого мы уже сняли и представили на суд зрителя более двадцати передач, посмотреть которые можно на нашем канале в YouTube.

Международное информационное агентство «Фергана»



Today’s Zaman: Народной демократической партии грозит ликвидация
2014-11-05 14:34 ИА Фергана.Ру

Хасип Каплан
Народная демократическая партия (НДП) оказалась под угрозой закрытия: правительство Турции давит на судебную систему, требуя решения о ликвидации этой прокурдской политической организации. Об этом заявил член НДП, влиятельный депутат от провинции Шырнак Хасип Каплан (Hasip Kaplan), сообщает Today’s Zaman.

По его словам, недавнее заседание в Совете национальной безопасности Турции было посвящено обсуждению «незаконных параллельных структур, которые работают под прикрытием юридических структур» и представляют угрозу национальной безопасности. Под параллельными структурами, как решили многие, имелось в виду движение «Хизмет» («Служба»), близкое к живущему в США исламскому проповеднику Фетхуллаху Гюлену, которого в феврале 2014 года Реджеп Тайип Эрдоган, будучи в должности премьер-министра, обвинил в создании «государства в государстве». Но Хасип Каплан заявляет, что имелась в виду НДП, которую власти давно мечтают закрыть.

«Сделанные в последнее время президентом и членами правительства заявления направлены на подготовку мнения общественности к закрытию НДП, - цитирует Каплана Hurriyet Daily. – Красный уровень не считает [исламский] радикализм угрозой безопасности. Но демократическая оппозиция, левая оппозиция и НДП рассматриваются как угроза».

Напряженность в отношениях между турецким правительством и НДП усилилась на волне октябрьских массовых протестов, Эрдоган и другие лидеры государства обвиняют партию в том, что она призвала своих сторонников выйти на улицы. В минувший понедельник пресс-секретарь правительства Бюлент Арынч обвинил НДП в организации 6-7 октября беспорядков: курдские демонстранты вышли на улицы в знак протеста против нападения Исламского государства Ирак и Леванта (ISIL) на сирийский городе Кобани, граничащий с Турцией, и отказа турецких властей в помощи обороне этого города. Во время массовых акций в разных городах Турции погибли почти 40 человек.

«Вместо того чтобы признать свою ответственность, НДП придумала несерьезные отговорки. Ее члены сыграли главные роли в большинстве из этих случаев, - заявил Арынч, говоря об октябрьских протестах. - Мы не ратуем за запрет партий. Но представьте себе: партия, которая играет главную роль в таких инцидентах, не может существовать даже в демократических странах. Это Турция, и мы хотим, чтобы они существовали. Но никто не имеет право злоупотреблять [своей позицией]».

Арынч также заявил, что правительство проявляет «терпение», чтобы продолжить процесс урегулирования, но предупредил политиков НДП о неопределенных последствиях, если «они продолжат гнуть нынешнюю линию».

Каплан считает, что заявления со стороны правительства являются «признаком давления» на Верховный суд с тем, чтобы запустить в производство дело о ликвидации НДП.

Как передает Тurkey-info, НДП была основана в 2013 году по предложению главы Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана, находящегося в тюрьме, и объединила ряд левых и курдских партий.

Международное информационное агентство «Фергана»



Осенний поцелуй. Как удачная реклама гей-клуба взорвала Казахстан
2014-11-05 19:27 Арман Бейсинбинов

В Алма-Ате (Казахстан) суд определил выплатить рекордные суммы моральной компенсации пострадавшим от появления в сети плаката с изображением поцелуя русского поэта Пушкина и казахского композитора Курмангазы. Вместе с тем «поцелуй классиков» дал новый толчок гомофобным настроениям.

Если бы этого процесса не было, то рекламной компании Havas Worldwide Kazakhstan следовало его придумать. А Казахстану лучше бы сделать все, чтобы про него забыть, поскольку в противном случае приходится говорить о приверженности страны имиджу, созданному ей «казахским журналистом Боратом Согдиевым».

Обычный районный суд Алма-Аты вынес историческое решение в отношении казахстанского подразделения международной рекламной сети Havas Worldwide (бывшая Euro RSCG). Историческое и по нелепости судебного преследования, и по размеру присужденной суммы моральной компенсации.

Тридцать четыре студента и преподавателя алма-атинской консерватории имени Курмангазы подали иск в отношении рекламной компании за баннер с изображением поцелуя двух классиков: поэта Пушкина и композитора Курмангазы. Тем самым преподаватели и учащиеся почувствовали себя оскорбленными, оценив унижение в 1 миллион тенге каждый (около 5.500 долларов США).

«Поцелуй классиков» возбудил патриотов и городскую администрацию

Постер с лобызающимися классиками появился в сети Facebook в августе. Он был выполнен в стиле известного рисунка Дмитрия Врубеля на Берлинской стене, который в Германии известен как «Братский поцелуй» («Поцелуй Хонеккера и Брежнева»). Постер с целующимися Пушкиным и Курмангазы вызвал шквал «теплых слов», прежде всего, в адрес ЛГБТ-сообщества Казахстана. Потом в радиус негодования попала и рекламная компания, чья творческая группа и подготовила этот постер для участия в центральноазиатском ежегодном рекламном фестивале Red Jolbors fest, проводимом в Бишкеке. Идея изображения все же непосредственно касалась гей-тематики, и по замыслу должна продвинуть алма-атинский гей-клуб «Студия 69», расположенный на пересечении улиц Пушкина и Курмангазы. Организаторы фестиваля оценили замысел, и жюри присудило «бронзу» в разделе «Идея: наружная реклама».

Пока общественность высказывала свое возмущение в сетях, более практичная его часть - группа «патриотов» - обратилась с заявлением в полицию «по факту».

Но перед этим группа Havas Worlwide Kazakhstan разместила на своей странице Facebook извинения за возникший ажиотаж.

«Вижуал не использовался для наружной рекламы и не был предназначен для размещения где-либо. Сам же он коммуницирует пересечение улиц, где расположен этот тематический клуб. Мы приносим искренние извинения тем, кого оскорбил или покоробил этот макет. Признавая бесценный вклад в культуру великого русского поэта и великого казахского композитора, мы официально сообщаем, что данный принт не будет распечатан, размещен или опубликован в платных медиа», - на этом в агентстве, видимо, посчитали инцидент исчерпанным.

Стражи порядка, к слову, не нашли основания для возбуждения дела (тем более выяснилось - руководство «Студии 69» не было в курсе всего этого) и передали свой отказ в управление внутренней политики городской администрации. При этом, пока шло разбирательство, на неделю приостановили деятельность клуба, невольно оказавшегося в центре нового витка внимания. Это не остановило блогера и специалиста в PR Нуркена Халыкбергена, считающего себя внучатым племянником Курмангазы. Со своими сторонниками они провели пикет закрытого клуба.

«Первое желание было набить им рожу. Потому что это оскорбление. Я буду требовать возмещения морального ущерба», - поделился с журналистами своими ближайшими планами на жизнь г-н Халыкберген.

Следуя плану, блогер подал в районный суд иск о возмещении ему морального ущерба. Впрочем, доказать свое родство с композитором ему не удалось, и суд вернул иск без рассмотрения.

А вот в мэрии «возбудились» не на шутку и передали протокол об административном нарушении в административный суд. После этого рекламная затея, о которой скоро бы забыли, вышла на совершенно новый уровень. В первую очередь, суд порадовал тем, что представитель городской администрации не смог объяснить, в чем именно выражался факт «распространения запрещенных к рекламе товаров». Не нашла этого и судья, но против городских властей пойти не могла и вынесла 24 сентября решение – наказать рекламное агентство и его директора за нарушение закона о рекламе штрафом в общей сумме немногим меньше 2000 долларов США.

Возможно, к тому подвигла оценка рекламного постера, данная Министром культуры РК Арыстанбеком Мухамедиулы: «Очень большое сожаление, что в нашем цветущем Казахстане имеются такие неприглядные поступки. Честно скажу, это нечеловеческие поступки. И Александр Сергеевич, и Курмангазы - это величины мирового масштаба. Конечно, использование таких знаковых личностей на каких-то постерах - это недопустимо. В какой-то мере это преступление». Министр предупредил, что со стороны «культурного министерства» последуют определенные шаги..

Круглый стол «болашаковцев» и юных коммунистов

Однако помимо выпавшего шанса подзаработать, «патриотическая» общественность оценила возможности сложившейся ситуации и для собственного PR.

11 сентября молодежное движение «Болашак» («Будущее») вместе с Коммунистической народной партией Казахстана (альтернативной оппозиционной Коммунистической партии) провели в Алма-Ате круглый стол, где прозвучали более чем неоднозначные высказывания, однако сошедшие с рук их спикерам. Молодые активисты, которые уже не в первый раз выступают заслоном «содомитам», потребовали от парламента спешного принятия закона против ЛГБТ-пропаганды.

Руководитель «Болашака» Даурен Бабамуратов сообщил общественности, что под петицией о запрете ЛГБТ-пропаганды подписалось более ста тысяч казахстанцев. Впоследствии в своем интервью газете «Коммунист Казахстана» он снизил число подписантов ровно в десять раз.

Но на круглом столе, чувствуя поддержку «ста тысяч рассерженных граждан», господин Бабамуратов поделился с общественностью наболевшим.

- Международным гей-сообществом в 2012 году Алматы был признан столицей гомосексуалов в Центральной Азии, - рассказал он. Также он подсказал единомышленникам, как вычислять «неприятных субъектов» среди обычных людей – они носят цветные штаны.


Даурен Бабамуратов выступает на Круглом столе против ЛГБТ-пропаганды

Также выступил и коллега Курмангазы – композитор Октем Алтаев. По его словам, в казахской эстраде появляется все больше геев, в силу этого обстоятельства следует запретить им выходить на сцену.

Собравшиеся не согласились с такими ограничениями и предложили запретить геям и лесбиянкам на законодательном уровне также работать в общественных организациях, школах, вузах и служить в армии.

Логическое заключение мероприятию дал публицист Нагашбай Есмурза, известность которому принесла статья «Гитлер – не фашист» в казахскоязычном журнале «Человек-легенда», чей номер был полностью посвящен (с немалой симпатией) «легендарной исторической личности». Он предложил перевести нетрадиционалов «из категории больных в категорию преступников», а уже потом действовать, как действовал Фюрер, – карать, вплоть до смертной казни.

Немногочисленных присутствующих, которые было стали высказываться против таких мер, поспешил вывести из зала сам Даурен Бабамуратов, поскольку не только у «внучатого племянника» композитора возникло желание перейти к физическому переубеждению своих сексуальных оппонентов.

Свой благородный человеческий поступок Д.Бабамуратов объяснил просто: «У многих представителей моего движения кипела кровь, чтобы расправится с геями, которые пришли на круглый стол».

Кстати, считается, что движение «Болашак» действует под крылом городской мэрии и спецслужб. Однако в том же интервью Бабамуратов отвергает такие подозрения и говорит, что они работают в тесном сотрудничестве и при поддержке фонда Сороса.

Рекордные выплаты на фоне неминуемого гей-парада

Новый иск в частном порядке не заставил себя ждать и поступил в отношении рекламной компании в октябре. 34 студента и преподавателя консерватории им.Курмангазы, а также работники одноименного оркестра посчитали себя оскорбленными - каждый ровно на миллион тенге. Слушания проходили в отсутствии ответчиков, а за комментариями журналистов в консерватории отправляли в городскую администрацию. Алмалинский районный суд не стал утруждать себя исследованиями, как именно образовалась такая сумма, и 27 октября вынес решение: полностью удовлетворить материальные потребности истцов, заставить рекламщиков принести публичные извинения и одновременно наложить арест на имущество рекламной компании.

Правда, вряд ли творческим людям удастся серьезно обогатиться – таких денег, по заявлению рекламной компании, у них нет. Сами же оскорбленные не высказывали какой-то активности, ссылаясь на то, что вся затея - далеко не их желание, но есть приказ руководства и есть мэрия, откуда ведется координация наступления на геев и рекламщиков.

Однозначную поддержку рекламной компании высказали и продолжают высказывать их казахстанские коллеги и многие журналисты.

В оргкомитете Red Jolbors fest заявили: «Оргкомитет согласен с тем, что этический вопрос неоднозначный. Но на фестивале рекламы, в первую очередь, рассматривается профессиональная состоятельность работы. Их отношение к ЛГБТ-сообществу не учитывалось. Мы считаем решение суда в пользу студентов и преподавателей консерватории необоснованным и политизированным. Истцы, на наш взгляд, были неубедительны, доказывая свою правоту, и не предоставили доказательств нанесения физических и нравственных страданий. На наш взгляд, создан опасный прецедент, который в дальнейшем может быть использован против представителей творческих профессий, в случае если кто-то посчитает продукт творчества оскорбительным или неугодным».

Свое мнение высказывает журналист Жанар Еркебаева, неоднократно выступавшая в поддержку рекламной компании:

- Если не говорить о культуре поцелуев, которые бывают дружественными, братскими, а не только обозначающими сексуальность, если не говорить о провокационности искусства, то мне в данном вопросе ясен один момент. Мы все можем завтра оскорбиться по любому поводу и подавать в отношении друг друга иски. Например, кому-то покажется, что на Фурманова очень шумно, найдутся потомки, которые захотят запретить движение автомобилей. Теперь 34 человека получат по миллиону. На мой взгляд, авторитет учебного заведения подорван. А мы с вами все возвращаемся в недалекое будущее – в «совок» с его цензурой и рассуждениями об искусстве людей, далеких от него. Страшно ведь не только, когда, к примеру, к власти приходит художник. Не менее страшно, когда об искусстве, каковым я считаю рекламный постер с Курмангазы и Пушкиным, судят с позиций ура-патриотизма.

Но надо сказать, что не все «ура-патриоты» так однозначно приняли сторону «Болашака». Один из руководителей движения «Антигептил» из Астаны, Улан Шамшет, который не скрывает своих патриотических воззрений, от предложения Бабамуратова включиться в их анти-ЛГБТ-коалицию отказался, а сам Бабамуратов был послан им по известному адресу. Как сообщил сам Улан Шамшет на своей странице в Facebook, встреча с лидером «Болашака» тет-а-тет на нейтральной территории закончилась небольшой потасовкой.

Дополнительный шквал возмущений вызвал в сети размер выплат. Как справедливо замечают пользователи, родственники погибших под колесами пьяных чиновников или жертвы пыток могут рассчитывать на компенсации на порядок ниже, и то в исключительных случаях.

Вместе с тем «поцелуй классиков» привлек внимание к Казахстану, сравнимое с тем, что возникало в мире после выхода фильма «Борат» или расстрела жанаозенских нефтяников.

Свое мнение о процессах высказала американская правозащитная организация Human Rights Watch.

«Плакат, без сомнения, провокационный, но провокация – это законная форма свободы выражения мнений, и к тому же ее можно считать неотъемлемой частью творческого дизайна. Судебная система Казахстана должна обеспечить верховенство свободы выражения мнений над субъективным дискомфортом в связи с конкретным изображением и не допустить триумфа гомофобии под маской защиты культурного наследия», - озвучила мнение HRW исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Мира Ритман.

Целый ряд публикаций на эту тему появился в ведущих изданиях Запада, в Казахстане эта тема для СМИ на какое–то время стала №1, оставив позади даже вхождение в Евразийский союз. Само дело по «поцелую классиков» сравнивают с процессом в отношении Pussy Riot. Количество перепостов «нехорошего» постера исчисляется десятками тысяч. И в этом неоценимую заслугу всему ЛГБТ-сообществу Казахстана оказали их невольные пропагандисты из «Болашака» и городской администрации.

На прошлой неделе стало известно, что уже потомок Пушкина, проживающий в Бельгии, который возглавляет Фонд им.А.С.Пушкина, хочет подать в суд на тех, кто покусился на честь его прапрадеда. Хотя думается, что вряд ли сам Александр Сергеевич, большой ценитель шуток и фривольностей, хотел бы, чтобы от его имени били по тем, кто будоражит общественное мнение.

Но самый неожиданный удар городские власти вместе с их сподвижниками в борьбе за моральную чистоту получили от Международного олимпийского комитета. Как известно, лишь Пекин и Алма-Ата претендуют на проведение зимних олимпийских игр 2022 года. И вот теперь МОК неожиданно заявляет, что страны – будущие хозяева Олимпиад – должны придерживаться Международного Пакта о гражданских и политических правах и не препятствовать в проведении гей-парадов. Понятно, что на таких условиях остается одна Алма-Ата (в Китае с этим до сих пор очень большие проблемы - ред.). И неисполнение норм Пакта здесь могут постараться компенсировать второй рекомендацией, срочно «переобувшись» и переодевшись в цветные штаны, традиционно обязав подневольных студентов и преподавателей, как и настоящих патриотов, таких, как «болашаковцы», принять участие в массовом шествии. По традиции такие шествия всегда возглавляет мэр города.

Значит, комедия продолжается…

Арман Бейсинбинов

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: В Подмосковье вынесен приговор обвиняемому в убийстве футбольного фаната узбекистанцу
2014-11-06 13:47 ИА Фергана.Ру

Жахонгир Ахмедов
Суд подмосковного города Пушкино приговорил гражданина Узбекистана Жахонгира Ахмедова, обвиняемого в убийстве футбольного фаната, к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима выплате потерпевшим одного миллиона рублей, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу Следственного комитета России.

Напомним, вечером 13 мая 2014 года недалеко от железнодорожной станции «Пушкино» Ахмедов подрался с футбольным болельщиком Леонидом Сафьянниковым. В ходе драки Сафьянников получил удар в голову и, упав, ударился об асфальт. После этого подозреваемый попытался инсценировать ДТП, сев в машину потерпевшего и врезавшись на нем в столб. Затем Ахмедов обратился к стоявшему неподалеку таксисту и вместе с ним отвез Сафьянникова в больницу, где врачи констатировали перелом основания черепа. Сафьянников скончался, не приходя в сознание. Ахмедов улетел в Узбекистан, но спустя два дня вернулся в Москву под давлением родственников. На допросе он признал свою вину. Жахонгиру Ахмедову были предъявлены обвинения по части 4 статьи 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»), части 1 статьи 166 («Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (угон)») и части 1 статьи 167 («Умышленное повреждение чужого имущества») Уголовного кодекса России.

Это преступление привело к беспорядкам в подмосковном Пушкино: поминки по убитому фанату «Спартака» превратились в митинг у городской администрации Пушкино и погром строительной площадки.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Бывшие лидеры узбеков снова приговорены к пожизненному заключению
2014-11-06 14:38 ИА Фергана.Ру

Кадыржан Батыров
Ошский городской суд заочно приговорил 23 октября 2014 года бывших лидеров узбеков юга Кыргызстана Кадыржана Батырова и Инома Абдурасулова к пожизненному лишению свободы, признав виновными в организации массовых беспорядков в июне 2010 года в городе Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях сообщает «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода).

Это уже второй пожизненный срок для Батырова и Абдурасулова, первый такой же заочный приговор был вынесен 28 октября 2011 года Джалал-Абадским городским судом, признавшим их виновными в организации и участии в массовых беспорядках, сепаратистской деятельности и возбуждении межнациональной вражды.

Еще одна обвиняемая – бывший председатель Ошского регионального отделения Конгресса женщин Кыргызстана Карамат Абдуллаева – заочно приговорена к 16 годам лишения свободы. Интервью, в котором она излагает свою точку зрения на события 2010 года, можно прочитать здесь. Все трое в настоящее время находятся за пределами Киргизии, власти которой пытаются добиться их экстрадиции.

Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в результате межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, по официальным данным, погибли 423 человека: 355 человек в Ошской области и городе Ош, 68 человек - в Джалал-Абадской области и городе Джалал-Абад. Неопознанными остались 46 тел, в розыске числятся 35 человек, ранения получили более двух тысяч. В те дни погибли десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Бывшие лидеры узбеков снова приговорены к пожизненному заключению
2014-11-06 14:38 ИА Фергана.Ру

Кадыржан Батыров
Ошский городской суд заочно приговорил 23 октября 2014 года бывших лидеров узбеков юга Кыргызстана Кадыржана Батырова и Инома Абдурасулова к пожизненному лишению свободы, признав виновными в организации массовых беспорядков в июне 2010 года в городе Оше, Ошской и Джалал-Абадской областях, сообщает «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода).

Это уже второй пожизненный срок для Батырова и Абдурасулова, первый такой же заочный приговор был вынесен 28 октября 2011 года Джалал-Абадским городским судом, признавшим их виновными в организации и участии в массовых беспорядках, сепаратистской деятельности и возбуждении межнациональной вражды.

Еще одна обвиняемая – бывший председатель Ошского регионального отделения Конгресса женщин Кыргызстана Карамат Абдуллаева – заочно приговорена к 16 годам лишения свободы. Интервью, в котором она излагает свою точку зрения на события 2010 года, можно прочитать здесь. Все трое в настоящее время находятся за пределами Киргизии, власти которой пытаются добиться их экстрадиции.

Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в результате межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, по официальным данным, погибли 423 человека: 355 человек в Ошской области и городе Ош, 68 человек - в Джалал-Абадской области и городе Джалал-Абад. Неопознанными остались 46 тел, в розыске числятся 35 человек, ранения получили более двух тысяч. В те дни погибли десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов.

Международное информационное агентство «Фергана»



«Экология волнует нас больше». Русские - о национальном вопросе в Восточном Казахстане
2014-11-06 18:09 Кирилл Павлов

На фото - скульптура, установленная возле первого в Казахстане Дома Дружбы народов. Усть-Каменогорск

Репортаж специального корреспондента портала «Медуза» Ильи Азара «Усть-Каменогорская народная республика: Ждут ли русские в Казахстане «вежливых людей» вызвал бурную и неоднозначную реакцию в республике, его активно обсуждали в соцсетях и СМИ. Статью Азара многие восприняли как провокацию, а некоторые герои репортажа, чьи слова журналист процитировал, выступили с резким совместным заявлением, в котором назвали материал «иностранной попыткой разжечь межнациональную рознь, столкнуть русских и казахов», а самого Азара - «приезжим доброхотом».

В репортаже со слов нескольких русских жителей Усть-Каменогорска описывались проблемы русскоязычного населения в Восточном Казахстане, однако ситуация «по всем пунктам» сравнивалась с положением русских в Восточной Украине до событий в Луганске и Донецке. Основной интерес к Усть-Каменогорску был вызван именно этим: возможно ли повторение Донбасса в Казахстане, есть ли к этому предпосылки и насколько сильны в Усть-Камане сепаратистские настроения? «Местные русские активно обсуждают Донбасс и поддерживают Путина в его политике по украинскому вопросу», - пишет Азар. Возмущенные герои репортажа в гневной отповеди журналисту ответили: «Мы живем в согласии и единстве, и если есть у нас проблемы, то это наши внутренние семейные проблемы, и мы сами их решим. Никогда не было на нашей земле конфликтов на межэтнической почве. И не будет. Потому что нет для этого никаких причин».

Интересно, что в тексте Азара люди, подписавшие письмо, говорили так: «На Украине на протяжении 23 лет независимости «воспитывали ненависть к России и русским» (что в итоге привело к войне на Донбассе), а в Казахстане делается то же самое, но «потихонечку» (Олег Масленников, председатель русской общины Рудного Алтая). «Нас, по выражению Путина, как картошку им (видимо, казахам - «Фергана») передали» (Олег Навозов, руководитель филиала ОО «Республиканское славянское движение «Лад» в ВКО). «Идет медленный тактичный геноцид, уехало уже до пяти миллионов, и сейчас уже четвертая волна пошла — едут к детям, внукам» (Олег Масленников, руководитель ВКФ «Русская община Казахстана»).

Илья Азар, комментируя это письмо интернет-журналу Vласть.kz, заметил: «Не знаю наверняка, что побудило руководителей славянских организаций Усть-Каменогорска выступить с подобным заявлением, но полагаю, что на них надавили. Я же их за язык не тянул, а просто спросил, есть ли у русских в Восточном Казахстане какие-то проблемы, а потом процитировал ответы, снабдив их комментариями других местных русских, которые утверждают, что все у них в Усть-Каменогорске отлично».

Сразу же после выхода статьи Азара портал «Медуза» был заблокирован в Казахстане.

Действительно ли статья попала в болевую точку, и сам разговор о проблеме сепаратизма и межнациональных отношений может спровоцировать серьезные конфликты - или власти Казахстана перестраховались, следуя многолетней привычке и традиции? Кирилл Павлов, корреспондент ИА Total.kz, член Альянса блогеров Казахстана, посетил Восточно-Казахстанскую область, чтобы оценить обстановку в регионе.

* * *

Вероятно, многие из возмущенных читателей не полностью ознакомились со статьей Азара, прочитали ее «по диагонали» или же вовсе увидели только заголовок и принялись рассуждать о создании «Усть-Каменогорской народной республики», но стоит отметить, что это словосочетание нигде, кроме заголовка, больше не встречалось. Среди местных жителей, с которыми удалось пообщаться, никто о создании подобной республики или желании ВКО отделиться от Казахстана не слышал.

Из аэропорта в город меня вез русский таксист, на зеркале лобового стекла его машины висит георгиевская лента. На вопрос «зачем повесил?» таксист затруднился с ответом: «Висит да и висит, я уже и не помню, откуда она у меня. Кто-то когда-то подарил. Красиво же», - мнется таксист.

«А смысл ленты знаете?»

«Какой у ленты может быть смысл?» - отвечает вопросом на вопрос таксист.

(Возможно, из-за отсутствия высшего образования, а может, лукавя, но водитель говорит, что и значение слова «сепаратизм» ему неизвестно.)

Следующий, с кем удалось встретиться, – один из известных местных блогеров Ринат Халиков. Ринат родился и вырос в Усть-Каменогорске, по национальности татарин, любит свой город и не собирается никуда уезжать: «Я не понимаю, как можно быть за казахов или за русских. Мне это чуждо. Я за мир в Казахстане. Да, проблемы возникают, как, собственно, и у всех. Но это обычная «бытовуха». Казах может подраться с русским, татарин с белорусом, но в этом нет никакого национального вопроса. Просто люди живут рядом, и у них случаются обычные бытовые конфликты, как это бывает в любой стране. В целом-то все живут дружно, и русский язык у нас знает больше людей, чем казахский».

Рядом с акиматом (администрацией) области и зданием УВД находится местный «зеленый базар». Продавцы на базаре в основном азиаты, но говорят преимущественно на русском.

«Тате, мынау шулык канша турады?» (Тетя, сколько стоят эти носки?) - спрашиваю у продавщицы стоимость носков, чем вызываю удивление (сказывается славянская внешность).

«Екi жуз елу тенге (250 тенге), хорошие, хэбэшные. Берите», - на смеси двух языков отвечает женщина.

Замечаю троих парней в спортивных костюмах с характерной (вызывающей, вразвалочку) походкой. Один из ребят крутит в руках четки-перекидки. Как будто из девяностых. Парни ходят по базару, периодически останавливаются, разговаривают с продавцами.

Ребята хоть и казахи, но говорят на чистейшем русском. Случаев конфликтов на национальной почве не помнят.

«Да мы сами разберемся с тем, кому захочется из-за языка или нации конфликта. Мы выросли с русскими, можно сказать, из одной тарелки ели. Проблем никаких нет и быть не может», - говорит старший в компании.

Похожее мнение высказывают и официанты, и продавцы в магазинах, и хозяйка кафе в гостинице, и администратор ресторана, и водители - обычные люди, которых удалось встретить на улице. Многие ставят в пример религиозные праздники, когда на Пасху русские угощают соседей-казахов куличами, а на Ораза-айт казахи зовут в гости русских соседей.

«Вполне вероятно, что если бы во времена становления советской власти в Казахстане была полная демократия, то народ, привыкший кочевать и заниматься животноводством, никогда бы не согласился переквалифицироваться на освоение целинных земель и развитие растениеводства. Сегодня же Казахстан занимает третье место в СНГ по экспорту зерновых культур», - высказал свое соображение один из русских посетителей рынка пенсионного возраста.

Сержант полиции, следивший за соблюдением ПДД возле рынка, нехотя сообщил, что в их батальоне из 340 человек - 45 русские.

Проблем с трудоустройством у русских в Усть-Каменогорске не возникает, однако есть своя специфика.

«На востоке Казахстана ситуация с представительством русских во власти куда хуже, чем была на Донбассе и в Крыму: русские практически не представлены ни в госаппарате, ни в судебном корпусе, ни в силовых структурах (по официальной статистике госдолжности в стране на 95% заняты казахами)».

(Из репортажа И.Азара)
«Русскоязычное население не хочет идти на госслужбу, чтобы за 70 тысяч тенге перекладывать бумажки. Большинство идет работать на завод, потому что там зарплата выше. Мы каждый год составляем список потенциальных русскоязычных кандидатов, приглашаем на госслужбу, разговариваем со студентами, но редко кого удается уговорить. В этом году у нас список из 14 человек. У меня, кстати, две русские женщины работают заместителями», - говорит начальник управления внутренней политики Восточно-Казахстанской области Ербол Нургалиев.

По данным агентства по госслужбе, на начало прошлого года в областном акимате работало 77% казахов.

«Мы на заводе работаем, и зачем нам на госслужбу? У меня зарплата 100 тысяч, минимум у нас 80 получают. Есть и те, кто по 150 тысяч зарабатывают», - говорит местный житель, молодой парень, отказавшийся представиться.

«У нас есть два предприятия – «Ульбинский металлургический завод» и «Бипэк-Авто», где казахов работает совсем немного», - комментирует ситуацию Ринат Халиков.

На АО «УМЗ», входящем в состав национальной компании «Казатомпром», среднегодовая численность сотрудников колеблется около цифры в 6000 человек.

«Бипэк-Авто» открывает расширенное производство автомобилей, ориентированное на российский рынок, и, как говорит Ербол Нургалиев, обеспечит 2.000 новых рабочих мест.

«Вопрос «Дают или не дают русским работать на госслужбе?» в корне неправильный. Объявление размещается на русском и на казахском языках. На первом этапе проверяют диплом. Если требуется экономист и твоя специальность соответствует, то проходишь на второй этап - это экзамен на знание законодательства. Там восемь законов: Закон «О коррупции», Конституция РК и другие. Экзамена по казахскому языку нет.

Если эти экзамены сдал и документы соответствуют, то идешь на заключительное собеседование. Экзамены только на знание законов, и их можно сдавать как на казахском, так и на русском – на твой выбор», - рассказывает о приеме на госслужбу руководитель восточно-казахстанского секретариата Ассамблеи народа Казахстана Еркимбек Аязбаев.

Есть и те, кто выразил явное недовольство и считает, что в Усть-Каменогорске происходит ущемление русского языка, – это представители местных славянских объединений «ЛАД» и «Русская община Рудного Алтая». Но они же после выхода репортажа Ильи Азара назвали его политическим провокатором и литературным мошенником.

«Репортаж ваш заказной и носит провокационный характер. Цель его – вбить клин в союзнические отношения Казахстана и России, сорвать введение в действие Договора о Евразийском союзе, поссорить казахов и русских», - говорится в обращении лидеров славянских общин к администрации сайта meduza.io.

В беседе господа Навозов, Масленников и Платохин рассказали, что именно их беспокоит в плане ущемления русского языка в Казахстане.

«Цель наших славянских организаций, чтобы русский язык был, и нас как коренных жителей беспокоят массовые переименования. И я, и мой отец, и мой дед родились здесь, мы тут живем уже несколько поколений. Исторические названия переименовываются без согласия жителей, просто так – взяли и переименовали. Закон «Об ономастике» у нас не соблюдается. Русский язык сокращается в школах, литературу сократили, а русской истории вообще не учат детей. Вот мы и говорим об этом везде и открыто, годами говорим, а не прячемся где-то», - наперебой жалуются представители славянских объединений.

«Ладовцам» же не понравился и дизайн служебного удостоверения журналиста Total.kz.

«Только на казахском надписи. Это непорядок», - возмутился Олег Навозов.

Олег Масленников поделился ксерокопией страницы из учебника по истории Казахстана за 10 класс (автор С. Жолдасбаев, издательство «Мектеп», 2010 г.), которая его особенно возмутила:

«Ослабление и раздробленность казахского государства в начале XVIII в. привели к вхождению Казахстана в состав Российской империи. Историческая действительность свидетельствует, что российское правительство проводило в Казахстане такую же колониальную политику, как и западные государства в других частях земли. Процесс насильственного включения казахских земель в состав Российской империи занял свыше ста лет и завершился в 60-годах XIX в. Реформы царской власти никогда не соответствовали внутренним потребностям казахского общества, не отвечали интересам казахского народа, привели его к кризису».

Представители администрации области заверили, что данный текст им известен, и уже направлен запрос в Министерство образования и науки РК с просьбой разобраться в формулировке.

«Мы довольно часто встречаемся с «Ладом», бывает, что еженедельно, обсуждаем проблемы и стараемся их решать. С учебником, я думаю, решим вопрос в ближайшее время», - говорит Е. Нургалиев.

Вопросы миграции в акимате ВКО не считают проблемой, поскольку это привычно для приграничных районов, а Усть-Каменогорский регион граничит не только с Российской Федерацией, но и Китаем.

Соотношение приехавших и уехавших практически равно, и численность жителей региона стабильна.

Единственная государственная организация, в которой не удалось получить комментарий и узнать, в частности, о проблемах региона в разрезе преступлений на национальной почве – это местное УВД.

Пресс-секретарь отказался отвечать на вопросы, сославшись на уровень собственной компетенции, а местное полицейское начальство было увлечено планерками, несмотря на то, что это был понедельник, а президент страны недавно настоятельно просил сократить количество совещаний. И если и проводить их, то только по вторникам.

Местные жители больше переживают из-за экологии и выбросов заводов, чем из-за отсутствия надписей на русском языке.

В Усть-Каменогорске легко можно нарваться на штраф за брошенный мимо урны окурок или переход дороги в неположенном месте (что редкость для большинства других городов Казахстана).

За порядком в городе постоянно следят бригады коммунальщиков, круглосуточно убирающих улицы. Говорят, эта традиция сложилась еще в 80-е годы прошлого века.

Кирилл Павлов, участник Альянса блогеров Казахстана, журналист Total.kz

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное