← Ноябрь 2014 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
7
|
|||||
14
|
||||||
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Видеолекторий <<Ферганы>>: Литературный мир Ташкента
Видеолекторий «Ферганы»: Литературный мир Ташкента 2014-10-21 23:44 Фергана Имена Явдата Ильясова, Айбека, Василия Янчевецкого (Яна), Абдуллы Кадыри и других писателей навечно вписаны в историю «литературного Ташкента». Именно этой теме посвящена очередная лекция краеведа и журналиста Бориса Голендера. Рассказ Бориса Голендера продолжает объемный цикл видеолекций «Культура и история Центральной Азии», в рамках которого мы уже сняли и представили на суд зрителя более двадцати передач, посмотреть которые можно на нашем канале в YouTube. Международное информационное агентство «Фергана» Today’s Zaman: Народной демократической партии грозит ликвидация 2014-11-05 14:34 ИА Фергана.Ру Хасип Каплан По его словам, недавнее заседание в Совете национальной безопасности Турции было посвящено обсуждению «незаконных параллельных структур, которые работают под прикрытием юридических структур» и представляют угрозу национальной безопасности. Под параллельными структурами, как решили многие, имелось в виду движение «Хизмет» («Служба»), близкое к живущему в США исламскому проповеднику Фетхуллаху Гюлену, которого в феврале 2014 года Реджеп Тайип Эрдоган, будучи в должности премьер-министра, обвинил в создании «государства в государстве». Но Хасип Каплан заявляет, что имелась в виду НДП, которую власти давно мечтают закрыть. «Сделанные в последнее время президентом и членами правительства заявления направлены на подготовку мнения общественности к закрытию НДП, - цитирует Каплана Hurriyet Daily. – Красный уровень не считает [исламский] радикализм угрозой безопасности. Но демократическая оппозиция, левая оппозиция и НДП рассматриваются как угроза». Напряженность в отношениях между турецким правительством и НДП усилилась на волне октябрьских массовых протестов, Эрдоган и другие лидеры государства обвиняют партию в том, что она призвала своих сторонников выйти на улицы. В минувший понедельник пресс-секретарь правительства Бюлент Арынч обвинил НДП в организации 6-7 октября беспорядков: курдские демонстранты вышли на улицы в знак протеста против нападения Исламского государства Ирак и Леванта (ISIL) на сирийский городе Кобани, граничащий с Турцией, и отказа турецких властей в помощи обороне этого города. Во время массовых акций в разных городах Турции погибли почти 40 человек. «Вместо того чтобы признать свою ответственность, НДП придумала несерьезные отговорки. Ее члены сыграли главные роли в большинстве из этих случаев, - заявил Арынч, говоря об октябрьских протестах. - Мы не ратуем за запрет партий. Но представьте себе: партия, которая играет главную роль в таких инцидентах, не может существовать даже в демократических странах. Это Турция, и мы хотим, чтобы они существовали. Но никто не имеет право злоупотреблять [своей позицией]». Арынч также заявил, что правительство проявляет «терпение», чтобы продолжить процесс урегулирования, но предупредил политиков НДП о неопределенных последствиях, если «они продолжат гнуть нынешнюю линию». Каплан считает, что заявления со стороны правительства являются «признаком давления» на Верховный суд с тем, чтобы запустить в производство дело о ликвидации НДП. Как передает Тurkey-info, НДП была основана в 2013 году по предложению главы Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана, находящегося в тюрьме, и объединила ряд левых и курдских партий. Международное информационное агентство «Фергана» Осенний поцелуй. Как удачная реклама гей-клуба взорвала Казахстан 2014-11-05 19:27 Арман Бейсинбинов В Алма-Ате (Казахстан) суд определил выплатить рекордные суммы моральной компенсации пострадавшим от появления в сети плаката с изображением поцелуя русского поэта Пушкина и казахского композитора Курмангазы. Вместе с тем «поцелуй классиков» дал новый толчок гомофобным настроениям. Если бы этого процесса не было, то рекламной компании Havas Worldwide Kazakhstan следовало его придумать. А Казахстану лучше бы сделать все, чтобы про него забыть, поскольку в противном случае приходится говорить о приверженности страны имиджу, созданному ей «казахским журналистом Боратом Согдиевым». Обычный районный суд Алма-Аты вынес историческое решение в отношении казахстанского подразделения международной рекламной сети Havas Worldwide (бывшая Euro RSCG). Историческое и по нелепости судебного преследования, и по размеру присужденной суммы моральной компенсации. Тридцать четыре студента и преподавателя алма-атинской консерватории имени Курмангазы подали иск в отношении рекламной компании за баннер с изображением поцелуя двух классиков: поэта Пушкина и композитора Курмангазы. Тем самым преподаватели и учащиеся почувствовали себя оскорбленными, оценив унижение в 1 миллион тенге каждый (около 5.500 долларов США). «Поцелуй классиков» возбудил патриотов и городскую администрацию Постер с лобызающимися классиками появился в сети Facebook в августе. Он был выполнен в стиле известного рисунка Дмитрия Врубеля на Берлинской стене, который в Германии известен как «Братский поцелуй» («Поцелуй Хонеккера и Брежнева»). Постер с целующимися Пушкиным и Курмангазы вызвал шквал «теплых слов», прежде всего, в адрес ЛГБТ-сообщества Казахстана. Потом в радиус негодования попала и рекламная компания, чья творческая группа и подготовила этот постер для участия в центральноазиатском ежегодном рекламном фестивале Red Jolbors fest, проводимом в Бишкеке. Идея изображения все же непосредственно касалась гей-тематики, и по замыслу должна продвинуть алма-атинский гей-клуб «Студия 69», расположенный на пересечении улиц Пушкина и Курмангазы. Организаторы фестиваля оценили замысел, и жюри присудило «бронзу» в разделе «Идея: наружная реклама». Пока общественность высказывала свое возмущение в сетях, более практичная его часть - группа «патриотов» - обратилась с заявлением в полицию «по факту». Но перед этим группа Havas Worlwide Kazakhstan разместила на своей странице Facebook извинения за возникший ажиотаж. «Вижуал не использовался для наружной рекламы и не был предназначен для размещения где-либо. Сам же он коммуницирует пересечение улиц, где расположен этот тематический клуб. Мы приносим искренние извинения тем, кого оскорбил или покоробил этот макет. Признавая бесценный вклад в культуру великого русского поэта и великого казахского композитора, мы официально сообщаем, что данный принт не будет распечатан, размещен или опубликован в платных медиа», - на этом в агентстве, видимо, посчитали инцидент исчерпанным. Стражи порядка, к слову, не нашли основания для возбуждения дела (тем более выяснилось - руководство «Студии 69» не было в курсе всего этого) и передали свой отказ в управление внутренней политики городской администрации. При этом, пока шло разбирательство, на неделю приостановили деятельность клуба, невольно оказавшегося в центре нового витка внимания. Это не остановило блогера и специалиста в PR Нуркена Халыкбергена, считающего себя внучатым племянником Курмангазы. Со своими сторонниками они провели пикет закрытого клуба. «Первое желание было набить им рожу. Потому что это оскорбление. Я буду требовать возмещения морального ущерба», - поделился с журналистами своими ближайшими планами на жизнь г-н Халыкберген. Следуя плану, блогер подал в районный суд иск о возмещении ему морального ущерба. Впрочем, доказать свое родство с композитором ему не удалось, и суд вернул иск без рассмотрения. А вот в мэрии «возбудились» не на шутку и передали протокол об административном нарушении в административный суд. После этого рекламная затея, о которой скоро бы забыли, вышла на совершенно новый уровень. В первую очередь, суд порадовал тем, что представитель городской администрации не смог объяснить, в чем именно выражался факт «распространения запрещенных к рекламе товаров». Не нашла этого и судья, но против городских властей пойти не могла и вынесла 24 сентября решение – наказать рекламное агентство и его директора за нарушение закона о рекламе штрафом в общей сумме немногим меньше 2000 долларов США. Возможно, к тому подвигла оценка рекламного постера, данная Министром культуры РК Арыстанбеком Мухамедиулы: «Очень большое сожаление, что в нашем цветущем Казахстане имеются такие неприглядные поступки. Честно скажу, это нечеловеческие поступки. И Александр Сергеевич, и Курмангазы - это величины мирового масштаба. Конечно, использование таких знаковых личностей на каких-то постерах - это недопустимо. В какой-то мере это преступление». Министр предупредил, что со стороны «культурного министерства» последуют определенные шаги.. Круглый стол «болашаковцев» и юных коммунистов Однако помимо выпавшего шанса подзаработать, «патриотическая» общественность оценила возможности сложившейся ситуации и для собственного PR. 11 сентября молодежное движение «Болашак» («Будущее») вместе с Коммунистической народной партией Казахстана (альтернативной оппозиционной Коммунистической партии) провели в Алма-Ате круглый стол, где прозвучали более чем неоднозначные высказывания, однако сошедшие с рук их спикерам. Молодые активисты, которые уже не в первый раз выступают заслоном «содомитам», потребовали от парламента спешного принятия закона против ЛГБТ-пропаганды. Руководитель «Болашака» Даурен Бабамуратов сообщил общественности, что под петицией о запрете ЛГБТ-пропаганды подписалось более ста тысяч казахстанцев. Впоследствии в своем интервью газете «Коммунист Казахстана» он снизил число подписантов ровно в десять раз. Но на круглом столе, чувствуя поддержку «ста тысяч рассерженных граждан», господин Бабамуратов поделился с общественностью наболевшим. - Международным гей-сообществом в 2012 году Алматы был признан столицей гомосексуалов в Центральной Азии, - рассказал он. Также он подсказал единомышленникам, как вычислять «неприятных субъектов» среди обычных людей – они носят цветные штаны.
Также выступил и коллега Курмангазы – композитор Октем Алтаев. По его словам, в казахской эстраде появляется все больше геев, в силу этого обстоятельства следует запретить им выходить на сцену. Собравшиеся не согласились с такими ограничениями и предложили запретить геям и лесбиянкам на законодательном уровне также работать в общественных организациях, школах, вузах и служить в армии. Логическое заключение мероприятию дал публицист Нагашбай Есмурза, известность которому принесла статья «Гитлер – не фашист» в казахскоязычном журнале «Человек-легенда», чей номер был полностью посвящен (с немалой симпатией) «легендарной исторической личности». Он предложил перевести нетрадиционалов «из категории больных в категорию преступников», а уже потом действовать, как действовал Фюрер, – карать, вплоть до смертной казни. Немногочисленных присутствующих, которые было стали высказываться против таких мер, поспешил вывести из зала сам Даурен Бабамуратов, поскольку не только у «внучатого племянника» композитора возникло желание перейти к физическому переубеждению своих сексуальных оппонентов. Свой благородный человеческий поступок Д.Бабамуратов объяснил просто: «У многих представителей моего движения кипела кровь, чтобы расправится с геями, которые пришли на круглый стол». Кстати, считается, что движение «Болашак» действует под крылом городской мэрии и спецслужб. Однако в том же интервью Бабамуратов отвергает такие подозрения и говорит, что они работают в тесном сотрудничестве и при поддержке фонда Сороса. Рекордные выплаты на фоне неминуемого гей-парада Новый иск в частном порядке не заставил себя ждать и поступил в отношении рекламной компании в октябре. 34 студента и преподавателя консерватории им.Курмангазы, а также работники одноименного оркестра посчитали себя оскорбленными - каждый ровно на миллион тенге. Слушания проходили в отсутствии ответчиков, а за комментариями журналистов в консерватории отправляли в городскую администрацию. Алмалинский районный суд не стал утруждать себя исследованиями, как именно образовалась такая сумма, и 27 октября вынес решение: полностью удовлетворить материальные потребности истцов, заставить рекламщиков принести публичные извинения и одновременно наложить арест на имущество рекламной компании. Правда, вряд ли творческим людям удастся серьезно обогатиться – таких денег, по заявлению рекламной компании, у них нет. Сами же оскорбленные не высказывали какой-то активности, ссылаясь на то, что вся затея - далеко не их желание, но есть приказ руководства и есть мэрия, откуда ведется координация наступления на геев и рекламщиков. Однозначную поддержку рекламной компании высказали и продолжают высказывать их казахстанские коллеги и многие журналисты. В оргкомитете Red Jolbors fest заявили: «Оргкомитет согласен с тем, что этический вопрос неоднозначный. Но на фестивале рекламы, в первую очередь, рассматривается профессиональная состоятельность работы. Их отношение к ЛГБТ-сообществу не учитывалось. Мы считаем решение суда в пользу студентов и преподавателей консерватории необоснованным и политизированным. Истцы, на наш взгляд, были неубедительны, доказывая свою правоту, и не предоставили доказательств нанесения физических и нравственных страданий. На наш взгляд, создан опасный прецедент, который в дальнейшем может быть использован против представителей творческих профессий, в случае если кто-то посчитает продукт творчества оскорбительным или неугодным». Свое мнение высказывает журналист Жанар Еркебаева, неоднократно выступавшая в поддержку рекламной компании: - Если не говорить о культуре поцелуев, которые бывают дружественными, братскими, а не только обозначающими сексуальность, если не говорить о провокационности искусства, то мне в данном вопросе ясен один момент. Мы все можем завтра оскорбиться по любому поводу и подавать в отношении друг друга иски. Например, кому-то покажется, что на Фурманова очень шумно, найдутся потомки, которые захотят запретить движение автомобилей. Теперь 34 человека получат по миллиону. На мой взгляд, авторитет учебного заведения подорван. А мы с вами все возвращаемся в недалекое будущее – в «совок» с его цензурой и рассуждениями об искусстве людей, далеких от него. Страшно ведь не только, когда, к примеру, к власти приходит художник. Не менее страшно, когда об искусстве, каковым я считаю рекламный постер с Курмангазы и Пушкиным, судят с позиций ура-патриотизма. Но надо сказать, что не все «ура-патриоты» так однозначно приняли сторону «Болашака». Один из руководителей движения «Антигептил» из Астаны, Улан Шамшет, который не скрывает своих патриотических воззрений, от предложения Бабамуратова включиться в их анти-ЛГБТ-коалицию отказался, а сам Бабамуратов был послан им по известному адресу. Как сообщил сам Улан Шамшет на своей странице в Facebook, встреча с лидером «Болашака» тет-а-тет на нейтральной территории закончилась небольшой потасовкой. Дополнительный шквал возмущений вызвал в сети размер выплат. Как справедливо замечают пользователи, родственники погибших под колесами пьяных чиновников или жертвы пыток могут рассчитывать на компенсации на порядок ниже, и то в исключительных случаях. Вместе с тем «поцелуй классиков» привлек внимание к Казахстану, сравнимое с тем, что возникало в мире после выхода фильма «Борат» или расстрела жанаозенских нефтяников. Свое мнение о процессах высказала американская правозащитная организация Human Rights Watch. «Плакат, без сомнения, провокационный, но провокация – это законная форма свободы выражения мнений, и к тому же ее можно считать неотъемлемой частью творческого дизайна. Судебная система Казахстана должна обеспечить верховенство свободы выражения мнений над субъективным дискомфортом в связи с конкретным изображением и не допустить триумфа гомофобии под маской защиты культурного наследия», - озвучила мнение HRW исследователь Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии Мира Ритман. Целый ряд публикаций на эту тему появился в ведущих изданиях Запада, в Казахстане эта тема для СМИ на какое–то время стала №1, оставив позади даже вхождение в Евразийский союз. Само дело по «поцелую классиков» сравнивают с процессом в отношении Pussy Riot. Количество перепостов «нехорошего» постера исчисляется десятками тысяч. И в этом неоценимую заслугу всему ЛГБТ-сообществу Казахстана оказали их невольные пропагандисты из «Болашака» и городской администрации. На прошлой неделе стало известно, что уже потомок Пушкина, проживающий в Бельгии, который возглавляет Фонд им.А.С.Пушкина, хочет подать в суд на тех, кто покусился на честь его прапрадеда. Хотя думается, что вряд ли сам Александр Сергеевич, большой ценитель шуток и фривольностей, хотел бы, чтобы от его имени били по тем, кто будоражит общественное мнение. Но самый неожиданный удар городские власти вместе с их сподвижниками в борьбе за моральную чистоту получили от Международного олимпийского комитета. Как известно, лишь Пекин и Алма-Ата претендуют на проведение зимних олимпийских игр 2022 года. И вот теперь МОК неожиданно заявляет, что страны – будущие хозяева Олимпиад – должны придерживаться Международного Пакта о гражданских и политических правах и не препятствовать в проведении гей-парадов. Понятно, что на таких условиях остается одна Алма-Ата (в Китае с этим до сих пор очень большие проблемы - ред.). И неисполнение норм Пакта здесь могут постараться компенсировать второй рекомендацией, срочно «переобувшись» и переодевшись в цветные штаны, традиционно обязав подневольных студентов и преподавателей, как и настоящих патриотов, таких, как «болашаковцы», принять участие в массовом шествии. По традиции такие шествия всегда возглавляет мэр города. Значит, комедия продолжается… Арман Бейсинбинов Международное информационное агентство «Фергана» Россия: В Подмосковье вынесен приговор обвиняемому в убийстве футбольного фаната узбекистанцу 2014-11-06 13:47 ИА Фергана.Ру Жахонгир Ахмедов Напомним, вечером 13 мая 2014 года недалеко от железнодорожной станции «Пушкино» Ахмедов подрался с футбольным болельщиком Леонидом Сафьянниковым. В ходе драки Сафьянников получил удар в голову и, упав, ударился об асфальт. После этого подозреваемый попытался инсценировать ДТП, сев в машину потерпевшего и врезавшись на нем в столб. Затем Ахмедов обратился к стоявшему неподалеку таксисту и вместе с ним отвез Сафьянникова в больницу, где врачи констатировали перелом основания черепа. Сафьянников скончался, не приходя в сознание. Ахмедов улетел в Узбекистан, но спустя два дня вернулся в Москву под давлением родственников. На допросе он признал свою вину. Жахонгиру Ахмедову были предъявлены обвинения по части 4 статьи 111 («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»), части 1 статьи 166 («Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения (угон)») и части 1 статьи 167 («Умышленное повреждение чужого имущества») Уголовного кодекса России. Это преступление привело к беспорядкам в подмосковном Пушкино: поминки по убитому фанату «Спартака» превратились в митинг у городской администрации Пушкино и погром строительной площадки. Международное информационное агентство «Фергана» Кыргызстан: Бывшие лидеры узбеков снова приговорены к пожизненному заключению 2014-11-06 14:38 ИА Фергана.Ру Кадыржан Батыров Это уже второй пожизненный срок для Батырова и Абдурасулова, первый такой же заочный приговор был вынесен 28 октября 2011 года Джалал-Абадским городским судом, признавшим их виновными в организации и участии в массовых беспорядках, сепаратистской деятельности и возбуждении межнациональной вражды. Еще одна обвиняемая – бывший председатель Ошского регионального отделения Конгресса женщин Кыргызстана Карамат Абдуллаева – заочно приговорена к 16 годам лишения свободы. Интервью, в котором она излагает свою точку зрения на события 2010 года, можно прочитать здесь. Все трое в настоящее время находятся за пределами Киргизии, власти которой пытаются добиться их экстрадиции. Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в результате межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, по официальным данным, погибли 423 человека: 355 человек в Ошской области и городе Ош, 68 человек - в Джалал-Абадской области и городе Джалал-Абад. Неопознанными остались 46 тел, в розыске числятся 35 человек, ранения получили более двух тысяч. В те дни погибли десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов. Международное информационное агентство «Фергана» Кыргызстан: Бывшие лидеры узбеков снова приговорены к пожизненному заключению 2014-11-06 14:38 ИА Фергана.Ру Кадыржан Батыров Это уже второй пожизненный срок для Батырова и Абдурасулова, первый такой же заочный приговор был вынесен 28 октября 2011 года Джалал-Абадским городским судом, признавшим их виновными в организации и участии в массовых беспорядках, сепаратистской деятельности и возбуждении межнациональной вражды. Еще одна обвиняемая – бывший председатель Ошского регионального отделения Конгресса женщин Кыргызстана Карамат Абдуллаева – заочно приговорена к 16 годам лишения свободы. Интервью, в котором она излагает свою точку зрения на события 2010 года, можно прочитать здесь. Все трое в настоящее время находятся за пределами Киргизии, власти которой пытаются добиться их экстрадиции. Напомним, с 10 по 13 июня 2010 года в результате межэтнических столкновений на юге Кыргызстана, по официальным данным, погибли 423 человека: 355 человек в Ошской области и городе Ош, 68 человек - в Джалал-Абадской области и городе Джалал-Абад. Неопознанными остались 46 тел, в розыске числятся 35 человек, ранения получили более двух тысяч. В те дни погибли десять милиционеров и один сотрудник ГКНБ, ранения получили более 170 сотрудников правоохранительных органов. Международное информационное агентство «Фергана» «Экология волнует нас больше». Русские - о национальном вопросе в Восточном Казахстане 2014-11-06 18:09 Кирилл Павлов На фото - скульптура, установленная возле первого в Казахстане Дома Дружбы народов. Усть-Каменогорск Репортаж специального корреспондента портала «Медуза» Ильи Азара «Усть-Каменогорская народная республика: Ждут ли русские в Казахстане «вежливых людей» вызвал бурную и неоднозначную реакцию в республике, его активно обсуждали в соцсетях и СМИ. Статью Азара многие восприняли как провокацию, а некоторые герои репортажа, чьи слова журналист процитировал, выступили с резким совместным заявлением, в котором назвали материал «иностранной попыткой разжечь межнациональную рознь, столкнуть русских и казахов», а самого Азара - «приезжим доброхотом». В репортаже со слов нескольких русских жителей Усть-Каменогорска описывались проблемы русскоязычного населения в Восточном Казахстане, однако ситуация «по всем пунктам» сравнивалась с положением русских в Восточной Украине до событий в Луганске и Донецке. Основной интерес к Усть-Каменогорску был вызван именно этим: возможно ли повторение Донбасса в Казахстане, есть ли к этому предпосылки и насколько сильны в Усть-Камане сепаратистские настроения? «Местные русские активно обсуждают Донбасс и поддерживают Путина в его политике по украинскому вопросу», - пишет Азар. Возмущенные герои репортажа в гневной отповеди журналисту ответили: «Мы живем в согласии и единстве, и если есть у нас проблемы, то это наши внутренние семейные проблемы, и мы сами их решим. Никогда не было на нашей земле конфликтов на межэтнической почве. И не будет. Потому что нет для этого никаких причин». Интересно, что в тексте Азара люди, подписавшие письмо, говорили так: «На Украине на протяжении 23 лет независимости «воспитывали ненависть к России и русским» (что в итоге привело к войне на Донбассе), а в Казахстане делается то же самое, но «потихонечку» (Олег Масленников, председатель русской общины Рудного Алтая). «Нас, по выражению Путина, как картошку им (видимо, казахам - «Фергана») передали» (Олег Навозов, руководитель филиала ОО «Республиканское славянское движение «Лад» в ВКО). «Идет медленный тактичный геноцид, уехало уже до пяти миллионов, и сейчас уже четвертая волна пошла — едут к детям, внукам» (Олег Масленников, руководитель ВКФ «Русская община Казахстана»). Илья Азар, комментируя это письмо интернет-журналу Vласть.kz, заметил: «Не знаю наверняка, что побудило руководителей славянских организаций Усть-Каменогорска выступить с подобным заявлением, но полагаю, что на них надавили. Я же их за язык не тянул, а просто спросил, есть ли у русских в Восточном Казахстане какие-то проблемы, а потом процитировал ответы, снабдив их комментариями других местных русских, которые утверждают, что все у них в Усть-Каменогорске отлично». Сразу же после выхода статьи Азара портал «Медуза» был заблокирован в Казахстане. Действительно ли статья попала в болевую точку, и сам разговор о проблеме сепаратизма и межнациональных отношений может спровоцировать серьезные конфликты - или власти Казахстана перестраховались, следуя многолетней привычке и традиции? Кирилл Павлов, корреспондент ИА Total.kz, член Альянса блогеров Казахстана, посетил Восточно-Казахстанскую область, чтобы оценить обстановку в регионе. Вероятно, многие из возмущенных читателей не полностью ознакомились со статьей Азара, прочитали ее «по диагонали» или же вовсе увидели только заголовок и принялись рассуждать о создании «Усть-Каменогорской народной республики», но стоит отметить, что это словосочетание нигде, кроме заголовка, больше не встречалось. Среди местных жителей, с которыми удалось пообщаться, никто о создании подобной республики или желании ВКО отделиться от Казахстана не слышал. Из аэропорта в город меня вез русский таксист, на зеркале лобового стекла его машины висит георгиевская лента. На вопрос «зачем повесил?» таксист затруднился с ответом: «Висит да и висит, я уже и не помню, откуда она у меня. Кто-то когда-то подарил. Красиво же», - мнется таксист. «А смысл ленты знаете?» «Какой у ленты может быть смысл?» - отвечает вопросом на вопрос таксист. (Возможно, из-за отсутствия высшего образования, а может, лукавя, но водитель говорит, что и значение слова «сепаратизм» ему неизвестно.) Следующий, с кем удалось встретиться, – один из известных местных блогеров Ринат Халиков. Ринат родился и вырос в Усть-Каменогорске, по национальности татарин, любит свой город и не собирается никуда уезжать: «Я не понимаю, как можно быть за казахов или за русских. Мне это чуждо. Я за мир в Казахстане. Да, проблемы возникают, как, собственно, и у всех. Но это обычная «бытовуха». Казах может подраться с русским, татарин с белорусом, но в этом нет никакого национального вопроса. Просто люди живут рядом, и у них случаются обычные бытовые конфликты, как это бывает в любой стране. В целом-то все живут дружно, и русский язык у нас знает больше людей, чем казахский». Рядом с акиматом (администрацией) области и зданием УВД находится местный «зеленый базар». Продавцы на базаре в основном азиаты, но говорят преимущественно на русском. «Тате, мынау шулык канша турады?» (Тетя, сколько стоят эти носки?) - спрашиваю у продавщицы стоимость носков, чем вызываю удивление (сказывается славянская внешность). «Екi жуз елу тенге (250 тенге), хорошие, хэбэшные. Берите», - на смеси двух языков отвечает женщина. Замечаю троих парней в спортивных костюмах с характерной (вызывающей, вразвалочку) походкой. Один из ребят крутит в руках четки-перекидки. Как будто из девяностых. Парни ходят по базару, периодически останавливаются, разговаривают с продавцами. Ребята хоть и казахи, но говорят на чистейшем русском. Случаев конфликтов на национальной почве не помнят. «Да мы сами разберемся с тем, кому захочется из-за языка или нации конфликта. Мы выросли с русскими, можно сказать, из одной тарелки ели. Проблем никаких нет и быть не может», - говорит старший в компании. Похожее мнение высказывают и официанты, и продавцы в магазинах, и хозяйка кафе в гостинице, и администратор ресторана, и водители - обычные люди, которых удалось встретить на улице. Многие ставят в пример религиозные праздники, когда на Пасху русские угощают соседей-казахов куличами, а на Ораза-айт казахи зовут в гости русских соседей. «Вполне вероятно, что если бы во времена становления советской власти в Казахстане была полная демократия, то народ, привыкший кочевать и заниматься животноводством, никогда бы не согласился переквалифицироваться на освоение целинных земель и развитие растениеводства. Сегодня же Казахстан занимает третье место в СНГ по экспорту зерновых культур», - высказал свое соображение один из русских посетителей рынка пенсионного возраста. Сержант полиции, следивший за соблюдением ПДД возле рынка, нехотя сообщил, что в их батальоне из 340 человек - 45 русские. Проблем с трудоустройством у русских в Усть-Каменогорске не возникает, однако есть своя специфика. «На востоке Казахстана ситуация с представительством русских во власти куда хуже, чем была на Донбассе и в Крыму: русские практически не представлены ни в госаппарате, ни в судебном корпусе, ни в силовых структурах (по официальной статистике госдолжности в стране на 95% заняты казахами)». (Из репортажа И.Азара) По данным агентства по госслужбе, на начало прошлого года в областном акимате работало 77% казахов. «Мы на заводе работаем, и зачем нам на госслужбу? У меня зарплата 100 тысяч, минимум у нас 80 получают. Есть и те, кто по 150 тысяч зарабатывают», - говорит местный житель, молодой парень, отказавшийся представиться. «У нас есть два предприятия – «Ульбинский металлургический завод» и «Бипэк-Авто», где казахов работает совсем немного», - комментирует ситуацию Ринат Халиков. На АО «УМЗ», входящем в состав национальной компании «Казатомпром», среднегодовая численность сотрудников колеблется около цифры в 6000 человек. «Бипэк-Авто» открывает расширенное производство автомобилей, ориентированное на российский рынок, и, как говорит Ербол Нургалиев, обеспечит 2.000 новых рабочих мест. «Вопрос «Дают или не дают русским работать на госслужбе?» в корне неправильный. Объявление размещается на русском и на казахском языках. На первом этапе проверяют диплом. Если требуется экономист и твоя специальность соответствует, то проходишь на второй этап - это экзамен на знание законодательства. Там восемь законов: Закон «О коррупции», Конституция РК и другие. Экзамена по казахскому языку нет. Если эти экзамены сдал и документы соответствуют, то идешь на заключительное собеседование. Экзамены только на знание законов, и их можно сдавать как на казахском, так и на русском – на твой выбор», - рассказывает о приеме на госслужбу руководитель восточно-казахстанского секретариата Ассамблеи народа Казахстана Еркимбек Аязбаев. Есть и те, кто выразил явное недовольство и считает, что в Усть-Каменогорске происходит ущемление русского языка, – это представители местных славянских объединений «ЛАД» и «Русская община Рудного Алтая». Но они же после выхода репортажа Ильи Азара назвали его политическим провокатором и литературным мошенником. «Репортаж ваш заказной и носит провокационный характер. Цель его – вбить клин в союзнические отношения Казахстана и России, сорвать введение в действие Договора о Евразийском союзе, поссорить казахов и русских», - говорится в обращении лидеров славянских общин к администрации сайта meduza.io. В беседе господа Навозов, Масленников и Платохин рассказали, что именно их беспокоит в плане ущемления русского языка в Казахстане. «Цель наших славянских организаций, чтобы русский язык был, и нас как коренных жителей беспокоят массовые переименования. И я, и мой отец, и мой дед родились здесь, мы тут живем уже несколько поколений. Исторические названия переименовываются без согласия жителей, просто так – взяли и переименовали. Закон «Об ономастике» у нас не соблюдается. Русский язык сокращается в школах, литературу сократили, а русской истории вообще не учат детей. Вот мы и говорим об этом везде и открыто, годами говорим, а не прячемся где-то», - наперебой жалуются представители славянских объединений. «Ладовцам» же не понравился и дизайн служебного удостоверения журналиста Total.kz. «Только на казахском надписи. Это непорядок», - возмутился Олег Навозов. Олег Масленников поделился ксерокопией страницы из учебника по истории Казахстана за 10 класс (автор С. Жолдасбаев, издательство «Мектеп», 2010 г.), которая его особенно возмутила: «Ослабление и раздробленность казахского государства в начале XVIII в. привели к вхождению Казахстана в состав Российской империи. Историческая действительность свидетельствует, что российское правительство проводило в Казахстане такую же колониальную политику, как и западные государства в других частях земли. Процесс насильственного включения казахских земель в состав Российской империи занял свыше ста лет и завершился в 60-годах XIX в. Реформы царской власти никогда не соответствовали внутренним потребностям казахского общества, не отвечали интересам казахского народа, привели его к кризису». Представители администрации области заверили, что данный текст им известен, и уже направлен запрос в Министерство образования и науки РК с просьбой разобраться в формулировке. «Мы довольно часто встречаемся с «Ладом», бывает, что еженедельно, обсуждаем проблемы и стараемся их решать. С учебником, я думаю, решим вопрос в ближайшее время», - говорит Е. Нургалиев. Вопросы миграции в акимате ВКО не считают проблемой, поскольку это привычно для приграничных районов, а Усть-Каменогорский регион граничит не только с Российской Федерацией, но и Китаем. Соотношение приехавших и уехавших практически равно, и численность жителей региона стабильна. Единственная государственная организация, в которой не удалось получить комментарий и узнать, в частности, о проблемах региона в разрезе преступлений на национальной почве – это местное УВД. Пресс-секретарь отказался отвечать на вопросы, сославшись на уровень собственной компетенции, а местное полицейское начальство было увлечено планерками, несмотря на то, что это был понедельник, а президент страны недавно настоятельно просил сократить количество совещаний. И если и проводить их, то только по вторникам. Местные жители больше переживают из-за экологии и выбросов заводов, чем из-за отсутствия надписей на русском языке. В Усть-Каменогорске легко можно нарваться на штраф за брошенный мимо урны окурок или переход дороги в неположенном месте (что редкость для большинства других городов Казахстана). За порядком в городе постоянно следят бригады коммунальщиков, круглосуточно убирающих улицы. Говорят, эта традиция сложилась еще в 80-е годы прошлого века. Кирилл Павлов, участник Альянса блогеров Казахстана, журналист Total.kz Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||