← Декабрь 2013 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
||||||
14
|
||||||
22
|
||||||
29
|
||||||
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Узбекистан: Премьер-министр пригрозил чиновникам, что лишит их зарплат, полученных за весь период работы
Узбекистан: Премьер-министр пригрозил чиновникам, что лишит их зарплат, полученных за весь период работы 2013-12-17 17:37 Соб. инф. На фото - премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев Четырнадцатого декабря в Ташкенте прошло очередное еженедельное селекторное совещание руководителей городской администрации и исполнительных органов власти, в котором участвовали и представители коммунальных служб всех одиннадцати районов столицы Узбекистана. Онлайн-заседание было посвящено подведению итогов 2013 года, вел его из своего кабинета хозяин узбекского Кабмина Шавкат Мирзиеев, остальные участники находились в залах своих районных хокимиятов (администраций). Как рассказали «Фергане» участники совещания, премьер-министр Узбекистана обрушил на руководителей районного масштаба град обвинений в развале коммунального хозяйства и утрате доверия со стороны населения. По мнению Мирзиеева, для того чтобы кардинально изменить ситуацию в этой сфере, необходимо «очистить» ее от руководителей-бездельников. В качестве положительного примера он привел Ферганскую область, «очищенную от криминально-мафиозных структур». Теперь, мол, там тишь да благодать. Хотя ташкентские чиновники уже привыкли к «поркам» в режиме онлайн и демагогии на еженедельных селекторных встречах и считают их пустым сотрясанием воздуха, отнимающим у них уйму времени, но последнее заседание, по словам собеседников «Ферганы», было особенным. Свистать всех наверх по-узбекски Приводя конкретные примеры бесхозяйственности и из рук вон плохо поставленной деятельности в ряде товариществ частных собственников жилья (ТЧСЖ) и коммунальных организаций, премьер разнес в пух и прах городские эксплуатационные и коммунальные службы, раскритиковав их и напомнив о многомиллиардных потребительских долгах, появившихся, во многом, из-за некачественных услуг монополистов. «Особенно досталось от грозного Бешавката Мирзиенова (так некоторые люди окрестили премьера; в переводе с узбекского языка означает «жестокий вредитель». – Прим. авт.) Бектемирскому району, продемонстрировавшему по итогам года наихудшие показатели по всем направлениям, - рассказывает на анонимных условиях махаллинский (квартальный) активист из проштрафившегося района. – Об этом вряд ли напишут в наших узбекских газетах, но этот район в одночасье лишился своих руководителей – хокима (главы администрации), прокурора, начальников РУВД и налоговой инспекции. По крайней мере, премьер заявил, что все четверо написали заявления об увольнении». «Я не пугаю вас, а предупреждаю: отныне каждому, кто будет уволен за разгильдяйство и халатность, придется вернуть государству весь объем заработной платы, которую он регулярно получал на протяжении всего периода своей работы на этом посту!» - цитирует Мирзиеева собеседник «Ферганы». По его словам, на ультимативные высказывания премьера аудитория отреагировала эмоционально, хотя и сдержанно. Пока сидит или скоро «сядет»? Однако, как удалось выяснить «Фергане», хоким Бектемирского района Сарвар Махаметов продолжает находиться на рабочем месте, к нему даже можно записаться на прием. Так, по крайней мере, ответил не пожелавший назвать себя сотрудник районной администрации. На вопрос о печальных перспективах босса он ответил, что ничего об этом не знает. Примерно такие же ответы были получены и от сотрудников районной прокуратуры, милиции и налоговой инспекции. Впрочем, не выносить сор из избы в любых обстоятельствах – одно из главных, хоть и негласных, условий работы в узбекских госучреждениях. Друзьям – все, врагам – закон? Между тем, собравшихся в тот день на «коммунальный форум» в Яккасарайском и Мирабадском районных хокимиятах гораздо больше озадачило прозвучавшее из уст местных чиновников требование «не совать нос» в некоторые квартиры и дома с намерением напомнить их владельцам о накопившихся долгах, исчисляющихся десятками миллионов сумов. «Представляете: сам горхокимият открыто «рекомендует выучить наизусть» эти «элитные» адреса (два в Мирабадском районе и один в Яккасарайском), чтобы не беспокоить «по пустякам» высокопоставленных жильцов! – возмущен махаллинский активист. – Оказывается, несколько инспекторов уже лишились работы, посмев занести по указанным адресам предписания о необходимости погашения их колоссальных долгов». Впрочем, судя по данным «Узбекэнерго» на ноябрь 2013 года, неосторожно выложенным в интернет и поспешно убранным сразу после публикации «Ферганы», таких «элитных» адресов в Ташкенте немало. Среди них, видимо, и сам горхокимият: он задолжал энергетикам 30.614.475 сумов ($1 равен 2200 сумов по официальному курсу и 2850 – по реальному). А вот долг аппарата президента Узбекистана перед «Узбекэнерго» составлял 172.537.534 сума, министерства финансов республики - 4.000.001 сум, прокуратуры города Ташкента - 19.426.070 сумов), хокимията Ташкентской области - 23.188.058 сумов. Немало крупных должников было и среди владельцев квартир и частных домов. Погашены ли все эти долги – неизвестно. В целом, по словам собеседника «Ферганы», заявления и угрозы Мирзиеева у большинства собравшихся на селекторное совещание людей не вызвали ничего, кроме ухмылок и скептических высказываний, лишь спецобъявление об «элитном» жилье подняло небольшую и кратковременную волну праведного возмущения. Высказывалось мнение, что неприкосновенные квартиры принадлежат персонам из Службы национальной безопасности (СНБ). Ну, как тут не вспомнить слова испанского диктатора Франко: «Друзьям - все, врагам – закон»! Международное информационное агентство «Фергана» Американские шахматы в Центральной Азии: Game is over 2013-12-17 18:32 Ядгор Норбутаев Сокращение финансирования Соединёнными Штатами научно-исследовательских и прочих гуманитарных программ, отнесённых к проблемам Центральной Евразии, на мой взгляд, связанно с произошедшими в последние годы изменениями во всей американской геополитике. Начавшийся после распада Советского Союза процесс пересмотра ранее казавшихся незыблемыми постулатов, а также и технический прогресс, вносят всё большие, причём коренные, изменения и в саму практическую политику американцев. Прежняя, считающаяся классической, теория утверждала, что в мире незыблемыми является соперничество и борьба интересов так называемых «континентальных» государств (Россия, Китай, Германия…) и «островных» (США, Великобритания). Для обеспечения своего доминирования и контроля над ресурсами, прежде всего энергетическими, «островные» государства, в частности, должны иметь свои военные базы (!) как можно ближе к границам «континентальных» держав. «Тот, кто правит Центральной Азией, управляет Евразией, а тот, кто правит Евразией – правит миром». Так считал один из «отцов» геополитики как науки, британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер (1861 – 1947 гг.). Российскими маргинальными «учёными» вроде Александра Дугина, а также и «отставной козы барабанщиками» вроде генерала Леонида Ивашова прокламируется идея того, что ввиду ограниченности мировых ресурсов США пытаются обеспечить своё военное присутствие в регионах, наиболее богатых этими ресурсами. Отсюда, типа, проистекает их «особый интерес» к Центральной Азии, а также желание «выдавить» из неё традиционных «игроков» на этой «шахматной доске» в лице России и Китая. Однако за последние два десятилетия, в частности, резко изменилось соотношение сил в мире; кроме того, возникли новые факторы, неведомые классикам геополитики. Во-первых, резко снизилась вероятность глобального военного конфликта между великими державами, равносильного их взаимному самоубийству. Во-вторых, в настоящее время, чтобы иметь стратегическое превосходство над вероятным противником, совсем не обязательно держать военные базы на его границах в смежных государствах. Гораздо более значимым считается размещение в мировом океане высокоподвижных сил и средств оповещения о ракетном нападении и самой противоракетной защиты, а кроме того, и обладание высокоточным и сверхскоростным неядерным оружием. В-третьих, современные военные конфликты, даже локальные, стали очень дорогостоящими, и никакие будущие завоевания не окупят затрат на их проведение. То есть в многолетнем споре между «булатом» и «златом» последнее одерживает всё большие победы. «Купить» ресурсы сегодня гораздо дешевле, чем их завоёвывать. В-четвёртых, в развитии мировой экономики ныне прослеживаются новые тенденции. В наиболее высокоразвитых странах всё больше и больше концентрируется выработка «высокоинтеллектуального» продукта, то есть разработка прикладных направлений фундаментальной науки. Само же «производство» как таковое, требующее энергетических и других ресурсов, постепенно вытесняется на периферию, в менее развитые страны. Среди таких, бывших ещё недавно «государствами третьего мира», и возможна принципиальная борьба за владение природными ресурсами. Кстати, для России угроза «борьбы за ресурсы» необходима для поддержания видимости состояния «осаждённой крепости» и придания статуса «стратегических противников» странам Запада. В-четвёртых, поскольку Центральная Азия всё больше и больше становится «высокоэнтропийным» регионом, подверженным перманентным спадам и подъёмам неуправляемых хаотических волн, то Соединённым Штатам впредь не имеет смысла выступать здесь в виде стабилизирующего фактора и тем самым «таскать за других каштаны из огня». Отсюда и вытекает резкое снижение интереса США к «проблемам» Центральной Азии. Сегодня уже предельно ясно, что решение о вторжении в Афганистан было принято скоропалительно и не принесло американцам ощутимой политической выгоды. Однако не следует забывать и о том, что такой поспешный уход из азиатской политики чреват множеством негативных последствий. Важно «не выплеснуть ребёнка вместе с водой». Нерешительность нынешней американской администрации и всё большая её отстранённость от решения азиатских проблем, в частности ближневосточных, может со временем и выйти ей, как говорится, «боком». В подобных делах необходимо соблюдение должного баланса между стратегическими интересами Америки, обязательствами её перед союзниками, с одной стороны, и тем, что называется «быть в каждой бочке затычкой». Ядгор Норбутаев Международное информационное агентство «Фергана» Американские шахматы в Центральной Азии: Game is over? 2013-12-17 18:32 Ядгор Норбутаев Сокращение финансирования Соединёнными Штатами научно-исследовательских и прочих гуманитарных программ, отнесённых к проблемам Центральной Евразии, на мой взгляд, связанно с произошедшими в последние годы изменениями во всей американской геополитике. Начавшийся после распада Советского Союза процесс пересмотра ранее казавшихся незыблемыми постулатов, а также и технический прогресс, вносят всё большие, причём коренные, изменения и в саму практическую политику американцев. Прежняя, считающаяся классической, теория утверждала, что в мире незыблемыми является соперничество и борьба интересов так называемых «континентальных» государств (Россия, Китай, Германия…) и «островных» (США, Великобритания). Для обеспечения своего доминирования и контроля над ресурсами, прежде всего энергетическими, «островные» государства, в частности, должны иметь свои военные базы (!) как можно ближе к границам «континентальных» держав. «Тот, кто правит Центральной Азией, управляет Евразией, а тот, кто правит Евразией – правит миром». Так считал один из «отцов» геополитики как науки, британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер (1861 – 1947 гг.). Российскими маргинальными «учёными» вроде Александра Дугина, а также и «отставной козы барабанщиками» вроде генерала Леонида Ивашова прокламируется идея того, что ввиду ограниченности мировых ресурсов США пытаются обеспечить своё военное присутствие в регионах, наиболее богатых этими ресурсами. Отсюда, типа, проистекает их «особый интерес» к Центральной Азии, а также желание «выдавить» из неё традиционных «игроков» на этой «шахматной доске» в лице России и Китая. Однако за последние два десятилетия, в частности, резко изменилось соотношение сил в мире; кроме того, возникли новые факторы, неведомые классикам геополитики. Во-первых, резко снизилась вероятность глобального военного конфликта между великими державами, равносильного их взаимному самоубийству. Во-вторых, в настоящее время, чтобы иметь стратегическое превосходство над вероятным противником, совсем не обязательно держать военные базы на его границах в смежных государствах. Гораздо более значимым считается размещение в мировом океане высокоподвижных сил и средств оповещения о ракетном нападении и самой противоракетной защиты, а кроме того, и обладание высокоточным и сверхскоростным неядерным оружием. В-третьих, современные военные конфликты, даже локальные, стали очень дорогостоящими, и никакие будущие завоевания не окупят затрат на их проведение. То есть в многолетнем споре между «булатом» и «златом» последнее одерживает всё большие победы. «Купить» ресурсы сегодня гораздо дешевле, чем их завоёвывать. В-четвёртых, в развитии мировой экономики ныне прослеживаются новые тенденции. В наиболее высокоразвитых странах всё больше и больше концентрируется выработка «высокоинтеллектуального» продукта, то есть разработка прикладных направлений фундаментальной науки. Само же «производство» как таковое, требующее энергетических и других ресурсов, постепенно вытесняется на периферию, в менее развитые страны. Среди таких, бывших ещё недавно «государствами третьего мира», и возможна принципиальная борьба за владение природными ресурсами. Кстати, для России угроза «борьбы за ресурсы» необходима для поддержания видимости состояния «осаждённой крепости» и придания статуса «стратегических противников» странам Запада. В-четвёртых, поскольку Центральная Азия всё больше и больше становится «высокоэнтропийным» регионом, подверженным перманентным спадам и подъёмам неуправляемых хаотических волн, то Соединённым Штатам впредь не имеет смысла выступать здесь в виде стабилизирующего фактора и тем самым «таскать за других каштаны из огня». Отсюда и вытекает резкое снижение интереса США к «проблемам» Центральной Азии. Сегодня уже предельно ясно, что решение о вторжении в Афганистан было принято скоропалительно и не принесло американцам ощутимой политической выгоды. Однако не следует забывать и о том, что такой поспешный уход из азиатской политики чреват множеством негативных последствий. Важно «не выплеснуть ребёнка вместе с водой». Нерешительность нынешней американской администрации и всё большая её отстранённость от решения азиатских проблем, в частности ближневосточных, может со временем и выйти ей, как говорится, «боком». В подобных делах необходимо соблюдение должного баланса между стратегическими интересами Америки, обязательствами её перед союзниками, с одной стороны, и тем, что называется «быть в каждой бочке затычкой». Ядгор Норбутаев Международное информационное агентство «Фергана» Вашингтон больше не интересуют исследования Центральной Азии 2013-12-17 18:34 Мария Яновская Сегодня правительство США серьезно сокращает расходы на научные исследования стран Центральной Азии. Это вызывает обеспокоенность как самих американских ученых и экспертов, так и участников этих программ внутри региона. С чем связано падение интереса? Только ли с выводом войск США и НАТО из Афганистана в 2014 году? Или США больше не считают регион зоной своего влияния и не видят нужды тратить деньги на исследование далеких проблем? «Фергана» задала эти вопросы экспертам и инсайдерам. Подробно о серьезном сокращении государственного финансирования программ, связанных с изучением Центральной Евразии в своем блоге написала профессор американского университета Bucknell Аманда Вуден (Amanda E.Wooden): «Правительство сокращает программы, поддерживающие граждан США, желающих заниматься исследованиями и изучением иностранных языков региона. В результате экономического кризиса и последовавшего секвестра федерального бюджета серьезно пострадали международные программы высшего образования». По словам г-жи Вуден, сокращение более всего затронуло программы, изучающие «нашу часть мира» (т.е. Центральную Азию) - по сравнению с 2007 годом финансирование упало на 60%. По данным г-жи Вуден, в 2012 году бюджеты были сокращены еще на 4.6%, и в 2013 году финансирование не увеличилось. Программы, нацеленные на дополнительные исследования и языковую подготовку через НПО, просят вернуть хотя бы прежние 5 млн долларов в год (уровень до 2011 года) - возможно, за счет включения других регионов в зону исследования. Госпожа Вуден пишет: «В то время как наши коллеги из Центральной Евразии считают политическое вмешательство в науку обычным явлением, имеет смысл сказать о тенденции, появившейся в США и Западной Европе: рассмотрение гуманитарных и социальных научных исследований в контексте их рыночного значения или того, насколько они способствуют смягчению угроз национальным интересам. Вопросы углубленного изучения языка, широкого историко-культурного знания, долговременные этнографические исследования, способность расположить количественные данные в социологическом контексте - все это девальвируется, потому что должно быть помещено в рамки понятий «рынок» и «угроза». Конечно, вызов «угрозы» важен, чтобы оправдать интерес к региону, это проверенная тактика, но мы также знаем, что результатом применения таких «каркасов» становится умаление того, что в старой школе называлось «академическими исследованиями», «производством знания» или «общим благом человечества». Добавит соли на наши раны и то, что одна из самых важных организаций для ученых из стран Центральной Евразии - Международная программа поддержки высшего образования Фонда «Открытое общество» реструктурирует свои программы, которые выполнялись учеными из региона. Вероятно, эти изменения приведут к отмене программ, которые делали особый упор на Центральной Евразии», - отмечает госпожа Вуден. Несколько источников «Ферганы» в Вашингтоне подтвердили, что такая тенденция потери интереса к Центральной Азии существует. На условиях анонимности нашему агентству рассказали, что сегодня фокус интереса перемещается на Ближний Восток, и то - никого не интересуют глубокие исследования, гораздо важнее быстрые политические оценки ситуации. На вопрос «Ферганы», в чем причина, ответы были почти одинаковыми: лишних денег нет, а регион на сегодня практически изучен и пока довольно стабилен. Правда, если в Центральной Азии случится непредсказуемый политический коллапс, или возникнут обстоятельства, которые изменят расклад сил и привлекут повышенное внимание к региону с точки зрения безопасности, то финансирование исследований могут вернуть в полном объеме и даже увеличить его. Исследователь и эксперт по Центральной Евразии Сара Кендзор (Sarah Kendzior) на вопрос «Ферганы» о возможных причинах сокращения финансирования ответила так: «Сокращение финансирования является частью более общего сокращения бюджета на исследования и высшее образование в США. Особенно это коснулось Центральной Азии, поскольку регион уже достаточно изучен. За последние десять лет были профинансированы многие программы в области изучения региональных языков, содействия научно-исследовательским проектам. Отчасти этот интерес был вызван ролью Центральной Азии в войне в Афганистане, но также и с тем, что Центральную Азию признали, наконец, самодостаточным регионом, чья политика, культура, литература и история имеют собственную ценность для исследователей, и невежественные западные предубеждения были преодолены. Я не уверена, что интерес США к региону угас. Как и многие правительственные сокращения, бюджет евразийских исследований не точно отражает, какие именно пункты будут сокращены. Напротив, многие - даже в правительстве - признают Центральную Азию регионом стратегического значения, и я знаю, что сокращение бюджета будет проблематично, потому что в этом случае количество региональных экспертов уменьшится. Когда государства Центральной Азии окажутся в состоянии политической нестабильности, эксперты будут необходимы, чтобы проанализировать ситуацию. К сожалению, те, кто это понимает, не формируют бюджет», - отметила С.Кендзор. Борис Чухович, исследователь из Монреальского Университета (Université de Montréal), считает, что первый фактор сокращения финансирования - уход международных сил из Афганистана - лежит на поверхности. «Второй - то, что сокращение расходов на весь комплекс гуманитарных наук идет повсеместно. Идут капитальные сокращения расходов на философию, социологию и прочие [подобные] вещи. Так что вполне возможно, туркменская модель наступившего счастья у Америки не позади, а впереди. Что до Канады, у нее так и не случился роман с Центральной Азией. Здесь нет и не было ни единой группы или центра, которые бы специально ею занимались. Также Канада не обзавелась в Центральной Азии ни одним полноценным посольством». Блоггер и обозреватель «Ферганы» Ядгор Норбутаев считает, что сокращение финансирования связано с общими изменениями американской геополитики. Если раньше считалось, что «тот, кто правит Центральной Азией, управляет Евразией, а тот, кто правит Евразией – правит миром», то сегодня ситуация изменилась: «вероятность глобального военного конфликта между великими державами, равносильного их взаимному самоубийству», резко снизилась; кроме того, «купить» ресурсы сегодня гораздо дешевле, чем их завоевывать. И «поскольку Центральная Азия всё больше и больше становится «высокоэнтропийным» регионом, подверженным перманентным спадам и подъёмам неуправляемых хаотических волн, то Соединённым Штатам впредь не имеет смысла выступать здесь в виде стабилизирующего фактора и тем самым «таскать за других каштаны из огня», - считает Ядгор Норбутаев. (полностью его статью «Американские шахматы в Центральной Азии: Game is over» можно прочитать здесь). «Фергана» приглашает читателей к дискуссии и предлагает ответить на вопросы: 1. На чем, вообще, был основан интерес США к Центральной Азии - региону, который не имеет (и не будет иметь в обозримом будущем) высокоточного и сверхскоростного оружия и находится слишком далеко от Америки, чтобы США могли чувствовать угрозу своей безопасности; кроме того, регион не обладает достаточным количеством углеводородов, чтобы заинтересовать Америку в качестве стратегического партнера, и не является гнездом мирового терроризма; 2. Заинтересован ли сам регион во внимании США к его проблемам, в чем именно этот интерес; 3. Скажется ли падение интереса США к исследованиям региона на внутреннем развитии Центральной Азии. Мария Яновская Международное информационное агентство «Фергана» Вашингтон больше не интересуют исследования Центральной Азии 2013-12-17 18:34 Мария Яновская Сегодня правительство США серьезно сокращает расходы на научные исследования стран Центральной Азии. Это вызывает обеспокоенность как самих американских ученых и экспертов, так и участников этих программ внутри региона. С чем связано падение интереса? Только ли с выводом войск США и НАТО из Афганистана в 2014 году? Или США больше не считают регион зоной своего влияния и не видят нужды тратить деньги на исследование далеких проблем? «Фергана» задала эти вопросы экспертам и инсайдерам. Подробно о серьезном сокращении государственного финансирования программ, связанных с изучением Центральной Евразии в своем блоге написала профессор американского университета Bucknell Аманда Вуден (Amanda E.Wooden): «Правительство сокращает программы, поддерживающие граждан США, желающих заниматься исследованиями и изучением иностранных языков региона. В результате экономического кризиса и последовавшего секвестра федерального бюджета серьезно пострадали международные программы высшего образования». По словам г-жи Вуден, сокращение более всего затронуло программы, изучающие «нашу часть мира» (т.е. Центральную Азию) - по сравнению с 2007 годом финансирование упало на 60%. По данным г-жи Вуден, в 2012 году бюджеты были сокращены еще на 4.6%, и в 2013 году финансирование не увеличилось. Программы, нацеленные на дополнительные исследования и языковую подготовку через НПО, просят вернуть хотя бы прежние 5 млн долларов в год (уровень до 2011 года) - возможно, за счет включения других регионов в зону исследования. Госпожа Вуден пишет: «В то время как наши коллеги из Центральной Евразии считают политическое вмешательство в науку обычным явлением, имеет смысл сказать о тенденции, появившейся в США и Западной Европе: рассмотрение гуманитарных и социальных научных исследований в контексте их рыночного значения или того, насколько они способствуют смягчению угроз национальным интересам. Вопросы углубленного изучения языка, широкого историко-культурного знания, долговременные этнографические исследования, способность расположить количественные данные в социологическом контексте - все это девальвируется, потому что должно быть помещено в рамки понятий «рынок» и «угроза». Конечно, вызов «угрозы» важен, чтобы оправдать интерес к региону, это проверенная тактика, но мы также знаем, что результатом применения таких «каркасов» становится умаление того, что в старой школе называлось «академическими исследованиями», «производством знания» или «общим благом человечества». Добавит соли на наши раны и то, что одна из самых важных организаций для ученых из стран Центральной Евразии - Международная программа поддержки высшего образования Фонда «Открытое общество» реструктурирует свои программы, которые выполнялись учеными из региона. Вероятно, эти изменения приведут к отмене программ, которые делали особый упор на Центральной Евразии», - отмечает госпожа Вуден. Несколько источников «Ферганы» в Вашингтоне подтвердили, что такая тенденция потери интереса к Центральной Азии существует. На условиях анонимности нашему агентству рассказали, что сегодня фокус интереса перемещается на Ближний Восток, и то - никого не интересуют глубокие исследования, гораздо важнее быстрые политические оценки ситуации. На вопрос «Ферганы», в чем причина, ответы были почти одинаковыми: лишних денег нет, а регион на сегодня практически изучен и пока довольно стабилен. Правда, если в Центральной Азии случится непредсказуемый политический коллапс, или возникнут обстоятельства, которые изменят расклад сил и привлекут повышенное внимание к региону с точки зрения безопасности, то финансирование исследований могут вернуть в полном объеме и даже увеличить его. Исследователь и эксперт по Центральной Евразии Сара Кендзор (Sarah Kendzior) на вопрос «Ферганы» о возможных причинах сокращения финансирования ответила так: «Сокращение финансирования является частью более общего сокращения бюджета на исследования и высшее образование в США. Особенно это коснулось Центральной Азии, поскольку регион уже достаточно изучен. За последние десять лет были профинансированы многие программы в области изучения региональных языков, содействия научно-исследовательским проектам. Отчасти этот интерес был вызван ролью Центральной Азии в войне в Афганистане, но также и с тем, что Центральную Азию признали, наконец, самодостаточным регионом, чья политика, культура, литература и история имеют собственную ценность для исследователей, и невежественные западные предубеждения были преодолены. Я не уверена, что интерес США к региону угас. Как и многие правительственные сокращения, бюджет евразийских исследований не точно отражает, какие именно пункты будут сокращены. Напротив, многие - даже в правительстве - признают Центральную Азию регионом стратегического значения, и я знаю, что сокращение бюджета будет проблематично, потому что в этом случае количество региональных экспертов уменьшится. Когда государства Центральной Азии окажутся в состоянии политической нестабильности, эксперты будут необходимы, чтобы проанализировать ситуацию. К сожалению, те, кто это понимает, не формируют бюджет», - отметила С.Кендзор. Борис Чухович, исследователь из Монреальского Университета (Université de Montréal), считает, что первый фактор сокращения финансирования - уход международных сил из Афганистана - лежит на поверхности. «Второй - то, что сокращение расходов на весь комплекс гуманитарных наук идет повсеместно. Идут капитальные сокращения расходов на философию, социологию и прочие [подобные] вещи. Так что вполне возможно, туркменская модель наступившего счастья у Америки не позади, а впереди. Что до Канады, у нее так и не случился роман с Центральной Азией. Здесь нет и не было ни единой группы или центра, которые бы специально ею занимались. Также Канада не обзавелась в Центральной Азии ни одним полноценным посольством». Блоггер и обозреватель «Ферганы» Ядгор Норбутаев считает, что сокращение финансирования связано с общими изменениями американской геополитики. Если раньше считалось, что «тот, кто правит Центральной Азией, управляет Евразией, а тот, кто правит Евразией – правит миром», то сегодня ситуация изменилась: «вероятность глобального военного конфликта между великими державами, равносильного их взаимному самоубийству», резко снизилась; кроме того, «купить» ресурсы сегодня гораздо дешевле, чем их завоевывать. И «поскольку Центральная Азия всё больше и больше становится «высокоэнтропийным» регионом, подверженным перманентным спадам и подъёмам неуправляемых хаотических волн, то Соединённым Штатам впредь не имеет смысла выступать здесь в виде стабилизирующего фактора и тем самым «таскать за других каштаны из огня», - считает Ядгор Норбутаев. (полностью его статью «Американские шахматы в Центральной Азии: Game is over» можно прочитать здесь). «Фергана» приглашает читателей к дискуссии и предлагает ответить на вопросы: 1. На чем, вообще, был основан интерес США к Центральной Азии - региону, который не имеет (и не будет иметь в обозримом будущем) высокоточного и сверхскоростного оружия и находится слишком далеко от Америки, чтобы США могли чувствовать угрозу своей безопасности; кроме того, регион не обладает достаточным количеством углеводородов, чтобы заинтересовать Америку в качестве стратегического партнера, и не является гнездом мирового терроризма; 2. Заинтересован ли сам регион во внимании США к его проблемам, в чем именно этот интерес; 3. Скажется ли падение интереса США к исследованиям региона на внутреннем развитии Центральной Азии. Мария Яновская Международное информационное агентство «Фергана» |
В избранное | ||