Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Сенаторы намерены амнистировать 92 тысячи человек; политзаключенных это не касается



Узбекистан: Сенаторы намерены амнистировать 92 тысячи человек; политзаключенных это не касается
2013-12-11 11:06 ИА Фергана.Ру

По сообщениям узбекских СМИ, 12-13 декабря в ходе тринадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса (парламента Узбекистана) может быть принято постановление об амнистии-2013, приуроченное к 21-й годовщине Конституции страны.

Список узбекских граждан, подлежащих досрочному освобождению из мест заключения благодаря акту помилования, в этом году, как пишут СМИ, расширится: если в предыдущем году амнистия была применена в отношении 68.809 лиц, то в нынешнем предусмотрено увеличить их число до 92.204 (на 34%). Для сравнения: в 145-миллионной России в этом году собираются амнистировать 30-35 тысяч человек – об этом информируют депутаты Госдумы России.

Из общего числа досрочно амнистированных в декабре прошлого года граждан 42.649 были освобождены от уголовной ответственности и дальнейшего наказания, а 26.160 - сокращены сроки наказаний, и им даже была выделена материальная помощь в размере почти 900 миллионов сумов (примерно по 34.403 сума, или по $12, на брата).

В своей речи, посвященной Дню Конституции, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмаль Саидов, «манекен» в президенты по прошлым президентским выборам и известный в стране теоретик-оратор по «защите» гражданских прав, с гордостью подчеркнул: «За годы независимости 23 раза были объявлены амнистии. В результате более 147 тысяч человек были освобождены из мест лишения свободы».

По словам Саидова, подобные достижения, приведшие к «существенному сокращению количества повторных преступлений», стали «результатом системной работы по социальной адаптации лиц, освобожденных из тюрем со стороны государственных и правоохранительных органов, неправительственных организаций и махаллей – органов самоуправления граждан».

В качестве подтверждения успехов в заданном направлении позиционирующий себя «правозащитником №1» в стране юрист Саидов опирается на данные неправительственной организации «Международная тюремная реформа» и «высокую оценку» тенденции «последовательного сокращения тюремного населения в Узбекистане» со стороны ее почетного президента баронессы Штерн.

Так, со слов директора узбекского правозащитного института, «сокращение тюремного населения позволило улучшить условия содержания заключенных и приведение их в соответствие с международными стандартами. На сегодняшний день на 100 тыс. населения (в 30-миллионном Узбекистане – прим. авт.) приходится 152 заключенного. В то время как в США - 716, в России - 475, а Англии и Уэльсе – 148» (Википедия приводит немного другие данные, но не принципиально различающиеся - ред.).

Печально прославившийся неадекватным поведением на ноябрьском заседании Комитета ООН против пыток глава узбекской делегации Саидов продолжает бравировать, что «сегодня тюрьмы Узбекистана заполнены всего на 80%, а за последние 10 лет тюремное население в нашей стране сократилось в два с половиной раза».

По его утверждению, единственная колония для несовершеннолетних заполнена всего лишь на 10%.

«Это означает одно – в Узбекистане нет проблемы переполненности тюрем, тогда как во многих европейских странах наблюдается переполненность тюрем», - цитируют издания слова Саидова.

«Его пафосные утверждения, что «Узбекистан добился такого сокращения тюремного населения за счет либерализации уголовно-процессуального законодательства, декриминализации уголовного законодательства, в том числе отмены смертной казни и введения пожизненного заключения только по двум статьям УК, а также введения института «хабеас корпус», в свете местных реалий звучат, по меньшей мере, иронично», - считают собеседники «Ферганы».

В прошлом году постановление об амнистии в связи с празднованием 20-й годовщины принятия Конституции было принято Сенатом Олий Мажлиса 5 декабря. Как ранее сообщалось, документом было предусмотрено «освобождение от наказания женщин, осужденных за впервые совершенное преступление, лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, мужчин, достигших 60-летнего возраста, и граждан иностранных государств».

Амнистии, согласно постановлению, также подлежали инвалиды (1 и 2 групп) и страдающие тяжкими заболеваниями. Более того – помиловали даже «лиц, впервые осужденных за участие в террористических организациях, не совершивших при этом тяжких преступлений и вставших на путь исправления»!

При этом было наложено табу на применение акта амнистии «к приговоренным к пожизненному заключению, осужденным за умышленное убийство, совершившим особо опасные преступления».

Напомним, что начиная с января 2005 года - начала деятельности двухпалатного парламента в Узбекистане, - право принимать решение о помиловании (по предоставлению президента) было передано от президента Сенату. Впервые Сенат применил это право в том же году - в честь 13-ой годовщины принятия Основного Закона.

Но все эти годы милосердный акт амнистии ни разу не был применен в отношении инакомыслящих политзаключенных, «религиозников» и независимых журналистов, большинство из которых томятся в застенках по заказным сфабрикованным делам.

Ни возраст, ни тяжелые болезни узников тоталитарного режима, ни возмущенные требования мирового сообщества срочного освобождения для узбекской власти определенно ничего не значат.

Именно поэтому, почти наверняка предполагая, что амнистия не принесет свободы политзаключенным, был объявлен сбор подписей за освобождение Мурада Джураева, который находится в заключении в Узбекистане почти 20 лет, с сентября 1994 года. В 1995 году он был приговорен к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и конфискации имущества. На основании акта амнистии срок наказания был сокращен на три года.

Как сообщает Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», незадолго до окончания срока Джураева осудили еще на три года по надуманному обвинению по ст. 221 Уголовного кодекса Узбекистана «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания». Потом, в 2006 году, добавили еще три года по той же статье. 31 мая 2009 года срок опять был продлен на три года и четыре месяца (в том числе - за то, что «неправильно чистил морковь», работая на кухне). 13 ноября 2012 года истек четвертый срок заключения, но 4 декабря 2012 года Мурад Джураев опять был осужден - на три года и 24 дня лишения свободы по статье 221 УК РУз.

Оставить подпись за освобождение Мурада Джураева можно здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»



Консультация юриста: Кто несет ответственность за несчастные случаи, произошедшие на хлопковых полях?
2013-12-11 17:33 Фергана

Завершившаяся в Узбекистане ежегодная хлопкоуборочная кампания снова принесла вести о происшествиях и даже жертвах. Кто виноват в том, что на полях во время сбора урожая калечатся или гибнут люди? Юристы из организации Ташаббус представляют вниманию читателей «Ферганы» первую статью, отвечающую на вопрос «Предполагается ли ответственность за несчастные случаи, произошедшие на хлопковых полях?». В дальнейшем серия подобных публикациях будет продолжена.

* * *

Согласно заключениям независимых групп, в текущем году в период хлопковой страды в Узбекистане погибло 11 человек. Большинство жертв – несовершеннолетние. Кроме того, велико количество учащихся и студентов, получивших во время сбора хлопка серьезные увечья. В предыдущих статьях мы писали, что привлечение несовершеннолетних к сбору хлопка как на добровольной, так и на принудительной основе запрещено законами Республики Узбекистан. Но среди жертв принудительного труда есть те, кто потерял жизнь, получил серьезные увечья, потерял здоровье, получил выговор и т.д. Кого же можно привлечь к ответственности за несчастные случаи, произошедшие на хлопковых полях?

Основные формы ответственности

Согласно действующему законодательству Республики Узбекистан, любое правонарушение является основанием для юридической ответственности. Существуют четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Совершение любого действия, которое Уголовный кодекс Узбекистана определяет как преступление, подразумевает уголовную ответственность. Уголовная ответственность считается наиболее тяжелой формой наказания. К примеру, следующие статьи Уголовного кодекса могут быть применены, если произошел несчастный случай на хлопковом поле: Статья 102 (причинение смерти по неосторожности); Статья 116 (ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей); Статья 117 (оставление в опасности); Статья 205 (злоупотребление властью или должностными полномочиями); Статья 207 (должностная халатность) и Статья 208 (бездействие власти).

Административная ответственность исходит из нарушений Кодекса об административной ответственности. В этом случае нарушителю, как правило, требуется заплатить штраф. К примеру, за необеспечение условий санитарии и гигиены на хлопковых полях на ответственное лицо, согласно статьи 52 Кодекса, может быть наложен штраф в размере от пяти до десяти минимальных зарплат.

Дисциплинарная ответственность в основном исходит из взаимоотношений между работодателем и сотрудником. Если сотрудник не выполняет свои обязанности надлежащим образом или относится к ним с халатностью, и при этом нанесенный вред не является тяжелым, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность в большинстве случаев бывает вызвана нанесением имущественного и (или) морального вреда и предполагает компенсацию, выплачиваемую потерпевшей стороне стороной, причинившей вред.

Кто может быть привлечен к ответственности?

СМИ Узбекистана практически ничего не сообщают о происшествиях во время сельхозработ. О жертвах писали только независимые СМИ. В частности, мы рассказывали историю Зульфиры Ахмедовой, убитой сборщиком хлопка, писали о скоропостижной кончине вывезенного на сбор хлопка первокурсника Ургенчского колледжа искусств, о гибели в автопроисшествии молодой девушки в Чустском районе Наманганской области, о сборщике Х.Норматове, о суициде второкурсницы нукусского медицинского колледжа, о конфликте между студентами, который завершился убийством одного из них, о гибели от удара электрическим током студентки, о гибели шестилетнего ребенка и других трагедиях на хлопковом поле.
При нежелательных событиях на хлопковых полях физическое или юридическое лицо, имеющее к ним отношение, может быть привлечено к одному или нескольких видам ответственности, упомянутым выше. К основным физическим и юридическим лицам, которые могут быть привлечены к ответственности, относятся следующие:

Государственные органы, учреждения, организации, а также органы самоуправления граждан.

Согласно Закону Республики Узбекистан «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин, считающий, что государственное учреждение, орган, предприятие или организация, общественное объединение или орган самоуправления граждан, а также должностное лицо своим действием или решением нарушило его права или ограничило свободу, имеет право обратиться с жалобой в суд.

Согласно статье 2 Закона, следующие действия могут быть обжалованы в суд:

- если нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия в осуществлении гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

К примеру, при принудительном привлечении учащихся школ к сбору хлопка нарушаются их права. Поскольку это оказывает негативное влияние на учебу, здоровый образ жизни учащихся и препятствует осуществлению их прав и свобод, такие действия можно обосновать как нарушения, что предполагает привлечение к ответственности.

Как известно, Республикой Узбекистан ратифицировано несколько международных соглашений, запрещающих применение детского труда. Для выполнения обязательств, определенных в данных соглашениях, Кабинет министров принял Постановление «О мерах по выполнению положений Конвенции о минимальном возрасте для принятия на работу и Конвенции о вводе срочных мер по запрету тяжелых форм труда».

Согласно данному Постановлению, был выработан Национальный план действий (НПД) в целях имплементации ратифицированных конвенций в местное законодательство. В статье 20, части 1 данного НПД определена необходимость формирования рабочих групп с целью мониторинга ситуации на местах для недопущения случаев применения принудительного труда учащихся общеобразовательных школ. В статье 2, части 3 сказано, что 10 сентября, 10 октября, 10 ноября и 10 декабря аналитическая записка о результатах мониторинга с соответствующими рекомендациями должна быть представлена Кабинету министров, при этом ответственными за ее составление определены следующие государственные органы:

Министерство народного образования;

Министерство труда и социальной защиты населения;

Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли;

Совет министров Республики Каракалпакстан;

Хокимияты вилоятов и города Ташкента.

Из этого следует, что вышеуказанные инстанции и должностные лица могут быть привлечены к ответственности за любое нарушениe законодательства о запрещении принудительного труда учащихся общеобразовательных школ.

Руководители учебных заведений

К ответственности также могут быть привлечены руководители школ и других учебных заведений, учащиеся и студенты которых были незаконно привлечены к сбору хлопка.

Согласно статье 3 Закона об образовании, получение общего среднего, средне-специального и профессионального обучения является в Республике Узбекистан обязательным. Следовательно, руководители учебных заведений являются ответственными за безопасность и здоровье учащихся.

Согласно статье 5 Положения об общеобразовательной школе Республики Узбекистан, общеобразовательная школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможностей удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования.

В статье 10 Положения говорится, что школа несет ответственность перед органами власти и управления, родительской и педагогической общественностью за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм организации учебно-воспитательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям (выделено «Ташаббус»), требованиям охраны здоровья, качественное освоение школьниками учебного материала, соответствующего уровню обязательных требований к образованию.

Ответственность за выполнение данных обязательств несет, в первую очередь, директор школы. В главе V указано, что непосредственное руководство учебно-воспитательным процессом и текущей деятельностью школы осуществляет директор. Такие же правила определены в положениях О профессиональной школе и Профессиональном лицее.

В обязанности директора школы входит планирование и организация учебно-воспитательного процесса, осуществление контроля за его ходом и результатами, выполнение государственных программ. Директор также отвечает за качество и эффективность работы школы, за соблюдение требований охраны детства и труда, питания школьников (выделено «Ташаббус»), создает необходимые условия для организации внеклассной и внешкольной работы.

Привлечение учащихся к сбору хлопка препятствует выполнению вышеуказанных обязательств, так как, в первую очередь, Правила, принятые с целью защиты труда, категорически запрещают привлечение учащихся школ и студентов к выращиванию и сбору продукции сельского хозяйства. К примеру, в них определены следующие правила:

- в виду осуществления сбора хлопка во вредных и неудобных условиях запрещается привлекать лиц, не достигших 18 лет;

- учащиеся и студенты могут быть привлечены к сельскохозяйственным работам только после медицинского осмотра. При этом руководство среднеспециальных, профессиональных и высших учебных заведений совместно с профессиональными союзами обязано составить списки привлекаемых к подобным работам учащихся и студентов и обеспечить прохождение ими медицинского осмотра;

- До и после вывода на поле учащихся и студентов руководитель осуществляет перекличку, а также разъясняет виды работы и дает инструкции по их выполнению;

- Выезд на место работы и возврат должны осуществляться исключительно в светлое время суток;

- На хлопковые поля, обработанные химикатами, учащиеся и студенты допускаются не менее, чем через 10 дней после проведения такой обработки;

- До начала работы на поле учащиеся и студенты должны быть обеспечены необходимой одеждой;

- Не допускается сон учащихся и студентов на поле среди кустов хлопчатника, на копне хлопка и других неприспособленных для этого участках поля;

Следовательно, директор учебного заведения обязан выполнять вышеуказанные условия до привлечения учащихся и студентов на сбор хлопка. При невыполнении хотя бы одного условия директор может быть привлечен к уголовной или административной ответственности.

Медицинские работники на хлопковых полях

Ответственность медицинской сестры или доктора также исходит из их обязанностей. В большинстве случаев рамки ответственности определяются трудовыми соглашениями и другими подобными документами. Трудность в данном случае заключается в том, что нет официального документа, определяющего в каких случаях и как медицинский работник выходит на поле и оказывает необходимую помощь сборщикам хлопка. Однако, в настоящее время обеспечивается присутствие медработников, ответственных за ситуацию на хлопковых полях.

Согласно статье 3 Положения об общеобразовательной школе, оказание медицинской помощи учащимся осуществляется штатным или прикрепленным к школе медицинским работником. Он является ответственным за здоровье и физическое развитие детей. Он обязан проводить ежегодный осмотр учащихся с помощью профилированных специалистов, профилактику и лечение, а также следовать нормам санитарии и гигиены, порядка и качества питания учащихся.

Рекомендации

Если при сборе хлопка произошел несчастный случай, пострадавший или его родные должны принять законные меры. При этом главным является связь между событием и причинами, вызвавшими его.

К примеру, если ученика сбила машина возле хлопкового поля, ответственность за это ложится не только на водителя, но и директора школы, поскольку если бы ученик во время учебных занятий был в школе, а не на хлопковом поле, то подобный трагический случай не имел бы места.

Или к примеру, медицинский работник, к которому с жалобой на самочувствие обратился учащийся, вместо того, чтобы оказать ему необходимую медицинскую помощь, отправляет ученика обратно на поле, может быть также привлечен к административной или уголовной ответственности.

Также необходимо обратить внимание на оформление всех данных и внесение их в жалобу и другие документы. К примеру, если в результате несчастного случая погиб человек, необходимо проследить, чтобы в документ, констатирующий смерть, составляемый сотрудником правоохранительных органов, была внесена информация о причинах смерти, времени, месте, условиях и др. Также, если пострадавшему причинены физические увечья, он либо его родственники должны незамедлительно обратиться к доктору и проследить, чтобы данные о времени, тяжести ранения и прочие подробности были зарегистрированы. Подобный документ обычно составляется после осмотра доктором.

Пострадавшая сторона обязательно должна собирать все документы о несчастном случае. Вместе с этим нельзя допускать внесения в документы каких-либо изменений. К примеру, администрация школы может быть привлечена к ответственности за несчастный случай, произошедший только на территории школы или во время мероприятия, организованного школой. Поэтому необходимо обратить внимание на то, где именно находились учащиеся и чем они были заняты, когда произошел несчастный случай. Учитель, сотрудник учебного заведения или должностное лицо хокимията могут попытаться изменить факты касательно времени, места и условий несчастного случая. Такого нельзя допускать ни к коем случае.

Юристы из организации Ташаббус

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное