Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Очередной номер популярного еженедельника <<Даракчи>> не выйдет в свет



Узбекистан: Очередной номер популярного еженедельника «Даракчи» не выйдет в свет
2013-12-11 10:02 ИА Фергана.Ру

В четверг, 12 декабря, не выйдут из типографий популярные в Узбекистане еженедельные газеты «Даракчи» и «Согдиана». Сайт газеты «Даракчи» в настоящее время также недоступен.

О том, что издания находятся на грани закрытия, мы писали несколько дней назад. Предполагалось, что у газет отзовут лицензии, несмотря на то, что никакие из обвинений в адрес руководителей газет пока еще не доказаны в суде. Однако редакции прекратили работу «в добровольно-принудительном» порядке, предположительно, после оказанного на них давления со стороны прокуратуры и других государственных органов. С сегодняшнего дня несколько сот сотрудников редакций и типографий отправлены в отпуск за свой счет.

Примечательно, что все три издания - русская и узбекская версии «Даракчи» и «Согдиана» - принадлежат одному человеку. Это известный в стране предприниматель Фирдавс Абдухаликов, ранее тесно сотрудничавший с фондами и организациями, близкими к старшей дочери президента страны Гульнаре Каримовой. Несколько недель назад Абдухаликов вместе со своими родственниками, предположительно, покинул страну.

Международное информационное агентство «Фергана»



Журналист Н.Антелава представила в США подробный доклад о принудительной стерилизации женщин в Узбекистане
2013-12-11 10:16 ИА Фергана.Ру

Корреспондент ВВС по Центральной Азии Наталья Антелава представит 10 и 13 декабря 2013 года в Нью-Йорке и Вашингтоне свой доклад о принудительной стерилизации женщин в Узбекистане. Доклад подготовлен при поддержке Фонда «Открытое Общество».

Программа принудительной стерилизации действует в Узбекистане с 1999 года, через эту процедуру уже прошли десятки тысяч женщин. Все женщины репродуктивного возраста, уже родившие двух и более детей, являются потенциальными мишенями программы, но гораздо больше вероятность быть стерилизованными у женщин с низким социально-экономическим статусом и у представителей этнических меньшинств, в частности, у цыганского населения страны. На медицинских работников в Узбекистане оказывается серьезное давление - они должны выполнять «план по стерилизации», и местные чиновники, отвечающие за здравоохранение, устанавливают «квоты» на стерилизацию, стараясь выслужиться перед центральной властью.

«Это расследование возможной государственной программы стерилизации в Узбекистане выявило картину постоянной, систематической и принудительной стерилизации, которая коснулась десятков тысяч женщин по всей стране и, кажется, этот процесс в последние годы усиливается, - говорится в докладе. - Согласно подавляющему количеству свидетельств, в течение последних 13 лет правительство Узбекистана проводит программу по стерилизации женщин репродуктивного возраста. Это политическая программа с очевидной целью контроля рождаемости, а не следствие отдельных и конкретных решений врачей.

В основе двухлетнего исследования - интервью с десятками жертв принудительной стерилизации, с 14 медработниками, в том числе врачами и двумя чиновниками Министерства здравоохранения, и опрос 53 врачей по всей стране. Хотя масштабы осуществления программы менялись, правительство никогда полностью не отказывалось от принудительной стерилизации. Собранные в исследовании свидетельства врачей - самая серьезная на сегодняшний день доказательная база того, что общенациональная программа по стерилизации существует и действует».

Полный текст доклада можно прочесть здесь (на английском языке, .pdf)

Напомним, что программа Н.Антелава о принудительной стерилизации женщин в Узбекистане вышла на ВВС в апреле 2012 года. Правительство Узбекистана не устает опровергать все факты принудительной стерилизации. 1 марта 2012 года Наталья Антелава была депортирована из Узбекистана без объяснения причин.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан: Сенаторы намерены амнистировать 92 тысячи человек; политзаключенных это не касается
2013-12-11 11:06 ИА Фергана.Ру

По сообщениям узбекских СМИ, 12-13 декабря в ходе тринадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса (парламента Узбекистана) может быть принято постановление об амнистии-2013, приуроченное к 21-й годовщине Конституции страны.

Список узбекских граждан, подлежащих досрочному освобождению из мест заключения благодаря акту помилования, в этом году, как пишут СМИ, расширится: если в предыдущем году амнистия была применена в отношении 68.809 лиц, то в нынешнем предусмотрено увеличить их число до 92.204 (на 34%). Для сравнения: в 145-миллионной России в этом году собираются амнистировать 30-35 тысяч человек – об этом информируют депутаты Госдумы России.

Из общего числа досрочно амнистированных в декабре прошлого года граждан 42.649 были освобождены от уголовной ответственности и дальнейшего наказания, а 26.160 - сокращены сроки наказаний, и им даже была выделена материальная помощь в размере почти 900 миллионов сумов (примерно по 34.403 сума, или по $12, на брата).

В своей речи, посвященной Дню Конституции, директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека Акмаль Саидов, «манекен» в президенты по прошлым президентским выборам и известный в стране теоретик-оратор по «защите» гражданских прав, с гордостью подчеркнул: «За годы независимости 23 раза были объявлены амнистии. В результате более 147 тысяч человек были освобождены из мест лишения свободы».

«О чем говорит эта параллель, остается «за кадром»: за долгие 22 года независимости освобождено досрочно всего-навсего 147 тысяч человек, а за один только год нынешний – если амнистия еще состоится - все 92 тысячи?!» - недоумевают независимые источники «Ферганы».

По словам Саидова, подобные достижения, приведшие к «существенному сокращению количества повторных преступлений», стали «результатом системной работы по социальной адаптации лиц, освобожденных из тюрем со стороны государственных и правоохранительных органов, неправительственных организаций и махаллей – органов самоуправления граждан».

В качестве подтверждения успехов в заданном направлении позиционирующий себя «правозащитником №1» в стране юрист Саидов опирается на данные неправительственной организации «Международная тюремная реформа» и «высокую оценку» тенденции «последовательного сокращения тюремного населения в Узбекистане» со стороны ее почетного президента баронессы Штерн.

Так, со слов директора узбекского правозащитного института, «сокращение тюремного населения позволило улучшить условия содержания заключенных и приведение их в соответствие с международными стандартами. На сегодняшний день на 100 тыс. населения (в 30-миллионном Узбекистане – прим. авт.) приходится 152 заключенного. В то время как в США - 716, в России - 475, а Англии и Уэльсе – 148» (Википедия приводит немного другие данные, но не принципиально различающиеся - ред.).

Печально прославившийся неадекватным поведением на ноябрьском заседании Комитета ООН против пыток глава узбекской делегации Саидов продолжает бравировать, что «сегодня тюрьмы Узбекистана заполнены всего на 80%, а за последние 10 лет тюремное население в нашей стране сократилось в два с половиной раза».

По его утверждению, единственная колония для несовершеннолетних заполнена всего лишь на 10%.

«Это означает одно – в Узбекистане нет проблемы переполненности тюрем, тогда как во многих европейских странах наблюдается переполненность тюрем», - цитируют издания слова Саидова.

«Его пафосные утверждения, что «Узбекистан добился такого сокращения тюремного населения за счет либерализации уголовно-процессуального законодательства, декриминализации уголовного законодательства, в том числе отмены смертной казни и введения пожизненного заключения только по двум статьям УК, а также введения института «хабеас корпус», в свете местных реалий звучат, по меньшей мере, иронично», - считают собеседники «Ферганы».

В прошлом году постановление об амнистии в связи с празднованием 20-й годовщины принятия Конституции было принято Сенатом Олий Мажлиса 5 декабря. Как ранее сообщалось, документом было предусмотрено «освобождение от наказания женщин, осужденных за впервые совершенное преступление, лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, мужчин, достигших 60-летнего возраста, и граждан иностранных государств».

Амнистии, согласно постановлению, также подлежали инвалиды (1 и 2 групп) и страдающие тяжкими заболеваниями. Более того – помиловали даже «лиц, впервые осужденных за участие в террористических организациях, не совершивших при этом тяжких преступлений и вставших на путь исправления»!

При этом было наложено табу на применение акта амнистии «к приговоренным к пожизненному заключению, осужденным за умышленное убийство, совершившим особо опасные преступления».

Напомним, что начиная с января 2005 года - начала деятельности двухпалатного парламента в Узбекистане, - право принимать решение о помиловании (по предоставлению президента) было передано от президента Сенату. Впервые Сенат применил это право в том же году - в честь 13-ой годовщины принятия Основного Закона.

Но все эти годы милосердный акт амнистии ни разу не был применен в отношении инакомыслящих политзаключенных, «религиозников» и независимых журналистов, большинство из которых томятся в застенках по заказным сфабрикованным делам.

Ни возраст, ни тяжелые болезни узников тоталитарного режима, ни возмущенные требования мирового сообщества срочного освобождения для узбекской власти определенно ничего не значат.

Именно поэтому, почти наверняка предполагая, что амнистия не принесет свободы политзаключенным, был объявлен сбор подписей за освобождение Мурада Джураева, который находится в заключении в Узбекистане почти 20 лет, с сентября 1994 года. В 1995 году он был приговорен к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и конфискации имущества. На основании акта амнистии срок наказания был сокращен на три года.

Как сообщает Ассоциация «Права человека в Центральной Азии», незадолго до окончания срока Джураева осудили еще на три года по надуманному обвинению по ст. 221 Уголовного кодекса Узбекистана «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания». Потом, в 2006 году, добавили еще три года по той же статье. 31 мая 2009 года срок опять был продлен на три года и четыре месяца (в том числе - за то, что «неправильно чистил морковь», работая на кухне). 13 ноября 2012 года истек четвертый срок заключения, но 4 декабря 2012 года Мурад Джураев опять был осужден - на три года и 24 дня лишения свободы по статье 221 УК РУз.

Оставить подпись за освобождение Мурада Джураева можно здесь.

Международное информационное агентство «Фергана»



Туркменистан: Из «Золотого века» в «Эпоху Великого Возрождения»
2013-12-11 12:25 Михаил Калишевский

Предыдущие статьи обозревателя «Ферганы» Михаила Калишевского о государственных идеологиях в странах постсоветской Центральной Азии: Таджикистан: От «арийского первородства» к «справедливому шаху», Кыргызстан: Идеология в состоянии «турбулентности», Казахстан: Национальные особенности идеологического строительства.

* * *

Туркменистан по своему уникален – здесь местной партноменклатуре во главе с первым секретарем компартии Сапармурадом Ниязовым удалось утвердить не просто жесткий авторитарный режим, а единственную на постсоветском пространстве классическую тоталитарную диктатуру «фюрерского» типа. Эта диктатура, совмещающая в себе характерные черты коммунистических и фашистских режимов, националистических диктатур стран «третьего мира» и древних восточных деспотий, по степени террористического контроля над обществом уступает разве что «чучхейскому» государству в КНДР.

Почему это случилось именно с Туркменистаном – предмет для всестороннего исследования, которое в настоящий момент очень затруднено почти «герметичной» закрытостью страны. Эксперты могут лишь предполагать, что смена советского тоталитаризма на тоталитаризм «башистский» была обусловлена целым рядом факторов, в том числе - слишком архаичным, даже по меркам советской Средней Азии, характером туркменского общества. Отсюда - почти полное отсутствие демократических традиций, крайняя немногочисленность и изолированность социальных слоев, где могли бы зародиться зачатки гражданского общества. И, наоборот, высокая степень консолидации правящей верхушки в лице Ниязова и его ближайшего окружения. Верхушки, которая, несмотря на относительную узость своей регионально-клановой базы, смогла удержать и укрепить господствующие позиции в государстве и обществе, подавив всех потенциальных соперников из числа других регионально-клановых группировок. Видимо, нельзя недооценивать и личные качества товарища Ниязова, который оказался весьма талантливым учеником всех предыдущих «вождей», что в немалой степени поспособствовало его превращению из невзрачного первого секретаря республиканской компартии в богоподобного «Отца всех туркмен» - Туркменбаши.

Необходимым средством и логичным следствием такого преображения стала тоталитарная идеология «башизма». Эта достаточно стройная и, прямо скажем, незамысловатая идеологическая система, тем не менее, вполне эффективно выполняла предназначенные тоталитарной идеологии функции: обеспечение идеологической монополии и тотального идеологического контроля над обществом, поиск и искоренение любого инакомыслия. Это сочетается с неустанной «промывкой мозгов» всего населения с целью сакрализации любого действия власти и мобилизации подданных на выполнение поставленных свыше эпохальных задач. Даже смена персоналии на посту «отца родного» по существу никак не повлияла на «идеологическую работу» режима за исключением необходимых корректировок и некоторого изменения акцентов.

Оформление культа

После обретения Туркменистаном независимости первые заявления нового-старого руководства, в общем, соответствовали характерному для рубежа 80-х – 90-х годов «духу времени»: главной целью провозглашалось построение демократического правового государства, где граждане вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности обладают всем комплексом прав и свобод, где гарантируется идеологический и политический плюрализм и так далее. Однако одновременно концепция «Туркменской модели развития», сформулированная президентом Ниязовым, акцентировала внимание на медленный, постепенный переход туркменского общества от советской системы к демократии. При этом особо подчеркивалось, что главную роль в этом процессе должно играть государство.

Туркменские государственные идеологи тут же принялись обосновывать ведущую роль государства, ссылаясь на национально-культурные традиции и особенности менталитета туркмен. Например, вот так: «Для туркмен государство в отличие от жителей Запада – это не «ночной сторож», не организация, наблюдающая за порядком в обществе. Они считают его универсальной организацией. Они видят в нем патерналистский орган, проявляющий отеческую заботу о превращении народа в единую нацию, о его сплоченности, обеспечении защиты от внешних угроз, о счастливой и свободной жизни». (М. Хаитов, зав.кафедрой конституционного и международного права ТГУ им. Махтумкули). Патерналистская природа создаваемого государства была даже закреплена в первой статье конституции Туркменистана 1992 года, где главной государственной задачей была объявлена «защита в нынешних непростых условиях подавляющего большинства населения, обеспечение ему гарантированной помощи, не выбрасывая людей за борт».

Формировавшаяся в Туркмении идеологическая конструкция изначально содержала тезис об исключительности избранного пути, опирающегося на местную специфику. Президент Ниязов, в частности, заявлял: «Мы изучили все формы правления в контексте их применимости у нас, и выгодные, полезные для нас принципы использовали в своей практике, совместив их с теми принципами, что довели до совершенства наши предки». Отсюда был выведен тезис о «национальном бесклассовом обществе принципиально нового типа, не имеющего аналогов в исторической ретроспективе и в современном мире, организм которого трансформируется в справедливое, правовое общество всеобщего благоденствия, в котором все будет подчинено благополучию и процветанию человека».

Не сразу, но достаточно быстро пошел процесс отождествления государства с личностью первого лица. М.Хаитов: «Главу государства в народе признают и почитают как отца нации. Поэтому туркменский народ свято чтит государство, его Президента, верит им, поддерживает их и готов защитить их даже ценой своей жизни». Культ личности Сапармурада Ниязова формировался прямо-таки спринтерскии темпами: декабрь 1991 года - Закон об охране чести и достоинства президента; май – апрель 1992 года - исключительные заслуги Ниязова в деле обретения независимости и построения национального государства подтверждены специальным законом парламента (Маджлиса), по конституции 1992 года он наделен чрезвычайными полномочиями; октябрь 1993 года - Халк Маслахаты (высший представительный орган) присвоил Ниязову фамилию Туркменбаши (в официальном переводе «Отец всех туркмен»); январь 1994 - референум о продлении полномочий Туркемнбаши до 2002 года и отмене президентских выборов 1997года; апрель 1994 года - введение ежедневной клятвы верности президенту; декабрь 1999 года - Халк Маслахаты объявил Туркменбаши пожизненным президентом; май 2001 года - Гуманитарная ассоциация туркмен мира предложила присвоить Туркменбаши титул Бейик («Великий»).

Центральная роль вождя (сердара) была закреплена в общих программах развития Туркменистана - «10 лет стабильности в Туркменистане», утвержденной референдумом 1994 года, и «XXI век – золотое столетие туркмен», который эту программу заменил. Культ Туркменбаши, как ядра обязательной идеологии и символа самой государственности, был материально воплощен в архитектурной и скульптурной гигантомании - «родовая черта» всех диктатур и деспотий. С середины 90-х культ распространился и на семью первого президента. Мать Горбансолтан Эдже стала примером туркменской женщины, и отец Атамырат - символом традиционного туркменского героизма. В Ашхабаде и Гыпджаке возвели посвященные им монументальные памятники.

«Организационное» обеспечение

Однако следует остановиться и на «организационной стороне» дела, во многом обеспечившей утверждение абсолютной личной власти Сапармурада Ниязова. Еще в начале 90-х годов были удалены практически все чиновники, которые могли себе позволить хоть малейшее фрондерство. Так, в начале 90-х вынужден был оставить свой пост министр иностранных дел Туркменистана Авды Кулиев, который положил начало спорадическому процессу формирования номенклатурной оппозиции. Суть состояла в том, что бывшие чиновники, по каким-то причинам утратившие расположение Ниязова, покидали страну в целях личной безопасности (а некоторые, назначенные послами, попросту не возвращались по первому зову Туркменбаши) и уже за рубежом объявляли себя оппозиционерами. Еще одному бывшему министру иностранных дел Борису Шихмурадову вроде бы удалось организовать более-менее осмысленное оппозиционное движение бывших госчиновников, как за пределами Туркменистана, так и внутри страны. В ноябре 2002 года эта группа предприняла, по ее определению, «мирную попытку отстранения Ниязова от власти». Дело закончилось массовыми арестами, обвинениями в «покушении на жизнь Туркменбаши», покаянными выступлениями «заговорщиков» по телевидению и длительными сроками тюремного заключения. После этих таинственных событий о какой-либо оппозиции режиму в рядах чиновничества ничего не известно.

«Силовые» структуры тоже были основательно «зачищены». Ниязов несколько раз пресекал заговоры (реальные или воображаемые – непонятно) возвышенных им же самим «силовых» министров. Поэтому и года не проходило без смены руководителей «силовых» ведомств. Многие высшие чины был уволены, многие осуждены по различным делам, в том числе и по делам «о покушении» и по делам «о халатности» при расследовании этого «покушения». Например, в 2002 году просочившиеся слухи о возможном заговоре во главе с председателем КНБ Назаровым заставили Ниязова срочно покинуть саммит глав СНГ в Алма-Ате и вернуться домой для «разборок» с подозреваемыми. В результате руководство КНБ было арестовано. Более того, впоследствии Ниязов посадил в тюрьмы всех бывших министров обороны, председателей КНБ, большинство бывших министров внутренних дел. Учитывая кадровую чехарду в силовых структурах, полную недееспособность вооруженных сил, отсутствие авторитета у того или иного «силовика» во вверенном ему министерстве, угроза власти Ниязова с этой стороны была полностью ликвидирована. Единственной боеспособной структурой стала служба личной охраны президента, которая не раз доказывала абсолютную преданность «сердару».

Определенную угрозу «идейно-политическому единству» туркменского общества представляла региональная клановость. Выступая на VI Совещании старейшин Туркменистана, Ниязов заявил: «Основа всех основ - единение туркменских племен и родов... Среди некоторых руководителей ходят разговоры о преимуществе одних племен и родов перед другими... Первейшим условием упрочения Туркменского государства является единство и сплоченность туркмен... все мы братья, все мы - единый народ». Ниязов стал направлять на ключевые посты и в региональные силовые структуры выходцев из других областей и принадлежавших к иным кланам или племенам, чем доминирующие в данной области. Это давало гарантии, что местные элиты не приобретут излишней политической и экономической самостоятельности, а довольно частая смена этих чиновников, но по тому же принципу, вообще свела угрозу усиления региональных элит к минимуму. Был издан закон, запрещающий совместную работу родственников и земляков или лиц, принадлежащих к одному племени, в одной и той же госструктуре. Каждый чиновник при назначении на должность был обязан предоставить свою родословную до третьего колена. Однако данная проблема не исчерпывалась клановым присутствием в госструктурах. Еще с советских времен существуют достаточно влиятельные и богатые семьи почти в каждом племени, во всех регионах Туркменистана. Ниязов, обрушившись на клановые авторитеты, тем самым сильно ослаблял тот или иной клан: проводились аресты, реквизиции под надуманными и реальными предлогами. Но на масштабные чистки Ниязов все-таки не шел – не желая провоцировать массовые мятежи, он предпочитал «точечные удары».

Что же до национальной интеллигенции, то после распада СССР, правящий режим проводил планомерное уничтожение всей среды ее обитания. Была закрыта Академия наук, и большинство ведомственных институтов, ликвидированы почти все творческие союзы, произошли масштабные сокращения врачей и учителей. Все известные ученые, писатели, журналисты, артисты, архитекторы, врачи, преподаватели вынуждены были покинуть страну. Оставшиеся же были обречены на идеологической обслуживание режима под неусыпным контролем идеологов аппарата президента и соответствующего отдела КНБ. Редкие случаи «непослушания» моментально пресекались. Так, еще в 1995 году около 200 человек, в основном молодежь, вышли на одну из площадей Ашхабада. Основным лозунгом демонстрантов была смена режима, уход президента Ниязова. Вся группа была избита и арестована. Двое из арестованных впоследствии скончались от побоев, главные организаторы получили различные сроки тюремного заключения. Все участники были объявлены наркоманами и хулиганами. Тогда же получила начало практика публичных покаяний фигурантов, которые многократно транслировались по телевидению. И впоследствии любой намек на оппозиционность получал незамедлительный ответ властей - от запретов покидать страну, до арестов, лишения жилья, увольнения родственников с работы.

Полной изоляции нового поколения от всего предыдущего интеллектуального багажа послужили перевод туркменского языка на латинский алфавит (начиная с 1995 года) и тотальная дерусификация образования и информационного поля. Полагая, что молодежь «слишком долго» учится, Ниязов перевел школы на 9-летнее обучение, а вузы – на 2-летнее. Естественно, в Туркменистане не осталось даже видимости свободы печати, все СМИ были унифицированы, запрещен доступ в Интернет, резко ограничено вещание зарубежных, прежде всего, российских, телеканалов, радио «Свобода», другие зарубежные радиостанции стали глушить во всех крупных городах Туркменистана.

Религиозная политика режима тоже была направлена на «огосударствление». Тем более, что суннитская ветвь ислама, исповедуемая в Туркменистане абсолютным большинством населения и адаптированная местными народными традициями, никогда не представляла серьезной угрозы для власти и не принимала агрессивных форм. Именно при поддержке государства ислам снова восстановил свои позиции в обществе, что обеспечило лояльность религиозных авторитетов в период становления независимости. Но этого Туркменбаши показалось мало. В 1994 – 1999 годах туркменские ученые приступили к поискам среди предков президента самого пророка Мухаммеда.

Правда, найти таких родственных связей не удалось, но тогда сам Ниязов был объявлен «Пророком». Доказывали также, что он является прямым потомком Александра Македонского. Параллельно стал рассматриваться вопрос о преобразовании занимаемой Ниязовым президентской должности в шахский престол. Из названия государства «Республика Туркменистан» было исключено слово «Республика». Правда, на совещании старейшин, прошедшем в 1994 году, введение монархии не было единодушно поддержано старейшинами, представлявшими несколько кланов Туркмении. Кроме того, в ходе негласных консультаций отрицательное отношение к этой идее высказали Иран, Узбекистан и Россия. К тому же у Ниязова были натянутые отношения с возможным кронпринцем - сыном Мурадом. Поэтому президент воздержался от принятия шахского титула. Ему пришлось удовлетвориться званием пожизненного президента, что, впрочем, никак не повлияло на масштабы культа Туркменбаши, который приобретал все более фантасмагорические очертания.

Идеологические постулаты «башизма»

Культ личности президента, при все том, что он стал стержнем госидеологии, все же не являлся самодостаточным и нуждался в более широкой идеологической основе. И такой основой вполне логично стал этнический национализм – здесь туркменский режим следовал в русле «идеологических процессов», происходивших в других бывших союзных республиках. Таким образом, культ личности и национализм стали взаимодополняющими идеологическими компонентами. Главенствующим в националистической доктрине туркменского вождя стал тезис об исключительности туркменского народа («туркменчилик»), который, как и в других странах постсоветской Центральной Азии, обосновывается всевозможными историческими изысканиями. Собственно, специалисты соответствующего профиля занялись такими изысканиями сразу же после распада СССР - туркменскую историю стали вести от мифологического хана Огуза, якобы жившего примерно 6000 лет назад. Уникальность Туркменистана проявилась и в том, что вскоре главным историческим исследователем стало первое лицо – сам Туркменбаши. Монументальное произведение президента Туркменистана «Рухнама» было представлено и одобрено в 2001 году на собрании Халк Маслахаты.

Историческая концепция, изложенная в «Рухнаме», достаточно проста – многие империи, существовавшие после Огуз-хана, объявляются в той или иной степени «туркменскими», даже, например, Парфянское царство Аршакидов (III в. до н. э. – III в. Н.э.), а все тюркские династии – 100-процентно «туркменскими». Наиболее яркой эпохой туркменской истории считается время «туркмен»-сельджуков. (Альп Арслан и султан Санджар, жившие в XI – XII веках – «выдающиеся  вожди туркменского народа»). Это первый «Золотой век всех туркмен», потом многовековой упадок (небольшой взлет в XVIII веке, когда жил Махтумкули), российский и советский период трактуется крайне отрицательно - российская и советская власть якобы препятствовали превращению Туркменистана в «процветающий край» и отложили начало нового «Золотого века всех туркмен». А вот приближение «Золотого века» связано исключительно с появлением на исторической арене самого автора «Рухнамы», то есть великого и мудрого Туркменбаши.

Однако «Рухнама» - это, конечно же, не только «единый учебник истории». В нем также обрели окончательные очертания два других основных идеологических постулата. Во-первых, это «Независимость». Здесь такая идеологическая парадигма – через отрицание прежнего советского режима к утверждению решающей роли Туркменбаши в завоевании независимости и построении национального государства. Развитием этой идеологической догмы служит идея «Вечного нейтралитета». Опять же президент, опираясь на «традиционное миролюбие туркмен», в качестве не дремлющего стража независимости страны добился дополнительной гарантии этой независимости в виде международного признания постоянного нейтрального статуса Туркменистана на сессии Генассамблеи ООН 12 декабря 1995 года. В этой связи можно заметить, что идея нейтралитета функционально все же больше обращена «вовнутрь», а не «вовне». На международной арене Ашхабад склонен трактовать туркменский нейтралитет весьма прагматически, в зависимости от конкретных обстоятельств, а вот его «внутреннее» применение всегда било в одну и ту же точку – на укрепление личной власти все того же Туркменбаши.

«Рухнама», в общем-то, довольно хаотичное и бессистемное произведение, основанное на эклектичном сочетании некоторых положений Корана, ряда коммунистических догм, вольного изложения туркменских традиций (или псевдотрадиций), а также на авторском, мягко говоря, произвольном толковании туркменской истории. Но в условиях Туркменистана это не могло помешать главной задаче – «Рухнама» была призвана стать своеобразным духовным кодексом, рожденным, как подчеркивал автор, «чтобы воспитать в туркменах силу и величие духа». Труд Туркменбаши включает в себя суждения, охватывающие практически все стороны жизни туркменского народа, и предписывает «правильные» нормы поведения индивидуума во всех сферах общественного и личного бытия. Концепция, заложенная в «Рухнаме», носит еще и религиозную окраску (недаром же ее автора объявили «пророком»): некоторые ее постулаты притянуты к положениям Корана и служат основой для утверждения божественной природы и незыблемости единоличной власти Туркменбаши. В целом же, все это какой-то симбиоз «Майн Кампф» Гитлера, «Велаят-е Факих» Хомейни, «Зеленой книги» Каддафи и «Морального кодекса строителя коммунизма».

Для построения национального бесклассового общества, не имеющего аналогов в мировой истории, по словам Ниязова, был необходим «социум, построенный в результате осознанного стремления к самоопределению, в котором все его граждане, независимо от возраста, социального положения и вероисповедания, живут едиными устремлениями». Вот как раз для формирования «осознанного стремления» и «единых устремлений» эпохальная «Рухнама» и пригодилась – ее в обязательном порядке стали зубрить в школах и вузах с последующей сдачей экзаменов, бесперечь цитировать в СМИ и так далее, и тому подобное. (Аналог можно найти опять же в Северной Корее, где каждый гражданин обязан ежедневно несколько часов активно изучать всепобеждающие идеи чучхе.) Впрочем, готовность граждан Туркмении активно участвовать в движении к «Золотому веку» власти стимулировали не только духовно – огромные доходы от экспорта газа позволили появиться таким символам «заботы» государства о благе своих граждан, как бесплатное пользование тем же газом, а также водой, электричеством и солью. Впрочем, это слабо компенсировало ужасающую безработицу и низкий уровень жизни, прежде всего, в сельской местности. Особенно с учетом того, что огромные суммы тратились на возведение гигантских дворцов и бесчисленных, в том числе золотых, статуй Туркменбаши.

Один вождь - одна нация!

Торжество «башистского» национализма поставило в очень дискомфортное положение нетитульное, главным образом, русскоязычное население. Поначалу декларации о правовом государстве и национальном равноправии, отсутствие в Туркмении экстремистских групп националистического толка вселяло оптимизм в национальные меньшинства. Заявления самого Ниязова звучали как гарантия, что все будет хорошо: «Наша цель - консолидировать нацию, включая все этнические и национальные меньшинства, для выполнения поставленной единой задачи. Все, кто проживает в Туркменистане, - это одна нация, нация независимого Туркменистана, будь то туркмен, русский, представитель любой другой национальности». Однако на деле оказалось, что слова об «одной нации» по существу означают поголовную «туркменизацию» общества. Фактор принадлежности к титульной нации стал скрупулезно учитываться при всех назначениях на государственные должности. При том, что статус русского языка как языка межнационального общения был закреплен не в конституции, а в законе о языке, начиная с 1996 года, его функции стали сильно ограничиваться. И это в условиях, когда возможности для нацменьшинств изучить туркменский язык были сильно ограничены. «Туркменизация» системы образования, неуклонное сокращение числа русских школ усугублялись переводом туркменского на латинскую графику, что еще больше затрудняло русскоязычному населению изучение государственного языка. К тому же после перехода на 9-летнее обучение в школах и 2-летнее в вузах туркменские аттестаты зрелости и дипломы перестали признаваться в России и других странах. Результат логичен - доля русских в населении Туркмении за последние два десятилетия сократилось с 17,3 до 3,5%.

Однако и уехать было не так просто – односторонняя денонсация в 2004 году российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве превратила десятки тысяч россиян, «обмененных» тогда Путиным на туркменский газ, фактически в заложников «башистского» режима. История эта продолжается до сих пор, несмотря на все якобы достигнутые Москвой и Ашхабадом договоренности.

Новый владыка – новый культ

Внезапная смерть Туркменбаши в 2006 году и приход к власти его преемника Гурбангулы Бердымухаммедова предопределили определенную модификацию правящего режима и его идеологии. Первоначально ставка в идеологическом плане делалась на преемственность идеологии – и не только потому, что, вопреки ожиданиям определенной части туркменского общества, никакой либерализации не предусматривалось. Правящая верхушка опасалась, что любое «послабление» пусти страну в разнос, а потому «ради спокойствия общества» была намерена сохранить тоталитарные основы режима в неприкосновенности. К тому же Бердымухаммедов не мог, по тем же соображениям, с самого начала резко демонтировать культ личности Туркменбаши и сразу выстроить свой культ личности. Тем не менее, ему нужно было создать собственный образ так, чтобы отличиться от прежнего лидера, одновременно сохраняя его выигрышные черты. Трансформация проходила в строго определенной последовательности под контролем аппарата, созданного еще Туркменбаши. В общество внедрялся положительный образ молодого президента-«реформатора», обещающего кардинальные преобразования, но почитающего старших и предков и одновременно отказывающегося от самых «экзотических» установлений своего предшественника.

На своей инаугурации Бердымухаммедов приносил присягу на и на Коране, и на «Рухнаме». Упоминание Туркменбаши и ссылки на его заветы в его инаугурационной речи стали символическими сигналами для того поколения, которое выросло в духе идеологии «башизма». В первые годы правления нового президента культ «Рухнамы» сохранялся, но упор делался не на ее автора, а на сам текст книги. Примерно с 2008 года цитаты из «Рухнамы» уже не каждый день украшают газеты, а из программы телевидения исчезли регулярные чтения священной книги. В школах сократились уроки по «Рухнаме», а изучение ее текста было включено в программу нового предмета «Обществознание», где она теперь изучается уже наряду с произведениями самого Бердымухаммедова.

Примерно тогда же началось постепенное отступление от наиболее одиозных идеологических «новаций» первого президента. Так, например, отказались от введенных Туркменбаши «туркменских» названий месяцев и дней и вернулись к обычным названиям, практикуемым в остальном мире. Бердымухамедов убрал из «Клятвы Туркменистана», которую дает каждый гражданин, имя Туркменбаши, заменив имя первого президента на слово «президент». Бердымухаммедов распорядился убрать золоченый профиль предшественника с заставок туркменских ТВ и газет, вывез из центра на окраину Ашхабада самый известный - золотой - памятник Ниязову, вернул 10-летнее обучение в школы и 5-летнее в вузы, восстановил упраздненные Академию наук, оперу, балет и заново открыл закрытые районные больницы (Ниязов считал, что в районах плохо лечат).

В течение 2007 года идеологи Бердымухаммедова работали над новой идеологической системой, в которой предполагалось осторожно отказаться от ряда прежних догм и усилить образ нового президента-«реформатора». В результате в январе 2008 года Бердымухаммедов выступил с новой идеологической концепцией «Эпохи Великого Возрождения», которая сначала подавалась, как развитие идеи «Золотого века». Однако позднее произошло постепенное изъятие тезиса о связи «Великого возрождения» с «Золотым веком». Исчезли ссылки на «Рухнаму». Бердымухаммедов заговорил о «глубинном переустройстве всего народнохозяйственного комплекса, его структурных элементов, которое выведет страну на уровень развитых государств мира и обеспечит народу достойную жизнь». Главным инструментом достижения этой цели президент определил «поэтапный, плавный переход на рыночные отношения, причем основную ставку в этой работе призвал сделать на ускорение научно-технического прогресса и расширение международного сотрудничества».

Было, в общем, очевидно, что новые идеологемы в значительной степени предназначены для Запада. В частности провозглашается идея строительства в Туркмении гражданского общества, широко декларируются изменения, связанные с функционированием правовых институтов, и т.д. В 2012 году в Туркменистане наряду с правящей Демократической даже появилась вторая политическая партия – Партия предпринимателей. И ей даже разрешили участвовать в «выборах». (Туркменбаши, помнится, тоже обещал непременно разрешить многопартийность в будущем.) Однако иллюзий по этому поводу никто, в общем-то, не испытывает – основы тоталитарного режима остаются неизменными и неприкосновенным.

Если вынести за скобки всю эту «модернизационную» мишуру, то окажется, что основные усилия современных туркменских идеологов направлены на замену культа личности предыдущего владыки на культ личности владыки нынешнего. Надо сказать, что в этом деле они вполне преуспели. Бердымухаммедов официально именуется Аркадаг – «Покровитель». Ходят слухи, что он «пишет» свою книгу - по аналогии с «Рухнамой». Впрочем, уже написанная им работа «Научные основы развития туркменского здравоохранения» (ведь президент – врач по специальности) регулярно цитируется туркменскими СМИ, эта и другие его произведения (например, посвященные ахалтекинским лошадям) становятся обязательными для чтения в школах. Предпринимаются попытки «канонизации» семьи и предков второго президента в полном соответствии с «башистскими» традициями.

Прогнозировать, кода тоталитарный режим, подобный «башистскому», рухнет – дело неблагодарное. Хотя бы потому, что «герметичность» страны блокирует поступление необходимой информации. Ясно, что рухнет в конце концов, но пока репрессивная машина, согласно указаниям уже не Туркменбаши, а его преемника Аркадага, работает, не сбавляя оборотов. Оппозиция по-прежнему представлена на двух уровнях – в тюрьме и в эмиграции. Оставшаяся в стране интеллигенция либо громогласно славит президента, либо боится кашлянуть невпопад. Отсутствие альтернативной информации «уже привели к полному зомбированию основной части молодого поколения» (Гозель Таганбердиева). Те, кто получил более-менее сносное образование, либо пополняет лояльное чиновничество, либо эмигрирует. Региональные кланы, скорее всего, испытывают недовольство произволом правящей группировки, однако, терроризированы, деморализованы и пока не имеют сил для более-менее осмысленного противодействия «башизму». Между тем, большинство населения пребывает в нищете, но это не конвертируется в протест из-за низкого уровня образования, финансовой и психологической зависимости от власти.

Время от времени появляются сведения, что в Туркменистане уже существуют исламистские группы, которые приступили к активной подпольной работе и массовой агитации среди населения. Однако, по мнению экспертов, они могут стать серьезной угрозой для режима лишь через лет 10-15 - в результате постоянного пополнения рядов исламистов безработной и малограмотной молодежью.

Михаил Калишевский

Международное информационное агентство «Фергана»



  • Таджикистан: В Новый год на государственном телевидении не будет Деда Мороза, Снегурочки, елки и алкоголя
    2013-12-11 12:53 ИА Фергана.Ру

    В праздничных новогодних программах государственного телевидения Таджикистана не будет Деда Мороза, Снегурочки и елки, сообщает TajikTA.

    По словам Дилафруз Амиркуловой, заместителя руководителя Комитета по телевидению и радиовещанию Таджикистана, в последние 2-3 года на телеканалах Таджикистана Деду Морозу и Снегурочке не уделяется особого внимания, чтобы «празднования не были слишком помпезными». По ее словам, пышные, торжественные программы запланированы накануне празднования Навруза.

    То, что Деда Мороза и Снегурочки отныне не будет в новогодних программах госканалов Таджикистана, подтвердил и первый заместитель главы комитета по телерадиовещанию Саидали Сиддиков, сообщает РИАН. В новогодних телепрограммах будут показаны зима, снег, встреча Нового года, музыка, песни, танцы, праздничные пожелания и стол, но без алкоголя, елки, Деда Мороза и его свиты, сказал Сиддиков. Он отметил, что телерадиокомитет не давал никаких указаний насчет отсутствия главных атрибутов Нового года — руководство телеканалов само пришло к такому решению.

    Напомним, что уже четвертый год в Таджикистане в середине декабря встает вопрос, наряжать ли елку и отмечать ли вообще Новый год 31 декабря. Три года назад против празднования Нового года как чуждого христианского праздника выступили некоторые авторитетные мусульманские священнослужители и партия Исламского возрождения Таджикистана. 30 декабря 2011 года глава Совета улемов (верховного муфтията) Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода заявил журналистам, что украшение елки, танцы и игры вокруг нее являются чуждыми культуры таджиков и противоречат законам Ислама. В канун нового 2013 года в Душанбе был убит молодой человек в костюме Деда Мороза, который хотел поздравить с праздником родных. Как сообщили родственники погибшего, когда парень подошел к подъезду своего дома, на него напала толпа из 30 молодых людей с криками «Ту кофири» (ты неверный – тадж.).

    Новый год в Таджикистане является официальным праздником. РИАН сообщает, что на главной площади Душанбе, площади Дусти мэрия установит новогоднюю 22-метровую елку.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Таджикистан: В Новый год на государственном телевидении не будет Деда Мороза, Снегурочки, елки и алкоголя
    2013-12-11 12:53 ИА Фергана.Ру

    Дед Мороз, Таджикистан
    В праздничных новогодних программах государственного телевидения Таджикистана не будет Деда Мороза, Снегурочки и елки, сообщает TajikTA.

    По словам Дилафруз Амиркуловой, заместителя руководителя Комитета по телевидению и радиовещанию Таджикистана, в последние 2-3 года на телеканалах Таджикистана Деду Морозу и Снегурочке не уделяется особого внимания, чтобы «празднования не были слишком помпезными». По ее словам, пышные, торжественные программы запланированы накануне празднования Навруза.

    То, что Деда Мороза и Снегурочки отныне не будет в новогодних программах госканалов Таджикистана, подтвердил и первый заместитель главы комитета по телерадиовещанию Саидали Сиддиков, сообщает РИАН. В новогодних телепрограммах будут показаны зима, снег, встреча Нового года, музыка, песни, танцы, праздничные пожелания и стол, но без алкоголя, елки, Деда Мороза и его свиты, сказал Сиддиков. Он отметил, что телерадиокомитет не давал никаких указаний насчет отсутствия главных атрибутов Нового года — руководство телеканалов само пришло к такому решению.

    Напомним, что уже четвертый год в Таджикистане в середине декабря встает вопрос, наряжать ли елку и отмечать ли вообще Новый год 31 декабря. Три года назад против празднования Нового года как чуждого христианского праздника выступили некоторые авторитетные мусульманские священнослужители и партия Исламского возрождения Таджикистана. 30 декабря 2011 года глава Совета улемов (верховного муфтията) Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода заявил журналистам, что украшение елки, танцы и игры вокруг нее являются чуждыми культуры таджиков и противоречат законам Ислама. В канун нового 2013 года в Душанбе был убит молодой человек в костюме Деда Мороза, который хотел поздравить с праздником родных. Как сообщили родственники погибшего, когда парень подошел к подъезду своего дома, на него напала толпа из 30 молодых людей с криками «Ту кофири» (ты неверный – тадж.).

    Новый год в Таджикистане является официальным праздником. РИАН сообщает, что на главной площади Душанбе, площади Дусти мэрия установит новогоднюю 22-метровую елку.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Кыргызстан: Парламент одобрил в третьем чтении соглашение с «Газпромом»
    2013-12-11 14:56 ИА Фергана.Ру

    Сегодня, 11 декабря 2013 года, во втором и третьем чтениях парламент Кыргызстана одобрил соглашение о передаче ОАО «Кыргызгаз» российскому «Газпрому».

    Напомним, что когда это соглашение обсуждалось во фракциях, оно не вызвало однозначного согласия. Две из пяти парламентских фракций отказывались ратифицировать соглашение, одна воздерживалась от окончательного решения. Тем не менее, сегодня «за» проголосовало 78 из 97 зарегистрированных депутатов.

    «Газпром» гарантирует бесперебойную поставку природного газа с учетом технической возможности, расширение внутреннего рынка сбыта природного газа, соблюдение тарифной политики, утверждаемой киргизской стороной. При этом Кыргызстан гарантирует изменение цен не реже одного раза в год, полную и своевременную оплату услуг бюджетными потребителями. Кроме того, инвестиции ОАО «Газпром» и его доходы на территории Кыргызстана пользуются полной и безусловной защитой и не подлежат экспроприации, национализации, сообщает ИА 24.kg.

    На основании договора купли-продажи между ОАО «Кыргызгаз» и ОАО «Газпром» в собственность российской компании передается путем прямой продажи 100-процентная доля «Кыргызгаза». Земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, предоставляются «Газпрому» или его правопреемникам на условиях безвозмездного пользования.

    ОАО «Газпром» будет поставлять природный газ на территорию Кыргызстана, осуществлять транспортировку и подземное хранение, распределение и реализацию топлива, строительство, реконструкцию и эксплуатацию газораспределительной системы.

    Также, согласно перспективному плану строительства, инвестиции, вложенные российской стороной, будут направлены на строительство второй нитки магистрального газопровода по Чуйской области от 1001-го до 1113-го километра протяженностью 112 км, замену магистрального газопровода Бишкек-Кант-Токмак протяженностью 91 км, реконструкцию существующих газопроводов и новую газификацию Бишкека, Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской, Баткенской, Иссык-Кульской и Таласской областей. Кроме того, планируется строительство магистрального газопровода от города Майлуу-Суу до Баткенской области (315 км), от села Аманбаево до города Таласа (92,8 км), Токмак - Иссык-Куль (550 км), восстановление подземного хранилища газа «Майлуу-Суу» с дожимной компрессорной станцией.

    Международное информационное агентство «Фергана»



    Казахстан: Дарига Назарбаева предложила водить здоровых детей поглазеть на «уродов»-инвалидов
    2013-12-11 15:28 ИА Фергана.Ру

    На «Ю-тубе» появилась видеозапись фрагмента выступления дочери президента Казахстана Дариги Назарбаевой, депутата казахстанского парламента. «Фергана» приводит слова Дариги Назарбаевой дословно:

    «Второй момент очень важный. Я считаю, что нужно время от времени водить детей на экскурсии в Дома ребенка, в интернаты для детей-инвалидов, чтобы они видели, что вот каков результат непродуманной половой жизни, преждевременной. И детей этих, уродов, показать, инвалидов, пусть смотрят. Это работает сильнее, чем десятки часов, потраченных на разговоры и лекции. Понимаете, о чем я?»

    На ютубе нет отсылок, где была произнесена фраза про «уродов-инвалидов». Но скорее всего, речь идет о вчерашнем заседании комитета по социально-культурному развитию Мажилиса (нижней палаты) Парламента, на котором обсуждались проблемы школьного образования.

    Тенгри.ньюс отмечает, что председатель комитета Мажилиса Дарига Назарбаева, подытоживая заседание, выразила сомнение в необходимости введения отдельного предмета по половому воспитанию. Но вместе с тем, высказала мнение, что какая-то работа с детьми в этом плане проводиться должна.

    «Вот эта традиция советская в семьях - замалчивания этой темы сохранились. Она в то время работала, потому что не было такого информационного потока как сейчас: не было Интернета, телевидения, газет, журналов, где со всех сторон просто кричат «добро пожаловать в сексуальную жизнь». И получается, что на сегодня мы с вами растеряны и нет противоядия этому. И что, будем дальше замалчивать и будем дальше стыдиться этой темы?» - цитирует издание Д.Назарбаеву.

    Как показывает видео, сама она ничего замалчивать не захотела, и что было в голове, тем и поделилась, не стыдясь.

    «Я не думаю, что нужно специально вводить в школе предмет. Зачем? О чем можно три года, каждый день талдычить ребенку по этой теме? Я не понимаю. Я думаю, что нужно взять за основу традиции, сложившиеся советское время, когда приходил в школу врач-профессионал и отдельно девочкам, отдельно мальчикам, давал уроки», - сказала Назарбаева.

    О блестящем предложении дочери президента показывать «детей-уродов» в назидательных целях издание стыдливо умолчало.

    Международное информационное агентство «Фергана»



  • В избранное