Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан, Ташкент: Автобус как место для унижения личности



Узбекистан, Ташкент: Автобус как место для унижения личности
2013-12-09 18:48 Хаёт Хан Насреддинов

Общественный транспорт Ташкента – боль пассажиров. Слишком многим горожанам приходится пользоваться автобусами для достижения своих ежедневных целей, а транспортных средств маловато. Это на руку водителям и кондукторам, которым нужно ежедневно сдавать план по выручке и плюс к этому собирать себе дневной заработок. Поэтому количество доминирует над качеством: водители стараются возить полные салоны, несмотря на возмущения пассажиров. Впрочем, такой подход вполне привычен для населения, лишь иногда раздаются недовольные голоса тех, кто не хочет смириться с неуважением к своей личности. Один из таких людей решил сегодня поделиться с читателями «Ферганы» своими наблюдениями и размышлениями.

* * *

Изо дня в день в центре города Ташкента я вижу одну и ту же сцену: выстроившиеся в ряд на остановке «Станция метро Буюк Ипак Йули» автобусы никуда не торопятся. Салоны полны пассажиров, но водители словно не замечают этого и держат двери открытыми, позволяя зайти большему количеству людей. При этом двигатель не отключен, а значит, государственный бензин расходуется впустую. На робкие призывы заждавшихся отъезда пассажиров водитель практически не реагирует. Иногда отвечает, однако публиковать его ответы нельзя по этическим соображениям.

Но бывает и хуже. Утром и вечером в часы пик сесть в автобус невозможно. Да и, глядя на прижатые к окну злые лица пассажиров, боишься даже пытаться: они с боем будут защищать то пространство в салоне, в которое они смогли впихнуться. Еще страшнее, когда автобус мчится, боясь выбиться из графика и не получить отметку в конце маршрута. Езда наперегонки стала привычным явлением, пассажиры при этом - просто дрова, которые везут неизвестно куда. Прибавьте сюда крик кондуктора «Выходящие есть?», а также тот факт, что в случае молчания автобус просто проезжает мимо остановки, игнорируя тех, кто стоит там в томительном ожидании, - и вы почувствуете картину нашего повседневного пассажирского быта.

Хотя нет, не почувствуете. Надо самому испытать чувство унижения от пользования городским пассажирским транспортом. Истоптанная обувь, отодранные пуговицы, толчки, оскорбления и, как результат, - испорченное настроение на весь день.

Я несколько раз пытался поговорить с такими водителями и кондукторами, но до их совести невозможно достучаться. Чаще в ответ я слышал лишь оскорбления. Ощущение, что вся их мозговая деятельность направлена на выполнение дневного плана по выручке и больше ни на что. Мораль, человеческие отношения и стремление оказать людям услугу, вовремя довезя их до нужного места, или, на худой конец, собственное достоинство начисто забыты и похоронены под тяжестью коммерческих отношений. Мои официальные обращения в Ташгорпасстранс, видимо, не были восприняты его руководством как значимые, потому что их проигнорировали. Иногда начальники принимают меры: штрафуют водителей, переводят на низкооплачиваемые и не престижные работы, увольняют по статье. Но, видно, хамство у части водителей все же неистребимо. Самое страшное, что водитель-хам просто не понимает, что он нарушитель всего - и правил дорожного движения, и должностных инструкций, и моральные ценности преступает.

Я не раз обращался к самим пассажирам в автобусах с призывом попытаться восстановить справедливость, но ответом мне было лишь молчание, за очень редким исключением. Моя перепалка с водителем выставляла меня идиотом, и мне все меньше хотелось защищать свои гражданские права. Ведь бесполезное это дело, выходит.

Кто виноват в происходящем? Ругать государство и первых лиц – самое простое, что придет в голову. Но они не виноваты в самом беспределе на городском транспорте. Виноваты исполнители, которые поставили свое «я» выше гражданских ценностей. Им наплевать на других людей. Они установили нам цену в 800 сумов за билет. За эту сумму водители и кондукторы разрешают нам войти в салон автобуса, а получив ее, перестают видеть в нас людей, считая, что теперь можно пренебречь уважением, воспитанием и другими человеческими ценностями. Цель ведь достигнута, план выполняется, а на остальное наплевать.

В поведении водителя автобуса и его отношении к людям отражается весь наш менталитет. «Крутые» и начальники не ездят в автобусах. Значит, едущий в автобусе пассажир «лох», «простак» и ничего из себя в жизни не представляет. И поэтому можно игнорировать его замечания и возмущения. А если попадется настырный и начнет права качать, то его можно и кулаком проучить. У нас в чести поклонение должности, а не человеку.

Я много думаю, почему в нашем обществе так сильно пустил корни бытовой беспредел. И вроде нашел ответ: все зло в окружающем мире - от нашего лицемерия и трусости. Мы боимся поддержать человека, который возмущается нарушением общих гражданских прав. А, признав его правоту, не скажем об этом в объектив телекамеры или под диктофон журналиста. У нас все хорошо и плохо быть не может вообще. А кто думает иначе, тот враг. Вот какую установку нам дают, и мы слепо ей следуем.

Конечно, в происходящем есть и вина руководителей. Я поторопился вывести их из-под удара критики. Их вина в том, что они создают общество, в котором лицемер и обманщик чувствуют себя комфортно. Можно не работать, не выполнять свои обязанности, а к моменту проверки все подчистить, спрятать и обмануть ревизора. Правдивых людей убрать с глаз долой и, ладно уж, немного поработать. Пока комиссия не уедет. Да, не забыть дать слово исправить все выявленные недостатки! И можно продолжать жить по-прежнему: обманом, руганью, насилием, равнодушием. Чиновники не доводят до конца решение проблемы, ограничиваясь разносами провинившимся подчиненным.

Но это неэффективно! Людей, не желающих уважать окружающих и не стремящихся честно работать, не затронут крики начальства, их совесть не будет страдать - по причине ее отсутствия. Они не запомнят ничего, что начальник будет вдалбливать им криком.

Именно в стимулировании лицемерного образа жизни я обвиняю руководство, а в остальном - мы сами делаем нашу жизнь такой серой, нервной и безысходной. Молчим, когда надо возмущаться, не приходим на помощь, когда бьют слабого.

Конечно, эта моя публикация не изменит положения дел в городе и автобусы не начнут ходить исправно по своим маршрутам, но, может быть, кто-то все же почувствует угнетенное состояние пассажиров и начнет помогать тем, кто пытается хоть как-то перевоспитать водителей-хамов.


Хаёт Хан Насреддинов

Международное информационное агентство «Фергана»



Глава МИД Узбекистана встретился с заместителем Госсекретаря США
2013-12-10 09:45 ИА Фергана.Ру

9 декабря 2013 года в Вашингтоне прошел четвертый раунд двусторонних консультаций между Узбекистаном и США. Узбекская делегация во главе с министром иностранных дел Абдулазизом Камиловым встретилась с первым заместителем государственного секретаря США Уильямом Джозефом Бернсом, сообщает UzDaily.uz. В ходе беседы обсуждались актуальные вопросы узбекско-американских отношений, в том числе выполнение ранее достигнутых договоренностей, и рассматривались отдельные проблемы международного и регионального характера.

По сообщению пресс-службы МИД Узбекистана, стороны с удовлетворением констатировали поступательное развитие отношений между Узбекистаном и США в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.

Уильям Бернс с 2005 по 2008 годы был послом США в России, с 2008 года - заместитель госсекретаря США. Летом 2012 года он посетил Узбекистан, где обсудил вопросы региональной безопасности и миссии США и НАТО в Афганистане. Заметим, что Уильям Бернс хорошо знаком с ситуацией в регионе, и встречи с ним, как правило, не ограничиваются лишь обсуждением самых общих вопросов.

Так, 13 июля 2009 года он встретился в Ташкенте с президентом Узбекистана Исламом Каримовым. Встреча проходила в присутствии нынешнего посла США в России Майкла Макфола. Об этой беседе высокопоставленные американцы доложили в Вашингтон в секретной депеше, которая после была опубликована «Викиликс». КП цитировала некоторые интересные фрагменты этого документа, который, возможно, обрисовывает круг проблем, которые были затронуты и на прошедших консультациях: «Беседа длилась 3 часа. Президент Каримов заверил Бернса, что он хочет начать новую страницу американско-узбекских отношений и работать вместе над восстановлением доверия на основе общих интересов. Говоря об Афганистане как основной проблеме безопасности, Каримов заявил, что надеется на США, а не Россию для восстановления стабильности в этой стране. Каримов долго и одержимо рассуждал об «имперских амбициях» России в Центральной Азии. При этом неоднократно просил, чтобы США «не заключали сделки с Россией за его спиной»...

По его словам, Россия не желает, чтобы Узбекистан и вся Центральная Азия имели доступ к портам и рынкам Ирана и Южной Азии. А мир в Афганистане даст именно это. Он также заверил, что Россия не хочет, чтобы американские инвестиции шли в Афганистан, - это также будет возможно, только если наступит мир.

Каримов сказал, что соглашение между США и Узбекистаном о коммерческом транзите нелетальных военных средств в Афганистан стало важным логичным шагом… Однако его настораживает соглашение США и России о транзите боевых вооружений. Он подчеркнул, что Россия просто делает вид, что готова помочь, а на самом деле русским доверять нельзя. В итоге российский вклад окажется гораздо меньше, чем казалось вначале. Сам он был вынужден пойти на сотрудничество с Россией с большой неохотой в 2005 году. События в Андижане и «информационная война», запущенная Западом, «заставили» его обратиться к Москве и Пекину за поддержкой.

Каримов жестко раскритиковал цели русских на территории бывшего СССР. Он обвинил Россию в том, что Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) была создана, чтобы выполнять роль «анти-НАТО». По его словам, у ОДКБ всего три цели: способствовать доминированию России на постсоветском пространстве, обеспечивать многонациональное прикрытие для нападения российских сил на проблемные страны вроде Грузии и Украины и размещать российские войска в Центральной Азии на постоянной основе.

Затем он обвинил русских в планировании терактов с участием смертников с киргизской территории. Он утверждает, что нападение на Андижан было «сигналом» Узбекистану: «если вы не присоединитесь к силам немедленного реагирования ОДКБ, будет еще больше подобных атак». Тем не менее Каримов настаивает, что Узбекистан на это не пойдет».

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан направил письмо Узбекистану о возобновлении поставок газа в 2014 году
2013-12-10 11:35 ИА Фергана.Ру

Таджикистан направил официальное письмо Узбекистану о сотрудничестве в газовой сфере, в частности, о возобновлении поставок природного газа в 2014 году, сообщает Авеста.tj. По словам генерального директора ОАО «Таджиктрансгаз» Сайдахмада Шарофуддинова, есть надежда на получение положительного ответа. «Если ответ окажется положительным, то сразу начнем переговоры по вопросу контракта на поставки газа», - отметил глава «Таджиктрансгаза».

Напомним, что в конце декабря 2012 года Узбекистан полностью прекратил поставки природного газа в Таджикистан. Множество таджикских предприятий оказались на грани остановки, более 130 промышленных предприятий Таджикистана перешли на уголь, в связи с чем правительство республики запретило экспорт угля.

Сообщалось, что переговоры о возобновлении поставок велись с начала 2013 года, но они не дали результатов: Ташкент не отвечал на письма Душанбе.

В октябре 2013 года источник в правительстве Таджикистана сообщил Азии-Плюс, что переговоры с Узбекистаном по поводу поставок газа в 2014 году возобновятся, но тоже будут носить письменный характер. «Будет ли ответ узбекской стороны положительным, мы не знаем, но попытаться стоит. Что касается газораспределительной инфраструктуры, то она сегодня поддерживается специалистами «Таджиктрансгаза» и будет готова к работе по факту поступления топлива», - отмечали в правительстве Таджикистана.

В течение 2012 года Таджикистан импортировал 125 млн. кубометров природного газа, вместо 145 млн. кубов, запланированных ранее, по цене $300 за 1 тыс. кубометров. Природный газ в основном использовался в промышленности республики, населению страны подача природного газа была приостановлена из-за дороговизны топлива.

Душанбе, однако, ищет и другие пути получения газа - если не узбекского, то туркменского. В ноябре этого года Таджикистан и Китай приступили к переговорам о создании совместного предприятия (СП) по строительству газопровода Туркменистан-Афганистан-Таджикистан-Китай, сообщает ТаджикТА. Китайская компания Trans-Asia Gas Pipeline Co Ltd будет работать со всеми странами, по территории которых пройдет газопровод.

Межправительственное соглашение о строительстве газопровода из Туркменистана в Китай через территорию Таджикистана было подписано в сентябре 2013 года в ходе саммита глав государств-членов ШОС. Реализация этого проекта позволит привлечь более $3 млрд. прямых инвестиций Китая в экономику Таджикистана.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное