Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан: Опера Бетховена <<Фиделио>> - в стиле Фейсбука и Одноклассников



Узбекистан: Опера Бетховена «Фиделио» - в стиле Фейсбука и Одноклассников
2013-12-12 16:17 ИА Фергана.Ру

В Ташкенте прошла необычная премьера оперы «Фиделио» - единственной оперы Людвига ван Бетховена, написанной первоначально в 1805 году и отредактированной автором в 1814 г.


Необычность заключается, во-первых, в том, что премьера проходила не в знаменитом Ташкентском академическом оперном театре имени А.Навои (он вот уже четыре года как закрыт в связи с реконструкцией), а на сцене Академического Русского театра драмы, по привычке называемом «театром Горького». Много необычного было и в самой постановке.

Ввиду отсутствия в театре оркестровой ямы, Симфонический оркестр солистов оркестров Узбекистана под руководством дирижера Камолиддина Уринбаева был рассажен прямо в партере. Зримое присутствие музыкантов, оказавшихся практически на сцене, придавало действию дополнительную энергетику, как в эпоху создания оперы

Во-вторых - и это самое главное, режиссер-постановщик Георгий Дмитриев (он же исполнитель партии Роккано) перенес действие оперы из XVII-го века в век XXI. Видимо, сказался опыт работы Дмитриева в театре «Ильхом».

Сам Бетховен писал оперу по драме французского драматурга Жана-Николя Буйи «Леонора, или Супружеская любовь». Опера написана Бетховеном в традициях «оперы спасения», то есть, по следующей схеме. Главный герой, борец за правду, заточен в тюрьму неким тираном, облеченным властными полномочиями. В результате самоотверженных действий героя и его последователей (или, говоря современно, - «фолловерами»), а также благодаря вмешательству deus ex machina (в данной опере – мистического Министра), узник освобождается, а гуманистические идеи торжествуют.

По оригинальному сценарию, действие происходит в тюрьме, и главными героями являются узник, его спасительница жена и тюремщики во главе с Тираном. По мнению же Георгия Дмитриева, самая что ни на есть тюрьма XXI-го века – это социальные сети. Действие происходит в офисе компании социальной сети Fidelio, управляемой Пиззарро (Джабраил Идрисов). Пиззарро - тот самый современный тиран - кидает своего оппонента Флорестана в тюрьму, избивает своего помощника Роккано, когда тот не хочет убивать Флорестана, потому что «убийство не входит в его обязанности».

Роккано (Г.Дмитриев) , который по либретто является тюремщиком, здесь предстает в образе одного из топ-менеджеров компании.

Вместо декораций на задник сцены и на стены зрительного зала проецируется веб-страница «сети Fidelio», выдержанная в стиле Фейсбука.


По странице бегут слоганы сети: «Fideliо – мир твоей свободы», «Fideliо – живи на яркой стороне», и т.д. Такое оформление, а также проецирование диалогов на русском языке (певцы пели на немецком) сразу же сделало понятным содержание оперы для молодежи.

«Бетховен – конечно, гений. Написал всего-лишь одну оперу, но так, как будто ещё двести лет назад предвидел появление недобросовестных модератов, которые вовлекают доверчивых юзверей в свои сообщества разговорами о том, что, мол, мы будем менять общество в лучшую сторону, мы вместе построим институт гражданской самосознательности, а потом нагло ими манипулируют (вовлекают в лайконакрутчики своих реклам, используют как дармовых комментофлудеров, а сами за кулисами срубают печенюшки», - комментирует представление один из юных зрителей.


Узник же Флорестан (Умид Исроилов) заключен в серверную, а страдает он за то, что разоблачил Пиззарро в шпионаже за пользователем. По либретто, хор – это либо тюремщики, либо солдаты, либо узники. В ташкентской же постановке (тут поет Хор музыкальной театральной студии при консерватории) – это сотрудники компании. Они дрожат перед своим боссом Пиззарро, «наезжают» по его приказу на пытающегося ослушаться Роккано. В антракте хор не отдыхает, а ходит по залу, и вглядываясь в зрителей, что-то записывают в папочку.

В конце, когда босса разоблачили, дружно скидывают майки ненавистной компании Fidelio и … натягивают майки социальной сети Fernando. По стене бегут титры сети Fernando в стиле « Одноклассников.ру»: «Fernando – мир твоей свободы», «Fernando – живи на яркой стороне»...


«Очень рада, что наконец-то в Ташкенте стали ставить оперы по-современному. Опера ведь старое искусство. Музыка Бетховена - великолепна, но либретто уже устаревшее, для нас оно настолько наивное, что вызывает только смех. А такая подача этой оперы может привлечь к этому жанру и к неувядающей музыке Бетховена молодежь. Особенно приятно то, что все певцы очень молоды», - говорит одна из зрительниц.

Международное информационное агентство «Фергана»



Великий Шейх Саудовской Аравии резко осудил действия террористов-смертников
2013-12-12 17:04 ИА Фергана.Ру

Верховный (Великий) муфтий Саудовской Аравии - самый высокий религиозный авторитет в стране - снова осудил теракты-самоубийства как тяжкие преступления, вторично озвучив свою позицию в более резких выражениях, передает Аль-Джазира.


Саудовский мусульманский авторитет, чьи взгляды оказывают существенное влияние на радикальных мусульман, уже высказывал свое осуждение в адрес террористов-смертников после 2011 года, но его свежие комментарии, опубликованные в четверг, прозвучали еще резче.

«Убийство самого себя является тяжким преступлением и тяжким грехом, - заявил шейх Абдул Азиз аль-Шейх (цитата по газете Аль -Хаят). - Те, кто убивают себя взрывчаткой, преступники, которые спешат проложить себе путь в ад».

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное