Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Оправданного узбека-гражданина России вновь хотят посадить за решетку, боясь волнений?



Кыргызстан: Оправданного узбека-гражданина России вновь хотят посадить за решетку, боясь волнений?
2013-01-22 08:39 ИА Фергана.Ру

Как утром во вторник стало известно «Фергане», в Кыргызстане полностью оправдан гражданин России, этнический узбек Шамшидин Ниязалиев, в октябре минувшего года осужденный пожизненно в рамках так называемого «дела Санпа» в дни июньских беспорядков 2010 года (подробности — в статье «Асимметричное правосудие» в Кыргызстане). 

Адвокат подсудимого Татьяна Томина рассказала «Фергане», что апелляционная жалоба по данному делу рассматривалась в Джалал-Абадском областном суде, который оправдал его по всем эпизодам. Напомним, Ниязалиева обвиняли в участии в массовых беспорядках, убийстве, разбое, незаконном хранении оружия, уничтожении имущества. Ниязалиев был лишь оштрафован на 3200 долларов США за то, что, имея российский паспорт, он незаконно передвигался по территории Киргизии.

«Оправдали Ниязалиева за недоказанностью вины, так как в деле было много фальсифицированных следователем документов. А потерпевшие вообще не пришли на заседание. Как только Ниязалиеву был зачитан оправдательный приговор, он отправился домой в Сузак. Однако тотчас же к нему домой пришли конвоиры и заявили, что он должен явиться в РОВД по указанию начальника. Мы (я и второй адвокат Ниязалиева Улугбек Усманов) ответили, что наш подзащитный оправдан и никуда не поедет. Некоторое время спустя в дом к Ниязалиеву приехал уже лично начальник РОВД Сузака, чтобы забрать его к себе. «На каком основании он должен ехать?», - спросили мы. «Мне надо чтобы он расписался в журнале, что он не имеет к нам претензий о том, что у него в ИВС остались вещи», - ответил милиционер. «Где есть такое положение?», - вновь спросили мы. «Это мое положение», - ответил милиционер. Вот так его пытались затащить в РОВД», - рассказала Томина.

«Некоторое время спустя в дом к Ниязалиеву приехал начальник уголовного розыска Сузакского РОВД и сотрудник прокуроры Сузакского района. Эти люди потребовали, чтобы оправданный вернулся в РОВД. В качестве аргумента начальник РОВД Сузакского района полковник милиции Алмаз Малабаев заявил, что, мол, завтра из-за оправдательного приговора поднимется толпа и кто ее будет останавливать, вы? На что я им ответила, что это их работа: объяснить населению, что человек оправдан. Тогда они нам заявили, что Ниязалиев в течение 10 дней не должен никуда выезжать, так как могут подать апелляционную жалобу на решение судьи. На что я возразила, что жалоба уже рассмотрена и человек оправдан. Мы сошлись на том, что сегодня в 10 утра Ниязалиев должен придти в РОВД и что-то там подписать».

Адвокат опасается, что Ниязалиева могут снова «закрыть». «Нет гарантии, что Ниязалиев после привода в РОВД будет отпущен. Мы опасаемся, что могут сфальсифицировать новые обвинения в отношении Ниязалиева, чтобы арестовать его».

«Фергана» дозвонилась до начальника РОВД Сузакского района, полковника милиции Алмаза Малабаева. Малабаев рассказал, что накануне после пяти вечера он узнал, что Ниязалиева освободили в зале суда и тот поехал прямо домой. «Конвой об этом мне не сообщил и справку об его освобождении не предоставил. А у меня-то он еще числился как арестованный. Я выехал к Ниязалиеву домой, а там уже были два его адвоката. Я представился, сказал, что мне нужна справка, что хочу поговорить с Ниязалиевым, взять справку, что он жалоб не имеет, чтоб вещи свои забрал. Адвокаты мне ответили, что это должен был сделать конвой. Мы решили, что подписать справку Ниязалиев придет сегодня утром. Но он что-то не пришел».

Слова о том, что якобы освобождение Ниязалиева может привести с недовольству жителей, милиционер опроверг, заявив, что он все время «на посту». Более того, Малабаев обещал поговорить с участковым для недопущения каких-либо инцидентов.

Тем не менее, учитывая то, что Ниязалиев - гражданин России, адвокаты обратились за поддержкой к Генеральному консулу Российской Федерации в Оше и рассказали о произошедшем. Реакция консульства пока неизвестна. «Фергана» продолжает следить за развитием событий.

Международное информационное агентство «Фергана»



Глава Погранслужбы Кыргызстана: На границе с Узбекистаном не согласовано еще 200 километров земли
2013-01-22 10:06 ИА Фергана.Ру

Токон Мамытов
На узбекско-киргизской границе еще не согласовано 200 километров, это 58 земельных участков, сообщил в интервью «Азаттык» (киргизской службе Радио Свобода) новый председатель Государственной пограничной службы Кыргызстана Токон Мамытов.

По его словам, общая длина границы с Узбекистаном составляет 1373 километра (по другим источникам – 1378). Из них уточнено 1100 километров.

Мамытов пояснил, что проблема с согласованием границ сохраняется, в частности, из-за того, что «Узбекистан поднимает карты 1924-26 годов, а мы требуем работать по картам 1956-58 годов, здесь и возникают споры».

Другой причиной является позднее включение Киргизии в процесс решения приграничных вопросов.

«После развала Союза 15 стран, состоявших в нем, приступили к решению трех проблем: экономические, политические и приграничные вопросы. В то время между государствами и границы-то не было. Когда [другие республики] приступали к решению проблем границ, Кыргызстан немного отстал. Причина в том, что решались внутриполитические вопросы, а проблемы границ остались незамеченными. Например, соседние страны создали пограничные службы, а мы доверили охрану границ России, и только после их ухода создали это ведомство. Вот такие недостатки и являются причинами нынешней ситуации», - отметил глава киргизской Погранслужбы.

По его словам, пока границы с соседями не будут согласованы, здесь будут происходить приграничные конфликты. Поэтому сейчас необходимо усилить служебную и военную дисциплину для обеспечения безопасности границы во время нештатных ситуаций. Но «для того чтобы требовать у пограничников дисциплину, необходимо обеспечить им социальную безопасность и хорошие условия. Это – хорошая зарплата, социальные компенсации, жилье, а солдатам - обмундирование и качественное питание», - перечислил Мамытов. Кроме того, на согласованных участках надо продолжать возводить инженерно-технические ограждения.

Напомним, что 16 января 2013 года в селе Чарбак начались работы по ограждению колючей проволокой 10 километров согласованного участка границы с узбекистанским анклавом Сох, где 5 января произошел конфликт между гражданами двух республик: жители узбекского села захватили в заложники киргизских сельчан. После освобождения кыргызстанцев в регионе введен режим чрезвычайной ситуации, заблокирована проходящая через анклав Сох дорога, которая соединяет западную и восточную части Баткенской области, а Кыргызстан принялся срочно строить объездную дорогу.

«В первую очередь необходимо комплексно рассмотреть причины конфликта в Сохе. Сейчас много говорят о том, что причиной конфликта стали проблемы, накопленные и нерешенные за последние 20 лет. Я тоже присоединяюсь к этому мнению... Вокруг Соха есть пять пограничных пропускных пунктов. Из-за закрытых границ наши села Божой, Таян, Согмент тоже страдают. В селе Божой даже ощущается нехватка продуктов питания. Хорошо, что правительство старается доставлять все необходимое вертолетами. Чтобы народ не мучился, акимы (главы администраций), губернаторы, командиры погранзастав с обеих сторон должны сесть, посоветоваться и открыть границы. Надо договориться, чтобы мы открыли три погранзаставы и они столько же. Необходимо решать этот вопрос. А если говорить о компенсации [со стороны Узбекистана пострадавшим в ходе конфликта], то некоторые уже ее получили. Будут еще переговоры, они будут еще выплачивать. Эти вопросы постепенно решаются», - заверил Токон Мамытов.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Вопрос о блокировке «Ферганы.Ру» будет рассмотрен на заседании парламента
2013-01-22 11:02 ИА Фергана.Ру

Отменить решение парламента Кыргызстана о блокировке сайта «Ферганы» предложил 22 января депутат Омурбек Абдырахманов на заседании комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке, культуре и спорту, сообщает 24.kg.

Абдырахманов отметил, что сайт был заблокирован по решению парламента, когда выносили итоги работы комиссии по трагическим событиям 2010 года на юге страны.

«Там был пункт о закрытии сайта. Было очень сложное время. Я далек от того, чтобы поддерживать все, что пишут на этом сайте, у них бывает перебор. Тем не менее, предлагаю отменить решение парламента. Тем более что новости сайта можно узнавать по «Фергана.com», - пояснил Абдырахманов.

Однако депутат Бодош Мамырова возразила, что сайт был заблокирован не из-за популистских публикаций.

«Одной из причин июньских событий стало то, что телеканалы «Мезон ТВ», «Ош ТВ» и сайт «Фергана» распространяли призывы к беспорядкам, - заявила Мамырова. -Население занималось своими делами, когда по телевидению начали говорить «Что вы сидите? Боритесь!» Тем более что на данный момент сайт все же продолжает выполнять свою работу. Я прошу Омурбека Абдырахманова не опираться на решение комитета, а выносить сразу на палату. Там и решим. А комитет не может на себя брать ответственность за дальнейшие действия сайта».

Члены комитета поддержали Мамырову и решили вынести вопрос на рассмотрение палаты.

Отметим, что парламентский Комитет по образованию, науке, культуре и спорту планировал рассмотреть вопрос по сайту «Ферганы» еще 15 января, но отложил его, поскольку основной докладчик Омурбек Абдырахманов находился в командировке.

«Я уже полгода добиваюсь рассмотрения вопроса об отмене парламентом пункта о блокировке «Ферганы». Да, признаюсь, депутаты сами за него проголосовали. Но надо учесть, что его принимали после «горячих событий», «южные» депутаты были агрессивны и мы не смогли защитить свободу слова. Сейчас депутаты остыли. Мы демократы, нравится нам или нет, что пишет сайт, должны дать ему возможность вещать», - рассказал депутат «Фергане».

Абдырахманов также сообщил, что в середине декабря он разговаривал с главой Государственного агентства связи (ГАС), по распоряжению которого сайт был заблокирован. «Он сказал мне, что они были вынуждены исполнять постановление ЖК. Добавил также, что если депутатам удастся его отменить, что они будут только рады разблокировать сайт и не будут судиться», - сказал депутат.

Напомним, 14 декабря 2012 года в Межрайонном суде Бишкека по искам информагентства «Фергана» и гражданина Кыргызстана, юриста Нурбека Токтакунова начался судебный процесс по делу о блокировке «Ферганы». Ответчиком является Государственное агентство связи при правительстве республики. На втором заседании 19 декабря судья постановила привлечь в качестве ответчиков парламент и правительство Кыргызстана. На третье заседание представитель Жогорку Кенеша пришел, а правительство прислало в канцелярию суда письмо, в котором говорится, что оно не видит необходимости в участии в этом процессе.

Следующее заседание суда по иску «Ферганы» и Нурбека Токтакунова назначено на 25 января.

Международное информационное агентство «Фергана»



Саид Нурси и Фетхуллах Гюлен в Центральной Азии: Влияние на религию и образование после распада СССР
2013-01-22 11:57 Фергана

Мы встретились с Байрамом Балджи в Московском Центре Карнеги, на семинаре, посвященном отношениям Турции со странами постсоветской Средней Азии. Мы попросили авторитетного исследователя ответить на наши вопросы о деятельности в этом регионе последователей Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена с периода после распада СССР и по сегодняшний день.

- Господин Балджи, в рамках исследований по Центральной Азии и Кавказу Вы на протяжении длительного времени изучали вопрос влияния Турции в этом регионе, и, в частности, религиозный характер этого влияния. Вы делаете различие между влиянием, исходящим от государства, и влиянием, исходящим от частных турецких кругов. Объясните, пожалуйста, что представляют собой два течения, представленные последователями Саида Нурси и последователями Фетхуллаха Гюлена. В чем разница между ними? Есть ли взаимосвязь между этими религиозными направлениями?

Вы правы в том, что начали с различия двух личностей, перед тем как перейти к описанию деятельности их последователей. Саид Нурси родился в 1876 году на востоке Турции, вблизи города Ерзурум. Под влиянием мистической формы ислама он стал в родной провинции влиятельным богословом. Общеизвестность он получил благодаря своей деятельности в ходе Первой Мировой войны на восточных фронтах в борьбе против России. В момент создания Турецкой республики на останках Османской Империи он трудился над тем, чтобы государственные органы уважали и чтили Ислам. По мнению некоторых исследователей, он выступал за принятие в новом государстве конституции, основанной на принципах ислама. Выражая, таким образом, точку зрения, абсолютно противоположную позиции Мустафы Кемаля Ататюрка с его светским и секулярным видением развития государства, он уходит из политики и создаёт мистическое направление, не имеющее никакого отношения к политике, единственной целью которого является укрепление набожности населения и строгое соблюдение им канонов религии.

Байрам Балджи
Байрам Балджи (Bayram Balci) - ученый из парижского Центра международных исследований, а также приглашенный ученый в вашингтонском офисе Фонда Карнеги за международный мир. Главной темой его исследований является Ислам в Турции, на Кавказе и в Центральной Азии. В 2006-2010 гг. Балджи возглавлял Французский институт по изучению Центральной Азии в Ташкенте (Узбекистан). Во время пребывания в данном регионе он также изучал роль влияния Турции и исламское возрождение в Центральной Азии. В настоящий момент он является директором редакционной коллегии журнала по изучению Центральной Азии «Les Cahiers d’Asie Centrale». Автор книги «Missionnaires de l'Islam en Asie centrale: Les écoles turques de Fethullah Gülen» (Издательство Maisonneuve & Larose, 2003 г.). Фото с личной страницы в Facebook
Направление едва не уходит в подполье, но постепенно набирает популярность по всей стране. Растёт число читателей его основополагающего произведения «Трактаты Света» (Risale i Nur), представляющего собой толкование Корана. Это произведение не носит политический характер, а содержит духовное послание. Единственной его целью является трактовка Корана и прочих основополагающих текстов Ислама, в частности хадисов. Саид Нурси умер в 1960 году, оставив после себя действующее по всей стране движение. Потом происходит раскол движения на несколько направлений, во главе каждого из которых стоит близкий Саиду Нурси последователь и чьим стремлением является распространение основополагающего произведения наставника, продвижение его идей в университетских кругах или образование населения. И одним из этих последователей и является Фетхуллах Гюлен. В то время он еще молод и не обладает влиянием, но уже харизматичен и выступает как проповедник. Он – единственный последователь, приоритетом которого становится образование, что и принесёт удачу его направлению.

- Расскажите подробнее о личности Фетхуллаха Гюлена и о том, что его связывает с Саидом Нурси.

- Фетхуллах Гюлен тоже родился в восточной Турции в 1938 году. Родом из консервативной семьи, его интересуют работы Саида Нурси, которого, он впрочем, никогда и не встречал. Его карьера начинается в Diyanet - Духовном управлении мусульман Турции. В городе Измир, где он занимает должность имама, он постепенно создаёт направление, чьей основной целью является предоставление детям эффективного образования. Движение «фетхуллачи» сосредотачивается на образовательных программах. С января 1980 в Турции начинается переход к рыночной экономике, что позволяет всем религиозным течениям, в том числе и движению Гюлена совмещать религиозные идеи, успешность в бизнесе и образовательные проекты. Движение «фетхуллачи» получает развитие по всей стране. Десятью годами позже открываются новые перспективы его развития за пределами страны. С распадом Советского блока независимость получают страны Прибалтики, Кавказа, Средней Азии и тысячи турецких организаций получают доступ к новым рынкам. В числе предпринимателей оказываются и сторонники идей Фетхуллаха Гюлена и его видения ислама.

- И как бы Вы охарактеризовали видение ислама Гюленом?

- Сложно в нескольких словах охарактеризовать его видение ислама. Коротко можно сказать, что он, как верный последователь Саида Нурси, следует направлению ислама, близкому к мистицизму и учениям Накшбанди, и далёк от политического ислама, проповедуемого с начала 1970 годов Неджметтином Эрбаканом. Гюлена, как и Саида Нурси, беспокоят вопросы образования мусульман и их интеграция в современном мире. Он стремится посредством образования сформировать поколение современных людей, привязанных к своим традициям и религиозным ценностям.

- Вы - один из современных исследователей, сравнивших движение Гюлена с известными на западе иезуитскими идеями...

Саид Нурси
Саид Нурси
- И в самом деле, деятельность этого направления как в Турции так и в Центральной Азии, о чём я и буду говорить, представляет интересные аналогии с иезуитскими идеями. Я думаю, что, иезуитские идеи выступали образцом для Фетхуллаха Гюлена в его образовательных проектах. Не будем забывать, что в Турции вся элита на закате Османской империи, то есть и та, которая основала республику, получила образование в учреждениях, созданных представителями Запада, в числе которых значились и миссионеры, и иезуиты. Возможно, именно такая модель и становится образцом в образовательных проектах Гюлена, подобно знаменитым западным образовательным учреждениям, представленным в Турции, таким как: Роберт-коллледж (le Robert College), лицей Галатасарай, лицей Святого Бенедикта (Saint Benoit), лицей Богоматери в Сионе (Notre Dame de Sion), и т. д. . И поэтому я думаю, что Фетхуллах Гюлен выступает как мусульманский преобразователь, mujtahid, взявший за образец христианскую и иезуитскую модели образования, чтобы реформировать исламское общество и дать ему возможность найти свою нишу в современном мире. Целью школ становится формирование современного мышления, способного совмещать в современном мире духовность и универсальные ценности, такие как демократия и защита прав человека. Школы становятся своего рода лабораторией этого синтеза как в Центральной Азии и на Кавказе - регионах, близких по культуре к Турции, - так и в остальной части мира. Примером является открытие турецких школ этого движения во всём мире, в Азии, в США.

- Нас особенно интересует деятельность этих движений в Центральной Азии. Можете ли вы охарактеризовать обстоятельства, при которых они появились в Центральной Азии после распада СССР?

- Чтобы понять процесс проникновения школ Гюлена в страны Центральной Азии, следует вернуться в ту эпоху. Их внедрению способствовали несколько обстоятельств. Во-первых, политический контекст. Всё, что было связано с Турцией, всё, что прибывало из Турции, пользовалось в Центральной Азии успехом. А в Турции власти того времени и сам Тургут Озал (в то время — президент Турции) поддержали образовательные программы предпринимателей и преподавателей, близких по духу к Гюлену в своем стремлении создавать школы в Центральной Азии. И, наконец, в каждой из центральноазиатских республик после распада СССР и кризиса всей образовательной системы люди остро нуждались в образовательных проектах. В таком положении высоко ценилось сотрудничество с зарубежными партнёрами, в числе которых значились и турецкие школы.

- Что последователи Нурси и Гюлена сделали за эти двадцать лет в всей Центральной Азии?

- Последователей Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена надо четко различать. При том, что Гюлен и его последователи являются, в некоторой степени, продолжателями деятельности Саида Нурси, они основали отличимое от изначального движения, своё собственное направление. В Центральной Азии последователи Нурси, верные классической трактовке его произведения «Трактаты Света», сильно отличаются от последователей Гюлена, которые составляют на сегодняшний день отдельное направление. Последователи Нурси проводят чтения и распространение учений Саида Нурси. Их немного и их влияние невелико. Не располагая специализированными образовательными учреждениями, медресе и школами, они проводят религиозные собрания на квартирах. Я повторяю, что их немного, и их влияние на местные общества незначительно, даже если некоторые СМИ и некоторые исламофобы (опасающиеся любой формы ислама) утверждают обратное.

Фетхуллах Гюлен
Фетхуллах Гюлен. Фото обложки одной из книг Гюлена.
И, наоборот, движение Гюлена получило иное развитие. С 1992 по 2000 год по всей Центральной Азии открылось около сотни образовательных учреждений . Но в 2000 году школы начали закрываться, в частности, в Узбекистане. На сегодняшний день, около 30 лицеев и один университет действуют в Казахстане; около десяти лицеев и один университет - в Кыргызстане ; около десяти школ - в Таджикистане, и один лицей и один университет - в Туркменистане, где недавно их число также было сокращено. В 2011 г., в Туркменистане почти все школы последователей движения Гюлен были преобразованы в государственные школы, за исключением лицея Тургута Озала и Туркмено-турецкого университета, которыми руководят последователи движения.

Коренное отличие этих двух движений в том, что последователи Нурси являются составной частью исламского движения, которые распространяют в Центральной Азии классическое учение «Трактатов Света», в то время как последователи Гюлена, посредством своих школ, распространяют идеи Гюлена, что вносит свой вклад в реисламизацию секулярного населения, испытавшего на себе 70 лет советской антирелигиозной пропаганды. Однако, следует отметить, что школы с самого начала не являлись местом какой бы то ни было радикальной религиозной деятельности. Образовательные программы находятся под строгим контролем местных властей, следящих за обеспечением секулярного преподавания предметов. Религиозная деятельность проистекает на стороне, во внеурочное время.

Постепенно, в то время как школы Гюлена разрастаются в современном секуляризированном образовательном пространстве, и в то время как нарастает недоверие правительств к религиозным движениям извне, кажется, что последователи Гюлена всё больше отходят от религиозной деятельности, с тем, чтобы обеспечить себе долгосрочное присутствие на центральноазиатской территории. Иначе говоря, сегодня школы полностью секулярны, не имеют ничего общего с религией, и даже вне занятий распространение религиозного мышления больше не является основной целью.


Фото автора

- В таком случае, если за школами не скрываются медресе и во внеучебное время последователи Гюлена не занимаются распространением религии, каково религиозное значение их деятельности в Центральной Азии?

- Если вы зададите этот довольно существенный вопрос Гюлену и его последователям, то они вам ответят, что их деятельность носит исключительно гуманистический характер, что их желанием является внесение вклада в развитие человечества посредством современного образования для молодого поколения, во всех странах мира, в том числе и в неисламских государствах. И, таким образом, вот уже в течение нескольких лет они открывают школы в Индии, в США, в Японии, в Африке, даже в Грузии. Я считаю, что в их ответе просматривается искренность, являющаяся неотъемлемой частью универсалистской стратегии данного предприятия. И, здесь, чтобы понять деятельность Фетхуллаха Гюлен, следует вернуться к параллели, которую я провёл в начале нашей беседы, - параллели с иезуитскими идеями. Как и иезуиты, создавшие движение христианского значения, но универсалистского призвания, так же и Фетхуллах Гюлен основал движение исламистское, но с универсалистскими целями.

Фетхуллах Гулен, основываясь на собственном представлении ислама, создал направление, которое я назвал бы постисламистским. Ему сложно убедить окружающих в своей искренности, заявляя, что целью его школ является распространение послания мира и братства, что современное образование важнее классического образования в медресе, и что школа для мусульман превосходит по значимости мечеть. Почему? Я считаю, что главная причина в том, что на Западе, как и на Востоке, мы ещё не готовы признать тот факт, что исламистское движение может придавать настолько большое значение современному образованию, лишённому религиозного характера и способно успешно распространять это образование как в мусульманских, так и в немусульманских странах. Мне не известно ни одно другое исламское направление, открывшее такое количество светских школ по всему миру. Успех последователей Фетхуллаха Гюлена является единичным примером в современной истории и в исламском мире. К тому же мне не известно ни одно другое исламское движение, которое выступало бы за мир и диалог с другими религиями, как это делают его последователи на всех континентах. Их подход настолько противоречит нашим стереотипам, что появляется сомнение в искренности их мессиджа, но сам факт существования этого намерения придаёт Фетхуллаху Гюлену и его движению исключительный характер. И то обстоятельство, что это движение зародилось в исламской стране, такой как Турция, подтверждает исключительность этого направления в исламском мире.

Преимуществом Гюлена является то, что он превзошёл классические методы распространения ислама через проповедническую деятельность. Он является частью постисламистского движения, которое посредством современного образования и деятельности, направленной на развитие в странах с переходной экономикой, передаёт положительный образ ислама, чтобы он стал более притягательным на международном уровне.

- Вернёмся к Центральной Азии. Как Вы думаете, каковы цели Гюлена в этих странах?

- Сложно дать ответ на этот вопрос, я сам часто задавал его руководителям школ в Центральной Азии и значимым личностям движения Гюлена в Турции, но так и не получил полностью удовлетворяющего меня ответа. Турецкие СМИ также неоднократно задавали Гюлену вопрос о цели школ в Центральной Азии. И его ответы время от времени менялись. Сначала, то есть в ранние девяностые, целью школ было, согласно Гюлену, «вернуть Центральной Азии моральный долг Анатолии». И в самом деле, в своих трудах и беседах он высказывает точку зрения, что Анатолия, в прошлом, прибегла к моральной и духовной поддержке Центральной Азии, в том смысле, что Анатолия благодарна ей за её ислам и за некоторых великих учёных. Однако эта же Центральная Азия, cчитает он, была колонизирована, подчинена и лишена своего легитимного права свободно исповедовать ислам. Сегодня, благодаря независимости этих стран, Анатолия должна, считает Гюлен, помочь Центральной Азии в восстановлении ей исламского самосознания. Такой аргументация цели лицеев Гюлена преобладала на протяжении целого десятилетия. На самом деле, по мере того как движение приобретает всё более глобальный характер, разъясняя цели присутствия школ, Гюлен приводит всё более универсалистские доводы, менее исламские. Точнее, их деятельность сегодня основывается уже не на религиозной взаимопомощи, а на универсалистском мышлении, опирающемся на желание оказать услугу, hizmet, международному сообществу вне зависимости от культуры, расы и религии.

Я считаю, что изначально направлением двигали более религиозные намерения. По мере распространения движения по всему миру более универсалистская риторика вышла на первый план. Но, во всяком случае, руководителями этого направления движет стремление формировать элиты будущего и через них оказывать влияние во всех странах мира, где они представлены. Как и всякое религиозное течение, сообщество Гюлена желает расширить число своих последователей и своё влияние. И в этом оно действует как любая религиозная организация, будь она христианской либо исламской. Исследователей поражают масштабы представленности этого исламского движения на международном уровне, то, что с каждым днём оно оказывает всё большее влияние и набирает всё большее число сторонников без прозелитизма. И в самом деле, и я ещё раз подчёркиваю тот факт, что во всех странах, где они представлены, лицеи Гюлена не стремятся к обращению студентов в ислам. И это удивительно для исламской организации, ведь известно, насколько важен в исламе долг содействия распространению dawa или tabligh, то есть распространение послания Аллаха среди новообращённых мусульман. И в этом парадокс, загадка, придающая преимущества этому движению, и в то же время вызывающая подозрения тех, кто наблюдает за их деятельностью со стороны.

- Как это можно объяснить?

- Фетхуллах Гюлен - исламский лидер, являющийся частью постисламизма. Его движение - не классическая организация основанная на фундаменте медресе, но - на предоставлении о современном образовании и на вере в необходимость диалога с другими религиями. Мне кажется, именно через эти принципы он стремится к выполнению цели, состоящей в служении исламу, содействуя улучшению его репутации. И я возвращаюсь к той мысли, о которой я упоминал ранее, к тому что он руководствовался идеями неисламской организации, ордена иезуитов, стремясь, чтобы ислам стал в мире таким же современным и активным. Вначале миссионерские христианские организации занимались только проповедью религии, их деятельность носила исключительно религиозный характер. Но позже они смогли найти более «гуманистические» формы, преодолев религиозные стереотипы. Деятельность существующих на сегодняшний день иезуитских организаций уже не так связана с религий, как это было в давние времена. Иезуитские школы, например, те, которые были открыты в исламских странах, в том числе в Турции, смогли отойти от религии, чтобы распространить образование, основанное на светских нормах и ценностях. Мне кажется, что направление Гюлена перенимает и внедряет именно этот опыт. Сегодня это направление постепенно отошло от религиозной пропаганды и приобрело более гуманистические очертания, но всё с той же целью - служения исламу. Доказательством тому является именно отсутствие проповеднической деятельности (прозелитизма) в школах, открытых последователями Гюлена в неисламских странах или в странах, где ислам присутствует частично.


Фото автора

- Но противники Гюлена считают, что целью движения является стремление к власти.

- И в самом деле, как и иезуитская организация, движение Гюлен является элитистским, стремится к распространению влияния везде, где оно представлено, и всегда остаётся немного секретным, в частности - внутренняя деятельность и устройство организации. Целью школ является формирование элиты, способной оказывать влияние в будущем и таким образом усиливать и влияние самой организации. При этом тайн со временем становится меньше. Организации больше не нужно защищаться от кемалистской системы безопасности. На протяжении 70-ых и 80-ых годов турецкое государство, выступавшее гарантом кемалистской светской модели общества, имело привычку вмешиваться в общественную жизнь страны, чтобы не допустить образования религиозных сил, способных поставить под удар светскую модель государства. Последние десять лет прогрессивная демократизация турецкого общества и ослабление кемалистской системы придаёт импульс движению к открытости, которое, на мой взгляд, относительно, особенно в том, что касается всё ещё неясной субординации в управлении движением.

Несмотря на отсутствие прямого обучения исламу в школах Гюлена, его движение посвящает студентов в некую философию, в исламскую этику, что является отражением современного умеренного ислама и вполне совместимого с национальными и секулярными идеологиями каждой центральноазиатской страны. Это также в некоторой степени и ислам, представляющий имидж Турции и родство ее культуры со странами Центральной Азии. Речь идёт не о пантюркизме в понимании националистической политической идеологии, а скорее всего о привлечении внимания к турецкой культуре.

- Как воспринимается движение Гюлена жителями Центральной Азии?

- Следует отличать несколько моментов. Широкая общественность всё ещё не очень хорошо знакома с движением Фетхуллаха Гюлена, но ценит «турецие школы». Успехи этих школ и та подготовка к поступлению в университеты, которую они обеспечивают, говорят многое об их репутации. Что касается местных властей, то у них складывается прагматическое отношение к хорошо знакомому им направлению. Они ценят услуги в сфере образования и следят при этом за тем, чтобы религиозная деятельность не вмешивалась в образовательный процесс. Руководство школ в каждой стране строго подчиняется законам, так как сознают, что они находятся под постоянным контролем и от этого зависит то, как долго они смогут работать.

- Говорят, что в некоторых странах школы начинают закрывать.

- Это правда. В Узбекистане все школы закрылись в 2000 году, но это произошло в момент ухудшения турецко-узбекских связей, что напрямую не имело отношения к деятельности школ. Сегодня Ташкент настроен враждебно в отношении всех идей, исходящих от Турции, будь они религиозными или иными и вне зависимости от того, кто их распространяет, государство или частные организации. Даже турецкие телесериалы, ранее столь популярные в Центральной Азии, были окончательно запрещены к показу в Узбекистане в 2012 году, хотя в них нет никакой религиозной составляющей.

В Туркменистане число школ также значительно сократилось. Новый президент Гурбангулы Бердымухаммедов, хотя и не относится враждебно к Турции, национализировал 11 из 12 лицеев, притом что в реальности работают только один лицей Тургута Озала и Туркмено-турецкий университет. Страна желает продемонстрировать, что способна обеспечить себя в плане образования самостоятельно. Я подчеркиваю, что закрытие этих школ не сопровождалось ухудшением отношений между туркменским правительством и руководством школ. Имел место диалог, в котором туркменские власти дали понять, что они уже способны самостоятельно регулировать образование населения. Тем не менее, я думаю, что закрытие школ некоторым образом связано с приходом к власти в Анкаре исламо-консервативной партии AKП, до недавнего времени считавшейся близкой к Гюлену, и воспринимающаяся в регионе как консервативное движение. И, наконец, возникает подозрение: не является ли это недоверие к школам признаком опасений в отношении того, что Турция за последние десять лет оказывает всё большее влияние в регионе. Именно по этой причине, например, в России, где движение получило большое развитие, закрылись все близкие к Гюлену образовательные учреждения, а распространение идей Саида Нурси было объявлено вне закона. Но при этом в других странах, в Казахстане, в Кыргызстане, в Таджикистане и в Азербайджане деятельность школ продолжается без особых трудностей.


Фото автора

- Каковы отношения между движением Гюлена и турецкой дипломатией в Центральной Азии?

- В этом плане за прошедшие двадцать лет многое изменилось. В начале, когда школы открывались в Центральной Азии, турецкие дипломаты находились в замешательстве по отношению к деятельности Гюлена. Воспитанные в идеях кемализма, дипломаты до сих пор испытывают недоверие к идеям движения Гюлена. Тем не менее прагматизм быстро приходит на смену недоверию. Понимая значимость вклада школ в распространение своего языка и культуры в регионе, турецкая дипломатия морально поддерживает деятельность Гюлена.

- Каковы итоги двадцатилетней деятельности школ в Центральной Азии. Сыграли ли они какую-то роль в формировании новой элиты в каждой стране?

- Пока сложно подвести точные итоги влияния деятельности школ на общественную жизнь в Центральной Азии, тем более, что эти результаты в разных странах неоднородны. Следует детально проследить за выпускниками школ, за их профессиональной деятельностью. Несмотря на то, что такие исследования уже начаты, на сегодняшний день они пока не завершены и не дали исчерпывающих ответов. Незначительное количество таких школ в каждой стране пока не выпускает достаточное число учеников для формирования влиятельной элиты, способной оказывать сильное воздействие на общество и осуществлять в нём преобразования. Например, в Казахстане, где движение развито довольно сильно, работает всего тридцать одна школа и один университет, а население страны составляет 17 миллионов человек. Даже при том, что последователи Гюлена не стремятся к замещению государственной системы образования, их усилия и успех не выходят за определённые рамки. Но в администрациях Казахстана, Туркменистана и Киргизии выпускники турецких школ уже работают.

Вместе с тем, не следует считать, что лишь движение Гюлена способно оказывать влияние на молодёжь в этих странах, которые наладили сотрудничество в области образования и с западными странами. Например, Казахстан сформировал свои высококвалифицированные управленческие кадры за границей благодаря стипендии «Болажак», а Узбекистан - при помощи программы «Умид». Таким образом, значимость и влияние турецких школ на центральноазиатские общества является относительной даже, если, я повторяю, мы пока не располагаем всеми данными.

Мне хотелось бы подчеркнуть важный момент: одной из целей движения Гюлен является укоренение в странах, где оно представлено. Однако, при том, что к движению примыкает всё большее число сторонников в Казахстане, Таджикистане, Туркменистане, основная их часть приходится на самих турков, привязанных к Турции. К слову сказать, Гюлену ещё не удалось достичь уровня такой организации как, к примеру, Джамаат Таблиг, зародившейся в Индии и разросшейся до международных масштабов.

- Об этом мы поговорим в нашей следующей беседе, которая и будет посвящена деятельности движения Джамаат Таблиг в Центральной Азии. Спасибо большое.

Беседовал Даниил Кислов. Москва, 13 декабря 2012 г, Вашингтон, 6 января 2013. Перевод с французского © «Фергана.Ру»

Международное информационное агентство «Фергана»



Россия: УФМС пообещало журналисту из Узбекистана выдать вид на жительство
2013-01-22 12:13 ИА Фергана.Ру

Станислав Микрюков
Начальник Управления Федеральной миграционной службы (ФМС) по Томской области Александр Романов пообещал выдать уроженцу Узбекистана, журналисту Станиславу Микрюкову вид на жительство, сообщает PublicPost.

Как рассказал Микрюков изданию, на беседу в УФМС журналист был вызван после выступления на собрании комиссии по межнациональным отношениям думы города Томска.

«Был у начальника УФМС Томской области Александра Романова. Пообещал мне отменить РВП и выдать вид на жительство в феврале. Правда, пока не знаю, сдержит ли свое слово. Меня «кидали» в УФМС Томской области уже столько раз, что никаким словам я не верю», - рассказал Микрюков.

Между тем, как сообщает НИА Томск, 22 января уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова встречалась с Романовым и Микрюковым. Поводом для встречи стало обращение журналиста к томскому омбудсмену о получении им уведомления УФМС о его депортации из страны.

По словам представителя омбудсмена, Нелли Кречетова сделала запросы в УФМС по Томской области и Консульство Республики Узбекистан в городе Новосибирске относительно ситуации Микрюкова.

«Как следует из ответа Генерального консула в Новосибирске, без письменного обращения гражданина на имя президента Республики Узбекистан и соответствующего президентского Указа гражданство не может быть утрачено автоматически. Стало быть, он [Микрюков] имеет данное гражданство. Кроме того, по данным УФМС по Томской области, у них имеется единственное заявление Станислава Микрюкова относительно оформления российского гражданства, в котором он лично отмечает, что ранее не обращался за оформлением разрешения на временное проживание, вида на жительство», — говорится в распространенном службой томского омбудсмена письме.

На сегодняшней встрече уполномоченный по правам человека Нелли Кречетова предложила начальнику миграционной службы вернуться к рассмотрению дела Микрюкова и дать ему возможность надлежащим образом оформить гражданство. Как рассказала Кречетова Эху Москвы в Томске, до 18 февраля ему нужно официально устроиться на работу и собрать необходимые для получения российского гражданства документы.

Напомним, Микрюков живет в России с 1997 года, в 2002-м окончил Томский политехнический университет по специальности «инженер электронной промышленности». За 15 лет Микрюков пять раз подавал документы на гражданство и столько же раз получил отказ. В 2011 году Микрюков получил разрешение на временное проживание, в 2012 году подал документы на получение вида на жительство, рассчитывая на российское гражданство. Но 14 января 2013 года к нему пришли сотрудники УФМС по Томской области и вручили уведомление с требованием покинуть Россию в течение 15 дней, пригрозив в случае невыполнения депортацией. Микрюков считает, что его преследуют за ряд критических по отношению к властям публикаций в томских СМИ.

Международное информационное агентство «Фергана»



Ферганская долина: Узбекистан закрыл железнодорожные пункты пропуска на границе с Кыргызстаном
2013-01-22 13:23 ИА Фергана.Ру

Во вторник отдел по связям с общественностью и СМИ Государственной пограничной службы Киргизской Республики распространил сообщение о том, что с 21 января 2013 года власти Узбекистана в одностороннем порядке временно закрыли пункты пропуска «Кызыл-Кия – железнодорожный», «Карасуу – железнодорожный», «Джалал-Абад – железнодорожный», «Шамалдусай – железнодорожный» на киргизско-узбекском участке государственной границы.

«По информации узбекской стороны, пункт пропуска «Карасуу – железнодорожный» закрыт в связи с техническими неполадками тепловоза. О причинах закрытия остальных железнодорожных пунктов пропуска узбекская сторона информацию не предоставила», - говорится в пресс-релизе.

Как передает «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода), двусторонние переговоры на официальном уровне приостановлены с 10 января. Представители Баткенской областной государственной администрации уведомили узбекскую сторону о желании обсудить ситуацию, сложившуюся в приграничной зоне. Но узбекская сторона пока не реагирует на призывы киргизской.

Напомним, несколько дней назад Узбекистан практически запретил гражданам Кыргызстана въезд на свою территорию. Речь идет о пограничных пунктах пропуска в Ферганской долине, где проходит основная часть узбекско-киргизской границы.

Напряжение в узбекско-киргизских отношениях усилилось после конфликта в анклаве Сох, когда несколько десятков человек были захвачены в заложники. С 7 января текущего года узбекский анклав, окруженный территорией Кыргызстана, практически блокирован, а его жители уже испытывают проблемы с продовольствием.

Международное информационное агентство «Фергана»



Китай: В Шанхае рабочие добились отмены строгих правил, взяв в заложники менеджеров фабрики
2013-01-22 15:40 ИА Фергана.Ру

В Шанхае более тысячи рабочих фабрики, принадлежащей Shinmei Electric Company, взяли в заложники и более суток удерживали менеджеров своего предприятия, сообщает Лента.Ру со ссылкой на Associated Press.

Таким образом рабочие выразили недовольство введенными руководством фабрики новыми дисциплинарными правилами. В частности, на посещение туалета им отвели не более двух минут, за первое опоздание ввели штраф в 8 долларов, а за второе пообещали увольнять.

В итоге рабочие захватили в заводоуправлении десять менеджеров из Японии и восемь китайских специалистов. Освободить руководство предприятия удалось только после вмешательства трехсот полицейских, вызванных на фабрику. Несколько рабочих во время начавшейся потасовки получили легкие ранения.

После этого инцидента менеджеры предприятия, производящего электронное оборудование, согласились отменить строгие правила и даже повысить рабочим зарплату.

Полиция начала расследование происшествия, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту незаконного лишения свободы группы лиц.

По данным Associated Press, в Китае трудовые споры и забастовки становятся все более распространенным явлением. Этому в значительной степени способствует самоорганизация сотрудников, которые все чаще используют интернет и мобильные телефоны для координации совместных действий.

Международное информационное агентство «Фергана»



Таджикистан: По делу об убийстве генерала Абдулло Назарова арестованы двое жителей Бадахшана
2013-01-22 16:05 ИА Фергана.Ру

Абдулло Назаров
В Таджикистане раскрыто убийство генерала спецслужб, начальника регионального управления Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Абдулло Назарова, совершенное в июле 2012 года в окрестностях города Хорога, административного центра Горо-Бадахшанской автономной области, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на прокурора области Мухаммада Арбобова.

«Материалами предварительного расследования доказана причастность к этому преступлению двух жителей таджикского Бадахшана - Окила Ойембекова и Хамза Гулназара, дело раскрыто и передано в суд», - заявил Арбобов.

Он добавил, что суд учтет факт добровольной сдачи правоохранительным органам и сотрудничества со следствием.

Напомним, 56-летний Абдулло Назаров был убит вечером 21 июля в пригороде Хорога, когда генерал возвращался на служебной машине из райцентра Ишкашим. Его автомобиль был остановлен двумя десятками неизвестных людей, которые вытащили генерала из автомобиля и нанесли ему несколько ударов ножом, после чего скрылись. По другой версии, Назаров вышел из машины, чтобы переговорить с преследователями. По факту убийства генерала было возбуждено уголовное дело по трем статьям Уголовного кодекса Таджикистана: по ст. 104 ч. 2 п. «б», «е» («Убийство лица в связи с осуществлением им служебной деятельности, совершенное с особой жестокостью»), 199 ч. 4 п. «а», «б» («Хищение оружия»), 328 ч. 2 («Применение насилия в отношении представителя власти»).

Убийство боевого генерала стало поводом для проведения 24 июля масштабной военной операции в Хороге с привлечением армейских подразделений. По оценкам официальных источников, в ходе спецоперации погибли 18 таджикских военных, десятки ранены. Таджикские правозащитники называют на порядок большее число жертв. Число погибших среди так называемых повстанцев до сих пор неизвестно.

Международное информационное агентство «Фергана»



Узбекистан, 2012: Итоги и прогнозы. Часть I
2013-01-23 00:43 Максим Бейлис

18 января президент Узбекистана провел специальное заседание, посвященное итогам 2012 года. Правительство республики, как обычно, докладывало об очередных успехах и достижениях, а президент, по сообщениям узбекских СМИ, был всем доволен. Выступил с докладом и сам Ислам Каримов. Указал (цитата по главному информагентству республики «УзА») «на сохраняющиеся серьезные проблемы в глобальной экономике» и то, что экономика Узбекистана продолжила «развиваться устойчивыми высокими темпами», что «обеспечены стабильный рост уровня жизни населения и дальнейшее упрочение позиций страны на мировых рынках».

Удивительно, но глава узбекского государства ни словом не обмолвился о самых важных, по мнению «Ферганы», событиях, произошедших в стране в 2012 году. Это и выход из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и отключение МТС («Уздунробита»), и скандалы с зарубежными счетами влиятельных особ, и беспрецедентная по масштабам хлопкоуборочная кампания, а также энергетический коллапс и разгромы рынков силовиками.

Охлаждение политических отношений с Россией и ее военным блоком стало одним из событий, наиболее обсуждаемых в 2012 году зарубежными аналитиками и экспертами. Именно с этой темы начинает серию своих обзорных статей автор «Ферганы» Максим Бейлис.

Прощай, ОДКБ!

Постсоветские отношения Российской Федерации и Узбекистана изначально носили скорее негативный и недружественный характер вплоть до 2005 года, когда после жестокого подавления беспорядков в Андижане власти Российской Федерации, руководствуясь, очевидно, соображениями сиюминутной политической выгоды, оказали Каримову поддержку как на уровне публичных заявлений, так и практическую помощь на международной арене.

Западные партнеры Узбекистана выступили тогда с безоговорочным осуждением чрезмерного применения силы и потребовали международного расследования событий. Однако власти Узбекистана от этого категорично отказались. Россия проголосовала против осуждающей Узбекистан резолюции ООН, в ответ Каримов закрыл американскую военную базу в Ханабаде и чуть позже Узбекистан вступил в патронируемую Российской Федерацией ОДКБ и массово допустил российский бизнес на свою территорию.

Впрочем, временная оттепель в отношениях с РФ продлилась не слишком долго. К 2012 году Узбекистан покинул ОДКБ, и в этом же году в стране началась компания по разгрому российского бизнеса.

Многим экспертам еще в 2005 году было очевидно, что размораживание отношений с Российской Федерацией носило временный и лишь тактический характер. Ислам Каримов был серьезно обеспокоен угрозой международной изоляции и нуждался в союзнической поддержке Москвы. Однако этот союз, на первый взгляд, искренний и дружеский, нужен был Ташкенту только для того, чтобы выиграть время и, когда подвернется удобный момент, попытаться вновь наладить отношения с США и Евросоюзом, что ему в конечном итоге сделать и удалось. Уже в 2008 году стало ясно, что тесные отношения с Россией тяготят узбекское руководство.

Впрочем, изначально, с самого момента провозглашения независимости Узбекистана, власти этой страны были настроены к России не слишком доброжелательно. Этот настрой не менялся даже в яркие моменты самой показной «дружбы» с Владимиром Путиным. Кампания по сносу памятников, переименованию улиц, напоминавших о присутствии России и Советского Союза, не останавливалась ни на день. Резкие оценки самой России и Советского Союза никогда не исчезали ни из контролируемых властями средств массовой информации, ни из школьных или вузовских учебников.

Экономические отношения с Российской Федерацией никогда не были равными и эквивалентными. Особенно это было заметно по состоянию взаимной торговли. Например, несмотря на двусторонние договоренности, в Узбекистане сегодня невозможно приобрести автомобили российского производства через официальных дилеров. Договоры не продажу автомобилей просто не заключаются ввиду проблем с конвертацией и отказом таможни регистрировать эти договора. В то же время на территории Российской Федерации действует разветвленная сеть автосалонов по реализации недорогих автомобилей узбекской сборки, аналогичных по классу АвтоВАЗу.

Серьезные проблемы с конвертацией неликвидных узбекских сумов имеются и у российских авиакомпаний. Яркой чертой узбекского истеблишмента является желание обмануть, получить какие-то необоснованные выгоды для себя в ущерб иностранным партнерам. И пусть даже в урон своей репутации.

Что дальше?

На выход Узбекистана из ОДКБ Москва резко отвечать не стала. А чем могла бы ответить? Ну, что ни говори, Россия пока еще является серьезным торговым партнером Узбекистана, оставаясь крупнейшим покупателем ряда узбекских товаров, в том числе и автомобилей узбекской сборки. На территории России находится большое число трудовых мигрантов из Узбекистана. Введение визового режима может серьезно по ним ударить и осложнить социальную обстановку в этой трудоизбыточной стране. Впрочем, в своих последних публичных заявлениях по миграционным вопросам российский лидер Владимир Путин дал понять, что на ужесточение въездного режима со странами Средней Азии Россия не пойдет.

В свою очередь, Узбекистан по-прежнему имеет для переговоров с Россией очень серьезные козыри. В стране все еще находятся активы крупнейших российских компаний, таких как ЗАО «ВЫМПЕЛКОМ», владеющее в Узбекистане дочерней компанией мобильной связи, что оказывает услуги под брендом «БИЛАЙН». Несмотря на давление на более мелкие российские компании, в республике добывает сырье «ЛУКОЙЛ», а газовый монополист ГАЗПРОМ имеет на руках крупные контракты по закупке узбекского газа...

Будут ли серьезные проблемы у этих гигантов, покажет время. Однако уже сейчас можно предполагать, что, несмотря на общее охлаждение в политической сфере и разгром части российского бизнеса, гуманитарные контакты, взаимные поездки и трудовая миграция будут продолжаться.

Политическая непогода в отношениях России и Узбекистана пока никак не отражается на интересах жителей Узбекистана и их связях с Россией. А вот отключение «дочки» МТС «Уздунробита» стало для миллионов узбекистанцев просто шоком, который многие не могут преодолеть до сих пор. Об этом - наша следующая статья.

Максим Бейлис

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное