Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

С Новым годом!



С Новым годом!
2012-12-31 15:06 Фергана

Редакция «Ферганы» поздравляет всех своих читателей с Новым годом! Пусть этот праздник принесет радость и счастье в ваши семьи! Желаем всем только хороших новостей! Оставайтесь с нами и в 2013 году!

Напоминаем вам, что читать новости «Ферганы» можно в Твиттере, а также в Фейсбуке. Кроме того, в 2012 году мы открыли облегченную мобильную версию, которая становится все более и более популярной!

Международное информационное агентство «Фергана»



На велосипеде в Пекин. Из Америки, в XIX веке!
2013-01-06 01:33 Фергана

На картинке: американцы Аллен и Сахтлебен, проехавшие по Европе и Азии на велосипедах. Гравюра по фотографии, снятой в Пекине в день приезда путешественников

Пешеходов, как известно, надо любить. Это именно они создали мир и изобрели автомобили. Однако до автомобилей они придумали велосипеды, на которых многие бывшие пешеходы сегодня и перемещаются. Причем не только на малые, но и на весьма приличные расстояния.

Объехал на своем велосипеде двадцать пять стран бывший пожарный из Узбекистана Мурод Касимов. Англичанин Дуглас Уайтхед пересек всю Евразию и добрался до Китая, побывав по пути в Ташкенте и Фергане. А вот пенсионер Акрам Маруфжонов крутил педали 6836 километров в обратном направлении - от Маргилана до Берлина... Эти подвиги были совершены на нашем веку, в XXI столетии, и «Фергана» подробно о них писала. Возникает вопрос: а кто ездил на велосипеде Среднюю Азию первым, и когда это произошло?

Историки утверждают, что самый первый велосипед, похожий на современный, был сделан в 1840-х годах. Но надувные шины из каучука были изобретены только в 1888 году, что сделало новое средство передвижения весьма популярным. 1890-е годы назвали «золотым веком» велосипедов. В конце XIX - начале XX века первые велосипедисты появились уже и в Туркестане. Согласно некоторым источникам, в 1900 году только в Самарканде насчитывалось более 60 членов общества велосипедистов, пугавших быстрой ездой прогуливающихся дам и детей.

Выяснилось, что первыми «международниками» на велосипедах, засветившимися в Средней Азии, стали в 1892 году два американских студента. Двигаясь из Константинополя в Пекин, они совершили самое длинное и самое продолжительное на тот момент велосипедное путешествие, преодолев более 15 тысяч километров. Примечательно то, что им страшно понравилось в Туркестане: добравшись до Ташкента, американцы прожили в городе более полугода!

Сегодня книгу Аллена и Сахтлебена, переизданную несколько раз, можно даже купить в Интернете. А вот первым о путешествии в 1893 году рассказал еженедельный иллюстрированный журнал «Нива», издававшийся в Санкт-Петербурге. Эту публикацию мы и предлагаем сегодня нашим читателям.

* * *

В Пекин 22 октября 1892 года, под вечер, прибыли два молодые американца, господа Сахтлебен и Аллен, проехавшие на велосипедах через Европу, Малую Азию, Персию, наши среднеазиатские владения и Китай.

Хотя у них было позволение китайского правительства, полученное еще в Лондоне от представителя Небесной империи, ехать через Китай, но, уступая просьбам родных и вследствие практических трудностей, они решили ехать через Туркестан и Сибирь и обратились в Петербург за разрешением.

В виду приближения зимнего времени и по совету посланника нашего в Персии, г. Бюцова, путешественники выехали из столицы Персии 5 октября, направляясь в Мешхед, где должны были выждать позволения проникнуть в русские пределы. ...Достигли Мешхеда. Здесь неустрашимые американцы были приняты нашим генеральным консулом г. Власовым, гостеприимством коего пользовались несколько дней. Не получая из Петербурга разрешения въезда в русские пределы, они, через посредство консула, обратились к начальнику Закаспийской области, генералу Куропаткину, который телеграммою разрешил им приехать в Асхабад. От Мешхеда молодые люди поехали по вновь устроенному между нашими средне-азиатскими владениями и Персиею шоссе, через Кучан, в Асхабад.

По этому шоссе, показавшемуся им после бездорожья Анатолии и Персии паркетом, они покатили со скорость 75 миль (около 115 верст) в день. До этого они делали от 40 до 60 миль в день, останавливаясь при закате солнца. По словам их, русская половина дороги, хотя и пересекает горный хребет (Копет-даг), лучше устроена и содержится исправнее персидской. Вообще, Персия произвела на американцев впечатление запустения, нищеты и упадка. Всего по Персии они проехали 1,351 1/5 мили (около 2,127 верст).

На другой день после прибытия в Асхабад молодые туристы были приглашены на обед к генералу Куропаткину, который обошелся с ними чрезвычайно любезно и разрешил продолжать путь через Туркестан. В виду невозможности ехать на велосипедах по сыпучим пескам, облегающим, как они передают, даже железнодорожное полотно, американцы отправились в Бухару по Закаспийской дороге в особом вагоне, предоставленном в их распоряжение. Прибыв на станцию Бухара, путешественники, вопреки совету нашего дипломатического агента, г. Лессара, боявшегося за их безопасность, поехали на велосипедах в столицу эмира, отстоящую на несколько верст от станции. После двухдневного пребывания в Бухаре, где они служили предметом жадного любопытства бухарцев, путешественники продолжали путь по железной дороге до Самарканда. Из этого города они, с разрешения генерал-губернатора, покатили в Ташкент, куда прибыли в конце ноября и поселились сначала в гостинице, а затем перебрались в частный дом.

В то время они еще не изменили своего намерения ехать через Сибирь, к тому же русские, с которыми им приходилось беседовать, скептически относились к возможности проникнуть в Китай. В виду этих соображений, они обратились в Петербург за надлежащим разрешением, которое вскоре получили. Около семи месяцев пробыли Сахтлебен и Аллен в Ташкенте, где с ними обращались как с родными, хотя вначале, будто бы, относились с некоторым недоверием. Молодые американцы выучились немного по-русски, свыклись с тамошним обществом и вообще чувствовали себя как дома. О Туркестане и наших среднеазиатских владениях они отзываются с восторгом, удивляясь порядку, благоустройству и нарождающейся под русским владычеством цивилизации, представляющей полный контраст с мрачными картинами Персии и Анатолии.

В начале мая Аллен и Сахтлебен тронулись в дальнейший путь, направляясь в г. Верный, через Чимкент и Аулиэ-ату. В Верном они пользовались гостеприимством губернатора Семиреченской области, генерала Иванова. Для них, между прочим, устроена была джигитовка, превосходящая, по их словам, езду известных южно-американских “cow-boys” и гаучосов.

Пребывание в Верном и знакомство с русским инженером Гурде имело решающее влияние на выбор ими дальнейшего маршрута. Гурде советовал ехать через Китай, говоря, что в отношении топографическом они не встретят препятствий, в случае же невозможности продолжать путь, они всегда могут повернуть на север и ехать через Сибирь. 4 июня американцы переехали пограничную реку Или и, после остановки для обеда на казачьем посту в Хоргосе, распростились с Россиею. По Средней Азии путешественники совершили пробег в 1,131 милю, приблизительно 1,697 верст, всего же от Константинополя до китайской границы они проехали 5,377 верст.

В Кульдже велосипедисты были приняты нашим консулом, г. Успенским, предуведомленным об их приезде. Здесь, после некоторых колебаний, они окончательно решили держать путь через Китай. В Кульдже они пробыли около семи недель, собирая практические указания относительно предстоящего пути и выжидая прибытия выписанных из Лондона через Томск велосипедных принадлежностей (сидений, цепей, масла для смазки).

Первую ночь по выезде из Кульджи, велосипедисты ночевали в киргизском становище вместе с пастухами, которые отнеслись к ним очень дружелюбно и угостили кирпичным чаем и бараньим жиром. Провожая их, на другой день, киргизы показывали на шею, давая понять, что китайцы отрежут им голову. Впрочем, такие же предостережения они получали в Кульдже и в Верном, а потому не обратили на это особенного внимания. На четвертый день по выезде их из Кульджи, от сотрясений на невозможной горной тропинке, сломалось колесико (вокруг которого обернута цепь велосипеда) одного из велосипедов и продолжать путь оказалось невозможным. Неунывающие янки оставили велосипеды на хранение в киргизском становище и, захватив сломанное колесо, верхами вернулись в Кульджу.

Возвращение их не возбудило особенного удивления – все уверены были, что они, испытав первые трудности, откажутся от безрассудного намерения проехать через Китай. Неустрашимые путешественники, однако, обманули эти предположения и, исправив с помощью китайского кузнеца колесо, на другой же день поехали обратно до киргизской стоянки, где нашли велосипеды в целости. Они продолжали путь через Манас (здесь они заменили свою обувь китайскими сандалиями и носками, а фуражки круглыми китайскими фетрами), Урумци, Гучен и Баркуль до Хами, сделав до этого пункта 847 миль, около 1,271 версты.

Рассказывая о пребывании своем в Туркестане, они сознаются, что сильно сомневались, чтобы русские власти, оберегающие эту страну от нескромных взоров иностранцев, позволили им переступить границу. При этом они вспомнили попытку английского велосипедиста Томаса Ивена проникнуть в средне-азиатские владения России, окончившеюся неудачею.

И.Коростовец. Путешествие двух велосипедистов из Европы в Азию. Журнал «Нива», Нива, 1893, №3(1). Из Пекина 24 октября 1892 г.

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное