Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Страны ШОС создадут Банк развития и энергоклуб. Китай обещает льготные кредиты



Страны ШОС создадут Банк развития и энергоклуб. Китай обещает льготные кредиты
2011-11-08 14:45 ИА Фергана.Ру

7 ноября на саммите глав правительств стран-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) премьер-министр Казахстана Карим Масимов предложил создать совместный межгосударственный резервный банк.

Как отмечает Российская газета, эта идея «красной нитью» прошла через все последующие выступления. Первый вице-премьер Кыргызстана Омурбек Бабанов полагает, что Банк развития ШОС мог бы помочь в реализации крупных проектов регионального масштаба, например, в строительстве ЛЭП или железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. А премьер-министр Таджикистана Акил Акилов предложил, чтобы Банк занялся поддержкой и стимулированием слабых национальных экономик.

Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил, что нужно обеспечить свободное перемещение товара, капиталов и услуг на территории ШОС. Следует также ускорить строительство единой инфраструктурной сети в области транспорта, энергетики и коммуникаций. Со своей стороны Китай готов предоставить льготные кредиты инфраструктурным проектам ШОС.

Глава Госсовета КНР подумал и о сельском хозяйстве: предложил создать Банк семян ШОС. Кроме того, он призвал укрепить сотрудничество со странами-наблюдателями и расширить расчеты во взаимной торговле в национальных валютах.

Россия выступает за учреждение специального счета ШОС, напомнил Владимир Путин, средства пойдут на подготовку технико-экономического обоснования проектов. Он не стал откладывать инициативы в долгий ящик и выдвинул идею возобновить строительство линии высоковольтной передачи на Пакистан. Напомнив, что проект получил положительную оценку Мирового банка, в его реализации заинтересован и Афганистан, а цена вопроса может составить порядка $1,5-2 млрд., Путин сообщил, что Россия готова вложить как минимум полмиллиарда долларов США и добавил, что проект можно осуществить довольно быстро. Пакистану и Афганистану идея понравилась, и их представители еще раз напомнили, что страны хотели бы стать членами ШОС.

«ШОС открыта для взаимодействия и сотрудничества, - подтвердил Владимир Путин, пояснив, что Россия приветствовала бы подключение к работе заинтересованных государств. - Возможности, авторитет и влияние ШОС от этого будут только возрастать». Путин также предложил обратить внимание на российско-китайскую инициативу формирования системы персональной спутниковой связи на пространстве ШОС.

Путин заявил также, что Россия поддерживает идею создания энергетического клуба в рамках ШОС, передает ИТАР-ТАСС. По его словам, принципиальное решение уже принято, теперь надо пройти организационный этап и согласовать план работы. В состав клуба войдут представители министерств энергетики стран-участниц ШОС, а также ведущие энергетические компании. Сейчас между Россией и Казахстаном, некоторыми другими странами Центральной Азии имеет место конкуренция из-за поставок энергоносителей в Китай. Клуб был бы полезен для улаживания разногласий, полагает Независимая газета.

По мнению Путина, нужно сформировать мощный инфраструктурный контур ШОС, это позволит реализовать колоссальный транзитный потенциал региона, укрепить его роль как связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Глава российского правительства также высказал свое мнение и по политическим вопросам. Комментируя выступление Бабанова, Владимир Путин остановился на словах про события «арабской весны». «Мы хорошо знаем, что началось все с Кыргызстана. Но теперь, слава богу, процесс пошел по своему кругу. В Кыргызстане наметились перемены к лучшему, стабилизация», - заметил российский премьер, добавив, что надеется на то, что и в других государствах все также наладится побыстрее.

Еще российский премьер назвал странными действия ряда стран на мировой арене. «Действительно, как вы сказали, эти высокомерные мировые державы и прежние режимы поддерживали, но они и революции поддерживали в Северной Африке, которые свергали эти режимы. Вот так странно устроено в мире, но интересно», - прокомментировал Путин выступление иранского представителя.

Среди других тем, которые обсудили премьер-министры - борьба с терроризмом и наркотрафиком. Отвечая на вопрос журналистов, не опасается ли Россия наркоугрозы в связи с грядущим выводом войск НАТО и США из Афганистана, Владимир Путин отметил, что НАТО и США возводят инфраструктурные сооружения в Афганистане и тратят на это огромные деньги. «Я это с трудом сопоставляю с планами по выводу войск, но, наверное, так оно и будет», - заметил российский премьер, добавив, что стране нужно помогать восстановить экономику.

По итогам саммита главы правительств стран-членов ШОС подписали ряд итоговых документов, в том числе решение о бюджете Организации на 2012 год, о перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС, совместное коммюнике и совместное заявление об экономическом положении в мире и на пространстве ШОС.

Следующий саммит глав правительств пройдет в Кыргызстане в 2012 году.

ШОС была сформирована в 2001 году, первоначально в ее состав входили Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Своей задачей организация ставила борьбу с экстремизмом и усиление безопасности границ. Позже на правах наблюдателей к ШОС присоединились Индия, Пакистан, Иран и Монголия.

Международное информационное агентство «Фергана»



Кыргызстан: Вступление в Таможенный союз ударит по реэкспорту и подстегнет развитие собственных производств
2011-11-08 16:57 Е.Иващенко

В 2012 году Кыргызстан может стать членом Таможенного Союза, что, по мнению специалистов, несет стране определенные риски.

Напомним, что Киргизия с 1998 года состоит во Всемирной торговой организации (ВТО), одним из требований которой является установление таможенной пошлины на все импортные товары на уровне 5,1 процента. Тариф Таможенного союза больше в два раза и составляет 10,6 процента. Таким образом, одним из результатов вступления Кыргызстана в ТС станет двукратное увеличение национального таможенного тарифа - до 10,6 процента, что приведет к росту цен на продукцию, импортируемую из стран, не входящих в ТС. Кроме того, как только Кыргызстан увеличит свои таможенные пошлины, ему придется выплатить «компенсационные изменения» ведущим с ним торговлю государствам-участникам ВТО.

Рост цен и безработица

Общественный фонд «Эгалите» исследовал тему и установил, что если Кыргызстан вступит в Таможенный союз, его ожидают следующие риски:

1. Рост цен на импорт из стран так называемого дальнего зарубежья. Наиболее существенно могут подорожать потребительские товары из Китая, поскольку в отношении этой страны применяется ставка таможенной пошлины по весу товара, а не по его стоимости.

2. Сокращение налоговых поступлений в республиканский бюджет. По итогам 2009 года налоговые поступления от деятельности оптовых рынков Дордой и Кара-Суу составили 427,5 млн. сомов ($1=45,7 сома). Но уже в 2010 году вследствие сокращения торговли из-за закрытия границ налогов было собрано меньше - 351,3 млн. сомов. Очевидно, что тенденция к уменьшению сохранится.

3. Дополнительные расходы бюджета. На содержание комиссии ТС необходимо порядка 267 млн. рублей в год. Распределение голосов в комиссии следующее: Россия - 57 голосов (долевой взнос 152,19 млн. рублей), оставшиеся 43 голоса поровну распределены между остальными участниками Союза (по 57,4 млн. рублей). Решающий голос при принятии решений всегда будет у России. Если Кыргызстан вступит в Таможенный Союз, он получит 14,3 голоса и его взнос составит 38,18 млн. рублей, или 58,03 млн. сомов в год. Эти средства необходимо будет предусмотреть в государственном бюджете.

4. Сокращение реэкспорта. Исследование проводилось на трех крупнейших рынках страны - Дордое, Мадине и Кара-Суу (первые два находятся в Бишкеке, третий – на юге страны). 75 процентов киргизского импорта из Китая реэкспортируется в соседние страны, при этом большая часть поступает в Россию. Сокращение реэкспорта затронет 300 тысяч человек, занимающихся предпринимательством на рынках Кыргызстана. 170 тысяч из них работают на крупнейшем в Центральной Азии рынке Дордой, при этом лишь 56 тысяч человек трудятся официально. Таким образом, вступление в Союз может стать убыточным, в первую очередь, для предпринимателей, занимающихся реэкспортом китайских товаров и оптовой торговлей.

«Мы обречены производить»

О целесообразности вступления Киргизии в Таможенный союз «Фергана» побеседовала с президентом Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергеем Пономаревым.

- Целесообразно ли Киргизии вступать в Таможенный союз?

- Если вступление в Таможенный союз будет непродуманным и поспешным, пройдет без согласования со всеми бизнес-ассоциациями, которые представляют разные сектора экономики, последствия будут плачевными, потому что почти во всех секторах экономики нашей страны существуют проблемы. К вопросу вступления в ТС надо подходить прагматично. Радует, что среди политиков и бизнес-сообщества есть понимание, что спешить в этом вопросе губительно.

-Какие проблемы Вы имеете в виду?

- Мы, бизнесмены, уже давно говорим о том, что нужна государственная программа развития рынков. Когда вступление в ТС стало неизбежным, мы начали кричать, что у нас кризис на двух крупнейших рынках страны - Дордое и Кара-Cуу. В 2008 году начался ипотечный кризис в Казахстане, в 2009 году произошел мировой финансовый кризис, в 2010 году Казахстан закрыл границы, далее в стране произошли апрельские и июньские события. А с 1 июля 2011 года заработал Таможенный союз. Все это привело к снижению товарных потоков. Таким образом, начиная с 2008 года, стратегические для Кыргызстана рынки Дордой и Кара-Cуу переживают не лучшие времена.


Сергей Пономарев. Фото ИА «Фергана»

Мы, те, кто непосредственно работает на местных рынках и знает их изнутри, стали говорить, что рынки нуждаются в поддержке. Тогда в связи с планами вступления в ТС Министерство экономического регулирования разработало проект Программы развития рынков Дордой и Кара-Cуу. Но когда мы получили этот проект, ужаснулись: он не решает проблемы. Я вышел на премьера, рассказал о наших проблемах и заявил, что программа не соответствует действительности. Тогда нам предложили разработать проект совместно с представителями Минэкономрегулирования. Была создана новая рабочая группа, которая поменяла видение этого проекта.

Аналогичные программы необходимо разработать для всех секторов экономики, потому что их цель – сгладить те противоречия и конфликты, угрозы и потери, которые могут возникнуть при вступлении в ТС.

- А если власть не примет «вашу» программу?

- Тогда самые крупные рынки - Дордой и Кара-Cуу - понесут большие убытки. Но это опять же палка о двух концах, ведь еще не вступив в ТС, мы уже имеем эти проблемы, так как произошли внешние перемены, о которых я говорил выше. Если внедрить «нашу» программу, у нас будут пролонгации и каникулы при вступлении в ТС, как у нашего соседа Казахстана. Все это снизит риски и угрозы для Киргизии.

- То есть, Вы предлагаете вступать в ТС поэтапно?

- Однозначно. Повторю, Казахстан тоже вступал не сразу. Основная проблема при вступлении в ТС – это цена на растаможивание товара, которая сейчас у нас составляет 28 центов, а после присоединения к ТС увеличится, в среднем, до 4 евро.

Когда я только узнал, что мы вступаем в ТС, я не совсем положительно отнесся к этой идее. Но потом начались переговоры с правительством о том, что, вступая в ТС, мы возьмем каникулы на растаможивание. Однозначно, мы не вступим в ТС в 2012 году, процесс займет больше времени. Но, к примеру, становимся членом ТС с 1 января 2013 года и говорим, что вместо 28 центов у нас будет 38 центов, в 2014 году – 58 центов, а на 4 евро переходим по истечении 2018 года. То есть, мы должны подготовиться к тому, чтобы быть конкурентоспособными.

Таможенный союз - объединение граничащих друг с другом государств, в рамках которого создается единое экономическое пространство для развития беспошлинной торговли, а также установление повышенных таможенных пошлин на внешних границах объединения. В объединение входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Документы о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза были подписаны в Минске 27 ноября 2009 года.
- В чем плюс присоединения Кыргызстана к ТС для его нынешних членов?

- Главное, что казахстанские и российские политики реально оценивают Кыргызстан - как некую площадку для создания совместных предприятий, где есть люди, которые умеют трудиться, есть дешевая рабочая сила и все те элементы, которые являются важной составляющей себестоимости.

Но мы серьезно отличаемся от соседей, потому что Казахстан, в целом, - более промышленно развитая страна, а Кыргызстан пока делает акцент на реэкспорт. Для изменения ситуации и облегчения процесса вхождения в ТС программа развития рынков ставит целью наладить собственное производство товаров для этих рынков. Во всем мире проблема заключается не в том, чтобы произвести товар, а в том, чтобы его потом продать, поэтому сегодня самое главное – это рынки сбыта. У ТС превосходные рынки сбыта, которые нарабатывались 20 лет. Но у нас нет возможности использовать их в полной мере, так как существует проблема производства товара.

На Дордое и Кара-Cуу работают 154 тысячи швейников, неофициально есть еще около 100 тысяч человек. Но нельзя однозначно утверждать, что вступление в ТС сильно обрадует швейников. Дело в том, что у нас не производятся ткани, а это - 50 процентов себестоимости товара. Ткань, в основном, поставляется из Турции и Китая. Но, в целом, швейники больше приветствуют вступление в ТС, чем реэкспорт.

Работники Дордоя и Кара-Cуу уже пережили первый испуг от того, что после прихода Кыргызстана в Таможенный союз границы с другими странами будут закрыты. Границы уже закрыты и проблемы налицо, то есть - от нашей позиции в Союзе это не зависит. Будущее у Дордоя есть только в том случае, если мы его перепрофилируем с реэкспорта на торговлю товарами собственного производства.

У нас нет цели производить и реализовывать только собственный товар, это недостижимо. Но если за три-четыре года хотя бы 30-40 процентов товаров будут нашего производства, а остальные 60-70 - реэкспорт, то рынки будут жить.

- Что Вы можете сказать относительно других секторов промышленности?

- Помимо швейных изделий мы можем производить обувь. Сейчас нам надо начать развивать хотя бы эти два сектора.

В пошиве одежды сегодня мы можем составить конкуренцию Китаю. Если нам удается выдавать хорошее качество по низкой цене, то мы конкурентоспособны. У нас есть еще одно преимущество: дешевая рабочая сила. С одой стороны, это минус, так как люди получают маленькую зарплату, но когда мы начинаем выстраивать себестоимость товара, это становится плюсом.

Дешевая электроэнергия, с одной стороны, это минус, потому что энергетика не может дальше развиваться, выстраивать новые линии и заменять устаревшее оборудование. С другой стороны, это плюс, потому что население не настолько богато, чтобы много платить за электричество. Также по сравнению с другими странами у нас низкие цены на аренду земель и помещений.

Нет ни одного товара, стоимость которого не будет включать в себя рабочую силу, электричество и аренду помещения. Если наш народ трудоспособен и умеет качественно работать, то у него есть будущее.

Возьмем сельское хозяйство. Большая часть сельхозпроизводителей уже готова вступить в ТС. Кроме производителей зерновых, потому что дотации, которые получают фермеры России и Казахстана, несоизмеримы с теми, которые выдает наше государство. Наши зерновые не конкурентоспособны, мы не сможем вырастить такую пшеницу, которую выращивают в Казахстане, - ни по качеству, ни по цене. Это касается всех зерновых культур.

Наши производственники также опасаются, что не смогут составить конкуренцию своим коллегам из стран-членов ТС. К примеру, в России есть крупные производители обычных пельменей, они имеют сети по всей стране. Их рекламный бюджет в разы превышает бюджет любого нашего производителя пельменей. И россиянам ничего не стоит прийти и вытеснить наших производителей.

17 октября вице-премьер Киргизии Омурбек Бабанов заявлял, что поднимать на высоком уровне вопрос о вступлении Киргизии в Таможенный союз пока преждевременно: сначала необходимо обсудить многие вопросы, в том числе вопрос льготного периода для республики в определенных секторах экономики, «своеобразных каникул, чтобы мы могли предоставить возможность людям, которые сейчас работают в определенных секторах, найти себя в каком-либо другом направлении, так как все прекрасно знают и понимают, что у нас на сегодняшний день уровень людей, занятых в сфере обслуживания и торговли, очень высок». Если Киргизия станет членом этого экономического альянса, считает Бабанов, то безработными окажутся несколько десятков, а то и тысяч ее граждан, которые сейчас причастны к деятельности двух крупнейших в Центральной Азии вещевых рынков – Дордой и Кара-Суу.
Не смогут выдержать конкуренцию и наши транспортные компании. Например, уже сейчас торговцы предпочитают нашему разбитому КамАЗу, на который можно загрузить 10 тонн товара, китайскую фуру, которая вмещает 50 тонн.

Наша сельхозпродукция является экологически чистой. А это, в условиях почти повсеместного распространения ГМО, преимущество весомое. Сельхозпродукция конкурентоспособна и по цене, и по качеству. Но у нее нет никакой логистики. Я изучал логистику в Европе, и знаю, что во Франции, например, стоит гигантское логистическое оборудование для упаковки яблок, которое способно перерабатывать 12 тонн яблок в час: моет, сушит, сортирует, калибрует. Наша же продукция, которая сегодня уходит в Россию, предназначена для очень узкого сегмента рынка. Мы работаем только с рынками, которые получают товар в мешках и коробках, в которых ничего не сортируется и уже есть тридцать процентов гнилья. А 90 процентов более качественных товаров приходят в Россию из Египта, Израиля и так далее, они попадают на прилавки супермаркетов. К сожалению, за 20 лет мы не научились работать так, как требуется.

- То есть, теоретически, вступление в ТС должно подтолкнуть кыргызстанцев лучше работать, развивать собственное производство.

- Совершенно верно. Такое стремление должно быть, иначе членство в ТС нам дорого обойдется.

Мы вынуждены интегрироваться, потому что у нас, например, в отличие от Грузии, нет морского порта. У нас есть рядом Китай, Афганистан через Таджикистан. Конечно, надо выходить на глобальный рынок, а для нас это - Россия и Казахстан.

При этом не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что Россия стремится вступить во Всемирную торговую организацию, как и Казахстан и Белоруссия.

- Сможет ли Киргизия одновременно выполнять требования ВТО и ТС?

- Для ясности отмечу, что ВТО предусматривает вступление тех или иных стран и союзов в другие альянсы. Но камнем преткновения является вопрос выплаты компенсаций, по нему существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что при вступлении в ТС Кыргызстан обязан заплатить компенсацию странам, с которыми мы договаривались в период присоединения к ВТО. Например, мы договорились с Францией об определенной тарифной ставке, потом мы приходим и говорим, что теперь, после вступления в ТС, мы будем работать по другой ставке. Естественно, что их предприниматели будут нести убытки, которые мы должны возмещать. И так нам надо будет согласовывать ставки с каждой страной. Однако наши российские партнеры, в частности, ответственный секретарь таможенной комиссии ТС Сергей Глазьев на прошедшем в апреле бишкекском экономическом форуме заявил, что если нас обяжут выплатить компенсации, российская сторона будет готова взять это на себя. Есть другие эксперты, которые говорят, что механизмы выплат компенсаций в ВТО не прописаны. Кто прав, узнаем в ближайшее время.

Но хочу вернуться к тому, что Россия уже в декабре этого года может вступить в ВТО, Казахстан – в первом полугодии следующего года, Белоруссия - пока нет. Кыргызстан уже является членом ВТО. То есть, допустим, если Россия вступает в ВТО, потом Казахстан, однозначно изменятся тарифы внутри ТС, причем в сторону понижения. В такой ситуации для нас значительно снижаются риски и опасности при вступлении в ТС.

20 октября в Санкт-Петербурге было заявлено, что Таможенный союз готов рассмотреть заявку Кыргызстана, но это не означает, что мы уже в ТС, это означает, что формируется рабочая группа, которая будет непосредственно заниматься этим вопросом, готовить специальный пакет документов, а на их согласование потребуется минимум один год. Плюс мы начинаем работать со странами ВТО, на это также потребуется время. Год-два мы будем заниматься этими делами. А в 2013 году ТС переходит на новую ступень – Единое экономическое пространство.

- Как вступление в ТС скажется на объемах ввозимых в Киргизию товаров и ценах на них?

- Пока мы не вошли в ТС и являемся участниками ВТО, у нас беспроблемный ввоз товара, например, из Китая, и проблемный вывоз его посредством реэкспорта в зону ТС. Эта проблема будет по-прежнему актуальна.

Что касается стоимости товара. Представим, что мы вступили в ТС, не договариваясь о каникулах на пошлины. Это будет неправильное решение, так как приведет к мгновенному удорожанию как импортируемого, так и производящегося внутри страны товара. Скажем, автомобили станут не средством передвижения, а средством роскоши. Напомню, что сейчас товары на Дордой привозят по ставке растаможивания в 28 центов за килограмм. Если вступим в ТС, то этот тариф вырастет до 3-6 евро. Теперь посчитаем: например, вы покупаете джинсы, в среднем они весят один килограмм, в их розничной цене уже заложен таможенный тариф в 28 центов. Если мы вступаем в ТС, то в их стоимость придется закладывать тариф уже в 4 евро. То есть они автоматически станут дороже на эту сумму. Понятно, что объем поставляемой продукции снизится.

Автоматически подорожают производимые нами продукты питания, так как цена зависит от спроса. Например, я, как производитель, продавал картофель по 10 сомов пятерым оптовикам. А теперь у меня 50 оптовиков, я повышаю цену, кто хочет - тот ее покупает.

Если войдем в ТС без подготовки и поэтапной политики, мы потеряем Дордой и Кара-Cуу. На Дордое работает 30 тысяч предпринимателей, еще 15 тысяч – в Кара-Cуу, плюс 150 тысяч швейников, и у каждого еще родственники работают на этих рынках. Да они просто снесут правительство! Чтобы этого не произошло, мы и предлагаем поэтапное вхождение в ТС.


На рынке «Дордой». Фото Dynameet.ru

- Власти согласны на постепенное вступление в ТС?

- Власти понимают, что к этому вопросу надо подходить с прагматической позиции. Партнерство со стратегическими партнерами (Россией, Казахстаном) действительно надо поддерживать. Понятное дело, что мы обречены жить друг с другом, и интерес есть с двух сторон.

- Многие аналитики расценивают вступление Киргизии в ТС больше как политический шаг.

- Как аналитик, я могу сказать, что нельзя воспринимать этот шаг только как политическое или только как экономическое решение. Следует вместо «или» использовать «и» - это и политическое, и экономическое решение. Чего больше – другой вопрос. По моим оценкам, здесь на 60 процентов политики и на 40 – экономики. Почему? Потому что мы действительно экономически не совсем готовы к этому шагу. Но политически он целесообразен.

Но с другой стороны, при грамотном вступлении в среднесрочной перспективе - от года до пяти лет, - в нашей стране начнутся улучшения. В долгосрочной - от пяти и более лет, - они будут однозначно. Мы можем потерять год и постоянно иметь проблемы еще 10-15 лет, или все-таки начать качественные преобразования и подготовить секторы экономики, вступить в ТС поэтапно и через три года почувствовать улучшения в жизни наших граждан. Кто сегодня придет к нам с инвестициями? Никто. Особенно после того, как власти переборщили с национализацией. Но если мы идем в ТС, то и к нам пойдут.

Страна не может бесконечно заниматься реэкспортом. Мы обречены производить. В свое время Китай резко стартовал и стал мировой фабрикой за счет важной составляющей – дешевой рабочей силы. Но только одного этого фактора мало, важно проводить грамотный менеджмент и на уровне государства, и на уровне бизнесменов. И тогда, рано или поздно, мы будем обречены на то, что наше государство станет конкурентоспособным во многих секторах экономики, как минимум на просторах СНГ. Не исключено, что потом нам станет мало только СНГ, и мы двинемся дальше.

Екатерина Иващенко

Международное информационное агентство «Фергана»



МИД России назвал приговор летчикам политически ангажированным и наносящим серьезный ущерб российско-таджикским отношениям
2011-11-08 18:09 ИА Фергана.Ру

Приговор летчику Владимиру Садовничему, осужденному 8 ноября в Таджикистане на восемь с половиной лет лишения свободы, нанесет серьезный ущерб российско-таджикским отношениям, говорится в сообщении МИДа России, передает РИА Новости.

«Считаем крайне суровым и политически ангажированным приговор, вынесенный в городе Курган-Тюбе гражданину России Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии А.С.Руденко, работавшим на самолетах «Авиакомпании Ролкан», перевозившей по контракту с американской фирмой «Суприм Фуд» невоенные грузы для коалиционных сил в Афганистане», - говорится в сообщении российского МИДа.

«Данное решение не способствует укреплению сложившихся между нашими двумя странами отношений союзничества и стратегического партнерства, наносит им серьезный ущерб. Российские власти продолжат оказание необходимой помощи нашим соотечественникам», - отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.

В МИДе указали, что каких-либо убедительных доказательств вины подсудимых обвинение не представило. «Обвинительное заключение построено, по сути, на домыслах и необоснованных предположениях. Таджикистанская сторона откровенно нарушает существующие международные нормы. Неясно также, что имеется в виду осуществить в отношении задержанных самолетов», - считают в российском внешнеполитическом ведомстве.

Напомним, 8 ноября пилоты авиакомпании Rolkan Investmens Ltd - россиянин Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко - были признаны виновными в контрабанде авиационных запчастей, нарушении правил международных авиаперевозок и незаконном пересечении границы. Суд приговорил каждого к 10,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. На основании применения в отношении осужденных закона об амнистии срок лишения свободы для каждого сокращен на два года и составляет, таким образом, 8,5 лет. Оба самолета АН-72 и авиационный двигатель конфискованы в пользу государства.

Адвокат осужденных летчиков Гулом Бобоев не согласен с приговором таджикского суда и намерен подать апелляцию.

«Сторона защиты намерена уже завтра приступить к подготовке апелляционной жалобы, я не считаю виновными своих подзащитных по двум статьям 289 (контрабанда) и 355 (незаконное пересечение государственной границы). Обвинение по нарушению правил международных авиаперевозок (ст.218 УК Таджикистана) также является спорным», - заявил Бобоев журналистам после оглашения приговора. Кассационную жалобу осужденные могут подать в течение 10 дней после получения копии приговора.

По данным РИАН, МИД Эстонии изучает материалы приговора летчику Алексею Руденко и в течение ближайшего времени примет решение о дальнейших действиях. Информацию МИДу предоставил дипломат Маргус Солнсон из посольства Эстонии в Казахстане, который присутствовал на процессе в Таджикистане, встречался с Руденко и его адвокатом. Ранее вице-канцлер эстонского МИДа Лаури Бамбус сообщил журналистам, что если суд Таджикистана приговорит Руденко к реальному тюремному заключению, то эстонские власти, вероятно, предпримут шаги для его перевода на родину.

Международное информационное агентство «Фергана»



ОАЭ: В Дубае обсуждают роли США и России в ситуации внутри и вокруг Афганистана
2011-11-08 18:15 Е.Иващенко

8 ноября в крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов Дубае началась международная экспертная конференция на тему «Афганистан в 2001-2011 годах: на пути к устойчивому обществу и государству». Во встрече принимают участие эксперты из Афганистана, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Ирана, Китая, Пакистана, России, США и Таджикистана.

Организаторами конференции выступили Общественное объединение «Афганский центр «Ариана»» (Алма-Ата, Казахстан), Автономная некоммерческая организация «Центр политических технологий «ПолитКонтакт»» (Москва, Россия), Центр исследования Афганистана и региона (Душанбе, Таджикистан). Цель международной экспертной встречи — анализ основных итогов особого для Афганистана и мира этапа — первой декады XXI века, как периода реализованных и упущенных возможностей и определения перспектив развития афганского общества и государства.

Заседание открылось докладом исполнительного директора АНО «ЦПТ «ПолитКонтакт» Андрея Медведева на тему «Ситуация внутри и вокруг Афганистана с позиции общественной дипломатии». Медведев констатировал, что спустя десять лет, несмотря на пребывание в Афганистане иностранного военного контингента, а также вложенные в эту страну значительные финансовые средства, в ИРА так и не наступила долгожданная стабильность и не началось восстановление экономики. При этом, сказал Медведев, в России есть понимание того, что афганское общество, в котором до предела обострены религиозные, национальные, региональные противоречия, является обществом, часть которого готова двигаться в сторону европейских ценностей, а другая ратует за сохранение уровня родоплеменных отношений.

«В российском обществе и через 20 лет после вывода советских войск из Афганистана «афганский синдром» жив», - отметил Медведев. - «У российской политической элиты есть четкое понимание недопустимости какого-либо участия российского военного контингента в разрешении афганского кризиса. На основе собственного опыта в российском обществе в качестве аксиомы преобладает уверенность в том, что военная победа в Афганистане невозможна».

По мнению Андрея Медведева, никакого «ренессанса» движения «Талибан» в качестве политической силы, которой второй раз удастся сплотить пуштунское население, уже не будет.

«Наступило то время, когда пора отказаться от термина «талиб» в том понимании, как оно трактуется сегодня. То есть, разделить понятия «талиб» как выпускник медресе и «талиб», как член ИДТА (исламское движение «Талибан»), и тем более, «талиб» как выразитель интересов пуштунов Афганистана», - пояснил российский аналитик.

Он отметил, что «Россия смотрит на Афганистан с чисто прагматических позиций, в основном - через призму угроз собственной безопасности и безопасности своих соседей из числа республик бывшей советской Средней Азии. Можно сказать и таким образом, что сегодня основные цели России в Афганистане – это поставить заслон потоку наркотиков, особенно на территорию России, добиться мирного урегулирования в Афганистане и восстановления его нейтралитета».

Сегодня афганский вопрос представляет собой один из элементов целого комплекса непростых отношений России и США, подчеркнул Медведев. «Но ареной геополитического соперничества России с США служит не Афганистан, а республики бывшей советской Средней Азии. Давая в 2001 году согласие на использование США авиабаз в Узбекистане и Киргизии, Россия подчеркивала, что это военное присутствие должно носить временный характер. Однако сегодня на афганской территории США и НАТО развернули около 30 военных баз, из которых половину можно использовать для оказания военного давления на Россию, Китай, Иран и Индию».

«Сегодня в России часто высказывается идея о ее участии в индустриализации Афганистана. Однако это рассматривается исключительно как бизнес-проект для российских компаний, а не как помощь в целях развития. Россия не будет вкладывать собственные средства, она лишь готова работать на средства, выделяемые международным сообществом на восстановление Афганистана. Но где эти средства, где Россия и где гарантии безопасности для возможных российских инвестиций и ее граждан, которые могли бы принять участие в восстановлении афганской экономики? В этой связи Россия весьма заинтересована в восстановлении Афганистаном статуса постоянно нейтрального государства», - завершил доклад Медведев.

Советник президента Афганистана по делам племен Вахидулла Сабавун согласился с Медведевым, сказав, что афганское общество заинтересовано в российской помощи и не хочет американского присутствия.

«В нашей стране находятся американские военные базы, что позволяет американцам диктовать свои условия нашим властям. Власть Карзая не имеет своего мнения и находится под давлением внешних стран. Все это мешает нам решать вопрос стабилизации и принятия нашей страной нейтралитета», - заявил Сабавун. - «Нам необходимо объединяться. А для этого надо наладить отношения с соседями, разрешить национальный вопрос, вернуть видных политических деятелей, которые во времена нестабильности сбежали из страны».

Академик из Афганистана Хабибулла Рафии отметил, что уже в течение 32 лет ситуация в республике нестабильна, что привело к разрушениям, которые будет сложно восстановить.

«У нас уже нет никакой культуры, из-за войны закрыты все школы, образование в стране упало до нулевой отметки. У нас были телевидение, радио и свободная пресса, сейчас все это отняли талибы. Нестабильна ситуация и в соседнем Пакистане… Наш народ устал от войны и хочет, чтобы страна встала на ноги, а с соседями наладились отношения», - пояснил Рафии.

В свою очередь, политолог из Германии афганского происхождения Башир Пайвастун отметил, что сейчас самая важная задача афганского общества – это восстановление страны и избрание новой власти, которая должна работать по Конституции, а не под диктовку внешних игроков.

«В нашей стране множество проблем. Мы нуждаемся в помощи наших соседей, нам необходимо обратить внимание на межэтническую ситуацию, соседи не помогают нам, потому что считают Афганистан нестабильным государством, мы потеряли интеллектуальную и политическую элиту, которая покинула страну во времена нейтралитета. Я хочу призвать их вернуться на родину и помочь создать новое государство, так как нам надо создать центр по получению нейтралитета. И в этом вопросе без помощи соседей и политической элиты нам не обойтись. Пора убрать американские военные базы с земли Афганистана, мы устали от войны и хотим культурного развития нашей страны», - заявил Пайвастун.

Далее слово было предоставлено доценту Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Николаю Ежову, который напомнил, что кроме политики, в Афганистане надо обратить внимание на развитие экономики, в частности, на строительство дорог, энергетику и сельское хозяйство.

«Что касается политического развития страны, то страна начнет развиваться, только если все ее жители забудут свое родоплеменное происхождение и будут помнить только о том, что все они - афганцы, и наконец-то сядут за стол переговоров. Только при этом условии страна сможет идти вперед. Пока каждое племя живет само по себе, ничего хорошего эту страну не ждет. Не слушайте другие страны, а решайте сами, что вам нужно», - призвал Ежов.

Заведующий сектором Афганистана Института востоковедения РАН (Москва) Виктор Коргун представил доклад «Вывод войск США из Афганистана: проблемы и решения».

«Подготовка вывода войск началась еще в феврале текущего года, однако есть все основания полагать, что они уходят не навсегда. США не скрывают, что в Афганистане у них есть также и экономические интересы. Войска уйдут, но военное присутствие останется, чтобы сдерживать Иран и Китай, а также сдержать утечку ядерного оружия из Пакистана. Эти опасения подтвердил визит в регион государственного секретаря Хиллари Клинтон. Кроме того, сейчас у США очень сложные отношения с Пакистаном, и Клинтон искала пути, на которых они смогут договориться и действовать сообща», - рассказал Коргун.

Он отметил, что во время визита в Душанбе и Ташкент Клинтон больше говорила на традиционные темы – об активном участии соседей Афганистана в его восстановлении, соблюдении прав человека и так далее. Однако прозвучала и новая идея – создание «Нового шелкового пути».

«Идея преследует цель закрепить политическое и иное доминирование Запада, в первую очередь, США в регионе после вывода войск НАТО, найти замену нарастающему влиянию ШОС, потеснить Россию и Китай», - объяснил эксперт. - «Новый шелковый путь - это модифицированный вариант «Большой Центральной Азии» эпохи Буша. Несмотря на смену названия, сквозь эту идею отчетливо проступают истинные цели США в регионе: получить прямой доступ к минеральным ресурсам региона посредством создания линий коммуникаций в обход России и Ирана. Также США стремятся обеспечить НАТО своего рода формальную, институциональную роль в региональной безопасности Центральной Азии».

Но, считает Коргун, такая идея изначально обречена на неудачу: «Довольно жестко против нее выступил Пакистан, который отметил, что ситуация в Афганистане радикально отличается от обстановки, сложившейся в Европе после холодной войны. Соседи Афганистана, по мнению Исламабада, могут играть лишь вспомогательную роль в обеспечении мира, и вместо создания новых механизмов лучше сосредоточиться на выполнении существующих программ мира. Аналогичные взгляды также выразили делегации России, Китая и Ирана».

Продолжая тему вывода войск, Виктор Коргун отметил, что «с учетом складывающейся ситуации в регионе можно полагать, что вывод войск США и НАТО не решит проблему, а лишь вызовет серию новых вызовов безопасности Афганистана и его соседей. Ситуацию могут даже осложнить попытки внерегиональных держав навязать свои схемы урегулирования кризиса, которые не совпадают с интересами стран региона. Поэтому, вероятно, следует ограничить участие Запада после 2014 года ролью фасилитатора регионального процесса».

Екатерина Иващенко, Дубай

Международное информационное агентство «Фергана»



В избранное