Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Кыргызстан: Алмазбек Атамбаев не хочет быть ни президентом, ни депутатом


Кыргызстан: Алмазбек Атамбаев не хочет быть ни президентом, ни депутатом
2010-05-25 11:00 ИА Фергана.Ру

Алмазбек Атамбаев
Первый заместитель председателя временного правительства Кыргызстана Алмазбек Атамбаев не будет участвовать ни в парламентских выборах в 2010 году, ни на президентских - в 2011 году. Об этом он заявил 25 мая на пресс-конференции в Бишкеке, сообщает AKIpress.

А.Атамбаев сообщил, что «в такое сложное время для республики» его главной задачей является помочь главе государства Розе Отунбаевой поднять экономику страны.

В последние дни Алмазбек Атамбаев стал главным ньюсмейкером временного правительства, регулярно выступая с заявлениями по тому или иному поводу. Так, после появления в интернете аудиозаписей телефонных разговоров некоторых членов временного правительства Атамбаев, чей голос также прозвучал в «прослушке», созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что не намерен сидеть «рядом с ворами».

На одной из аудиозаписей член временного правительства Азимбек Бекназаров обвиняет некое лицо в том, что он взял взятку в 400 тысяч долларов, чтобы назначить кого-то «из своих» в таможню. «Если гражданин Кыргызстана, даже если он первый заместитель председателя ВП берет взятку в размере 400 тысяч долларов - его надо закрывать, арестовать сразу же», - цитирует А.Атамбаева Азаттык (киргизская служба Радио Свобода).

По поводу другой аудиозаписи, в которой Темир Сариев и Азимбек Бекназаров обсуждают, как обойтись с одним миллионом долларов, чтобы эту сумму не фиксировать в казначействе, А.Атамбаев высказался еще жестче: «95 человек погибло для того, чтобы была прозрачная страна, чтобы люди знали, куда идет каждая копейка, а не так, чтобы сегодня $1 млн. распилили, завтра $10 млн. Сариев говорит: «Чтобы передать эту сумму надо провести через казначейство, тогда сумма зафиксируется, а это нежелательно». Но почему нежелательно? И что отвечает Бекназаров: «Ладно, проведите с минусом, а на минус выпишем постановление, что получено от того-то. Ведь мы в прошлый раз делали так». Получается, не в первый раз, может, это десятый раз, потому что минфин - частная лавочка Сариева, я об этом уже сказал на заседании временного правительства. Вот что отвечает Сариев: «Надо порвать предыдущие акты, 19 исправить на 18 и отдать». Слушайте, мы для чего убирали Бакиева? Мы, что, опять возвращаемся к бандитской стране, где можно спокойно распиливать один миллион долларов? А в прошлый раз сколько они распилили, может быть, десять?» - восклицает А.Атамбаев и добавляет, что по этим двум фактам должно быть возбуждено уголовное дело.

«Мы не можем делать вид, что в правительстве все дружные. Ведь у нас народ не скот, они все понимают и видят. В правительстве есть личности, к которым не придерешься, а такие, как Сариев и Бекназаров, пытаются превратить в частную лавочку подведомственые им органы, заменяя Максима и Жаныша Бакиевых. Мне становится больно: неужели столько крови было пролито зря?» - вопрошает Атамбаев.

«Роза Исаковна теперь наш президент, она должна взять на себя ответственность завести уголовное дело и закрыть Атамбаева, если он виноват. Я готов вечно сидеть», - сказал Атамбаев, комментируя обвинения в свой адрес во взяточничестве со стороны зампреда главы временного праавительства Азимбека Бекназарова.

Говоря об участившихся разговорах по вводу внешнего управления в Кыргызстане, Атамбаев подчеркнул, что такие мечты имеются у отдельных заинтересованных сторон, особенно часто, по его словам, об это говорит генсек ОДКБ Николай Бордюжа. «Наш народ не боялся идти грудью на пули, поэтому его никто не сможет завоевать. Он сам разберется», - заявил А.Атамбаев.

Турция: В Анталье рухнул в реку автобус с российскими туристами, 16 человек погибли
2010-05-25 11:43 ИА Фергана.Ру

25 мая в турецком городе Анталья погибли 16 российских туристов, еще 28 россиян с ранениями различной степени тяжести доставлены в турецкие больницы, сообщает Интерфакс.

Автобус, в котором находились более 40 российских туристов, следовал из курорта Аланья в туристический центр Памуккале. Однодневный тур был организован компанией Pegas. Как передает Газета.Ру, в 05.30 по местному времени (06.30 мск), проезжая по мосту над рекой Аксу, автобус по невыясненной пока причине пробил заграждения и рухнул с 15-метровой высоты в пропасть. По предварительным данным, водитель заснул за рулем, но официально эту версию в турецких правоохранительных органах пока не подтверждают.


Фото с сайта Постсовет.Ру

По словам спасателей, чтобы извлечь раненых из покореженного салона, им пришлось разрезать его. На месте происшествия работают медики, которые оказывают пострадавшим первую помощь, и полицейские, выясняющие обстоятельства ДТП. Сотрудники генконсульства России в Турции пытаются установить личности погибших и пострадавших.

Президент ОАЭ вручил премьер-министру Казахстана орден «Order of Federation»
2010-05-25 12:10 ИА Фергана.Ру

24 мая президент Объединенных Арабских Эмиратов его Высочество шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян вручил премьер-министру Казахстана Кариму Масимову орден «Order of Federation», сообщает Gulfnews.com.


Вручение ордена. Фото Gulfnews.com

По информации арабского сайта, данный орден вручается, как правило, президентам и наследным принцам, а вручение «Order of Federation» Кариму Масимову призвано подчеркнуть дружественные связи между ОАЭ и Казахстаном.

Шейх Халифа выразил желание и далее укреплять дружественные отношения между двумя странами и подтвердил стремление ОАЭ к наращиванию сотрудничества с Казахстаном в области инвестиций и расширению перспектив совместного сотрудничества. Шейх Халифа пожелал прогресса и процветания Казахстану и передал приветствие президенту Нурсултану Назарбаеву.

Карим Масимов прибыл в ОАЭ с двухдневным визитом 23 мая, прилетев из Санкт-Петербурга, где во главе казахстанской делегации он принимал участие в заседании Межгосударственного Совета (МГС) ЕврАзЭС.

В Монголии населению раздают «Дары родины»
2010-05-25 13:18 ИА Фергана.Ру

«Дары родины» или 70 тысяч тугриков (около $60) получили почти два с половиной миллиона жителей Монголии, сообщает Забинфо.

По информации пресс-службы министерства социальной защиты и труда Монголии, раздача 70 тысяч тугриков проводится в рамках деятельности правительства по распределению «Даров родины» из Фонда развития человека гражданам старше 18 лет.

Акция стартовала 15 апреля этого года. К 24 мая дары получили 2 миллиона 323 тысячи жителя страны, что составляет 86,7 процента от общей численности населения.

Кубатбек Байболов. Долгая дорога от “большевизма” к народовластию, или вероятность третьего поражения демократии в Кыргызстане
2010-05-25 13:30 Кубатбек Байболов

Семнадцать лет нашего суверенного развития, наряду с отдельными успехами, полны тяжелых раздумий и горьких разочарований. Демократия, рыночная, процветающая экономика, свобода и как следствие - достаток в каждом доме, казавшиеся нам реальными и достижимыми в первые годы, с течением времени стали иллюзорными, бедность поглощает все более широкие слои населения, неуверенность в завтрашнем дне разрушает существо каждого, страна теряет управляемость, становится обьектом пристальной заинтересованности могущественных стран, будущее приобретает отрицательную динамику.

На заре нашей независимости проворные разномастные “ответственные члены КПСС”, вовремя внедрившиеся в новую обстановку, занявшие ключевые посты в стране, имитируя кипучую деятельность по сей день, продолжают властвовать, обогащаются, обустраивают родственников, друзей и водят нас по кругу “необитаемой виртуальной пустыни”, втайне ностальгируя по временам единоличного правления и жесткой вертикали. Их корпоративные и узкокорыстные манипуляции под прикрытием демократии и рыночной экономики превратили эти успешно функционирующие во многих странах системы ценностей в нарицательные у нас.

Вся наша “суверенная” новейшая история - это история борьбы кланов, родоплеменных, тейповых обьединений, региональных элит, узкокорыстных подхалимов, коленопреклоненных взяточников за доступ и близость к “телу самодержца”.

Атрибуты демократии, республиканской формы правления, ветви власти, референдумы, выборы давно превращены в “фиговый листок” мелкопоместных, байманапских страстей.

Кубатбек Байболов – политик, депутат трех созывов парламента Кыргызстана, основной разработчик Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского кодексов страны. Родился в 1952 году, окончил Киргизский государственный университет, Институт разведки КГБ СССР, юридический факультет КГНУ и экономический факультет педагогического университета имени И.Арабаева. В 1983-1984 годах работал в Афганистане советником начальника управления Службы государственной информации по борьбе с терроризмом и подпольными бандитскими формированиями. С1989 по 1991 год - сотрудник Центрального аппарата внешней разведки в Москве, в 1991 году – начальник отдела разведки КГБ Киргизии. С 1992 по 1994 год- предприниматель. С ноября 2005 - основатель и сопредседатель политической партии «Союз Демократических Сил (СДС)». Председатель правления Общественного объединения «Киргизские парламентарии против коррупции», координатор Народной коалиции демократических сил (НКДС). В январе 2008 года публично объявил о прекращении политической деятельности, в марте 2009 года переехал в США, откуда на днях вернулся. Государственный советник II класса, полковник запаса.
Особенностью текущих дней является неприкрытое полубандитское использование в тех же целях справедливого возмущения и протестных акций масс с последующим переводом ситуации в привычное узкокорыстное, вертикально-управленческое русло. Ради достижения вожделенной цели допускаются грабежи, разрушения, мародерство, захваты чужой собственности. Бандиты, охотники за легкой наживой и другие мелкохулиганствующие элементы - основная движущая сила новой когорты псевдодемократов, охотников за властью. На политическую авансцену вышли и доминируют откровенные пустословы и демагоги.

Кыргызстан сегодня с удивительной точностью напоминает 1917 год России: тот же хаос, те же грабежи, то же желание всех управлять страной напрямую и даже то же ни на что не влияющее, беспомощное Временное правительство. Вариантов решения проблемы также немного: либо идти на уступки протестующим, горящим желанием порулить государством непосредственно, разномастным малоорганизованным группам и утопить страну в хаосе, либо начать подавлять их силой, т.е. перейти к террору. Большевики пошли по пути уничтожения несогласных - у них для этого была идеология, противопоставляющая одних другим, и орудие в виде булыжника в руках пролетариата.

А у нас выбор невелик, он дает лишь возможность балансировать между плохим и очень плохим. Общество не структурировано ни по классам, как у большевиков (не приведи господи), ни мировоззренчески. На практике более устойчиво себя проявляют родоплеменные, кровнородственные чувства. Именно этим, наверное, обьясняется все усиливающаяся самоидентификация, обьединение людей по родам и племенам. Уже прошли сходы почти всех племен и родов: левого, правого крыла, ичкиликов, скоро состоится сьезд всех трех крыльев. Обратите внимание - этим архаизмом наши собратья занимаются с куда большей охотой, чем партиями. Наше партийное строительство, внутрипартийное обустройство, при внимательном изучении, совсем не идеологическое, а основано на региональном представительстве клановых лидеров, материально обеспеченных, вынужденно гендерно выдержанных и межнационально обусловленных. Главный критерий ценности - это каким количеством голосов обладает избранник. Отсюда в партиях есть все, от монархистов до анархистов, от коммунистов до рыночников, от бандитов, расхитителей до либералов, и все в одной куче. А какую они потом поведут политику - остается только догадываться.

Те, кто предостерегает нас о возможном партийном диктате, не так уж не правы. При закрытом партийном списке, на что ориентированы лидеры наших ведущих партий, очень вероятен не партийный диктат, а диктат их первых руководителей. А последующие депутаты по спискам, как правило, бывают “молчаливые”, “послушные”, малограмотные, ну, примерно, как “Ак-жоловцы”. Это та же клановость, но уже партийная, которая усугубляется еще и напрочь отсутствующей внутрипартийной демократией. Будьте уверены, партийные списки будут формироваться по указанной выше схеме, и лучшие интеллектуальные силы общества вновь останутся без применения, а те, кто придет в парламент, сильно напоминающие “Ак-жол”, только “вид сбоку”, своими аппетитами и невежеством будут готовить очередной бунт.

Я еще раз хочу призвать всех поддержать, сохранить Временное правительство. Они как горькое лекарство. В том, что они такие, какие есть, - не их недостаток, а наш. Это цена равнодушия, безучастия людей в борьбе с тираном, слабой электоральной поддержки оппозиции, в скачкообразности протестных настроений. Ну, конечно, Бакиевы очень сильно нам “помогли” в своем свержении.

То, что сделало Временное правительство до сегодняшнего дня, - большой шаг вперед, но надо сделать еще один: обеспечить участие народа в формировании партийного списка и далее - в избрании конкретных депутатов на предстоящих выборах. Это ОТКРЫТЫЕ партийные списки, когда избиратель голосует не только за партию, но и за отдельного претендента на мандат в этом списке. Эта система даст возможность вывести на политическую авансцену истинно популярных людей, достойных внимания народа. Она опробована во многих странах и дает хорошие результаты. Обратитесь к опыту Литвы, и вы найдете там много примечательного. Либо давайте выборы проведем по многомандатным округам. Каждая область, города Бишкек и Ош, отдельные округа - и в зависимости от количества избирателей партии борются за установленное количество мандатов. Это в науке называется куммулятивной системой и дает возможность избрания в парламент наиболее достойных людей. Поверьте, это не мое изобретение, в науке все это есть и оправдано практикой.

Итак, перед нами “две дороги, два пути”.

1. Продолжать двигаться в направлении, указанном ВП. Дорога проселочная, местами трудно проходимая, дорожная карта из архива. Результат половинчатый: лучше того, что было, но хуже того, что могло быть.

2. Возврат к прошлому, к невежеству и казнокрадству.

А есть ли третий, пусть тернистый, тяжелый, но менее опасный путь? Есть!

Временному правительству нужно было убедить основную массу населения в своей достаточной компетентности и способности управлять государством, праведности и чистоте помыслов, обозначить ясные, понятные народу кратковременные и долговременные задачи и главное - обеспечить единство в своих рядах и взглядах, а населению - положиться на них, довериться им, т.е. делегировать свои полномочия и не терзать слабый государственный “организм” своей неуемной энергией и желанием непосредственно управлять страной. К сожалению, этого не произошло.

Что делать теперь, на практике?

На мой взгляд, этот вопрос должен быть решен с учетом науки и горького революционного опыта других стран, особенно России, но исключительно исходя из наших реалий, менталитета, уровня сознания основных фигурантов процесса, позитивных ожиданий населения и силы противодействия противников.

О чем говорит нам опыт постреволюционной России? Не сделайте у себя “большевиков”, иначе получите гражданскую и другие войны, великий террор, преодоление разрухи, мнимый расцвет и затем развал государства.

О чем говорит наука построения государства, формирования общества и создания успешно функционирующей системы? Это, прежде всего, стабильность и народовластие, основным инструментом которых является демократия.У нас нет других ресурсов, это единственное, чем мы богаты.

Чем характеризуются наши реалии? Слабостью, еще не завершенностью государственного строительства, обремененностью суверенитета, зависимой экономикой, ориентированной “проправящей” элитой, бедностью материальной и интеллектуальной, неясностью целей и, как следствие, неопределенностью инструментариев достижения намеченного. Главное в этом ряду – живучий “большевизм” в сознании правящей элиты, чувство единоличной, безраздельной правоты, социальный эгоизм, характерный для феодального сознания, переоценка своей значимости, желание манипулировать процессами.

Прежде всего, думаю, нужно сделать выбор, хотим ли мы построить демократическое государство или остаемся при диктатуре новой “совдепии”, функционирующей под прикрытием. Тогда обьективно исчезнет вопрос, на какую супердержаву ориентироваться нашим политикам. Приоритетом здесь могут быть только геополитические, стратегические интересы в сочетании с национальным достоинством.

Но как бы там ни было, бушующие страсти нужно переместить с улиц в залы заседаний и начать общегосударственный обучающий процесс: “учимся демократии”.

Для этого потребуется осознать приоритет государственных интересов, признать ошибки и выработать новую стратегию.

Оппозиция, сформировавшая Временное правительство, неосмотрительно сосредоточила в своих руках власть, которая, во-первых, по существу властью как таковой еще не является, не имеет ресурсов ни подавления, ни созидания, и тем самым, во-вторых, сильно сузила свою социальную базу, кроме того, настроила против себя всех иных “утомленных конъюнктурным ожиданием”. Серьезная угроза стабильности и устойчивости Временного правительства – скрытое противодействие “обиженных” на фоне явных противников. Другая, не менее серьезная их ошибка - раздача госдолжностей по прежней ментальной схеме.

А раздающий, как известно из древней персидской пословицы, “будет проклят или останется ни с чем”. Сформируй они Учредительное собрание из более широкого представительства, в особенности территориального, передай ему власть, - большая или меньшая временная стабильность и триумф для них могли бы быть обеспечены.

Самое неутешительное в этой ситуации то, что противодействие имеет тенденцию развития по оси север-юг. Если мы не сумеем обеспечить пропорциональное представительство даже во временной власти, будьте уверены - любые результаты выборов будут оспариваться драматически. Народ уж не тот и вряд ли согласится на неравные стартовые условия.

В связи с этим я продолжаю думать о целесообразности переформатирования Временного правительства в более устойчивое, представляющее все регионы, Учредительное собрание (УС), сформированное по пропорциональной схеме, порайонно, на местных курултаях. Это мера, неким образом напоминающая Брест-Литовский договор Ленина: временная сдача части позиций, выигрыш во времени для подготовки основания широкомасштабной модернизации государства, общества в более стабильной обстановке – либо гибель, разгром наших “нестройных рядов” под ударами “контры”. Временное правительство могло быть президиумом в УС. Этим мы обеспечим стабильность, одолеем сопротивление противников, составим научно обоснованный модернизационный план, проект однозначной, бесконфликтной Конституции, соответствующий ей избирательный дизайн и т.д. Сегодня это еще можно сделать, завтра будет поздно.

Попытка поспешной легитимизации власти в нынешней обстановке частью общества чревата тяжелыми последствиями, и потом, легитимность - это не только и не столько юридический акт, сколько добровольное делегирование большинством населения своих полномочий избранным людям. Мы не должны забывать, что суть лигитимности именно в этом, и никакая юридическая “эквилибристика”, “экзотика” из архива Акаева и Бакиева ее сути не изменит.

Кубатбек Байболов, 24 мая 2010 года, Бишкек


В избранное