← Январь 2010 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Обид Асомов: <<Я всегда был вне политики, мое призвание - дарить улыбку людям>>
Обид Асомов: «Я всегда был вне политики, мое призвание – дарить улыбку людям» Отдельные фотографии предоставлены редакции Обидом Асомовым, другие – с веб-сайта Krivoe-zerkalo.narod.ru Смотреть видео "В гостях у Обида Асомова": часть I, часть II (ожидается). При упоминании имени знаменитого узбекского юмориста, актера театра и кино Обида Асомова на лице любого узбекистанца, будь то глубокий старик, или юный школьник, появляется добрая улыбка. Этот человек известен не только на своей родине, но и далеко за ее пределами, и сегодня Заслуженного артиста Узбекистана Обида Асомова можно назвать, пожалуй, самым популярным «узбеком» на территории постсоветского пространства. Поэтому, слух о том, что всеми любимому артисту было «рекомендовано» не выступать в передаче «Кривое Зеркало» в театре Евгения Петросяна и вообще не «светиться» на российском телевидении, неприятно поразил многих поклонников его таланта. Более того, по причине отсутствия юмориста на экранах ТВ Узбекистана и на радио, поползли слухи, будто Обида Асомова арестовали, избили и отняли у него лицензию. Решив выяснить, насколько эти слухи соответствуют действительности, корреспондент «Ферганы.Ру» встретился с Обидом Асомовым. Это удалось не сразу, поскольку в Ташкенте у артиста весьма плотный график: рабочий день не нормирован и ему часто приходится работать по ночам. Встреча состоялась накануне Нового года в уютном малолюдном кафе близ здания столичного цирка. Слухи оказались преувеличенными – артист на свободе, жив и здоров, но негласные запреты, по его словам, все же существуют.
Обид Асомов удивительно интересный собеседник – за образом весельчака-балагура скрывается острый ироничный ум человека, реально оценивающего происходящее. Но о том, что именно явилось причиной вышеупомянутых «запретов», он может лишь догадываться. По его словам, возможно, здесь сыграл роль поиск скрытого смысла в его выступлениях, выискивание «крамолы» между строк. И все же учиняемые Асомову препоны не могут быть препятствием для его творчества – имя артиста известно во многих уголках мира, где знают, любят и ценят его талант. Отвечая на вопрос о том, в чем истоки его творчества, с чего все началось, Обид Асомов рассказал, что с детства любил Аркадия Райкина. При этом, живя в ташкентской махалле, никогда – ни в детском саду, ни в школе, он специально не учил русский язык. - Видимо все дело в том, что мой отец, работая проводником на железной дороге, был начитанным человеком и часто привозил домой из рейсов множество журналов и книжек на русском языке, оставшихся от пассажиров, - рассказывает артист. – Среди них встречались «Советский экран», «Искусство кино», «Крокодил», и многое другое, а мы с братом как губка впитывали эту литературу, и можно сказать, самообразовывались. При этом, поощряя нас, отец всегда говорил: «Читайте, читайте, учите язык». У нас в семье было заведено, что я и мой брат Сабит по воскресеньям пили чай с родителями и слушали радиопрограмму «С добрым утром!», которую в середине семидесятых вела Регина Дубовицкая. А ведь тогда я и подумать не мог, что спустя много лет судьба сведет нас с Региной, и я буду выступать в ее программе «Аншлаг»! Артист рассказал, что его прапрадед Аббасхон Эшон был в числе основателей первой туземной школы в Ташкенте. Аббасхон Эшон был религиозным и образованным человеком, возможно, что способность к языкам передалась Обиду Асомову генетически от него.
Учась в школе, Обид переводил услышанные по радио выступления Райкина, Жванецкого (не зная, по его словам, ни того, ни другого) на узбекский язык, добавляя от себя и подгоняя репризы «под школу», что очень нравилось учителям. На Восьмое марта или Новый год, они просили юного юмориста выступать на школьных концертах. Впрочем, его и просить не нужно было – он всегда охотно выступал и был любимцем школьной публики. Маленький Обид любил рисовать, в четвертом классе отец отвел его в изокружок Республиканского Дворца пионеров. После окончания школы он, намереваясь стать профессиональным художником, поступил в художественное училище им. Бенькова. Во время учебы Обид подрабатывал тамадой на свадьбах – зарабатывал на дорогостоящие краски, кисти и холсты. Он блестяще окончил училище с красным дипломом и собирался поступать в Московский художественный институт им. Сурикова, что не сложилось в силу определенных обстоятельств. Через год он поступил в Ташкентский театральный институт. Учась в институте, Обид Асомов давал концерты по разным клубам, приобретая популярность юмориста. И тут в его жизни большую роль сыграл «его величество» случай – узбекский режиссер Латиф Файзиев, побывав на одном из таких концертов, пригласил молодого человека на эпизодическую роль в советско-индийский фильм «По закону джунглей» с суперпопулярным в те времена индийским актером Митхуном Чакраборти в главной роли. Режиссером с индийской стороны был известный кинопродюсер Умеш Мехра. Начавшиеся в 1988 году съемки двухсерийного фильма проводились в Москве, Юрмале, Ташкенте и непосредственно в Индии. Накануне съемок Обид пришел к декану, чтобы взять разрешение на академический отпуск. Декан, по словам Асомова, недолюбливавший артистов, сказал ему: «Послушай, Обид, ведь ты неплохой художник, зачем тебе это кино, несерьезно все это. Поверь, если ты сейчас уйдешь, то назад уже не вернешься». Слова декана оказались «пророческими» – Обид, не доучившись год в институте, стал артистом – последовали предложения сниматься в других фильмах, а с приходом популярности начались и нескончаемые концерты по Узбекистану. В конце восьмидесятых - начале девяностых у известного в Узбекистане артиста произошли знаковые встречи со знаменитыми российскими сатириками Михаилом Задорновым и Леоном Измайловым. В 1989 году Задорнов в течение трех дней давал концерты в ташкентском дворце Дружбы Народов, по вечерам там же на узбекском языке выступал Обид Асомов. Задорнов хотел увидеть, как работает его коллега, посетил один из таких вечеров и просидел два часа, естественно, ни слова не поняв по-узбекски. - Подойдя после концерта, он поздравил меня голосом Горбачева, и надо признаться, у него это очень хорошо получилось – тогда Михаил Сергеевич был на вершине популярности, - смеется Асомов. - Потом приезжали с «Театром плюс» Леон Измайлов и Игорь Христенко, Николай Лукинский. Кстати, в «Кривом Зеркале» мы и сейчас работаем вместе с Игорем Христенко. А тогда мы после концерта посидели в чайхане, я там выступал минут пять. Позже мы крепко сдружились. Переломный момент в жизни артиста, по его словам, наступил в 2000 году, когда Фарух Закиров пригласил его в качестве ведущего в турне группы «Ялла» по Германии. Они начали с Франкфурта и закончили Гамбургом, дав в разных городах Германии двадцать девять концертов за один месяц. - Интересно, что практически везде аудитория была одинаковой, - вспоминает Асомов. – В Германии множество общин русскоговорящих немцев. Многие из них раньше жили в Узбекистане – в Ахангаране, Алмалыке, Ангрене, в Казахстане, России. До нас перед ними выступали Аллегрова, Пугачева, с нами параллельно работал Евдокимов. А так как многие знают и любят «Яллу», все концерты проходили очень успешно. Так случилось, что через месяц в тех же залах выступал Евгений Петросян, где все в один голос рассказывали ему про недавние концерты «Яллы» и «маленького заводного узбека-ведущего», говоря, что этот артист обязательно должен быть приглашен в программу театра Петросяна. Приехав через несколько лет с концертами в Ташкент, Петросян разыскал узбекского юмориста и, увидев его, сказал: «А, так это вы, это про вас так много говорили в Германии!» - Евгений Ваганыч спросил меня: «Сколько минут сможешь завтра работать в моем концерте?», - вспоминает Асомов. – «Пятнадцать сможешь?», я ему: «Если хотите, могу полчаса – проблем нет». Когда же я на следующий день вышел на сцену, зал зааплодировал – зрители меня знали, и концерт прошел на ура. Петросян был в восторге и прямо со сцены заявил, что скоро узбекские зрители увидят меня по российскому телевидению в его программе. «У нас как раз узбека не хватало», пошутил тогда Петросян. Вот так я оказался в «Кривом Зеркале».
- Но до этого вы успели поработать в «Аншлаге» у Регины Дубовицкой? - Однажды мне позвонил Леон Измайлов и попросил помочь организовать концерт театра «Аншлаг» в Ташкенте; он сказал, что хочет, чтобы и я с ними поработал. Приехали телеведущая Регина Дубовицкая, Николай Лукинский, Леон Измайлов. Регина вела концерты – два дня был полный зал. Я вместе со всеми работал на сцене, Регине это понравилось, она тогда мне сказала: «Все, что ты показал на сцене, покажешь в Москве, и я тебя запишу». Два-три раза она вызывала меня, записывала, показывала. Естественно, мне очень нравилось выступать в «Аншлаге», но постепенно сложилось такое отношение: что есть – то и показывай. При этом никакой помощи, продюссирования номеров, связи с писателями у нас не было, все приходилось делать самим. Конечно же, я очень благодарен Регине, за то, что, участвуя в «Аншлаге», стал известен российскому зрителю. Но вскоре я понял, что это не для меня. Когда же я в первый раз оказался, хоть и в эпизодической роли, в «Кривом Зеркале», сразу почувствовал – это мое. Я попал в удивительную атмосферу доброжелательности. Артисты здесь относятся друг к другу очень хорошо, всегда помогают и подсказывают, коллектив сплоченный, и если кого-то и ругают, то не с целью унизить, а направить в нужное русло. Мы можем безобидно подшутить друг над другом, приколоться. К примеру, меня с первого дня в шутку прозвали «узбекским баем». Ребята, приезжали ко мне на отдых, и поначалу удивлялись тому, как у нас люди относятся к популярным артистам. Когда в Ташкент приехал «Аншлаг», Леон Измайлов собирался пойти на базар и позвал меня, я сказал, что не пойду. На что Леон Моисеевич сказал: «Пойдем, мы сами за все платить будем», я ему говорю, что дело не в деньгах, а в том, что мне «нежелательно» заходить на большие базары, и что я стараюсь их избегать. Тогда он меня подколол: «Ты что, Винокур?». Когда же мы пришли на Алайский рынок и решили купить фисташки и сладости, меня сразу же окружила плотная толпа в несколько сот человек. Гостей – Регину, Лукинского и Измайлова, оттеснили куда-то далеко в сторону (их потом милиция нашла), я их потерял, а кругом люди, люди. Многие, чтобы лучше было видно, залезли на прилавки. Оно и понятно – большинство продавцов приехало из областей, и им посчастливилось вдруг увидеть живого артиста, поэтому и набежала такая толпа.
Говорят, что после этого случая с Асомовым, выступая в «Аншлаге», Регина Дубовицкая говорила: «Я видела, какой популярностью пользуется на базарах Винокур, как популярен на рынках Хазанов, но такое «чудо» наблюдала впервые!». И действительно, тогда чуть ли не весь Алайский базар собрался вокруг своего любимого артиста. О всенародной любви к Обиду Асомову и его популярности говорит и тот факт, что во время нашей беседы к стеклянной стене кафе, открывающей с улицы взору прохожих наш столик, неоднократно припадали улыбающиеся рожицы возвращающихся со школы учеников младших классов, узнавших своего кумира. Некоторые из них, воспользовавшись счастливым случаем, фотографировали артиста на «мобильники», и быстро убегали, а он, улыбаясь и кивая маленьким поклонникам, говорил: «Что поделаешь – дети». Рассказывая о работе в «Кривом Зеркале», Обид Асомов отметил, что подготовку к очередной программе театра можно сравнить с работой машины или целого завода: - Коллектив собирается раз в четыре месяца. Наша «фабрика» многонациональна: латыш, украинец, русские, армяне, и узбек – это я (смеется). А всего в нашей «бригаде» тринадцать человек – «чертова дюжина». Во время сборов у нас всегда очень плотный график работ. За месяц мы должны прочитать, дописать уже написанное автором и выучить все наизусть, сделать сценическую постановку, и главное – чтобы все это было смешно. Более того, делается не одна, а сразу четыре программы. Честно говоря, многие мои друзья – коллеги по цеху, хотели попасть в «Кривое Зеркало», но я им объясняю, что это со стороны все смотрится так классно и легко, но, на самом деле, это и днем, и ночью колоссальный адский труд. Мы прилетаем в Москву, и начинается: с одиннадцати утра до восьми вечера – читка, и, поскольку наш театр музыкальный, вечером мы идем в студию и записываем песни до двенадцати часов ночи. Бывает, увлекшись работой, и на часы не смотрим. Когда заканчивается процесс записи, через некоторое время за нас берутся хореографы. Честно говоря, я раньше никогда особо не танцевал, ну, мог, к примеру, исполнить узбекские танцы. Но в театре научился танцевать даже современный рэп – Петросян «заставил». Далее, по прошествии десяти дней у нас начинаются, о чем говорится в афишах, пробные концерты-репетиции в подмосковных залах, клубах на шестьсот-семьсот человек, где мы еще не до конца выучив текст и держа в руках шпаргалки, выступаем перед зрителями. Сам Евгений Ваганыч перед началом концерта выходит и говорит о том, что сидящие в зале будут первыми зрителями, увидевшими наши новые программы. Во время действа Петросян сидит на сцене и наблюдает, записывает. Обычно выступление начинается в пять-шесть вечера и заканчивается за полночь. Я всегда поражаюсь российскому зрителю, который может смеяться на протяжении семи часов. Наш зритель никогда бы так не смог – ну, от силы час-два высидит. Сразу же после выступления начинается обсуждение, длящееся полтора, иногда и два часа. В три ночи садимся в автобусы, едем в Москву, пробиваясь сквозь ночные пробки, в пять часов утра засыпаем, а в десять – уже подъем, легкий завтрак, и, бегом на репетицию. Таким образом, у нас в течение месяца проходят десять пробных концертов. А затем телевизионная запись программ уже с декорациями, костюмами, полным гримом в зале Академии наук или в театре Назарова, находящемся в Олимпийской деревне. Бывает, что при записи не все сразу удается, но мы стараемся. Я рад возможности работать с настоящими профессионалами, и что в свое время приглянулся Евгению Ваганычу, и мне приятно, как он обо мне отзывается. Не скажу, что «Кривое Зеркало» - самая лучшая юмористичекая программа на российском телевидении, но она нравится и российскому, и узбекскому зрителю.
На вопрос о том, насколько «российский» юмор, отличается от «узбекского», Асомов ответил, что в любых странах во все времена назначение юмора – приносить добро. Отличие же заключается в том, что, у нас в силу менталитета, к примеру, не насаждают юмор «ниже пояса», никогда не смеются над правителями, как это принято в России. И не потому, что народ боится, а потому, что на Востоке всегда было принято уважать власть. Так же как и уважать старших, что прививается в узбекских семьях с малолетства. Не уважать правителя, значит не уважать и себя. Смеяться над ним, значит смеяться над собой – жители государства должны уважать тех, кто ими правит, считает юморист. - В Коране говорится, что правители посланы Аллахом, они – тень Аллаха на земле. Вспомните, как раньше пародировали Ельцина, показывая всему миру его пьянство, ну и что? Да, он пил, и при этом – руководил. У каждого человека есть свои недостатки, - заключает Обид Асомов. - Есть определенная грань, которую по нашим понятиям нельзя переступать, - продолжает артист. – Например, у нас никогда не было «женского» юмора. И если в России женщины со сцены совершенно спокойно шутят на темы секса, у нас этого, естественно никогда не будет. Я не хочу сказать, что в нашей стране, как в СССР, «секса нет», он есть, конечно. Но вопросы секса всегда будут обсуждаться мужчинами и женщинами раздельно, и, тем более, не будут выноситься в большие залы и на экраны телевизоров. В силу исторически сложившихся условий и морально-религиозных устоев никогда женщины и мужчины не собираются вместе, обсуждая интимные темы, на которые у нас не принято шутить. В этом и заключена наша ментальность. Ведь когда мальчику делают обрезание, то на «свадьбе» сидят только мужчины. И там, порой, мы довольно откровенно, крепко шутим, без мата, конечно. И это дальше наших посиделок не выносится. Говоря о современном российском юморе, скажу, что мне многое в нем не нравится. Но, как и раньше, так и сейчас очень нравится Жванецкий – образованный, умный, аккуратный и тонкий юморист. Задорнов когда-то был таким, сейчас подустал, наверное. Было время, он работал в Ташкенте, и тогда было над чем смеяться. А теперь Горбачева нет, СССР развалился, остались одни американцы, но, сколько же можно смеяться над ними? Говорю не в обиду, и, не умаляя заслуг популярного сатирика. - Как Вы оцениваете индустрию юмора в Узбекистане? - Если честно, таковой у нас вообще не имеется. Чиновники не считают юмор искусством. Да, периодически они сходятся на совещания, обсуждают, что не хватает эстрадным артистам, как поднять узбекскую эстраду, чтобы она звучала во всем мире. Но при этом нет уверенности, что чиновники в Министерстве культуры понимают, что юмор тоже является неотъемлемой составляющей эстрады. Ведь раньше у нас регулярно проводились конкурсы сатиры и юмора. А сколько молодых талантов они выявляли. Кстати, в 1989 году я участвовал в таком конкурсе и получил Гран-при. Сначала конкурсы проводились через год, потом через четыре. А сейчас этим уже некому заниматься. В настоящее время в Узбекистане практически нет профессиональных юмористов, нет ни одной нормальной юмористической телепередачи. Когда-то на заре хозрасчета я сделал на канале «Ёшлар» передачу «Обид-шоу», которая должна была окупать сама себя. В начале 90-х, когда были популярны такие передачи, как «Смехопанорама», «Оба-на-шоу», нам предложили сделать аналогичную передачу на отечественном ТВ, дали технику и все необходимое. Моя команда работала с энтузиазмом, но деньги мы получали «смешные». Мне говорили: «Обид, потерпи, скоро все будет нормально, на хозрасчет перейдем, будешь с ребятами заколачивать «бешеные» деньги». Два года я делал эту передачу, и чтобы ни от кого не зависеть, даже построил у себя дома студию. Средства на оформление студии, декорации и на развитие программы зарабатывал на свадьбах, платя за все из своего кармана. Мы решили создать многосерийный юмористический сериал «Трахеобронхит», несколько созвучный популярному тогда индийскому эпическому сериалу «Махабхарата». Все в нашем пародийном сериале было завязано на индийских песнях и танцах. Из Индии я привез чемоданы, набитые национальными женскими и мужскими костюмами, аудио и видео кассеты. Зимой в снег, и летом в жару мы выезжали на съемки в горы на Чарвакское водохранилище. Все делали на голом энтузиазме. И за все, а это немалые расходы (бензин, питание, водка, чтобы согреваться в мороз, и т.д. и т.п.), приходилось, опять-таки, платить мне. В результате мы сняли сорок серий! Работая, мы горели, думали, что вот-вот, уже скоро все будет классно, но… Денег мы не заработали, зато сериал значительно повысил мою популярность, и благодаря этой передаче работы на свадьбах у меня прибавилось. Но так вечно не могло продолжаться – я устал, устали мои единомышленники – ведь на голом энтузиазме далеко не уедешь. Нас измотал конвейер – в месяц нужно было делать по четыре передачи, мы поняли, что этот проект отжил свое, и закрыли его. Других же нормальных юмористических программ на нашем телевидении, как я уже говорил, до сих пор нет, а те, что имеются – весьма низкого качества. Правда была еще одна, выходившая четыре раза в месяц юмористическая передача, аналогичная российскому «Белому попугаю», которая была сделана мною на коммерческом канале ТВ-Марказ. Но по неизвестным мне причинам закрыли и эту программу. Опять-таки – потерял не я, а народ. Сегодня юмор в упадке и по причине отсутствия в нашей стране хороших писателей-юмористов, сатириков. А ведь раньше они были, что-то писали, потом некоторые умерли, другие затихли. Правда, бывает иногда кто-то, что-то приносит интересное. Из ста выходит какой-нибудь один рассказик или анекдот. Между тем, в одной только Москве знаменитых писателей-сатириков человек двадцать, если не больше – это Жванецкий, Альтов, Задорнов, Измайлов и многие другие. В Узбекистане писателей такого ранга, к сожалению, нет, отсюда и низкий уровень юмора. Поэтому, здесь для себя я пишу сам, иногда что-то перевожу на узбекский язык. При этом у нас достаточно талантов, которые нужно просто развивать. - Существует ли на узбекской эстраде цензура, запреты? - Думаю, что большинство запретов связано с самоцензурой чиновников. Официальных запретов на выступления Обида Асомова на отечественном ТВ и радио нет, но выступления все же стараются негласно запретить. Кто? Чиновники, которые думают – кабы чего не вышло: «Давайте лучше запретим Асомову выступать, ведь ты или я что-нибудь скажем, а он возьмет и нас покажет». Понимаете, в чем дело? Иногда приходится сталкиваться и с откровенной глупостью. К примеру, на концерте, посвященном победе над немецко-фашисткими захватчиками, я рассказал серию анекдотов про немцев на войне, ко мне подошел «товарищ» и сказал, что я слишком часто поминаю немцев, и что немцы строят у нас завод «Мерседес» - могут обидеться, нужно говорить фашисты, а не немцы. Вот такие бывают дураки, и их достаточно. И еще, у меня был анекдот про рекламу зубной пасты, в которой говорится о том, что если будешь чистить зубы, то кариес уйдет, что по-узбекски звучит, как «кореец уйдет». Я обыгрывал это, говоря: «Зачем уходить корейцам? Кто будет продавать рис и чимчи (корейский салат из капусты – прим. авт.)?». Все смеялись до слез, и сидящие в зале корейцы – тоже. И тут подходит чиновник и заявляет, что не надо смеяться над корейцами: «Сейчас у нас очень хорошие отношения с Кореей, а ты их портишь!». Недавно смотрел двухсерийный фильм-эпос «Алпомыш» Пулата Файзиева, в котором я снимался в небольшой роли – по пять минут появлялся в начале и в конце фильма. Знаете, давно так не смеялся – меня просто вырезали. Этот фильм часто показывали по праздникам, и мне было приятно, сидя с семьей перед телевизором, слышать, как младшие дети говорили друг другу: «Вон там папа, смотри!». У нас это превратилось в веселую семейную традицию. А здесь просто взяли и вырезали эпизоды с моим участием по устному указанию очередного самодура. Доходит до того, что мне звонят мои друзья, и, смеясь, рассказывают, про то, что, фигурируя в списках артистов, принимающих участие в новогодних концертных программах, которые будут проводиться в различных ресторанах, я исключен из аналогичных списков, публикуемых в газетах. Думаю, что кто-то из редакторов сказал: «Что-то его не показывают, давайте-ка от греха не будем о нем упоминать», а это, как цепная реакция распространилось и на другие издания. Или же им просто позвонили, что более вероятно. Вот вам яркий образчик цензуры или самоцензуры – называйте, как хотите. И для них не я один такой.
Выступая на различных российских каналах, Обид Асомов является лицом Узбекистана, чего некоторые чиновники просто не могут понять или не хотят. - Мне звонят со всего мира, поздравляют. Недавно был в Израиле, где бывшие соотечественники - бухарские евреи - подошли после концерта и сказали, что им приятно было видеть мое выступление вместе с Петросяном и Винокуром, и что они горды тем, что и они выходцы из Узбекистана. У искусства нет границ, оно должно быть вне политики и отражать жизнь такой, какая она есть, тем более в таком жанре, как юмор, - подчеркивает артист. - Известно, что официальные праздничные концерты в Узбекистане на Навруз, Мустакиллик, идут под фонограмму, где живое исполнение исключено, дабы избежать накладок и всяких случайностей – один артист, выходя на сцену, сменяет другого, имитируя пение или декламацию. Вы участвуете в таких концертах? - Однажды меня с моими ребятами пригласили выступить на праздничном концерте, посвященном празднованию Навруза, и мы обрадовались такой возможности. Но когда нас попросили принести пятиминутную фонограмму, я попытался объяснить организаторам – то, что я делаю, невозможно исполнить под фонограмму – жанр такой, и что каждый раз, один и тот же анекдот рассказываю по-разному. А отведенных пяти минут хватит лишь на то, чтобы выйти, пересечь громадную сцену, а там уже и выступлению конец. Так и закрыли эту тему. А представляете, каково выступать под фонограмму нашим аскиячи (шутникам-острословам – узб.). Когда по телевизору показывают общий план, несовпадения не заметны, но мы-то, профессионалы, знаем, что юмор и фонограмма - вещи не совместимые. Естественно, когда мы даем концерты сами, народ на них валом идет, но качество юмора у многих моих коллег, в силу вышеперечисленных причин, оставляет желать лучшего. Юмор низкопробный, потому что этим ребятам из-за их узкого кругозора самим сочинить что-либо путное не под силу, а писателей-сатириков нет, отсюда и слабые концерты. - Часто ли узбекские зрители видят Обида Асомова на сцене? - В последнее время я меньше выступаю на нашей эстраде, потому что не особо нуждаюсь в этом. Да и сами концерты становятся накладными. В прошлом году я пригласил Карена Ованесяна, с которым мы дали концерт «Дуэт юмористов». Два дня у нас был полный аншлаг.
Каждый день мы работали по три с половиной часа исключительно на русском языке, о чем было сообщено в афишах, плакатах и баннерах, развешанных по городу. Когда я в первый день вышел на сцену, просто обалдел, увидев, что практически все четыре тысячи двести мест зала заняты узбеками. Я-то рассчитывал, что на этот концерт придут, в основном, русскоязычные зрители, и лишь небольшую их часть составят «продвинутые» узбеки, а получилось наоборот. В зале сидело девяносто процентов узбеков, и поначалу я даже испугался, что сейчас раздастся: «Э, узбекча булсин!». Мол, давай по-узбекски. Я в шутку обратился к зрителям, сказав, что Карен не знает узбекского, а я армянского (в зале были и армяне), и мы с ним решили вести концерт на русском языке. Три с половиной часа мы «держали» зал – народ смеялся, адекватно воспринимая юмор на русском языке. За два дня нас увидели восемь тысяч узбеков, и, знаете, я не почувствовал особой разницы между российским и нашим зрителем, будто мы работали в одном из российских залов. Это было классно.
Сегодня узбекские артисты выступают на концертах, в основном, не ради денег, а ради популярности, показать, что они еще живые, полные сил, могут работать. Рейтинг артиста растет, и все свои затраты он с лихвой окупает на свадьбах, постепенно повышая ставки за выступления согласно росту популярности. А поскольку меня регулярно показывают по российскому телевидению, мне хватает популярности, чтобы работать на свадьбах и на концертах по всему миру. Посмотрим, может быть, в этом году дам концерт в Ташкенте, это уж, как получится. - Как часто работаете на свадьбах? - Гораздо чаще, чем раньше. За ночь могу выступить и на пяти свадьбах. - И как это возможно физически?! - Очень просто – выступление длится тридцать-сорок минут. Конечно, тяжело выходить на публику и с ходу ее «разогревать», а затем «держать». С другой стороны, за ночь, таким образом, меня видят до двух тысяч человек, а это по численности хороший концертный зал. Я недавно сел и прикинул: с января 2009 года практически каждый день работал, не пропуская ночей. Иногда приходится работать на дневных свадьбах – с двенадцати до трех, а с семи вечера и до двенадцати ночи – озвучивать или монтировать фильмы. Работы всегда много, правда, один месяц в году отдыхаю – на Рамазан не принято делать свадьбы. - Чем занимаетесь в свободное время, у вас есть хобби? - С детства увлекаюсь попугаями. Начинал с волнистых попугайчиков. Сейчас у меня около двадцати попугаев различных пород. Многие любители птиц знают мою коллекцию. Отдыхать люблю с семьей. У меня четверо детей – две старших дочери замужем и я уже дед. Но иногда, люблю одиночество – периодически уезжаю с ротвейлером Дези на дачу на Чарваке. Люблю природу, тишину, покой, смотреть, как горят дрова в камине. - Как будете встречать Новый год? - Это самая горячая пора, поскольку многие хотят увидеть Фаруха Закирова, Обида Асомова и других артистов. Поэтому приходится выбирать между семьей и зрителем. Но это жизнь, от которой никуда не деться. Артисты, как доктора, милиционеры, официанты, находятся и в праздники на своем посту. Семья относится к этому с пониманием. И я, будучи далеко от своих близких в новогоднюю ночь, всегда нахожу возможность им позвонить. - Что бы вы хотели пожелать читателям в Новом году? - Здоровья, мира, большого счастья, чтобы беды и катаклизмы обошли всех стороной, и соотечественникам, где бы они ни жили – всегда помнить, что их страна, их родина – Узбекистан. ОТ РЕДАКЦИИ: Новогодние праздники прошли, а узбекские зрители так и не увидели любимого артиста в праздничных передачах, которые были записаны еще за двадцать дней до Нового года. По их словам, новогодняя ночь без Асомова была скучна… Беседовал Павел Кравец (Ташкент)
Узбекистан: В Ташкенте впервые пройдет республиканский фестиваль любительского кино В мае текущего года в Ташкенте впервые за годы независимости Узбекистана пройдет республиканский фестиваль любительских фильмов «Она ер» («Родная земля»), организованный Обществом киновидеолюбителей Узбекистана (ОКВЛУ) при грантовой поддержке Программы Фонда социального развития-2009 Всемирного банка в Узбекистане. Поначалу, когда будущий фестиваль только замышлялся, он был приурочен к 2009 году - Году развития и благоустройства села. Однако поскольку сроки проведения фестиваля сдвинулись, решено было его посвятить также и гармонично развитому поколению, в честь которого с легкой руки президента Узбекистана был назван год нынешний. Отсюда и рекомендуемые оргкомитетом темы фильмов-участников фестиваля: «Женщина на селе», «Благотворительность», «Вода – это жизнь», «Взаимопомощь, обычаи и традиции», «Благоустройство кишлака», «Спорт и здоровый образ жизни», «Фермерство и предпринимательство», «Молодёжь и дети», «Экология и охрана природы», «История и настоящее моего города и села», «Фильм-портрет моего современника». Впрочем, организаторы фестиваля данными темами будущих участников фестиваля не ограничивают – по их словам, любой из авторов и режиссеров может предложить тему, как говорится, «на свой вкус и цвет». В то же время, согласно Положению о фестивале, «отборочная комиссия вправе отклонить представленный фильм от участия в конкурсе в случае несоответствия фильма тематике фестиваля». Весьма широк спектр и форматов принимаемых для участия в фестивале фильмов: документальный, художественный (игровой), учебно-методический фильм, анимация, видеоарт, видеоклип и так далее. Ограничен лишь их хронометраж – не более 15 минут. К участию в фестивале приглашаются непрофессиональные авторы видеофильмов, имеющие узбекское гражданство. Их возраст, профессия, язык и место жительства значения не имеют. Также принимаются работы студентов специализированных учебных заведений, обучающих кино и видеоискусству. Заявки на участие в фестивале можно подать до 15 апреля. По словам президента ОКВЛУ Бориса Лебедева, пока свое желание участвовать в фестивале изъявили лишь несколько ташкентских кинолюбителей. Из других регионов республики претенденты на главный приз фестиваля – цифровую видеокамеру – пока что обнаруживать себя не спешат. Поэтому с целью методической помощи начинающим авторам и режиссерам оргкомитет фестиваля готов командировать в другие города и сельские местности республики своих представителей, поднаторевших в деле видеосъемки и монтажа. Если, конечно, такие кинолюбители вообще обнаружатся… Последний подобный фестиваль, организованный ОКВЛУ, прошел в 1991 году, перед самым распадом Советского Союза. С тех пор проведению таких фестивалей препятствовала банальная нехватка средств. Правда, в Ташкенте в 2007 году был создан единственный в своем роде прецедент - совершенно никем не финансируемый фестиваль видеоарта (собственно, по своей сути, также любительского кино), проводящийся под крылом ташкентского «Музея кино». Но отсутствие спонсоров означало для него и отсутствие высоких покровителей, а вкупе с ними и цензоров. Поэтому, ввиду своей абсолютной неподконтрольности и свободомыслия, этот фестиваль, как и сам «Музей кино», осенью прошлого года приказал долго жить. Что в будущем ждет фестиваль «Она ер», неизвестно. Хотя уже сегодня можно предположить, что он будет иметь счастливое продолжение лишь в том случае, если зоркий глаз цензора в лице отборочной комиссии фестиваля, на которую организаторами возложен тщательный отбор будущих участников, оставит за бортом фильмы с любой, даже самой незначительной критикой в адрес руководства республики. Например, работы, подобные фильму «Лес», рассказывающий о недавней вырубке вековых деревьев на сквере Амира Тимура и показанный на последнем, уже полуподпольном, фестивале видеоарта, прошедшем в конце ноября 2009 года… Юсуф Аскаров
Узбекистан: Защитника Родины облачили в золото и привели к присяге (фото, видео) В минувший вторник в ташкентском парке «Жасорат» («Мужество») у Музея вооруженных сил состоялось торжественное открытие нового памятника «Клятва Родине» («Ватанга касамёд»), установленного на месте снесенного в конце ноября прошлого года памятника Защитнику Родины. В церемонии открытия, наряду с целым рядом высокопоставленных чиновников, принял участие и президент Узбекистана Ислам Каримов, который лично, потянув за веревочку, сорвал с нового монумента скрывавшее его покрывало. После обнажения памятника, представляющего собой покрытого золотом коленопреклоненного, присягающего Родине солдата с фуражкой в руке, готовящегося поцеловать национальный флаг Узбекистана, над которым возвышается благословляющая на ратный подвиг мать солдата, Ислам Каримов выступил перед многочисленными гостями с торжественной речью. В частности, определяя значение нового памятника, он сказал: «Думаю, сегодня для всех нас должна быть совершенно ясной одна истина: есть мощный фактор, который прибавляет силу армии, а при необходимости становится решающим – это морально-психологическая подготовка военнослужащих, их непоколебимые воля и дух, активная жизненная позиция, самое главное, глубокое понимание того, во имя кого, во имя чего они выполняют свой воинский долг. В этой связи следует отметить, что действенность художественных образов, служащих духовным примером для молодежи, играет определяющую роль и имеет огромное значение в воспитании молодого поколения в духе национальной идеи, мужества и стойкости».
При этом Каримов отметил, что, следуя славной традиции бережного отношения в Узбекистане к объектам культурного наследия, памятник «Клятва Родине» останется на этом месте на века. Многими ташкентцами, посмотревшими вечером того же дня церемонию открытия памятника в программе «Ахборот» на телеканале «Узбекистон», все прочие высокопарные слова президента республики, преимущественно, были пропущены мимо ушей, но слова о вечности нового памятника вызвали у них только горькую усмешку. «Кто в Узбекистане мог еще пару месяцев назад предположить, что такой красивый, устремляющийся ввысь памятник Защитнику Родины однажды ночью, пока все спят, будет снесен и уничтожен? – с горечью говорит ташкентская пенсионерка, в прошлом архитектор, Дильнора М. – А уж в вечности столетних деревьев на сквере Амира Тимура вообще никто не сомневался! И, тем не менее, их больше нет! Так чего же стоят нынешние слова президента о вечности? Ровным счетом ничего». Старый советский памятник солдату с автоматом в руке Ислам Каримов в своей речи назвал неинтересным и не отвечающим требованиям времени, а новый памятник, созданный довольно известным в республике скульптором, Народным художником Равшаном Миртаджиевым, - «очень своевременным и интересным с художественной и идеологической точек зрения». И это неудивительно, ведь президент республики лично утверждал эскиз, а затем макет будущего памятника - эпизод его обсуждения с председателем Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиевым был показан сразу же после «Ахборота» - в специальном телевыпуске, приуроченном к открытию нового памятника. Таким образом, президент страны частично подтвердил слова представителя Минобороны Узбекистана, сказанные им вскоре после демонтажа памятника Защитнику Родины агентству РИА «Новости», о том, что памятник, а также установленные в советский период в парке бюсты и образцы военной техники не совпадали с содержанием экспозиции Музея вооруженных сил, которая отражает историю ВС и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития вооруженных сил Узбекистана.
В то же время, получается, что посол Узбекистана в России Ильхом Неъматов, который через несколько дней после сноса советского монумента пообещал, что «все экспонаты отреставрируют и возвратят на свое прежнее место», попросту соврал, чтобы, вероятно, утешить российских коллег. Как сегодня можно видеть, памятник Защитнику Родины, равно как и бюсты представителей разных родов войск и различная военная техника, украшавшие собой парк «Жасорат», так и не были возвращены на свои места. И речь не о том, что старый памятник был или не был интереснее нового с художественной точки зрения (монумент «Клятва Родине» тоже по-своему оригинален) – он был важен с точки зрения исторической, как памятник узбекскому солдату, защитившему свою Родину в годы Великой Отечественной войны. «Мы очень дорожим нашим прошлым, чтим ветеранов, ведь во время войны Узбекистан направил на фронт порядка 1,5 млн. человек, каждый третий из которых не вернулся», - сказал в том же интервью ИТАР-ТАСС Ильхом Неъматов. Выходит, что отнюдь не дорожим и не чтим. Ведь новый монумент ни фактически, ни символически не имеет никакого отношения к памяти о Великой Отечественной войне, которую узбекские учебники истории упорно называют «Второй мировой», подчас добавляя, что Узбекистан воевал тогда с фашистской Германией «на стороне России». Выступая на церемонии открытия нового монумента, Ислам Каримов ни разу не упомянул об этой странице прошлого, не поблагодарил ветеранов, ни словом не обмолвился о вкладе узбеков в общую победу над фашизмом. Новое поколение защитников Узбекистана, как требует новая официальная идеология, должно забыть о прошлом и поклясться в верности новому Отечеству, независимому Узбекистану Ислама Каримова, стремящегося вытравить из народной памяти любые упоминания о «колониальном прошлом». Между тем, исходя из вчерашней речи Ислама Каримова, ему понравился не только новый памятник, но и в целом обновленный парк «Жасорат», в котором специально ко Дню защитников Отечества, отмечаемому в Узбекистане 14 января, как и в ноябре прошлого года на сквере Амира Тимура, были вырублены все старые деревья, включая многолетние чинары и тополя. А взамен их посажены метровые елочки. Не исключено, что здесь их вырубили именно с целью обеспечения безопасности президента, когда стало известно, что он лично примет участие в открытии нового памятника. Ведь раньше густая тень высоких деревьев могла с легкостью укрыть «потенциального террориста». Теперь же этот парк, скорее, напоминает собой площадь, открытую всем ветрам, на которой президент всегда сможет себя чувствовать в полной безопасности, чего не скажешь о простых ташкентцах, которых теперь в летний зной, за отсутствием спасительной тени, сюда и калачом не заманишь… Несмотря на вчерашнее торжественное открытие памятника, сегодня парк «Жасорат», равно как и Музей вооруженных сил, для простых посетителей оказались закрытыми. По словам военного, дежурящего по ту сторону новых массивных чугунных ворот, когда откроется Музей, неизвестно, но, скорее всего, лишь после того, «как его посетят все делегации». Какие именно делегации имеются в виду, непонятно, но этот факт уже возмущает местных жителей, привыкших относиться к парку, как к части своего дома. Также их до глубины души возмутила вчерашняя церемония открытия памятника, на которую они не смогли взглянуть даже из окон своих домов, возвышающихся над невысоким забором парка. - Представляете, мало того, что центральная трасса – улица Мирзо Улугбека - с самого утра была перекрыта для любого движения, так еще и ко мне домой, равно как и к моим соседям, уже в шесть утра нагрянули военные и милиция, - рассказывает жительница одного из примыкающих к парку домов Людмила Николаевна, бывшая преподавательница физики на пенсии. – И в каждой квартире они дежурили с утра вплоть до окончания церемонии открытия и отъезда президента, заставив нас плотно зашторить все окна и запрещая к ним даже приближаться. Что ж, понятно, что этот праздник вместе с реконструкцией парка и установкой нового памятника был затеян отнюдь не для нас, простых ташкентцев… Напомним, кроме советского памятника «Защитнику Родины» в узбекской столице в минувшем году снесли здание бывшей православной церкви, построенное по проекту архитектора А.Бенуа, гостиницу «Пойтахт» («Столица»), полностью изменили облик центрального Сквера, превратив его из лесистого парка в пустырь. Зато построили вторые Куранты, а также помпезный Дворец Форумов. Кардинальные изменения облика города власть предпочитает не обсуждать с общественностью. А президента страны Ислама Каримова уже официально называют в прессе «главным архитектором» страны. Фотографии старого и нового Ташкента доступны в Галерее «Ферганы.Ру».
Испытание на людях. Баходир Чориев рассказал о своей поездке в Узбекистан Фотографии предоставлены «Фергане.Ру» Б.Чориевым В ноябре 2009 года лидер движения «Бирдамлик» Баходир Чориев решил приехать на родину в Узбекистан. Он заявлял тогда, что хотел бы заняться легальной политической деятельностью, провести съезд движения и надеть на своих сторонников белые футболки и кепки. Грандиозные планы не осуществились – Чориева, измотав допросами, слежкой и требованием никуда не выезжать из Кашкадарьинской области, в конце концов, выдворили из страны. Поездка Баходира Чориева – наивного, упрямого и далекого от политики сельского фермера – заставила спецслужбы Узбекистана провести масштабную операцию по изоляции его сторонников. Вернувшись в США, где он имеет статус политического беженца, Баходир Чориев рассказал корреспонденту «Ферганы.Ру» о подробностях своей поездки на родину. - Какие цели Вы ставили перед собой, решаясь вернуться в Узбекистан после довольно долгого отсутствия? - Я находился за пределами Узбекистана немногим менее пяти лет, но ни я, ни члены моей семьи, находящиеся со мной вдали от родины, не утратили чувства любви к ней, не ослабло и наше стремление принимать участие в работе по развитию Узбекистана. Желание увидеть родную страну процветающей и благополучной ни на секунду не покидало нас. С первого дня создания движения «Бирдамлик» мы стремились вести легальную деятельность. К сожалению, в Узбекистане мы так и не смогли добиться законной регистрации, однако в других странах, куда бы мы ни обращались за регистрацией, везде ее получали. Движение «Бирдамлик» получило официальную регистрацию в Швеции, Норвегии и в США, в штате Миссури. Мы решили использовать декабрьские парламентские выборы в Узбекистане как повод активизировать свою деятельность на родине, провести курултай (съезд – ред.) и получить-таки регистрацию, выйдя из подполья, куда нас загнала нынешняя власть. Мы считаем, что пришло время для открытой политической деятельности на родине. Мы рассчитывали, что власти не будут предпринимать жесткие меры, поскольку сегодня Узбекистан находится под пристальным вниманием международных наблюдателей и организаций. Однако и в ноябре 2009 года, как и в предыдущие разы, все наши усилия провести курултай были сведены на нет. - О ноябрьском курултае мы поговорим позже, давайте начнем с момента вашего возвращения на родину. Как вас встретили? - После того, как я сошел с трапа самолета в пять часов утра 16 октября и почувствовал родную землю под ногами, я был невыразимо счастлив. Однако первые впечатления сразу же вернули меня к реальности: на паспортном и таможенном контроле я наблюдал, как долго приходится ждать своей очереди тем, у кого нет нужных знакомств или кто не хочет (или не может) заплатить. Иностранцы, стоящие в очереди, были в шоке от происходящего: ни в какой цивилизованной стране такого не увидишь.
Естественно, меня уже ждали: когда я предъявил свой паспорт пограничнику, он и присоединившиеся к нему сотрудники пограничной службы пригласили меня в кабинет, где мне объяснили, что в моем документе нет отметки о выезде из Узбекистана, таким образом, я нарушил пограничный режим. Изъяв мой паспорт, пограничники выдали мне справку - протокол временного изъятия документа. Таможенники досконально проверяли все мои вещи: ноутбук, флэш-карту, фотоаппарат, личные вещи. Изъяв их для дальнейшей проверки, они взялись за белые футболки и кепки с надписями «Birdamlik Movement» («Движение Бирдамлик»), которые предназначались для участников будущего съезда. Их тоже изъяли под предлогом оформления документов на них согласно правилам растаможивания. В районе восьми часов утра сотрудники пограничной и таможенной служб посадили меня в машину и увезли в находящееся неподалеку от аэропорта отделение транспортной милиции, где передали «в руки» следователя, старшего лейтенанта Б.М.Мамаюсупова. Он допрашивал меня до 17:30. Следователь Мамаюсупов, известив об открытии уголовного дела, заставил меня дать подписку о невыезде из Кашкадарьинской области Узбекистана, где я проживал до выезда из страны. Меня насильно привезли в наш старый семейный дом в Камашинском районе области, находясь в котором, я смог встретиться с некоторыми родственниками. Все это время за домом и каждым появлявшимся там человеком вели бдительное наблюдение незнакомые нашей семье люди. Через несколько дней я стал передвигаться по области, однако чувствовал, что за мной постоянно следят. - Были ли какие-нибудь вести от следователя в отношении уголовного дела, заведенного в отношении Вас? - Да, в начале ноября следователь Мамаюсупов вызвал меня в Ташкент. После очередного допроса за мной, к моему удивлению, перестали наблюдать, чем я и воспользовался: мы – пять членов правления движения – встретились дома у Дилором Исхаковой, и на этой встрече было решено провести курултай 24 ноября. На следующий день мы с Дилором Исхаковой и ее сыном отправились на машине в Ферганскую область, чтобы провести встречи с нашими сторонниками, оказать им материальную помощь, а также известить о планируемом курултае.
- Интересно. Об этом нигде не упоминалось. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой поездке… - Наши проблемы начались уже по пути в Фергану, на перевале Камчик, где процедура паспортного контроля заняла много времени. Поскольку у меня вместо паспорта была справка, пограничники сильно затянули время проверки. Поскольку время было позднее, мы решили остановиться в Фергане, а ночью нанести визит руководителю ферганского отделения «Бирдамлика» Ахаду Набиеву. К сожалению, к моменту нашего приезда его уже не было дома: сотрудники правоохранительных органов силой вывели его из дома и увезли в неизвестном направлении. Не дождавшись его, мы поехали в гостиницу «Фергана», в которой остановились Дилором Исхакова с сыном. Меня, опять же из-за моей справки, отказались регистрировать. Ту ночь я был вынужден провести в доме младшего брата Ахада Набиева. - Удалось ли встретиться с ним в последующие дни? Вы узнали, что с ним произошло? - Позже Ахад-ака рассказал нам, что до нашего приезда его вызвали в хокимият области и удерживали там в течение всего времени, пока мы ждали его у него дома. Лишь после того, как мы вернулись в гостиницу, Ахада Набиева привезли домой. Мы хотели приехать к нему утром следующего дня, но его семья сообщила, что Ахада-ака снова вывезли сотрудники СНБ. Позже Ахад-ака сообщил, что на него завели уголовное дело и потребовали выйти из рядов «Бирдамлика», на что он ответил отказом. За это его еще долго не отпускали домой и продолжали запугивать. После мы направились в Андижан, где намеревались встретиться с руководителем Андижанского отделения движения. - Рискну предположить: встреча тоже не состоялась? - К сожалению, его телефоны были отключены. Мы не смогли найти его ни на работе, ни дома – потом выяснилось, что его задержали и вывезли в Кыргызстан. После этого мы договорились о встрече с известным правозащитником Саиджахоном Зайнабитдиновым, мы договорились прийти в его махаллю. Однако встреча сорвалась – Саиджахон был задержан, и мы встретились только с его сыном. Следуя нашему графику, мы направились в Наманган, на встречу с руководителем местного отделения «Бирдамлика». - Не удивлюсь, если и там постарались недоброжелатели... - Вы абсолютно правы: телефоны этого человека тоже не отвечали, и мы никак не могли найти его в Намангане. Мы также планировали встретиться с известным оппозиционером Носиром Зокиром, поехали к нему домой. Но по приезде нам сообщили, что незадолго до встречи с нами к ним домой пришли милиционеры и силой забрали Носира из дома. После этого мы вернулись в Ташкент, так и не встретившись ни с кем. Желая навестить наших сторонников, мы направились в западные области Узбекистана, но и там встретились с жестким контролем и слежкой. - Хоть с кем-то вам удалось встретиться? - Все, с кем были запланированы встречи, были изолированы правоохранительными структурами: руководитель Сырдарьинского отделения движения был препровожден в прокуратуру области, где насильно удерживался. Руководитель Джиззакского отделения попал под домашний арест и не имел возможности свободно перемещаться. В Джиззаке нам удалось ненадолго встретиться с Бахтиером Хамраевым и Мамиром Азимовым, но, как нам стало известно, после нашей встречи они были избиты сотрудниками правоохранительных органов, которым удалось устроить провокацию. Из-за проволочек со стороны сотрудников ГАИ на КПП по дороге из Джиззака в Самарканд мы въехали в город очень поздно. Отправив Дилором Исхакову назад в Ташкент, мы с водителем Акбаром Диёром отправились в Шахрисабз. Он отвез меня домой и вернулся к себе – но его уже ждали сотрудники правоохранительных органов. От него потребовали впредь не иметь дела со мной и с «Бирдамликом», иначе безопасность его семьи будет под угрозой. Так мы остались без средства передвижения. После мы стали готовиться к курултаю: рассылали электронные письма членам движения и нашим сторонникам, вывесили объявление на нашем официальном сайте.
- Вы сообщали, что делегатов съезда блокировали как на выездах из городов, так и на въездах в Шахрисабз еще до начала самого мероприятия. Неужели никто так и не смог проехать в Кашкадарью на курултай? - Ни один человек, находящийся за пределами Кашкадарьинской области, не смог преодолеть посты на пути к нам. Более того, власти вызывали наших активистов в отделения правоохранительных органов, людей под различными предлогами заставляли оставаться на рабочих местах. Так, мы не дождались руководителей Бухарского и Навоийского областных отделений движения. Чтобы не допустить на курултай наших активистов, в отношении некоторых из них даже были заведены уголовные дела. Например, дела завели в отношении руководителей Сурхандарьинского и Ферганского областных отделений движения Фахриддина Тиллоева и Ахада Набиева. Меня тоже пытались вызвать в Ташкент в день курултая – под предлогом того, что на тот момент я еще не получил изъятые у меня футболки и кепки с надписью «Birdamlik Movement». Но в тот день в Ташкент я, разумеется, не поехал. - Однако вы рассказывали, что происходило в сам день курултая, и говорили, что количество участников составило 65 человек. Как все-таки удалось собрать столько людей? - Несмотря на всестороннее давление, несмотря на то, что наш восточный менталитет не позволяет идти против старшего по возрасту или по социальному статусу, народ Узбекистана все же верит в то, что его судьба находится в его собственных руках и он способен пойти против несправедливости. Наша идея ненасильственного сопротивления и цивилизованного диалога с нынешним режимом привлекла внимание местных жителей. Поверьте – на съезде присутствовало около шестидесяти – шестидесяти пяти человек, включая организаторов. - Вы назвали курултай неполноценным, хотели провести телеконференции с делегатами, которые не смогли попасть на мероприятие. Удалось ли это? Власти ведь полностью контролируют телекоммуникации, кроме того, у интернета низкая скорость… - Нам удалось связаться со сторонниками движения и поделиться с ними результатами работы на курултае. Теперь в областях должны пройти конференции и встречи членов движения, на которых наши предложения будут рассмотрены. И мнение членов «Бирдамлик» обязательно будет учтено при выработке нашей дальнейшей стратегии. Несмотря на то, что наш съезд прошел с большими недостатками, нам все же удалось показать режиму, что не все граждане страны верят сказкам, которые тиражируют официальные СМИ. Наш курултай можно назвать первым успешным съездом в истории современного Узбекистана, который удалось провести в стране с нынешним диктаторским режимом. - Что произошло с теми, кто все же принял участие в мероприятии? Никого не арестовали, не угрожали расправой? - Люди, пришедшие на курултай, прекрасно осознавали, что им будет нелегко в будущем. Ко многим приходили «на разговор» домой, на работу, требовали расписки с описанием того, что было сказано на съезде, требовали «вспомнить» какие-нибудь детали, которые бы могли подвести наш курултай под различные статьи Уголовного кодеска Узбекистана. Естественно, ничего противозаконного мы не делали и не говорили, и властям придется очень постараться, чтобы обвинить нас в антиконституционной деятельности. Однако на запуганных людей довольно сильно действуют такие формулировки как «измена родине» или «сотрудничество с террористами». Поэтому я преклоняюсь перед теми, кто все-таки переборол страх, поверил в себя и свои возможности и пришел на курултай. Давление на членов моей семьи и наших родственников намного усилилось. Перед Новым годом напали на супруга моей младшей сестры Нормухаммада Нурханова. Правоохранительные органы бездействуют, а преступники спокойно гуляют на свободе. Возможно, что покушением на жизнь моего родственника диктаторский режим хотел показать свою нетерпимость ко всем, кому не нравится существующий порядок в Узбекистане. - Что было предпринято лично против вас и что произошло в день вашей депортации? - После курултая меня несколько раз вызывали в Ташкент под различными предлогами, из-за этого я потерял много времени. Накануне Дня конституции, 8 декабря, меня снова вызвали в столицу и удерживали весь день. С 10:30 утра до обеда 10 декабря меня допрашивали сотрудники таможенного комитета, а после обеда меня допрашивал следователь милиции, который вечером заявил мне, чтобы я «по-хорошему выехал из Узбекистана», в противном случае меня силой выставят за пределы страны. Взвесив все «за» и «против», я решил, что на нынешнем этапе основная цель – проведение курултая – была достигнута, и чтобы избежать возможных провокаций в отношении как меня, так и наших сторонников, мне следует покинуть страну. Мой обратный билет был с открытой датой, поэтому всемогущим службам не составило труда оформить его на ближайший рейс. Мне удалось добиться встречи с младшим братом, который привез мои вещи из Кашкадарьи. Перед вылетом мне вернули изъятые паспорт, ноутбук, флэш-карту и фотоаппарат. Футболки и кепки я так обратно и не получил. Ранним утром 11 декабря я вылетел из Узбекистана в Сент-Луис, США. - Какие у Вас планы на будущее? Снова поедете в Узбекистан? Ведь следующий визит может привести к более тяжелым последствиям? - Приоритетом для меня остается работа над изменением нынешней ситуации в стране всеми доступными ненасильственными методами. Я сомневаюсь, что при сегодняшнем положении дел мне удастся удачно съездить на родину. К тому же напоследок мне пообещали, что следующая встреча и проводы будут не из приятных. Однако я по-прежнему являюсь гражданином и патриотом своей страны и надеюсь, что не за горами тот день, когда мы сможем говорить о нынешнем этапе истории Узбекистана как об одной из черных страниц великого народа. Беседовал Курбан Саид
Freedom House: Узбекистан и Туркменистан – среди девяти самых несвободных стран мира Неправительственная организация Freedom House опубликовала очередной ежегодный доклад «Freedom in the World 2010: Global Erosion of Freedom» («Свобода в мире 2010: Глобальное разрушение Свободы»). В докладе оценивается степень соблюдения политических прав и гражданских свобод в 194 странах и 14 территориях по всему миру. Согласно докладу, уровень свободы в мире падает четвертый год подряд. Это самый долгий спад глобального уровня свободы за почти сорокалетнюю историю создания подобных докладов – первый доклад был опубликован Freedom House в 1972 году. По данным доклада, 2009 год отмечен усилением репрессий против правозащитников и гражданских активистов в более чем сорока странах Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока и на постсоветском пространстве. Отмечается, что режимы в таких авторитарных государствах как Иран, Россия, Венесуэла и Вьетнам, стали более репрессивными. Снижение свободы зафиксированы в странах, в которых в прошлые годы показывали обратную тенденцию: Бахрейн, Иордания, Кения и Кыргызстан. Директор по исследованиям Freedom House Арч Паддингтон (Arch Puddington) заявил, что результаты исследований 2009 года вызывают реальную озабоченность: «Снижение свободы носит глобальный характер, затрагивает и страны, развитые экономически, обладающие военной мощью, и страны, которые ранее демонстрировали стремление к реформам, и все это сопровождается увеличением преследований диссидентов и независимых журналистов. И что еще хуже, - добавил А.Паддингтон, - серьезные авторитарные режимы становятся все репрессивней, они менее склонны к компромиссу и при этом их влияние на международной арене начинает расти». «В 2009 году мы увидели тревожные признаки исчезновения фундаментальных свобод: свободы высказываний и объединений – и увеличение количества нападений на активистов, - заявила Дженнифер Виндзор, исполнительный директор Freedom House. – Речь идет не только о жестоких репрессиях на улицах Ирана, массовых арестах в Китае и убийствах журналистов и борцов за права человека в России. Уже пять лет мы наблюдаем общемировую тенденцию преследования тех, кто пытается бороться за свои права». Freedom House разделяет страны и территории по категориям «свободные», «частично свободные» и «несвободные». Согласно опубликованному докладу, в 2009 году до 47 увеличилось количество стран, признанных «несвободными». Так, отмечено, что страны постсоветского пространства (кроме стран Балтии) продолжают проводить репрессивный курс, и Россия, Казахстан и Кыргызстан из «частично свободных» перешли в категорию «несвободных». Из 47 стран, признанных «несвободными», «худшими из худших» признаны девять государств и одна территория: это Узбекистан, Туркменистан, Бирма, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Ливия, Северная Корея, Сомали, Судан и Тибет. Эти страны имеют самые плохие из всех возможных показатели в области соблюдения политических прав и гражданских свобод.
Таджикистан: Посольство США отремонтировало здание Академии МВД республики 12 января посол США в Таджикистане Кен Гросс и министр внутренних дел республики Абдурахим Кахаров приняли участие в церемонии открытия отремонтированного здания Академии МВД. Об этом «Фергане.Ру» сообщил сотрудник отдела по связям с общественностью американского посольства Вадим Садоншоев. По его словам, посольство США профинансировало ремонт аудиторий, общих залов, гостиной, душевых и туалетов. Аудитории оснащены новой мебелью и оборудованием, предназначенным для обучения сотрудников правоохранительных органов. «Комфортная обстановка в аудиториях даст курсантам возможность развивать свои знания», - выразил надежду посол США на церемонии открытия. На мероприятии отмечалось, что поддерживая Академию МВД Таджикистана, правительство США содействует республике в разработке системы подготовки высококвалифицированных и компетентных сотрудников милиции. Эту цель министерство внутренних дел считает приоритетной в процессе реформирования местной милиции. В частности, американцы работают с преподавателями Академии над усовершенствованием учебной программы и методики обучения английскому языку. Академия МВД была образована в 1990 году, расположена в Душанбе, имеет дополнительный факультет в городе Худжанде. Это единственное учебное заведение по подготовке сотрудников правоохранительных органов, обучение в нем четырехлетнее. По словам Садоншоева, правительство США выразило удовлетворение продолжительным сотрудничеством с Академией МВД Таджикистана.
Казахстан: МИД уверяет, что делает все для освобождения летчиков, задержанных в Таиланде 13 января 2010 года Министерство иностранных дел Казахстана прокомментировало обращение казахстанского экипажа самолета ИЛ-76, задержанного в Бангкоке (Таиланд) с нелегальным грузом оружия, к президенту страны Нурсултану Назарбаеву, передает ИА Новости-Казахстан. Официальный представитель МИД Казахстана Аскар Абдрахманов заявил, что дипмиссия Казахстана в Таиланде делает «все возможное для того, чтобы защитить права арестованных казахстанцев», в том числе проводит постоянные консультации с адвокатом арестованных летчиков, постоянно присутствуют при всех следственных мероприятиях, регулярно посещают арестованных, передают им продукты питания и чистую одежду, а также поддерживают связь с родственниками летчиков. При этом А.Абдрахманов отметил, что судебная власть Таиланда является самостоятельной ветвью власти, и иностранные государства не имеют права оказывать на него давление и сказал, что возможности казахстанских дипломатов ограничиваются тайским законодательством. Представитель МИД выразил надежду на объективность тайского правосудия и «справедливое рассмотрение дела в отношении наших граждан». Грузовой самолет Ил-76, экипаж которого состоял из четырех граждан Казахстана и одного гражданина Белоруссии, был задержан в Таиланде 12 декабря 2009 года. Когда в аэропорту Бангкока начали досматривать груз, то выяснилось, что самолет, следующий по маршруту Киев - Баку - Фуджейра - Бангкок - Пхеньян - Бангкок - Коломбо - Фуджейра – Киев, перевозил оружие: гранатометы, портативные зенитно-ракетные комплексы и так далее. Летчики были задержаны и препровождены в тюрьму. 12 января 2009 года казахстанская газета «Время» опубликовала открытое обращение летчиков к Н.Назарбаеву, в котором летчики просят о помощи, говоря, что если бы знали, что перевозят оружие, то отказались бы выполнять полет: «По контракту мы должны были перевезти общегражданский груз из Пхеньяна в Киев в количестве 35 тонн». Летчики объяснили, что когда ранним утром 11 декабря 2009 года они прибыли к самолету, чтобы лететь в Бангкок, груз уже был в самолете, но он был «опечатан и опломбирован в ящиках из дерева и в ящиках из железа. Нам не дали досмотреть груз, - пишут летчики. - По накладным груз значился как «механические части», а по виду напоминал части нефтедобывающего оборудования. Да и не наше это дело - досматривать и проверять груз, это дело таможни и границы отправляющей стороны. В полной уверенности, что это груз общегражданский, мы выполнили взлет». В письме летчики жалуются на тяжелые условия, в которых находятся в тюрьме: «Нас поместили в разные блоки вместе с заключенными, уже получившими сроки за серьезные уголовные преступления. В наших камерах по 30-40 человек, мы спим на полу на тонком одеяле, подушек нет, свет не выключается, еда ужасная и непригодная к употреблению… Нам стало известно, что по законам Таиланда нам грозит от 10 лет тюрьмы вплоть до смертной казни. За что?! Мы только выполняли рейс по перевозке общегражданского груза, как было сказано в контракте и сопроводительных документах! Мы же только перевозчики и выполняли указание авиакомпании и арендатора самолета». Обращаясь к президенту страны, летчики пишут: «Мы просим вашей защиты и вашего вмешательства как гаранта защиты интересов Республики Казахстан и ее граждан!» Рейс выполнялся по заданию авиакомпании Air West Georgia и арендатора самолета авиакомпании AirTech. Информации о том, участвуют ли эти авиакомпании в судьбе задержанных летчиков, пока нет. Что касается условий содержания летчиков, то представитель МИД Казахстана заявил сегодня, что «арестованные содержатся в соответствии с условиями тайского законодательства». Из интервью дочери одного из задержанных летчиков стало известно, что казахские дипломаты снабжают задержанных едой и чистыми вещами, но попытки освободить летчиков под залог не принесли результата. Срок задержания летчиков продлен до 18 января. Но судья имеет право семь раз продлевать срок содержания задержанных в тюрьме (всего до 84 дней), а судебный процесс может занять больше года.
Google отказался цензурировать китайские сайты из-за кибератаки из Китая Корпорация Google отказалась от практики цензурирования китайского сегмента интернета в связи со скандалом, о котором стало известно 12 января. В этот день в официальном блоге Google появилась запись о том, что в середине декабря компания пережила направленную и весьма изощренную кибератаку из Китая, приведшую к краже интеллектуальной собственности, сообщает Лента.Ру. Главной целью атаки Google считает получение доступа к учетным записям Gmail ведущих китайских правозащитников. При этом подчеркивается, что своей цели злоумышленники не достигли. Кроме того, Google стало известно, что учетные записи десятков американских, китайских и европейских пользователей, поддерживающих борьбу за права человека в Китае, были взломаны при помощи вирусов и фишинга (вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. – Википедия). По данным корпорации, атаке подвергся не только Google, но и, по меньшей мере, двадцать других крупных компаний. В Google отметили, что эти атаки происходили на фоне постоянного ограничения свободы слова в Китае. В связи с этим компания решила, что более не желает цензурировать результаты поиска через Google.cn (китайскую версию Google), о чем ранее договаривалась с китайскими властями. В Google подчеркнули, что понимают риск закрытия в связи с этим Google.cn и китайских офисов компании. Несмотря на то, что прямого обвинения Пекина в сообщении Google нет, этот скандал уже вышел на международный уровень. По сообщению AFP, госсекретарь США Хиллари Клинтон потребовала от китайских властей объяснений. Реакции Китая пока не последовало. Как отмечает AFP, обещание Google отменить цензуру своих поисковых результатов уже вступило в силу. В частности, поиск знаменитой фотографии «неизвестного бунтаря», запрещенной в Китае, возвращает релевантные ссылки.
Россия: Тайип Эрдоган обсудил российско-турецкие отношения с Медведевым и Путиным 13 января премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом России Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным. Встреча с Д.Медведевым прошла в подмосковной резиденции президента России в Барвихе. Дмитрий Медведев констатировал, что в настоящее время российско-турецкие отношения находятся на подъеме, «несмотря на то, что прошедший год выдался непростым, тем не менее, для наших отношений этот год был удачным». «Мы успешно развивали торгово-экономическое сотрудничество, которое, несмотря на некоторое падение объемов, все-таки является весьма и весьма значительным, и даже поставлены амбициозные цели на ближайшую перспективу», - цитирует президента России РИА Новости. Медведев напомнил, что Россия и Турция реализуют крупные проекты, в частности, в энергетике: «Здесь у нас очень серьезная, большая кооперация». Он выразил надежду, что в ходе нынешнего визита Эрдогана Россия и Турция смогут сделать еще один шаг, «чтобы упрочить отношения между нашими странами». «Это необходимо для решения очень сложных проблем, в том числе региональных проблем, по которым мы с вами ведем постоянные консультации. Наши страны - соседи, и от того, насколько близки наши позиции, зависит микроклимат в нашем регионе», - подчеркнул глава российского государства. Со своей стороны Эрдоган отметил, что отношения двух стран в последнее время достигли кульминационной точки. «Наблюдается диверсификация направлений этих отношений. В политическом, экономическом, оборонном плане развивается целенаправленное сотрудничество», - сказал премьер-министр Турции. Он выразил надежду, что Москва и Анкара смогут «развить разнообразное сотрудничество в различных направлениях - не только в сфере природного газа, но и в сфере нефти, нефтепродуктов есть целая серия возможностей». На встрече с В.Путиным российский премьер также отметил, что между Турцией и Россией сложился очень хороший и эффективный характер развития деловых отношений, «за несколько лет мы существенным образом укрепили межгосударственные отношения». Однако из-за влияния мирового финансового кризиса в прошлом году товарооборот между двумя странами сократился на 40 процентов. «В 2008 году мы достигли 35 миллиардов долларов товарооборота, но он рухнул на 40 процентов в 2009 году... Тем не менее, Турция остается одним из крупнейших экономических партнеров России, обгоняя США и Великобританию», - подчеркнул Путин. По его мнению, перед странами стоит задача диверсифицировать экономические отношения. В свою очередь, Эрдоган отметил, что диверсификация российско-турецких отношений уже наметилась в военном, экономическом и культурном сотрудничестве. Он выразил надежду, что сторонам в самое короткое время удастся вернуться на прежний уровень товарооборота и выполнить поставленную в августе 2009 года задачу - за пять лет нарастить этот показатель до 100 миллиардов долларов. Россия экспортирует в Турцию в основном энергоносители (более 70 процентов от всего объема экспорта), металлы и металлические изделия, минеральные удобрения. Турция занимает второе место по объемам закупок российского природного газа, она импортирует машины, оборудование, транспортные средства, потребительские товары и продовольствие. Стороны реализуют несколько совместных перспективных проектов, в том числе в области энергетики, телекоммуникаций и промышленности. Ранее СМИ писали, что в ходе визита Эрдогана в Москву будут рассмотрены также сотрудничество в проектах строительства нефте- и газопроводных маршрутов «Южный поток», «Голубой поток-2», Самсун-Джейхан, «Набукко», который планируется проложить в Европу в обход России. Ожидалось, что на переговорах в Москве будут затронуты и такие политические вопросы, как урегулирование многолетнего карабахского конфликта и нормализация отношений между Турцией и Арменией. Между тем, сегодня Москва направила в Армению министра иностранных дел Сергея Лаврова. В рамках его визита 13 января запланированы встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном и главой МИДа Эдвардом Налбандяном. «Визитом Сергея Лаврова официальная Москва желает показать Еревану, что обсуждая вопросы с Анкарой, российская сторона консультируется с Арменией. С этой точки зрения, предстоящий визит главы МИДа РФ не случайность», - заявил изданию РanАrmenian директор Института востоковедения НАН Аармении, профессор Рубен Сафрастян, добавив, что Россия стремится укрепить свои позиции на Южном Кавказе. |
В избранное | ||