Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Узбекистан на треть сократил поставки природного газа в Таджикистан


Узбекистан на треть сократил поставки природного газа в Таджикистан
2010-01-08 14:26 ИА Фергана.Ру

7 января Узбекистан на 30 процентов сократил поставку природного газа в Таджикистан, сообщает Азия-плюс со ссылкой на заместителя директора ОАО «Таджиктрансгаз» Шавката Шоимова.

По его словам, если раньше Таджикистан получал газ в объеме 480 тысяч кубометров в сутки, то теперь получает лишь 336 тысяч кубометров.

Ш.Шоимов заверил, что «Таджиктрансгаз» не имеет задолженности перед «Узтрансгазом». По его словам, Узбекистан требует предоплату, но соседняя республика не имеет такой возможности. «Тех средств, что мы можем заплатить, хватит только на 2-3 дня, - пояснил Ш.Шоимов. - В связи с этим мы будем вынуждены сократить подачу газа всем потребителям. ГУП «Талко» и столичный цементный завод также будут получать газ в сокращенных объемах».

Напомним, что в конце декабря 2009 года между «Таджиктрансгазом» и «Узтрансгазом» был подписан контракт о поставках газа в Таджикистан в 2010 году в объеме 250 млн. кубометров, цена на узбекское «голубое топливо» для Таджикистана до сих пор не определена. Скорее всего, она будет установлена после 10 января, причем с учетом европейских цен.

В «Таджиктрансгазе» отмечают, что, согласно контракту, Таджикистан будет покупать узбекский природный газ по принципу «бери или плати». В соответствии с данным принципом, страна-импортер оплачивает 95 процентов от заявленного объема газа независимо от того, получила она этот объем полностью или нет. Условия предоплаты остаются теми же: как и последние несколько месяцев, Таджикистан будет производить подекадную предоплату за газ.

Напомним, что в прошлом году Таджикистан покупал узбекский газ по $240 за тысячу кубометров, в 2008 году цена составляла $145, а еще годом ранее - всего $55. Аналогичная ситуация сложилась и в отношении Кыргызстана. «Газовый» вопрос является механизмом давления Узбекистана на этих двух соседей в вопросе водопользования, поскольку трансграничные реки, берущие начало в Таджикистане и Кыргызстане, используются Узбекистаном для орошения своих обширных сельхозугодий, и Ташкент раздражает желание соседей построить на этих реках крупные ГЭС.

В Узбекистане растут цены на бензин и на автомобили
2010-01-08 17:21 Омар Шарифов

С 1 января 2010 года в Узбекистане вновь подорожал бензин. В соответствии с постановлением президента Узбекистана от 22 декабря 2009 года «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год» стоимость литра бензина, дизельного топлива и килограмма газа для транспортных средств возросла на 25 сумов ($ 0,012).

Так, бензин АИ-95 поднялся в цене с 1.275 до 1.300 сумов ($ 0,65) за литр, АИ-91 – с 1.150 до 1.175 сумов ($ 0,58), АИ-80 – с 1.040 до 1.065 сумов ($ 0,53). В то же время стоимость импортного бензина «Super euro»-98, продающегося только на заправках UzGazOil, иностранного дочернего предприятия (ИДТ) компании Zeromax, осталась на прежнем уровне – 2.000 сумов ($ 0,99) за литр. Новые цены на горючее являются едиными для всех регионов Узбекистана.

Любопытно, что цены были повышены не по традиционной причине «подорожания горюче-смазочных материалов», хотя стоимость нефти в 2009 году действительно сильно выросла (31 декабря нефтяные цены остановились на отметке около 79 долларов за баррель; суммарный рост цен на нефть в 2009 году составил 78 процентов. Но в Узбекистане цены на бензин и ГСМ не были снижены после падения цен на нефть в 2008 году, так что есть возможность не повышать их, по меньшей мере, до тех пор, пока стоимость нефти не превысит пиковый показатель июля 2008 года), а увеличением ставки налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств: со 120 до 145 сумов за литр или килограмм.

В Узбекистане растут цены на бензин и на автомобили
Фото «Фергана.Ру»

До этого в последний раз цены на бензин и ГСМ повышались ровно год назад - 1 января 2009 года. Подорожание тогда составило 20 сумов, и также было вызвано не ростом стоимости нефти на мировых рынках (которая как раз обрушилась), а увеличением налога на потребление. А до этого повышение цен на бензин произошло 15 сентября 2008 года: увеличение это было довольно ощутимым: от 14 до 22 процентов (литр AИ-80 подорожал на 185 сумов, АИ-91 – на 205 сумов; на заправках UzGazOil цена бензина «Premium Euro»-95 повысилась с 2.050 до 2.100 сумов за литр, а «Super Euro»-98 с 2.150 до 2.200 сумов (впоследствии стоимость импортного бензина c октановым числом 95 и 98 снизилась до 1.275 и 2.000; правда, первый из них был уже не «Premium Euro»-95, а стандартный AИ-95). В общей сложности в 2008 году бензин подорожал на 46 процентов в сумовом исчислении или 30 процентов – в долларовом, тогда как стоимость нефти снизилась в три раза.

Установленное повышение стоимости узбекского бензина в сентябре 2008 года почти совпало по времени с резким падением мировых цен на нефть в октябре того же года. Стартовав со 100 долларов за баррель в начале 2008 года, к середине лета цены на нефть достигли исторического пика (11 июля цена нефти сорта WTI (Light Sweet) превысила $147 за баррель), затем последовало резкое снижение цены и к 9 сентября она вернулась к исходным 100 долларам за баррель, а в октябре в результате глобального экономического кризиса вообще обрушилась ниже 67 долларов. В декабре цена нефти достигла критического минимума – немногим больше 30 долларов за баррель.

Естественно, стоимость бензина и других видов топлива в большинстве стран тогда была скорректирована в сторону снижения. Но только не в Узбекистане. Несмотря на то, что в течение всего 2009 года нефть стоила намного дешевле, чем в 2008 году, стоимость бензина и ГСМ в Узбекистане оставалась не просто на уровне, сложившемся в период высоких цен на нефть, но даже еще выше: согласно постановлению президента Каримова от 29 декабря 2008 года о повышении ставки налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (со 100 до 120 сумов). Словом, растут цены на нефть или падают, но бензин в Узбекистане все равно дорожает…

Другим новогодним сюрпризом от президента стало то, что с 1 января в соответствии с тем же постановлением «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год» розничная торговля новыми импортными автомобилями будет осуществляться исключительно юридическими лицами - официальными дилерами предприятий-производителей. То есть, частники лишаются права заниматься выгодной торговлей импортными автомашинами. До каких-либо объяснений или обоснований подобного запрета глава государства, естественно, не снизошел.

Отметим, что объем рынка иностранных автомобилей в Узбекистане разными экспертами оценивается от 3 до 8 тысяч машин в год. Высокие таможенные пошлины и прочие платежи, введенные правительством Узбекистана, не позволяют увеличивать объем продаж иностранных авто. Примерно 70 процентов этих автомобилей продавали физические лица, которые, работая по лицензии, сами их привозили и реализовывали. Проблем с конвертацией они не испытывали, поскольку продавали машины за валюту. Теперь на рынке импортных авто останутся только юридические лица - вроде компании «Восток-Лада», официального дилера «Автоваза». Не секрет, что они испытывают сложности с конвертацией; конвертацию им так и не открыли, зато устранили конкурентов, так что теперь они смогут формировать цены без оглядки на частных предпринимателей. И понятно, что эти цены эти ниже не будут.

Можно предположить, что отныне в Узбекистане импортных автомобилей будет продаваться на порядок меньше (в том числе российских: частники продавали больше, чем официальные дилеры). Многие автомобильные компании совсем потеряют узбекский рынок – открывать представительство ради сбыта небольших партий авто не представляется выгодным. Впрочем, потери невелики – общий объем продающихся машин и без того был невелик. Что касается самих узбекистанцев, то в этой ситуации они в очередной раз лишаются права выбора.

Между тем независимый сайт Uzmetronom, ссылаясь на неофициальные источники, сообщает, что акционерная компания «Узавтосаноат» не позднее 8 января 2010 года намерена рассмотреть вопрос о повышении цен на ряд самых востребованных моделей автомобилей производства GM-Uzbekistan, предположительно на 12 процентов. Вероятнее всего, цены будут повышены либо с 15 января, либо с 1 февраля этого года, а само повышение коснется наиболее доступных для граждан автомобилей «Matiz», «Nexia» и «Damas», поскольку дорогие модели, выпущенные в Узбекистане, широким спросом не пользуются. Uzmetronom связывает возможное удорожание узбекских автомобилей с острой потребностью правительства пополнить казну республики за счет населения, считая повышение цен своеобразным дополнительным налогом, хоть и выраженным в иной форме. Сайт отмечает, что, по оценке специалистов, в Узбекистане уже сегодня потребитель узбекских автомашин вынужден платить за них на 12-15 процентов больше, чем зарубежный покупатель.

Омар Шарифов


В избранное