Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Кузнец и его дети
2008-04-28 19:15 Ирина Ильина

Кадр из кинофильма «Ты не сирота»

Помпезные монументы советской эпохи редко вызывают отклик в душах людей, современные, впрочем, еще реже. На этом фоне памятник кузнецу Шаахмеду Шамахмудову был вызывающе неформален и человечен.

Каждый, кто жил в Узбекистане, знает этот тип узбеков - черных от солнца, простодушно-честных, с коричневыми узловатыми руками, привыкшими держать мотыгу или другой нехитрый инструмент. Всю жизнь такой отец семейства озабочен только тем, чтобы одеть, обуть и, по возможности, выучить многочисленное потомство, а главное – достойно справить всем свадьбу.

Из воспоминаний Ольги Юрьевны Пославской, профессора Ташкентского университета: «В Шейхантаур приходили не только узбеки, но и русские, армяне, которых всегда было много в среднеазиатских городах, евреи; многие с детьми. Вообще, на всём быте европейского населения ощущалось узбекское влияние. В русской речи мелькало много узбекских слов. Девчонки мазали брови усьмой, а ладони и ногти — хной. ...На берегу Калькауза была большая чайхана, где отдыхали мужчины окрестных кварталов: распивали чаи, приготавливали и вкушали плов и, к сожалению, курили анашу, характерный запах которой доносился из темноватого помещения чайханы. Почему-то мы с Ириной (бабушка Д.А. Сухарева - И.И.) решили проводить агитацию против употребления наркотиков. До сих пор не пойму, почему нас не побили одурманенные наркоманы. Было нам в те годы всего двенадцать и четырнадцать лет, и мы самоуверенно, если не сказать нахально, поучали взрослых мужчин, что курить анашу вредно. Идиллические были времена! Курильщики анаши на улице не показывались, невозможно было встретить и пьяного мусульманина. ...Идёшь вечером по городу, навстречу компания молодых людей. Немного волнуешься — вдруг заденут? Подходят ближе, слышишь узбекскую речь. Значит, можешь быть спокойна. В большом взаимном уважении жили мы на наших пригородных «дачах» среди узбекского населения». (Середина 20-х годов ХХ века).

Д.Сухарев, «Ташкентская сага».

Во время войны, правда, забота была одна – накормить. В семье кузнеца Шамахмудова и его жены было пятнадцать приемных детей разных национальностей, что и сделало Шаахмеда и Бахри героями памятника, книжки и фильма «Ты не сирота». Каменный кузнец и его дети пережили все - и распад Союза, и обострение «национального самосознания», которое часто и у многих народов принимает форму паранойи, и даже визит съемочной группы «нтв-шников» в 90-е годы, когда пытались дискредитировать всех и все, связанное с народным подвигом военных лет.

Но 15 апреля 2008 на месте памятника появилась клумба с цветами. А Дворец Дружбы народов, перед которым памятник простоял двадцать шесть лет, по указанию мэра города был переименован в Дворец Независимости. Через пятнадцать с половиной лет после ее объявления.

Разумеется, форумы и блоги, где обсуждаются геополитические проблемы бывших стран СНГ, в считанные часы раскалились добела от возмущенных постов.

Однако, если совершить небольшой экскурс в историю, все произошедшее выглядит вполне закономерным.

В Туркестанский край, присоединенный к России в 60-х годах XIX века, русские, с одной стороны, вошли победителями, с другой – принесли блага цивилизации и промышленности. Местные же народы очень терпимо относятся к людям других национальностей и религий. Все эти факторы на многие годы предопределили характер взаимоотношений между ними и европейским населением, которое накатывалось сюда несколькими волнами массовых переселений.

Крестьян из центральных губерний, которых сто лет назад гнало безземелье и столыпинские реформы, в 1919 году сменили профессора Московского и Санкт-Петербургского университетов, призванные декретом Ленина развивать высшую школу и науку. В 1921 году хлебный Ташкент спасал голодающих Поволжья, в 1941 принимал беженцев, раненых, рабочих и инженеров эвакуированных заводов. В 1966 году сюда приехали строители – для восстановления города после землетрясения.

Сообразно духу времени менялся и образ русских. В тридцатых годах, когда в Ташкенте жили, в основном интеллигенция и образованный пролетариат, европейское и местное население сосуществовало мирно, во взаимном уважении и принятии. В сороковые, когда вал голодных, беспризорных и осиротелых хлынул в Узбекистан, было не до конфликтов – речь шла о самом существовании страны. Но уже через двадцать лет, когда Ташкент накрыла новая волна приезжих, ситуация изменилась.

«Строгая пастушеская мораль предков и священное отношение узбеков к девичьей чести абсолютно не касаются их отношения к женщине европейского происхождения - независимо от ее возраста, профессии, положения в обществе и группы инвалидности. По внутреннему убеждению восточного мужчины - и мои мальчики не являлись тут исключением - все женщины-неузбечки тайно или открыто подпадали под определение «джаляб» - проститутка, блудница, продажная тварь. Возможно, тут играло роль подсознательное отвращение Востока к прилюдно открытому женскому лицу. И хотя к тому времени, о котором идет речь, уже три десятилетия красавицы-узбечки разгуливали без паранджи, в народе прекрасно помнили – кто принес на Восток эту заразу». (70-е годы ХХ века).

Дина Рубина, «Камера наезжает».

Многие не утруждались тем, чтобы хоть немного разобраться в местных особенностях и вели себя с типичной для русского человека за границей бесцеремонностью. Женский же образ, сложившийся в те годы в головах узбекских вьюношей, блистательно описала Дина Рубина («Камера наезжает») - и ей-богу, это описание ценно не только художественными достоинствами, но и своей достоверностью.

Все это – и «аморальное» поведение, и попытки лезть со своим уставом в чужой монастырь, - европейцам припомнили в девяностые годы, когда в ответ на любое проявление недовольства они слышали: «Уезжай своя Россия». Они и уехали. Тем, кто не смог или не захотел, пришлось приспособиться к тому, что теперь они - не «главные в доме» и вести себя соответственно. Безобразных сцен, когда русские бабки, не стесняясь, могли в транспорте ворчать «мы вас, черных, всему научили», не стало.

В свою очередь, узбеки поняли, что без европейцев, особенно ИТР, не обойдешься. Стало ясно, что не Союз виноват в их бедах, а собственное правительство. К этому времени в России поменялся президент, экономика сделала рывок, и узбеки стали ездить туда на заработки. А после беспорядков в Андижане в 2005 году, когда Россия поддержала версию о происках экстремистов, «народный» тренд позитивного настроя по отношению к бывшему старшему брату совпал с официальной позицией Узбекистана.

Трудно поверить, но именно межнациональные отношения стали в последние годы самым стабилизирующим фактором узбекского общества. Экономические трудности, на которые так часто ссылаются, объясняя вспышки ксенофобии в России, не стали детонатором ненависти в самой большой азиатской республике бывшего Союза. Таким детонатором может стать и уже становится отношение к узбекам в России.


Эту фотографию я сделала в Ташкенте прошлым летом. Тогда, узнав, что я из России, эти старики, идущие из мечети, сказали: «Мы благодарны Путину и Каримову за то, что наши страны живут в мире». Фото автора.

Узбекистан, в отличие от соседних Кыргызстана и Таджикистана, не только никогда не поощрял трудовую миграцию своих граждан, но и, как мог долго, делал вид, что ее вообще не существует. Тот факт, что граждане Узбекистана работают дворниками в чужой стране, не вписывается в концепцию «государства с великим будущим». Однако если массовый исход в гастарбайтеры еще можно не замечать, то нападений на собственных граждан не замечать уже не получается. Кроме вершины айсберга - официальных цифр, которые обнародуются в прессе, есть нападения, которые нигде не фиксируются, есть насмешки и оскорбления, заканчивающиеся драками, все чаще в студенческой среде.

Есть кинематограф, где – при всем этническом разнообразии самой России – нет ни одного фильма, ни взрослого, ни молодежного, где бы мы видели людей с неевропейской внешностью в качестве положительных героев. С плакатов, призывавших исполнить гражданских долг на президентских и парламентских выборах (социальная реклама, которая, как известно, оплачивается государством), на нас тоже смотрели исключительно голубоглазые «белокурые бестии» – и это в Москве, где живут более ста национальностей!

Да что далеко ходить, если центральный телеканал «Россия» две недели подряд в анонсе к сюжету в «Вестях недели» дает дикторский текст: «Убийства на национальной почве - что делать? Искать убийц или пересматривать миграционную политику России?». «А что, если политика будет пересмотрена, убийцы должны оставаться безнаказанными?», - пишут мне мои друзья из Ташкента.


В Узбекистане и сегодня дети разных национальностей живут в мире. Фото автора.

В отличие от России, противодействие национальной розни – одно из сильных, выигрышных направлений в политике руководства Узбекистана, которая в этой сфере всегда была последовательной и твердой. Снос памятника на площади Дружбы народов – нетипичная, уродливая, но реакция узбекских властей на отношение к своим гражданам в России. Но этот официальный или полуофициальный шаг – ничто по сравнению с тем, что будет с нашими соотечественниками в азиатских республиках, если родственники пострадавших в России начнут давать волю своим чувствам.

Россия: Двое тагильчан осуждены за оскорбление этнического киргиза
2008-04-29 11:57 ИА Фергана.Ру

Один из районных судов российского города Нижний Тагил осудил двух граждан России, совершивших преступление в отношении этнического киргиза (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Как сообщает сайт прокуратуры Свердловской области, 12 июня 2007 года, в день официального праздника Дня России, двое жителей Нижнего Тагила – 19-летние Сергей Суприков и Леонид Диков – находясь в магазине в состоянии алкогольного опьянения, начали высказывать претензии находившемуся там же мужчине киргизской национальности по поводу того, что он разговаривает на своем родном языке со своей спутницей.

«Ты находишься в России и разговаривай здесь по-русски!» - потребовали С.Суприков и Л.Диков от уроженца Кыргызстана, на протяжении вот уже многих лет являющегося гражданином России и, кроме того, сотрудником милиции, принимавшим участие в боевых действиях на территории Чеченской республики», - говорится в информации прокуратуры Свердловской области.

Однако молодым, разгоряченным алкоголем тагильчанам не было ничего известно о заслугах своего оппонента. Выйдя из магазина, они продолжили грубо выражаться в адрес потерпевшего, оскорбляя его нецензурной бранью. А вскоре злоумышленники от словесной перепалки перешли к более активным действиям и, плюнув в лицо гражданину, разбили о его голову две пустые стеклянные бутылки, а также нанесли один удар рукой. Потерпевшему удалось вырваться из рук преступников, после чего к месту происшествия прибыли сотрудники милиции, которые задержали зачинщиков инцидента.

Приговором суда С.Суприков и Л.Диков признаны виновными по ст. 282 Уголовного кодекса России, и им назначено наказание в виде четырех и шести месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Судом также постановлено взыскать с осужденных шестнадцать тысяч рублей в качестве возмещения морального вреда, причиненного потерпевшему.

В Узбекистане начался пересмотр смертных приговоров
2008-04-29 13:45 Алексей Волосевич

Верховный суд Узбекистана в связи с отменой смертной казни приступил к пересмотру вынесенных ранее смертных приговоров. Согласно закону «Об отмене смертной казни», вступившему в силу с 1 января 2008 года, исключительная мера наказания – казнь через расстрел – должна заменяться пожизненным либо 20-25-летним заключением. Таким образом, все, кто в начале года находился в камерах смертников, останутся жить, а многие выйдут на свободу.

По информации Тамары Чикуновой, возглавляющей узбекистанское НПО «Матери против смертной казни и пыток», пересмотр приговоров начался в начале апреля. Те, чьи приговоры были пересмотрены, сразу после этого переводятся из камер смертников Таштюрьмы в тюрьмы и колонии, где они будут отбывать дальнейшее наказание, – в Андижан, Ургенч, Нукус, Карши, Навои.

К настоящему времени пересмотрено уже семнадцать смертных приговоров. К пожизненному заключению никто из осужденных убийц приговорен не был, все получили по 20-25 лет лишения свободы. При этом Верховный суд засчитывает время, проведенное ими в тюрьме и в камере смертников, и вычитает его из общего срока наказания.

- Считаю важным отметить, что Верховный суд подходит к делу грамотно, - комментирует происходящее Тамара Чикунова. - Бытовало мнение, что, как это было в Кыргызстане, одну исключительную меру наказания всем автоматически изменят на другую исключительную меру; в данном случае это должно было быть пожизненное заключение. Поэтому очень важно, что при пересмотре смертных приговоров суд подходит к каждому случаю индивидуально, рассматривая все факты уголовного дела, – и смягчающие, и отягчающие обстоятельства.

В то же время глава НПО сетует на то, что правоприменительная практика к закону «Об отмене смертной казни» до сих пор не опубликована. По этой причине сложно определить, чем руководствуется Верховный суд, пересматривая уголовные дела. Многие обстоятельства, касающиеся дальнейшей судьбы тех заключенных, чьи дела сегодня пересматриваются, тоже остаются неясными. Например, неизвестно, будет ли применяться амнистия в отношении тех, кто был впервые осужден на длительный срок заключения.

Тем не менее, отныне у осужденных, получивших вместо смертной казни по 20-25 лет, появляется надежда на освобождение. Надо сказать, что некоторые из тех семнадцати, чьи смертные приговоры были пересмотрены, отсидели уже немало. Один находится в тюрьме с 2002 года, шестеро с 2003-го, остальные просидели по два-три года. Все это время будет вычтено из назначенных им сроков.

Конечно, нельзя не задаться вопросом о том, что теперь шанс выйти на свободу, пусть даже сугубо теоретический, получает и серийный убийца, маньяк. Как наиболее яркий пример этому можно вспомнить о Михаиле Сахно. Напомним, что этот человек неоднократно отбывал большие сроки заключения за убийство своих жен. Находясь в андижанской тюрьме за убийство очередной жены, он вместе с другими заключенными был выпущен захватившими в 2005 году тюрьму акрамистами и, обретя свободу, тотчас же ею воспользовался, убив своего сына Андрея.

- Сахно вообще с катушек слетел, убивал всех подряд, - характеризует его Тамара Чикунова. И добавляет, что в отношении ему подобных обязательно должно применяться пожизненное заключение.

- Я ни в коей мере не оправдываю серийных убийц, маньяков, педофилов. Считаю, они навсегда должны быть изолированы от общества. К сожалению, законность ведения следствия, доказательства, добытые под пытками, заставляют порой задуматься о некоторых уголовных делах, усомниться в законности вынесенных приговоров, - говорит она.

В качестве одного из подобных примеров глава НПО приводит дело осужденного в 2003 году Содика Кодирова, который нападал на женщин в «спальных» районах Ташкента, оглушал или избивал их милицейской дубинкой и грабил. Ему вменили в вину пятнадцать подобных эпизодов, в том числе несколько убийств. В то же время во время следствия его подвергли жесточайшим пыткам, выбивая из него признания и, судя по материалам дела, просто повесили на него ряд нераскрытых нападений, в том числе, как минимум, одно убийство.

- В условиях Узбекистана очень сложно говорить о том, кто действительно убийца, кто маньяк, - поясняет Чикунова. И вспоминает о том, что когда акрамисты выпустили из андижанской тюрьмы всех заключенных, то трое находившихся там в камере смертников - Назиржан Азизов, Бахтиер Туйчиев и Хуршид Салайдинов - добровольно вернулись в тюрьму, надеясь на пересмотр своих дел.

Сегодня решения своей участи в Таштюрьме (смертные приговоры в Узбекистане приводились в исполнение именно здесь) ожидают еще несколько десятков человек. Однако точная информация о том, сколько всего в Узбекистане людей, приговоренных к смертной казни, продолжает оставаться закрытой. Единственным источником, позволяющим определить примерное их число, являются слова президента Каримова, сказанные им в конце 2004 года, о том, что ежегодно в республике казнят порядка ста человек.


В избранное