← Апрель 2008 → | ||||||
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://https://fergana.site
Открыта:
21-03-2000
Статистика
0 за неделю
Новости Центральной Азии
Узбекские таможенники перехватили направляющуюся в Афганистан контрабандную партию водки О задержании необычной партии контрабанды проинформировала накануне пресс-служба Государственного таможенного комитета (ГТК) Узбекистана. «На железнодорожном таможенном посту «Галаба» в Сурхандарьинской области при досмотре контейнера, идущего из Китая в Афганистан было установлено, что заявленная в документах продукция не соответствует действительности», - говорится в сообщении пресс-службы ГТК. В таможенной декларации поставщика указывалось, что он отправляет в Исламскую Республику Афганистан пластмассовую посуду, резину, ленты и тому подобную продукцию. «Однако в результате досмотра установлено, что в контейнере находилось 2.544 бутылок водки, 4.820 бутылок виски, 1.056 ликера, 1.512 бренди, 240 вина и другой алкогольной продукции», - сообщила пресс-служба ГТК. Соб. инф.
Кыргызстан: Президент К.Бакиев едет на церемонию открытия Пекинской олимпиады 14 апреля руководитель администрации президента Кыргызстана Медет Садыркулов принял посла Китая в Кыргызстане Чжан Яньняня. Об этом сообщает пресс-служба президента Кыргызстана. В ходе беседы Медет Садыркулов сообщил, что Курманбек Бакиев с благодарностью принял приглашение Оргкомитета Пекинской Олимпиады и намерен участвовать в церемонии открытия предстоящих XXIX Летних Олимпийских Игр-2008 в г. Пекине в августе текущего года. Руководитель администрации президента Киргизии отметил, что глава государства придает большое значение предстоящему мероприятию, и хотел бы лично поддержать кыргызских спортсменов, которые примут участие в спортивных состязаниях.
Казахстан и Китай подписали Соглашение о реализации более сорока проектов в несырьевом секторе По приглашению премьера Госсовета Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао 9-12 апреля премьер-министр Казахстана Карим Масимов совершил официальный визит в КНР и присутствовал на ежегодном совещании Боаоского азиатского форума-2008. В ходе визита казахский премьер встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао и главой ПК ВСНП (Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей - Прим. ред.) У Банго. Состоялись переговоры с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Стороны провели углубленный обмен мнениями по китайско-казахстанским отношениям, а также региональным и международным проблемам, представляющим взаимный интерес, достигнув единства по широкому спектру вопросов, сообщает Женьминь-Жибао. Как отмечается в принятой Китаем и Казахстаном Совместной декларации, стороны готовы как можно скорее реализовать приоритетные проекты в области нефтехимической и пищевой промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, телекоммуникаций, науки и техники, транспорта, металлургии, производства строительных материалов и туризма, а также намерены расширять сотрудничество в сферах внешней торговли, энергетики, охраны водной среды в приграничных районах, культуры, образования, физкультуры и спорта. В декларации отмечается, что к 2015 году стороны намерены увеличить объем двустороннего внешнеторгового оборота до $15 млрд., строительство газопроводов Китай-Казахстан завершится к концу 2009 года. По информации Хабар, на казахстанско-китайском бизнес-форуме достигнуты соглашения между государственными корпорациями и холдингами двух стран о реализации крупных проектов. Министры индустрии и торговли Казахстана и коммерции Китая подписали Соглашение о реализации более сорока проектов в несырьевом секторе на общую сумму почти $8 млрд. Казахстанские и китайские госкомпании также подписали ряд соглашений: «Самрук-Энерго» – о поставках электроэнергии восточным соседям, а китайская международная корпорация водного хозяйства и энергетики о строительстве основных объектов Мойнакской ГЭС. Банк развития Казахстана и Экспортно-импортный банк Китая договорились о льготном кредите. Госхолдинг «КазАгро» и китайская корпорация по производству зерна, масличных и пищевых продуктов подтвердили договоренности о поставках в Китай казахстанского зерна.
Туркмения: Президент уволил главных финансистов и подписал указ о деноминации Президент Туркмении Курбанкули Бердымухаммедов подписал Указ о проведении в 2009 году деноминации (изменения стоимости) национальной денежной единицы – маната, сообщает Туркменистан-Золотой век. «С 1 января 2009 года ввести в Туркменистане в обращение деноминированный образец национальной валюты и установить соотношение 1 маната нового образца, равное 1000 манатов старого образца», - говорится в Указе. Замена старых образцов национальной валюты на новые будет производиться без ограничений с 1 января по 31 декабря 2009 года. В течение всего 2009 года в стране в наличном обращении будут иметь хождение как старые, так и новые купюры. Ценники на товарах и продуктах будут также двойными. Отмечая тщательность подготовки к предстоящей деноминации маната, президент потребовал от правительства «с 1 мая установить плавающий курс маната к доллару США», чтобы к началу 2009 года в стране был единый курс. Как сообщает Гундогар, в ходе состоявшегося 14 апреля расширенного заседания Кабинета министров Курбанкули Бердымухаммедов произвел ряд кадровых перестановок. В частности, от обязанностей министра финансов страны был освобожден Ходжамурат Гельдымурадов, он назначен заместителем председателя Кабинета министров Туркменистана и будет курировать в правительстве экономический блок. Курбанназар Аширов, курировавший сферы транспорта и связи, освобожден от обязанностей заместителя председателя Кабинета министров за серьезные недостатки, допущенные в работе. Временно курировать эти отрасли будет вице-премьер Назаркули Шакулиев. За серьезные недостатки, допущенные в работе, от обязанностей председателя правления Центрального банка Туркменистана освобожден Гельдымурат Абилов. На эту должность президент назначил Гуванчмурата Гёкленова, ранее работавшего председателем правления Государственного банка внешнеэкономической деятельности страны.
Российская МТС намерена купить контрольный пакет крупнейшего таджикского оператора "Вавилон-мобайл" О том, что МТС близка к покупке "Вавилон-мобайл", рассказали московской газете «Ведомости» источники в двух сотовых компаниях, ведущих бизнес в том числе в Таджикистане. Переговоры с владельцами таджикского оператора интенсифицировались с начала апреля, уточняет один из них. Переговоры с МТС идут, подтвердил "Ведомостям" источник, близкий к одной из участвующих в них сторон. То же самое сказал агентству "Интерфакс" гендиректор и совладелец "Вавилон-мобайл" Бехзод Файзуллаев. По сведениям "Интерфакса", предмет возможной сделки - принадлежащие Файзуллаеву 60% акций ЗАО "Вавилон-мобайл". С другой стороны, коммерческий директор "Вавилон-мобайл" Дмитрий Есин утверждает, что никаких переговоров о продаже компании нет. Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская говорит лишь, что ее компания ведет переговоры с владельцами многих сотовых активов в странах СНГ, не уточняя, каких именно. По собственным данным, "Вавилон-мобайл" обслуживает 700 000 абонентов. Это примерно 31,5% рынка сотовой связи Таджикистана, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин, а аналитики ФК "Открытие" оценивают долю компании примерно в 36%. Всего в Таджикистане живет 7 млн человек, а уровень проникновения мобильной связи, по данным iKS-Consulting, - 33%. Аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев оценивает объем рынка сотовой связи Таджикистана в 2007 г. в $160 млн (за прошлый год рынок вырос вдвое). Аналитик ФК "Открытие" Кирилл Тищенко считает, что справедливая цена за 60% акций "Вавилон-мобайл" - $126 млн, по $300 за абонента, пишет сегодняшняя газета «Ведомости». Это нижний порог цены для сотовых рынков СНГ. Та же МТС, покупая в 2005 г. туркменскую Barash Communications, оценила каждого ее абонента в $930. Прошлогодняя сделка по покупке армянской "К-телеком" стоила МТС $546 в пересчете на абонента, а "Вымпелком", приобретая в 2006 г. узбекские Buztel и Unitel, заплатил по $755 за каждого клиента. Ведомости, N68, 15.04.2008, с. Б8
Узбекистан-Казахстан: Хореографии двух стран объединяются 15 апреля в Ташкенте на сцене Государственного Академического Большого Театра (ГАБТ) оперы и балета имени Алишера Навои состоится «Вечер балета» с участием воспитанников Алма-атинского хореографического училища имени А.Селезнева (Казахстан). Накануне в театре состоялась пресс-конференция, посвященная, в том числе, и этому событию. Выступления директора Алма-атинского хореографического училища имени А.Селезнева Карлыгаш Мурзахановой и ее коллеги - Народной артистки Узбекистана Гули Хамраевой, возглавляющей Высшую школу национального танца и хореографии, позволяют судить не только о состоянии балетных школ двух стран, но и о том, как остро нуждаются в творческом общении все, кто имеет отношение к профессиональному балету. Карлыгаш Мурзаханова (Казахстан): «Инициатива проведения такого гастрольного концерта родилась спонтанно. Когда в Алма-Ату приехал ташкентский балетмейстер Ибрагим Юсупов вместе с директором «Тойота-сити балет», то он заговорил о совместном «двустороннем» концерте. Мы тут же предложили провести «трехсторонний». А Бахтиер Рахимович (Б.Якубов - директор ГАБТа имени А.Навои. - Прим. ред.) еще более развил эту идею. Поскольку в Узбекистане нынешний год объявлен Годом молодежи, он предложил провести один большой вечер балета. Так что эта инициатива – совместная. Алма-атинское хореографическое училище существует более семидесяти лет. В последнее время казахстанская школа балета стала занимать лидирующие позиции на международном пространстве. Огромную роль в этом сыграла поддержка государства. Нам удалось сохранить тот состав педагогов, которые учились в лучших российских школах, стажировались в лучших европейских и американских балетных школах. Поэтому нам удается не только сохранять, но и развивать нашу школу балета с учетом национального разнообразия. В Узбекистан мы привезли большую программу, и у ташкентского зрителя будет возможность оценить уровень наших ребят. Я сама, как директор училища, могу сказать, что уровень очень высокий, и я как своим собственным ребенком горжусь каждым учащимся. Все они работают на износ, а труд этот – каторжный. Но уже с начала этого года у нас есть достижения: в Швейцарии, на одном из самых престижных международных конкурсов артистов балета «Приз Лозанны» наш воспитанник Рустэм Эмангалиев завоевал грант на бесплатное обучение в высшей школе балета Гамбурга. А в феврале в Берлине состоялся международный конкурс «Dance Olympus». В нем участвовали девять наших учащихся, шестеро из них вернулись с медалями – одной золотой, двумя серебряными и тремя бронзовыми. Не так давно на фестивале «Открытая Россия» один из наших ребят завоевал Грани-при, другой занял второе место. Всех этих детей мы привезли в Ташкент. Фото из газеты «Литер» К сожалению, у нас складывается такая ситуация, что, отправляя детей на конкурсы и фестивали, мы их невольно теряем. Так, после участия в международном конкурсе в Будапеште один из наших третьекурсников заключил контракт с Венской оперой. Разумеется – по инициативе Венской оперы. То есть получается, мы понемножку теряем наши кадры. Мы инициировали проведение на нашей базе Первого международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Восхождение». Учредителем этого конкурса стал Евразийский Фонд Культуры, президентом которого является известный в Казахстане меценат Ерулан Канапьянов. На наш конкурс приезжали и две девочки из Узбекистана, они заняли призовые места. И их прекрасное выступление, и проведение нашего конкурса говорит о том, что школы балета на пространстве СНГ не умирают, а напротив – развиваются. Однако многие наши взаимоотношения никак юридически не подкреплены. Наше сегодняшнее сотрудничество побуждает нас всерьез заняться юридической стороной вопроса – необходимо заключать договора. У нас уже есть договоренность по обмену учащимися и педагогами. Но все это нужно официально закреплять, чтобы не было проблем, в том числе с прохождением границ, получением виз». Народная артистка Узбекистана Гули Хамраева: «Да, нам необходимо решать юридические вопросы. Но, должна сказать, большое значение имеет позиция руководства. Я человек творческий, неопытный в таких делах, когда надо искать спонсоров. Но у руководителя Алма-атинского хореографического училища я получила хороший урок, как это надо делать. Мне повезло, что у нас такой директор театра. Он помогает училищу, нашим ребятам, сейчас вот – с нашим концертом. Хочется очень многое сделать вместе с коллегами, как можно быстрее укрепить наш союз и поднять профессиональный уровень. Мы нашли выход – проводить международные мастер-классы. Договорились, что дорогу будем оплачивать сами, а проживание и питание – за счет принимающей стороны. Что касается международного конкурса учащихся хореографических учебных заведений «Восхождение», могу отметить его блестящую подготовку. Великолепный спонсор, очень сильный состав участников – из России, Кореи, Японии. После выступления наших девочек у казахстанских преподавателей появилось желание изучать узбекский танец. А мне очень понравились педагоги характерного и классического танца. К сожалению, не могу похвастаться тем, что у нас остались те педагоги, у которых мы сами когда-то учились. Одни покинули нас в силу семейных обстоятельств, другие – вышли на пенсию, кого-то уже нет на этом свете. Но у нас есть «третье звено» - институт и кафедра, на которой готовят для нас педагогов, балетмейстеров, которых я стараюсь привлечь к работе с нами, даю им по одному часу, по одному классу. Но когда, так сказать, варишься только в собственном соку – не видишь, что происходит вокруг тебя. А новый взгляд всегда полезен. Понятно, что классика – везде одинакова, невозможно придумать что-то новое, на то она и классика. Но в преподавании важен метод, и то, что я увидела в Алма-Ате, меня приятно порадовало. Уверена, что наши совместные мастер-классы будут полезны всем – и учащимся, и педагогам, и, в конечном счете, – нашему театру». В программе «Вечера балета» - второй акт балета «Тщетная предосторожность» Л.Герольда и концертные номера. Вечер проводится при содействии посольства Республики Казахстан в Узбекистане. Поддержка спонсоров – Общественного Фонда «Алем-Арт» Банка «Тураналем» и АО «Петро-Казахстан» - позволила привезти в Ташкент 83 учащихся в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, а также преподавателей и вспомогательный персонал.
Кыргызстан: Байкеры совершат официальный мотопробег по улицам Бишкека В полдень 26 апреля 2008 года по улицам столицы Кыргызстана Бишкека в честь открытия IV байк-сезона проедет колонна из порядка ста пятидесяти мотоциклов. Акцию организует местное сообщество байкеров «Железная стая». Данное мероприятие планируется посвятить Дню города Бишкека. По словам организаторов, проезд мотоциклистов послужит актом пропаганды здорового образа жизни. Столичная мэрия разрешила проведение акции при условии согласования маршрута с Госавтоинспекцией. В целях устранения возможных затруднений в движении столичного транспорта мэрия рекомендовала организовать сопровождение колонны спецавтомобилем с сотрудниками ГАИ. Колонна совершит круг со скоростью около тридцати-сорока километров в час по следующему маршруту: проспект Чуй,43 (от рок-бара «Цеппелин») – улица Курманжан Датка - улица Максима Горького - проспект Манаса – проспект Жибек Жолу – улица Лермонтова - проспект Чуй,43.
АБР предоставил Узбекистану кредит в размере 75,3 миллионов долларов на реконструкцию автодороги Азиатский банк развития (АБР) предоставил Узбекистану кредит в размере 75,3 миллионов долларов на реконструкцию двух участков автодороги Гузар-Бухара-Нукус-Бейнеу (автотрасса-380), сообщило представительство АБР в Узбекистане. В понедельник, 15 апреля, кредитное соглашение подписали глава представительства АБР в Узбекистане Хонг Вэй (Hong Wai) и первый вице-премьер, министр финансов Узбекистана Рустам Азимов. Заем был предоставлен под гарантию правительства Узбекистана сроком на двадцать четыре года при четырехлетнем льготном периоде по льготной ставке LIBOR 0,2 процента. Средства будут направлены на строительные работы, закупку дорожно-строительной техники и управление проектом, общая стоимость которого оценивается в 173,5 миллионов долларов. Автотрасса А-380 длиной 1,2 тысячи километров является частью транзитного коридора, связывающего Узбекистан с Афганистаном и Туркменией на юге и Казахстаном на севере. Проект предусматривает реконструкцию автомагистрали общей протяженностью 131 километр, в частности, на двух ее участках (90- и 41-километровом) в Каракалпакстане, автономной республике на северо-западе Узбекистана. Срок реализации проекта – четыре года. Совет директоров АБР одобрил предоставление кредита на реализацию данного проекта в декабре 2007 года. Финансирование проекта будет осуществляться также и за счет средств правительства Узбекистана в объеме 98,2 миллионов долларов.
Художник В.Усеинов: Нужно всегда идти против течения 17 апреля в Галерее изобразительного искусства Национального Банка Узбекистана состоится открытие персональной выставки Вячеслава (Юрия) Усеинова «Фрактальный реализм». Осуществление нового проекта известного узбекистанского художника стало возможным благодаря поддержке Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству, Французского культурного центра имени Виктора Гюго, провайдера услуг Internet «Sarkor Telecom» и Галереи НБУ. Накануне открытия выставки Вячеслав Усеинов ответил на вопросы корреспондента ИА «Фергана.ру».
Фергана.Ру: - Это ведь не первая Ваша персональная выставка? В чём её отличие от всех предыдущих? В.Усеинов: - В каком-то смысле она - первая, потому что предполагает иной показ - ретроспекцию работ, начиная с 1973 года. И это очень важно, потому что мало кто из художников сохраняет работы в течение тридцати пяти лет. Фергана.Ру:- Это практически весь Ваш творческий путь? В.Усеинов: - Да. Ещё одной особенностью этой выставки будет то, что в экспозиции наряду с картинами будут выставлены тексты – семь машинописных листов. Это поэтический «Манифест фрактального реализма» - на русском, узбекском, английском и французском языках. Была задумка представить текст на немецком и китайском, но Институт Гёте и посольство Китая, к сожалению, не смогли найти денег на перевод. Фергана.Ру:- Что в Манифесте, и почему Вы хотели представить его на разных языках?? В.Усеинов: - Хотел огласить его на европейских и восточных языках. В этом Манифесте я говорю об открытии нового направления в искусстве – фрактального реализма, ни больше и ни меньше. А также показываю – что это, как это делается и почему.
Фергана.Ру:- Манифест будет впервые представлен публике? В.Усеинов: - Да. Была попытка опубликовать его в российских художественных журналах, но её проигнорировали, ссылаясь на то, что художник - не гражданин Российской Федерации. Фергана.Ру:- Каковы истоки нового направления? Оно же не возникло просто так – из ничего? В.Усеинов: - Что касается истоков, то, во-первых, конечно же, эпоха Возрождения, затем период русского авангарда 20-х годов ХХ века. Мне очень близок Филонов – по внутреннему состоянию, по глубине ощущений. Что касается самого слова «фрактал» - это математический термин, математическое измерение формы. Такая бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Ручное исполнение каждого фрактала и их наслоение в итоге даёт другое измерение. Фергана.Ру:- Почему появилась необходимость в открытии фрактального реализма? В.Усеинов: - Когда вы суммируете и обобщаете предыдущий опыт, то в какой-то момент понимаете, что все методы и способы исполнения, «накатанные» институтами, художниками, не дают нового прорыва в живописи, в инсталляциях. Необходимо искать другую точку опоры, чтобы живопись обрела новые свойства и новую веру. Сейчас искусство живописи превратилось в подобие оформительского элемента. Чтобы трепетно воспринимать живопись - нужен новый взгляд и новая механика духа. Фергана.Ру:- Механика духа? В.Усеинов: - Да, именно механика духа. В моём Манифесте есть фраза петербургского поэта Аркадия Драгомощенко: «уже не важно, что и как писать, важно, как долго это делать». Это отношение ко времени и меняет механику духа. Он имел в виду поэзию. Что касается живописи, я понимаю это так – когда ты обрёл определённый опыт, то уже не важно как рисовать, важна длительность процесса. И это идеально вписывается в систему фрактала. Сами фракталы – как китайская живопись, которая имеет очень древние традиции и всегда мастерски исполнена. Особо подчеркну, что только мастерское отношение к каждому фракталу, переработка определённого впечатления и длительность исполнения позволяют осуществить духовный прорыв.
Фергана.Ру:- Не важно что, не важно как, не важен смысл, не важен метод. Важна только длительность процесса. А как Вы учитываете зрительское восприятие? В.Усеинов: - У меня двойственное отношение к зрителю. С одной стороны, мне всё равно, это его проблема… Фергана.Ру:- Поймёт - не поймёт? В.Усеинов: - Да. С другой стороны, всё это я делаю именно для зрителя. Такой вот парадокс. Но для того зрителя, который готов принять и понять. Фергана.Ру:- Как в Вашу новую концепцию вписывается видеоарт? В.Усеинов: - Видеоарт для меня – это, прежде всего, поиск формы. «Подстерегание» события, которое в итоге может оказаться таким скучным… Я показывал свою работу «Обманчивое ожидание» в Музее кино, и молодёжь пришла к выводу, что «Усеинов – мастер морочить голову». Молодые не воспринимают бессобытийные вещи, когда идёт поиск не развития во времени, а его остановки. Для меня принципиально, когда точка отсчёта в видеоарте идёт не от экшна, а от отсутствия такового. Фергана.Ру:- Декларирование бессобытийности в нашем мире, перенасыщенном событиями – это попытка абстрагироваться? В.Усеинов: - Не абстрагироваться, а идти против течения. Для людей, на мой взгляд, важно идти против этого массового течения. Самый показательный пример, из мира кино. Если в 70-е годы боевики смотрелись и ещё как (!), то сегодня все эти фильмы-катастрофы, «стрелялки» – всё стало профанацией в искусстве. Для меня в искусстве, в видеоарте важно прийти самому и привести моего зрителя к постижению духовных истин.
Фергана.Ру:- Что нужно сделать, чтобы молодые смогли понять Вашу позицию? В.Усеинов: - Для меня это большая тайна. Специально учить я никого не собираюсь. Просто показываю путь – своими действиями. И если мне суждено помочь кому-то понять это – слава Богу. А если молодые не воспринимают – отношусь к этому философски. У каждого – свой путь. Да, я себя не считаю старым, я тоже – молодой! Фергана.Ру:- И это хорошо! Но каждый год появляется новое поколение, которое просто вынуждено быть другим. В.Усеинов: - Они другие, но: невозможно выкинуть всю историю искусств и те духовные ценности, которые мир набрал во времени. Эта историческая духовная величина настолько сильна, что чего бы они не делали, они всё равно придут в это русло – понимания времени, истинных ценностей. И здесь важна, в первую очередь, внутренняя духовная сила – если она есть, молодые преодолеют юношеский максимализм, «отрицание отрицания», если же её нет – они потонут, исчезнут. И альтернативы нет. Фергана.Ру:- Они просто не состоятся как художники… В.Усеинов: - Не состоятся! А то, что барахтаются и пробуют экспериментировать – это свойственно людям, которые только начинают в искусстве. Это – нормально.
«Личный памятник узбекскому гостеприимству, душевной доброте и дружбе народов - у меня в сердце» ОТ РЕДАКЦИИ: Нам пока не известно, вызвала ли ликвидация знаменитого монумента «Дружбе народов», простоявшего в центре Ташкента двадцать шесть лет, какой-нибудь резонанс в узбекском обществе. Но вот читатели «Ферганы.Ру» прислали на наш веб-сайт огромное количество весьма эмоциональных комментариев. Они оценивают случившееся категорически и считают, что снос самого известного памятника в центре столицы Узбекистана – это «акт государственного вандализма», «плевок в лицо народу», «вычеркивание гордости из истории», «хорошо продуманный идиотизм», «уничтожение символа народной души», «преступление против прошлого»...
По мнению многих ташкентцев и узбекистанцев, как бывших, так и нынешних, монумент «Дружбы народов» был одним из немногих памятников зримому подвигу вполне реального человека. «Среди множества дурацких по исполнению, идеологических, официозных памятников (типа всадника на месте карломарксовой головы на сквере) этот уникален тем, что представляет собой свидетельство самого настоящего подвига, воплощение одной из самых лучших и настоящих черт узбекского народа», - пишет один из наших посетителей. - «Если кто не знает: семей, подобных семье кузнеца Шамахмудова, было во время ВОВ в Узбекистане великое множество. Россия и вообще весь СССР должны быть по гроб жизни благодарны Узбекистану и его народу за то гостеприимство во время эвакуации. Для сотен тысяч человек Ср.Азия стала после войны вторым домом...» Во внезапное исчезновение любимого народом памятника трудно поверить. Образ небогатого, но добросердечного кузнеца, усыновившего больше дюжины чужих детей, уже неразрывно слился с образом Ташкента, как скульптура «Родина-Мать» с Волгоградом или монумент 28 гвардейцам-панфиловцам в Алма-Ате. Установленная на площади Дружбы Народов в 1982 году, групповая композиция давно вписана во все путеводители по республике. «Пройдут годы, но эти два простых человека - кузнец Шаахмед и его жена Бахри - будут вечно на площади в окружении своих детей, даря им свою любовь, свет и радость жизни», - по инерции гласят туристические веб-сайты Узбекистана. Но гости-путешественники, в том числе и из России, уже никогда не увидят этот символ настоящего интернационализма на его привычном, центральном, месте.
Даже если памятник сохранят и установят где-нибудь на окраине, вечность для него уже кончилась. С подачи верхов в исторической памяти целого народа образовалась глубокая рана, которая может затянуться лишь коркой забвения и бессовестной пустоты. Чтобы этого не случилось, нам и нашим детям следует беречь свою совесть и хранить свою память, невзирая на историческое хамство тех, кто «наверху». Мы обращаемся к читателям с просьбой: пришлите нам свои рассказы о судьбах советских детей во время военной эвакуации 1941-1943 годов. Помогите нам в поисках самих «детей Узбекистана» или их потомков. Мы обязательно опубликуем ваши рассказы, чтобы наши дети не превратились в манкуртов, не помнящих собственного прошлого. А если рассказов будет много – то сделаем из нее и книгу. Форма для писем – на странице контактов. Можно писать и по почте: ferghana@ferghana.ru (с пометкой «ДЕТИ УЗБЕКИСТАНА») Вот – один из таких рассказов. Его автор – Диана из Киева. Оригинальный текст находится здась: diana-ledi.livejournal.com.
«Случилось это где-то. Возмутительное и неприятное, но далеко ведь, не у нас. Почему я плАчу? Снесли памятник в Ташкенте. Подогнали бульдозер и снесли. Не вписывается тот памятник в современную концепцию Узбекистана. Что за памятник? Почему так зацепил своим ковшом этот бульдозер - меня? Какой осколок от этого памятника - мой? Я расскажу. ...Мальчишку того звали Федором. Было ему четыре года как раз тогда, когда сгребали детишек Украины, поспешно грузили в составы и увозили в эвакуацию. Очень мало было времени - немцы мгновенно завоевывали Украину. Мало составов было - детишки уезжали без родных. Не было места для взрослых - детей спасти бы. Документы терялись, переписывались от руки... Федор прибыл в Ташкент с крохотным приданым - тетрадкой, на которой от руки были написаны его данные. В детдоме тетрадку переписали, заводя личное дело. Не разобрали почерк. Федор был Кульчановским - стал Кульчаковским. А потом в детдом пришел кузнец Шамахмудов и взял Федора жить к себе. В кузнецовом доме жило, по-моему, шестнадцать усыновленных детей. Хотя сейчас говорят, что пятнадцать. Не суть. А в том суть, что кузнец и жена его воспитали их всех. Выучили, обеспечили жильем. Ничего себе, да? Федор был самым сложным ребенком. Ссорились они часто с отцом. Но приемная мама доживала после смерти отца у Федора - и многое это обстоятельство говорит о Федоре. Еще одна была сложность, для многих непонятная: Федор, не помнивший никого из близких своих кровных, яростно мечтал найти их. И посвятил этой мечте всю жизнь. Одна буковка, неправильно прочитанная в фамилии! И заканчивались тупиком все ветви расследований, которые вел Федор с детства. А между тем - вырастал, учился, женился, воспитывал уже своих троих детей. Похоронил приемного отца и забрал к себе маму. Ему предлагали остановить розыски. Понятно было, что невозможно найти следы семьи, о которой известно лишь, что осталась она в Украине. Все. Никаких больше исходных данных, кроме фамилии. И той, как оказалось позже, неправильной. Но кипы документов, писем, ответов на запросы становились все тяжелее. Федор не останавливался, искал. Уже стал сам дедушкой. Продолжал поиск. ...Папа мой жил в Запорожской области и занимался журналистикой. Он писал для республиканских, союзных, областных и районных изданий. Не было у него снобизма в выборе издания, которое напечатает его материалы. А имя было. Уже присылались в наш дом с завидной регулярностью бандероли с какими-то призами за выигранные фото-журналистские конкурсы. А корешкам на получение гонораров несть было числа. Корешки эти желтые скапливались в томике Александра Сергеевича. Александр Сергеевич заведовал у нас гонорарами. В отличие от Ивана Сергеевича, который хранил деньги на продукты. А деньги, отложенные на путешествия, доверялись томику Мигеля де Сервантеса. Потом нам с братом поручалось идти на почту и получать деньги. Гонорары - это была как бы вторая папина зарплата, и позволялось ее тратить иногда, как папа говорил, «на финтифлюшки». Может, потому с тех пор я никак не могу научиться всерьез относиться к гонорарам. И трачу их на финтифлюшки. Любимым же делом, гонораров почти не приносящим, для папы был розыск пропавших во время войны людей. Такие тихие многолетние расследования. Кипы документов, писем, ответов на запросы. Однажды папе поручили написать о старухе из Днепропетровской области, которая умудрилась дожить до 104-х лет и сохранить такую ясность ума, благодаря которой можно будет приписать в заключительном абзаце интервью: «И я благодарна партии и правительству...» и так далее. Я, как обычно, предварительно редактировала получившийся материал. Я редактировала множество папиных материалов, еще будучи школьницей. Так папа просил: «Отредактируй мне материальчик, пожалуйста». Теперь я понимаю. Его материалам не нужна была моя редакция. Он просто таким образом меня воспитывал в эдаком журналистском ключе. - Скажи, пап, а зачем ты это приписал - про партию и правительство? - отредактировав и перепечатав на пишущей машинке рукописное интервью, скептически кривясь, спросила я. Я была строгим папиным редактором. - Разве столетняя старуха говорила так? - Ты знаешь... Она могла так сказать. Я приписал ей эти слова, я понимаю. Но пусть припишу я, чем редактор. - А редактор припишет? - Обязательно. Этот материал задумывался ради такого абзаца. Но это ерунда. Не думай ты о требованиях партии и правительства. Я вот что тебе расскажу. Ты знаешь, почему она дожила до 104-х лет? - Ну, не знаю. Наверное, была хорошей девочкой, не пила и не курила? - Это само собой, - улыбнулся мой папа. - Но вот что меня потрясло. Она в войну потеряла внука. Четырехлетнего мальчишку, которого оставила ей умершая дочь. И эта старуха поклялась не умирать до тех пор, пока не найдет внука. Она сказала - «А как я на том свете дочери в глаза взгляну?» И живет, ищет до сих пор. - И что? - И ничего. Тупик. Наверное, погиб мальчишка в пути или в эвакуации. Или усыновил кто, а фамилию изменили. Найти невозможно, я думаю. Сказал так мой добрый папа. И стал искать мальчишку, найти которого было невозможно. Несколько лет две хлипкие ниточки тянулись - одна из Ташкента, вторая из Запорожья. Папа решил проверить возможные интерпретации фамилии Кульчановский. Он сделал ставку на плохой почерк и на фактор ошибки в написании фамилии. Папе сделали операцию и признали рак в последней стадии. Он мог прожить, по словам врачей, максимум две недели. Он прожил еще год. Он так жадно работал в этот последний год! Когда не терял сознание от боли... Каждое утро мы отправляли письма с текстами, над которыми он работал ночами, и, конечно же, запросы. Два расследования он вел в тот год - поиск Федора и поиск однополчан, освобождавших наш район. Когда папе становилось легче, он выезжал, встречался с людьми, брал интервью, находил острые и сложные ситуации, фотографировал - работал. За полгода до его смерти встретились найденные однополчане. Захлебывалось радио, гремели газеты об этой встрече. А у папы было обострение, и я колола наркотик в обтянутые кожей кости, плача оттого, что не могу нащупать мышцу. За два месяца до смерти ему пришло письмо о том, что по результатам его статей две многодетные семьи получают квартиры. Их отодвинули было из первого места в квартирной очереди на последние места - а как же! Сыновьям партийных районных боссов срочно приспичило жениться. Нужны квартирки были для золотой районной молодежи. Папа возмутился. Не надо моего папу возмущать! Это серьезно. В результате папиного возмущения партийные бонзы схлопотали по строгому выговору, а две семьи въезжали в новые квартиры. За две недели до смерти он попросил отвезти его в больницу. Потом мне мама объяснила - он не хотел, чтобы я видела его смерть. Крохотной моей Тигре было полтора месяца. Мне нельзя было ТАК волноваться - считал папа. От волнения у юных мам перегорает в груди молоко. Поэтому - пусть он умрет в больнице. Папу увозили умирать, он обнимал меня и целовал моих детей - Тимошу маленького и крохотную Тигру. Он прощался. А я не прощалась, я думала: ничего, папочка, я завтра к тебе помчусь в больницу. Я не знала, что папа распорядился не пускать меня к нему. Диночке нельзя волноваться, у нее может исчезнуть молоко для ребенка... И тут принесли эту сумасшедшую телеграмму: «Срочно приезжайте! Встреча бабушки с внуком! Благодарны, счастливы!» и много там было сумбурных слов. Папа прочел и улыбнулся. Он уже знал, что две ниточки встретились - ниточка Федора и папина новая нить розыска. И делом времени было - когда приедет Федор знакомиться с бабкой своей, поклявшейся не умирать, пока не найдет она его. С тетками своими, братьями и сестрами. О встрече позже писала «Правда», и там же, рядом со статьей, давала некролог о папиной смерти. Множество изданий перепечатывало этот материал. Время такое было - редко уже встречались потерянные в войну люди. Кто мог найтись - давно нашелся. Кто был маленьким - состарился. Редкостной была история такая. И еще. Трогало души удивительное упорство троих людей - Федора, маниакально искавшего своих кровных. Бабки его, упрямо живущей, потому что надо найти внука. И папы моего упорство - желание довести до конца последний свой розыск. Через три месяца Федор приехал в наш дом. Он попросил отвести его на папину могилу. Придя на свежий этот глинистый холмик, он встал на колени и поцеловал землю. У нас это не принято, правда? Восточное воспитание было все же у Федора. Он не боялся говорить красивые слова. Ценил красивые чувства. Он сказал: «Ваша семья - теперь родная мне». И каждый год с тех пор он приезжал - к бабушке, потом на папину могилу. Потом - на могилу бабушки и на папину могилу. Потом мы уехали. Федор тоже переехал в Ростов из Ташкента. Начались сложности постсоветского периода, и потерялись мы. Два года назад, когда крохотной Тигрочке уже было двадцать лет, и переехали мы жить из маленького нашего поселка в Запорожье, Федор нашел нас. Для него, привыкшего к розыскам, нетрудным было это сделать. Он приехал узнать - как мы живем, здоровы ли. И не нужно ли нам чем-нибудь помочь. Мы пили чай. И я опять расспрашивала его о жизни в прославленной семье ташкентского кузнеца. А он рассказывал, как делали этот памятник, стоящий в Ташкенте - памятник их семье. Показывал узловатым пальцем на фотографии - какая из детских каменных фигурок посвящена ему самому. ...12 апреля в Ташкенте разрушили памятник семье Шамахмудовых. Бульдозер превратил детские фигурки в бесформенные глыбы. Один из каменных осколков зацепил меня. Я плАчу. Я всегда плАчу, когда обижают детей. Еще я плАчу оттого, что умер мой папа. Как будто сегодня во второй раз он умер. Он, знаете ли, тоже не любил, когда обижают детей. Мой добрый папа - журналист КОНСТАНТИН САЛЬНИЧЕНКО. Я переспрашиваю: это точно? Нет ошибки? Мне трудно в это поверить, если честно. И знаете... Я так хочу, чтобы Федор не узнал о разрушенном памятнике. Нельзя ему такое знать». |
В избранное | ||